Французская боевая машина для пехотных подразделений АМХ-10Р

Бурное развитие французского танкостроения в 60-х. годах, привело к дефициту машин пехоты для совместных действий с основными танками. Принятие АМХ-30 как основного танка, заострило задачи по созданию БПМ. Уже через несколько лет фирма «Atelier de Construction d'lssy-les-Moulineaux» представляет на обозрение макет новой пехотной машины для совместного выполнения задач с основными танками. 1968 год. Конструкторы и инженеры собирают первый образец БМП для проведения комплекса испытаний. Несколько лет машины проходит испытания и доработку, и 72 году прошлого столетия начинается серийное производство. Под названием боевая машина пехоты АМХ-10Р принимается на вооружение в ВС Франции. Производство БМП происходило в городе Роанн, кстати, там же создавали и основной танк АМХ-30. За 15 лет французы выпустили более 1700 единиц АМХ-10Р. Кроме своих вооруженных сил, БМП поставляли в Ирак, ОАЭ, Грецию, Сингапур, Индонезию, Катар и Саудовскую Аравию.

Французская боевая машина для пехотных подразделений АМХ-10Р


Конструкция и устройство АМХ-10Р
БМП АМХ-10Р создавали как легкую плавающую машину, для перемещения пехотного (мотострелкового) отделения. Компоновка - стандартная для БМП, ставшая через время традиционной. В передней правой части машины расположено МТО, в левой ОУ. Немного впереди крышки люка для механика-водителя стоят три прибора для обзора перископического типа. Центральный прибор можно заменять на ПНВ пассивного исполнения. В центральной части машины, ближе к левому борту – как противовес МТО, установили 2-х местную башню «Тукан» вращающегося типа. На ней установлено основное вооружение БМП. В правой части башни оборудовали место командира машины, соответственно в левой части – наводчика. У наводчика и командира в крыше башни имеется отдельные люки. Размещение пехотного отделения в БМП:

- два человека сидящие напротив друг друга, располагаются в правой центральной части машины, передний из них расположен лицом к корме;
- шесть человек разместили сразу за башней, по двое сидят по бортам и двое в корме корпуса.

Располагаются пехотинцы на сиденьях индивидуального типа. Для выхода и входа в машину, БМП оборудована кормовой панелью откидного типа на электромеханическом приводе. Сама аппарель обеспечена двумя дверями. Десантное отделение сверху обеспечено 2-мя большими люками, при открытии которых, крышки люков самофиксируются в верхнем положении. Пехотинцы обеспечены семью приборами перископического типа для внешнего наблюдения – 2 прибора установлены в корме, 4 прибора по бортам и 1 спереди ДО. Каждая дверь аппарели имеет амбразуру для ведения огня из десантного отделения. Из открытых люков десантного отделения можно вести огонь в любую сторону.

Французская боевая машина для пехотных подразделений АМХ-10Р


Характерная особенность БМП - надбашенное вынесенное вооружение. В него входят автоматическая 20 мм пушка в спарке с пулеметом 7.62 мм. Пулемет установлен вверху справа над пушкой. 20 мм орудие «М693» получило 2-х стороннее питание, которое позволило наводчику машины быстро переключать режим стрельбы с осколочных на бронебойные боеприпасы. Скорострельность орудия 700 выст/м., дальность поражения до 1.5 километра. Боезапас в башне - 65 бронебойных и 260 осколочных снарядов. Пулемет обеспечен боезапасом в 900 патронов, 200 боеприпасов готовы к немедленному применению. Скорость стрельбы пулемета 900 выст/м., дальность применения до 1 километра. На одной оси с вооружением установили прожектор. Кроме основного вооружения, линейные машины, находящиеся в вооруженных силах Франции получили по два переносных ПТРК «Милан» с боезапасом в 10 ракет. Имеется возможность быстрой установки пусковых по бортам на корпусе БМП. Командир машины для прицеливания использует прицел М371, имеющий кратность 1/6 раз. Для прицеливания по воздушным целям, используется зенитный прицел. Наводчик для прицеливания обеспечен прицелом перископического типа OB 40, с кратностью день – 6 раз, ночь - 5 раз. Возможно использование вместо него отдельных прицелов – дневного типа М40б, с кратностью 2/6 раз, ночного типа OB 37 с кратность 6 раз. Для обеспечения кругового обзора командир с наводчиком получили по семь смотровых призменных блоков. Наведение – электромеханические приводы с дублированием «вручную». БМП не имеет стабилизатора вооружения, тепловизора и баллистического вычислителя. Для вычисления расстояния до цели используют дальномер оптического типа. Целеуказания наводчик или выбирает сам, или получает от командира. Вертикальные углы вооружения от 63 до -8 градусов. Имеется возможность, по требованию, установить равнокалиберную пушку Rh202 «Рейнметалл», или другое 20 мм автоматическое орудие, пулеметы 12.7/7.62 мм. Броня АМХ-10Р – противопульная. Лобовое решение защищает машину от 14.5 мм боеприпасов. Корпус имеет прямые борта с угловым наклоном лобового бронелиста. Бронелисты изготовлены из сплавов алюминия. По бортам башни установлены четыре 80 мм гранатомета дымовых завес, огонь из них осуществляет командир БМП.

Основное требование к бронированным машинам АМХ-10 и АМХ-30 – максимальная подвижность, которая соответствовала европейским взглядам ведения боевых действий того времени. БМП обеспечили скоростью передвижения по дорогам до 65 км/ч, дальностью передвижения до 600 километров, топливные баки вмещают 528 литров топлива. Дорожный просвет АМХ-10Р - 45 сантиметров, давление на 1 кв.см. 0.5 килограмма. Скорость передвижения по воде семь км/ч. БМП способна преодолеть вертикальную преграду до 70 сантиметров, пересечь траншею до 210 сантиметров шириной.

Французская боевая машина для пехотных подразделений АМХ-10Р


В МТО АМХ-10Р размещен силовой блок – многотопливный 8-ми цилиндровый двигатель дизельного типа HS-115 «Испано-Сюиза», обеспеченный жидкостным охлаждением и турбонаддувом, трансмиссия гидромеханического типа. Вращение вала 3000 об/м, характеристика мощности – 300л.с. Дизель БМП производила автомобильная французская фирма «Рено». Запуск дизеля – электростартер или сжатый воздух. Трансмиссия обеспечила 5 передач – 4-е передние и одна задняя. Состоит из однореакторной комплексной гидропередачи с фрикционом блокировки и 2-х поточного дифференциального МПП. Коробка передач двухвального типа с синхронизаторами обеспечена предселекторным приводом передачи. Для охлаждения двигателя и МТУ воздух поступает через жалюзи верхнего исполнения. Выход воздуха и газов из МТО осуществлен в правом борту.

Ходовая БМП – пять обрезиненных катков опорного типа, три ролика поддерживающего типа, переднее ведущее колесо. Подвеска – торсионная, индивидуальная. 1 и 5 каток обеспечены гидроамортизаторами. Гусеничное двухгребневое полотно с РШМ шириной 42 сантиметра обеспечено резиновой беговой дорожкой и резиновыми подушками съемного типа. Двухгребневое исполнение снижает вероятность спадания гусеничного полотна, особенно при провисании нижней части на плаву, сверху гусеницы прикрыты гидродинамическим жестким кожухом. Движение БМП при форсировании водных преград осуществляют 2 водомета. Их установили в конце корпуса по аппарельным бокам. Перед форсированием механик-водитель включает два насоса откачки воды, стоящих в МТО и ДО, поднимает волнозащитный щит, расположенный в передней части машины. Возможно заводское исполнение не плавающих БМП на экспорт и для выполнения отдельных задач. От оружия массового поражения машина защищена коллекторным ФВУ, установленным в правый борт корпуса, автоматической системой ППО, огнетушащий состав которого – «Хэлон 1301». Для обогрева ДО в БМП установлен обогреватель. Заводской окрас БМП – деформирующий или однотонный. В принципе БМП АМХ-10Р – усиленный вооружением БТР типа шведского «Pansarbandvagn 302».

Французская боевая машина для пехотных подразделений АМХ-10Р


Последующая модернизация БМП:
- установка мощного двигателя в 350 л.с;
- установка усовершенствованной трансмиссии;
- СУО - установка стабилизатора вооружения.

Участие в боевых действиях
АМХ-10Р успели повоевать в Персидском заливе – некоторое число БМП находились в составе оперативной французской группы «Даге».

Модификации БМП:
- КШМ АМХ-10РС;
- артиллерийская машина наблюдения АМХ-10 SAO;
- ППУ артогнем ATILA AMX-10VFA/VFL/SAF ;
- транспортировочная машина 155 мм боеприпасов АМХ-10 SAT;
- военно-санитарная машина АМХ-10 АМВ;
- ПТРК самоходного типа «Хот»;
- 81 мм миномет самоходного типа АМХ-10ТМС-81;
- тягач миномета 120 мм АМХ-10ТМ;
- БРЭМ АМХ-10 ЕСН
- машина разведки с РЛС AMX-10P RATAC;

На 2000 год французские вооруженные силы имели более 700 единиц АМХ-10. Также были попытки создать на основе АМХ-10Р легкий танк с 75 мм орудием AM-10C и колесный вариант БМП, данные разработки оказались неудачными и в серию не пошли.

Основные характеристики:
- вес машины - 14.5 тонны;
- экипаж/десант – 3/8 человек;
- длина - 5.9 метров;
- ширина - 2.8 метра;
- высота - 2.8 метра;
- просвет - 45 сантиметров;
- полный боезапас орудие/пулемет – 760/2000 боеприпасов;

Дополнительная информация
В 2008 году французская фирма «Nexter» закончила работы по модернизации 108 единиц АМХ-10Р. Данное обновление коснулось машин шести пехотных полков вооруженных сил Франции. Последняя модернизированная БМП АМХ-10Р встала в строй в конце октября 2008 года. Модернизация машин проходила в течение трех лет по заказу французского агентства материально-технического обеспечения. Машины получили дополнительные броневые плиты, что увеличило броневую защиту. Кроме этого, машинам увеличили характеристики подвижности за счет установки новых подвесных систем и улучшенной коробке передач.

Французская боевая машина для пехотных подразделений АМХ-10Р
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Гражданский 15 марта 2012 09:30
    высоковат профиль, в статье не указано плавает или нет,

    интересен вес с доп. бронеплитами
  2. djerel 15 марта 2012 09:38
    Скорость передвижения по воде семь км/ч. Движение БМП при форсировании водных преград осуществляют 2 водомета. Их установили в конце корпуса по аппарельным бокам. Перед форсированием, механик-водитель включает два насоса откачки воды, стоящих в МТО и ДО, поднимает волнозащитный щит, расположенный в передней части машины
    djerel

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня