Держать темп: турецкая промышленность для армии своей страны



От винтовок до танков, турецкая оборонная промышленность быстро движется вперед к заявленной правительством цели - сокращению зависимости от иностранных вооружений до 20% и менее.


В начале этого года турецкое Командование сухопутных сил (TLFC) на официальной церемонии на небольшом заводе стрелкового оружия государственной корпорации Mechanical and Chemical Industry Corporation (MKEK) получило первую серийную партию 500 штурмовых винтовок МРТ-76. Эта винтовка калибра 7,62-мм была разработана в сотрудничестве с частной компанией KaleKalip в рамках проекта по национальной винтовке пехотинца с целью замены уже давно стоящих на вооружении 7,62-мм штурмовых винтовок Heckler & Koch G3, которые производись на заводе компании МКЕК по лицензии.

В 2015 году после успешных испытаний прототипов и предсерийных образцов Управление оборонной промышленности Турции (SSM) выдало контракты МКЕК на изготовление 20000 винтовок и KaleKalip на изготовление 15014 винтовок. В конечном счете, может быть закуплено порядка 500000 винтовок МРТ-76 для оснащения турецкой армии, флота, военно-воздушных сил и военизированной жандармерии численностью 152000 человек.


Штурмовая винтовка МРТ-76 разработана в рамках проекта по национальной винтовке пехотинца

Рывок

Это говорит о прогрессе, который Турции совершила в развитии собственной оборонной промышленности, особенно в секторе наземных вооружений. Во время церемонии министр обороны Фикри Исик заявил, что зависимость Турции от покупки иностранных оборонных технологий снизилась с 80% 15 лет назад до 40% сегодня. «Наша цель - снизить эту цифру до 20% и ниже».

Уже в феврале 2017 года SSM выдало компании Sarsilmaz контракт на изготовление 10000 винтовок, тем самым Турция получила три отдельных производственных линии по выпуску МРТ-76. В заявлении SSM указывается, что «МРТ-76 будет также продаваться дружественным странам, которым необходимо легкое вооружение».

Несколько стран НАТО производят стрелковое оружие, но уникальное отличие Турции в том, что она является единственным членом альянса, создавшим «с нуля» основной боевой танк (ОБТ) за последние 20 с лишним лет. Этот проект служит примером того значительного прогресса, которого достигла местная оборонная промышленность в сфере бронированных машин.

Турецкие вооруженные силы имеют на вооружении почти 2500 танков - самый большой парк среди европейских членов НАТО. Но большая часть этих устаревших моделей вооружены 105-мм пушками, это, например, американские танки серий М48 и М60 и немецкий Leopard 1. Самыми современными ОБТ на вооружении страны являются 325 танков Leopard 2A4, вооруженных 120-мм пушкой, и 170 танков М60, модернизированных до стандарта М60Т, которым предусмотрена установка 120-мм гладкоствольной пушки MG253 производства Israel Military Industries. Турция, однако, приняла решение по созданию своего собственного танка.

В марте 2007 года SSM выбрало компанию Otokar в качестве головного подрядчика по проекту национального танка Altay, возложив на нее ответственность за проектирование, разработку, интеграцию, создание прототипа испытания и квалификацию. Управление выбрало южнокорейскую компанию Hyundai Rotem для оказания технической помощи и содействия, поскольку та имеет богатый опыт создания для своей армии танка К2.

Местными партнерами головного подрядчика являются Aselsan, разработавшая систему управления огнем (СУО) танка Altay, информационно-управляющую систему и устанавливаемый на башне дистанционно управляемый модуль вооружения (ДУМВ); МКЕК, изготавливающая по немецкой лицензии 120-мм гладкоствольную пушку L55; и Roketsan, которая разработала и будет производить комплект модульного бронирования. Aselsan также разрабатывает систему активной защиты Akkor, которая должна устанавливаться на танк Altay в соответствии с контрактом, выданным в конце 2015 года.

Компания Otokar изготовила испытательные установки для огневых и ходовых испытаний в ноябре 2012 года, первый прототип Altay Prototype Vehicle 1 (PV1) в конце 2013 года и второй прототип PV2 в середине 2014 года, а также корпуса и башни для проведения баллистических и противовзрывных испытаний. Во время проведения приемо-сдаточных и квалификационных испытаний с середины 2015 по февраль 2017 года эти машины наездили более 23000 км на различных типах местности в разных климатических условиях и отстреляли более 2500 снарядов разного типа.


Турецкое управление оборонной промышленности, как ожидается, в конце этого года выдаст компании Otokar контракт на серийное производство первой партии танков Altay


Серийное производство

TLFC имеет заявленную потребность более чем 1000 танков Altay, которые будут изготавливаться несколькими партиями. Otokar была единственной компанией, подавшей заявку на производство первой партии и представила лучшее и окончательно предложение в 2016 году. SSM объявило в своем стратегическом плане на 2017-2021 годы о том, что планирует подписать контракт на производство первой партии 250 танков Altay к концу этого года, что, по всей видимости, приведет к развертыванию в войсках первых 15 танков в 2020 году и 20 танков в 2021 году.

Перипетии с одним из компонентов проекта демонстрируют, почему турецкое правительство так стремится сократить свою зависимость от зарубежных оборонных технологий. На всех прототипах танка Altay установлен силовой блок MTU Euro PowerPack мощностью 1500 л.с, состоящий из двигателя МТ 883 Ка 501 и автоматической трансмиссии Renk HSWL 295TM. С самого начала планировалось установить этот силовой блок на 250 танков первой партии, а на танки последующих партий силовой блок местной разработки.

В 2015 году SSM подписало контракт стоимостью 190 миллионов евро с местной компанией Tumosan на проектирование турецкого двигателя для танка Altay при техническом содействии иностранной компании. При этом было понятно, что Анкара будет владеть правами на интеллектуальную собственность на двигатель, который родится в этом проекте.

Только австрийская компания AVL List согласилась на условия передачи подобных технологий, но в ноябре 2016 года парламент страны наложил эмбарго в ответ на массовые нарушения прав человека, санкционированные турецким правительством после попытки военного переворота в июле 2016 года. В январе компания Tumosan аннулировала свой контракт с AVL List, а в следующем месяце турецкое Управление SSM отменило свой контракт с Tumosan.

С самого начала проекта Турция продвигает Altay на экспортный рынок, включая возможные соглашения о локальном производстве. Компания Otokar подтвердила, что подала заявку в августе 2013 года на требование Омана по 77 танкам, а также назвала Саудовскую Аравию и Азербайджан в качестве потенциальных заказчиков.

Мобильные ПТРК

В июне 2016 года SSM подписало контракт с компанией FNSS на 76 бронемашин Pars 4x4 и 184 гусеничных мобильных противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) Kaplan. Соглашением предусматривается, что компания FNSS завершит проектирование, разработку и квалификационные испытания прототипов в 2018 году, затем последует серийное производство 260 машин, которые все будут поставлены к 2020 году.

На оборонной выставке IDEF 2015 компания FNSS расширила свое семейство бронемашин Pars (Леопард), в котором уже были варианты в конфигурации 6x6 и 8x8, показав вариант 4x4 предназначенный для удовлетворения потребностей в транспортере ПТРК. В машине Pars 4x4 двух- или пятидверной конфигурации размещается до пяти членов экипажа. На нее могут устанавливаться турельные установки, защищенные башенки или ДУМВ, вооруженные оружием калибра до 25 мм или комплексы ПТУР для различных боевых задач.

Компания FNSS также на выставке IDEF 2015 показала платформу Kaplan (Боевой топор) в конфигурации БМП массой 20 тонн с новой башней Teber-30, которая вооружена 30/40-мм пушкой Orbital ATК МК44 с двойным питанием и доступна как в экипажной, так и безэкипажной конфигурациях. При установке безэкипажной башни Teber-30 в кормовом отделении имеется место для размещения 8 десантников, а при установке двухместной башни их количество уменьшается до 6. Усиленная подвеска машины Kaplan позволяет выдерживать тяжелые нагрузки, в том числе башни, вооруженные 105-мм пушкой.

Для проекта ПТРК все машины Pars 4x4 и 104 машины Kaplan будут оборудованы безэкипажной башней, вооруженной четырьмя ракетами Roketsan OMTAS с 7,62-мм пулеметом в качестве вспомогательного вооружения. Компания Roketsan разработала ракету OMTAS с дальностью стрельбы 4 км наряду с вертолетной ракетой UMTAS с дальностью стрельбы 8 км для удовлетворения потребностей сухопутных войск. Ракета с инфракрасным наведением OMTAS может работать в нескольких режимах: захват цели перед пуском, захват цели после пуска, самонаведение и наведение оператором. Оставшиеся 80 машин Kaplan будут оснащены пусковыми установками Корнет-Э, которые уже стоят на вооружении турецкой армии.

Огневая поддержка

Выбрав корейскую компанию Hyundai Rotem в качестве технологического партнера по танку Altay, Управление SSM надеется повторить успех еще одного крупного проекта, реализуемого совместно с южнокорейским партнером. В 2001 году Турция подписала контракт с Samsung Techwin (в настоящее время Hanwha) на разработку и локальное производство турецкой модификации 155-мм/52 кал самоходной гаубицы К9 Thunder, которая была разработана в 1989-1998 годы для армии Республики Корея.

Гаубица Т-155 Firtina (Гром) изготавливается в армейском центре технического обслуживания и ремонта с использованием комплектующих, поставляемых турецкими предприятиями, включая 155-мм/52 кал артиллерийское орудие производства МКЕК и компьютеризованную СУО от Aselsan, а при необходимости также зарубежными компаниями.

Производство на местных мощностях началось в 2002 году и продолжалось с объемом 24 системы в год с целью удовлетворения потребности армии в 300 гаубицах Firtina; по некоторым оценкам на начало 2017 года было изготовлено порядка 280 систем.

По соглашению с Samsung Techwin компания МКЕК продвигает САУ Firtina на внешние рынки. Азербайджан подписал контракт с турецким правительством на поставку 36 гаубиц Firtina, но она была приостановлена, поскольку соблюдение немецким правительством эмбарго вооружений, наложенное ОБСЕ на Армению и Азербайджан, не позволяет компании MTU поставлять свой дизельный двигатель MTU-881 КА 500.

Для снабжения гаубицы Firtina турецкая армия разработала машину подвоза боеприпасов HARV (Howitzer Ammunition Resupply Vehicle), с целью снижения стоимости использовав компоненты списанных танков М48. Производство HARV, способной перевозить 96 снарядов и 96 зарядов, началось в середине 2015 года; ожидается, что будет изготовлено до 80 таких машин.


Продолжается производство самой мощной артиллерийской системы турецких сухопутных войск - 155-мм самоходной гаубицы Firtina

На выставке IDEF 2017 компания МКЕК представила самоходный вариант буксируемой 155-мм/52 кал гаубицы Panter, разработанной в 90-х годах с целью замены 155-мм американских орудий М114, возраст которых превысил 60-летний рубеж. Panter имеет традиционную конструкцию лафета с раздвижными станинами с вспомогательной двигательной установкой мощностью 160 л.с. в передней части лафета и гидравлическим досылателем.

Пушка может вести огонь осколочно-фугасными снарядами M107 на дальность 18 км и ОФ-снарядами с донным газогенератором на дальность свыше 40 км. По сообщениям, с момента поступления на вооружение первой пушки в 2002 году было изготовлено более 250 штук. Panter была продана в Пакистан, где она производится по лицензии местной компанией Heavy Industries Taxila.

Компания МКЕК в сотрудничестве с Aselsan разработала прототип Panter 2, установив верхнюю часть гаубицы на шасси грузового автомобиля 6x6 повышенной проходимости. 20-тонная установка Panter 2 будет перевозить 20 выстрелов в боекомплекте, максимальная скорость составит 80 км/ч и максимальный запас хода 600 км.

Так как число гаубиц Firtina составляет менее одной трети от 1076 самоходных гаубиц в турецких ВС, вероятно, что армия закупит дополнительные системы Firtina и возможно САУ Panter 2.

Турция является единственной страной НАТО, которая в последние годы создала новую 105-мм буксируемую гаубицу. Компания МКЕК, работая совместно с Aselsan, разработала Вогаn с целью удовлетворения потребностей армии в авиатранспортабельной легкой буксируемой гаубице и с целью замены примерно 75 буксируемых пушек М101А1, до сих пор стоящих на вооружении. Испытания и квалификация Вогаn завершились в августе прошлого года, а серийное производство 106 систем должно было начаться в этом году.

Компания МКЕК разработала два разных прототипа, один для турецких требований, а второй для экспортного рынка, оба они были показаны на выставке IDEF 2017. В состав гаубицы входят ствол калибра 105 мм длиной 30 калибров, затвор вертикально-падающего типа, гидропневматический механизм отката и трехкаморный дульный тормоз. Вариант для турецкой армии отличается дугообразными станинами, как например, у легкой 105-мм пушки Light Gun производства BAE Systems, тогда как экспортный вариант имеет более распространенный лафет с раздвижными станинами, как у гаубиц М101 и Nexter LG1.

105-мм гаубица Вогаn оборудована СУО разработки Aselsan. При стрельбе осколочно-фугасным снарядом с донной выемкой пушка смогла достигнуть максимальной дальности 17 км, это на 50% больше чем у американской гаубицы М101. Обученный расчет может достичь скорострельности шесть выстрелов в минуту.

Плыть вперед

Управление SSM в марте 2017 года подписало контракт с компанией FNSS на разработку боевой машины десанта ZAHA для оснащения бригады морской пехоты. Турецкие возможности по проецированию силы значительно возрастут после запланированного на 2021 год принятия в состав флота десантного корабля местной постройки, который базируется на испанском универсальном десантном корабле Juan Carlos I. Компания FNSS поставит 27 машин ZAHA, включая 23 бронетранспортера, две штабных машины и две эвакуационных машины. При разработке и производстве ZAHA компания FNSS сможет использовать опыт ВАЕ Systems (владеет 49% акциями этой турецкой компании) по производству боевой десантной машины Assault Amphibious Vehicle для Корпуса морской пехоты США.

Масса бронемашины ZAHA составит 30 тонн, экипаж три человека, в ней сможет разместиться 21 десантник. На ней будет установлена безэкипажная башня с 12,7-мм пулеметом и 40-мм автоматическим гранатометом. Бронемашина ZAHA (рисунок внизу), выгруженная с десантного корабля в нескольких километрах от побережья, сможет преодолевать это расстояние даже при волнении моря до 1,5 метров.

Держать темп: турецкая промышленность для армии своей страны


Смотритель небес

Пушечные и ракетные системы местной разработки значительно повысят возможности ПВО турецкой армии в следующем десятилетии. На данный момент прикрытие ближнего воздушного пространства обеспечивает зенитный комплекс PMADS (Pedestal Mounted Air Defence System) с ракетами Stinger класса «земля-воздух», созданный в середине 90-х компанией Aselsan.

С целью выполнения турецких требований были разработаны два варианта: Atilgan с пусковой установкой PMADS с 8 ракетами и 12,7-мм пулеметом HMG, установленными на шасси бронетранспортера М113А2, и Zipkin с пусковой установкой PMADS с 4 ракетами, установленной на шасси автомобиля Land Rover Defender 130 4x4. Начиная с 2001 года, турецкие ВВС купили 70 комплексов Atilgan и 88 комплексов Zipkin; второй комплекс экспортировался в Бангладеш и Казахстан.

После того как Управление SSM недавно выдало головному подрядчику Aselsan контракт не нераскрываемое количество систем, началось серийное производство зенитной самоходной установки Korkut со спаренной 35-мм артиллерийской установкой.

Субподрядчик FNSS специально для этой установки разработал шасси - плавающую бронемашину Armoured Combat Vehicle 30 (ACV 30). При полной массе 30 тонн это самая широкая и длинная машина в семействе ACV, включающее модель ACV 15, которых для турецкой армии было изготовлено 2249 штук в нескольких вариантах, а также для Малайзии, Филиппин и ОАЭ, и модель ACV 19, которая была продана Малайзии и Саудовской Аравии.

Компания МКЕК поставляет для проекта Korkut 35-мм пушку KDC, изготавливаемую по лицензии немецкой Rheinmetall Air Defence, которая устанавливается в безэкипажную башню. В боекомплект пушки входит снаряд воздушного подрыва, разрабатываемый в сотрудничестве с Aselsan. В корпусе Korkut размещаются стрелок-оператор, командир и водитель. Типичная батарея Korkut будет состоять из трех зенитных установок и машины управления также на базе шасси ACV 30, оборудованной трехкоординатной поисковой РЛС для сопровождения и захвата целей на максимальной дальности 70 км. Первые четыре системы Korkut намечено поставить в войска в 2019 году.


ЗСУ Korkut от Aselsan со спаренной 35-мм артиллерийской установкой базируется на плавающей машине ACV 30 от FNSS; в настоящее время изготавливается для сухопутных войск

Ракетный зонтик

Компания Aselsan является также головным подрядчиком на разработку и производство двух других компонентов будущей системы ПВО: маловысотного ракетного комплекса Hisar-A и средневысотного ракетного комплекса Hisar-O. Ракетные комплексы Hisar разрабатываются в сотрудничестве с FNSS и Roketsan.

Турецкая армия планирует приобрести пусковые установки Hisar-A в гусеничной и колесной конфигурациях. Гусеничный вариант (фото внизу) имеет пусковую установку вертикального пуска для двух ракет Roketsan Hisar-A, установленных по бортам шасси ACV 30, на котором также установлены РЛС обзора воздушного пространства и оптико-электронная прицельная станция, позволяющие работать независимо от командного пункта дивизиона. Экипаж комплекса Hisar-A состоит из командира, оператора и водителя. Колесный вариант будет представлять собой шестикассетную пусковую установку на задней платформе автомобиля 6x6.


Комплекс Hisar-O - это пусковая установка с шестью ракетами Roketsan Hisar-О на шасси Mercedes-Benz 6x6. Эта система предназначена для работы в составе батареи, состоящей из трех пусковых установок и центра управления с оптико-электронной прицельной системой и радаром.

Испытания ракет Hisar-A начались в октябре 2013 года, а в августе 2014 года начались первые баллистические испытания ракеты Hisar-O. Эти две ракеты отличаются высоким уровнем унифицированности, например, имеют одинаковые инфракрасную головку самонаведения от Aselsan, осколочно-фугасную боевую часть (разработки Tubitak Sage) и взрыватель, работающий в ударном и дистанционном режимах. Зона поражения ракеты Hisar-A по высоте 5 км и по дальности 16 км, а ракеты Hisar-O 10 км и 25 км соответственно.

В компании Aselsan рассчитывают завершить разработку и заводские испытания комплекса Hisar к 2018 году. Турецкое правительство и промышленность оптимистичны в том, что проекты по комплексам ПВО и другим системам повысят возможности турецкой армии и экспортный потенциал этой страны.

По материалам сайтов:
www.nationaldefensemagazine.org
www2.msb.gov.tr
www.mkek.gov.tr
www.ssm.gov.tr
www.otokar.com.tr
www.fnss.com.tr
www.aselsan.com.tr
www.roketsan.com.tr
www.hanwhatechwin.com
pinterest.com
defence-blog.ru
www.wikipedia.org
Автор:
Николай Антонов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

64 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти