«Именно латышские стрелки развратили всю армию»

82
Ровно сто лет назад тогда еще российская Рига пала к ногам кайзера Вильгельма II – город был захвачен в ходе короткой и жестокой операции германских войск, хотя прежде доблестно и успешно оборонялся. Но у поражения русской армии была причина – моральное разложение войск, буквально отравленных пропагандой.

«Именно латышские стрелки развратили всю армию»




На территорию Латвии немцы прорвались еще в 1915 году. Тогда кайзер, согласившись временно перейти к обороне на западе, организовал грандиозный удар на Восточном фронте. К середине августа германцы окончательно вытеснили российскую армию из Польши и устремились на северо-восток. 1 августа была взята Митава (Елгава), 3 сентября русским пришлось оставить Вильно (Вильнюс). Либава (Лиепая), где находилась одна из основных баз русского Балтийского флота, была захвачена еще в мае 1915-го.

Одной из главных целей кайзера становится Рига.

Остров смерти

О ходе событий газете ВЗГЛЯД рассказал латвийский историк Олег Пухляк:

«Бойцам Северного фронта удалось остановить противника вдоль Западной Двины (Даугавы). На левом берегу русская армия удерживала плацдармы на подступах к Риге, Икскюлю (Икшкиле), Якобштадту (Екабпилсу) и Двинску (Даугавпилсу). На рижском заводе «Руссо-Балт» для нужд армии изготавливались штабные автомобили. Там же инженер Пороховщиков создавал опытные модели танкетки «Вездеход», которую предполагалось вооружить пулеметами, но продолжению работ помешала эвакуация завода. В 1916 году германские войска пытались уничтожить русские плацдармы на левом берегу Двины, но, несмотря на потери, русские войска удерживали позиции.

Чтобы переломить ситуацию, 25 сентября под Икскюлем (Икшкиле) германцы применили отравляющие газы. Защищавший плацдарм Каменецкий 173-й пехотный полк полег почти весь.

Значительные потери понес и 176-й Переволоченский пехотный полк. Но, даже задыхаясь от газов, эти полки отразили атаки противника. На подкрепление поредевшим защитникам плацдарма были направлены латышские стрелки, занимавшие плацдарм в апреле – сентябре 1916 года.

Сибирские полки удерживали здесь позиции до июля 1917 года. Этот небольшой клочок земли площадью всего в два квадратных километра вошел в историю как «Остров смерти»: позади река, а с фронта – противник, полностью простреливавший плацдарм. Связь с правым берегом поддерживали лишь два узких наплавных моста».

Идея о создании чисто латышских формирований – знаменитых впоследствии латышских стрелков – появилась у командующего Северо-Западным фронтом генерала от инфантерии Михаила Алексеева. До этого представители коренного народа Латвии распределялись по «обычным» воинским частям или комплектовали добровольческие соединения народных дружин, использовавшиеся для охраны Усть-Двинской крепости. Однако патриотично настроенные латыши, особенно из числа студентов, неоднократно выступали за создание национальных частей.

В конце концов, войска кайзера топтали их собственную землю. При этом отношение к германцам, памятуя прибалтийских немецких баронов, было весьма негативным.

В августе 1915 года в Риге началась запись добровольцев. В первый же день заявления подал 71 человек, и три батальона удалось создать в предельно короткое время. Первые бои с их участием произошли 25 октября неподалеку от железнодорожной станции Мангали под Ригой, 29 октября на берегах реки Миса и 31 августа под Юрмалой. Тогда русским войскам удалось отбросить немцев назад, в Курляндию.

По окончании этих боев объявили уже всеобщую мобилизацию латышей, в результате которой были созданы еще шесть батальонов. К концу 1916 года общее количество солдат в данных подразделениях достигло 39 тысяч, и из них создали отдельную Латышскую стрелковую дивизию, разделенную на две бригады – под началом Андрея Аузанса и Аугуста Мисиньша.

Наиболее серьезные сражения этого периода имели место под Кекавой в июле и на «Острове смерти» в сентябре. Этот крохотный клочок земли рядом со станцией Икшкиле с марта служил плацдармом ожесточенных схваток. После упомянутой выше газовой атаки около 1400 солдат и офицеров, не имевших противогазов, подверглись отравлению. У латышских стрелков, переброшенных на помощь русским войскам, противогазы имелись, но полностью от ядовитых газов они не спасали.

Восемь дней 2-й Рижский батальон выдерживал атаки солдат кайзера, 120 его бойцов получили отравления. Всего же за те дни полегло 167 человек.

На Пулеметной горке

В конце 1916-го и начале 1917-го ожесточенные бои имели место у Тирельских болот между Бабитским озером и Олайне, и у широко известной Пулеметной горки. Знаменитый писатель Вилис Лацис так описывал эти события:

«Вот взлетают в воздух две красные ракеты, слышится отданная вполголоса команда, и серые полки приходят в движение. Темная волна катится вперед, разветвляется по ходам и растекается уже по ту сторону заграждений, как полая вода, налево и направо. Словно прорвавшая плотину река, вливаются они на поле боя, бурной струей несутся через овраги и равнину, по инерции толчками выплескиваются на высокий земляной вал и, все разрушая и затопляя на своем пути, перекатываются через бруствер и прыгают с трехметровой высоты на голову растерявшемуся противнику.

Одновременно с латышами в наступление устремляются сибирские стрелки. Безмолвие кончилось. Еще в заграждениях стрелков начали косить винтовочные пули и пулеметные очереди. Среди криков наступающих звучат стоны раненых и предсмертные хрипы умирающих.

Вот падает один, а там на полуслове обрывается крик другого воина, словно невидимая рука зажала ему рот, но бурный поток стрелков мчится вперед. Натужно хрипят уставшие от бега тысячи грудей. Гудит земля под ногами наступающих полков, лязгают штыки, ударяясь друг о друга, стучат приклады, слышится команда, воздух рвут гранаты. Сокрушительная сила половодья затопляет блокгаузы и блиндажи. Один за другим затихают немецкие пулеметы. В темноте видны полуголые бегущие фигуры, и винтовки посылают им вслед огненные плевки».

По словам Пухляка, в боях под Ригой участвовало немало людей, застолбивших себе место в истории.

«В марте 1916 года близ Двинска, у поселка Ницгале занял позиции 5-й гусарский полк, в котором служил прапорщик Николай Гумилев, ушедший на фронт добровольцем в сентябре 1914-го. В Каргопольском полку служил Константин Рокоссовский, также ушедший в армию добровольцем. Другой кавалерист, воевавший под Двинском, – полный кавалер Георгиевского креста, Герой Советского Союза Иван Тюленев, в Великую Отечественную войну командующий войсками Южного и Закавказского фронтов».

«В конце года командование Северным фронтом решило провести так называемую Митавскую операцию, в Латвии более известную как «Рождественские бои», – продолжает рассказ историк. – Митавская операция началась 23 декабря 1916 года. Планировался прорыв германских позиций на участке от болота Тируль до Олая (Олайне), выход к pекам Аа (Лиелупе), Экау (Иецава) и овладение Митавой. 12-я армия (командующий генерал Радко-Дмитриев) наступала тремя оперативными группами: Бабитской, Одингской и Олайской. Ожесточенное противостояние развернулось вокруг так называемой Пулеметной горки. Во время наступления группа революционно настроенных солдат отказалась наступать. Руководители выступления (92 человека) были преданы военно-полевому суду и казнены. К исходу 11 января 1917 года наступление было приостановлено».
А дальше было свергнуто самодержавие, Россию провозгласили республикой. В стране установилось двоевластие: с одной стороны – Временное правительство, с другой – Советы рабочих, солдат и крестьянских депутатов.

«Непродуманные распоряжения Временного правительства во главе с Керенским подорвали дисциплину в войсках. Командиры полков были лишены возможности приказывать и могли лишь призывать сражаться «для спасения родины и свободы», как модно было говорить в те дни. В этих обстоятельствах большинство латышских стрелков перешли на сторону большевиков, поставив своей целью создание в составе России латышской и латгальской автономий. Воспользовавшись падением дисциплины в армии и развалом фронта, немцы 1 сентября начали наступление на Ригу», – рассказывает Олег Пухляк.

Переходящий приз

К тому моменту обороноспособность русских войск была уже существенно подорвана. Продовольствия и боеприпасов не хватало, зато революционных агитаторов появлялось все больше. Солдаты просто отказывались сражаться.

Генерал Николай Рузский характеризовал Ригу и Двинск как «несчастье Северного фронта», «два распропагандированных гнезда». А командующий 12-й армией генерал Юзефович доносил командующему Северным фронтом генералу Черемисову:

«Что касается латышских стрелков, то именно они развратили всю армию и теперь ведут ее за собой».

Готовить новое наступление на этом участке прибыл лично «главноуговаривающий» – глава Временного правительства Александр Керенский. Но операция, начавшаяся 23 июля, провалилась в связи с бойкотом со стороны большинства. А немцы тем временем тщательно изучали с наблюдательных вышек и аэропланов русские оборонительные позиции.

Немцам удалось достичь молниеносного успеха за счет использования передовой на тот момент тактики взаимодействия артиллерии и пехоты. О начале наступления могла бы сигнализировать многодневная артподготовка, но вместо нее военачальники кайзера распорядились нанести короткий, но невероятно мощный и тщательно нацеленный удар, для чего были задействованы около двух сотен пушечных, гаубичных и минометных батарей. Каждая из них заранее получила четко определенную цель, которая в нужный момент была буквально засыпана снарядами.

Применялись не только «обычные» боеприпасы, но и снаряды, содержавшие химические вещества (дисфоген, хлорпикрин и арсин). Под обстрелом оказалась не только передовая линия, но и части, отведенные вглубь фронта на отдых. Артиллерия и средства связи оборонявшихся быстро пришли в плачевное состояние, и уже через три часа после начала артналета германцы форсировали Двину, переправляясь на ее северный берег.

Генерал Оскар фон Гутьер бросил свою 8-ю армию в прорыв на узком участке и добился успеха: вечером 2 сентября немцы ворвались в предместья Риги, а днем позже русская армия очистила город. Сам кайзер Вильгельм прибыл туда, дабы поздравить свои победоносные войска.

В состав старой России Рига уже не вернется.

В ноябре 1918 года в оккупированном немцами городе была провозглашена независимая Латвийская республика. Затем Ригу ненадолго захватили коммунисты.

Распоряжавшийся в Прибалтике немецкий генерал Рюдигер фон дер Гольц даже после того, как его страна признала поражение в войне, вел себя как последний солдат рухнувшей империи. Главной задачей он считал отражение большевистского наступления и сумел сколотить разношерстное воинство, состоявшее из латвийских и немецких добровольцев, русских белогвардейцев и солдат германской регулярной армии.

Так как обосновавшееся в Либаве латвийское правительство Карлиса Ульманиса ориентировалось на Антанту, фон Гольц попытался сместить его и заменить прогерманским правительством Андриевса Ниедры. Переворот удался лишь частично – для Англии и Франции Ульманис остался законным главой Латвии. Однако, успешно отразив наступление красных с юга, фон Гольц двинул свои части на Ригу, и 22 мая столица Латвии пала.

Чтобы удержать свои позиции и не нарваться на конфликт с англичанами и французами, генерал решил действовать под чужим знаменем. И этим знаменем стал лозунг «Единой и неделимой России».

Летом 1919 года в латвийской Курляндии при поддержке немцев начала формироваться белогвардейская «Западнорусская армия» под командованием Павла Бермондта-Авалова. Был подписан договор, по которому немецкие военнослужащие могли вступать в эту армию. В награду им обещали деньги и земельные наделы в Прибалтике. Все это выглядело соблазнительно, и в короткое время войско Бермонта увеличилось едва ли не в десять раз. Но вместо того, чтобы идти на Петроград, он двинулся к Риге – свергать Ульманиса.

К 9 октября бермондтовские части заняли предместья города. Но тут у Бермондта начались разногласия с Юденичем по поводу общей стратегии действий, кроме того, он предложил правительству республики заключить с ним перемирие. Воспользовавшись паузой, на помощь латышам подтянулись четыре эстонских бронепоезда и английская эскадра, организовавшая обстрел позиции бермондтовцев. Начались упорные позиционные бои, и к утру 11 ноября 1919 года части Бермондта выбили из левобережной части города. На этом военное лихолетье для Риги завершилось.
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    6 сентября 2017 06:41
    Недобрую память оставили они в России.
    Хорошо , что их руководство практически в полном составе было уничтожено режимом, который они установили.
    И сетовать не на что...
    1. +2
      6 сентября 2017 11:44
      Интересно, какие бронепоезда были у Эстонии, когда она, как государство, было основано при Ленине, а до того входило в состав Российской Империи?
      1. +3
        6 сентября 2017 11:56
        Цитата: сибиралт
        Интересно, какие бронепоезда были у Эстонии

        уже через пару недель после провозглашения независимости у неё была своя дивизия бронепоездов, включавшая в общей сложности шесть составов широкой колеи. Энтузиастом создания бронепоездов был путешественник и моряк Йохан Питка. Первый сформированный им эстонский бронепоезд отправился на фронт в конце ноября 1918, следующие два - в декабре. В 1919 г. на фронт прибыло еще 10 эстонских бронепоездов. Всего во время Освободительной войны в Эстонии построили шесть ширококолейных и семь узкоколейных бронепоездов, и один из последних был потерян в бою.
    2. +2
      6 сентября 2017 18:06
      Ольгович, Вам+..Коли не ошибаюсь, в Святом писании сказано:"каждому воздастся по заслугам его"( по крайней мере суть такова)
  2. +4
    6 сентября 2017 06:50
    Весьма интересно... Но слишком мало отдано истории создания латышских частей. Не мешало бы представить краткие биографические справки командиров соединений и частей латышских стрелков. Я думаю это дополнило бы материал и сделало его ярче и информативнее.
    1. +7
      6 сентября 2017 10:23
      Да, я согласен с Вами, было бы интересно. Гражданская война прошла катком по всем народам РИ, но почему-то латышей, всех записали к "красным"? А кто воевал, в том числе у Колчака? А откуда взялись те, кто "отстраивал" буржуазную Латвию? Как-то замалчивается, что латыши, венгры, китайцы были с обоих сторон.
      1. +1
        6 сентября 2017 10:42
        Колчак не доверял латышам,и сами формирования были совсем небольшие,которые в бой не рвались,старались уклониться.
        На стороне красных, латышские соединения были сформированы до дивизии включительно.Их роль в подавлении различных мятежей,охраны правительства,боевых действий,их участия в деятельности ЧК и проч. - очень велика.Это были хорошо вооружённые,дисциплинированные боевые части.
        1. +4
          6 сентября 2017 13:11
          Цитата: bober1982
          На стороне красных, латышские соединения были сформированы до дивизии включительно.Их роль в подавлении различных мятежей,охраны правительства,боевых действий,их участия в деятельности ЧК и проч. - очень велика.Это были хорошо вооружённые,дисциплинированные боевые части.

          И?Что сказать тщитесь?
          А сколько былот инородческих формирований у белых?
          А куда потом делись все ошметки белых армий,в чьих войсках служили и на кого опять меч подняли?
          http://beloe-dvijenie.livejournal.com/603422.html
          С этим что будете делать,как всегда изворачиваться и петь песни мол с РККА в начале войны много ушло в ХИВИ?Да ,уходили,потом много и опять перешли на нашу сторону,в отлоичии от ваших белых.
          1. +5
            6 сентября 2017 13:55
            В русском фольклоре о латышах осталось две пословицы : НЕ ИЩИ ПАЛАЧА ,А ИЩИ ЛАТЫША. и СОВЕЦКАЯ ВЛАСТЬ ДЕРЖИТСЯ НА ЕВРЕЙСКИХ МОЗГАХ,ЛАТЫШСКИХ ШТЫКАХ И РУССКИХ ДУРАКАХ Роль латышей в уничтожении России гигантская.Для народа слово "латыш" было синоним "каратель",в гражданской бойне на стороне коммунистов участвовало до 80 тысяч латышей.Даже в ЧК латыши отметились тем что охотно выполняли роль мясников.
            1. +1
              6 сентября 2017 18:16
              всёж главное - мозги. yes
              "екатерина, ты была не права" - не было бы в нашей истории троцкого, и ильич бы не картавил, был бы заурядным адвокатом (доцентом). и евреи остались бы жидами. hi
            2. 0
              6 сентября 2017 18:39
              Алексей Владимирович,я впервые узнал эти пословицы. Вторая в самую,самую точку:в СНК сколько русских большевиков? Колонтай и кто ещё?
              1. 0
                6 сентября 2017 21:39
                Цитата: Монархист
                Колонтай и кто ещё?

                А что, Коллонтай - русская фамилия? laughing ЕМНИП, она ведь из рода святого Довмонта Псковского hi , а он был литовцем (нальшанским князем)
            3. 0
              8 сентября 2017 04:51
              Цитата: АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ В русском фольклоре о латышах осталось две пословицы : НЕ ИЩИ ПАЛАЧА ,А ИЩИ ЛАТЫША. и СОВЕЦКАЯ ВЛАСТЬ ДЕРЖИТСЯ НА ЕВРЕЙСКИХ МОЗГАХ,ЛАТЫШСКИХ ШТЫКАХ И РУССКИХ ДУРАКАХ

              Цитата: Монархист: "Алексей Владимирович,я впервые узнал эти пословицы".
              Ничего удивительного, что впервые узнали. Якобы "народная" поговорка имеет вполне современных авторов. Вбивая в поисковик данную поговорку, выясняем, что "Была тогда у простого народа в ходу и иная фраза: «Не ищи палача, а ищи латыша». Об этом написал недавно в своем «Живом журнале» блогер Александр Добровольский. Далее, не кого нибудь, а целого блогера(!), подхватывает великий композитор, а по совместительству, мыслитель, РАЙМОНД ПАУЛС: "ГЛАВНЫМИ УБИЙЦАМИ БЫЛИ ЛАТЫШИ, А НЕ РУССКИЕ". Под таким названием вышла статья от Галины Русской
              23 июля 2016 г. Дальше для любознательного wink пользователя, тупик. Может кто первоисточник русских поговорок, найдет, но я пас. Время жалко.
              в гражданской бойне на стороне коммунистов участвовало до 80 тысяч латышей.

              Я, вот, не пойму, вам лень найти достоверную информацию? Вы, не понимаете, что ставите в глупое положение вашу и без того не очень интеллектуальную антисоветчину? По всем источникам, в том числе и антисоветским, более 40 тысяч, ну не как не собирается. request Есть такие данные: "К марту 1920 года Латышская дивизия состояла из 17 тыс. солдат и офицеров, разделенных на 9 полков". "Осенью 1919 года состоялся их поход под командованием генерала Деникина на Москву. Против них под Орёл с других фронтов стягивались лучшие в Красной армии части для формирования ударной группы под командованием начдива Латышской дивизии А. А. Мартусевича (бывшего генерал-майора царской армии). В состав группы численностью около 20 тысяч человек с почти полсотней орудий и более ста пулеметов входили Эстонская и Латышская стрелковые дивизии, а также украинцы". "Латышские стрелки были сведены приказом Совнаркома от 13 апреля 1918 года в Латышскую стрелковую советскую дивизию. Её командующим был назначен Иоаким Иоакимович Вацетис (латыш. Jukums Vācietis) — полковник, командир 5-го Земгальского стрелкового полка в составе 12-й армии", " К осени 1918 в рядах латышских стрелков числилось 24 тысяч человек". "22 ноября 1917 г. 6-й Тукумский полк (2,5 тыс. человек) в полном составе переводится в Петроград для защиты Советской власти от возможной попытки её свержения антибольшевистскими силами и поддержания революционного порядка". "В январе 1918 года Курляндский полк латышских стрелков был отправлен на Южный фронт и участвовал в разгроме калединщины, а 1-й Даугавпилский полк и один батальон 4-го Видземского полка латышских стрелков — в Белоруссию, где они принимали участие в ликвидации мятежа Ю.Довбор-Мусницкого". "20 октября 1917 года политическим комиссаром Латышских стрелковых полков (позже — Латышского корпуса) был избран представитель ЦК РСДРП(б) С. М. Нахимсон".
              Совсем начало: "Второй съезд делегатов латышских стрелковых полков состоялся в Риге в середине мая 1917 года. Резолюция от 17 мая означала переход латышских стрелков на сторону большевиков, и 40 тысяч латышских стрелков стали ядром большевистских военных сил".
              В Латышской дивизии личный состав превышал количественно стандартную пехотную дивизию русской армии. Штат каждого Латышского стрелкового полка был установлен в 2497 человек. В декабре 1916 года в дивизии имелось восемь полков, тридцать пять тысяч стрелков и тысяча офицеров. В запасном полку, расположенном на тот момент в Вольмаре, численность личного состава колебалась от десяти до пятнадцати тысяч человек. smile Примерно так.
              1. Комментарий был удален.
                1. 0
                  8 сентября 2017 16:45
                  Сформированная сразу же после занятия советскими войсками Риги, армия в течение января продолжала наступательную операцию на территории Латвии против белогвардейцев, германских войск и армии Латвийской республики. К концу января войска Латвийской ССР овладели всей территорией Латвии, за исключением района Либавы. С февраля 1919 года советские войска перешли к обороне, причём Армии Советской Латвии пришлось вести бои и против эстонской армии, выделяя на свой правый фланг значительные силы. Это объяснялось неудачами советской Эстляндской армии в боях с войсками эстонского Временного правительства в феврале 1919 года.В связи с изданием декрета ВЦИК от 1 июня 1919 года «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии для борьбы с международным империализмом» Армия Советской Латвии вошла в состав Красной Армии и получила общероссийский номер 15.
                  АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Вообще степень участия латышских карателей в войне на стороне коммунистов поражает.Навскидку:январь-февраль 1918-захват Ростова у донских казаков и Добровольческой Армии России. Август-сентябрь 1918:бои под Казанью с частями Народной Армии Российской Республики.Осень 1919:Орловская операция РККА ,закончившаяся поражением Вооруженных Сил Юга России. Ноябрь 1920: штурм перекопских позиций Русской Армии. Вывод: не существуй у коммунистов латышских стрелков... установление совецкой диктатуры было бы весьма проблематичным.

                  Цитата: АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Вы много не понимаете

                  Все, я понимаю. Латыши успели повоевать на всех фронтах против белогвардейцев, немцев, поляков. Воевали хорошо, сдача в плен была редкость.
                  В августе-сентябре 1918 года на Восточном фронте сражались 1-й, 4-й, 5-й, 6-й полки. Летом 1918 года в ходе наступления войск Народной армии под командованием В. О. Каппеля и Чехословацкого корпуса для Красной армии возникла опасность сдачи Казани. По приказу командующего Восточным фронтом И. И. Вацетиса Казань обороняли 507 стрелков 5-го Земгальского латышского полка и матросы. 7 августа Казань была взята русско-чешскими войсками. Очевидцы событий свидетельствовали: «… Вся тяжесть обороны Казани пала на 5-й полк латышских стрелков… 5-й полк латышских стрелков восстановил свою боевую славу и дрался довольно упорно, отходя в порядке». Сражение за Казань затягивалось из-за упорнейшего сопротивления советского 5-го Латышского полка на южной окраине Казани, начавшего было даже теснить чехов обратно к пристани. Решающим оказался переход на сторону белых 300 бойцов Сербского батальона майора Благотича, размещавшихся в Казанском кремле и бывших до этого на стороне красноармейцев. Накануне сербы отказались выдать большевикам своих офицеров и ушли из города. В решающий момент батальон нанёс красным неожиданный фланговый удар. В результате сопротивление 5-го Латышского полка было сломлено, и 137 бойцов попали в плен. Это был единственный случай за всю Гражданскую войну, когда латышские части сдавались.
                  Поэтому их стойкость и мужество вызывает несварение у тех, кто ненавидет Советскую власть. Так уж повелось, что или ты стойкий солдат или каратель. Каратели обычно трусы, а латышские стрелки ими не были. p.s. Так, где "более 80 тысяч", кстати?
                  1. +1
                    10 сентября 2017 13:59
                    Кто вам сказал "более 80 тысяч стрелков" ?! ДО 80 тысяч латышей-чекистов,комиссаров-чиновников,коммунисто
                    в,стрелк
                    ов латышских полков и бойцов-интернационалистов.Латыши трусами не были;они были карателями.
                    1. 0
                      11 сентября 2017 04:37
                      Кто вам сказал "более 80 тысяч стрелков"
                      участвовало до 80 тысяч латышей.

                      дон вори би хеппи laughing До, может быть и 30, и 50, и 70-ти тысяч. Простите великодушно, я забыл с кем разговариваю.
                      они были карателями.

                      Каратель- мучитель, палач; усмиритель, мститель, истязатель Словарь русских синонимов …под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. Как пример, книга: Алесь Адамович - "Каратели".
                      В ВОВ, были отмечены латышские карательные отряды, есть свидетельства, но это другие латыши с другой идеологией. Например: Латышский добровольческий легион СС. Как помнится, с данной идеологией кого только не было, каких только национальностей. А во время Гражданской войны:
                      АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Вообще степень участия латышских карателей в войне на стороне коммунистов поражает.Навскидку:январь-февраль 1918-захват Ростова у донских казаков и Добровольческой Армии России. Август-сентябрь 1918:бои под Казанью с частями Народной Армии Российской Республики.Осень 1919:Орловская операция РККА ,закончившаяся поражением Вооруженных Сил Юга России. Ноябрь 1920: штурм перекопских позиций Русской Армии. Вывод: не существуй у коммунистов латышских стрелков... установление совецкой диктатуры было бы весьма проблематичным.
                      Если есть сведения о сожженных деревнях латышскими стрелками с 1918 по 1920 г.г., как это делали, например японские интервенты на ДВ и их пособники из числа "белых", то просим факты в студию, а не брызги ненависти не подкрепленные ничем.
                      1. Комментарий был удален.
          2. 0
            6 сентября 2017 16:22
            Цитата: Pancir026
            И?Что сказать тщитесь?

            Что сказал,то и сказал,и причём здесь тщитесь.
            Насчет ошметков белых армии и хиви,что сказать тщитесь?,не понял.
          3. +1
            6 сентября 2017 18:32
            Панцир,Вы правы в Гражданскую войну было распространено переходить от одних к другим. Тамбовский пехотный полк ТРИЖДЫ в ПОЛНОМ СОСТАВЕ переходил от красных к белым и опять. Если не ошибаюсь у Деникина лишь три полка:Дроздова,Маркова и Корнилова отдавались за всю армию: выручали во всех делах,а САМАЯ ЗАСЛУЖЕННАЯ часть у белых '-ИЖЕВСКАЯ РАБОЧАЯ ДРУЖИНА. В бой против красных с Красным знаменем!! Удостоена Героического знамени. А у красных Вы можете назвать самую заслуженную часть? Я лично не помню
        2. +2
          6 сентября 2017 15:29
          Я бы не стал во время Гражданской войны употреблять слово "мятеж". Без центральной власти, карательного аппарата государства, люди превращаются, очень часто, в существ хоть и разумных, но далеко не человеков (вспомнилась Книга опять). Дело не в нации, как таковой, а в условиях при которых народ живёт. Латыши, видимо, жили не богато до Революции, поэтому приняли идеи социальной справедливости, как свои и воевали за них. Литовцев на полях сражений было меньше. Хутора, "моя хата с краю", чуть меньше прессинг со стороны и в результате им воевать не за что было. За то, тех же евреев, убить и ограбить, чуть позже, это для них, самое то. Бытие определят сознание без идеи, разве нет?
          1. 0
            6 сентября 2017 16:32
            Цитата: avva2012
            Я бы не стал во время Гражданской войны употреблять слово "мятеж"

            Говорите не по советски,не по-большевистски,а как же вы назовёте мятеж эсэров в июле 1918г., восстанием ? так это будет по-хрустобулочному.
            1. 0
              6 сентября 2017 16:53
              Я бы назвал его попыткой переворота. Сказать, что в 18 году у большевиков была власть? В 22-м и то ещё под большим вопросом.
              1. 0
                6 сентября 2017 17:05
                Чехословацкий мятеж или попытка переворота?
                Цитата: avva2012
                Сказать, что в 18 году у большевиков была власть?

                А у кого же она была,кроме них никого и не было,они ведь просто подобрали бесхозную власть,об этом всегда любят говорить (что подобрали)
                1. 0
                  7 сентября 2017 02:50
                  А не у кого ее, Власти, и не было. Гражданская война, это война всех против всех. 90-е вспомните, а это время, так "слабое подобие левой" по сравнению с 18-м. А говорить про подобрали стали потом, когда власть взяли. Формально, не фактически, а именно формально в год образования СССР.
          2. 0
            6 сентября 2017 18:42
            " Бытие определяет сознание без идеи,разве нет?" В общем оно около того
  3. +15
    6 сентября 2017 06:51
    Как обычно, для хрустобулочников, виновата пропаганда, а не условия из-за которых она появилась. Антивоенная пропаганда, особенно под конец войны, была у всех, и у германцев, и у австрияков, и в Антанте. А почему-то только в России она дала результаты. Почему?
    1. +6
      6 сентября 2017 07:18
      Цитата: igordok
      Антивоенная пропаганда, особенно под конец войны, была у всех, и у германцев, и у австрияков, и в Антанте. А почему-то только в России она дала результаты. Почему?

      Потому что у всех она жестоко пресекалась, а у нас появился совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и кличка у верховного была "главноуговаривающий". Нельзя с народом играть в демократию.
      1. +9
        6 сентября 2017 07:59
        Опять же вопрос. Почему в России пришлось "играть с народом в демократию"? Не от хорошей жизни.
        1. +3
          6 сентября 2017 08:05
          Цитата: igordok
          Не от хорошей жизни.

          от идиотизма "руководителей" и мягкотелости царя. До этого успешно давили всю эту революционную гадину.
          1. +7
            6 сентября 2017 08:10
            Может как раз и не успешно. Устраняли проявление смуты, но не причины.
            1. +3
              6 сентября 2017 08:18
              Цитата: igordok
              Устраняли проявление смуты, но не причины.

              а во всех странах тогда этим занимались и довольно успешно. Вот белоленточники сейчас призывают долой нынешнее руководство. Что делать? На баррикады, убирать правительство или ОМОН вызывать?
          2. +3
            6 сентября 2017 10:14
            пардон давили революционную гадину до проявления идиотизма руководства? не напомните когда это было?
            1. +1
              6 сентября 2017 10:47
              Цитата: давно в запасе.
              не напомните когда это было?

              приход к власти временного правительства
              1. +4
                6 сентября 2017 10:50
                если бы давили успешно то и временного правительства бы не было.значит не давили.или что наиболее вероятно не могли-сдохла система- а временные кадеты и большевики это уже следствие идиотизма руководства...
                1. +1
                  6 сентября 2017 11:58
                  Цитата: давно в запасе.
                  если бы давили успешно то и временного правительства бы не было

                  временное правительство пришло не в результате агитаторов на фронте, обычный дворцовый переворот. Хотя, да, упущение охранки.
          3. +4
            6 сентября 2017 11:39
            В чем мягкотелость царя? Опять солженицынские сказки. Царь как раз и приказывал пресечь беспорядки, но армия отказалась,в отличие от 1905 г. Своими "не пущать, пороть, сажать" вы напоминаете помпадуров Салтыкова-Щедрина. Только историия доказывала,что репрессии часто не помогают. Батиста на Кубе репрессировал пачками несогласных,но это его режим не спасло. Как и Зьема в Южном Вьетнаме или шаха в Иране. Репрессии должны быть поддержаны большинством и делаться ради большинства,а не ради кучки особо приближенных.
          4. +2
            6 сентября 2017 18:55
            Именно от"идиотизма": Николай был безвольным ПОДКАБЛУЧНИКОМ,а мужик- подкаблучник и на троне!!
            А Керенского надо в книгу рекордов: лично я не помню в истории России такого правителя,что для захвата власти разгружает самого себя.
            Я не знаю примера большего идиотизма как отмена дисциплины в армии. Армия без дисциплины- гоночный болид с пьяным водилой по встрече!
      2. +2
        6 сентября 2017 10:52
        Цитата: verner1967
        кличка у верховного была "главноуговаривающий".

        К сожалению, Керенский - не единственный руководитель, страдавший недержанием речИ...Под стать ему оказался и Горбачев со своим слоблудием, заcлуживший кличку "Минеральный секретарь" за введение сухого закона... Кстати, совпадение это или нет, но эта мера всегда печально отражалась на судьбах страны - что в 1917 г.( этот закон был введен с началом ПМВ), что в 1991 г. Глядя на этих "говорунов", оказавшихся у руля страны в переломные моменты ее истории, приходит на ум восточная мудрость: "Когда караван поворачивает назад, хромой верблюд оказывается впереди."
      3. +2
        7 сентября 2017 06:48
        перенесите это на нынешнее время и увидите путина. тот же "главноуговаривающий". проблема циклична? может все же причина в плохом снабжении войск или неумелом руководстве. кому ж захочется задаром погибать. которая статья уже о отсутствии разведки, плохой работе штабов,а все виноваты революционеры... а немцы вот все по пунктикам разложили и выиграли. кстати сроки немецких наступлений зависели от общей обстановки на фронтах и укомплектованности войск и ПОСЛЕ детальной проработки операций. поэтому высадка на эзель и даго была только в 1917, а не в 1915 когда германский флот прорвался в рижский залив и якобы из-за действий балтфлота ушел ( каких действий?? бой Сивуча и Новика? ) обычная набеговая операция,причем неудачная (бой эсминцев)
    2. +12
      6 сентября 2017 09:23
      Маленькая такая поправка. Юлин, как и всегда, по привычке матерого сталиниста, искажает факты. Антивоенная пропаганда во Франции имела успех. Да такой, что в 1917 году целые полки отказывались идти в атаку, а маршалу Петэну приходилось сотнями расстреливать зачинщиков. В Германии она возымела действие к 1918. А в России ее успех пришелся на весну-лето 1917 года, т.е. когда у власти было "Временное правительство", которое вбросило в армию и общество идею "демократизации", не объяснив сути демократии и отличия ее от анархии. А вот царское правительство с революционной и пропагандистской нечистью в армии боролось вполне успешно.
      1. +2
        6 сентября 2017 15:34
        Цитата: ПоручикТетеринъ
        Маленькая такая поправка. Юлин, как и всегда, по привычке матерого сталиниста, искажает факты.

        Для кого-то сталинист - ругательство, а для кого-то похвала. Возможно вы не внимательно просмотрели фильмы.
    3. 0
      6 сентября 2017 21:42
      Цитата: igordok
      Антивоенная пропаганда, особенно под конец войны, была у всех, и у германцев, и у австрияков, и в Антанте. А почему-то только в России она дала результаты.

      И у многих других она дала результаты - и в Германии, и в Австрии, и в Венгрии. Другое дело, что там революцию удалось подавить (ну, как подавить - в Германии, например, большевиков победили меньшевики).
  4. +4
    6 сентября 2017 07:24
    Генерал Алексеев,своей идеей и решением создания латышских соединений (о котором упомянул автор),подложил буквально мину под армию.Впоследствии самовольным решением генерала Брусилова были созданы украинские части,генералом Рузским- эстонские части и т.д.
    Такая армия,раздробленная по национальному признаку,не могла защитить государство даже от внутренних врагов.
  5. +2
    6 сентября 2017 07:42
    Вот что писала "Окопная Правда" в период обороны Риги:"Ни шагу назад!Мы уверены, что наша XII армия окажется на блестящей высоте, обороняя свои позиции и город Ригу. Ни один солдат под натиском хотя бы превосходящего противника не дрогнет на своем посту. Ни один полк не отступит без приказания… Нужно спасать революцию, нужно предотвратить разгром революционных сил извне и изнутри. Нужно сплотиться вокруг революционных организаций, вокруг революционной партии пролетариата". Та же "Окопная Правда" после сдачи Риги напишет: "Для каждого из нас, находившегося под Ригой, было ясно, что мы можем этот адский план сорвать только своим стойким сопротивлением, отдав свою жизнь. Мы так и сделали".
  6. +2
    6 сентября 2017 08:33
    «Непродуманные распоряжения Временного правительства во главе с Керенским подорвали дисциплину в войсках. Командиры полков были лишены возможности приказывать и могли лишь призывать сражаться «для спасения родины и свободы», как модно было говорить в те дни. В этих обстоятельствах большинство латышских стрелков перешли на сторону большевиков, поставив своей целью создание в составе России латышской и латгальской автономий. Воспользовавшись падением дисциплины в армии и развалом фронта, немцы 1 сентября начали наступление на Ригу», – рассказывает Олег Пухляк

    «Что касается латышских стрелков, то именно они развратили всю армию и теперь ведут ее за собой».

    при всем моем негативе к прибалтийским странам и особенно к их правительству:
    идиотский приказ отдало врем. правительство, воду мутили большевики, но виноваты латышские стрелки, ушедшие к большевикам.
    1. +3
      6 сентября 2017 13:58
      Цитата: К0щей
      Непродуманные распоряжения Временного правительства

      Действия Керенского как раз продуманы:уничтожить Русскую Армию !
  7. +8
    6 сентября 2017 10:30
    статья совершенно бестолковая.значит латышские стрелки разложили армию...сначала приводится вот такое-По окончании этих боев объявили уже всеобщую мобилизацию латышей, в результате которой были созданы еще шесть батальонов. К концу 1916 года общее количество солдат в данных подразделениях достигло 39 тысяч, и из них создали отдельную Латышскую стрелковую дивизию, разделенную на две бригады – под началом Андрея Аузанса и Аугуста Мисиньша.то есть по результатам боев латышские подразделения решили расширить -значит их применение оказалось успешным.а потом они вдруг оказались ненадежны..это как логически то обосновать?на фронте оружия не хватает а тут создают заведомо ненадежные части?про танк пороховщикова вообще перл..вооружить пулеметом..это одноместная машина-как можно ездить и стрелять одному человеку...но любителям не думать понравится....
    1. +8
      6 сентября 2017 11:08
      А задача и стоит - отучить думать и приучить питаться информационной жвачкой, состав которой регулируется в сторону нужного результата. В соседней статье гидра англосаксонского империализма поедает русскую культурную матрицу, тут латышские стрелки разлагают русскую армию. У Олейникова русская армия победила немцев во всех боях но проиграла битву за Восточную Пруссию. История...
      1. +7
        6 сентября 2017 11:14
        мне вот интересно а как латышские стрелки разложили армию где нибудь на украине или Бессарабии...даже интересно как вывернутся хрустобулочники..
        1. +1
          6 сентября 2017 11:48
          Цитата: давно в запасе.
          а как латышские стрелки разложили армию где нибудь на украине

          О чём вы? на Украине эта самая армия разложилась очень быстро,без всяких латышских стрелков,там своих хватало.
          Цитата: давно в запасе.
          даже интересно как вывернутся хрустобулочники..

          Читайте "Белая гвардия", доступно и доходчиво,как разложилась русская армия на Украине,в том числе.
          1. +2
            6 сентября 2017 12:56
            так название статьи прочтите....и поймете о чем я....
            1. 0
              6 сентября 2017 13:03
              Алексеев развратил,это была его ошибка,в лучшем случае для него, что ошибка.
              Цитата: давно в запасе.
              и поймете о чем я....

              Мы о разном с вами говорим,поэтому и не понимаем.
              1. +3
                6 сентября 2017 13:13
                нет ну человек ясно сказал в названии кто виноват в разложении всей армии..это и вызвало у меня недоумение.мне причины и так понятны кто виноват и почему так вышло....
  8. +12
    6 сентября 2017 10:34
    Чем ближе столетие Революции, тем больше попыток найти крайнего. Ленин, немцы, латышские стрелки, петроградское , ... Господа, не там ищете. Не там. К трону присмотритесь. И к его окружению. Уничтожил Империю не Ленин. Ленин и большевики ее из такой опы вытаскивали...
    1. +7
      6 сентября 2017 10:51
      они вам не поверят.их тут на сайте человек 10 царедворцев.
    2. +2
      6 сентября 2017 11:13
      Цитата: sergo1914
      Господа, не там ищете.

      К.Маркс хорошо сказал ......общественное бытие определяет сознание, хорошо представлял человеческую сущность,оставалось только возбудить в человеке все низменные страсти - и граждане не только начнут присматриваться к трону и его окружению,но и начнут громить всё подряд.
    3. +5
      6 сентября 2017 11:22
      Вы абсолютно правы. Но нынешняя псевдоисторическая публицистика и работает над расщеплением сознания, отучивает думать и работать с источниками. Клиповое мышление побеждает. И вообще через такие статьи сквозит русофобия. Авторы как бы говорят,что русские это , Вани—дурачки,которых водят куда хотят англосаксы, латыши, китайцы, непонятно откуда взявшиеся большевикии и всякие мерзавцы.
    4. +2
      6 сентября 2017 14:00
      Цитата: sergo1914
      Уничтожил Империю не Ленин

      В феврале 1917 России была нанесена тяжелая рана,а в октябре большевики страну добили.
      1. +6
        6 сентября 2017 14:20
        Цитата: АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
        Цитата: sergo1914
        Уничтожил Империю не Ленин

        В феврале 1917 России была нанесена тяжелая рана,а в октябре большевики страну добили.


        Тяжелая рана? Трупу? Что добили в Октябре 17? Там уже нечего было добивать.
        1. +2
          6 сентября 2017 14:54
          Цитата: sergo1914
          Там уже нечего было добивать.

          Чушь.До октября 1917 года русские войска держали фронт.После октябрьского переворота все рухнуло.Началась гражданская война.На месте России оказалась просто территория-без власти и закона.
          1. +4
            6 сентября 2017 14:58
            Цитата: АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
            Чушь

            У вас,не надоело ее почесывать?
            А что было бы,выиграй Белые,сказано тут.
            https://www.youtube.com/watch?v=L84-BHRQuSU
            А это вам про ваших февральских..
            https://www.youtube.com/watch?v=0RiWr6jdAsM
          2. +4
            6 сентября 2017 19:01
            Цитата: АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
            Цитата: sergo1914
            Там уже нечего было добивать.

            Чушь.До октября 1917 года русские войска держали фронт.После октябрьского переворота все рухнуло.Началась гражданская война.На месте России оказалась просто территория-без власти и закона.


            Держали фронт? В марте 17? Мы с Вами на одной планете живем?
            И как вы изящно выразились -
            Цитата: АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
            Началась гражданская война


            А кто ее начал? Не напомните?
            1. 0
              7 сентября 2017 07:44
              Цитата: sergo1914
              А кто ее начал? Не напомните?

              Фронт держали до октября 1917 года.Гражданскую войну начали большевики- с Октябрьского переворота.
    5. +1
      6 сентября 2017 14:29
      Цитата: sergo1914
      Чем ближе столетие Революции, тем больше попыток найти крайнего. Ленин, немцы, латышские стрелки, петроградское , ... Господа, не там ищете. Не там. К трону присмотритесь. И к его окружению. Уничтожил Империю не Ленин. Ленин и большевики ее из такой опы вытаскивали...

      То же самое, кстати, можно и про померший в 91-м коммунизм сказать, не там ищете, господа-товарищи красные, не Горбачев Союз уничтожил, не Госдеп и не евреи с собчаками и новодворскими, к красному трону присмотритесь и к той уже насквозь прогнившей системе!
      1. +1
        6 сентября 2017 18:58
        Цитата: Шепчущий в ночи
        То же самое, кстати, можно и про померший в 91-м коммунизм сказать, не там ищете, господа-товарищи красные, не Горбачев Союз уничтожил, не Госдеп и не евреи с собчаками и новодворскими, к красному трону присмотритесь и к той уже насквозь прогнившей системе!


        Не понимаю Вашей логики. Горбачев не при делах? Присмотритесь к красному трону? Так там Горбачев сидит!
        P.S. Не о том дискуссия в теме.
  9. +3
    6 сентября 2017 13:51
    Генерал Николай Рузский характеризовал Ригу и Двинск как «несчастье Северного фронта», «два распропагандированных гнезда». А командующий 12-й армией генерал Юзефович доносил командующему Северным фронтом генералу Черемисову:

    «Что касается латышских стрелков, то именно они развратили всю армию и теперь ведут ее за собой». Это, что получается ,как бы виноваты в том , что командывание Северного фронта отказало своему императору в поддержке ,нарушило присягу и сделали это не они , а какие -то немногочисленные латышские стрелки развратившие армию. Пардонте ,но это чепуха. Вина не на стрелках.Вина на командывании и Питерских либералах-буржуях.
  10. +6
    6 сентября 2017 14:19
    Это что за такая армия Великой Империи, которую может развалить нац. меньшинство? Когда на Бурят начнём всех собак вешать?
  11. +3
    6 сентября 2017 14:22
    Ну, разложили действующую армию, конечно, не латышские стрелки, а идиотская демократизация армии после Февральской революции, что в условиях продолжавшейся мировой войны иначе как целенаправленным предательством и характеризовать сложно. Беспощадно расстреливать перед строем разложившихся солдат надо было, ссылать на каторгу, организовывать из них штрафбаты, вводить заградотряды и т.д. и т.п., а пробравшихся в окопы социалистов-пропагандистов всех мастей просто тупо вешать на ближайшей осине. Тогда бы и Ригу не сдали и войну выиграли!
    1. +1
      6 сентября 2017 19:00
      Тут я согласен с Вами.
    2. 0
      8 сентября 2017 20:47
      Брусилов, будучи летом 1917 года главковерхом, всё перечисленное Вами применил, однако ничего не добился и через месяц ушёл в отставку. Всё же земельный вопрос тогда был главным.
    3. +1
      13 марта 2018 16:27
      Ух ты как кудряво ! Вот и появляется понимание с кого хрена отцов командиров стрелять начали солдаты .
      Да и моряки на корм рыбкам залотопогоных швыряли .
  12. +3
    6 сентября 2017 14:23
    А давайте поищем "Латышский след" в Порт-Артуре, на дне Цусимского пролива? Может тогда всё, наконец-то, на свои места встанет!
  13. 0
    6 сентября 2017 18:11
    Цитата: bober1982
    Колчак не доверял латышам,и сами формирования были совсем небольшие,которые в бой не рвались,старались уклониться.
    На стороне красных, латышские соединения были сформированы до дивизии включительно.Их роль в подавлении различных мятежей,охраны правительства,боевых действий,их участия в деятельности ЧК и проч. - очень велика.Это были хорошо вооружённые,дисциплинированные боевые части.

