«St. Chamond» - французский средний танк

15
Как это часто бывает в попытке заполучить выгодный контракт, спешно создается очень «сырая» машина. Это касается и среднего танка «St. Chamond». Конструкторами FAMH, как и их коллегами из фирмы «Schneider», был проигнорирован опыт английских танкостроителей. Несмотря на то, что ходовая часть трактора «Holt» не подходила для преодоления изрытых траншеями и воронками передовых позиций она стала основой. Однако конструкторы значительно увеличили длину опорной поверхности гусениц. Пружинное подрессоривание подвески нового танка немного облегчало условия работы экипажа и делала их намного комфортнее чем, например, в английских машинах принимавших все неровности прямо на корпус. Пожалуй, это было единственным преимуществом «француза».

«St. Chamond» - французский средний танк


Корпус танка «St. Chamond» представлял собой бронекоробку, имеющую скошенные нос и корму. Носовая и кормовая части корпуса значительно нависали над гусеницами. Такое строение корпуса стало причиной крайне низкой проходимости танка и даже несмотря на установку спец. роликов делало невозможным преодоление относительно небольших вертикальных препятствий.

Установка на танк «St. diamond» электромеханической трансмиссии стала новшеством, впервые примененным в танкостроении. Динамо-машина работала от бензинового двигателя. Ток подавался на пару тяговых электромоторов (по одному мотору на каждую гусеницу). Поворот танка осуществлялся подачей тока различной силы на электродвигатели. Таким же образом машина получала неограниченное число передач в имеющихся пределах. Это обеспечивало легкость управления. Правда, за легкость управления пришлось заплатить громоздкостью, большей массой и низкой надежностью привода. Несмотря на это, танк «St. Chamond» вышел довольно-таки скоростной машиной — во время испытаний он развивал скорость до 12 км/ч. Однако на практике из-за опасения возникновения поломок давать максимальную нагрузку не рекомендовалось. В связи с этим скорость ограничивалась 8 км/ч.



Первые танки «St. diamond» выпущенные в 1916 году имели цилиндрические водительскую и командирскую башенки. Бронелисты бортов корпуса танка спускались почти до земли, прикрывая ходовую часть. Крыша машины плоская. В качестве орудия использовалась 75-миллимитровая пушка специальной конструкции. Стрельбу из нее вели только в узком секторе прямо по курсу. В связи с этим при переносе огня необходимо было разворачивать всю тяжелую и неповоротливую машину. Во время первых испытаний, проведенных в середине 1916 г., выявили необходимость внесения ряда изменений в конструкцию танка. Так как бортовые бронелисты существенно снижали проходимость танка, было принято решение их снять. Гусеницы сначала расширили с 320 до 410 мм, а позднее и до 500 мм. Получившийся в результате доработок вариант «St. Chamond» запустили в серийное производство. Однако через год, танк снова подвергли модернизации: крыша стала двускатной, а цилиндрические башенки заменили прямоугольными. Кроме того, усилили бронирование. После выпуска 160 танков на них заменили артсистему. Вместо танковой начали устанавливать полевую 75-миллиметровую пушку фирмы «Schneider».

Первый бой танков «St. Chamond» состоялся 5 мая 1917 г.: 16 машин поддерживаемые двумя ротами танков «Schneider» двинулись на позиции немцев, однако остановились перед окопами противника не сумев преодолеть их. Один за другим танки уничтожила артиллерия противника. Французские танки дождались своего звездного часа не скоро. Он наступил под Суассоном 18 июля 1918 г., когда на противника одновременно двинулись 220 легких танков «Renault» FT-17, 216 танков «Schneider» и 131 танк типа «St. diamond». Из всей бронетехники именно «St. Chamond», которые оказались наиболее устойчивыми к пулеметному и ружейному огню противника, смогли повести пехоту. При этом танки «St. Chamond» продемонстрировали свою огневую мощь. «St. Chamond» участвовали в 375 сражениях Первой мировой войны.



Последний серийный танк «St. Chamond» вышел из сборочного цеха в марте 1918 г. Танки, выбывающие из строя, постепенно заменялись более эффективными «Renault» FT-17. К концу войны в строю оставалось всего 72 «St. Chamond», из них 50 было переделано в транспортеры.

Технические характеристики:
боевая масса – 23000 тыс. кг;
экипаж – 8 человек;
вооружение:
- 75-милииметровая полевая пушка (разработанная 1897 г.) с боекомплектом на 106 выстрелов;
- 4 8-миллиметровых пулемета «Hotchkiss» с 7500 патронами;
карбюраторный двигатель «Раnаr» мощностью 90 л. с.;
скорость по шоссе - 8 км/ч
запас хода - 59 км;
габариты:
длина - 8690 мм;
ширина - 2670 мм;
высота - 2360 мм;
броня:
борт - 11 мм;
лоб корпуса - 17 мм.










15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. snek
    +5
    16 марта 2012 08:13
    Танк, конечно, не очень удачный, но это же было самое-самое начало танкостроения, когда еще никто не знал, каким быть танку. А вот Reno FT-17 у французов получился шикарным для своего времени.
  2. 0
    16 марта 2012 10:13
    Самый неудачный танк в плане расположения ходовой части.
  3. Kibb
    +2
    16 марта 2012 10:35
    По современным понятиям это и не танк, а штурмовая САУ
  4. бук
    0
    16 марта 2012 11:29
    англичане были новаторами в этом деле, они сделали новое шасси. А французы пошли по другому пути-они потсавили пушку и броню на шасси трактора, шасси было не рассчитано на подобную эксплуатацию, поэтому танк получился таким убогим и геморройным
    1. Splin
      0
      16 марта 2012 17:32
      Новатором был наш Пороховщиков. Когда он создал свой "Вездеход", у англичан даже еще идеи не было. Вы посмотрите на британский МК1. Это "раздутый" танк Пороховщикова.
  5. +3
    16 марта 2012 12:31
    Недостатки этой машины не имеют совершенно никакого значения, важен сам факт его существования. У большинства на тот момент не было и этого.
    1. 755962
      +1
      16 марта 2012 14:37
      Появление таких громадин уже вносило свой вклад на поле боя.
    2. 0
      17 марта 2012 10:55
      Большинству и не надо: у Германии(как условный и фактический противник) были и это достаточно.
    3. +2
      19 мая 2014 18:12
      Цитата: frame5
      Недостатки этой машины не имеют совершенно никакого значения, важен сам факт его существования. У большинства на тот момент не было и этого.
      Довольно спорный тезис. Как по мне, лучше вообще не иметь ничего, чем гробить время, силы и средства на заведомо бесполезный продукт. Что, впрочем, не отменяет необходимости в научном и техническом поиске.
  6. SerGL
    +1
    16 марта 2012 17:19
    За подборку архивных фото - огромное спасибо автору!

    А критикам не мешало бы вспомнить, что что это заря танкостроения, и поиск путей развития и преодоления технический трудностей наоборот, представляют огромный интерес!

    Какими бы уродливыми на наш взгляд бронемонстры тех времен ни казались.
    1. +1
      16 марта 2012 18:04
      Я лично его уродливым не считаю )))
    2. +2
      19 мая 2014 18:21
      Цитата: SerGL
      А критикам не мешало бы вспомнить, что что это заря танкостроения, и поиск путей развития и преодоления технический трудностей наоборот, представляют огромный интерес!
      Совершенно справедливо, но неужели у французов - не последних изобретателей и инженеров - не было возможности просчитать приемлемость откровенно неудачного шасси?

      Какими бы уродливыми на наш взгляд бронемонстры тех времен ни казались.
      На вкус и цвет, как известно, товарищей нет, но лично мне эти машины - при всей их причудливости - уродами не кажутся. Есть в них какая-то своя привлекательность - как в броненосцах XIX века. Этакой реквием уходящей эпохи и рождение нового века.

      Что-то я расчувствовался... crying
  7. 0
    16 марта 2012 17:21
    Статью надо не так назвать не так ...а «St. Chamond» - французская САУ...не танк это...
    1. Kibb
      -1
      16 марта 2012 18:41
      Ну тут как посмотреть, в то время,это вообще танком не называлось не на каком языке хотя в принципе вы правы
    2. +2
      19 мая 2014 18:27
      Цитата: viruskvartirus
      «St. Chamond» - французская САУ...не танк это...
      Да в то время что танк, что САУ - все едино: тактики применения не было, тактическая ниша - неизвестна (французы и англичане до самой ВМВ искренне верили в необходимость деления на танки сопровождения и крейсерские), технические возможности - более чем ограничены, терминология - так и вообще напрочь отсутствует.

      Помнится, когда паровая машина и броня меняли парус и дерево, в Российском флоте тоже было два корабля - "Кремль" и "Не тронь меня", - так их тоже именовали броненосными батареями, хотя в Европе они вполне проходили бы по классу батарейных броненосцев. Всему свое время...
  8. СеняЯ
    0
    16 марта 2012 19:28
    Недорозумение на гусеницах
  9. 0
    16 марта 2012 23:15
    Скорее это не танк, а САУ what
  10. mind1954
    -1
    17 марта 2012 04:55
    Нечто подобное проект Менделеева. А немецкий танк.
  11. +1
    18 марта 2012 22:03
    Немцы слепили что то подобное и назвали его A7V (Sturmpanzerwagen)
    - немeцкий танк времён Первой мировой войны. Фактически это первый серийный танк Германии. До A7V испытывалось несколько прототипов, но их серийное производство не было начато из-за различных конструктивных дефектов и технических проблем. Для разработки этих машин решением Военного министерства кайзеровской Германии 13 ноября была создана техническая комиссия под руководством генерала Фридрихса, в которую входили представители вооружённых сил и известных немецких фирм, в частности, "Даймер", "Бенц", NAG, "Опель", "Брасс унд Херштейнт" и австрийского отделения "Холт-Катерпиллер". По решению комиссии главным конструктором танка был назначен 46-летний капитан Йозеф Фольмер, в группу которого вошло около сорока инженеров. Первый серийный A7V удалось выпустить только к октябрю 1917. До сентября 1918 Германии удалось выпустить всего 20 таких танков (хотя планировалось производство не менее 100 машин), так что серьёзного боевого значения немецкие танки не имели. Для сравнения: Франция за годы войны выпустила 3997 танков всех типов, а Англия - 2905. Большинство танков серии получало собственные имена - "Мефисто", "Вотан", "Изольда" и др., танки поступали на вооружение вновь формируемых 1-го, 2-го и 3-го танковых отделений.
    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА A7V Боевая масса, т 30 , Экипаж, чел. 18, ГАБАРИТЫ: Высота, м 3,3, Длина, м 7,35, Ширина, м 3,06, Клиренс, м 0,2 Толщина брони, мм: лоб 30 борт и корма 20 крыша 15 Вооружение: орудия 57-мм "Максим-Норденфельдт" пулеметы 5х7,92 МG.08 Боекомплект 180 выстрелов, 10000 - 15000 патронов Двигатель: марка "Даймлер" (165204) тип карбюраторный, мощность, л.с. 2х100 Максимальная скорость, км/ч 10-12 Запас хода, км 35