«Комсомольцы» предвоенной сборки
80 лет назад, в августе 1937 года начались войсковые испытания разработанного на заводе № 37 (ныне НПК «НИИДАР») под руководством Николая Астрова легкого гусеничного бронированного артиллерийского тягача А-20. Вскоре под названием Т-20 «Комсомолец» он был запущен в серийное производство сразу на трех предприятиях – 37-м заводе, Сталинградском тракторном и ГАЗе. До прекращения выпуска в июле 1941-го РККА получила около восьми тысяч машин, ставших штатными тягачами главным образом для 45-мм противотанковых пушек. К нападению Германии в войсках насчитывалось 6700 «Комсомольцев».
Маленькая транспортно-боевая машинка, весившая около 3,5 тонны и вооруженная 7,62-мм пулеметом ДТ, имела двухместную бронированную рубку, а расчет буксируемого орудия (или десант) из шести человек перевозила в открытом кузове. Вместо людей «Комсомолец» мог брать полтонны груза. Автомобильный бензиновый двигатель мощностью 50–52 лошадиные силы обеспечивал до 40 километров в час по шоссе с двухтонным прицепом при запасе хода 200 километров.
«Но это же тягач, а не БТР!» – скажет кто-то. Да, официально так. По документам «Комсомолец» и вовсе «бронированный трактор». Однако вспомним, что к бронетранспортерам относят выпускавшуюся во Франции до Второй мировой войны двухместную «танкетку снабжения пехоты» (она же «пехотный трактор») «Рено» UE массой 2,1 тонны и британские гусеничные легкие открытые Universal Carrier, весьма близкие «Комсомольцу» по характеристикам. Последние поставлялись и в СССР – по ленд-лизу, а в английской армии служили вплоть до 60-х годов. Так что как ни крути, а бронетранспортеры у Красной армии де-факто появились уже перед войной, причем в массовом количестве.
«Комсомольцам» принадлежит весьма заметная роль в механизации и обеспечении маневренности РККА, и между прочим их количество превышало парк МТЛБ (по некоторым данным, до четырех тысяч), которым сегодня располагает Российская армия. Может, это и покажется исторической сенсацией, но именно благодаря «Комсомольцам» обеспеченность артиллерии РККА мехтягой была выше, чем у вторгшегося в нашу страну вермахта.
Пулеметное вооружение позволяло использовать «Комсомолец» как танкетку, и оно очень пригодилось для прикрытия под огнем противника спешившегося расчета, разворачивающего на позиции «сорокапятку». А осенью 1941 года сотню «Комсомольцев» приспособили как самоходное шасси для отличной 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Такие САУ, названные ЗИС-30, хорошо зарекомендовали себя в боях, хотя для малютки «Комсомольца» артсистема оказалась тяжеловатой.
И если уж говорить о довоенных БТР, нельзя не упомянуть серийный гусеничный Т-26-Т – не полу-, как «Комсомолец», а полностью бронированный транспортер-тягач на базе легкого танка Т-26. Вооружения на нем не было, зато десант из пяти человек перевозили в закрытой бронерубке. Для этих машин нашли применение в качестве тягачей для 76-мм дивизионных пушек Ф-22, их в 1934–1936 годах произвели менее двухсот единиц, а еще выпускали, тоже малыми сериями, открытые сверху варианты Т-26-Т2 для подвоза механизированных войск. Т-26-Т2 могли буксировать прицепы массой до пяти тонн.
Так что утверждаем еще раз: серийные бронетранспортеры в СССР появились уже до войны, просто классифицировали их как тягачи и использовали в основном в артиллерии.
Информация