    Так это же проще: расстреливать беззащитных или плохо вооруженных
  14. +1
    6 сентября 2017 18:58
    Цитата: ПоручикТетеринъ
    Маленькая такая поправка. Юлин, как и всегда, по привычке матерого сталиниста, искажает факты. Антивоенная пропаганда во Франции имела успех. Да такой, что в 1917 году целые полки отказывались идти в атаку, а маршалу Петэну приходилось сотнями расстреливать зачинщиков. В Германии она возымела действие к 1918. А в России ее успех пришелся на весну-лето 1917 года, т.е. когда у власти было "Временное правительство", которое вбросило в армию и общество идею "демократизации", не объяснив сути демократии и отличия ее от анархии. А вот царское правительство с революционной и пропагандистской нечистью в армии боролось вполне успешно.

    До определённого момента,а точнее пока государя не предали фефралисты!
  15. 0
    6 сентября 2017 19:51
    Из справки НКВД СССР по чистке командного состава РККА - весьма важна деталь про иностранцев! Их репрессировали по национальному признаку, что было тогда вполне оправданным и общепринятым. На Западе, особенно в Германии, это было общей нормальной практикой в ту эпоху войн, революций и заговоров.
    В 1938 г. (из РККА) уволены 16 362 чел., или 11,3 % к списочной численности, из них:
    а) по политическим мотивам – исключённые из ВКП(б), которые согласно директиве ЦК ВКП(б) подлежали увольнению из РККА и за связь с заговорщиками, – 3580
    б) иностранцы (латыши – 717, поляки – 1099, немцы – 620, эстонцы – 312, корейцы, литовцы и др.), уроженцы заграницы и связанные с ней, которые уволены согласно директиве народного комиссара обороны от 24.6.1938 за № 200/ш, – 4138
    в) арестованных – 5032
    г) за пьянство, растраты, хищения, моральное разложение – 2671
    д) по болезни, инвалидности, за смертью – 941
    Всего – 16 362
    То есть до 1938 года в сокращенной и "кадрированной" до 1935 г. РККА продолжали служить на должностях от командира батальона и выше 720 кадровых командиров-латышей,1100 поляков и 620 немцев, всего 2440 рыл. Это повод для раздумий и решений, с учетом той, уже явно предвоенной, политической обстановки? Вы можете себе представить, чтобы сейчас у нас, в армии РФ, 2500 батальонами командовали бы офицеры, де-юре граждане государств НАТО? На самом деле в РККА положение в национальном разрезе было еще круче, чем считало НКВД.
  16. +1
    7 сентября 2017 07:39
    А про латышей почти ничего. А те крохи что есть спорны. Статья не соответствует названию.
  17. 0
    7 сентября 2017 12:56
    Цитата: sergo1914

    Не понимаю Вашей логики. Горбачев не при делах? Присмотритесь к красному трону? Так там Горбачев сидит!
    P.S. Не о том дискуссия в теме.

    Горбачев тоже при делах, но лишь как человек, подтолкнувший уже полусгнившее здание. А до Горбачева на троне, прости господи, Черненко сидел, а до него Андропов и так далее, о том и пишу, что в целом красный трон сгнил точно также, как Вы утверждаете про сгнивший царский трон в 17-м.
  18. 0
    10 сентября 2017 00:09
    Латышские стрелки были вынуждены отступать из той же Латвии под напором германцев так как творили геноцид по отношению к местному немецкому населению.Поэтому служба у Ленина и Троцкого была у них единственным шансом на выживании, да и платили им золотом.
    После роспуска РИА единственными частями остались латыши в стране, что и давало большевикам в руки серьезный козырь, давить восстания, перебрасывать с фронта на фронт.
  19. 0
    10 сентября 2017 00:16
    Цитата: avva2012
    Как-то замалчивается, что латыши, венгры, китайцы были с обоих сторон.

    Просто у белых это был 1% от численности этих народов у красных.
    Кстати про белых венгров не слыхал вообще.
    В РККА 85 тысяч мадьяр было,не считая ЧОНа, КГ и ЧК.
  20. 0
    11 сентября 2017 12:36
    АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ,
    Каратели. Правда о латышских стрелках https://www.youtube.com/watch?v=Sv6kWWcpNNU

    И, что у нас фильмы музыканта ставшего режиссером являются прямым доказательством? Начиная с цифры в 80 тысяч взятой с потолка? С Ленина, который не мог с ними справиться? Еще раз повторюсь, каратель, это синоним труса и садиста, который может "воевать" только с бабами, стариками и детьми. Психотип такой, понимаете? Если красные латыши воевали, причем там, где выжить было проблемно, если они только раз были захвачены в плен, то они были из другого психотипа. "Бойцы" Дерливангера, это другого тип "людей". Есть вещи несовместимые в принципе. Человек может быть жестоким, но резать безоружных, если ты ощущаешь себя кем-то, вряд ли сможешь. Люди повоевавшие и случайно убившие гражданских (в здание входят двое, сначала граната, а потом ты), потом всю жизнь мучаются. Каратели нет.
    1. +1
      13 марта 2018 16:30
      Зря вы стараетесь не поймут некоторые .
      Воевать и расстреливать разницы не поймут .
      1. +2
        14 марта 2018 05:36
        Зря вы стараетесь не поймут некоторые

        Да, не поймут, те, кто по-сути, карателями уже являются, просто возможности нет. Зато, другие увидят разницу, надеюсь, уже сейчас.
  21. -1
    11 сентября 2017 16:36
    Цитата: avva2012
    Человек может быть жестоким, но резать безоружных, если ты ощущаешь себя кем-то, вряд ли сможешь

    Просто они ненавидели русских и выполняли свою работу, как крестьяне забивают скот.