Единственная и неповторимая – скорострельная шведская САУ «Bandkanon-1A»

Шведская САУ не один десяток лет является доказательством того, что не только мировые лидеры по производству вооружения могут создавать уникальные образцы техники. Таких САУ нет ни у СССР-России, ни у Соединенных штатов. Шведские конструкторы опередили в данной сфере создания военной техники всех и надолго. Самоходное 155 мм орудие может отстрелять боекомплект в 14 боеприпасов менее чем за минуту, дистанция применения более 25 километров – и это далекие 60-е прошлого века.

Единственная и неповторимая – скорострельная шведская САУ «Bandkanon-1A»


Разработкой самоходного орудия занимался концерн «Бофорс», имеющий уже на то время высокую квалификацию в сфере создания артиллерийских решений армии и флота. В 1957 году Швеция официально заявляет, что она имеет все возможности для создания атомного оружия в ближайшие лет шесть. Вполне вероятно, что разрабатываемое вооружение в то время могло стать «носителем» ядерных боеприпасов. САУ, имеющая дальность действия более 25 километров, вполне могла соответствовать этим требованиям. Первый образец самоходной гаубицы был готов к испытаниям в 1960 году. Пятилетние испытания и доработки орудия заканчиваются постановкой САУ на серийное производство. В 1966 году «Бэндкэнон 1А» поступает на вооружение шведской армии. САУ «Бэндкэнон 1А» - первая в мире автоматическая самоходная гаубица, принятая на вооружение. Недостатки – одна из самых медленных и тяжелых в своем классе – это затрудняет возможность ее маскировки и понижает характеристики тактической мобильности. Кстати, после принятия на вооружение САУ «Bandkanon-1A», в середине 1968 года, Швеция официально отказалась от создания атомного оружия.


Единственная и неповторимая – скорострельная шведская САУ «Bandkanon-1A»


Конструкция и устройство САУ «Bandkanon-1A»
Конструкция башни и корпуса сварного типа. Толщина листов 10-20 мм. Для создания гаубицы использовали силовую установку и ходовую от основного танка «STRV-103». Моторно-трансмиссионное отделение расположено в носовой части корпуса. Место водителя-механика расположено лицом к башне. Ходовая гаубицы гидропневматического типа имеет шесть катков опорного типа на каждый борт. Первый каток ряда – ведущий, последний каток – направляющий.

Башня гаубицы сделана из 2-х частей и расположена в кормовой части корпуса. Между частями башни установлено 155 мм орудие. Левая часть башни – места расположения радиста, оператора-наводчика и командира, правая часть башни – места расположения стрелка-пулеметчика и заряжающего. Горизонтальные углы гаубицы ± 15 градусов, вертикальные углы от 38 до 2 градусов. При наведении вручную – вертикальные углы 3-40 градусов. 155 мм орудие обеспечено дульным перфорированным тормозом и открывающимся вниз клиновым затвором полуавтоматического типа. Конструкция башенной части позволяет не иметь орудию приспособлений для отвода газов. Интересная особенность гаубицы – вкладной ствол сменного исполнения. Кроме пушки, САУ имеет 7.62 мм пулемет АА.

При движении САУ ствол орудия закрепляют фиксатором в носовой части машины. Готовый к применению боекомплект из 14 боеприпасов находится в бронеконтейнере, расположенном в корме корпуса. Бронеконтейнер имеет 7 отделений, в которые помещают по два снаряда в каждое отделение. Каждый снаряд сначала идет на погрузочный лоток, после чего заряжается в орудие досылателем. Досылатель с лотком работают за счет пружин, которые, в свою очередь, взводят откат ствола. Поэтому первый боеприпас заряжают в орудие вручную. Остальные боеприпасы подаются автоматически. Оператор-наводчик может выбрать режим огня – одиночный/автоматический. Боезапас гаубицы подвозят на транспортной машине. Для укладки боекомплекта орудие поднимают на максимальный вертикальный угол. Освобождаются крышки бронеконтейнера, подъемник скользит на рельсе вниз для укладки боекомплекта. После укладки крышки закрываются и возвращают подъемник в исходное положение, ствол опускается в обычное положение. Процесс перезарядки гаубицы занимает всего 120 секунд. Вес одного фугасного снаряда – 48 килограмм, эффективная дальность – 25.6 километров. В МТО САУ используется дизель компании «Роллс-Ройс», обладающий мощностью 240 л.с. При движении по пересеченной местности включают дополнительно газовую турбину компании «Боинг», обладающей мощностью в 300 л.с., что неудивительно для 53 тонного веса машины. Поэтому расход топлива оказался огромным – на 230 километров уходит почти 1500 литров топлива. Большой вес машины сказался на скоростных характеристиках машины – масимальная скорость 28 км/ч.

Единственная и неповторимая – скорострельная шведская САУ «Bandkanon-1A»


Модернизация САУ
В 88 году провели модернизацию самоходной гаубицы. Модернизация коснулась дизеля и трансмиссии – увеличилась немного скорость хода, и уменьшился расход топлива. Кроме того, улучшили СУО и навигацию машины. После модернизации САУ получает название «Bandkannon 1C».

Планировался выпуск 70 единиц данной САУ. Но всего было построено 26 единиц самоходной гаубицы «Bandkannon 1А». Модернизированные САУ «Bandkannon 1C» находились на вооружении шведской армии до 2003 года, после которого машину снимают с вооружения.
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Читайте также
Комментарии 23
  1. Гражданский 15 марта 2012 09:38
    В МТО САУ используется дизель компании «Роллс-Ройс», обладающий мощностью 240 л.с. При движении по пересеченной местности включают дополнительно газовую турбину компании «Боинг», обладающей мощностью в 300 л.с., что неудивительно для 53 тонного веса машины. Расход топлива оказался, поэтому огромным – на 230 километров уходит почти 1500 литров топлива. Большой вес машины сказался на скоростных характеристиках машины – масимальная скорость 28 км/ч.


    технически сложен, подвижность не на современном уровне, этакий мобильный дот
    1. RedDragoN 15 марта 2012 09:57
      Мотор поменять и всех делов с подвижностью yes Хотябы 1000-1200 лошадок
    2. Lazer 15 марта 2012 13:53
      Перевести на газ.
  2. AlexMH 15 марта 2012 10:56
    Странная машина, неудивительно, что примеру шведов никто не последовал. Шасси явно слабовато для такой махины, про двигатели тут уже все правильно сказали, система заряжания сильно утяжеляет и усложняет конструкцию. Фактически, почти те же параметры скорострельности можно получить намного более простыми методами, с использованием обычных средств автоматизированного заряжания, как на "Мсте" сделано (хотя по итогам боевого применения там систему досылания пришлось модернизировать, наш институт занимался.
    AlexMH
  3. snek 15 марта 2012 11:45
    Интересная и необычная конструкция. Для своего времени так вобще прорыв.
    snek
  4. 755962 15 марта 2012 15:47
    Шведы не впервой поражают своей техникой взять хотя бы Stridsvagn 103 (Strv.103)
    Рядом специалистов классифицируется не как танк, а как истребитель танков. Имеет уникальную безбашенную компоновку с жёстко закреплённым в корпусе орудием, наведение которого осуществляется поворотом танка и наклоном его корпуса при помощи специальной подвески. Имеет и ряд других уникальных особенностей, например, силовую установку из двух разнотипных двигателей, дизельного и газотурбинного.
    Strv.103 был создан в 1956—1961 годах для замены в шведской армии британских средних танков «Центурион». Серийное производство танка осуществлялось с 1966 по 1971 год, всего было выпущено 335 танков этого типа. Strv.103 составляли основу танкового парка Швеции вплоть до 1990-х годов, когда они были заменены современными основными боевыми танками «Леопард-2» и сняты с вооружения.
    755962
    1. Kars 15 марта 2012 16:24
      Всегда нравилась Шведская техника(Strv.103 это вообще отдельная тема) за оригинальность и самобытность.
      Насчет Бандаканон что бы понять ее преимущества надо сравнить с американскими и советскими САУ того же периода.
      Даже из Центуриона оригинальничали(если так можно сказать)
    2. Gromila78 15 марта 2012 18:56
      Цитата: 755962
      Шведы не впервой поражают своей техникой взять хотя бы Stridsvagn 103 (Strv.103)

      Чем она Вас поразила? Типичное самоходное орудие (сравните с немецкими и советскими САУ Второй мировой). Самое интересное - подвеска. Из минусов - неудовлетворительный обзор.
      В СССР примерно в это время создавался ракетный танк «Объект 775» ссылка на статью http://topwar.ru/8291-neobychnye-tanki-roscii-i-sssr-raketnyy-tank-obekt-775.htm
      l - по вооружению гораздо перспективней шведа.
      Gromila78
      1. Kibb 15 марта 2012 22:10
        Да, плоды WoT. С одной стороны хорошо что пробудили интерес к бронетехнике, но результат "впечатляет"
        Kibb
    3. APASUS 15 марта 2012 19:37
      Цитата: 755962
      Шведы не впервой поражают своей техникой взять хотя бы Stridsvagn 103 (Strv.103)

      У шведов вообще ,странное конструкторское мышление!Вот вам еще один образец конструкторской мысли образец легкого сочлененного танка (также назывался истребителем танков), получившего обозначение UDEX XX20.
  5. Ragnarov 15 марта 2012 16:26
    Зато в деле создания мобильных артилерийских систем они серьезно продвинулись. Есть чему поучиться.
    Ragnarov
  6. Kibb 15 марта 2012 16:39
    И не надо городить огорода с двухствольными монстриками типа "Коалиции"
    Kibb
    1. beard999 15 марта 2012 19:04
      Цитата: Kibb
      И не надо городить огорода с двухствольными монстриками типа "Коалиции"

      Сами шведы с вами не согласны. Они уже своего «двуствольного монстрика» склепали и даже на вооружение приняли http://army-news.ru/2012/03/shvedsko-finskij-samoxodnyj-minomyot-amos/ .
      Что касается «Коалиции». Украина может предложить артиллерийскую установку лучше?
      beard999
      1. Zynaps 15 марта 2012 20:10
        Цитата: beard999
        Сами шведы с вами не согласны. Они уже своего «двуствольного монстрика» склепали и даже на вооружение приняли


        ну и? кроме них, никто двухстволкой не заинтересовался. зато нормальный вариант почему-то заинтересовал потенциальных покупателей.

        Цитата: beard999
        Что касается «Коалиции». Украина может предложить артиллерийскую установку лучше?


        причём здесь Украина - непонятно. особенно если учесть, что разработка прихлопнута в самой России, как бесперспективная. излишняя тяжёлая, да ещё и колебания двух мощных стволов после выстрелов уравновесить - та ещё проблема. вот куда более интересное решение: http://www.army-guide.com/rus/article/article.php?forumID=1995
        Zynaps
        1. beard999 16 марта 2012 18:22
          Цитата: Zynaps
          кроме них, никто двухстволкой не заинтересовался

          И какой из этого вы делаете вывод? По вашему, об эффективности оружия, или наоборот, неэффективности, судят по тому, сколько стран «заинтересовал» тот или иной образец ВиВТ?
          Вообще то, AMOS изделие новое. Принят на вооружение лишь в 2008 г. То, что сегодня он состоит на вооружение только Швеции и Финляндии, ровным счетом ни о чем не говорит. У него еще все впереди.
          Цитата: Zynaps
          причём здесь Украина

          Ну как «причем»? Гражданин Украины называет российскую разработку «монстриком». Он много о ней знает? Или может быть вы хорошо осведомлены о «Коалиции-СВ»?
          Иначе как можно критиковать? Ну и вполне естественно было спросить, если не нравятся российский разработки, то может на Украине есть лучше?
          Цитата: Zynaps
          особенно если учесть, что разработка прихлопнута в самой России

          «Прихлопнута» это вы о заявлении Поповкина на пресс-конференции в апреле 2010 г.? Ну так он сказал только то, что ОКР «Коалиция-СВ» больше не финансируется МО РФ. Не более того. Создавать САУ «Уралтрансмашу» и «Буревестнику» никто не запрещал. Вот сообщение от разработчиков год спустя после конференции Поповкина: «по линии НИОКР ОАО «ЦНИИ «Буревестник» в 2011 году выпуск рабочей конструкторской документации (РКД) гусеничного и колесного вариантов перспективного САО «Коалиция-СВ» и ТЗМ к нему http://www.nta-nn.ru/news/item/?ID=187269&v=print . Разработка продолжается. Кстати, самой САУ присвоен индекс ГРАУ - 2С35, ТЗМ 2Ф60-К.
          Цитата: Zynaps
          вот куда более интересное решение

          А как вы определили, что «интереснее»? Что много стран «заинтересовалось» этой разработкой?
          beard999
      2. Kibb 15 марта 2012 22:13
        Да причем здесь шведы,и Украина?Эти понятия каким-то образом отменяют тактическое назначение боевой техники?
        Kibb
      3. Kibb 16 марта 2012 00:04
        Они "склепали" отличный мобилный ПОЛКОВОЙ МИНОМЕТ- хоршее продолжнение линии "НОНА", - может пора перестать зацеплятся за "шведское" "украинское" "еврейское" , а подумать о том,на чем придется воевать? Ведь скоро предется, судя по этому сайту?
        Kibb
        1. Kibb 16 марта 2012 18:20
          Про полковой миномет я писал про это , для тех кто не понялnews.ru/2012/03/shvedsko-finskij-samoxodnyj-minomyot-amos/ .
          Kibb
  7. архип2020 15 марта 2012 16:50
    Бесполезное орудие. Реактивное установки намного эффективнее. И подвижнее
    архип2020
  8. вард 15 марта 2012 23:37
    Вот выкопал... процесс заряжания этого монстра занимает... 6 часов... лучше сразу застрелится...
    1. Kars 15 марта 2012 23:44
      А где вы такое выкопали?замена кассеты на 14 снарядов занимает 2 минуты.
  9. Kibb 15 марта 2012 23:42
    Да, блин ну обясните им кто нибудь, чем ствольная артилерия отличается от реактивной, и сколько времени 152 мм снаряд летит к цели на 25 км, что трудно самим подумать?
    Чем огневая поддержка рота-батальен -полк и тд отличаются
    И как им будет "хорошо" если конкретно взвод- рота будет в огневом контакте с противником и их будут накрывать(прикрвать) РСЗО Есть же люди служившие на "Нона" "Гиацинд" "Мста" видел на сайте на АСУ 85
    Если честно то в политические дрязги стараюсь не лезть, но как об оружии разговор, то напоминает спор из серии УЗИ вс АК (лет 20 как прошло)-причем одно к другому?
    Kibb
  10. барон врангель 16 марта 2012 11:33
    не впетечлило! так себе, странная пушка и все, немцы тоже всякие вещи придумывали , даже интересные! А у нас есть миномет Василек, тоже автоматический, и скорость заряжания маленькая, и скорострельность и мобильность!
  11. Пессимист 5 апреля 2012 22:30
    Не пойму, в чем оригинальность этой штуки??? С ТАКИМ ВЕСОМ И ПОДВИЖНОСТЬЮ + РАСХОД ТОПЛИВА?! И ЭТО ЦЕНА АВТОМАТА ЗАРЯЖАНИЯ??? Хотя для шведского ТВД может и ничего, но все же явный перекос конструкции в угоду скорострельности!
    Пессимист
  12. kov 10 июня 2012 23:25
    новое видео про Bandkanon
    https://www.youtube.com/watch?v=8ZDLTjciQbo
    kov

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня