«Комсомольцы» предвоенной сборки

Были или нет по состоянию на 22 июня 1941 года в Красной армии бронетранспортеры – вопрос терминологический. Смотря что считать бэтээрами. Например, ныне состоящий на вооружении (уже более полувека!) популярный многоцелевой легкий бронированный транспортер-тягач МТЛБ, созданный в первую очередь, чтобы возить 100-мм противотанковые пушки, – типичный БТР. Кстати, именно в таком качестве харьковская «Мотолыга» до сей поры служит в некоторых мотострелковых подразделениях Российской армии.

80 лет назад, в августе 1937 года начались войсковые испытания разработанного на заводе № 37 (ныне НПК «НИИДАР») под руководством Николая Астрова легкого гусеничного бронированного артиллерийского тягача А-20. Вскоре под названием Т-20 «Комсомолец» он был запущен в серийное производство сразу на трех предприятиях – 37-м заводе, Сталинградском тракторном и ГАЗе. До прекращения выпуска в июле 1941-го РККА получила около восьми тысяч машин, ставших штатными тягачами главным образом для 45-мм противотанковых пушек. К нападению Германии в войсках насчитывалось 6700 «Комсомольцев».

Маленькая транспортно-боевая машинка, весившая около 3,5 тонны и вооруженная 7,62-мм пулеметом ДТ, имела двухместную бронированную рубку, а расчет буксируемого орудия (или десант) из шести человек перевозила в открытом кузове. Вместо людей «Комсомолец» мог брать полтонны груза. Автомобильный бензиновый двигатель мощностью 50–52 лошадиные силы обеспечивал до 40 километров в час по шоссе с двухтонным прицепом при запасе хода 200 километров.


«Комсомольцы» предвоенной сборки«Но это же тягач, а не БТР!» – скажет кто-то. Да, официально так. По документам «Комсомолец» и вовсе «бронированный трактор». Однако вспомним, что к бронетранспортерам относят выпускавшуюся во Франции до Второй мировой войны двухместную «танкетку снабжения пехоты» (она же «пехотный трактор») «Рено» UE массой 2,1 тонны и британские гусеничные легкие открытые Universal Carrier, весьма близкие «Комсомольцу» по характеристикам. Последние поставлялись и в СССР – по ленд-лизу, а в английской армии служили вплоть до 60-х годов. Так что как ни крути, а бронетранспортеры у Красной армии де-факто появились уже перед войной, причем в массовом количестве.

«Комсомольцам» принадлежит весьма заметная роль в механизации и обеспечении маневренности РККА, и между прочим их количество превышало парк МТЛБ (по некоторым данным, до четырех тысяч), которым сегодня располагает Российская армия. Может, это и покажется исторической сенсацией, но именно благодаря «Комсомольцам» обеспеченность артиллерии РККА мехтягой была выше, чем у вторгшегося в нашу страну вермахта.

Пулеметное вооружение позволяло использовать «Комсомолец» как танкетку, и оно очень пригодилось для прикрытия под огнем противника спешившегося расчета, разворачивающего на позиции «сорокапятку». А осенью 1941 года сотню «Комсомольцев» приспособили как самоходное шасси для отличной 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Такие САУ, названные ЗИС-30, хорошо зарекомендовали себя в боях, хотя для малютки «Комсомольца» артсистема оказалась тяжеловатой.

И если уж говорить о довоенных БТР, нельзя не упомянуть серийный гусеничный Т-26-Т – не полу-, как «Комсомолец», а полностью бронированный транспортер-тягач на базе легкого танка Т-26. Вооружения на нем не было, зато десант из пяти человек перевозили в закрытой бронерубке. Для этих машин нашли применение в качестве тягачей для 76-мм дивизионных пушек Ф-22, их в 1934–1936 годах произвели менее двухсот единиц, а еще выпускали, тоже малыми сериями, открытые сверху варианты Т-26-Т2 для подвоза механизированных войск. Т-26-Т2 могли буксировать прицепы массой до пяти тонн.

Так что утверждаем еще раз: серийные бронетранспортеры в СССР появились уже до войны, просто классифицировали их как тягачи и использовали в основном в артиллерии.
Автор: Константин Чуприн
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/38652


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 63

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Mik13 (Михаил Потапов) 2 сентября 2017 07:45
    Что-то в последнее время с ВПК публикуют какой-то совсем ядерный бред...
    Назвать "Комсомолец" бронетранспортером можно только в состоянии наркотического опьянения...
    1. Сан Саныч (Олег Андреев) 2 сентября 2017 08:54
      назвать его бронетранспортером может быть и можно, но по сравнению с "Ганомагами" он все равно, что "Запорожец", против "Мерседеса"
      1. Protos 13 сентября 2017 15:46
        Э не, бронетранспортёр - это бронированный транспортёр и "Комсомолец" полностью соответствует этой классификации. hi
        Он ещё и более проходимый, чем "Ганомаг" был!
    2. moskowit (Николай Иванович) 2 сентября 2017 13:24
      "...И нам осталось уколоться и упасть на дно колодца,
      И там пропасть на дне колодца, как в Бермудах, навсегда...." В.Высоцкий.
    3. Лопатов (Лопатов) 3 сентября 2017 07:40
      Однако и чистым артиллерийским тягачом его назвать нельзя.
      Думаю, автора просто ввёл в блуд пулемёт.
      "Комсомолец" в одной своей ипостаси должен был выполнять функции тягача, а после развёртывания батареи на огневой позиции они брали на себя функцию бронированного огневого средства для осуществления самообороны ОП
  2. silberwolf88 (SS) 2 сентября 2017 08:33
    В начале любого спора надо договориться о терминах))) ... иначе каждый всегда спорит в рамках своих понятий ...
  3. chenia (kanonier) 2 сентября 2017 09:20
    Хорошо поддавался превращению в БТР танк Т-26 (выпущено 12 тыс. и как танк слабенький).
    Только не надо было лепить коробку сверху (как пробовали).

    Двигатель , КП, трансмиссия идут вдоль оси , прикрыть кожухами (легкий доступ для ремонта) и под сиденья, на пол настил. Ну и продумать вентиляцию, хотя и крыши не предполагается, в ненастье прикрывать тентом.

    Далее борта над гусеницами и лоб как у М-113 (на лбу можно усеченный цилиндр. для водителя, сверху пулемет ).

    Коробка может и над кормой свисать, что бы объем поболее был.
    1. andrewkor 2 сентября 2017 11:16
      На Альтернативе есть хорошая статья о предполагаемой переделке Т-26 ,ознакомтесь,не пожалеете.
      1. chenia (kanonier) 2 сентября 2017 13:41
        Цитата: andrewkor
        На Альтернативе есть хорошая статья


        А где? Скинте сайт если не сложно.
        1. andrewkor 2 сентября 2017 15:02
          Alternathistori.com. Много чего интересного!
    2. super.ufu (Посторонним В) 2 сентября 2017 11:52
      в фантазиях можно было и космолет из т-26 сделать, но не в этой жизни, увы
      1. chenia (kanonier) 2 сентября 2017 13:39
        Цитата: super.ufu
        в фантазиях можно было и космолет


        Что наварить (наклепать) полметра броневого листа над гусеницами , (лоб) лист под меньшим углом и кожух на двигатель и трансмиссию +тент- это космические технологии?

        Неужели для вас такое так сложно? По мне это проще, чем в варианте танка.
        Кстати на базе Т-26 и пробовали и БТР, заправщик и арт.тягач (см.ниже) и т.д.
        1. super.ufu (Посторонним В) 2 сентября 2017 14:05
          Неужели для вас такое так сложно?
          вы видимо совсем не знакомы с советским военпромом.
          что значит "наварить (наклепать) полметра броневого листа над гусеницами ,"?
          гараж экзибита что ли?
          ответьте мне:
          -кто будет производить расчет.
          -кто будет делать технологическую линию
          -где взять металл?
          -кто будет выпускать сталь?
          -кто вырезать форму?
          -кто будет это наваривать?
          -кто будет капиталить машины?
          -где будут производиться от них зч?
          - где будет проходить КР?

          после всего этого, вы ответьте мне где-
          -взять мехводов на данные БТР.
          -какая их штатная структура.
          -какие у них есть РЭМ, РЭГ, РЭР, РМО и тд
          -какие на них писаны уставы, штатные распорядки, расписание и тд.
          -будет ли способен экипаж выполнять задачу после такой транспортировки?
          и тд

          Заметьте, я даже не спрашиваю, "а осилит ли танк Т26 марш с указанной в ваших фонтазиях нагрузкой на.... скажем 150 км по снегу глубиной 35 см и потом выполнить боевую задачу."

          и пс. скажите мне, если создателя этого хлама расстреляют как вредителя, который потратил драгоценне ресурсы на фигню, вместо того, что бы запилить нормальный ганомаг или мтлб, вы будите плакать по этому или нет?
          1. chenia (kanonier) 2 сентября 2017 14:27
            Цитата: super.ufu
            вы видимо совсем не знакомы с советским военпромом.


            Знаком. Но в мои годы этот перечень мероприятий мог быть осуществлен в любой мастерской.
            В те годы согласен, было сложнее.
            Но выпуск Т-26 был 12 тыс. , это значит есть и мех.воды. есть и ремонтная база.

            Башня,Б/К орудия, верх танка по весу не превзойдут вес боковых листов (даже легче).

            Ну и главное Т-26 как раз и переделывали под всяческие нужды (реально, значит было кем и чем)..
            1. super.ufu (Посторонним В) 2 сентября 2017 14:42
              Знаком.

              сомневаюсь
              Но в мои годы этот перечень мероприятий мог быть осуществлен в любой мастерской

              что значит в любой мастерской? т.е. есть мастерские которые способны обработать за короткий срок несколько тысяч машин? назовите мне их.

              Но выпуск Т-26 был 12 тыс. , это значит есть и мех.воды. есть и ремонтная база.

              ремонтная база занята ремонтом существующего танкового парка, а мехводы сидят в существующих танках или демобилизованы.
              Башня,Б/К орудия, верх танка по весу не превзойдут вес боковых листов (даже легче)

              а возить он будет воздух или 12 человек с вооружением ?
              Ну и главное Т-26 как раз и переделывали под всяческие нужды (реально, значит было кем и чем)..

              сколько тысяч танков было переделано и в каких войсках они штатно были?


              ну а остальные пункты?
              1. chenia (kanonier) 2 сентября 2017 18:32
                Цитата: super.ufu
                сомневаюсь


                И не сомневайтесь был офицером и потом работал в оборонной фирме. 6 патентов и куча рацух.
                Фирма могла часть "Бурана" сделать.
                (это уже в далеком прошлом,к сожалению).

                Цитата: super.ufu
                что значит в любой мастерской?


                В мое время были кооперативы с литейным участком и имели станки ЧПУ. А уж всякого рода сварка и резка металла -элементарно.
                Даже странно, что вы засомневались (если не слишком молоды).
                И если бы раскидали по похожим фирмам, могли и тысячами делать.

                Да для того времени (перед войной), это проблема, вот тут не спорю.

                Естественно для начала надо было бы сделать опытный образец. Удовлетворил бы требования нашли бы мощности.
                Отрицать вы не будете необходимость БТР (для моторизированных дивизий МК). Их на 9 МК (естественно не на 30 -Жуковская идея)- нужно около 3 тысяч..
                И делать недотанки, причем смутной тактической принадлежностью (огнеметные), вместо БТР было ошибкой. А переделка была бы менее затратной, ну я так думаю.
                Естественно у нас послезнание.

                Цитата: super.ufu
                а возить он будет воздух или 12 человек с вооружением ?


                Это 1,5 тонны, естественно скорость не более 35-40 км. там в основном движок слабоватый.
                А это нормальная скорость марша танковой колонны.
                1. super.ufu (Посторонним В) 2 сентября 2017 20:31
                  И не сомневайтесь был офицером и потом работал в оборонной фирме. 6 патентов и куча рацух.
                  Фирма могла часть "Бурана" сделать.

                  ну это хорошо, я просто не сомневаюсь что вы сможете запустить Т26 в космос)
                  правда я про сталинский ВПК, а тут вы как раз и фонтазируете
                  Отрицать вы не будете необходимость БТР (для моторизированных дивизий МК).

                  бтр или технологической клоунады под названием Т-26типабтр?
                  В мое время были кооперативы с литейным участком и имели станки ЧПУ.

                  всё, всё, все !
                  достаточно фэнтези.


                  Отрицать вы не будете необходимость БТР (для моторизированных дивизий МК). Их на 9 МК (естественно не на 30 -Жуковская идея)- нужно около 3 тысяч..

                  еще раз - ответьте по пунктам на базе чего вы их сделаете.

                  Их на 9 МК (естественно не на 30 -Жуковская идея)- нужно около 3 тысяч..
                  причем смутной тактической принадлежностью (огнеметные), вместо БТР было ошибкой. А переделка была бы менее затратной, ну я так думаю.

                  ХT-133 — огнемётный танк, вариант модели 1938 года, огнемёт установлен в конической башне. Произведено 269 танков.
                  269 во сколько раз меньше 3 000?
                  Это 1,5 тонны, естественно скорость не более 35-40 км. там в основном движок слабоватый.

                  увы, это уже за пределами его возможностей, просто потому как он просто умрет
                  1. chenia (kanonier) 2 сентября 2017 21:34
                    Цитата: super.ufu
                    еще раз - ответьте по пунктам на базе чего вы их сделаете


                    Танков Т-26 было выпущено более 11 тыс. выпускали до 1941 г.
                    Зачем нужен недотанк? 15 мм брони.Что им делать? Кстати это касается всех легких танков (в СА моего времени были в разведбатах, и в морской пехоте Т-76).

                    Для разведподразделений, дозорная машина пойдет однозначно. но десяток тысяч.
                    Хим.танки. а ими собирались вооружить по батальону в ТП ТД. 9 и это в перспективе для 30 мк. это просто не успели переделать и сделать их- вот где мощности задействованы были.

                    Как преобразовать, я уже писал -по типу М-113. И платформа легче станет сразу. Убираем башню с орудием, верхнюю надстройку.

                    Верхний лобовой лист (10 мм а не 15 мм) и ставим борта по 7-10 мм. БТР это "такси" пехоты и идет за цепью, броня противоосколочная и противопульная. Это уже на пару тонн разгрузит платформу.

                    Ходовая у него надежная, вот движок слабоватый только.

                    И какие проблемы с кадрами? Эти танки надо было убирать из ТБр СК.
                    Правда их тоже развалили (в ТД превращали) в связи с образованием 30 МК.

                    Более того они там как основная бронетехника были, (в МК там БТ-5,7 и Т-34 и по тупости всунули КВ-1.), тоже по недоумию.
                    Те кто рвет самую плотную оборону имеют легкие танки.

                    А танков у нас было выше крыши, мы нормальную ОШС создать не смогли.
                    1. super.ufu (Посторонним В) 2 сентября 2017 21:55
                      еще раз, вы свои бтр где выпускать то будете, и где держать?
                      и чтоб добить,
                      Это 1,5 тонны, естественно скорость не более 35-40 км. там в основном движок слабоватый.

                      говорите 1,5 тонны?, башня т26 весила ок 750 кг, куда вы поедете с тройным преревесом?
                      1. chenia (kanonier) 2 сентября 2017 23:12
                        Цитата: super.ufu
                        еще раз, вы свои бтр где выпускать то будете, и где держать?


                        Здесь я схитрю, все же обладаю послезнанием.
                        первое 30 МК это маразм, 9 МК вполне хватало (войну мы закончили с шестью ТА По (по 900-600) танков и хватило

                        В ОШС МК все отлично до ТП.
                        ТП 4-х батальонный, с не нужным батальоном КВ-1 (я уже говорил, что танки прорыва должны быть в ударных (общевойсковых) объединениях. а там Т-26),
                        Выкидываем 1 батальон (хим.танки), имеем 3 батальона средних танков (1бт-Т-34;, 2бт- БТ-7) по 3 танка во взводе и все. В МК-5 ТП (по 2 в ТД и 1 в МД) по 94 (основных) танка и вдруг получается в МК около 600 танков (это уже с легкими танками развед.подразделений). Кстати в среднем это и было количество танков в наших ТА.
                        А их по штату МК их больше тысячи.
                        До этого мы дойдем, кровью умоемся но эту структуру война утвердит.

                        Точно так и в ТБр СК (4 батальона можно и оставить) причем вот там и нужен батальон КВ-1. и тоже во взводах по 3 танка.-опять бригада будет иметь на треть меньше танков.

                        Так, что и танков и мех.водов и зам.потехов найдется (сумма бронетехники ведь не изменилась). и все подразделения, части, соединения и выше будут заполнены.


                        Насчет веса- танк Т-26- около 10 тонн. не только башня ну и надстройка башни, и вообще верхнее бронирование убираем, и снижение толщины листов. Ну и вариант чуть мощнее двигатель поставить.
                        Я повторю, была бы удачная модель, мощности нашли бы.

                        Фантазировать-это когда разговор шел бы о Т-54, и Д-44 и Т,Д и МиГ-17
                        А здесь все в наличии, нужно было просто правильно расставить.
                    2. super.ufu (Посторонним В) 3 сентября 2017 10:45
                      Я повторю, была бы удачная модель, мощности нашли бы.

                      еще раз.
                      кто будет переделывать ваши фонтазии.
                      назовите мне этот завод, которому нечем заняться
                      Фантазировать-это когда разговор шел бы о Т-54, и Д-44 и Т,Д и МиГ-1

                      ненене, фонтазии это вот
                      Насчет веса- танк Т-26- около 10 тонн. не только башня ну и надстройка башни, и вообще верхнее бронирование убираем, и снижение толщины листов. Ну и вариант чуть мощнее двигатель поставить.
                      или вот
                      Выкидываем 1 батальон
                      1. chenia (kanonier) 3 сентября 2017 15:25
                        Цитата: super.ufu
                        кто будет переделывать ваши фонтазии.


                        Мощности занятых производством Т-38, часть мощностей Т-40, ну и родное производство вместо Т-50.

                        Повторяю еще, создав удачную модель (а ее и не создали) мощности нашли бы


                        Цитата: super.ufu
                        Выкидываем 1 батальон


                        Ха-ха. После разгрома наших МК, перешли к ТБр,
                        И шо вы думаете они были даже двухбатальонного состава, а ТП только (и во взводах танков было еще меньше- ТР-6 танков).
                        Если бы мы успели бы прогнать МК на учениях (планировалось на осень 1941 г.) то пришли бы к этой более управляемой структуре однозначно- жизнь заставила бы.

                        Я это к чему веду (вы как то не можете усвоить), что танков у нас было в избытке (вот с качеством похуже). И если бы мы вместо 3-х тыс.легких танков, сделали БТРы для МД была бы только польза и опыт применения подвижной пехоты с танковыми соединениями.



                        В 1942 г. после того как начали наступать (пусть не совсем удачно) вполне естественно вернулись к ТК, и никогда в частях не было более 3-х батальонов и во взводах более 3-х танков.

                        И только в 60-х в МСП в ТБ во взводе стало 4 танка.
                    3. super.ufu (Посторонним В) 3 сентября 2017 16:52
                      Мощности занятых производством Т-38, часть мощностей Т-40, ну и родное производство вместо Т-50.

                      хохохо. да кто даст? особенно Т-50!
                      Т-50 в планах производства и никто его снимать не стал - это фОнтазии, вы даже не фонтазер ,а вредитель!
                      а если и даст:
                      т-50 -к войне 40 машин

                      Т-40 (завод № 37, Москва)
                      март - 3 опытных
                      июнь - 3
                      август - 6
                      сентябрь - 6
                      октябрь - 3
                      ноябрь - 4
                      декабрь - 19

                      вот и вся мощность завода, а вам сколько надо? 3 тыщи? полторы тыщи?

                      .

                      Повторяю еще, создав удачную модель (а ее и не создали) мощности нашли бы
                      и снова фОнтазии-ибо удачную модель не создали и хорошо , что не собрались .
                      Ха-ха. После разгрома наших МК, перешли к ТБр,
                      И шо вы думаете они были даже двухбатальонного состава, а ТП только (и во взводах танков было еще меньше- ТР-6 танков).

                      "Это завтра, а сегодня Я тебя поцеловала!"
                      на 40й год кто разгромил наши МК?

                      Если бы мы успели бы прогнать МК на учениях (планировалось на осень 1941

                      опять фонтазии, и альтернативы, реально уже год как упущен, а вы мечтаете покроить МК
                      Я это к чему веду (вы как то не можете усвоить), что танков у нас было в избытке (вот с качеством похуже).

                      и кто это (вы как то не можете усвоить) в 1940 году у нас заявил такое не поделитесь?
                      И если бы мы

                      то грибы
                      меньше фонтазий, назовите мне кто заявил в 39 что нам эти танки не нужны?
                      давайте из них будем БТР пилить.
                      до войны год, напомню
                      В 1942 г. после
                      И только в 60-х в

                      вернитесь на землю , или в 40й год

                      и самое главное что нужно переделывать уже мертвый Т26 который и так на пределе!
                      1. chenia (kanonier) 3 сентября 2017 20:53
                        Для начала. любая наука начинается с гипотезы и проверяется на практике. Перебор вариантов возможного развития события (процесса, явления), приводит к пониманию причин конечного результата.
                        И только неумный человек будет отрицать это.

                        Цитата: super.ufu
                        то грибы

                        см.выше.

                        Цитата: super.ufu
                        в 1940 году у нас заявил такое не поделитесь?


                        Да все орали " больше танков", (результат в 1941 и получился).
                        Постоянная реорганизация. отсутствие элементарной Б/П.
                        А структуру брали. как хозяйка подсматривает за соседкой в бинокль на кухне. какие ингредиенты та кидает в блюда, и пытается повторить.

                        Мы не разу не опробировали МК. Создав структуру, не зная как ею управлять.

                        Повторю танков у нас было навалом.
                        Да потом (в мемуарах) Жуков сам и удивлялся, нахрен было создавать 30 МК. (хотя сам и уломал Сталина, а Мерецков то был против).
                        Т.е. альтернатива была.

                        Ошибка в принятии решения (а это те люди-наш высший генералитет-решали сколько и каких танков делать и иметь) и привела к плачевному результату.(гора родила мышь).

                        Цитата: super.ufu
                        назовите мне кто заявил в 39 что нам эти танки не нужны?


                        См. выше. Кулик тоже был против ЗИС-3, ну и что?.
                        Я как раз и говорил об ошибках.
                        Немцы к примеру удвоив ТД (после Франции), не увеличили ТП (просто разбили ТБр. надвое).

                        Цитата: super.ufu
                        и самое главное что нужно переделывать уже мертвый Т26 который и так на пределе!


                        Потому как проще было переделать, чем заново создавать.
                2. super.ufu (Посторонним В) 4 сентября 2017 20:19
                  Я пояснил, что необходимости в таком количестве легких танков не была.

                  але мой
                  "неюный неделетант", не играйте в кепа, танки были и это объективная реальность а вот все ваши реорганизации это ваши фантазииchenia,только ваши фантазии про все, про износ, про понимание вопроса, про все пустой дилетантисм и ваши патенты буранов увы тут не помогут

                  "Т-26" – завод № 174
                  Заводом № 174 не выдерживаются сроки поставки по договорам. Совершенно плохо сдаются дефицитные детали: цилиндры, нижние половины картера мотора, направляющие втулки клапанов, венцы ведущих колес, нижние катки, бандажи нижних катков и др…
                  Танковые войска испытывают в настоящее время большую потребность в запчастях и агрегатах, особенно по остродефицитной номенклатуре. Неоднократные обращения ГАБТУ КА в НКСМ не нашли должного решения по вышеизложенным вопросам.
                  Прошу Ваших личных распоряжений, направленных на обеспечение запасными частями и агрегатами танковых войск Красной армии, согласно решениям правительства по этому вопросу.
                  Начальник ГАБТУ Красной армии генерал-лейтенант танковых войск Федоренко"[35]. До войны оставалось три дня…
                  7-я мотострелковая дивизия. Ремонтными средствами укомплектована на 22 %. В РВБ[37] нет стационарных мастерских и станков.
                  Запчастями для ремонта боевых и колесных машин дивизия обеспечена на 1 %. Запчастей в НЗ для боевых и колесных машин – нет.
                  Резиной грузовые и колесные машины обеспечены на 60 %; бронемашины на 100 %. Из числа наличия грузовых машин 200 машин из-за отсутствия резины стоят на колодках. Средний износ резины на 70 %

                  В 39-м танковом полку танки получены после капитального ремонта от рембаз и зачислены в учебно-боевой парк. Танки не укомплектованы инструментом, принадлежностями и ЗИПом… В полку совершенно отсутствуют самые необходимые запчасти, что не позволяет исправить мелкие повреждения. Отсутствие запасных предохранителей приводит к попыткам установки "жучков". На 25 % танков гусеницы сильно изношены и требуют замены". Машины не укомплектованы инструментом, принадлежностями и возимыми запчастями… До 30 % наличного парка машин требует смены траков гусениц. Четыре танка имеют поломки, но не могут быть восстановлены из-за отсутствия запчастей. Один аварийный танк требует смены кривошипа ленивца, средствами полка восстановлен быть не может"[41], – это про 58-й танковый полк 131-й мотострелковой дивизии 9-го мехкорпуса Киевского особого военного округа. "Состояние материальной части самое неудовлетворительное. Из имеющихся машин 20 % отработали по 100 моточасов, 10 % по 50 моточасов. Ходовая часть у всех машин совершенно изношена… Зап. частей никаких нет. Ремонтной базы совершенно нет"

                  чао, вши пустые фантазии мне не интересны
            2. super.ufu (Посторонним В) 3 сентября 2017 21:18
              Да все орали " больше танков", (результат в 1941 и получился).
              Постоянная реорганизация. отсутствие элементарной Б/П.

              ага и поэтому, в преддверии войны вы замутим ещу одну реорганизацию, так?
              Повторю танков у нас было навалом.

              и что

              Т.е. альтернатива была

              какая?
              См. выше. Кулик тоже был против ЗИС-3, ну и что?.

              я не про зис-3, которая весьма средняя замечу

              Потому как проще было переделать, чем заново создавать.

              ну и в сотый раз кто это бы стал переделывать, как мы выяснили завод № 37, можем перебрать еще 30 заводов, результат будет тот же, и еще раз, кто в реальном 40 году смог бы переделать несколько тысяч т26?
              1. chenia (kanonier) 3 сентября 2017 22:30
                Цитата: super.ufu
                ага и поэтому, в преддверии войны вы замутим ещу одну реорганизацию, так?


                Какая реорганизация? МД уже созданная структура, ее нужно только обеспечить техникой.
                Тут надо понимать оперативную значимость МК. Это объединение уже вводится после прорыва хотя бы первой полосы тактической зоны для развития оперативного успеха. Там плотность обороны падает. Узлы сопротивления можно обходить. А вот для удержания определенных районов (плацдармов), прикрытия флангов необходима не отстающая мото пехота. Поэтому не нужны там тяжелые КВ-1, там трудно встретить эшелонированную оборону, которую нужно прорывать (а если , что то можно и обойти).
                Я это все к чему веду. у нас все было. Не было ума попробовать как оно работает.

                И это надо было сделать в 1940 г. Взять один МК с полным штатом. вооружением и техникой, и на полигон. У комкора два посредника (комкоры других МК) которые оценивают его работу и заодно учатся.( и так по должностям до ком.полка.)
                Учения 5-7 дней, и с разбором в течении месяца все должносные лица покомандуют по разу.
                Все бы вылезло. И умение управлять. и способность структуры к управлению (скорость реакции на вводные), и надежность техники. и нужная необходимость в подразделениях мат. и тех обеспечения.
                Тут бы находились ребята и с ГШ, и представители заводов и КБ с ремонтными командами (обучали с рекомендациями армейских технарей) и естественно НКВД.
                Ну и естественно разбор полетов, с выводами (и посадками).

                И сразу бы выяснили, что столько танков (тем более легких) нам не надо, и что надо.

                А сразу появляются мощности, для решения других задач.

                Вот тут и есть вина военного руководства. Ведь, это можно было осуществить?

                А БТР из Т-26 это способ как из менее нужной вещи, сделать более нужную, с меньшими затратами.
                1. super.ufu (Посторонним В) 4 сентября 2017 00:36
                  Какая реорганизация? МД уже созданная структура, ее нужно только обеспечить техникой.

                  а где у нас в сд мехводы на Т-26, техника и базы? поделитесь
                  дальнейшие фэнтези я пропущу
                  А БТР из Т-26 это способ как из менее нужной вещи, сделать более нужную, с меньшими затратами.

                  и снова где, на каком пердприятии?
                  1. chenia (kanonier) 4 сентября 2017 09:29
                    Цитата: super.ufu
                    а где у нас в сд мехводы на Т-26, техника и базы? поделитесь
                    дальнейшие фэнтези я пропущу


                    Во-первых рассматривайте в комплексе (а вы видно не чего не поняли).
                    А это значит другой штат (я об этом уже тысячу раз говорил), и далее не нужность формирования 30 МК.
                    Вы это можете принять это как условие (и то что этого не случилось, так это вина нашего генералитета)..


                    Цитата: super.ufu
                    а где у нас в сд мехводы на Т-26, техника и базы?


                    Ну во-первых не СД, а МД, входящая в состав МК, где есть учебные подразделения и куча специалистов, да и сама МД имеет ТП. какие проблемы?

                    Если мы имеем 9МК (а только для них созданы МД) то.
                    В МД будут 2 МСП по три батальона (6 МСБ на МК). или 150 шт. на МК (см.ниже)

                    В МСР будет 7 БТР (15-17 чел) остальные на автомобилях-2-3 шт.

                    Тогда в МСБ-не более 25 шт. (БТР предназначен только для стрелковых подразделений, при спешивании в зоне ружейно-пулеметного огня), а. для боевого обеспечение, батальонной артиллерии - авто.. (отсюда и в МК-150 шт.)

                    Тогда в 9 МК надо иметь- 1350 шт (я сильно перестраховался про 3 тыс.) + учебные подразделения. -короче не более 1600 шт.- и какие проблемы?

                    Т-26 очень удобно с технической точки зрения переоборудовать в БТР. Двигатель, КП и трансмиссия проходят по оси танка. Срываем верх . наращиваем борта и под большим углом устанавливаем , более тонкий броневой лист. Прикрываем кожухами двигатель и трансмиссию и устанавливаем там сидения (В ГАЗ- 66 на двигатели ездили?).
                    ВСЕ.
                    Здесь и не нужен сверхспециализированный завод, ну консультанты и специалисты с предприятия могли бы и поприсутствовать.

                    Немцы в войну свою и трофейную технику по три раза перекручивали.
                    1. super.ufu (Посторонним В) 4 сентября 2017 16:17
                      Во-первых рассматривайте в комплексе (а вы видно не чего не поняли).

                      я вам начал с расмотра в комплексе, на сколько вы мне ответили? на 1 вопрос, а ваши фантазии по переделке МК мне не интересны


                      Т-26 очень удобно с технической точки зрения переоборудовать в БТР. Двигатель, КП и трансмиссия проходят по оси танка. Срываем верх . наращиваем борта и под большим углом устанавливаем , более тонкий броневой лист. Прикрываем кожухами двигатель и трансмиссию и устанавливаем там сидения (В ГАЗ- 66 на двигатели ездили?).

                      в 20й раз
                      -кто будет производить расчет.
                      -кто будет делать технологическую линию
                      -где взять металл?
                      -кто будет выпускать сталь?
                      -кто вырезать форму?
                      -кто будет это наваривать?
                      -кто будет капиталить машины?
                      -где будут производиться от них зч?
                      - где будет проходить КР?
                      Здесь и не нужен сверхспециализированный завод, ну консультанты и специалисты с предприятия могли бы и поприсутствовать.

                      ну назовите мне завод который сможет переделать 1600 т-26

                      Немцы в войну свою и трофейную технику по три раза перекручивали.

                      а причем тут немцы?
                      1. chenia (kanonier) 4 сентября 2017 16:57
                        Цитата: super.ufu
                        в 20й раз
                        -кто будет производить расчет.
                        -кто будет делать технологическую линию
                        -где взять металл?
                        -кто будет выпускать сталь?
                        -кто вырезать форму?
                        -кто будет это наваривать?
                        -кто будет капиталить машины?
                        -где будут производиться от них зч?
                        - где будет проходить КР?


                        Любой вагоностроительный завод

                        или паровозостроительный.

                        Капиталить и производство з/ч .
                        Вы сами то поняли ,что написали (для Т-26 -есть, а для БТР отличающим только корпусом -нет.).
                        Запчасти на лобовой лист, или брезентовый тент с дугами?

                        Как только выдатут ТЗ все найдут.(а конкретный завод в Мтищах или Челябинске назначат).
                        Да и курочили Т-26 как только могли и заправщиком и тягачем (и БТР из него кстати хотели сделать, получилась хрень- хатка вместо башни.).

                        Вы что мне доказать, то хотите?

                        Что промышленность СССР была не в состоянии переделать полторы тысячи ( и незначительная переделка) существующих танков в БТР?
                    2. super.ufu (Посторонним В) 4 сентября 2017 18:09
                      Любой вагоностроительный завод
                      или паровозостроительный.
                      Капиталить и производство з/ч .

                      это какой такой любой?
                      Коломенский занят по уши, ХПЗ занят, Питер занят. свободных заводов нет.
                      я ж говорю, увас и в космос полетит, с 39 года, все заводы ведомства кагановича заняты жд парком с новоприобретенных территорий.
                      ощущает острая нехватка подвижного состава
                      а выплавка брони? прокат?

                      Капиталить и производство з/ч .

                      а у них есть оборудовонаие для работы с такими агрегатами, как двигатель танка, есть рабочие, т.е на вагоностроительном заводе дофига спецов по карбюраторам?
                      какие у вас фантазии

                      Вы сами то поняли ,что написали (для Т-26 -есть, а для БТР отличающим только корпусом -нет.)

                      а вы то поняли?
                      а кто сказал что они есть для т26?
                      для Т26 такой же дефицит зч.

                      Как только выдатут ТЗ все найдут.(а конкретный завод в Мтищах или Челябинске назначат).

                      ололо какие фантазии,
                      Хренищи нагначат, ага, Челябинск занят КВ, Мытищи не справляется с заказом.
                      помнится назначили ХПЗ, выпускать Т34 и много он что выпустил? через сколько он на план вышел, ась?
                      Запчасти на лобовой лист, или брезентовый тент с дугами?

                      это уже ваши фантазии, я указал, что запчасти для КР
                      Да и курочили Т-26 как только могли и заправщиком и тягачем (и БТР из него кстати хотели сделать, получилась хрень- хатка вместо башни.).

                      и что, было сделано 1600 заправщиков? или 1600 тягачей?
                      а в каком году начали? в 33 и что по 10 машин в год, о да, это достойный пример. ага

                      Вы что мне доказать, то хотите?

                      -что вы нефига не знаете ни особенностей промышленного производства СССР в предвоенный период, поэтому выдумываете откровыенные фантазии.
                      потому как любой кто изучал знает две аксиомы-
                      1. свободных заводов занятых ерундой нет. все заводы дико перегружены.
                      все заводы.
                      2. все заводы имеют минимальную мобильность и способность к изменению профиля, ни один завод выпускавший вчера 1000 вагонов не начнет завтра выпускать 1000 танков, не начнет их выпускать даже через пол года, не начнет и через год.
                      все предприятия срывали план производства.

                      -что вы нефига не знаете как обстояло дело с БТВ в предвоенный период..
                      Начните с чтения литературы по профилю вопроса, а то может узнаете, что у нас все сварщики броневых листов были штучные, что их по стране как космонавтов возили, опыт перенимать, это вам не ЧПУ в вашем подвале.

                      Что промышленность СССР была не в состоянии переделать полторы тысячи ( и незначительная переделка) существующих танков в БТР?

                      еще раз промышленность была способна, но тогда у нас не было бы
                      или танка Т34
                      или танкаКВ
                      или вагонов
                      или паровозов
                      или кораблей.
                      или еще чего то

                      в сотый раз -вся промышленность была перегружена подготовкой к войне, в промышленности не было заводов которым от нефига делать можно было поручить навалять 1600убогие коробки на мертвом танке, для непонятных целей только потому что какой то деятель, через 70 лет подумал о том, "а как хорошо сделать из Т26 бтр".

                      наверно чтоб немцы потом возле них фоткались.

                      все доброго, мне надоело обьяснять вам почему бред это бред. читайте книги по теме.
                      1. chenia (kanonier) 4 сентября 2017 20:02
                        То что вы дилетант, понятно. Я не обижаю таких, а стараюсь пояснить. А вы вдруг начали истерить.
                        Я пояснил, что необходимости в таком количестве легких танков не была.
                        И необходимость мото пехоты.
                        Пояснил каким образом это можно было определить. до войны.
                        Увы не получилось, и уже война (большой кровью) это доказала.

                        По вы ничего не поняли, продолжая толдычить -танков не хватало, производственных мощностей тоже.

                        Т-26 выпущенно более 11 тыс. выпуск до 1940 г.

                        И если вы думаете , что все танки имели страшный износ, то вы просто не знаете системы. Большинство танков 5 летнего возраста имели пробег 100-150 км.

                        А когда им бегать? В части боевая группа-сразу на консервацию. Потребуют завести на проверку-расконсервировали-запустили. Ну раз в два года ПТУ. на полигон , и с полигона.Ж\Д. Ну там с полсотни км. накатают.
                        Да учебно-боевая более интенсивно эксплуатируется.

                        Но фокус в том, что Б/П у нас в те годы (39-41) успешно была провалена. Все время занимались реорганизацией.(уже не буду объяснять, что это- не в коня корм). Т.е. даже учебно- боевая группа мало эксплуатировалась.

                        А есть еще кадрированые дивизии- где с хранения их снимают раз в 4 года.
                        А базы хранения? Напомню их на 1940 г. около 11 тыс.
                        Так что на переоборудование пришли бы не убитые, а танки с малым пробегом и сроком эксплуатации. Все в смазке и ингибиторах.

                        И двигатель и ходовая почти новая, какие проблемы. Я вообще то предполагал это по умолчанию. ТАк что начинка у большинства танков была бы здоровая (т.е.новая), и т-28 вообще более-менее надежная машина.
                        Но к сожалению вы не в курсе (надо было бы послужить).

                        И в техническом плане вы не очень компетентны.
                        Не будем выпускать линкоры - и это переделка жалких 1600 Уже существующих танков.

                        Далее вашими словами


                        Цитата: super.ufu
                        все доброго, мне надоело обьяснять вам почему бред это бред. читайте книги по теме.


                        Добавлю- уставы и наставления. вот теперь ТОЧКА.
  4. tchoni (Евгений) 2 сентября 2017 10:21
    Однако вспомним, что к бронетранспортерам относят выпускавшуюся во Франции до Второй мировой войны двухместную «танкетку снабжения пехоты» (она же «пехотный трактор») «Рено» UE массой 2,1 тонны и британские гусеничные легкие открытые Universal Carrier, весьма близкие «Комсомольцу» по характеристикам. Последние поставлялись и в СССР – по ленд-лизу, а в английской армии служили вплоть до 60-х годов.

    Вообще то сравнивать британский кариер и комсомольца малость некорректно. Первый имел бронированное десантное отделение, второй нет. Первый хоть и слабозащищенный, но БТР , второй - непойми кто: танкетка с транспортной функцией. Не бтлее. Вообще идея забронировать водителя оставив голой десант изгачально представляется бредовой. Водителю вы обзор уменьшили изрядно, повысили его утомляемость на маршах, боевую эффективность при этом не полняли. Перевозка ращета в условиях, скажем , минометного обстрела или угиозы обстрела из стрелкового оружия попрежнему невозможна)
  5. Andrey591 (Андрей) 2 сентября 2017 11:42

    Т-26-Т и Т-26-Т2
    1. Комментарий был удален.
    2. andrewkor 2 сентября 2017 15:05
      Мой коммент удалили,выскажусь изячнее: страшнеький,как вундервафли сами знаете откуда!
  6. Комментарий был удален.
  7. Сан Саныч (Олег Андреев) 2 сентября 2017 12:42
    вызывает сомнение утверждение автора: -" благодаря "Комсомольцам" обеспеченность артиллерии РККА мехтягой была выше, чем у вторгшегося в нашу страну вермахта". Одних только Sd Kfz 10 было произведено 14 000 единиц с 1938 года и по 1945 год, а были еще и Sd Kfz - 6, 9, 11, 251, это только те модификации, которые начали производить, не ранее 1941 года, а были еще и другие. Почитаешь таких авторов, и можно подумать, что вермахт вообще безоружный был, с голыми руками пошел воевать
    1. faiver (Андрей) 2 сентября 2017 17:25
      все вами перечисленные немецкие полугусеничные машины с комсомольцем сравнивать нельзя по определению - весовые категории разные...
      это тоже самое когда сравнивают т-34 и тигра....
      1. БМП-2 (Владимир В.) 3 сентября 2017 15:24
        Ну так речь ведь идёт не о сравнении, а об обеспеченности! Вы же не будете утверждать, что у Германии или СССР не было танков, основываясь лишь на том основании, что Т-34 бессмысленно сравнивать с "Тигром"? wink
        1. faiver (Андрей) 3 сентября 2017 17:00
          Соль в том линейка полугусеничных тягачей вермахта таскала почти всю линейку немецкой артиллерии, а комсомольцы только 45мм, исходя из этого о какой обеспеченности артиллерии РККА может идти речь? Кто будет таскать остальные калибры? ворошиловцы и коминтерны? так их было с гулькин нос и для артиллерии ниже 122мм они явно избыточны hi
          1. БМП-2 (Владимир В.) 4 сентября 2017 02:47
            Обеспеченность мехтягой - это всего лишь доля (или процент) от общего числа орудий, для перемещения которых используются механические транспортные средства. В отличие от гужевой тяги (которая в РККА также использовалась почти повсеместно), мехтяга позволяет повысить мобильность орудий, тем самым, увеличить возможности для их стратегической переброски или быстрой смены позиции в бою (ну и, не шарахается в разные стороны при громких звуках! lol ).
            А вот насколько целесообразна универсализация тягачей и на сколько это экономически выгодно - это уже совершенно другой вопрос. yes
          2. serg.shishkov2015 (Сергей Борисович Шишков) 5 сентября 2017 07:46
            152-мм гаубицы, вес в походном положении 3050 кг, в ТиВ есть фото
            1. faiver (Андрей) 5 сентября 2017 10:12
              что вы этим хотели сказать?
              1. serg.shishkov2015 (Сергей Борисович Шишков) 6 сентября 2017 09:44
                не вводите в заблуждение- не только 45-мм и но и системы гораздо мощнее и этот факт отражён даже в художественной литературе
                1. faiver (Андрей) 6 сентября 2017 10:27
                  комсомольцы могли таскать только 45мм ПТО и 76мм полковушки об.1927г., что либо тяжелее таскать он не мог, если только в качестве презерватива - т.е. одноразового изделия... hi
                  1. serg.shishkov2015 (Сергей Борисович Шишков) 6 сентября 2017 14:34
                    в 1943 наши пробовали тягать 37-мм зенитку ГАЗ-64 и немецким ПГ-мотоциклом, Результат вполне приемлем
                    1. faiver (Андрей) 6 сентября 2017 15:23
                      я рад, "комсомолец" здесь причем? разговор то об обеспеченности артиллерии РККА мехтягой...
  8. Лганхи (Егор) 2 сентября 2017 13:08
    Комсомолец это бронированный ТЯГАЧ, а не БТР, так как от пуль защищен только экипаж. Расчет же пушки никак не защищен, и в атаку против пулеметов противника этого тягача с открытым десантом, уязвимого против любых пуль и осколков, не пустишь. Это все равно как пустить в атаку полуторку с десантом в кузове, эффект будет тот же самый.
  9. super.ufu (Посторонним В) 2 сентября 2017 13:29
    как верно замечено автор некий Константин Чуприн написал откровенный бред, приплел мотолыги, и напридумал ерунды.
  10. SerB60 2 сентября 2017 13:56
    ЗИС-30 себя хорошо зарекомендовали? Что за фантазии? С её такой короткой опорной базой эту "самоходку" трясло по полчаса, сбивало прицел, да чуть не переворачивало после выстрела даже с откинутыми сошниками.
  11. faiver (Андрей) 2 сентября 2017 17:23
    бред сивой кобылы....
  12. irazum (игорь) 2 сентября 2017 21:56
    "За уши" притянуть можно всё, что угодно. Так можно и любой танк назвать БТРом, берёт же на себя десант и броня есть. Артиллерийский тягач и БТР это, всё таки, немножко разные вещи. Никто ведь не назовёт "Додж 3/4" артиллерийским тягачом, хотя он спокойно таскал 76мм. пушку ЗиС-3.
  13. serg.shishkov2015 (Сергей Борисович Шишков) 3 сентября 2017 06:24
    7780 штук-чаще такая цифра
  14. BigRiver (Владимир) 3 сентября 2017 17:08
    Цитата: chenia
    Цитата: super.ufu
    еще раз, вы свои бтр где выпускать то будете, и где держать?

    Здесь я схитрю, все же обладаю послезнанием.
    первое 30 МК это маразм, 9 МК вполне хватало (войну мы закончили с шестью ТА По (по 900-600) танков и хватило...

    Ваше послезнание "забыло" такую мелочь, как почти три десятка отдельных ТК, МК, а также прорву структур поменьше: отбр, оттбр, отп, оттп.
    Считайте сами. В среднем, по штату на 1945-й, ТА - около 700 танков. А в действующей армии - 12300 танков.
    Цитата: chenia
    Я повторю, была бы удачная модель, мощности нашли бы.

    Не нашли бы. Заводы, которые занимались Т-26 были перепрофилированы на Т-34. И никаких избыточных мощностей, равно как и кадров, у нас не было. Броню за бугром покупали не от хорошей жизни.
    Т.е., этот эрзац БТР можно было выпускать только засчет снижения выпуска танков.
    1. chenia (kanonier) 3 сентября 2017 21:12
      Цитата: BigRiver
      И никаких избыточных мощностей, равно как и кадров, у нас не было. Броню за бугром покупали не от хорошей жизни.
      Т.е., этот эрзац БТР можно было выпускать только засчет снижения выпуска танков.


      Однозначно, только за счет снижения выпуска танков. А их, что не хватало?
      Да, для 30 МК до 1943 г. их надо было клепать, но

      Цитата: chenia
      Да потом (в мемуарах) Жуков сам и удивлялся, нахрен было создавать 30 МК. (хотя сам и уломал Сталина, а Мерецков то был против).
      Т.е. альтернатива была.


      Но даже и в 40-м МК как структуру не испытали.

      Да, что там корпусные учения, тут вот ротный и батальонный уровень с низкой Б/П говорит структура танкового взвода.
      Была бы Б/П сразу почувствовали , что управлять в бою с 5 танковыми взводами, подразделениями очень сложно (даже с радиофицированными танками).

      И были у нас к сожалению не ТД,. а базы хранения.
      И в летом 41 все вылезло.
    2. super.ufu (Посторонним В) 3 сентября 2017 21:20
      если вы заметили я второй день прошу указать мощности, способные переработать пару тысяч Т26, увы ничего.
      в альтернативном мире это ненужно, проще изобретать бтр из т26
    3. SerB60 3 сентября 2017 23:48
      BigRiver А где можно узнать о броне из-за бугра?
  15. super.ufu (Посторонним В) 3 сентября 2017 21:18
    chenia,
    увы, коменты к вашим постам срываются в низ, топвар такой топвар...
  16. BigRiver (Владимир) 4 сентября 2017 05:08
    Цитата: chenia
    Цитата: BigRiver
    И никаких избыточных мощностей, равно как и кадров, у нас не было. Броню за бугром покупали не от хорошей жизни.
    Т.е., этот эрзац БТР можно было выпускать только засчет снижения выпуска танков.

    Однозначно, только за счет снижения выпуска танков. А их, что не хватало?

    Даже в 1945-м (за первые полгода) по ленд-лизу мы получили чуть больше 600 танков.
    Это о чем говорит?
    Жизненный цикл танка РККА был меньше, чем у нашего противника. За одну операцию (2-3 недели) состав тех же ТА менялся 1,5-2 раза. Немцы больше ремонтировали на фронтовых базах. Нам было проще произвести на заводах и доставить на фронт.
    В 43-м, в августе, Катуков писал, что потери 1 ТА в оборонительной фазе "Курск-43" составили 250%.
    Цитата: SerB60
    BigRiver А где можно узнать о броне из-за бугра?

    Под "броней" имел в виду бронетехнику (танки, самоходы, БТР).
    1. chenia (kanonier) 4 сентября 2017 09:32
      Цитата: BigRiver
      Это о чем говорит?


      О том ,что тупо и глупо погубили технику.
  17. Molot1979 4 сентября 2017 07:45
    А немцы этот "БТР" танком обзывали и в статистику заносили как уничтоженные советские БТ.
  18. BigRiver (Владимир) 4 сентября 2017 11:45
    Цитата: chenia
    Цитата: BigRiver
    Это о чем говорит?

    О том ,что тупо и глупо погубили технику.

    И это все? И послезнание больше Вам ничего не говорит?
    Почему жизненный цикл наших танков отличался в не лучшую сторону от немецких?
    Почему, к примеру, на производстве немецких сплошных бронебойных снарядах работало два человека: сварщик и токарь, а на наших - только токарь?
    Впрочем, вполне ожидаемый момент истины после такой содержательной дискуссии то: "Наши деды и отцы дураками были".
  19. VOENOBOZ (Владимир) 10 сентября 2017 21:00
    Можно осознавать сколько было перед войной техники и всю её потерять - ЭТО КОШМАР.
Картина дня