Погибли в бою, покоятся на дне морском

15
Погибли в бою, покоятся на дне морском


В июле пришла негромкая скорбная весть, ждать которую пришлось целых 76 лет: в Балтийском море в 35 километрах от Клайпеды совместной российско-литовско-латвийской экспедицией была обнаружена советская подводная лодка С-10. Она пропала без вести в июне 1941 года, и все эти годы родственники погибших подводников ничего не знали об их судьбе. Так была поставлена точка в расследовании ещё одной из многочисленных трагедий военного лихолетья, море наконец-то поделилось с людьми тайной исчезновения С-10.



Братская могила на 41 человека

Десятая «эска» (тип «С» – «Сталинец») принадлежала к многочисленному в довоенном советском флоте подклассу средних субмарин и предназначалась для действий на морских коммуникациях противника. Она была заложена 10 июня 1937 года на заводе № 112 в Горьком под стапельным номером 242 и литерным обозначением Н-10, спущена на воду 20 апреля 1938 года, вступила в строй 31 декабря 1940 года. В последнем её походе экипаж лодки насчитывал 41 человека, бессменным командиром был капитан 3-го ранга Борис Константинович Бакунин. На следующий день после начала войны утром 23 июня 1941 года С-10 отправилась на позицию в Данцигской бухте, планировалось прибытие её в заданный район через двое суток. Помимо двухнедельного поиска и уничтожения вражеских кораблей, экипаж лодки должен был произвести разведку подходов к базе Пиллау (ныне Балтийск в Калининградской области) для последующей минной постановки. 28 июня после полуночи на базе получили с борта субмарины лаконичное сообщение: «Ухожу от погони. В 05.00 буду в Либаве (ныне Лиепая. – В.В.)». Однако, поскольку в тот момент последние защитники Либавы, истекая кровью, уже вели уличные бои с прущими гитлеровскими полчищами, командование приказало Бакунину двигаться в Усть-Двинск. Ответа о получении приказа не последовало.

Ещё через несколько часов, под утро, на берег поступила другая радиограмма – без подписи, но по характеру работы телеграфного ключа опознанная как пришедшая с С-10: «Терплю бедствие, нуждаюсь в помощи». Затем связь прекратилась, и про дальнейшую судьбу этой подлодки в течение последующих 76 лет достоверно никто ничего не знал. Впоследствии, когда советская сторона получила доступ к немецким архивам, выяснилось, что сторожевик V-307 наткнулся на С-10 близ Пиллау, севернее мыса Брюстерорт утром 27 июня. Гитлеровский корабль, патрулировавший этот участок моря, обнаружил погружающуюся лодку и след торпеды, после чего сбросил на советскую субмарину четыре глубинных бомбы. Затем для преследования лодки были срочно вызваны десять сторожевиков и тральщиков, однако их действия оказались безрезультатными. Основная версия причины произошедшей трагедии связана с тем, что юго-западнее Пиллау в ночь на 22 июня немецкие катера-шнельботы выставили 30 донных неконтактных мин, а тральщик «Фугас» 22-23 июня – 206 якорных мин. Не исключалось, что С-10 подорвалась на мине и была замечена патрульными кораблями противника. Пытаясь уйти от них на полной скорости в надводном положении, субмарина израсходовала запас плавучести и затонула в районе между Лиепаей и Вентспилсом. Историки указывали, что 27 июня в Ирбенском проливе немецкие торпедные катера S-59 и S-60 из состава III флотилии атаковали неизвестную подводную лодку. Но так как ни время, ни место атаки не соответствуют времени и месту гибели С-10, эта версия оказалась несостоятельной…

И вот поступило известие – нашли! С российской стороны в экспедиции, обнаружившей С-10, принимал участие Клуб подводных исследователей калининградского Музея Мирового океана. Выяснилось, что субмарина лежит в нынешних экономических водах Литвы на глубине 65 метров. В соответствии с принятой в подобных случаях процедурой место гибели С-10 и её экипажа станет официально признанным воинским захоронением.


Члены экипажа С-10 (слева направо): командир корабля Борис Бакунин, рулевой Иван Шевелев, командир отделения торпедистов Георгий Гаврилин


При содействии представительства МИД России в Калининграде проводится работа по подготовке выезда сотрудников Музея Мирового океана совместно с партнёрами из Латвии и Литвы на место гибели подводной лодки. Член Клуба подводных исследователей Наталья Важинская пояснила: «Мы планируем экспедицию для отсъёмки подводного видео- и фотоматериала и проведения мемориальных мероприятий. Это возложение венков, установление мемориальной таблички с номером подлодки и списком погибших. Надеемся найти родственников членов экипажа».

Пропали без вести…

Обнаружение советских подводных лодок, погибших в годы минувшей войны, является делом нередким. Так, весной прошлого года российские дайверы-поисковики обнаружили у берегов Эстонии советскую подлодку Щ-408, погибшую в неравном бою с немецкими кораблями в мае 1943 года.

В мае 2014-го близ побережья Калининградской области была найдена советская подводная лодка С-4. Кстати, её нашли в том же самом районе, где три года спустя была обнаружена её погибшая «сестра» С-10. Четвертой «эске» повезло больше – она прошла почти всю войну и погибла уже на её исходе 4 января 1945 года. Последний раз в эфир её командир Алексей Александрович Клюшкин вышел 1 января: доложил о том, что недавно С-4 уничтожила судно противника и продолжает патрулирование. Причиной гибели корабля и всех 48 членов экипажа, судя по всему, стал таранный удар, нанесённый немецким миноносцем T-3 – он произошёл, когда С-4 пыталась атаковать немецкий конвой.


Подводные лодки «С-4», «С-6» и «С-1» на зимовке в Либаве, начало 1940 г.

В декабре 2012-го шведы разыскали на дне Балтийского моря подводную лодку С-6. Она затонула в 1941 году со всеми своими 48 членами экипажа, подорвавшись на немецком минном заграждении «Вартбург» (хотя была версия, что С-6 потопил вражеский самолет). Кроме того, среди вероятных причин гибели подводной лодки называлась ошибка личного состава, так как назначенный как раз перед этим походом командиром на С-6 капитан-лейтенант Николай Николаевич Кулыгин не имел опыта руководства «эсками» и ранее служил на субмаринах типа «М» («малютка»). Обследование, проведённое шведскими дайверами-поисковиками, показало, что обломки кормы С-6 находятся в 20 метрах от носовой части. Рядом располагается нечто, напоминающее торпеду. Разрушенный корпус субмарины покрыт, словно саваном, толстым слоем ила, но носовая часть вместе с 45-мм орудием сохранилась в относительно неплохом состоянии.

А в июле 2009-го на границе шведских и финских территориальных вод в Аландском море отыскали советскую субмарину С-2, затонувшую в январе 1940 года во время «незнаменитой» войны с Финляндией. Лодкой командовал капитан-лейтенант Иван Александрович Соколов, на борту корабля в его последнем походе находились командир 13-го дивизиона ПЛ КБФ капитан 3-го ранга Гавриил Николаевич Тутышкин и флагманский штурман 1-й бригады ПЛ КБФ старший лейтенант Василий Кириллович Колесников. Вечером 2 января 1940 года С-2 достигла Аландских островов и получила разрешение на форсирование пролива Южный Кваркен. 3 января 1940 года в 04.20 была получена последняя радиограмма с С-2. Больше лодка на связь не выходила, о её судьбе до последнего времени достоверно ничего не было известно. Её гибель стала первой (и единственной) потерей подводного флота Советского Союза в той боевой кампании.

Все эти годы экипаж – 50 человек – числился пропавшим без вести. Раньше военные эксперты считали вероятной возможность того, что С-2 стала жертвой льдов или мины в тот момент, когда уже возвращалась на базу. Дело в том, что 14 января плавбаза «Смольный», а 21 января лидер «Минск» якобы принимали сигналы с С-2, но наладить устойчивую связь их радисты так и не смогли. Позже выяснилось, что подводная лодка погибла ещё 3 января на минах, выставленных месяцем раньше финским минным заградителем «Лоухи» в Южном Кваркене у острова Маркет. Есть данные, что летом 1999 года остов субмарины обнаружен в этом районе шведскими поисковиками – однако официально находка зарегистрирована лишь десятью годами позже.

Подводные могилы ждут, кто их разыщет

В 1998 году группа шведских аквалангистов-любителей нашла вблизи Южного Кваркена советскую С-7, потопленную 21 октября 1942 года финской субмариной «Весихииси» («Морской чёрт»). Причиной катастрофы стало то, что С-7, благополучно форсировав противолодочные заграждения, отправила командованию краткую радиограмму о прорыве на оперативный простор. Согласно Таблице условных сигналов сообщение состояло всего из пяти слов, передатчик лодки был в эфире меньше минуты. Но и этого оказалось достаточно для службы радиоперехвата противника. Из Мариенхамна вышли на охоту неприятельские субмарины. В 20.41 финская подводная лодка выпустила торпеду. Командир «финки» уже посчитал, что промахнулся (так как неверно оценил дистанцию) и приказал открыть артиллерийский огонь, как спустя три минуты торпеда попала в район седьмого отсека С-7, и советская подводная лодка мгновенно затонула. 42 человека погибли. Правда, четверо моряков, находившихся на мостике С-7, смогли спастись, они попали в плен к финнам. Среди них был и командир корабля Сергей Прокофьевич Лисин. Так случилось, что в эти же дни состоялся указ о присвоении моряку звания Героя Советского Союза, о чем Лисин узнал много позднее. В 1944-м после выхода Финляндии из войны пленники вернулись на родину. С.П. Лисину была суждена долгая жизнь – после спецпроверки он был возвращен на флот, затем занимался педагогической работой в военно-морских училищах и умер в Санкт-Петербурге в 1992 году.



И, наконец, нельзя не упомянуть ещё одну важную находку – хоть и не имеющую отношения к временам Великой Отечественной. Летом 2015 года у берегов Швеции обнаружили подводное судно российского императорского флота «Сом», затонувшее 10 мая 1916 года. До тех пор пока не стало известно, что речь идёт именно о «Соме», западная пресса и российская «либеральная оппозиция» массово обвиняли Москву в том, что она тайком засылает к берегам Швеции подводных диверсантов – и якобы это их подлодка обнаружена затонувшей. О других найденных подлодках писали куда меньше: современные СМИ, с их тягой к «остренькому», не слишком-то интересуются погибшими героями, если из-за них нельзя раздуть какой-нибудь очередной скандал.

* * *


Это лишь самые известные находки такого рода – рассказ о них можно длить и длить. Наверняка, их окажется ещё немало. «Дно Балтики буквально усеяно ржавыми остовами, – сказал автору этих строк латвийский краевед Александр Дмитриев, в 1980-е возглавлявший любительский клуб аквалангистов «Посейдон». – Главным в своей деятельности мы, "посейдоновцы", считали розыск затонувших в ходе минувшей войны кораблей. Никогда не забуду июнь 1991 года, когда мы принимали участие в крупной поисковой экспедиции, в ходе которой нашли советский тральщик "Штаг". В 1941 году он погиб, обороняя Моонзундские острова от немецкого флота. С этого корабля удалось нам поднять иллюминаторы, фонари, штурвал и – самое главное – 100-миллиметровое артиллерийское орудие. А сколько таких реликвий ещё покоится на дне морском…»

В доказательство этих слов стоит вернуться туда, откуда мы начинали рассказ, – в воды близ Лиепаи-Либавы. За несколько дней до С-10 здесь же 24 июня 1941 года погибла подлодка С-3. Начало войны она встретила под командованием капитан-лейтенанта Костромичева Николая Александровича, находясь в капремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Работы должны были завершиться 15 июня, но так и не были окончены. 23 июня немцы были уже на подступах к городу. Поскольку лодка могла идти самостоятельно (но только в надводном положении), Костромичев, отказавшись взорвать корабль и взяв на борт часть членов экипажа подлодки С-1 (в том числе и её командира капитана 3-го ранга Ивана Морского) и некоторых рабочих с «Тосмаре» (всего на борту было около 100 человек), покинул Либаву.

С-3 шла непосредственно вдоль побережья в Усть-Двинск, скорость её не превышала 5 узлов. В 2.32 24 июня в районе маяка Ужава она была обнаружена и атакована германскими торпедными катерами S-60 и S-35 из состава всё той же 3-й флотилии. В завязавшейся артиллерийской дуэли 100-мм и 45-мм орудия субмарины не смогли защитить её от скорострельных немецких 20-мм пушек, хотя огонь с лодки и нанес катерам повреждения. Выпущенные со шнельботов торпеды прошли мимо цели. С-3 упорно уходила на север, и тогда катера атаковали её ручными гранатами, а затем в 3.39 S-60 сбросил прямо по курсу подлодки, в непосредственной близости от неё глубинную бомбу. Субмарина затонула. Из воды немцы подобрали только девять человек; тело командира Костромичева позже прибило к берегу острова Сааремаа. По неподтвержденным данным немецкие водолазы в июне-июле 41-го погружались на лодку в поисках документов. Так это или нет, доподлинно неизвестно – до сих пор С-3 так и не нашли.

А может, правильнее сказать – пока не нашли…
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    27 августа 2017 07:07
    "Пока не будет предан земле последний погибший солдат – война не окончена!" А.В.Суворов....Вечная слава погибшим, и благодарность поисковикам...
    1. +1
      27 августа 2017 20:24
      память прочнее гранита
  2. +2
    27 августа 2017 08:28
    Из воды немцы подобрали только девять человек

    Участь их неизвестна?
    1. +4
      27 августа 2017 09:38
      Цитата: капрал
      Участь их неизвестна?

      Есть разная информация. Вот цитата из книги В.Е. Корж. "Запас прочности"
      "Когда враг подошел к Либаве, моряки «С-3» вывели свой корабль в море, хотя лодка была неисправна и не могла погружаться. Вот на этом месте ее настигли фашистские катера. Подводники вступили в бой. Неравный и безнадежный. Вражеские катера потопили лодку. Никто не спасся... Здесь погибли мои лучшие друзья — инженер-капитан-лейтенанты Алеша Толстых и Саша Свитин. Первый командовал пятой боевой частью «С-3», второй служил на «С-1» (ее пришлось подорвать в базе, и команда перешла на «С-3»). По суровым лицам товарищей вижу, что у каждого из них на этой лодке были друзья, у всех нас одни и те же мысли." А в общем, это правдивые мемуары дивизионного механика дивизиона подводных лодок КБФ, которому приходилось уходить в походы с разными командирами, на разных подводных лодках. И даже устранять такие неисправности, при которых положение лодки считалось безнадёжным.
      1. +2
        27 августа 2017 09:56
        Цитата: амурец
        цитата из книги В.Е. Корж. "Запас прочности"
        ............................... Никто не спасся..

        Со всем уважением к ветеранам, но дата выхода мемуаров - 1966 год. А тогда было "немодно" описывать случаи попадания в плен, вернее редакторы не пропустили бы, и заставили бы "слегка поправить". Ибо советские герои в плен не сдаются, а кто сдался-тот предатель,враг народа и т. д.
        Да и события описаны,как я понял, по немецким документам, а немцам в своих отчетах насчет пленных приукрашивать нет никакого резона, их ведь в конце концов требовалось куда то передать на суше.
  3. +1
    27 августа 2017 08:31
    Владимир, большое Вам спасибо за проделанную работу.
    Видимо,С10 кого-то атаковала:"обнаружил погружающуюся лодку и следующий торпеды" я правильно понял?
  4. +1
    27 августа 2017 09:10
    надо быть очень отчаянным чтоб идти в подводники, и не страдать клаустрафобией
  5. +1
    27 августа 2017 11:46
    В артиллерийской дуэли 100 мм и 45 мм орудия подводной лодки не смогли защитить ее от 20 мм орудий 2-х торпедных катеров, которые затем атаковали ее ручными гранатами? Не очень понятно что произошло на самом деле,если немцы смогли подойти на расстояние броска ручной гранаты, а затем сбросили по курсу лодки, которая могла идти только в надводном положении,гглубинную бомбу после чего лодка затонула...
    Этот пассаж ничего не добавляет к картине гибели лодки, а только запутывает ее, - истинную картину этого боя вряд ли удастся восстановить, а домысливать можно сколько угодно...
    1. +9
      27 августа 2017 13:43
      Цитата: ranger
      В артиллерийской дуэли 100 мм и 45 мм орудия подводной лодки не смогли защитить ее от 20 мм орудий 2-х торпедных катеров, которые затем атаковали ее ручными гранатами? Не очень понятно что произошло на самом деле,если немцы смогли подойти на расстояние броска ручной гранаты, а затем сбросили по курсу лодки, которая могла идти только в надводном положении,гглубинную бомбу после чего лодка затонула...

      Артиллерийское вооружение катеров Schnellboot состояло из одного 20-мм автомата «Рейнметалл» С/30 (боезапас 3000 выстрелов) в установке L/30, монтировавшейся на кормовой площадке, и двух переносных 7,92-мм пулеметов MG 34. Имея явное преимущество по скорости и маневренности, шнелльботы могли себе позволить такую "роскошь", как сблизиться на расстояние 50-200 м, позволяющее буквально смести с палубы подлодки расчёты 100 мм и/или 45 мм орудий. Маневренные возможности ПЛ в надводном положении при скорости 5 узлов даже обсуждать не стоит.
    2. +4
      27 августа 2017 14:28
      Добавляет одно: дуэльная ситуация, две шишиги с ЗУ-23 против одной 100-мм "рапиры" и 45-мм противотанковой времён ВОВ. И все на расстоянии 1-1,5 км. Я в такой ситуации однозначную победу никому бы не дал. А ещё учесть волнение моря, то у мелкокалиберной скорострелки шансы нехило вырастают.
  6. 0
    27 августа 2017 17:24
    Вот уважаю людей. Нашли и обьявили захоронением. Не лезут грязными вурдалакскими лапами, не тревожат покой павших, не грабят подло, под видом перезахоронения. Хотя желательно, конечно, как следует заминировать окрестности. От разных там "клубов" с ужасно патриотицкими названиями. Ведь полезут, гади, непременно ограбить попытаются...
    1. +1
      27 августа 2017 21:46
      Не переживайте. Море умеет хранить свои тайны. 65 м - глубина уже серьезная, требующая и оборудования и подготовки на профессиональном уровне. Это уже не для клубов.
  7. +1
    28 августа 2017 13:46
    Вот кстати говоря, если периодически поднимают затонувшие корабли, то почему бы из них не делать музеи или памятники?
    У нас и так мало осталось техники (особенно морской). Даже в побитом виде они будут очень ценны.
    В идеале надо создать несколько площадок для таких находок и вокруг них сделать музеи.
  8. +1
    29 августа 2017 03:44
    Цитата: alstr
    Вот кстати говоря, если периодически поднимают затонувшие корабли, то почему бы из них не делать музеи или памятники?

    Наверное потому, что поднимать и делать памятник из погибшего корабля - это всё равно, что разрыть братскую могилу и устроить там вернисаж.
  9. +1
    30 августа 2017 16:16
    «Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования.