Корабль Его Величества «Дредноут» и пранкеры образца 1910 года

43


На тот момент времени (1906 год), Корабль Его Величества «Дредноут» («Неустрашимый») был весьма интересным кораблём. Это был британский линкор, родоначальник нового подкласса линейных кораблей «дредноутного типа», названного в его честь.



Он стал первым в мире кораблём, при постройке которого был реализован так называемый принцип «all-big-gun» («только большие пушки») — в составе его вооружения было десять 305-мм орудий и отсутствовали орудия промежуточного калибра.

«Дредноут» также стал первым в мире линкором с паротурбинной силовой установкой, обеспечившей ему очень высокую по тем временам скорость в 21 узел.
Благодаря скорости и десяти 305-мм 45-калиберным орудиям Mk X в пяти двухорудийных башнях имел неоспоримые тактические преимущества перед броненосцами того времени.

Создание линейного корабля «Дредноут» тесно связано с именем Джона Фишера.
Корабль Его Величества «Дредноут» и пранкеры образца 1910 года

Сэр Джон Арбетнот «Джеки» Фишер, 1-й барон Фишер оф Кильверстоун


Будучи адмиралом Королевского Британского военно-морского флота, он оказал огромное влияние на тактику, стратегию, развитие и материально-техническое оснащение Королевского военно-морского флота.

Родился в 1841 году, рыцарь (1894), барон (1909).

В службе (1854), офицер (1860), контр-адмирал (1890), вице-адмирал (1896), адмирал (1902) и адмирал флота Великобритании (1905).

Участвовал в Крымской (1853-1856) и англо-китайской (1859-1860) войнах, египетской экспедиции (1882).

Директор Департамента морской артиллерии (1886-1891). Адмирал-суперинтендант Портсмутских доков (1891). 3-й лорд Адмиралтейства (1892-1897). Главнокомандующий Североамериканской и Вест-Индской станцией (1897—1899). Главнокомандующий Средиземноморским флотом (1899—1902). Главнокомандующий в Портсмуте (1903−1904). Первый морской лорд c 20 октября 1904 года по 25 января 1910 года и в 1914—1915 годах.

Он был сторонником развития подводных и авианесущих боевых кораблей. Благодаря ему к лету 1914 года британский военно-морской флот был полностью переведен на жидкое топливо. Весь остальной мир ещё долго лопатил уголь.

По указанию короля Эдуарда VII, Совет Адмиралтейства 6 декабря 1904 года учредил особый комитет по проектированию новых кораблей. Фишер стал его председателем.

В задачи комитета входила выработка тактико-технических заданий на новые корабли — линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки. Формально решения комитета имели рекомендательный характер, и за проекты официально отвечал главный строитель флота Филип Уоттс. На деле мнение комитета, формировавшееся под управлением Фишера, воспринималось главным строителем как руководство к действию.

Первое заседание комитета состоялось 3 января 1905 года. Фишер огласил решение Совета флота, в котором было сказано, что будущий линкор должен иметь 21-узловую скорость и вооружение из 305-мм орудий. Количество орудий главного и противоминного калибра должно было быть как можно большим. Линкор должен был свободно помещаться в доках основных баз флота — Портсмута, Девенпорта, Гибралтара и Мальты.

Комитет рассмотрел ряд проектов и к 25 января сделал свой выбор. По 21 февраля рассматривались и уточнялись детали. Постройку «Дредноута» поручили Королевской верфи в Портсмуте. Общая контрактная стоимость постройки корабля оставила 1 672 483 фунта стерлингов, орудий — 113 200 фунтов стерлингов.

Официально «Дредноут» был заложен 2 октября 1905 года. Фактически же заготовительные работы начались в первых числах мая 1905 года. На момент закладки огромная часть раскроенного листового материала находилась на стапеле.

Под непосредственным руководством Фишера были приняты организационные меры, позволившие добиться очень высокого темпа работ. К официальной дате закладки на строительстве уже работало 1100 человек. Трудовая неделя рабочих длилась шесть дней с 6 утра до шести вечера. Был организован своевременный подвоз материалов.

Ко 2 октября 1905 года на стапеле, окружённом лесами и полноповоротными кранами, уже стоял остов будущего корабля — коробчатая килевая балка, части наружной обшивки, днищевые и скуловые стрингеры, выведены флорные и бракетные шпангоуты до уровня нижнего шельфа броневого пояса — около 7,5 м. В кормовой части были установлены две внутренние поперечные переборки.


4 октября 1905 года, 2 дня после закладки. Почти все нижние части шпангоутов на своих местах, частично скреплены заклёпками.


После официальной даты закладки число работающих было доведено до 3 тыс. человек.


7 октября 1906 года, 5 дней после закладки. Все шпангоуты и бимсы для установки броневой палубы на своих местах


Для упрощения заготовительных операций ещё на этапе подготовки рабочих чертежей было значительно уменьшено количество типоразмеров стальных профилей. Количество толщин стальных листов также было сведено до минимума.


36 дней после закладки. Установлены почти все броневые плиты на скосах и горизонтальной части броневой палубы и большая часть бимсов под главную палубу


Принятых мер оказалось достаточно, чтобы установить не побитый до сегодняшнего дня рекорд темпов постройки крупного корабля.

10 февраля 1906 года «Дредноут» был спущен на воду. Церемонию проводил король Эдуард VII. А уже 3 октября 1906 года корабль вошёл в строй. Таким образом, официально срок его постройки составил один год и один день.

Если считать от даты укладки первого листа на стапель, от мая 1905 года, до декабря 1906 года, когда была завершена подготовка «Дредноута» к атлантическому походу, получится 20 месяцев. А если считать до даты ввода в строй как боевой единицы, то и все 23. Но даже этот срок является выдающимся результатом, учитывая количество применённых на корабле принципиально новых решений.


HMS Dreadnought в 1906 году


Строительство «Дредноута» стало значительным событием в кораблестроении. После появления «Дредноута» все ведущие морские державы мира начали строить линейные корабли, подобно ему имевшие основное вооружение из однокалиберных орудий. По имени своего прародителя эти корабли получили нарицательное имя «дредноуты».

Гонка морских вооружений перед Первой мировой войной привела к появлению «сверхдредноутов» с вооружением из 343-мм и 381-мм орудий. На их фоне «Дредноут» смотрелся уже не таким мощным, поэтому в Ютландском сражении, самом крупном в Первой мировой войне, прародитель класса находился во «второй линии» и участия в бое не принял.

Единственным боевым достижением «Дредноута» стал успешный таран германской подводной лодки «U-29», которой командовал ас-подводник Отто Веддиген, в начале войны в течение одного дня потопивший три британских броненосных крейсера: «Абукир», «Кресси» и «Хог»...

* * *


Этот февральский день 1910 года выдался в Портсмуте особенно холодным и ветреным. Командир «Дредноута», кептен (звание в британском флоте; в российском флоте ему соответствует звание капитана 1-го ранга) сэр Герберт Ричмонд, вчитывался в телеграмму только что доставленную вестовым из радиорубки. Телеграмма сообщала, что в скором времени корабль будет удостоен визита абиссинской королевской семьи. Суета, поднявшаяся на линкоре, не поддавалась описанию: следовало не ударить в грязь лицом и тщательно подготовиться к приезду столь высоких гостей. Был задействован даже Его Величества оркестр военно-морского флота. В его репертуаре был гимн Занзибара, а у корабельного каптенармуса в загашнике нашёлся занзибарский флаг. За неимением абиссинских удовлетворились этими.

Почётные гости прибыли. По трапу на борт линкора взошли четверо бородатых смуглых людей в роскошных восточных одеждах и тюрбанах. Их сопровождали франтоватый переводчик и угрюмый охранник.




Сэр Герберт Ричмонд лично провёл для внимающей ему королевской семьи экскурсию по линкору. Гости одобрительно кивали переговариваясь на своём абиссинском и восхищались увиденным восклицая временами: «Бунга! Бунга!»...

От обеда высокие гости отказались: переводчик пояснил, что королевская семья не обедает с посторонними. Когда почетные гости, наконец, удалились, командир «Дредноута» и его помощники вздохнули с облегчением. Похоже, визит прошел на высшем уровне.

Спустя несколько дней из Лондона пришла телеграмма, сообщавшая, что абиссинская делегация была вовсе не делегацией, а кучкой шутников…

Да, пранкеры родились не сегодня. Ничего, что они тогда воспользовались не телефоном, как принято сегодня у пранкеров, а телеграфом. Не будем же и мы мелочиться, а отдадим должное затеявшему и мастерски проведшему всё это безобразие британскому аристократу, поэту и большому любителю розыгрышей Уильяму Горацию де Вир Коулу.

Одним из «абиссинцев» была женщина, начинающая писательница Вирджиния Стивен. Пройдёт совсем немного времени и она станет великой писательницей — Вирджинией Вульф.


Профиль писательницы Вирджинии Вульф — натуральный и в образе


Абиссинский язык, на котором переговаривались гости, был простым смешением латыни и абракадабры. Отказаться от торжественного обеда шутников вынудило беспокойство за грим: вдруг бороды отклеятся!

По возвращении в Лондон шутник-аристократ рассказ о розыгрыше газете Daily Mirror и отправил туда фотографии, после чего ВМФ Британии на долгие месяцы превратился в посмешище. Коул, собственно, в этом и видел цель предприятия — доказать, с какой легкостью можно при желании проникнуть на важные военные объекты. И что, например, для немецкой разведки это не составит никакого труда.

Власти пытались найти статью в законе, по которой шутника и его друзей можно было бы судить, но, как назло, формально закон они не нарушили. Визит на «Дредноут» стал самым масштабным розыгрышем Коула. (За ним водились и другие грешки: в бытность студентом Кембриджского университета он посетил его же в образе султана Занзибара; в другой раз, с друзьями, переодетыми дорожными рабочими, перекопал Пикадилли — одну из самых широких и оживлённых улиц в Вестминстере, историческом центре Лондона. Но на «Дредноуте» Коул превзошел сам себя.)


Одна из многочисленных карикатур на розыгрыш. Надпись сверху литературно переводится так: «Обжегшись на молоке, дуют на воду». На 1-й картинке: «Фальшивая абиссинская делегация». На 2-й: «Что случится в следующий раз, когда какой-нибудь настоящий восточный принц решит посетить британский военный корабль».


Говорят, что, когда спустя пару лет Британию посетил настоящий император Эфиопии, ему было отказано в экскурсии на «Дредноут», а английские дети приветствовали его кортеж криками «Бунга! Бунга!»...

* * *


Для интересующихся: куча фотографий времён постройки этого линкора:


Очень красивая и довольно подробная его 3D модель:


Источники:
Статьи в Википедии, публикации в Интернете.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    4 сентября 2017 05:48
    Александр , браво!!! Заставил посмеяться. good good
    ==============================================
    Сроки постройки действительно удивляют.
    1. +1
      4 сентября 2017 05:57
      На 3D модели, что за сетки на распорках по бортам? Противоторпедные?
      Кто может пояснить?
      1. Комментарий был удален.
      2. +3
        4 сентября 2017 07:34
        Да. Тогдашняя фишка. На многих крупных кораблях видны держатели для сетей.
        1. +1
          4 сентября 2017 07:40
          Цитата: Ken71
          Да. Тогдашняя фишка

          Что то сейчас подумалось про эту "фишку" для печально известных арктических конвоев. what
          1. +2
            4 сентября 2017 08:20
            Это только на стоянке сети ставили. Так что не катит.
          2. +2
            4 сентября 2017 09:21
            Что то сейчас подумалось про эту "фишку" для печально известных арктических конвоев.

            Противоторпедные сети значительно снижали скорость корабля и обычно их ставили на стоянке.
            1. +7
              4 сентября 2017 11:38
              Цитата: Razvedka_Boem
              Противоторпедные сети значительно снижали скорость корабля и обычно их ставили на стоянке.

              Была ещё одна проблема - с ростом массы и скорости торпед корабельные противоторпедные сети становились всё менее эффективными. Кроме того, на торпедах появились сетепрорезатели.
              Противоречивые мнения специалистов, обобщивших опыт русско-японской войны, о целесообразности заграждений вынудили МТК детально рассмотреть этот вопрос. По этой причине в сентябре 1904 г. на броненосце «Двенадцать Апостолов» произвели серию опытов, стреляя в сети торпедами образца 1898 и 1904 гг. Основной целью являлось выяснение достаточности прочности сетевых полотнищ и длины шестов (6 м). Более того, появились опасения, что торпеды, попадая в район нижней кромки сети, подтягивали ее до борта.
              Первые два выстрела торпедой образца 1898 г. (скорость 29 узлов, вес 440 кг) сеть (вес полотнища 180 кг) выдержала. При двух выстрелах торпедой образца 1904 г. (скорость 32 узла, вес 656 кг) оказалось, что в первом случае в сети, не имевшей подвесок, торпеда не дошла до борта 0,9 м, во втором — в сети с подвесками торпеда оборвала 25 подвесок, дойдя почти до самого борта.
              В этом же месяце Севастопольская пристрелочная станция провела еще серию опытов, сделав 47 выстрелов. Торпеды, имевшие скорость в 31 узел, но уже снабженные ножницами японского образца, легко пробивали полотнища с диаметром колец в 6 см. Не выдерживали этих торпед и другие образцы даже самых тяжелых сетей.
              Более эффективной оказалась защита из двойного ряда легких сетей (диаметр колец 16 см), но их размещение на кораблях из-за чрезвычайной сложности системы шестов и рангоута посчиталось неприемлемым. На заседании 17 августа 1905 г. МТК отказался от сетевой защиты. Тогда же решили не ставить сети и на новые корабли, крейсеры «Очаков» и «Кагул», и снять их с броненосца «Слава». Одновременно объявили конкурс на проектирование легких сетевых плавучих бонов.
          3. +4
            4 сентября 2017 14:19
            Первая Мировая война подтвердила, что противоторпедные сети уже не спасают корабли от новых типов торпедного оружия. Примером может служить атака немецкой подводной лодки U-21 под командованием Херзинга английского броненосца «Трайэмф» (Triumph). 25 мая 1915 года на входе в Дарданеллы у Габа-Тепе «Трайэмф» обстреливал турецкие позиции на Галлиполийском полуострове. В 11 часов 23 мин. Броненосец был атакован немецкой лодкой U-21 с пистолетной дистанции – 300 метров. «Трайэмф» стоял с опущенными противоторпедными сетями; вокруг него постоянно циркулировал миноносец; на штангах (выстрелах) сетей сидели наблюдатели.
            Однако торпеда, оснащенная резаком типа «ножницы», вскрыла сеть и попала в центр корпуса корабля. Едва успел осесть столб воды от взрыва, броненосец уже имел крен 10 градусов. Через 21 минуту «Трайэмф» затонул кормой вверх.

            Неожиданное второе пришествие противоторпедных сетей произошло во время Второй Мировой. Поскольку потери торговых судов от атак немецких лодок были очень велики, британское Адмиралтейство решило некоторые ценные торговые суда водоизмещением больше 8000 тонн оснастить противоторпедными сетями. Всего такой защитой было оснащено 768 судов. 21 из них подверглось торпедной атаке, и 5 судов сети спасли.
            Вот пример атаки одного из них. CMS (катапульт мерчант шип) "Фиделити "(2500 тонн, бывший французский Ле Рин) под командованием лейтенанта Пери был включен в состав конвоя ONS-154. Перед выходом этот корабль был оборудован противоторпедными сетями. 29 декабря 1942 года ПЛ U-225 под командованием Леймкюхлера атаковала Фиделити в 21.38, а потом ещё и U-615 Капицки выпустила в общей сложности 5 торпед по судну. Но все торпеды пришлись в сети, которые спасли судно. Все же немцам удалось потопить Фиделити, но только 30 декабря в 16.38 U-435 Штрелофа попала двумя торпедами в незащищеную часть судна.
            Однако должного распространения этот способ защиты не получил. Основная скорость быстроходного конвоя времен Второй Мировой – 11-15 узлов, тихоходного – 6-8 узлов. Поскольку на таких скоростях возникала опасность наматывания сетей на винты или их повреждения из-за давления встречного потока воды – большинство судов не было оснащено данным защитным приспособлением. Практика показала, что наилучшей защитой одиночного судна от торпедной атаки является противолодочный зигзаг и быстрый ход.
            © Сергей Махов
      3. +2
        4 сентября 2017 11:13
        Цитата: капрал
        На 3D модели, что за сетки на распорках по бортам? Противоторпедные?
        Кто может пояснить?

