Двигатель-мечта

Двигатель-мечтаЧетыре года назад, 1 февраля 2008-го под эгидой Евросоюза был запущен проект DREAM. Название проекта, похожее на английское слово «мечта» фактически расшифровывается гораздо сложнее: ValiDation of Radical Engine Architecture systeMs – Проверка радикально новой архитектуры двигателя. Целью проекта DREAM было создание кардинально новой конструкции авиационного двигателя, совмещающего в себе экономичность турбовинтового и мощность турбореактивного, но лишенного недостатков этих схем. Поскольку создание любой новой вещи дело непростое, Евросоюз привлек к проекту сразу 44 фирмы из 13 стран, в том числе и из России. Нашу страну в европейской программе представляли Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) и Центральный аэро-гидродинамический институт (ЦАГИ).

Работы по проекту DREAM с самого начала были разделены на шесть направлений, которые постоянно взаимодействовали, смешивались и «перетекали» друг в друга:
- SP0. Администрирование и согласование работ различных организаций;
- SP1. Проработка концепции новой архитектуры двигателя;
- SP2 и SP3. Исследования на тему альтернативных движителей;

- SP4. Изыскания в сфере новых технологий, которые можно применить на перспективных двигателях;
- SP5. Эксперименты с альтернативными топливами.

Двигатель-мечта


Из всех рассматривавшихся вариантов альтернативной перспективной компоновки авиационных двигателей уже на первом году работ ученые, занятые в DREAM, избрали схему с т.н. винто-вентиляторным открытым ротором. Это значит, что, в отличие от привычных винто-вентиляторных силовых установок, на новом двигателе саблевидные лопасти устанавливаются не на втулке перед двигателем, а на специальном подвижном кольце, связанном с турбиной собственно двигателя. Лопасти специальной формы в сочетании с их размещением в задней части мотогондолы и реактивной тягой самого двигателя помогают значительно улучшить характеристики двигателя. При той же тяге, что и у условного турбовентиляторного двигателя, мотор с открытым ротором создает меньше шума и потребляет на 10-15% меньше топлива. Надо заметить, эти самые 10-15 процентов были характерны для ранних стадий проекта. Дальше эта цифра понемногу возрастала.

Самый большой вклад в дальнейшее увеличение топливной эффективности сделали новые саблевидные лопасти. Проверка сразу нескольких их конструкций проводилась в российском институте ЦАГИ. Специально для исследования саблевидных винтов несколько европейских организаций создали ряд новых технологий для отслеживания воздушных потоков вокруг лопастей, снятия данных непосредственно с последних, а также для оптического контроля деформаций винта. Также для достаточной точности измерения шума, производимого новой силовой установкой, пришлось серьезно доработать уже имеющуюся аппаратуру.

В результате проведенных работ удалось значительно обновить имеющиеся сведения о функционировании газотурбинных двигателей с винто-вентиляторным открытым ротором. В частности, удалось скорректировать текущие представления о взаимодействии лопаточных аппаратов двигателя с винтом. В настоящее время двигатели, созданные в ходе проекта DREAM, существуют в единичных экземплярах и являются сугубо лабораторными образцами. Дорабатывать их для практического применения пока никто не собирается. В то же время, полученные в ходе исследований по программе данные будут использованы в самом ближайшем будущем для создания т.н. двигателя 2025 года. Согласно недавно опубликованному пресс-релизу, проект DREAM дал ученым все то, что они хотели получить от него. Поэтому после четырех лет успешных и плодотворных работ проект закрыт. В скором времени на смену ему придет тот самый Engine 2025.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 24
  1. Сосед 15 марта 2012 09:31
    Прикольная конструкция!. Для пассажирских самолётов - вполне сгодится!
    Сосед
    1. Pacifist 15 марта 2012 10:56
      Ну почему, любая подобная идея имеет по определению двойное назначение. Радует совместная научная работа. Когда вместе реализуются интересные идеи это хорошо. А конструкция интересная.
    2. СергейСК 15 марта 2012 11:45
      Ну что я могу сказать Европа нас грамотно кинула !

      Всё начто мы можем расчитывать это на винто-вентиляторнную группу которую отрабатывала ЦАГИ . Проэкт успешно закрыт и турбо-реактивную часть в том числе с использованием альтернативного топлива будут разрабатывать без нас !

      Как итог двигателя нам не видать ! Потому как самостоятельно у нас этой темой никто не занимается ! И даже в перспективе заниматься некому из за отсутствия заказчиков и финансирования !

      Грустно ! ! !
      1. axmed05 15 марта 2012 13:23
        У нас давным давно разработан и испытан такой двигатель , дело осталось только за волевым решением власти обязать бизнес покупать эти двигатели . наш вариант намного лучше чем ихний .
        axmed05
        1. БМВ 15 марта 2012 14:13
          Правильно сказано good А бизнесу покупать: am
          БМВ
        2. Dart Weyder 15 марта 2012 18:16
          ну точно не такой, там чёрным-по белому написано - саблевидные винты в конце мотогондолы, что хорошо видно на схеме. правда с его размещением на ЛА видимо возникли проблемы - отчего и свернули тему
  2. vostok-47 15 марта 2012 11:01
    Надо задумываться над чем-то более экономичным. Я понимаю что 10-15% это уже кое-что, но (на мой взгляд) к 2025 году он сильно устареет........
    vostok-47
  3. AER_69 15 марта 2012 11:15
    Лучше бы создавали магнитные поля по всей поверхности или частично для лучшей аэродинамики. Тогда бы все самолеты стали бы экономичнее и летали бы быстрее.
    AER_69
  4. БМВ 15 марта 2012 11:50
    Разработка подобных двигателей велась в СССР в 80-е годы. Я про них слышал в 88 или 89 годах. Обещали экономию топлива 15-20%. Потом все тихо заглохло. Так что это ремейк разработок СССР.
    БМВ
    1. 755962 15 марта 2012 15:59
      Уже не в первый раз на западе появляются разработки которые у нас разрабатывались ранее.Лёгкое чувство dj vu.
      755962
    2. Мимопроходящий 15 марта 2012 16:15
      Собственно те двигатели назывались винто-вентиляторными, и никуда они не пропали, на Ан-70 стоят.
      Насчет ремейка СССР, это сильное преувеличение, на западе они тоже разрабатывались и тоже используются - к примеру на А400.
      А двигатель из статьи - это просто новая ступень эволюции, не больше и не меньше.
      Мимопроходящий
      1. viktor_ui 16 марта 2012 05:53
        Мимопроходящий - винто-вентиляторные..., на слуху и в памяти с 80-х остался турбо-вентиляторный движок соосной схемы , причём был не стендовый а видел фото на реальном ЛА... - это ни одно и тоже ?
        1. Мимопроходящий 16 марта 2012 14:03
          Внешне винто-вентиляторные отличаются от турбовентиляторных формой лопастей. У первых они саблевидные. Смысл подобной формы простой - винт вращается, плюс самолет летит, поэтому результирующая скорость обтекания конца лопасти околозвуковая, на этих скоростях выгоднее большой угол стреловидности, поэтому окончания лопастей делают со "скосом", как у сабли.
          Мимопроходящий
          1. viktor_ui 16 марта 2012 15:30
            Мимопроходящий - он и был уже сабельного типа в 80-х ( не могу никак вспомнить, до армии или после неё я его видел , т.е. до 85 года или после 86 года, бело-голубого окраса) .
            1. Glenn Witcher 16 марта 2012 16:52
              ЕМНИП, у нас только один такой двигатель есть - Д-27. Ставился только на Як-44 (ДРЛО, остался макетом) и на Ан-70. Последний действительно раскрашивался в бело-голубые тона, но полетел только году в 94-м.
              1. viktor_ui 17 марта 2012 00:06
                Glenn Witcher - Ан-70 очень похож... но точно ранее 1994.
                1. Мимопроходящий 17 марта 2012 03:46
                  Цитата: viktor_ui
                  но точно ранее 1994

                  Двигатели разрабатываются-отрабатываются очень долго, лет десять минимум, поэтому вполне могли видеть этот двигатель на самолете-лаборатории (не Ан-70) в восьмидесятых годах.
                  Мимопроходящий
                  1. viktor_ui 17 марта 2012 08:43
                    domokl - думаю,что ты прав , по поводу лаборатории(прототипа) семейства Антонова и 2 двигуна на одном крыле.
                    P.S. Да не отсохнет рука минусующего laughing аминь.

                    У мну есть детская книженция по поводу освоения космоса 1975 года , так в ней интересно то, что имеется картинка нашего Бурана, на которой прорисовка защитных кожухов дополнительных хвостовых двигателей один в один соответствует реалу, даж кол-во перфорированных "дырок" один в один - очень интересно, где художник умудрился увидеть сиё изделие(прототип).
  5. vylvyn 15 марта 2012 14:34
    Всё красиво и замечательно, и разрез движка классный, но хотелось бы знать не только про экономию топлива, а ещё и про максимальную мощность двигателя-2025 (а не просто условного). А то может быть овчинка выделки не стоит? Наводит на размышление и тот факт, что все работы по этому "супер-пупер успешному проекту" свёрнуты "до лучших времён, которые наступят в 2025 году".
    vylvyn
    1. Glenn Witcher 15 марта 2012 15:43
      Не совсем так. В 2025 году они собираются запустить в серию готовый движок.
  6. nnz226 15 марта 2012 22:45
    Интересно, а Россия от участия в разработке, кроме похлопывания по плечу и "большого пионерского спасибо", что-то получит? Лицензию на производство или фиксирование себя в патенте на этот движок, чтоб делать его у себя и не отстёгивать европеоидам платежи?
  7. вард 15 марта 2012 23:45
    Деньги распилили, поделили и пропили... проект закрыли.... В Самаре двигун саботажники гнобят сказка... параметры запредельные... испытания прошёл... в производство не пускают... наверно ы мажут...
    1. БМВ 16 марта 2012 07:17
      Двигатель подобного типа??? А можно по подробнее - интересно!!!!
      БМВ
  8. Gonoriy 25 января 2015 13:23
    Возможно в проектк 2025 будет участвовать и Россия.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня