Сухопутная торпеда Aubriot-Gabet Torpille Electrique (Франция)

Вскоре после начала Первой мировой войны французскими конструкторами был предложен оригинальный способ борьбы с невзрывными заграждениями и укреплениями противника. Уничтожать эти объекты предлагалось при помощи т.н. сухопутных торпед (Torpille Terrestre) – самоходных инженерных зарядов с дистанционным управлением. Первые проекты такого рода были предложены уже в 1915 году, и, по тем или иным причинам, далеко не все они оказались удачными. К примеру, сухопутной торпеде Aubriot-Gabet Torpille Electrique не удалось продвинуться дальше полигонных испытаний.

Насколько известно, идея строительства компактной самоходной машины, способной подвозить заряд взрывчатого вещества к цели, появилась почти одновременно в нескольких странах, однако только французские конструкторы стали развивать ее и, как следствие, первыми воплотили в металле. В июле 1915 года компания Schneider доставила на полигон свой вариант такого оружия под названием Crocodile. Сухопутная торпеда Crocodile Type B всего за один день прошла необходимые испытания, по результатам которых была рекомендована к серийному производству и использованию в войсках. Вскоре был построен опытный образец другой модели.


Второй французский проект класса Torpille Terrestre был предложен инженерами Полем Обрио и Гюставом Габе. Вскоре после начала Первой мировой войны они приступили к созданию новых образцов военной техники, и вскоре получили определенную известность благодаря проектам радиоуправляемой торпеды и импровизированного бронеавтомобиля на базе трактора. Характерной чертой последнего было использование электрической силовой установки, нуждавшейся во внешнем источнике питания и катушке с кабелем достаточной длины. Несмотря на очевидные проблемы, такой броневик был доведен до полигонных испытаний и демонстрации военным.

Сухопутная торпеда Aubriot-Gabet Torpille Electrique (Франция)


По очевидным причинам, электрический броневик не заинтересовал потенциального заказчика. Однако дуэт конструкторов не отказался от применения электромоторов в своих новых проектах. Не позднее середины 1915 года П. Обрио и Г. Габе предложили новый проект специальной военной техники, так же предусматривавший применение электрических систем с подачей энергии от удаленного источника. Следует отметить, что на этот раз использование такой силовой установки было полностью оправданным, поскольку позволяло заметным образом сократить габариты и массу машины.

Новый проект предусматривал создание сравнительно легкой и компактной платформы с электрическим двигателем и гусеничным движителем. Она рассматривалась, прежде всего, в качестве носителя инженерных подрывных зарядов и могла использоваться для борьбы с сооружениями или заграждениями противника. По фамилиям своих разработчиков, с учетом класса машины и типа силовой установки проект получил название Aubriot-Gabet Torpille Electrique («Электрическая торпеда Обрио-Габе»). Есть основания полагать, что в случае принятия на вооружение изделие могло получить какое-либо иное название, соответствующее армейской номенклатуре.

Ориентировочно в середине 1915 года авторы оригинальной инженерной техники представили на испытания опытный образец. Забегая вперед, необходимо отметить, что он так и остался в единственном числе. Кроме того, нужно учесть, что это изделие было собрано далеко не в полной боевой комплектации. Как следствие, имеющиеся сведения не позволяют в полной мере восстановить облик сухопутной торпеды в боеготовом состоянии. Впрочем, те или иные известные особенности ее конструкции дают возможность сделать некоторые предположения или выводы.

По-видимому, П. Обрио и Г. Габе создавали свой новый проект с учетом максимального упрощения и удешевления производства готовой техники. Самоходный инженерный заряд нового типа должен был отличаться простой конструкцией, а кроме того, не требовал большого количества сложных и дорогих комплектующих. Можно предполагать, что упрощенная конструкция должна была использоваться только в случае с прототипом, тогда как при последующем развитии в проект можно было внедрить новые средства. Тем не менее, на испытания подали не слишком сложную самоходную машину.

Основным элементом опытной торпеды Aubriot-Gabet Torpille Electrique являлась платформа с креплениями для прочих агрегатов. Она представляла собой металлическую прямоугольную горизонтальную деталь большого удлинения. Снизу к этой платформе крепилась пара продольных элементов вертикального расположения. Передняя их часть заметным образом выступала за пределы платформы, образуя опору для установки некоторых элементов ходовой части. Поверх платформы не планировалось устанавливать какие-либо кожухи, не говоря уже о полноценном корпусе. В дальнейшем, однако, конструкция основных элементов торпеды могла быть переработана.

Задняя половина платформы предназначалась для монтажа силовой установки и трансмиссии. Ближе к центру следовало помещать электрический двигатель требуемой мощности. Сразу за ним находилась несложная трансмиссия. Вал двигателя выводился в сторону кормы. Основным элементом трансмиссии был червячный редуктор упрощенной конструкции. С его помощью крутящий момент передавался с вала двигателя на поперечную ось, установленную чуть выше платформы. На ней имелись зубчатые колеса, взаимодействовавшие с цепями. Последние проходили через отверстия в платформе и огибали звездочки, соединенные с осью ведущих колес.

Ходовая часть торпеды Обрио-Габе тоже не отличалась сложностью конструкции. На нижних вертикальных элементах платформы помещались две пары колес среднего диаметра. Переднее колесо, вынесенное за пределы проекции платформы, выполняло функции направляющего. Кормовое являлось ведущим и закреплялось на валу трансмиссии. Ведущее и направляющее колеса находились на уровне грунта и фактически брали на себя функции опорных катков. При этом между ними не планировалось устанавливать дополнительные катки. Подрессоренная подвеска так же не использовалась. Предлагалась гусеница на основе узкой металлической цепи. Требуемая ширина ленты достигалась за счет крупных башмаков, закрепленных на цепи.

Выступающий передний агрегат платформы служил для установки дополнительной гусеницы. На нем, под определенным углом к горизонтали, помещались небольшие продольные балки с креплением для пары колес. По своей конструкции лента переднего гусеничного движителя была похожа на две другие, однако отличалась иными размерами. Предполагалось, что приподнятая передняя гусеница облегчит подъем на препятствия и перемещение по пересеченной местности в целом.

Разработка П. Обрио и Г. Габе позиционировалась в качестве сухопутной торпеды, но построенный прототип не имел боевой части и даже не оснащался средствами ее установки. Вероятно, в ходе дальнейшего развития в конструкцию машины могли быть внедрены подобные элементы. Наиболее вероятным и удобным вариантом установки боезаряда в таком случае выглядит передняя часть платформы. Она имела достаточные размеры, а кроме того, боезаряд достаточной мощности мог бы компенсировать немалый вес электродвигателя и тем самым обеспечить приемлемую балансировку. Вероятно, для подрыва боевой части следовало использовать электрический взрыватель с управлением по собственному кабелю.

Известно, что опытный образец Aubriot-Gabet Torpille Electrique не оснащался собственным источником питания. Подача электроэнергии должна была осуществляться по проводам от стороннего источника, расположенного в укрытии. Связь источника энергии и машины обеспечивалась всего двумя кабелями достаточной длины. Эта особенность построенного прототипа вызывает вопросы, которые пока остаются без четкого и ясного ответа.

Очевидно, что управление самоходным инженерным зарядом должно было осуществляться при помощи пульта оператора, контролирующего подачу тока к двигателю. При этом нетрудно заметить, что наличие всего двух проводов самым серьезным образом ограничивало возможности системы управления. Фактически оператор мог бы подавать команды только о движении вперед или назад. Какое-либо маневрирование исключалось. Известные особенности конструкции трансмиссии так же говорят о неспособности прототипа маневрировать.

Габариты опытной торпеды Aubriot-Gabet Torpille Electrique неизвестны. Можно предполагать, что длина этого изделия не превышала 1,5-1,7 м, тогда как прочие измерения вряд ли бы перевалили через 0,5-0,7 м. Имеются сведения о расчетной боевой массе – 200 кг. Весовые параметры боевой части неизвестны. Более того, есть основания полагать, что подобные аспекты проекта так и не были проработаны.

На основе имеющихся данных можно сделать вывод о предполагавшихся способах боевого применения новой сухопутной торпеды. При помощи какого-либо транспорта с подходящими характеристиками сама торпеда, пульт управления, катушка с кабелями и источник энергии следовало доставлять к месту боевой работы. После соединения всех разъемов самоходную машину можно было ставить на стартовую позицию и давать команду на движение вперед.

В предложенном виде самоходный инженерный боеприпас не имел систем управления по курсу, из-за чего мог ехать только вперед или назад. В связи с этим «наведение» на цель можно было осуществлять только перед началом движения, установкой машины на нужный курс. Выведя самоходный заряд к предполагаемой цели, оператор должен был давать команду на подрыв боевой части.

При общей массе около 200 кг сухопутная торпеда Aubriot-Gabet Torpille Electrique могла бы нести заряд взрывчатого вещества весом до нескольких десятков килограммов. Взрыв такого заряда мог разрушать проволочные заграждения или, как минимум, наносить серьезные повреждения укреплениям либо другим сооружениям.

По некоторым данным, в дальнейшем существующий проект сухопутной торпеды мог быть усовершенствован, в результате чего самоходная машина получила бы новые возможности. В первую очередь, доработке следовало подвергнуть силовую установку и трансмиссию. В состав последней нужно было ввести средства управления оборотами гусениц. Кроме того, для полноценного боевого применения машина нуждалась в боевой части и средствами управления подрывом. Также не стали бы лишними средства защиты основных агрегатов.

Однако дальнейшее развитие проекта было отложено на ближайшее будущее. Не позднее июля 1915 года на испытания вывели упрощенный вариант Aubriot-Gabet Torpille Electrique, способный лишь демонстрировать основные идеи и решения. Проверки продолжались в течение некоторого времени, и привели к появлению однозначного решения. От оригинального проекта отказались. Кто именно разочаровался в сухопутной торпеде – разработчики или потенциальный заказчик – неизвестно. Однако вне зависимости от того, кто именно вынес окончательное решение, работы были остановлены.

В существующем виде опытный образец мог показать определенные преимущества необычной военной техники, но дальнейшее его развитие вряд ли имело смысл. Проект сухопутной торпеды имел определенные недостатки, исправление которых требовало времени. Кроме того, ряд проблем был принципиально неустраним при технологиях того времени. Как следствие, проект Aubriot-Gabet Torpille Electrique не получил развития и не был доведен даже до стадии испытаний полноценного инженерного боеприпаса.

Сухопутная торпеда П. Обрио и Г. Габе, как минимум в теории, могла решать поставленные задачи и помогать продвижению войск по полю боя, уничтожая различные заграждения или укрепления. Тем не менее, выполнение подобных функций было связано с определенными трудностями и проблемами. Характерные недостатки конструкции могли мешать боевому применению и заметным образом снижать его эффективность. Кроме того, живучесть системы оставляла желать лучшего.

Как и в случае с сухопутной торпедой от фирмы «Шнейдер», изделие Aubriot-Gabet Torpille Electrique должно было отличаться малыми размерами, позволявшими снизить вероятность обнаружения противником. Одновременно с этим габариты затрудняли наблюдение за движущейся машиной, и оператор не мог без труда контролировать ее. Отсутствие серьезной защиты приводило к рискам уничтожения торпеды даже случайными пулями или осколками. Повреждение кабелей управления могло обесточить машину и сделать ее бесполезной.

По имеющимся данным, оригинальный проект П. Обрио и Г. Габе был закрыт к концу 1915 года в связи с отсутствием реальных перспектив. Испытания первого прототипа-демонстратора технологий не увенчались успехом, и новые опытные образцы уже не строились. Единственная существовавшая машина, по-видимому, была разобрана за ненадобностью. Теперь ее можно увидеть лишь на единственной сохранившейся фотографии.

Сухопутная торпеда Aubriot-Gabet Torpille Electrique оказалась не слишком удачной, и потому даже не смогла дойти до испытаний в полной боевой комплектации. Однако следует отметить, что разработанный в том же году «Крокодил» оказался более успешным. Компания Schneider смогла решить основные задачи и создать полноценный самоходный инженерный боеприпас. Это изделие справилось с испытаниями и было принято на вооружение. Тем не менее, серийное производство продолжалось всего несколько месяцев, и такое оружие не получило широкого распространения.

В дальнейшем французская армия стала развивать другие средства прорыва обороны противника в виде полноценных боевых бронированных машин. Вскоре на поле боя вышли первые танки, а сухопутные торпеды, по мере расходования остававшихся запасов, постепенно выходили из эксплуатации. В итоге не позднее конца 1916 года Франция полностью перестала использовать такое оружие. Развитие французских торпед продолжилось только через два десятка лет.


По материалам:
http://modelarchives.free.fr/
https://mechanixillustrated.technicacuriosa.com/
https://aviarmor.net/
https://forum.valka.cz/
Everett H.R. Toscano M. Unmanned Systems of World Wars I and II. MIT Press. 2015.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Aviarmor.net
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

3 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти