Сухопутная торпеда Wickersham Land Torpedo (США)

0
Вскоре после начала Первой мировой войны французские конструкторы создали два проекта т.н. сухопутных торпед. Этими проектами предлагалось строительство компактных самоходных машин с дистанционным управлением, способных перевозить подрывной заряд. Такие изделия могли использоваться для борьбы с укреплениями или невзрывными заграждениями противника. Через несколько лет аналогичная система была разработана и в Соединенных Штатах. Первый американский проект такого рода остался в истории под названием Wickersham Land Torpedo.

Напомним, две французские сухопутные торпеды были созданы в середине 1915 года, но только одна из них была принята на вооружение. Серийное производство такого оружия продолжалось около года, а затем было свернуто в связи с подготовкой к строительству полноценных боевых бронированных машин, являвшихся более удобным средством прорыва обороны противника. После этого Франция отказалась от разработки подобных боеприпасов, однако вскоре аналогичный проект был предложен в США.




Опытный образец сухопутной торпеды Э.И. Уикершема. Фото Warspot.ru


Первая сухопутная торпеда американской разработки была создана конструктором Элмером И. Уикершемом, в то время сотрудником фирмы Holt Manufacturing Company. Основной сферой деятельности компании было производство тракторов и строительной техники, но ряд ее сотрудников также занимался проектами военного назначения. К примеру, при участии Э.И. Уикершема было создано несколько экспериментальных машин и даже первый полноценный танк США.

По известным данным, инженер компании «Холт» приступил к проектированию самоходного инженерного боеприпаса не ранее 1917 года. К осени следующего года был подготовлен пакет документации, позволявший зарегистрировать интересное изобретение. В сентябре 1918 года конструктор подал заявку на получение патента. Американский патент за номером US 1407969 был опубликован в конце февраля 1922 года.

Тема полученного патента выглядела просто и понятно: Land torpedo («Сухопутная / наземная торпеда»). С учетом такой классификации и авторства оригинальный проект получил более полное название Wickersham Land Torpedo. Иные обозначения не использовались.

Э.И. Уикершем предлагал изготавливать компактную и сравнительно легкую гусеничную машину на электрическом ходу. Для уничтожения целей планировалось использовать фугасный боезаряд сравнительно большой массы. По своему техническому облику торпеда компании Holt была похожа на предыдущие французские разработки, что позволяет предполагать заимствование тех или иных идей. Впрочем, американский конструктор мог обойтись без прямого заимствования и использовать самые очевидные решения, обеспечившие определенное сходство нескольких образцов.

Изделие Wickersham Land Torpedo должно было представлять собой максимально компактную гусеничную тележку, большая часть агрегатов которой не выступала за пределы лент ходовой части. Кроме того, инженерная система должна была включать в себя небольшой пульт управления и внешний источник тока, обеспечивавший работу всех систем. Последний должен был подбираться в соответствии с желаниями и возможностями заказчика, а также с учетом мобильности систем.

Главным элементом сухопутной торпеды нового типа была металлическая рама сравнительно сложной конфигурации, собранная из небольших деталей. На ней предлагалось закреплять все основные устройства, от средств управления до боевой части. Наиболее крупными элементами рамы были четыре продольных балки, попарно помещавшиеся по бортам изделия. Между ними предлагалось закреплять основные элементы ходовой части. Друг с другом пара балок скреплялась осями колес и горизонтальной площадкой для монтажа двигателя. Центральные балки отличались большей длиной. На увеличенной и поднятой задней части этих деталей предусматривались крепления для катушки кабеля.


Схема торпеды из патента. Вид сбоку


Между собой пары балок соединялись при помощи нескольких поперечных силовых элементов. При этом в кормовой части торпеды предусматривалась более сложная конструкция со скошенными деталями. Рама, изображенная на чертежах патента, имела любопытную особенность. Все поперечные элементы были сосредоточены в ее задней части, тогда как передние концы балок, скрепленные с направляющими колесами, никак не соединялись друг с другом.

Э.И. Уикершем предложил любопытную компоновку агрегатов, позволившую сократить габариты изделия без потерь в основных характеристиках и возможностях. Так, между гусеницами предлагалось помещать крупный и длинный цилиндрический корпус боевой части. Согласно чертежам, приложенным к патенту, боевая часть могла занимать пространство от осей направляющих колес до осей ведущих. При этом верхняя часть цилиндра лишь незначительно поднималась над гусеницами. Непосредственно позади боевой части, на одном уровне с ней, предлагалось помещать катушку для кабелей.

От другой гусеничной техники инженерный заряд Wickersham Land Torpedo отличался расположением двигателей. Пару электрических моторов достаточной мощности было решено устанавливать внутри гусениц. Их крепления помещались на площадках в центральной части продольных балок. Вал двигателя выводился назад и доходил до редуктора. Последний находился непосредственно на оси ведущего колеса и передавал на нее крутящий момент. Во избежание загрязнения или повреждения двигатели следовало прикрывать легкими кожухами. Вероятно, по желанию заказчика, силовая установка торпеды могла получить и какое-либо бронирование.

Ходовая часть «Наземной торпеды» была достаточно простой, но при этом могла полноценно выполнять свои функции. В передней и задней частях рамы закреплялись четыре колеса схожей конструкции. Достаточно крупные колеса состояли из пары элементов со спицами и зубчатым ободом. В случае с передними направляющими колесами такие детали свободно устанавливались на оси. Детали ведущих колес, в свою очередь, соединялись с редукторами. Специфические пропорции торпеды позволили обойтись без дополнительных опорных катков и распределить весь вес на четыре больших колеса.

На двух колесах предлагалось натягивать сравнительно простую гусеничную ленту. В ее основе была пара металлических цепей, входивших в зацепление с зубчатыми венцами колес. Между собой цепи соединялись поперечными башмаками прямоугольной формы. Последние позволяли получить требуемую ширину опорной поверхности и оптимизировать распределение веса на грунт.


Вид сверху


Основной задачей сухопутной торпеды была доставка к цели инженерного подрывного заряда. Требуемое количество взрывчатого вещества должно было размещаться в центральном цилиндрическом корпусе. Производить подрыв предлагалось при помощи дистанционно управляемого электрического взрывателя.

Важной особенностью изделия Wickersham Land Torpedo было отсутствие бортового источника энергии. Питание двух электродвигателей и взрывателя должно было осуществляться при помощи удаленного источника постоянного тока. Генератор или аккумуляторную батарею с требуемыми характеристиками предлагалось размещать на позиции оператора комплекса. Передача электроэнергии и, соответственно, команд должна была осуществляться по проводам.

Для связи с пультом управления самоходный боеприпас должен был нести собственный кабель большой длины. В целях его транспортировки и выдачи предлагалось использовать кормовую катушку с пружинным механизмом. Последний должен был компенсировать рывки и обеспечивать плавную смотку кабеля, предотвращая его повреждения. Во время движения провода должны были сматываться с катушки и ложиться на грунт. Соединение с пультом осуществлялось при помощи трех проводов достаточной прочности.

Пульт управления комплексом отличался достаточно простой конструкцией и основывался только на доступных компонентах. Органами управления торпедой являлись пара ручек переменных резисторов, рубильник и переключатель, определяющий режим работы устройств. При помощи последнего оператор комплекса мог включить режим движения или режим подрыва. От положения ручки зависели пути прохождения тока.

Управление парой электродвигателей осуществлялось при помощи двух реостатов. Каждый из них был связан с «плюсовым» проводом собственного мотора. Третий кабель, тянувшийся за торпедой, выполнял функции минуса. Изменяя положение ручек резисторов, можно было регулировать обороты двигателей и двигаться вперед либо выполнять различные маневры. Для движения назад предлагалось использовать рубильник, переключавший полярность и менявший направление вращения валов двигателей.


Поперечные сечения


Э.И. Уикершем предложил оригинальную схему подрыва боезаряда, не нуждавшуюся в отдельной кабельной линии. Выведя «Наземную торпеду» к цели, оператор должен был переключать пульт в режим подрыва: изменение положения соответствующего переключателя приводило к соответствующей перестройке цепей. Подрыв осуществлялся при переводе ползунка одного из реостатов в крайнее положение. При этом контакт ползунка должен был сходить с основного проводника и подавать напряжение на катушку. После этого по проводу, в основном режиме являвшемся «минусом», проходил ток, обеспечивавший появление искры на взрывателе боевой части. «Землей» при этом являлась сама конструкция торпеды.

Согласно патенту, сухопутная торпеда Э.И. Уикершема должна была иметь комбинированное осколочно-фугасное действие. Взрываясь, заряд боевой части должен был создавать ударную волну, приводящую к разрушению всей конструкции изделия. Разлетающиеся элементы торпеды должны были поражать окружающие объекты, в первую очередь, живую силу и незащищенные сооружения. Образование подобных поражающих элементов могло дополнить фугасное действие и в некоторой мере повысить общее могущество боеприпаса.

Важной особенностью оригинального оружия, особо отмеченной его изобретателем, была большая простота конструкции, позволявшая удешевить производство. Благодаря этому войска могли применять сухопутные торпеды в больших количествах, в том числе одновременно. Это давало возможность организации массированных атак на объекты противника или даже создания мобильных минно-взрывных заграждений на пути движущихся вражеских войск.

Также изобретатель не исключил возможность использования «Наземной торпеды» на вспомогательных ролях. Так, вместо цилиндрического корпуса со взрывчаткой на гусеничное шасси можно было бы установить легкую грузовую платформу. В такой конфигурации самоходная машина с дистанционным управлением могла бы использоваться для подвоза боеприпасов или эвакуации раненых. Штатная катушка для кабеля могла использоваться для укладки проводных линий связи.

Вне зависимости от способа применения, изделие Wickersham Land Torpedo было достаточно простым и безопасным в эксплуатации. Управляя самоходной торпедой, оператор комплекса мог оставаться в безопасном месте, хотя и нуждался в каких-либо средствах наблюдения. В тех или иных обстоятельствах это могло затруднять слежение за торпедой, но в любом случае человек не подвергался прямой опасности.

Ориентировочно в 1918 году или позже компания Holt Manufacturing построила опытный образец оригинальной сухопутной торпеды на гусеничном ходу. Есть основания предполагать, что прототип, предназначавшийся для проведения полигонных испытании, не в полной мере соответствовал полной боевой конфигурации. В частности, заряд взрывчатого вещества могли заменить весовым имитатором. Одновременно с этим опытная торпеда получила некоторые агрегаты, не указывавшиеся на чертежах из патента. К примеру, двигатели внутри гусениц прикрыли собственными защитными кожухами.


Схема электрических систем


Сведения о ходе и результатах испытаний первой опытной Wickersham Land Torpedo отсутствуют. Тем не менее, известно, что после проведения некоторых проверок оригинальный проект был остановлен. Причины такого исхода могли заключаться как в техническом несовершенстве предложенного изделия, так и в отсутствии перспектив, обусловленном невозможностью получения заказа на серийное производство и поставки в армию. Так или иначе, проект был закрыт и забыт.

Оригинальный проект «Наземной торпеды Уикершема» появился достаточно поздно – в самом конце Первой мировой войны. Как следствие, его авторам не удавалось завершить требуемые работы до окончания боев в Европе. Из-за этого серийные самоходные инженерные заряды могли появиться только после подписания мирного договора, когда армия перестала бы нуждаться в новых образцах вооружения и техники. Позднее появление торпеды можно считать одной из основных причин отказа от многообещающего проекта.

Тем не менее, нельзя исключать, что изделие Wickersham Land Torpedo могло иметь некоторые технические проблемы, закрывавшие ему дорогу в армию. В первую очередь, недостатком проекта было использование кабельной линии управления и подачи электроэнергии. При всей своей простоте, дешевизне и фактическом отсутствии разумных альтернатив, кабель на катушке отличался крайне низкой живучестью в боевой обстановке. Любой случайный осколок мог с легкостью оставить сухопутную торпеду без управления. Прямое попадание в самоходную машину тоже должно было иметь фатальные последствия.

Как и более ранние французские разработки, торпеда Э.И. Уикершема могла быть достаточно сложной в эксплуатации. Сложности подобного рода были связаны с необходимостью развертывания генератора или аккумуляторов с достаточными характеристиками, а также с неудобством управления. Во время боевой работы оператор должен был оставаться на защищенной позиции, вовсе не обязательно имевшей хороший обзор поля боя. Кроме того, наблюдение за торпедой затруднялось из-за ее малых габаритов.

По тем или иным причинам, не позднее начала двадцатых годов Э.И. Уикершем и его коллеги из фирмы «Холт» отказались от дальнейшего развития оригинальной системы вооружения. В 1922 году был получен патент на сухопутную торпеду, но появление этого документа стало единственным реальным успехом необычного проекта. В дальнейшем специалисты Holt Manufacturing Company продолжали работу над проектами военного назначения, но к теме сухопутных торпед и самоходных инженерных боеприпасов уже не возвращались. А всего через несколько лет после этого компания слилась с другим производителем тракторов и прекратила существование в виде самостоятельной организации.


По материалам:
http://warspot.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://google.com/patents/US1407969
Everett H.R. Toscano M. Unmanned Systems of World Wars I and II. MIT Press. 2015.