Печальный конец барона Тренка, бесстрашного командира пандуров (или о мумиях из скрипты капуцинов в городе Брно)
(Надпись на надгробии)
Когда ты путешествуешь по чужой стране или странам на комфортабельном туристическом автобусе, можно не писать про легкий ветерок, приятно обдувающий тебя на хорошей скорости, поскольку в салоне его работает кондиционер. Можно и про виды вдоль дорог особо не писать, хотя чистота их и ухоженность не могут не бросаться в глаза, равно как и противошумовые заборы и решетчатые изгороди, идущие вдоль полей и лесных массивов. У нас это все тоже есть, например, на шоссе, что проходит через мою Пензу на Москву, и это не может не радовать, как и вид рабочих, собирающих мусор и подстригающих траву на обочинах. Однако стоит свернуть с этого шоссе, ну скажем, в сторону моего дачного поселка в 25 километрах от Пензы, как прямо у шоссе и в зоне прямой видимости из окна автобуса можно лицезреть масштабные кучи мусора, которые никто не убирает. То есть мы уже доросли до такого уровня европейской культуры, что у нас нет мусора вдоль крупных шоссейных дорог. Но еще не доросли до того, чтобы его не было справа и слева от них. Там его нет, у нас пока еще есть. Впрочем, воспринимать это нужно не как повод для расстройства, а скорее, как цель к которой следует стремиться.
Продолжая тему «у них», можно написать еще о многом, но хочется сразу оговориться, что на большие и многоплановые статьи понадобится что? Правильно – время! Пока же хочется написать о том, что… ну скажем так – само просится в руки. А что само просится в руки? Конечно та информация, которую в музее, либо где-то еще тебе дают в виде распечатки на русском языке, да еще и бесплатно пропускают внутрь. Да-да, «там», с карточкой союза журналистов РФ (не говоря уже о корочках Международной федерации журналистов) практически во все музеи пропускают либо совсем бесплатно, либо дают очень большую скидку. Раз это Евросоюз, то почему пускают с документом международной организации – понятно. А вот почему карточка журналиста РФ действует там аналогичным образом? Наверное, это тоже определенная культура или же хороший принцип – «лучше любой журналист, чем никакого журналиста». Зато у нас в каком бы музее ты ее не показал – бесплатно нигде тебя не пропустят. Хотя положительные сдвиги имеются. Например, в Москве в музее «Английское подворье» меня с дочерью впервые, наверное, пропустили бесплатно. Мелочь, конечно, а приятно. Глядишь, и у нас журналистов – членов союза журналистов РФ, будут пропускать так же, как в Дрездене (и Лувре) пропускают в музеи и картинные галереи – то есть запросто. Ну, а выгодно это будет всем и каждому, не так ли? И дело здесь совсем не в деньгах. Важен сам принцип поощрения прессы.
Вот это здание – монастырь капуцинов. Находится он в шаговой доступности от площади Овощного рынка в самом центре города Брно.
Вот и в данном случае, оказавшись в чешском городе Брно возле монастыря ордена братьев-капуцинов, я первым делом поинтересовался, а нельзя ли пройти в их скрипту (то есть подземный склеп с мумифицированными мертвецами) «просто так» и если можно, то есть ли у них информационные материалы на русском языке? Оказалось, что можно, материалы есть и мне сейчас же снимут с них ксерокопию. Приятный сервис, не правда ли? Ну, а вторая причина, почему материал именно о том, что находится в этой самой скрипте… это вышедший совсем недавно на ВО материал «Головы мертвых рассказывают…» (https://topwar.ru/122664-golovy-mertvyh-rasskazyvayut.html). В ней шла речь о мумиях, черепах и отрезанных головах, и тема эта вызвала большой интерес. А раз так, то почему бы ее не продолжить самым что ни на есть «свежим материалом»? Только вот уже не о мумиях, созданных руками человека, а трупах, мумифицированных самой природой!
Вход в скрипту находится слева от здания и представляет собой узкий проход между двух стен. Бояться заходить в него не надо. В конце окажется уютный дворик, а там уже и вход с кассой и спуском в подземелье.
Ну, а начать нужно с того, что цель, в общем-то, любой религии – это спасение души после смерти. И всегда находились люди, которым казалось, что в греховном мире спасения сыскать труднее, нежели в какой-нибудь пустыне. Люди – они существа социальные, им всем хочется того же, что и другим. В том числе и спасения. Один спасется, а мы? Вот так и появляются братства единомышленников, образуются монашеские общины и создаются монастыри. Точно так же возник и монашеский орден капуцинов. Это было крестьянское общество, принадлежащее римско-католической церкви, вдохновленное жизнью итальянского святого Франциска Асизского (1182-1226). Возник он в Умбрии уже в XVI веке в Италии и уже оттуда распространился по всему миру. На чешские земли пришли в 1599 году и свой первый монастырь основали в Праге на Градчанах. В Брно они действуют с 1604 года. Свой монастырь с костелом Обретения Святого Креста во фламандско-бельгийском архитектурном стиле – типичным именно для ордена капуцинов, они построили благодаря многочисленным пожертвованиям . Правда, во второй половине XVIII века их в соответствии с модой (а моды не чурались и монахи!) перестроили уже в барочном стиле. И честно говоря ничего интересного в этом сооружении ни внутри, ни снаружи нет, особенно на фоне соседствующих с ними соседних зданий, украшающих Брно, но вот их капуцинская гробница в подземелье – это интересно! Уникально, можно сказать, хотя подземелья с черепами и костями встречаются и в других местах.
Вот он, гроб барона Тренка!
Латинская надпись над входом в часовню «Tu fili ego eris» в переводе означает «Тобой я был, мной будешь» или что-то в этом роде – это уж как переводить. Один из вариантов напоминания о бренности нашего существования на этом свете.
А вот и сам, лежащий в нем, барон Тренк. Считается, что в крепости ему отрубили голову и она на самом деле всего лишь приставлена к туловищу.
Хоронили же в ней братьев-капуцинов и… благодетелей ордена, оказывавших ему значительную материальную поддержку – вот даже как. И вот благодаря сочетанию специальной системы вентиляции и геологическому составу горной породы в основании костела тела умерших в этом подземелье естественным образом мумифицировались!
Таким он был при жизни. Картина неизвестного художника из музея Баварской армии.
В стенах гробницы находилось шестьдесят отверстий, соединяющихся в несколько дымоходов, которые были выведены на крышу костела и через которые также выходил дым. Именно благодаря циркуляции воздуха тела усопших постепенно высушивались, а в подземелье никогда не заводилась сырость.
Барон… крупным планом!
Правда, в конце XVIII века большинство отдушин замуровали. А в конце 1784 года данный способ погребения был и вовсе запрещен указом императора по причине опасности распространения эпидемий. Ну, а всего в подвалах капуцинского монастыря было похоронено 205 человек, из них 153 монаха. До наших дней «дожили» останки 41 из них, которые здесь же и экспонируются. Причем открыта для обозрения их усыпальница была довольно давно, еще в 1925 году. Ну, а теперь давайте познакомимся с некоторыми из тамошних экспонатов. Ей-богу, они этого заслуживают.
Гравюра с изображением отчаянного барона Тренка.
Первый зал, в который попадает турист, спустившийся в подземелье, это часовня, первоначально служившая в качестве зимнего клироса. Здесь прямо над нами находится клирос и здесь же братья-капуцины до сих пор собираются на вечернюю молитву. В первой половине 70-х лет ХХ века сюда из костела был перенесен реликварий святой Клеменцианы. В честь этого случая была вероятно построена кирпичная менза, передняя часть которой оформлена барочным лепным рельефом с капуцинским знаком посередине.
А вот это один из пандуров. Пандуры были в Австрии, в Венгрии, Албании, в Чехии… в России и у всех у них была своя, подчас весьма и весьма живописная униформа.
Реликварий св. Клеменцианы был создан в 1762 года и содержит скелетные останки мученицы, которая жила во временах раннего христианства. Тело ее одето в шелковое платье барочного стиля, причем на некоторых его местах имеются отверстия, через которые можно увидеть останки святой. Мощи мученицы капуцинам подарил в 1754 году… трубочист Иржи Барнабаш Орелли (похороненный здесь в гробнице). Здесь же на стенах алтаря экспонируются образцы похоронных литургических одежд, а справа на стене висит наряд капуцинов.
Крепость Шпилберк, внутреннее здание, в котором содержался барон Тренк.
Здесь же находятся останки и еще одного известного и даже очень известного человека, имеющего самое непосредственное отношение к тематике «Военного обозрения». Этот человек – барон Франц (или как его называют чехи Франтишек) фон дер Тренк (1711-1749), которого по причине его резкого, непредсказуемого и честолюбивого характера часто называли «Тренк-дьявол». На войну отправился в 17 лет, причем служил в русской армии Анне Иоановне, но не ужился с дисциплиной. Затем, уже в Австрии командовал подразделением из пяти тысяч пандуров (род пехоты из крестьян, вооруженных ружьем, порой пистолетов и либо саблей, либо ятаганом), которых, имея земельные владения, сам же и набрал, и экипировал, которое было известно своей жестокостью. По одной из версий, находясь на службе у австрийской императрицы Марии Терезии, где он и его пандуры вызывали страх даже на императорском дворе в Вене, и где он успел завестись большим количеством врагов, Тренк сыскал милость самой императрицы. Причем, вроде бы даже вступил с ней в любовную связь. Однако, если уж ты спишь с венценосной дамой, то уж изволь держать рот на замке. А Тренк, встретив куда более молодую и привлекательную даму, имел глупость проболтаться ей о интимных достоинствах (или, скорее, недостатках) своей «дамы сердца». А ведь известно, что во дворцах (да и в спальнях тоже!) даже стены имеют уши и, понятно, что Марии Терезии о его нелицеприятных высказываниях тут же донесли. Итог можно легко себе представить. За «всякого рода злодейства и самоуправства» его посадили в крепость Шпилберк, возвышающуюся над городом Брно. Впрочем, и тут он попытался проявить свой неистовый нрав и…решился на побег! С помощью молодой возлюбленной побег был подготовлен, причем оригинальнейшим образом. Тренк должен был наесться неких снадобий, впасть в сон, похожий на смерть, а сразу же после похорон его должны были откопать и… вот она свобода! Но в последний момент этот хитроумный план был выдан коменданту крепости (причем, вроде бы одним из тех, кого Трекн разорил и обездолил) и тот, решив, что поскольку из Шпилберка никто еще не убегал, то и прецедента создавать этому не стоит. А раз так, то уже «умершего» Тренка разбудили и отправили в карцер без окон, где он вскорости и умер.
Внутри самой крепости с высокими стенами был еще и крепостной замок-тюрьма, обнесенный вот таким рвом!
И вот там-то, увидев конец своего жизненного пути, барон обратился к Богу и призвал к себе духовника из ордена капуцинов! О чем они говорили и как брат-капуцин увещевал этого отпетого грешника, история нам никаких сведений не оставила.
Зато капуцинская летопись доказывает, что время, проведенное в тюрьме, повлияло на его совесть и он стал жалеть о своей безудержной жизни. В результате перед смертью тем же братьям капуцинам он оставил в наследство четыре тысячи золотых. Желал быть похороненным именно здесь, в их гробнице и остался в ней навсегда!
Погребенные в гробах представители знати.
Если пройти в следующий зал, то там можно увидеть найденные в гробнице под костелом Возрождения Господа в Пражской Лорете в 2011 году уникальные стенные росписи в барочном стиле с мотивами смерти и воскресения, символами хрупкости и преходящего существования человека. Их автор, вероятнее всего, был художником капуцинского ордена, и в 1664 году с помощью техники фрески, но только в оттенках черного и серого цвета, создал эти картины. Работал он по фламандстким и голландским графическим образцам по заказу тогдашней покровительницы графини Лореты Альжбеты Аполонии Коловратовой. Одна из них называется «Триумф смерти» На ней видно торжество костлявой над людьми, которая натягивает лук и готовится послать смертельную стрелу прямо между глаза прямо входящим. Здесь же Хронос с косой и также… сцена воскрешения Лазаря. Мол, верь в Господа и надейся и, глядишь, и тебя кто-нибудь воскресит!
Между гробами можно свободно прохаживаться, смотреть на останки. Это наводит на глубокие размышления…
Рядом с фигурой Смерти, натягивающей лук, находится фреска с ангелом последнего суда – те, кто совершали зло, пойдут на вечное мучение, справедливые – на вечную жизнь. В витрине «сидит» фигура мальчика, который выпускает мыльные пузыри, которые символизируют хрупкость жизни человека.
Третий зал – это место упокоения семьи Гриммовых. Эта известная семья строителей и архитекторов, связанная с капуцинами не только деловыми, но и также дружественными отношениями. В капуцинский орден вступили даже два сына Моржица Гримма, а позже его внук.
Здесь же находится и уникальная коллекция барочных гробов, то есть не только итальянские мафиози и «новые русские» любят погребаться в чем-то вычурном. В прошлом тоже были соответствующие прецеденты. Правда, коллекция в основном представлена крышками. Сделаны в основном из дуба, и лишь некоторые – из сосны и украшены ручной росписью масляными красками. Популярные сюжеты: распятие Христа, гранаты, яблоневые ветви, черепа со скрещенными костями и различные затейливые орнаменты.
У входа в следующий раз вас встретит фигура ангела, которая указывает на латинскую надпись: «Sic transit gloria inundi», что в переводе означает «Так проходит светская слава». Здесь лежат тела умерших, которые при жизни были богатыми и общественно-признанными. До конца XVIII века многие представители знатных австрийских и чешских семей за большие деньги хоронились в этом склепе. Считалось, что их шансы попасть в рай с помощью близости к монашеским могилам повышались. Среди них: граф Ян Вильгельм из Синзендорфа и Поттендорфа (ум. 1695), генерал и начальник крепости Шпилберк; Графиня Мария Магдалена Изабелла из Синзендорфа (ум.1719); графиня Мария Элеонора Коттулинская-Врбнова (ум. 1761), которая была перевезена сюда из Вены и уложена рядом со своим первым мужем. Здесь же покоятся граф Вацлав Михаил Йосиф из Врбна и Брунтала (ум. 1756), ее муж, верхний судья Маркграфства моравского, тайный императорский советник и камердинер, рыцарь ордена Золотого руна; граф Леопольд Антонин де Сак из Богуновиц (ум. 1725), высший судья Маркграфства моравского и тайный императорский советник; Франтишек Филип де Филиберт (ум. 1753), генерал, комендант управляющий Моравы, начальник конного отряда в Брно. Иржи Барнабаш Орелли (ум. 1757), мастер трубочист, позже мастер цеха, горожанин из Брно тоже похоронен здесь, в пятом зале. Вместе со своей женой Викторией они щедро поддерживали братьев капуцинов и помогали им также решать разные вопросы в работе монастыря.
Руки графини Элеоноры Коттулинской-Врбновой. Глядя на них, совсем не трудно себе представить, как они начинают шевелиться, затем она восстает из гроба и… душит вас с диким криком! А что? От женщины, пролежавшей в подвале столько лет, вполне можно ожидать всякого.
Кстати, стоит обратить внимание на то, что отдельные залы гробницы имеют разный уровень высоты. Это связано с тем, что костел с монастырем были построены на участках девяти различных домов, и их погреба были затем соединены между собой и использованы для погребения. Большая кирпичная тумба налево в углу была предназначена для хранения останков умерших, тела которых со временем распались настолько, что телами уже не являлись.
Последний, шестой зал, как раз и был отведен для монахов-капуцинов, которых хоронили очень забавным, насколько это слово вообще применимо к похоронам, способом. Усопших поочередно укладывали в один и тот же дубовых гроб с выдвижным дном и после отпевания сносили в гробницу. Там дно у гроба удалялось и труп оказывался на голом полу, разве что только с одним или двумя кирпичами под головой. Ну, а гроб, естественно, сохранялся для других похорон, то есть использовался в высшей степени рациональным образом.
А вот так на земле в склепе лежат монахи. Орден капуцинов пропагандировал бедность, и вот они – наглядное ее воплощение.
Братья были похоронены практически без обозначения конкретной личности, только со скромными атрибутами своего монашеского состояния. Вот разве что фигура капуцина справа, у которой в руках деревянный крест. Это знак того, что в ордене усопший прожил более 50 лет. Руки обвивают четки, с которыми братья каждый день молились.
В настоящее время братья капуцины хоронятся на брнонеском центральном кладбище. На этом наше путешествие по подземелью с мумиями усопших можно считать законченным, хотя в городе Брно под костелом Святого Иакова существует еще и костехранилище, в котором хранятся останки 50 тысяч человек. Это второе по размерам костехранилище Европы, которое уступает разве что только Парижскому. Его обнаружили в 2001 году, когда проводили ремонт на площади Иакова. В июне 2012 года оно было открыто для посетителей. Но так как данная «костница» открыта для посещения в составе группы численностью до 25 человек, то туда я уже не пошел, да и останков барона Тренка там же ведь не было…
Информация