        По сеткам уже пояснили. Где-то мне попадалась информация, что это были не просто сетки, а на подобие Рабица. Делали их из достаточно прочной проволоки, но их из-за гибкости удобнее было поднимать в надводное положение. Для этого применялись специальные лебёдки.
    2. +6
      4 сентября 2017 11:32
      Цитата: капрал
      Сроки постройки действительно удивляют.

      Так на любимую игрушку Фишера были брошены все силы. Ради "Дредноута" были буквально "раздеты" строящиеся ЭБР "Агамемнон" и "Лорд Нельсон" - на новый ЛК ушли заказанные для них башни ГК.
      Кстати, если бы не эти башни, то "Дредноут" ввели бы в строй где-нибудь в 1908 году.
  2. Комментарий был удален.
  3. +1
    4 сентября 2017 06:47
    Эта посудина под благовидным предлогом отмазалась от единственного боя для которого её создавали.
    А может именно его 10*305мм решили бы судьбу Ютландского сражения. Хотя скорее скорее судьбу Хохзеефлота (надеюсь правильно прочитал) могли решить сигнальщики. Сколько раз там ночью эскадры пересекали колонны друг друга?
    1. +3
      4 сентября 2017 07:36
      Посудина к тому времени изрядно устарела. Но бой бы приняла. Если бы была возможность.
    2. +2
      4 сентября 2017 11:43
      Цитата: demiurg
      Эта посудина под благовидным предлогом отмазалась от единственного боя для которого её создавали.
      А может именно его 10*305мм решили бы судьбу Ютландского сражения. Хотя скорее скорее судьбу Хохзеефлота (надеюсь правильно прочитал) могли решить сигнальщики. Сколько раз там ночью эскадры пересекали колонны друг друга?

      В книге "100 великих кораблей" говорится, что во время Ютландского сражения, «Дредноут» находился в ремонте.
      1. 0
        4 сентября 2017 12:54
        Цитата: А. Привалов

        В книге "100 великих кораблей" говорится, что во время Ютландского сражения, «Дредноут» находился в ремонте.


        Цитата: Ken71
        Посудина к тому времени изрядно устарела. Но бой бы приняла. Если бы была возможность.

        Так я и говорю, отмазалась под благовидным предлогом:))
        Как бедного Веддигена окончательно под воду загнать, так это запросто. Как встретиться с большими дядьками так сразу в ремонт))
  4. +3
    4 сентября 2017 07:48
    Спасибо, Александр, очень интересно. К слову, есть выдающийся моноспектакль "Дредноуты", автор и исполнитель Е.Гришковец, если не смотрели, советую посмотреть. В спектакле много интересного о ВМФ Британии и Германии начала 20-го века.
    1. +1
      4 сентября 2017 11:17
      Спасибо. Прислушаюсь к вашей рекомендации и обязательно посмотрю.
  5. +1
    4 сентября 2017 08:12
    Цитата: капрал
    Александр , браво!!! Заставил посмеяться

    "Ревизор" по-британски.
    "Дредноут", безусловно, выдающийся корабль. Как я читал в "Моделисте-конструкторе" за... год, что есть ирония судьбы в том, что корабль, предназначенный для артиллерийского боя, потопил подлодку таранным ударом wink
    1. +2
      4 сентября 2017 10:08
      Цитата: kvs207
      Как я читал в "Моделисте-конструкторе" за... год, что есть ирония судьбы в том, что корабль, предназначенный для артиллерийского боя, потопил подлодку таранным ударом

      Степанов -Корабли и сражения. Там прочитал иронию судьбы. Родоначальник класса, артиллерийский корабль потопил одну из самых удачливых подлодок(которая утопила за час 3 крейсера) созданный поражать противника только залпами крупного калибра--оказался ближе всего к перископу и отвернул от строя и всей тушей распорол хрупкий корпус подлодки....
      вот такая ирония судьбы..
      А вот корабли, специально созданные для тарана-оказались не такими удачливыми в целом..
  6. +1
    4 сентября 2017 08:35
    родоначальник нового подкласса линейных кораблей

    Скорее нового поколения.
  7. +2
    4 сентября 2017 08:44
    А если считать до даты ввода в строй как боевой единицы, то и все 23. Но даже этот срок является выдающимся результатом
    ...Видимо из-за сроков и заказывали в Великобритании строительство кораблей другие государства...
    1. +2
      4 сентября 2017 10:09
      Цитата: parusnik
      А если считать до даты ввода в строй как боевой единицы, то и все 23. Но даже этот срок является выдающимся результатом
      ...Видимо из-за сроков и заказывали в Великобритании строительство кораблей другие государства...

      спешка объяснялась военно морской гонкой между ВБ и Германией (Францией и Италией)
      Германия уже работала над аналогичными кораблями
      1. aiw
        +3
        4 сентября 2017 10:52
        Германия таки не работала. Бритты первыми сумели проанализировать результаты Цусимы, и поняв что единый ГК позволяет вести эффективную пристрелку на большие дальности, создать дредноут. Главной фишкой была на самом деле новая тактика морского боя, под которую строился этот корабль.
        1. +6
          4 сентября 2017 14:17
          Цитата: aiw
          Бритты первыми сумели проанализировать результаты Цусимы, и поняв что единый ГК позволяет вести эффективную пристрелку на большие дальности, создать дредноут.

          Хе-хе-хе... вообще-то, первыми необходимость перехода на all-big-gun ship обосновали заокеанские сепаратисты и нелюбители чая - ещё до РЯВ, на конференции в Ньюпорте аж в 1903 году. Два года было потрачено на то, чтобы выбрать этот самый единый калибр, а также убедить Бюро конструирования, что предлагаемый ими классический супер-ЭБР с 4х12" и 8х10" уступит кораблю с однородным ГК. К счастью, подоспели результаты стрельб 1904 года, по результатам которых было установлено, что только 12" ББС могут пробить бронепояс и добраться до ЖВЧ.
          Сперва хотели ЛК с 10 или даже 12 орудиями ГК. Но из-за возни с калибрами и схемами размещения моряки упустили время и не успели подготовить предложение по увеличению лимита водоизмещения для Конгресса. В результате, пришлось вписывать новый ЛК в имеющийся 16000-тонный лимит. Пришлось урезать башни до 4-х и ухудшить обитаемость и мореходность. Проект был завершён 26 мая 1905 года, так что будущие "Южная Каролина" и "Мичиган" стали первыми в мире спроектированными ЛК. А вот с постройкой у янки не заладилось...
      2. +2
        4 сентября 2017 11:47
        Я не много о другом...О том что, Великобритания помимо постройки своего флота , выполняла военные заказы и других государств...
        гонкой между ВБ и Германией (Францией и Италией)
        ...Даже в виду не имел...
  8. +2
    4 сентября 2017 08:52
    не даром Британию в то время называли "владычицей морей"
  9. +10
    4 сентября 2017 09:09
    известна еще одна шутка Уильяма Горацио де Вир Коула - продажа билетов в театр. Раздав строго определенные места лысым мужчинам, он добился того, что рассевшись в соответствии с указанными местами, они образовывали неприличное слово f u c k , прекрасно видное с балкона королю Эдуарду VII
  10. +4
    4 сентября 2017 10:12
    На фото "абиссинской королевской семьи"
    Сам Коул выполнял при «делегации» функции «переводчика», потому что болботали они на совершенно непонятном наречии, представляющим собой диковинную смесь из известных студентам слов из суахили и других африканских языков. Кстати, для Вирджинии сначала роли не было, да и рискованно было рядить девушку в бородатого абиссинца. Но больше никого не было под рукой. В качестве остальных абиссинцев выступили спортсмен Энтони Бакстон, художник Данкан Грант и сын лондонского судьи Гай Ридли.
    Коул – справа, с усами.
    1. +2
      4 сентября 2017 11:19
      Спасибо! Так глубоко я не забирался...
      Дункан Грант мне известен более из всех участников. Он был весьма приличным импрессионистом.
      1. +2
        4 сентября 2017 16:01
        Cам Коул родился в семье богача, успешно потратил деньги и умер в Париже бедным(английский юмор не прижился во Франции)
        Дочь его тоже известна.
        Те годы-все кого не возьми-все кто то был известным.
        Насчет Дредноута--промышленная мощь ВБ была на высоте. Еще следует добавить про турбины...
        1. 0
          4 сентября 2017 17:10
          О дочери ничего не слышал, а вот сестра Коула была замужем за Невиллем Чемберленом -- премьер-министром Великобритании.
          К сожалению, энергетические установки крупных кораблей -- не моя парафия и ничего внятного по этому поводу я сказать не могу. Единственное, что мне помнится, Британия на своих кораблях использовала очень качественный высококалорийный кардиффский уголь с низким содержанием серы и он сгорал оставляя минимальное количество шлака.
          1. 0
            6 сентября 2017 22:28
            Цитата: А. Привалов
            Единственное, что мне помнится

            в проформе бербоут-чартера есть статья о запасах угля на судне в пересчёте на длиннопламенный кардиф. Хихикая над тщетными попытками новоявленных судовладельцев из торгашей бороться против обогащения экипажей за счёт альтернативного использования топлива, всегда вспоминал эту статью. "Деды" набивали руку с 19 века, пересчитывая запасы угля, а эти "хозяева" пытаются сэкономить, не давая "лишней" соляры на свои суда с неработающими балластными системами и потерянными якорями. Мысли о внезапно возникающей потребности в бункеровке посреди моря и её цене у них не возникает.
  11. aiw
    +2
    4 сентября 2017 10:56
    Спасибо огромное, роскошная статья! good
  12. +1
    4 сентября 2017 12:34
    Хорошая статья, спасибо!
  13. +1
    4 сентября 2017 13:54
    А перед "дедушкой" надо просто снять шляпу...
  14. Комментарий был удален.
  15. +1
    5 сентября 2017 09:49
    Цитата: Alexey RA
    Проект был завершён 26 мая 1905 года, так что будущие "Южная Каролина" и "Мичиган" стали первыми в мире спроектированными ЛК. А вот с постройкой у янки не заладилось...

    Как писалось в том же "МК" за 1973г., что если бы янки опередили бы лайми, то этот класс ЛК назывался бы "мичиганы" smile
  16. 0
    6 сентября 2017 20:14
    Говорят, что, когда спустя пару лет Британию посетил настоящий император Эфиопии, ему было отказано в экскурсии на «Дредноут»,


    Что наверняка имело свои политические последствия... belay
    1. 0
      6 сентября 2017 22:31
      Цитата: Олежек
      Что наверняка имело свои политические последствия...

      Ага, итальянцев натравили на несчастную Эфиопию.
      1. 0
        7 сентября 2017 12:57
        Ну, это произойдёт только через 25 лет... lol
        1. 0
          7 сентября 2017 21:03
          Цитата: А. Привалов
          Ну, это произойдёт только через 25 лет... lol

          Как раз вырастить поколение итальянцев, уверенных в необходимости погибнуть в эфиопской пустыне. Вот и на Хохланде как раз 25 лет выращивали уверенных...
          1. 0
            7 сентября 2017 21:19
            Цитата: 97110
            Вот и на Хохланде как раз 25 лет выращивали уверенных...

            Извините, но сходства не вижу.
  17. 0
    8 сентября 2017 22:40
    ну классная статья .. а вот сроки строительства действительно впечатляющие ...абсолютно новый корабль и новая современная технология и всего 1 год ...эх судя по всему до таких темпов сейчас далеко ! особенно нашим корабелам ...
  18. +1
    16 декабря 2017 10:16
    Тест для проверки видимости изображений:


  19. 0
    16 декабря 2017 10:41
    Вот, как на самом деле выглядит мой предыдущий пост:

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»