Основной танк Т-90. Лидер международного рынка

В настоящее время на международном рынке вооружений и техники представлены несколько типов современных основных боевых танков. Бронетехника, выпускаемая разными странами, находит тех или иных покупателей и приносит своим производителям определенный доход. При этом ни один из современных зарубежных танков не может сравниться по продажам с российскими машинами семейства Т-90. Последние уже успели стать самыми массовыми экспортными танками, строившимися после окончания Холодной войны.

Возможность производства экспортной версии новейшего танка Т-90 стали рассматривать еще на стадии проектирования. Результатом этого вскоре стало появление танка Т-90С, доработанного с учетом будущих продаж зарубежным заказчикам. В октябре 1992 года новейшая бронемашина была принята на вооружение российской армии, и одновременно с этим было получено разрешение на экспорт танков Т-90С. В самое ближайшее время новый экспортный танк можно было показать потенциальным покупателям и получить желаемые заказы. Тем не менее, в течение нескольких следующих лет предприятию «Уралвагонзавод», разработавшему Т-90С, так и не удалось подписать ни одного контракта с зарубежными заказчиками.

По имеющимся данным, на первых порах продвижение танка Т-90С на международном рынке затруднялось по бюрократическим причинам. Известно, что до 1997 года организация-производитель не могла получить разрешение на демонстрацию перспективной машины на зарубежных выставках. Впервые такой документ был получен только в 1997 году, перед выставкой IDEX в Объединенных Арабских Эмиратах. Тем не менее, и в этот раз не все пошло гладко: танк был показан посетителям салона, хотя и не был официально включен в состав экспозиции.



Танк Т-90С. Фото Vitalykuzmin.net


Первая демонстрация потенциальным заказчикам положительным образом повлияла на дальнейшие события. Вскоре после выставки IDEX-1997 начались переговоры, предшествовавшие подписанию новых контрактов. В 1999 году Россия и Индия договорились о передаче трех машин Т-90С, необходимых для использования в испытаниях. Чуть позже эту технику проверили на индийских полигонах, а также сравнили с современными зарубежными машинами своего класса. По результатам испытаний, индийское военное ведомство решило закупать именно российские танки. Кроме того, Индия предложила поставлять не только готовые боевые машины, но и сборочные комплекты. Последние планировалось «превращать» в готовые танки на одном из индийских предприятий.

Контракт на поставку танков Т-90С вооруженным силам Индии был подписан в 2001 году. Он подразумевал строительство 310 боевых машин общей стоимостью около 1 млрд долларов США. В соответствии с имеющейся договоренностью, «Уралвагонзавод» должен был построить и передать заказчику 124 танка. Остальную технику следовало отправить в Индию в виде сборочных комплектов. Сборка танков по лицензии была поручена компании HVF в г. Авади. Завершить поставки заказанной техники предполагалось в течение нескольких следующих лет.

В контексте первого «индийского» контракта широкую известность получила история о желании заказчика получить гарантии. В тот период Россия и ее промышленность переживали не самые лучшие времена, и существовал риск остановки строительства танков по тем или иным причинам. Для разрешения этой проблемы высшему руководству России пришлось брать ситуацию под личный контроль. К счастью, дальнейшие события, несмотря на некоторые затруднения, развивались по положительному сценарию, и заказ был выполнен в полной мере.

Готовые 124 танка Т-90С, построенные в Нижнем Тагиле, были переданы заказчику до конца 2002 года. Осенью того же года индийская компания HVF получила первые комплекты узлов и агрегатов, после чего приступила к самостоятельной сборке бронемашин. Поставка танков в «несобранном» виде продолжалась примерно в течение года. Лицензионная сборка танков в Индии выполнялась до середины прошлого десятилетия. По результатам всех этих работ индийские сухопутные войска получили 310 основных боевых танков российской разработки.

Освоив танки первого контракта, индийские военные выразили желание продолжить закупки и строительство. Новые договоры появились уже в 2006 году. Сначала заказчик и производитель подписали контракт о лицензионном производстве 1000 новых танков. Через несколько месяцев после первого контракта появился новый, в соответствии с которым Индия должна была получить еще 330 машин Т-90С с производством части этой техники в России. Важной особенностью новых договоров стало желание заказчика получить обновленную технику в доработанной комплектации.

Основной танк Т-90. Лидер международного рынка
Индийские танки Т-90С "Бхишма" на учениях. Фото Wikimedia Commons


Специально для индийских сухопутных войск была создана новая модификация Т-90С, отличавшаяся некоторыми особенностями конструкции. В этом проекте предусматривалось усиление ходовой части и доработка системы управления огнем. В частности, штатные тепловизионные приборы были заменены изделиями французского производства. Динамическая защита российской разработки уступила место индийским аналогам.

Интересно, что танки Т-90С, доработанные в соответствии с требованиями индийской армии, в дополнение к официальному обозначению получили новое имя «Бхишма» (дословно – «Грозный»). Танк с высокими характеристиками и боевыми возможностями решили назвать в честь одного из главных героев эпоса «Махабхарата», прославившего себя ратными подвигами и искусной дипломатией.

Уже в 2007 году Индия вновь заказала российские танки. На этот раз речь шла о производстве 347 машин. 124 танка планировалось получить в готовом виде, а оставшиеся должны были прибыть к заказчику в виде машинокомплектов для сборки на заводе HVF. Этот заказ обошелся индийским военным в 1237 млн долларов США.

Предприятия «Уралвагонзавод» и HVF достаточно быстро смогли развернуть массовое производство требуемых боевых бронированных машин и приступить к выполнению имеющихся заказов. Результатом этого стали появление значительного количества танков и старт перевооружения сухопутных войск Индии. В течение нескольких следующих лет были получены весьма примечательные результаты. Так, до 2010 года включительно российские танкостроители отправили заказчику более 600 танков Т-90С в исходной и доработанной версии. При этом лишь треть танков была передана в готовом виде, тогда как большая их часть поставлялась как комплект деталей для сборки на местных предприятиях. Нетрудно заметить, что к этому времени было выполнено чуть больше трети от всех имеющихся заказов. Совместные работы продолжились, и не завершены до сих пор. Новые партии танков индийской сборки по-прежнему поступают в армию; этот процесс будет продолжаться в течение нескольких следующих лет.


Основные танки Т-90СА, предназначенные для отправки в Алжир. Июнь 2016 г. Фото Menadefense.net


Заказы на производство Т-90С для Индии все еще выполняются. Государственное предприятие HVF имеет возможность собирать из машинокомплектов до сотни танков в год, и потому должно будет выпускать новую технику до конца текущего десятилетия. По имеющимся данным, в настоящее время сухопутные войска Индии имеют на вооружении более 950 танков Т-90С и «Бхишма». К 2020 году предполагается ввести в эксплуатацию до 2 тыс. таких бронемашин. Таким образом, индийская армия уже стала крупнейшим в мире эксплуатантом основных танков семейства Т-90С, а в ближайшем будущем обеспечит себе еще больший отрыв от основных «конкурентов».

Вторым зарубежным покупателем танков Т-90С стал Алжир. Свой интерес к российской бронетехнике африканское государство проявило в середине прошлого десятилетия. В марте 2006 года был подписан контракт на поставку 185 танков Т-90С. Одновременно с этим контрактом появилось еще несколько соглашений на поставку различного вооружения и техники российского производства. Общая стоимость всех контрактов достигла 8 млрд долларов. Через несколько лет Алжир инициировал подписание еще одного контракта.

По желанию алжирской армии, компанией «Уралвагонзавод» была создана специализированная модификация танка под обозначением Т-90СА, доработанная для работы в Северной Африке и иных подобных регионах. Главные отличия машины «СА» от базовой «С» заключались в использовании кондиционера и возможности установки прожекторных систем из состава комплекса оптико-электронного подавления «Штора». Также Алжир закупил командирские танки Т-90СКА, отличающиеся иным составом аппаратуры связи. В частности, на них устанавливается тактическая система управления боем T-BMS.

В отличие от индийской армии, алжирская сторона не стала приобретать лицензию на сборку российской бронетехники. Благодаря этому получилось сократить время ожидания требуемых машин. Как следствие, к настоящему времени Алжир получил более 300 танков в линейной и командирской комплектациях.


Танки Т-90С вооруженных сил Уганды и их экипажи. Фото Twitter.com/KagutaMuseveni


В 2011 году список покупателей танков Т-90С пополнил Азербайджан. Армия этой страны пожелала купить три батальонных комплекта бронетехники – 94 машины. Договором предусматривался опцион на дальнейшую поставку еще 94 танков. Азербайджанская армия получила первые серийные Т-90С уже в 2013 году. По имеющимся данным, к настоящему времени поставлено около сотни танков. Танки для Азербайджана, в целом, соответствуют исходному проекту Т-90С, однако при этом несут системы оптико-электронного подавления.

Еще один достаточно крупный контракт был заключен с Угандой. Несколько лет назад это африканское государство приобрели 44 танка российского производства. Поставка современной бронетехники привела к положительным последствиям в контексте развития армии. Дело в том, что основу угандийского парка бронетанковой техники до сих пор составляют устаревшие Т-55.

С определенного времени танки Т-90 разных модификаций, в том числе и исходной «А», поставляются сирийской армии. По разным данным, дружественному государству уже было передано не менее нескольких десятков машин. Подобные поставки примечательны тем, что российские танки получили возможность принять участи в текущей войне и показать свой реальный потенциал. В ходе сирийской войны Т-90 разных версий подтвердили боевую эффективность и высокую живучесть. Широкую известность получили несколько инцидентов с обстрелом такой техники при помощи противотанковых комплексов, не завершившихся уничтожением бронемашин.

Для полноты картины также стоит отметить поставки танков Т-90С Туркмении и Армении. На вооружении туркменской армии на данный момент имеется всего четыре такие машины. Армянские вооруженные силы, в свою очередь, располагают лишь одним танком этого типа. Большой интерес представляет «происхождение» единственного танка Армении. В 2014 году сборная этой страны выступила на Чемпионате мира по танковому биатлону и заняла второе место в общем зачете. Такой успех был отмечен призом – танком Т-90С. Вскоре бронемашину передали армии-призеру.

В 2017 году неоднократно появлялись новые сообщения о будущих поставках танков семейства Т-90. Так, министерство обороны Ирака ранее сообщило о намерении приобрести не менее 70 российских бронемашин. При этом речь шла только о первой партии, и в дальнейшем мог появиться новый заказ. Стоимость соглашения, по понятным причинам, не оглашалась. В середине июля появились новые сообщения на этот счет. Российская сторона официально подтвердила факт подписания договора с Ираком. Тем не менее, и на этот раз объемы и стоимость контракта не уточнялись.


Парадный расчет туркменских танков Т-90СА. Фото WIkimedia Commons


По разным оценкам, по новому контракту (или контрактам) Ирак может получить до нескольких сотен танков Т-90С или иной модификации общей стоимостью вплоть до 1 млрд долларов США. Естественно, все это лишь примерные оценки, и потому их не следует воспринимать слишком серьезно.

Несколько месяцев назад за рубежом и в нашей стране появились слухи и сообщения от неназванных источников о скором подписании контракта на поставку танков Т-90МС вооруженным силам Египта. Изначально в публикациях на эту тему упоминалась возможность продажи 400-500 танков, но позже эти числа заметно сократились. При этом говорится о возможности поставки части бронетехники в готовом виде параллельно с организацией лицензионной сборки. Можно предположить, что в самом ближайшем будущем появятся первые официальные сообщения о подобном контракте.

В скором будущем могут появиться новые экспортные контракты. В начале июля в свободный доступ попал отчет научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» за 2016 год. В этом документе приводились некоторые новые сведения, а также уточнялись уже известные. Кроме того, в отчете оговаривались приоритетные направления, которые предполагается осваивать в обозримом будущем.

Согласно отчету, в 2017 году планировалось своевременно и качественно исполнить уже заключенные контракты с зарубежными заказчиками. При этом речь шла о Вьетнаме, заказавшем 64 танков Т-90С и Т-90СК, а также Ираке, которому предстоит получить 73 машины тех же типов. Также в текущем году «Уралвагонзавод» должен завершить предконтрактную работу с Кувейтом, желающим приобрести 146 танков Т-90МС/МСК. Эти же машины планируется предложить и Индии.

Согласно имеющимся в открытом доступе данным, к настоящему времени силами отечественной оборонной промышленности в рамках экспортных контрактов было построено не менее 1400 основных боевых танков разных модификаций семейства Т-90. Не менее 1200-1300 бронемашин будет построено до конца текущего десятилетия в соответствии с уже имеющимися или планируемыми контрактами. Таким образом, численность проданных танков Т-90 будет постоянно расти, принося российской промышленности известные доходы.


"Призовой" танк Т-90С, выигранный армянскими танкистами в 2014 году. Фото Wikimedia Commons


Если все планируемые в настоящее время контракты будут подписаны и выполнены в установленный срок, то в зарубежных армиях в начале двадцатых годов будет служить более 2600 танков Т-90 полностью российского производства или зарубежной сборки. Благодаря этому один из последних российских танков вновь подтвердит свое звание самой успешной в коммерческом отношении машины своего класса. Индийские заказы достаточно давно позволили Т-90 оторваться от конкурентов в контексте объемов экспортных контрактов, а новые соглашения лишь укрепят его позиции на международном рынке вооружений.

Отчет «Уралвагонзавода» за прошлый год прямо говорит о том, что зарубежные заказчики все еще проявляют интерес к достаточно старой машине Т-90С и различным ее модификациям, но при этом им следует предлагать и более новый танк Т-90МС. Как известно, развитие семейства Т-90 продолжается до сих пор и регулярно приводит к новым результатам. Каждый новый вариант российского танка, воплощенный в металле, имеет все шансы заинтересовать потенциального заказчика и стать предметом очередной выгодной сделки.

Советские и российские танки очень давно присутствуют на международном рынке и вполне заслуженно сохраняют лидерские позиции. Новые машины семейства Т-90 продолжают эту «традицию» и, показывая высокие характеристики, позволяют России получать новые крупные контракты. На данный момент Т-90С и его модификации являются самыми коммерчески успешными танками в мире, строившимися после окончания Холодной войны. Есть все основания полагать, что такой статус российские танки будут сохранять в течение многих следующих лет.


По материалам:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
https://vz.ru/
http://iz.ru/
http://army.lv/
http://btvt.narod.ru/
https://bmpd.livejournal.com/
The Military Balance 2017
Автор: Рябов Кирилл


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 28

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Котище (Владислав Котище) 31 августа 2017 07:04
    Давайте будем честными хотя бы перед своей совестью - "индийские контракты" вытащили на гору и УралВагонзавод, и Т-90, и самое главное людей в Нижнем Тагиле в целом!
    1. verner1967 (Алекс) 31 августа 2017 07:55
      Цитата: Котище
      "индийские контракты" вытащили на гору и УралВагонзавод, и Т-90, и самое главное людей в Нижнем Тагиле в целом!

      а разве это кто то скрывает?
    2. Rey_ka (Андрей) 31 августа 2017 08:58
      Ну и машина если бы была полный отстой то и это бы не помогло! харькову вот ничего не помогло и не помогает
    3. seti (Матвей Ливанов) 31 августа 2017 09:31
      Лишний раз показывает что наша техника не такая уж и хреновая как любят говорить на Западе. Особенно красноречива ситуация с Ираком и Кувейтом. Первые уже использовали Абрамсы и сделали свой выбор в пользу Т-90С. У вторых полно денег - то есть выбрать можно что угодно. Тем не менее война в Сирии показала лучший танк. И дело не в цене. Абрамсы и Леопарды 2 оказались не теми машинами для настоящей войны. Т-90 показал себя гораздо уверенней и эффективней.
      Ждем новых контрактов. Удачи УВЗ.
      1. voyaka uh (Alexey) 31 августа 2017 10:51
        В этих районах и в этих конфликтах не было боев танк-против-танка.
        Танки использовались для поддержки пехоты и маршей. Для этих целей
        действительно лучше подходят Т-72 и Т-90. Т-90 при этом и неплохо защищен со лба против
        ПТУРов.
        1. СРБ (Александр) 31 августа 2017 12:50
          Танк выполняет свою первоначальную задачу - обеспечение поддержки пехоты. И тут, вроде как, номенклатура ОФС российских танков поинтереснее будет.

          ПТУР-то старый был, сами знаете, без КАЗ сейчас уверенности быть не может.
      2. aleks_29296 (Алексей) 31 августа 2017 11:58
        Контракты конечно хорошо, но вопрос: а сколько такой техники в родную армию попадает?
        1. alexmach (Александр) 31 августа 2017 22:06
          говорят до 400 единиц из наличия должны пройти модернизацию.
      3. Стирбьорн (Михаил) 27 сентября 2017 09:22
        Цитата: seti
        Лишний раз показывает что наша техника не такая уж и хреновая как любят говорить на Западе.

        не знаю насчет Запада, но вот наш главком Сухопутных войск Александр Постников (тот что при Сердюкове был) заявлял
        «Этот хваленый Т-90С – семнадцатая модификация танка Т-72 по цене 118 миллионов. За эти деньги можно купить три «Леопарда», – подчеркнул генерал, выступая на заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
        так что Т-90 утер нос всем критикам своим и давно уже
    4. Megatron (Вежливый) 31 августа 2017 09:31
      Только вот что волнует, при таких огромных поставках УВЗ (который кстати и вагонов очень много поставляет) должен быть богатейшим, процветающим предприятием. А давеча он чуть не обанкротился. Где деньги, Зин??
      1. kugelblitz (kugelblitz) 31 августа 2017 09:48
        Цитата: Megatron
        А давеча он чуть не обанкротился.

        Уже откровенно начинает бесить этот миф, который постят как правило русофобишки всех мастей, включая и совковых горе-патриотов. Банкротили вагоностроительное производство, не имеющее отношение к танкостроению.
        1. ЗВО (Алекс) 31 августа 2017 12:24
          Цитата: kugelblitz
          Цитата: Megatron
          А давеча он чуть не обанкротился.

          Уже откровенно начинает бесить этот миф, который постят как правило русофобишки всех мастей, включая и совковых горе-патриотов. Банкротили вагоностроительное производство, не имеющее отношение к танкостроению.


          Не надо быть откровенно мифологом самому.
          Не порите чушь - ей же больно!
          Весь Холдинг УВЗ - принадлежит одному лицу - Ростеху.
          И весь холдинг называется АО Научно-Производственная Корпорация "Уралвагонзавод".
          И иски по банкротству шли в том числе именно у АО НПК УВЗ.
          Смотрите документацию 2017 года
          1. Стирбьорн (Михаил) 27 сентября 2017 09:47
            good Я вообще замечаю, чем истеричнее комментарий, тем меньше в нем смысловая нагрузка. Дураку понятно, что невозможно банкротить отдельное "производство", а не все предприятие целиком - организация то одна и та же! Это как банкротить конструкторский отдел из состава фирмы, а не всю фирму
    5. Владiслав (Владислав) 31 августа 2017 20:34
      "индийские контракты" вытащили на гору... И это касается не только танков. Благодаря индийским контрактам на несуществующий самолет во многом развился наш авиапром
  2. Скоробей (Сергей) 31 августа 2017 10:01
    Армяне конечно молодцы! Снабжать армию за счёт выигрышей))!
    1. garri-lin ( стрелок) 31 августа 2017 15:56
      Они на авиадартс заявку не подавали? Может на су 57 тоже планируют разжится?
  3. andrewkor 31 августа 2017 18:16
    Цитата: voyaka uh
    В этих районах и в этих конфликтах не было боев танк-против-танка.
    Танки использовались для поддержки пехоты и маршей. Для этих целей
    действительно лучше подходят Т-72 и Т-90. Т-90 при этом и неплохо защищен со лба против
    ПТУРов.

    Бой танка против танка есть недоработка разведки с обеих сторон или случайность.Втречный бой остался в 1973 г.Гасить будут вертушками, ПТУРами ну и танками тоже ,но из засад.
    1. voyaka uh (Alexey) 31 августа 2017 21:38
      Если одна из сторон завоевала господство в воздухе, то - да - танки начивает вышибать ударная авиация и вертолеты. Но если господства нет, то встречи танков неизбежны.
      Конечно, стараются стрелять из засад, укрытий, но все-равно: если танки обнаруживают друг друга, то начинаются дуэли лоб-в-лоб. Поэтому продолжают выпуск ОБПСов длиной почти метр и ценой в Мерседес и наращивать лобовую броню, ибо КАЗы ОБПСы брать не умеют.
      1. _Jack_ 31 августа 2017 22:13
        Грозятся что Афганит будет бопсы сбивать. В принципе его сбивать не нужно, достаточно немного развернуть, но вот попасть в него точно проблема.
  4. 16112014nk (Николай) 31 августа 2017 18:24
    Хочешь - не хочешь, а "Тагил рулит"!!!
  5. Ural50 (Алексей) 31 августа 2017 21:34
    Видать сильно жаловались бабахи на его живучесть что даже Катар заказал себе партию.
  6. Dekabrev 31 августа 2017 23:14
    Очень познавательно. Комментировать нечего. Коммерческий успех в очень разных странах говорит сам за себя.
  7. Dekabrev 31 августа 2017 23:24
    andrewkor совершенно прав. Танк, в первую очередь, - оружие прорыва обороны. ПТУРы для того и делают, чтобы организовывать противотанковую оборону. На ударную авиацию тоже возлагается такая функция. А танк с танком встречается либо по недоработке разведок, либо если в нужное время в нужном месте не оказалось более подходящих средств.
    А в "танчики" только на компьютере играть весело.
    1. svp67 (Сергей) 31 августа 2017 23:29
      Цитата: Dekabrev
      Танк, в первую очередь, - оружие прорыва обороны.

      Танк это СРЕДСТВО УСИЛЕНИЯ пехоты ВО ВСЕХ ВИДАХ БОЯ. Он помогает ей прорывать оборону противника, но так же и ЗНАЧИТЕЛЬНО укрепляет её оборону...
      Цитата: Dekabrev
      А танк с танком встречается либо по недоработке разведок, либо если в нужное время в нужном месте не оказалось более подходящих средств.

      Ага, конечно... Танк, на сегодняшний день НАИБОЛЕЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ средство боя. Так, что лишать его возможности ведения боя с себе подобными, это даже не смешно. Учитывая его возможности по дальности поражения танков...
  8. tsvetkov1274 (Андрей) 1 сентября 2017 09:24
    а кто в курсе-сколько З/П у работников УВЗ.?я имею ввиду простых рабочих,а не манегеров..
    1. pin_code (Андрей 1974) 4 сентября 2017 08:40
      с какой целью интересуетесь?
  9. BRONEVIK (Сергей) 1 сентября 2017 19:36
    Да, советские заделы в танкостроении - на десятилетия, если не на века.
  10. Iskander 23 сентября 2017 15:44
    и снова нет данных по эксплуатационным расходам , стоимости и доступности боеприпасов , данных о ресурсе , стоимости и периодичности ремонтов , требованиям к обучению и переобучению экипажей , статистики отказов и сравнительной сводной таблицы сравнения основных боевых танков , сравнительных расходов на топливо , и доставку самих танков к месту БД, больше инфы ...
Картина дня