Печальная судьба

«Энергия-Буран». Фотоэкскурсия монтажно-испытательный корпус.

Экскурсия на разрушенный монтажно-испытательный корпус (МИК) на 112-й площадке космодрома, где 12 мая 2002 г. рухнула крыша, похоронив под собой восемь человек, ракету-носитель «Энергия» и единственный экземпляр слетавшего в космос «Бурана».

Печальная судьба



Здесь и сейчас все остается по-прежнему, только внутри уже нет «Бурана» — его, как говорят работники космодрома, распилили на части и продали, как металлолом. Крышу никто чинить не собирается — корпус больше никому не нужен. Примыкает он, кстати, к работающему сборочному цеху НПО «Энергия», где собирают «семерки».

Печальная судьба


У ворот разрушенного МИКа вечными памятниками эпохи стоят два гигантских транспортно-установочных агрегата (ТУА), на которых по проекту ракета-носитель и челнок должны были доставляться к месту старта. Вес каждого агрегата — 2750 тонн, двигались они по специальным рельсам с помощью нескольких уникальных тепловозов серии ЗМУ62П. Когда-нибудь, через тысячи лет, археологи найдут этих монстров в пустыне и будут ломать головы над тем, для чего же они были нужны людям в XX веке.

Печальная судьба


Природа уже сейчас берет своё, площадка перед МИКом потихоньку зарастает травой, которая пробивается через щели в бетонных плитах.

Печальная судьба


Слева — ворота разрушенного МИКа. Туда заезжал агрегат (ТУА), на него с помощью крана грузили «Энергию» с «Бураном» на спине и везли потом на стартовый комплекс. Агрегатов два — планировалось, что запуски «Бурана» будут происходить чуть ли не каждый месяц, а то и чаще.

Печальная судьба


Сейчас это место огорожено ржавой колючей проволокой. Агрегаты облюбовало семейство бродячих собак. Кормятся они неподалеку — в столовой НПО «Энергия».

Печальная судьба


Вид в обратную от МИК сторону — туда по рельсам на стартовую площадку уезжала «Энергия» с «Бураном». Белая башня слева — испытательный вибростенд для связки ракеты-носителя с «челноком».

Печальная судьба


Ехать от МИКа к стартовым комплексам долго, расстояния здесь большие. Дорога идет вдоль железнодорожного полотна, по которым двигался комплекс «Энергия-Буран».

Печальная судьба


Стартовый комплекс, откуда улетел в свой первый и единственный полет «Буран». Там сейчас никого нет, комплекс законсервирован и охраняется службой безопасности космодрома. Охранять здесь стараются всё, что еще не растащено. Территория космодрома огромна и раньше со стороны степи на нее периодически делало набеги местное население в надежде поживиться чем-нибудь полезным в хозяйстве, что можно сдать на металлолом.

Печальная судьба


Рядом стоит брат-близнец стартового комплекса «Энергия-Буран». Он полностью заброшен и, кажется, не до конца достроен. Всего таких площадок должно было быть четыре, но последняя, четвертая, только начала строиться, когда программу закрыли. Площадки для старта «Бурана» хорошо определяются по трубам агрегата экстренной эвакуации космонавтов (АЭЭ). Он состоит из наклонного лифта для загрузки/выгрузки экипажа и лотка для срочной эвакуации.

Печальная судьба


Отсюда улетал «Буран».

Печальная судьба


Общий вид двух стартовых комплексов для «Бурана».

Печальная судьба


Мы же ехали на место первого старта «Энергии», на площадку 250а. На этой бетонной панели нарисована стартующая «Энергия» с макетом боевой лазерной космической платформы «Полюс» на спине. «Полюс» тогда так и не был выведен на заданную орбиту и был затоплен в Тихом океане.

Печальная судьба


Вдоль дороги тянулись остатки галереи со средствами коммуникации и трубопроводами для стартового комплекса. Вся программа «Энергия-Буран» была предназначена для военных целей, работали здесь военные, отсюда и лозунги на стенах галереи.

Печальная судьба


Общий вид стартового комплекса «Энергии» на площадке 250а. Здесь 15 мая 1987 года был осуществлен первый старт новой ракеты-носителя.

Печальная судьба


Никакая фотография не может передать, конечно, насколько этот стартовый комплекс — гигантское сооружение, подавляющее своими размерами. Высота этой башни обслуживания — более 100 метров. Мачты молниеотводов рядом — намного выше.

Печальная судьба


Здесь очень не хватает фигуры человека для масштаба, но можно ориентироваться по известной вам ширине обычной железнодорожной колеи — вот они здесь, одна и вторая. По этой дороге на старт привозили «Энергию» из МИКа, которого отсюда даже не видно. Слева вдалеке виднеются стартовые площадки «Бурана».

Печальная судьба


Газоотводный лоток тоже поражает своими размерами — он в несколько раз больше, чем у «гагаринского» старта, откуда улетают в космос «Союзы».

Печальная судьба


Стартовый стол «Энергии». Железные конструкции со «ступеньками» — зажигалки двигателей ракеты-носителя. Видны сопла водяных пушек — перед стартом ракеты воду на Байконуре копили несколько недель, её для такого запуска нужно несколько тысяч тонн.

Печальная судьба


Вид стартового стола сверху. Круглые металлические болванки (там, где рваная ткань) — опоры для ракеты-носителя. «Семерка» на старте висит на специальных крюках, как пальто на вешалке — для «Энергии» придумали другую систему, ракета после отвода ферм обслуживания оставалась стоять вот на этих круглых подставках.

Еще одна гигантская железяка — подвижная башня обслуживания.

Виды стартового комплекса «Энергии»:

Печальная судьба
Печальная судьба
Печальная судьба
Печальная судьба
Печальная судьба
Печальная судьба
Печальная судьба
Печальная судьба


Во время строительства вся площадка комплекса была выложена вот такой металлической плиткой:

Печальная судьба


Во время первого старта «Энергии» ракета немного наклонилась и струя раскаленных газов в одно мгновение сдула все покрытие. До сих пор на железных основах видны следы от разлетающихся металлических плиток.

Печальная судьба


Стартовый комплекс на площадке 250а законсервирован. Построенные рядом химические производства используются для изготовления компонентов ракетного топлива.

Печальная судьба


Во дворе музея на космодроме стоит один из испытательных макетов «Бурана».

Внутри кабины «челнока»:

Печальная судьба
Печальная судьба
Печальная судьба
Печальная судьба
Печальная судьба


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня