Проклятие ядерного "Малыша"

Проклятие ядерного "Малыша"После длительных поисков группа исследователей под руководством предпринимателя и филантропа, одного из основателей компании «Майкрософт» Пола Аллена объявила 19 августа с.г. о том, что ей наконец удалось обнаружить американский тяжелый крейсер «Индианаполис». Останки корабля, известного тем, что в июле 1945 года он доставил на расположенную на острове Тиниан авиабазу ВВС Армии США критически важные компоненты и значительную часть обогащенного урана для первой американской атомной бомбы «Малыш», сброшенной позже на Хиросимe, покоятся в северной части Тихого океана на глубине 5,5 км.

12 МИНУТ АГОНИИ

Одно время считалось, что потопили американский корабль «подводные камикадзе» – водители «Кайтенов», японских человеко-торпед. В действительности же дело обстояло следующим образом.


Практически накануне капитуляции Страны восходящего солнца командование 6-го флота Императорского флота Японии сформировало последнюю, самую крупную, группу человекоуправляемых торпед. Группа получила наименование «Тамон» – по имени одного из четырех божеств, которые охраняют Японию от внешних врагов. К тому времени «Кайтены» уже успели заслужить славу весьма грозного и смертоносного оружия. Адмирал Форрест Персиваль Шерман, занимавший тогда должность заместителя командующего Тихоокеанским флотом ВМС США, позднее вспоминал о том, что неожиданная атака японских человеко-торпед на корабли и суда в лагуне атолла Улити, в ходе которой был уничтожен крупный, водоизмещением 24,5 тыс. т, танкер-заправщик АО-59 «Миссисинева», серьезно пошатнула моральный дух моряков: «мы чувствовали себя словно сидящими на пороховой бочке… нам стало казаться, что в открытом море мы будем в большей безопасности».

В группу «Тамон» были включены шесть подводных лодок, имевших 33 человеко-торпеды: I-47 (командир – капитан 2 ранга Судзуки Сёкити), I-53 (капитан 2 ранга Оба Саити) и I-58 (капитан 2 ранга Хасимото Мотицура) несли по шесть, а подлодки-транспорты человеко-торпед I-363 (капитан 2 ранга Кихара Сакаэ), I-366 (капитан 3 ранга Токиока Таками) и I-367 (капитан 3 ранга Такэтоми Кунио) – по пять «Кайтенов» каждая.

Первой на задание 14 июля отправилась I-53 – с базы на Оцудзиме, а последней базу в Хикари 8 августа покинула I-363. Три подводных лодки – I-47, I-367 и I-363 – противника в ходе патрулирования не встретили (по другим данным, на счет I-47 или I-367 следует записать тяжело поврежденный транспорт «Марафон» водоизмещением 7607 т). Из оставшихся подлодок были выпущены 12 «Кайтенов», а еще пять использовать не удалось по техническим причинам. Командир I-53 доложил о выпуске четырех «Кайтенов» и потоплении трех транспортов и эсминца. Последним оказался эскортный эсминец DE-682 «Андерхилл» типа «Бакли», погибли 112 человек его команды, включая 10 офицеров. В свою очередь, командир I-366 доложил о выпуске 8 августа трех человеко-торпед и потоплении трех транспортов противника.

Но больше всех повезло субмарине I-58, которой командовал капитан 2 ранга Хасимото Мотицура. Действия его «Кайтенов» были, конечно, не столь впечатляющи. Так, 28 июля Хасимото выпустил два «Кайтена» и записал на свой счет транспорт и эсминец; 10 августа он выпустил сначала одну человеко-торпеду, но неудачно – вражеский эсминец обнаружил ее и уничтожил, а затем и вторую – тоже безрезультатно, хотя сам Хасимото посчитал, что потопил в результате двух атак два эсминца. Наконец, 12 августа Хасимото выпустил последний исправный «Кайтен» и засчитал ему потопление авиатранспорта.

В итоге самый грандиозный успех ожидал I-58 не как носителя человеко-торпед, а как обычную торпедную субмарину. Ведь вышедшему в торпедную атаку с применением обычных торпед Хасимото удалось потопить американский тяжелый крейсер «Индианаполис» водоизмещением около 10 тыс. т. Впрочем, докладывая об успехах своих «Кайтенов», Хасимото, как утверждают военные историки, приплюсовал к ним еще и «линкор», под которым он понимал крейсер «Индианаполис». Именно тогда, вероятно, и возникла путаница с тем, что этот крейсер потопили «Кайтены».

Как бы то ни было, но всего 12 минут спустя, после того как ночью 30 июля 1945 года в правый борт «Индианаполиса» ударили две торпеды, все было кончено – над некогда грозным кораблем сомкнулись темные воды Тихого океана. Бронированный корпус мгновенно стал братской могилой примерно трем сотням американских моряков, многие из которых не успели даже проснуться. Впрочем, вскоре стало ясно, что это был только первый акт чудовищной трагедии.

После того, как «Индианаполис» пошел ко дну, в воде оставалось около 800 человек из его команды, общая численность которой, по официальным данным, составляла тогда 1196 человек. Однако к тому моменту, как через несколько суток на помощь к ним подоспели свои корабли и суда, в живых остался только 321 человек, из которых пятеро вскоре после спасения скончались. По причине высокой секретности операции по доставке «Малыша» командование флота не располагало точными данными о маршруте следования корабля, моряков случайно обнаружил экипаж летающей лодки. Многие из оказавшихся в воде моряков, но отнюдь не все, как иногда утверждается, стали жертвами акул, и данный эпизод был даже включен позже в сценарий, пожалуй, самого зрелищного, первого фильма «Челюсти», снятого режиссером Стивеном Спилбергом:

«1100 человек оказались в воде, – вспоминает один из героев фильма, охотник на акул Квинт, о своей службе на тяжелом крейсере «Индианаполис», – корабль затонул за 12 минут. А первая акула появилась через полчаса. 13 футов. У нас не было шансов – операцию так засекретили, что даже сигнал бедствия запретили подавать. Нас никто не искал. С первыми лучами солнца акулы пошли в наступление, а мы сбились в группы… Акула хватала ближайшего бедолагу, и он начинал визжать и вопить. Иногда акула уплывала, а иногда и нет. Иногда акула нападала, глядя прямо в глаза. Знаешь, у акул безжизненные глаза… К утру мы потеряли 100 человек, а знаешь, сколько было акул? Около тысячи, человек по шесть в час сжирали. На пятый день нас заметили с самолета, а через три часа подошел транспорт и нас начали спасать. 1100 человек оказались за бортом и только 316 спаслись, а остальных сожрали акулы. В жизни не надену больше спасательный жилет. Но бомбу доставили».

Потопив «Индианаполис», командир подводной лодки I-58 капитан 2 ранга Хасимото Мотицура стал одним из самых известных японских подводников Второй мировой. Но он мог бы еще при жизни стать настоящей легендой Императорского флота Японии, сделай он это всего лишь на несколько дней раньше.

ПОИСК ДЛИНОЙ В 70 ЛЕТ

Поиски тяжелого крейсера «Индианаполис» с перерывами велись на протяжении более семи десятилетий. Сложность их заключалась в том, что по целому ряду причин достаточно долго не представлялось возможным установить более или менее точное место гибели корабля. В частности, корабль затонул настолько быстро, что, как утверждают американские военно-морские историки, связисты крейсера не успели даже послать сигнал бедствия с указанием координат точки, в которой он был торпедирован. А поскольку спасать оставшихся в живых моряков стали лишь через несколько суток, к тому времени их уже отнесло от места трагедии на приличное расстояние. В итоге «Индианаполис» в буквальном смысле затерялся на просторах Тихого океана.

Очередную попытку найти легендарный корабль предприняла команда исследователей, которую сформировал и финансировал известный американский бизнесмен Пол Аллен, который ранее финансировал и руководил экспедициями, обнаружившими погибшие японский линкор «Мусаси» (март 2015 года) и итальянский эсминец «Артильери» (март 2017 года). Под его руководством также была проведена операция по подъему рынды с линейного крейсера «Худ», которую торжественно передали британским морякам.

Успеху новой экспедиции Пола Аллена сопутствовали два обстоятельства. Во-первых, было приобретено исследовательское судно «Петрел», оснащенное специальным оборудованием для ведения поисковых работ на глубинах до 6 тыс. м. «Мы собрали и интегрировали в рамках единой платформы все уникальные технологии и оборудование, получив в итоге одно из лучших на планете исследовательских судов», – охарактеризовал возможности «Петрела» Роберт Крафт, директор по вопросам подводных работ команды Пола Аллена. А во-вторых, в 2016 году специалист Командования истории и наследия ВМС США доктор Ричард Халвер обнаружил записи, сделанные моряками одного из американских десантных катеров, которые видели «Индианаполис» за несколько часов до его торпедирования. В результате новое предположительное место гибели крейсера оказалось несколько западнее того района, где его искали более 70 лет. Новая информация позволила сузить площадь поисков погибшего корабля примерно до 600 кв. миль (около 1550 кв. км).

Теперь специалистам предстоит более тщательно изучить район расположения останков корабля, в ходе чего, вполне возможно, могут быть сделаны новые открытия.
Автор: Владимир Щербаков
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/history/2017-08-25/7_962_kid.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 14

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец (николай) 26 августа 2017 07:01
    Одно время считалось, что потопили американский корабль «подводные камикадзе» – водители «Кайтенов», японских человеко-торпед. В действительности же дело обстояло следующим образом.

    Да.Когда-то я читал эту версию в журнале Техника-молодёжи". Кстати, тогда же была версия что ТК «Индианаполис» отправился за третьей атомной бомбой, но его потопил камикадзе на Кайтене. ЕМНИР, статья была посвящена кайтенам и камикадзе и вышла в разделе "Антология таинственных случаев". Ещё есть интересная книга Ютака Ёкота "Субмарины-самоубийцы". Автор книги сам был водителем Кайтена и только чудом остался в живых. Ссылки на человекоторпеды кайтен.

    https://topwar.ru/77201-upravlyaemye-torpedy-kayt
    en-poslednyaya-nadezhda-yaponskogo-flota.html
    http://army-news.ru/2016/10/kajteny-proval-proekt
    a-yaponskix-podvodnyx-kamikadze/
    Статья интересная, до этого мне не попадались материалы о судьбе экипажа ТК "Индианополис". Автору спасибо.
    1. Nehist (Александр) 26 августа 2017 10:35
      Странно что так долго сщитали что Кейтанами потопили. Хасимото Мотицура попал в плен и даже был на суде в качестве свидетеля по делу гибели крейсера где обвиняли Маквея. Там о кейтанах речи вообще не шло
    2. noviczok 26 августа 2017 15:46
      С интересом прочитал статью по ссылке. Ибо после прочтения

      потоплении трех транспортов и эсминца

      потоплении трех транспортов противника

      записал на свой счет транспорт и эсминец


      за один поход каждой из подлодок возникло ошибочное ощущение высокой эффективности "Кайтенов".

      А по статье: не может не радовать, что проводятся подобные поиски.
  2. parusnik (Алексей Богомазов) 26 августа 2017 07:45
    Всё-таки не "Кайтены"....А долго эта версия держалась...
  3. andrewkor 26 августа 2017 10:10
    Большинство моряков,оказавшихся в воде ,после потопления крейсера ,сожрали акулы!
  4. andy.v.lee (Andy Belski) 26 августа 2017 12:41
    Но он мог бы еще при жизни стать настоящей легендой Императорского флота Японии, сделай он это всего лишь на несколько дней раньше.

    Жаль, конечно.
    И плохо то, что японцы уделяли очень слабое внимание силам подводного флота в сравнении с немцами.
    1. Nehist (Александр) 26 августа 2017 13:45
      Нифига себе слабое!!!! Да только лодки I-400 чего стоили!!! И вообще у них были превосходные по своим ходовым качествам подлодки. Контр-адмирала Суитцугу Нобумаса настоял на строительстве именно океанских субмарин и на начала войны японцы имели около 70 ПЛ А поторпедному вооружению их в тотпериуд ни кто не смог превзайти. А вот практика применения до 43 года была ошибачна
      1. Ищущий (александр) 26 августа 2017 19:06
        Практика применения(масло масляное) не может быть ни ошибочной ни успешной.А вот ТАКТИКА применения -это да.
  5. Curious (Victor) 26 августа 2017 13:40
    "...операцию так засекретили, что даже сигнал бедствия запретили подавать."
    The Sinking of USS Indianapolis: Navy Department Press Release, Narrative of the Circumstances of the Loss of USS Indianapolis, 23 February 1946 говорит о том, что перед затоплением «Индианаполис» посылал сигналы бедствия, которые были приняты на трёх станциях. Ни одна из них не среагировала на сообщение: командир первой был пьян, командир второй приказал подчинённым не беспокоить его, а командир третьей решил, что это обман японцев. На слушаниях в Сенате в 1999 году радист корабля подтвердил, что сигнал был передан за несколько минут до затопления. Также вскоре после случившегося морская разведка перехватила сообщение о потопленном в районе маршрута «Индианаполиса» крейсере, переданное с I-58 в штаб, но оно также было проигнорировано.
    Капитан Чарльз Маквэй в ноябре 1945 года был привлечён военным трибуналом к ответственности по обвинению в «подвержении опасности корабля из-за невыполнения противоторпедных манёвров».
    Со временем адмирал флота Честер Нимиц отменил приговор Маквэя и восстановил его в должности. Маквэй ушёл в отставку в 1949 году в звании контр-адмирала. Многие выжившие с корабля утверждали, что вины капитана в гибели судна нет, в то же время некоторые члены семей погибших думали совсем наоборот. В 1968 году Маквэй застрелился из наградного револьвера.
    1. Nehist (Александр) 26 августа 2017 14:02
      В 2000 году конгресс США пересмотрел дело о гибели крейсера и с Маквея официально сняли все обвинения,тогда же и выяснилось что сигнал сос был и приняли его три радиостанции и только на одной из них начали выяснять как и откуда в том районе вообще крейсер оказался
    2. Дирижер 27 августа 2017 05:38
      Эти, родственники , не знаю, назовешь по русски , забанят , военные моряки, призваны или добровольно пошли на службу , это их долг , это война, а не стрелялка , погиб выполняя долг . У меня прадед и прабабка , в 1941 подо Львовым погибли , просто , даже могилы нет, мне, что , в Этом Комбата их винить?
  6. starpur (Александр) 26 августа 2017 19:38
    Есть книга Игоря Бунича "Второе пришествие в гневе".Там довольно подробно описана история атомной бомбардировки, в том числе и доставка компонентов бомб на Тиниан, история ТК "Индианополис", история спасения экипажа и многое другое . Рекомендую...
  7. Дирижер 27 августа 2017 05:30
    Уважаемый автор , Вы прежде чем писать о успехах кайтенов , почитали бы серьезную литературу , Всякими рода камикадзе войну не выиграть, и даже не напрячь противника , тем более флот США.
  8. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 28 августа 2017 15:41
    Хасимото, как утверждают военные историки, приплюсовал к ним еще и «линкор», под которым он понимал крейсер «Индианаполис»

    Ну ну - когда бы это "линкор" шел бы без прикрытия эсминцев...
Картина дня