Шведский перспективный танк – Strv 2000

Мало кто знает, что Швеция это не только родина Астрид Линдгрен, подарившей миру Карлсона, но и вполне себе танковая держава. Танковая школа данной страны довольно самобытна и тем лишь более интересна для всех любителей бронетехники. С одним из необычных основных боевых танков Швеции мы уже знакомили вас ранее. Сейчас же речь пойдет о попытке шведов разработать танк 4-го поколения, над созданием которого они работали в 80-90-е годы прошлого века. И хотя в итоге от самостоятельной разработки Минобороны Швеции решило отказаться, так и не увидевший свет танк Strv 2000 на сегодняшний день мог бы, пожалуй, стать одним из самых лучших танков мира и уж точно не затерялся бы среди своих конкурентов.

В конце 1980-х годов стало ясно, что стоящие на вооружении шведской армии танки Strv 101R, 102R, 103C и Strv 104 стремительно устаревают и вооруженные силы Швеции нуждаются в новом основном боевом танке. Техническое задание по разработке нового танка было составлено таким образом, чтобы созданный танк превосходил по своим характеристикам самые современные на тот момент образцы западной бронетехники – машины Леопард-2 и M1А1 «Абрамс». По сути, шведские военные замахнулись на создание ОБТ нового 4-го поколения. При разработке новой машины шведские инженеры собирались учитывать опыт, полученный при работе над экспериментальными танками «S» серии, а также те уроки, которые им удалось извлечь из опытов с танками UDES 03, UDES 19 и UDES-XX-20, которые были созданы в конце 70-х начале 80-х годов.

На экспериментальном шведском танке UDES 03 впервые была применена и проверена возможность установки орудия вне башни. Орудие устанавливалось на базе безбашенного танка «S» серии. На машине UDES 19, которая была создана на базе немецкого БМП Мардер, 105-мм орудие устанавливалось в необитаемой башне, которая была расположена поверх корпуса. Проверка работоспособности необитаемой башни и орудий на обоих представленных образцах была признана шведскими инженерами успешной.


Шведский перспективный танк – Strv 2000
экспериментальный танк UDES-XX-20

В начале 1981 года состоялись еще более оригинальные испытания, на которых испытывалась удивительная машина UDES-XX-20. Данный танк был спроектирован на базе Hagglunds BV-206 и состоял из 2-х сочленённых частей. Вооружение машины представляла 120-мм НАТОвская гладкоствольная пушка компании Рейнметалл, которая также была вынесена за пределы корпуса.

Потребность шведской армии в танках оценивалась в 200-300 новых машин. Закрыть эту потребность можно было, реализовав 3 различных варианта: разработать собственный новый танк, приобрести необходимое количество танков за рубежом или приобрести лицензию на танк, а производство развернуть в Швеции, используя при этом некоторые адоптированные шведские компоненты и решения. Имея богатый накопленный опыт с танками UDES, шведы все-таки решили создавать свой танк, доверив его производство компаниям «Хеглунд» и «Бофорс». Созданная этими компаниями группа конструкторов приступила к разработке технической документации по созданию танка «Стридсвагн-2000» или сокращенно Strv 2000.

Новый танк должен был обладать массой в 58 тонн и экипажем из 3 человек. В качестве основного вооружения планировалось использовать 140-мм орудие и спаренную с ним 40-мм автоматическую пушку. Танк планировалось оснастить модульной броней, которая обеспечила бы ему повышенную защищенность. По подвижности танк не должен был уступать своим зарубежным аналогам, для этого его планировалось оснастить дизельным двигателем мощностью в 1475 л.с., который бы работал вместе с автоматической трансмиссией и гидропневматической подвеской, которая помимо всего прочего позволила бы изменять угловое положение танка в продольной плоскости. Для сокращения средств и времени на разработку танка в его конструкции должны были использоваться уже существующие компоненты: трансмиссия, двигатель, элементы СУО, защиты от оружия массового поражения, пулеметы, 40-мм орудие. Заново необходимо было спроектировать шасси в сборе, 140-мм орудие и автомат заряжания к нему.

Еще одной особенностью машины было расположение командира танк и наводчика друг за другом в левой изолированной части танковой башни. Основное 140-мм орудие было спарено с 40-мм автоматической пушкой, что также было интересной идеей. Боекомплект основного орудия состоял из 38 выстрелов, а малокалиберной пушки из 180 снарядов. При этом 140-мм пушка использовалась бы для борьбы с тяжелобронированными и укрепленными целями, а с помощью автоматического орудия можно было бороться с легкобронированными целями – БМП, БТР, самоходными установками с ПТУР и автотранспортом противника. Для борьбы с пехотой предполагалось использовать 2 пулемета Ksp m/39 калибра 7,62-мм, один из которых был зенитным и устанавливался на крыше танковой башни.
Шведский перспективный танк – Strv 2000
Деревянный макет танка Strv 2000

Так как 140-мм снаряды обладают значительной массой и длиной на танке предполагалось установить автомат заряжания, который бы увеличил скорострельность и позволил сократить экипаж танка до 3 человек. При этом 140-мм орудие планировалось закупить за рубежом, в то время сразу в нескольких странах шли работы по созданию такой артсистемы, а вот автомат заряжания планировалось создать свой. Благо опыт создания автоматизированных систем заряжания у шведов был, ранее они проектировали его для танка S серии и самоходного орудия Vk-155.

Броневая защита танка должна была иметь модульное исполнение, для обеспечения высокой бронезащиты не только от снарядов калибра 120 и 125 мм, но и от боеприпасов перспективных артсистем. Помимо этого модульная броня подразумевала легкую замену, не только в случае повреждений при боевых действиях, но и в процессе модернизации танка.

В конце 1980-х годов шведские компании «Хеглунд» и «Бофорс» приступили к созданию танка Strv 2000, который должен был стать основным в шведской армии. Был даже изготовлен макет данного танка в натуральную величину, но в 1991 году руководство министерства обороны страны отказалось от проекта Стридсвагн-2000», так как шведское правительство приняло решение о приобретении ОБТ за рубежом. И несмотря на амбициозность и успешное развитие шведский танк Strv 2000 остался всего лишь деревянным макетом.

Дело здесь было даже не в технических сложностях, с которыми могли столкнуться шведские инженеры-конструкторы и промышленность, просто в 1991 году прекратил свое существование СССР, один из главных вероятных противников Швеции, которого здесь по-настоящему боялись. В условиях нового мира создание супер-танка руководство страны уже рассматривало лишь как ненужную трату времени и государственных денег. Именно поэтому было принято решение о покупке зарубежного ОБТ. Определенное время в числе вероятных претендентов на приобретения находился югославский вариант модернизации танка Т-72 – М-84, но распад Югославии и последующая за этим нестабильность во всем регионе поставили крест на балканских танкостроителях. После этого шведское правительство пошло еще дальше. Для проведения испытания на территории Швеции был привлечен танк бывшего «потенциального противника» – Т-80УМ, который в ходе испытаний в достаточно специфичных природных условиях Швеции проявил себя очень хорошо, хотя предпочтение в конечно итоге и было отдано немецкому Леопарду-2.
Шведский перспективный танк – Strv 2000

Ели же говорить об Stridsvagn-2000, то этот танк по большинству своих характеристик не уступал бы современным западным аналогам, а в чем-то и превосходил их. Составить конкуренцию ему могли лишь перспективные советские, а впоследствии российские танки, которые в то время уже обкатывались на полигонах. Хотя и они в последствии повторили судьбу шведского танка. Strv 2000 мог бы стать танком намного опередившим время, но так и не стал. И спустя 20 лет такой огневой мощью не обладает ни один из современных танков, а по уровню защищенности это был бы не Strv 122 (так шведы назвали шведский вариант танка Леопарда 2А5), а как минимум Леопард 2А6 или более совершенный танк. При том что шведская разработка могла стать лучшей в мире, стоимость ее оказалась бы также очень впечатляющей, а возможности для экспорта весьма сомнительными, так как большинство потенциальных клиентов к тому моменту уже приобрели немецкие танки Леопард 2.

Использованы источники:
www.vestnik-rm.ru/news-4-754.htm
www.raigap.livejournal.com/110938.html
www.alternathistory.org.ua/tank-strv-2000-shvetsiya
www.gurkhan.blogspot.com/2012/02/blog-post_3595.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. вард 16 марта 2012 08:50
    Для проведения испытания на территории Швеции был привлечен танк бывшего «потенциального противника» – Т-80УМ, который в ходе испытаний в достаточно специфичных природных условиях Швеции проявил себя очень хорошо, хотя предпочтение в конечно итоге и было отдано немецкому Леопарду-2. Вот это я понимаю правильный подход к делу... Ну купили бы они Т-80... А если война... Достойный пример для наших эффективных менеджеров..
    1. vylvyn 17 марта 2012 02:34
      Тоже обратил внимание на этот абзац про наш Т-80. Конечно нашей технике не светят контракты со странами-членами НАТО. Тут хоть ужом вейся, никогда они наше не купят. Политика. Мы для них всегда будем противниками.
      vylvyn
      1. Igor-71 23 марта 2012 01:34
        не доверяют они нашей технике.........мы для них всегда будем Ваньками лапотниками......иногда становиться жаль ,что скорее всего не будет возможности показать им в деле наше оружие.......хотя...........кто знает
        Igor-71
  2. grizzlir 16 марта 2012 09:22
    Такой стране как Швеция не нужно большое количество бронетанковой техники.Собственные разработки это конечно хорошо,но гораздо дешевле закупить бронетехнику,чем выпускать собственную модель.
    Ещё пару слов про сочленённые машины.Проект конечно интересный,но обладает массой недостатков,которые сводят на нет все достоинства.Падает маневренность,увеличивается площадь боковой проекции,возникают проблемы с эвакуацией повреждённой техники и её обслуживанием.
    grizzlir
    1. Ziksura 16 марта 2012 14:41
      Цитата: grizzlir
      Собственные разработки это конечно хорошо,но гораздо дешевле закупить бронетехнику,чем выпускать собственную модель.

      Здесь вопрос не только с обеспечением собственных нужд. Швеция один из крупнейших экспортеров вооружений в мире (10-е место).
  3. AlexMH 16 марта 2012 11:01
    Все-то у шведов не как у людей - то безбашенные танки, то сочлененные, то артСАУ с автоматом заряжания...Смотрится интересно, практическая ценность невелика. Я подозреваю, что конструкторская мысль так разгулялась именно в Швеции потому, что воевать они толком и не собирались, и задача обеспечить войска надежной, дешевой и эффективной техникой не стояла. Стояла задача освоить средства и придумать что-то этакое, а вдруг на мировом рынке купят:)
    AlexMH
  4. oleg-sochi68 16 марта 2012 11:11
    Вызывает уважение то, что шведы стараются обеспечить свои ВС своей, современной техникой. Да она у них получается непривычной, для нас, но она разрабатывается с учетом специфики боевого применения в их климатических и ландшафтных условиях. Ну и, конечно же, пиар.
    oleg-sochi68
  5. Kars 16 марта 2012 11:27
    Главное подерживать промышленность на должном уровне и старатса не отстовать в разработках.А там кто его знает может и пригодитса.
    Рынок оружия довольно лакамый кусок.
    1. Kars 16 марта 2012 14:09
      качестве основного вооружения планировалось использовать 140-мм орудие и спаренную с ним 40-мм автоматическую пушку. Танк планировалось оснастить модульной броней, которая обеспечила бы ему повышенную защищенность. По подвижности танк не должен был уступать своим зарубежным аналогам, для этого его планировалось оснастить дизельным двигателем мощностью в 1475 л.с.,


      Такие параметры мне лично импонируют.Еще бы большие углы возвышения для 40 мм.
      1. Kibb 16 марта 2012 18:38
        Да, не смогу не согласиться, хотя помню вы были за 152 сразу?
        Kibb
        1. Kars 16 марта 2012 19:37
          Так то для своих 152\55 а для вероятных друзей и 140 подойдет.Все равно шведы бы сразу со 105 мм перепрывигали уже прогресс.
          Представляю как принятия такого танка на вооружения подстегнуло бы советских танкостроителей.
  6. Chicot 1 16 марта 2012 13:19
    В плане создания техники шведы верны себе как никто другой- качественные, интересные в плане техническом, но дорогие и сложные машины... Сей танк подтвердил это еще раз. Хотя надо признать, а концепция заложенная в нем весьма и весьма интересная однако...
  7. 755962 16 марта 2012 14:41
    Шведский путь развития танкостроения вызывает уважение.
    755962
  8. Nechai 16 марта 2012 15:03
    Цитата: 755962
    Шведский путь развития танкостроения вызывает уважение.

    Если только нестардантностью решений и их воплощений. Меня особенно умилил эфективный дульный тормоз. Незатейливо, но надёжно. Сочленённый машины всё же хороши для 2ой линии или даже 3ей, как "Витязь" к примеру. А вот делать по такой схеме ударную машину - эт круто...
    Nechai
  9. strelok_2077 16 марта 2012 21:33
    Красивый ДЕРЕВЯННЫЙ танчик, такой красивый. laughing
    strelok_2077
  10. FROST 19 марта 2012 13:37
    Повышение калибров до 140 мм (в концепции данного танка) и более, нецелесообразно. Это принесет рост бронепробиваемости, но БПС уже давно не основной враг танка. А из-за роста калибра, количество ОФС в боеукладке значительно сократится.
    FROST
    1. Kars 19 марта 2012 15:02
      Вы разбераетесь и в танках?
      Цитата: FROST
      но БПС уже давно не основной враг танка

      а у танка нет основных врагов,и при этом осущиствить пробитие лобовой многослойно-композитной броней прикрытой динамической под силу только БПС или тяжолой ракете типа Мейврик(но они довольно редки,как и возможность их применения при наличии ПВО.
      Цитата: FROST
      Это принесет рост бронепробиваемости,
      принесет но не только
      Танковые сражения уже врятли получатса,и главным врагом танка становитса танкоопасная пехота,расчеты ПТРС и укрепления.При повышении калибра возрастет действенность ОФС,улучшетса возможность для применения дистанционных взрывателей,боеприпасов с готовыми осколочными элементами.

      Боекомплект основного орудия состоял из 38 выстрелов,
      Цитата: FROST
      . А из-за роста калибра, количество ОФС в боеукладке значительно сократится.

      Танк Абрамс М1А1(120 мм орудие Рейнметал) 40 и 42 у М1А2

      при этом в перспективе особенно при повышении колибра до 152-155 мм расматриваетса применения жидкого метательного вещества с непосредственным впрыском в камору(что так же позволит регулировать начальную скорость снаряда)
  11. FROST 19 марта 2012 19:13
    Применение жидкого метательного вещества, пока только в разработках и теории. Появилась устойчивая тенденция поражения ПТР крыши танков. За броней крыши надежно не прикрыться даже от относительно маломощных суббоеприпасов, не говоря уже о ракетах ПТРК ручного, мобильного и вертолетного базирования. При 120-125 мм, во всю используются как дистанционные взрыватели, так и готовые поражающие элементы. При 152-155 мм, количество снарядов в боеукладке резко упадет.
    FROST
  12. Kars 19 марта 2012 19:48
    Цитата: FROST
    Применение жидкого метательного вещества, пока только в разработках и теории

    холодная война кончилась,даже в Ваших супер ВВС США сократили заказы на Супер пупер РАПТОР и больше не делают супер пупер Спирит В-2
    а технологических припятствий для применения жидкого метательного вещества нет---оно отработано на огнеметах.
    Цитата: FROST
    Появилась устойчивая тенденция поражения ПТР крыши танков

    это доступно только управляемым боеприпасам с использование куммулятивного эфекта или ...ударного ядра..
    Цитата: FROST
    За броней крыши надежно

    На крыше устанавливаютса элементы динамической защиты.
    Так же при необходимости на танки будут установлены комплексы АЗ(Израиль,Россия,Украина,Южная Корея) которые снимают низкоскоростные боеприпасы
    Цитата: FROST
    При 120-125 мм, во всю используются как дистанционные взрыватели, так и готовые поражающие элементы

    возрастет действенность ОФС,улучшетса возможность для применения дистанционных взрывателей,боеприпасов с готовыми осколочными элементами.
    надеюсь отрицать то что 140-152 снаряды будут ДЕЙСТВЕННЕЕ вы не станете?
    Цитата: FROST
    При 152-155 мм, количество снарядов в боеукладке резко упадет.

    При 140 мм я уже опровергнул оналогичное ваше заявления показав что по сравнению с Абрамсом боекомплект сократился всего на 2-4 снаряда,при 152 мм и жидком метательном веществе боекомплект может даже возрасти,при этом если будут проведены мероприятия по размещения баков ЖМВ в более бесапасное место ---например возле днища танка в середине или корме,в протектированых и заполненых инертным газом баках то и живучесть танка намного повыситса,особенно от куммулятивных боеприпасов.
  • FROST 19 марта 2012 20:46
    это доступно только управляемым боеприпасам с использование куммулятивного эфекта или ...ударного ядра..


    А вам известно много управляемых боеприпасов с другим эффектом?) Если вы не знали, то все ПТРК и суббоеприпасы (коих великое множество ) являются управляемыми боеприпасами.

    На крыше устанавливаютса элементы динамической защиты.


    Ну назовите тогда танк, чья крыша с ДЗ надежно защищает хотя бы от переносной ракеты ПТРК джавелин или СПАЙК, при их бронепробиваемости в 700 мм за динамической защитой.) ПТРК мобильного и вертолетного базирования могут иметь больший потенциал.

    Так же при необходимости на танки будут установлены комплексы АЗ(Израиль,Россия,Украина,Южная Корея) которые снимают низкоскоростные боеприпасы


    Но потенциал современных возможностей преодоления активных и пассивных защитных средств танка намного выше степени защищенности. Это подтверждается и мнением практически всех военных экспертов. Имеете отдельное мнение? Что же, вас никто не собирается его лишать)
    FROST
  • Kars 19 марта 2012 20:54
    Цитата: FROST
    А вам известно много управляемых боеприпасов с другим эффектом?)

    Вот поэтому и перспективней в бронепробитии гиперскоростные кинетические боеприпасы
    Цитата: FROST
    Ну назовите тогда танк, чья крыша с ДЗ надежно защищает хотя бы от переносной ракеты ПТРК джавелин или СПАЙК, при их бронепробиваемости в 700 мм за динамической защитой.)

    Тот же Т-90 и Оплот----а заявляемая бронепробиваемость за динамической броней нигде не подвержена.Иначе зачем им попадать ИМЕННО в крышу,когда ни у одного танка бортовая проэкция не обладает даже 400 мм броней за ДЗ?
    Цитата: FROST
    ПТРК мобильного и вертолетного базирования могут иметь больший потенциал.

    Будут и имеют,но они обладают огромной стоимостью,и при этом довольно таки уязвимы.
    Цитата: FROST
    Но потенциал современных возможностей преодоления активных и пассивных защитных средств танка намного выше степени защищенности.

    Это не верно,низкоскоростных боеприпасов способгых гарантированно пройти АЗ нет---если они есть назавите за счет чего они это делают.
    Нет доказанной эфективности ПТРК даже против комплекса Штора,и квантового генератора китайского Тип 99
    Цитата: FROST
    Это подтверждается и мнением практически всех военных экспертов.

    Было бы интересно узнать про кого вы.
    1. FROST 19 марта 2012 21:25
      Иначе зачем им попадать ИМЕННО в крышу,когда ни у одного танка бортовая проэкция не обладает даже 400 мм броней за ДЗ?


      Улыбнуло. Это что, очередной ваш лулз из- разряда того, что Т-72 разгоняется быстрее феррари?) В крышу довольно просто попасть любой перспективной ПТР делающей горку (при которой будет запас высоты и следовательно запас скорости и дальности полета при отключении двигателя ракеты) Зачем попадать сбоку где броня толще?) При атаке танка с передней полусферы, ракета по вашему должна облетать танк сбоку?)))

      Оставайтесь при своем мнении.
      "Глупо отбирать у тигрицы тигренка, а у дурака его заблуждения" ©
      Ничего личного, китайская поговорка.
      FROST
  • Kars 19 марта 2012 21:58
    Цитата: FROST
    В крышу довольно просто попасть любой перспективной ПТР делающей горку (при которой будет запас высоты и следовательно запас скорости и дальности полета при отключении двигателя ракеты)

    Зачем ДЖАВЕЛИНУ делать горку?С его то дальностью в 2000-2500 м?Или он делает горку только при стрельбе на максимальную дальность?Почему Вы акцентируете внимание на КРЫШЕ
    Цитата: FROST
    Появилась устойчивая тенденция поражения ПТР крыши танков.

    Цитата: FROST
    Зачем попадать сбоку где броня толще?)


    Правда ?50 мм крыши 100 мм борта большая разница?для ....700 мм..за ДЗ?
    Цитата: FROST
    При атаке танка с передней полусферы, ракета по вашему должна облетать танк сбоку?)))

    Ну а что ему остаетса ,если лоб в любом случае не пробьет,
    Проффесор кстате так и не привел данных об испытаниях не Джавелина,не Билла по мишени с динамической защитой.
    Цитата: FROST
    "Глупо отбирать у тигрицы тигренка, а у дурака его заблуждения"

    А мне просто нравитса выставлять на показ ваши заблуждения и смотреть как ваши доводы разсыпаютса как карточный домик,и жаль что вы так и не поинтересовались как танкам рекомендуют в городском бою преодалевать перекрестки и просветы между зданиями.Представляете как это 840--1200 л.с. разогнать а потом включить повышенную передачу.
    1. Kars 19 марта 2012 22:19
      Думаю не дагодаешся какой страны танк.будет интересно узнать как по нему джавелин сработает.
      1. Kars 20 марта 2012 13:58
        Китай уже длительный период эксплуатирует ПТРК Джавелин и несмотря на его...смертоносность..продолжает выпускать танки.
        Мне не веритса что китайцы не учли свойства джавелина так же как и наличие его у потенциальных друзей из Индии
    2. FROST 19 марта 2012 22:29
      Представляете как это 840--1200 л.с. разогнать а потом включить повышенную передачу


      Какие тут доводы) Уже давно речи не идет ни о каком споре) Просто умиляет ваша способность к производству лулзов)) Понятно, что физику вы в школе не проходили, но даже ни разу за рулем не сидели чтоли? Какое еще включение повышенной передачи?))) Попробуйте тронуться с третьей или четвертой скорости, я посмотрю на ваш разгон))
      Ну пусть к примеру 1000 л.с. в среднем, а масса какая? 43-44 тонны? Неужели вы и вправду считаете, что тяжеленный танк быстрее разгоняется чем феррари и порше, с мощностью двигателей более 500 л.с и массой меньше 1,5 тонн? Что он может разгонятся до 180 км./ч? laughing Просто умора)

      А мне просто нравитса выставлять на показ ваши заблуждения


      Все, что пока вам удается, так это выставлять на показ свою глупость и веселить обывателей)
      FROST
      1. 9991 20 марта 2012 00:32
        Береза делает прыжок с места 8 м за 1 секунду,и ускоряеться до 50 км/ч за 19 секунд
        9991
  • Kars 19 марта 2012 22:36
    Цитата: FROST
    Какое еще включение повышенной передачи?))) Попробуйте тронуться с третьей или четвертой скорости, я посмотрю на ваш разгон))

    Ну ну а пацаны при втором штурме Грозного та и не знали оказываетса рывок с места для танка не возможен.
    Цитата: FROST
    Все, что пока вам удается, так это выставлять на показ свою глупость и веселить обывателей)

    ну пока кроме вас никого не веселю----а если взять оценки например в Буке то даже напротив.
    1. Kars 21 марта 2012 22:47
      прикольный поляк----африку тоже хотят окучивать.
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Картина дня