Military Review

Revolution? Finalization? Plagiarism? ASV Project

9
Long time we have not seen new technical solutions in the field of shipbuilding. The ekranoplans are already several decades old, hovercrafts are even older, and the age of catamarans has been going on for centuries. There is a reason to get bored. However, the Norwegian shipbuilders from Effect Ships International AS recently presented their version of the “revolution” at sea. The technology, which should significantly improve the performance of the watercraft, is called ASV (Air Support Vehicle). What is this air support?


Revolution? Finalization? Plagiarism? ASV Project


First, a little physics. When a body moves in a gas or liquid, a so-called around it is formed. boundary layer. Upon reaching a certain speed, he ceases to break away from the surface of the body and as it sticks to it. In practice, in the case of movement in water, this results in the fact that the ship is forced to “pull” several tons of seawater behind it, which has become the boundary layer. Consequently, the total weight of the swimming pool increases and greater engine power is required. Thus, the boundary layer interferes with the speed movement. For relatively lightweight vessels, this problem is solved by equipping the hull with a reamer, thanks to which the boat or boat can glide. The surface of contact with water decreases, and with it decreases the resistance of water. Hydrofoils work in a similar way, but in this case the hull of the vessel rises almost completely above the water and it “resists” only the surface of the wings. However, gliders or hydrofoils are poorly suited to large vessels. In addition, the same hydrofoils are very gentle in relation to the excitement of the sea. Three or four points and a winged ship is forced to stay in the port.

So, of all the layout options, only the vessel “tightly seated” in the water remains? But here, not everything is simple. As already mentioned, it can not be greatly accelerated due to the boundary layer. However, it is possible to reduce the resistance. In shipbuilding there is the following formula: V = 1,34 × (LWL) 1 / 2, where V is the speed and LWL is the length of the waterline in feet. According to this formula, it is possible with acceptable accuracy to calculate the maximum possible speed of the vessel. As can be seen from the formula, an infinite increase in the engine power of the vessel will not lead to a proportional increase in maximum speed. It will affect only the length of the waterline. The solution is obvious - to lengthen the ship. As an alternative to extending the ship, the length of the waterline can be increased by dividing it into two hulls, this is called a catamaran. The maximum speed of such a vessel will be greater than that of the single-hull, but with comparable geometric dimensions, the gain will not be as great as we would like. The fact is that an increase in the waterline leads to an increase in surface area in contact with water. As a result, the size of the boundary layer increases. Finally, the last of the widely used ways to improve the speed of a ship is an air cushion. But such vessels are very uneconomical in the fuel aspect, although they have good running characteristics.

In their ASV project, the Norwegian shipbuilders sought to reduce the influence of the boundary layer of water. At first, Effect Ships International AS tried to repeat the experience of the Japanese from Mistubishi, which consisted in breaking and “blowing out” the boundary layer of water with compressed air. The technology was interesting, but the hopes placed on it did not justify. Therefore, the Norwegians decided to put a much more daring experience and "cross" the catamaran, hovercraft and a number of already known technologies. The basis of the new design is two vertical side hulls (as on a catamaran) of relatively small thickness, which play the same role as the so-called. skirt classic hovercraft. In the side buildings there are cavities of a special shape. The operation of the structure during movement is as follows: when the ship reaches a certain speed through the front intake "window" formed by the bottom surface of the bridge, side hulls and the surface of the water, air enters under the bottom. There, passing through the cavities in the side hulls and the “tunnel” formed by the latter, it creates a certain lifting force. The air falling under the bottom on an experimental ASV sample allowed 85% of the total vessel volume to be raised above the water surface. Thus, when driving at high speed, only the lower parts of the side hulls are in contact with water. For testing, several models were created with the same power plant, the same dimensions and weight, but differing in the layout of the case. When comparing these models, it was possible to establish that the advantages of the ASV-hull begin to manifest at speeds from 35 nodes, and they reach their maximum on 55 nodes, where such a vessel turns out to be 40% more fuel efficient than catamarans.

The graph shows the dependence of speed on engine power for ordinary catamarans (purple) and ASV (blue)


As for comparison with hovercrafts, it’s not only economy that comes onto the scene. In the conditions of the Norwegian fjords one noticeable lack of an air cushion often appears. Such vessels do not have or almost do not have contact with water, therefore, they are subject to side wind influence. It is not uncommon for a hovercraft to be thrown ashore, which, under appropriate conditions, can lead to serious structural damage. Air-supported vessels are constantly in contact with water, different speeds differ only in draft. And the ASV-design is less afraid of waves than underwater wings or an air cushion.

Adaptation to the Scandinavian fjords can be a plus that will attract potential customers to ships with air support. Therefore, even the authors of the project from Effect Ships International AS themselves now see passenger transportation, including tourism, as the main purpose of their invention. In the future, the available materials and technologies will allow creating ASV-ships of a much larger size than tourist boats. Maybe in the future there will even be large cargo ships with the ability to move at high speed. Interestingly, in a series of Norwegian company is going to launch light boats made of carbon fiber. This relatively expensive material has a low weight, which, according to the idea of ​​the Norwegian designers, will allow equipping ships with an electric power plant and install heavy batteries on them. In total, such a craft will weigh as much as a metal diesel boat, but the cost of electric "fuel" will be much cheaper. Fortunately for potential customers who would not want to risk with a promising, but damp development, there is a version of the boat with the usual diesel power plant and metal hull design. The price of various options for ASV-boats has not yet been announced. There is every reason to believe that the metal version with a diesel engine will be significantly cheaper than carbon fiber.

The Norwegian ASV project is certainly interesting. It looks a bit futuristic so far, but it will have a great future. And the truth is, why should we doubt the success of the so-called ships with air support, if in the Russian Black Sea fleet For many years, two large ships have been serving at once, having basically the same technical solution. It should be noted that our “air support” is called a hydrodynamic platform-catamaran with aerostatic unloading. The first small missile ship of Project 1239 called Bora was put into operation as early as the 97th, and three years later the Black Sea Fleet was replenished with the second ship of this project, also named after the wind - Samum. The only serious difference between the Russian project 1239 and the Norwegian ASV lies in the presence on our ships of special superchargers that increase the efficiency of the air cushion enclosed between the side hulls.
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Kibb
    Kibb 14 March 2012 10: 40
    +1
    Something I may not understand, as a result of Bohr galleries? So how many years she walks in iron?
    1. Glenn witcher
      14 March 2012 12: 03
      +1
      That's right, we have almost the same 15 years in the ranks, but they have only experimental done.
      1. zlibeni
        zlibeni 14 March 2012 12: 49
        +3
        this appeared in England in the thirties of the 20th century and this was a speed boat on which speed records were set.
        and now on this subject we have what we call the formula on boats. so the new is the modified old. I think the matter concerns some design improvements and no more
      2. Jaguar
        Jaguar 14 March 2012 23: 40
        0
        you are wrong. Norwegians made Skjold missile boats (8 anti-ship missiles and a maximum speed of 60 knots). The first was launched in 1998

  2. Vital 33
    Vital 33 14 March 2012 13: 01
    +4
    I read to half, and was filled with malicious gloating "well, finally, we got out of the way !!!", but the author cut me off in the last paragraph ...))))).
    By the way, a few years ago I saw a story about a new American catamaran-type passenger ship. I don’t remember everything (whoever saw it, we can correct it), but it was a healthy crap, designed to carry several hundred people (no cabins, only comfortable chairs), something like a ferry over short distances (100-200 miles), and so, it scratches with speed of 80-90km.h !!!
    A strong sight! There are jet propulsors, the nozzle diameter is 2 meters!
  3. Igarr
    Igarr 14 March 2012 13: 10
    +2
    Good article.
    Only there is nothing new here ..
    Typical "tight skirt" hovercraft. We studied and did such things in 50-60 years.
    Result - Bora and Samum, as said
    Poor Norwegians .... brakes, you see, worse than Estonians.
  4. Passing
    Passing 14 March 2012 15: 29
    +1
    In shipbuilding, the following formula exists: V = 1,34 (LWL) 1/2

    The formula is some kind of left, where exactly is the engine power here?
  5. ward
    ward 14 March 2012 21: 01
    +1
    Well, if you believe the magazine "boats and yachts", this is a skeg SVP ... All the advantages and disadvantages of this scheme are also described there ... This idea is forty years old ... There are more interesting ... for example a sea knife ...
  6. Standpoint
    Standpoint 20 March 2012 03: 53
    0
    It’s just enraging ... All over the internet there is one and the same reprint with the same picture of the model. It seems that the bottom of the ship is being discussed ... but what can be seen here. And the article is fundamentally not accurate. In short, this is not a bora.
  7. Gonoriy
    Gonoriy 24 January 2015 14: 07
    0
    For Norway, it’s just the time. He wants to cover his main coast.

Революция? Доработка? Плагиат? Проект ASV

Давненько мы не видели новых технических решений в сфере кораблестроения. Экранопланам уже несколько десятков лет, суда на воздушной подушке и того старше, а счет возрасту катамаранов давно уже идет на века. Есть повод заскучать. Однако норвежские судостроители из компании Effect Ships International AS недавно представили свою версию «революции» на море. Технология, которая должна значительно улучшить характеристики плавсредств, получила название ASV (Air Support Vehicle – Судно с воздушной поддержкой). Что же представляет собой эта воздушная поддержка?

Революция? Доработка? Плагиат? Проект ASV


Для начала немного физики. При движении тела в газе или жидкости вокруг него образуется т.н. пограничный слой. По достижении определенной скорости он перестает отрываться от поверхности тела и как бы прилипает к ней. На практике, в случае с движением в воде, это выливается в то, что корабль вынужден «тянуть» за собой несколько тонн забортной воды, ставшей пограничным слоем. Следовательно, увеличивается общая масса плавательного средства и требуется большая мощность двигателя. Таким образом, пограничный слой мешает скоростному движению. Для относительно легких судов эта проблема решается путем оснащения корпуса реданом, благодаря чему лодка или катер может глиссировать. Поверхность соприкосновения с водой уменьшается, а вместе с ней снижается и сопротивление воды. Похожим образом работают и подводные крылья, однако в таком случае корпус судна почти полностью поднимается над водой и она «сопротивляется» только поверхности крыльев. Однако глиссер или подводные крылья слабо подходят большим судам. Кроме того, те же подводные крылья очень нежны в отношении волнения моря. Три-четыре балла и крылатое судно вынуждено остаться в порту.


Так что же, из всех вариантов компоновки остается только судно, «плотно сидящее» в воде? Но и тут не все просто. Как уже говорилось, оно не может сильно разгоняться из-за пограничного слоя. Однако есть возможность снизить сопротивление. В судостроении существует следующая формула: V= 1,34 × (LWL)1/2, где V – скорость, а LWL – длина ватерлинии в футах. По этой формуле можно с приемлемой точностью высчитать максимально возможную скорость судна. Как видно из формулы, бесконечное увеличение мощности двигателя судна не приведет к пропорциональному росту максимальной скорости. На нее повлияет только длина ватерлинии. Выход очевиден – удлинять корабль. В качестве альтернативы удлинению корабля увеличить длину ватерлинии можно путем разделения его на два корпуса, это называется катамаран. Максимальная скорость такого судна будет больше, чем у однокорпусного, но при сравнимых геометрических размерах выигрыш будет не столь велик, как хотелось бы. Дело в том, что увеличение ватерлинии приводит к росту площади поверхности, соприкасающейся с водой. Как следствие, увеличиваются и размеры пограничного слоя. Наконец, последний из существующих широко распространенных способов улучшить скоростные качества судна – воздушная подушка. Но такие суда весьма неэкономичны в топливном аспекте, хотя и имеют хорошие ходовые характеристики.

В своем проекте ASV норвежские кораблестроители преследовали цель уменьшения влияния пограничного слоя воды. Сначала Effect Ships International AS попробовали повторить опыт японцев из Mistubishi, заключавшийся в разбитии и «сдувании» пограничного слоя воды сжатым воздухом. Технология оказалась интересной, но все же возложенных на нее надежд не оправдала. Поэтому норвежцы решили поставить гораздо более смелый опыт и «скрестить» катамаран, судно на воздушной подушке и еще ряд уже известных технологий. Основа новой конструкции – два вертикальных боковых корпуса (как на катамаране) сравнительно малой толщины, которые играют ту же роль, что и т.н. юбка классических судов на воздушной подушке. В боковых корпусах имеются полости специальной формы. Работа конструкции при движении выглядит следующим образом: по достижении судном определенной скорости через переднее заборное «окно», образованное нижней поверхностью корпуса-моста, боковыми корпусами и поверхностью воды, воздух поступает под днище. Там, проходя через полости в боковых корпусах и образованный последними «тоннель», он создает определенную подъемную силу. Попадающий под днище воздух на экспериментальном образце ASV позволил поднять над поверхностью воды 85% от полного объема судна. Таким образом, при движении на большой скорости с водой соприкасаются только нижние части боковых корпусов. Для испытаний было создано несколько моделей с одинаковой силовой установкой, одинаковыми габаритами и массой, но отличавшихся компоновкой корпуса. При сравнении этих моделей удалось установить, что преимущества ASV-корпуса начинают проявляться на скоростях от 35 узлов, а своего максимума они достигают на 55 узлах, где такое судно оказывается на 40% эффективнее по топливу, чем катамараны.

Революция? Доработка? Плагиат? Проект ASV
На графике показана зависимость скорости от мощности двигателя для обычных катамаранов (лиловый) и ASV (синий)


Что касается сравнения с судами на воздушной подушке, то тут на сцену выходит не только экономичность. В условиях норвежских фьордов часто проявляется один заметный недостаток воздушной подушки. Такие суда не имеют или почти не имеют контакта с водой, поэтому подвержены влиянию бокового ветра. Нередки случаи, когда суда на воздушной подушке выбрасывает на берег, что при соответствующих условиях может привести к серьезным повреждениям конструкции. Суда с воздушной поддержкой постоянно контактируют с водой, разные скорости движения различаются только осадкой. Да и волн ASV-конструкция боится меньше, чем подводные крылья или воздушная подушка.

Приспособленность к скандинавским фьордам может стать тем плюсом, который привлечет к судам с воздушной поддержкой потенциальных заказчиков. Поэтому даже сами авторы проекта из Effect Ships International AS сейчас видят в качестве основного предназначения своего изобретения именно пассажирские перевозки, в том числе и туристические. В перспективе имеющиеся материалы и технологии позволят создать ASV-корабли гораздо большего размера, чем туристические катера. Может быть, в будущем даже появятся крупные грузовые суда с возможностью движения с большой скоростью. Что интересно, в серию норвежская фирма собирается запускать легкие катера, изготавливаемые из углепластика. Этот относительно дорогой материал имеет малый вес, что, по задумке норвежских конструкторов, позволит оснастить суда электрической силовой установкой и устанавливать на них тяжелые аккумуляторные батареи. Суммарно такое плавсредство будет весить столько же, сколько металлический дизельный катер, но стоимость электрического «топлива» будет гораздо дешевле. К счастью для потенциальных заказчиков, которые не хотели бы рисковать с перспективной, но сыроватой разработкой, имеется вариант катера с привычной дизельной силовой установкой и металлической конструкцией корпуса. Цена разных вариантов ASV-катеров пока не оглашалась. Есть все основания полагать, что металлическая версия с дизелем будет ощутимо дешевле углепластиковой.

Норвежский проект ASV, безусловно, интересен. Он пока выглядит немного футуристическим, но у него будет большое будущее. И правда, почему мы должны сомневаться в успехе т.н. судна с воздушной поддержкой, если в составе российского Черноморского флота уже много лет служат сразу два крупных корабля, имеющих в своей основе почти такое же техническое решение. Надо заметить, у нас «воздушная поддержка» называется гидродинамической платформой-катамараном с аэростатической разгрузкой. Первый малый ракетный корабль проекта 1239 под названием «Бора» вошел в строй еще в 97-м, а через три года после этого ЧФ пополнился вторым кораблем этого проекта, тоже названным в честь ветра – «Самум». Единственное серьезное отличие российского проекта 1239 и норвежского ASV кроется в наличии на наших кораблях специальных нагнетателей, увеличивающих эффективность воздушной подушки, заключенной между боковыми корпусами.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Kibb 14 марта 2012 10:40
    Чего-то я может не понял- в результате Бора штоли? Так она уже сколько лет ходит в железе?
    Kibb
    1. Glenn Witcher 14 марта 2012 12:03
      Вот именно, у нас почти такое уже 15 лет в строю, а у них только-только экспериментальные делаются.
      1. zlibeni 14 марта 2012 12:49
        такое появилось в англии в тридцатых годох 20 века и такое и было скоростной лодкой на которой и были поставлены рекорды скорости.
        и сейчас на эту тему мы имеем то что называем формулой на катерах.так что новое это доработаное старое.думаю дело касаеться некоторых улучшений конструкции и не более
        zlibeni
      2. Ягуар 14 марта 2012 23:40
        вы не правы.Норвежцы сделали ракетные катера Skjold (8 ПКР и максимальная скорость 60 узлов).Первый спустили в 1998 году

        Ягуар
  2. Vital 33 14 марта 2012 13:01
    Дочитал до половины, и наполнился ехидным злорадством" ну наконец-то, растормозились!!!", но автор в последнем абзаце меня подрезал...))))).
    Кстати, несколько лет назад видел сюжет о новом американском пассажирском корабле катамаранного типа. Непомню всего(кто видел, мож поправит) но это была здоровая хреновина, рассчитанная перевозить несколько сот человек (кают нет, только удобные кресла), что-то типа парома на небольшие расстояния( 100-200 миль), так вот , чешет она со скоростью 80-90км.час!!!
    Сильное зрелище! Там водомётные движители, диаметр сопла- 2 метра!
    Vital 33
  3. Игарр 14 марта 2012 13:10
    Хорошая статья.
    Только нового здесь ничего нет..
    Типичное судно на воздушной подушке при "жесткой юбке". Мы такие изучали и делали в 50-60 годы.
    Результат - Бора и Самум, как и сказано
    Бедные норвежцы.... тормоза, видать, похлеще эстонцев.
  4. Мимопроходящий 14 марта 2012 15:29
    В судостроении существует следующая формула: V= 1,34 (LWL)1/2

    Формула какая-то левая, где именно здесь мощность двигателя?
    Мимопроходящий
  5. вард 14 марта 2012 21:01
    Ну ясли верить журналу "катера и яхты" это скеговое СВП... Там же описаны все достоинства и недостатки данной схемы.... Этой идеи лет сорок... Есть и более интересные... например морской нож....
  6. Standpoint 20 марта 2012 03:53
    Вот просто бесит... Во всём инете одна и та-же перепечатка с одной и той-же картикой модели. Вроде обсуждается днище судна... а чего тут то можно увидеть. Да и статейка в корне не точна. Короче не бора это.
    Standpoint
  7. Gonoriy 24 января 2015 14:07
    Для Норвегии в самый раз.Им же главное соое побережье прикрыть.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня