Западные санкции сказались на судьбе российского ледокольного флота

25


В России одновременно обсуждается создание нового, сверхмощного атомного ледокола – и списание старого, не так давно планировавшегося к модернизации. Почему решено утилизировать корабль, еще способный к службе после модернизации, и ради какой задачи будет создаваться российский ледокольный флот будущего?



Один из российских атомных ледоколов класса «Арктика» будет утилизирован. Речь идет о ледоколе «Советский Cоюз» мощностью 60 мегаватт, который был введен в эксплуатацию более 30 лет назад (в 1986 году).

Между тем еще недавно списывать этот ледокол не планировали. Наоборот, его хотели модернизировать и использовать на шельфовых проектах. Говорилось и о планах создать на этом ледоколе плавучий арктический командный пункт.

В то же время заявлялось, что Россия планирует построить новое поколение ледоколов под названием «Лидер». Это будет самый крупный в мире ледокол мощностью более 100 мегаватт. К 2024–2025 г. планируется построить три атомных ледокола поколения «Лидер», заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.

В ходе прямой линии в июне президент Владимир Путин также рассказывал, что в ближайшее время будет построено четыре атомных ледокола мощностью 60 МВт, а к 2025 году «должен появиться еще один ледокол, совершенно другого класса, в два раза более мощный».

«Таких ледоколов атомных в мире до сих пор нигде нет»,


– справедливо заметил тогда Путин. Видимо, он тоже имел в виду проект под названием «Лидер».

Почему Россия выводит из строя старый ледокол, хотя его можно было бы еще использовать после модернизации, зато планирует строить новый?

Главная причина – в ограничении использования иностранных технологий на арктическом шельфе РФ из-за западных санкций, а также в резком обвале цен на нефть. В итоге российские нефтегазовые компании заморозили ряд своих планов по освоению Арктики – а значит, и планы по использованию ледокола «Советский Союз». Из-за западных санкций в отношении совместного проекта Роснефти и американской ExxonMobil по добыче углеводородов на шельфе Карского моря ледокол оказался «без работы», объяснял и гендиректор Атомфлота Вячеслав Рукша.

«Раньше потребность в модернизированном ледоколе была, а сейчас часть проектов сдвигается по времени. Тот же «Ямал СПГ», который должен был начать отгрузки в 2017 году, задерживается на год. Видимо, «Атомфлот» пересмотрел планы и решил, что имеющийся и вновь вводимый флот удовлетворит все потребности, и модернизации «Советского Союза» не требуется», – говорит замгендиректора по научной работе, по развитию, экономике и экологии морского транспорта Центрального научно-исследовательского института морского флота (ЦНИИМФ) Александр Буянов.

А к тому времени, как нефтегазовые и другие перевозчики по Северному морскому пути нарастят свои перевозки, у России появятся новые атомные ледоколы того же типа «Арктика». Балтийский завод строит три атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт каждый.

Кроме того, модернизация устаревшего ледокола может оказаться дороже, чем строительство нового. «Все это время «Советский Союз» эксплуатировался в суровых полярных условиях, а значит, у него высокий уровень износа», – напоминает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Новейшие серийные ледоколы имеют более современную ядерную энергоустановку, которая обеспечивает больший срок работы и требует реже осуществлять заправку ядерным топливом», – добавляет Буянов. Производство и обслуживание серийных ледоколов также выгодней благодаря типовому подходу.

Новые ледоколы типа «Арктика» – лишь первый шаг в программе обновления российского ледокольного флота. Следующим наверняка будет реализация совершенно нового проекта ледоколов под названием «Лидер», который пока существует больше на бумаге. И главный вопрос – где государство найдет на него средства. А деньги нужные немалые.

Стоимость строительства одного такого ледокола в Крыловском ГНЦ оценивали в 75–80 млрд рублей, или 1,3–1,4 млрд долларов. Для понимания: Минпромторгу в этом году из резервного фонда выделили как раз 80 млрд рублей на поддержку и развитие целого ряда промышленных отраслей – автопрома, машиностроения, легпрома, обрабатывающих отраслей и т.д. При этом судостроители не исключают, что в процессе строительства стоимость проекта вырастет как минимум до 100 млрд рублей. В то же время стоимость строительства ледокола типа «Арктика» оценивается в 43 млрд рублей.

«Решение по строительству считается принятым, когда выделено финансирование. А заявления о том, что такой ледокол строить надо, еще ничего не значат», – говорит Буянов. «Что касается строительства перспективного ледокола «Лидер», то окончательное решение о месте и сроках его строительства не принято», – подтвердили в пресс-службе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Для чего нужен самый большой в мире ледокол «Лидер»?

«Это проект будущего, фактически – это новое слово в судостроении. Он сможет работать круглогодично, проводить более тяжелые караваны судов, будет обеспечивать комфортные условия экипажу. Он качественно отличается от тех ледоколов, которые сейчас эксплуатируются», – говорит Дмитрий Баранов.

Главная задача «Лидера» не столько в том, чтобы преодолевать сверхтолстый лед в три–четыре метра. Чтобы найти такой лед, надо еще постараться. «Основное его предназначение – идти в полутора-двухметровых льдах со скоростью хотя бы в десять узлов, чтобы достичь экономически целесообразной проводки», – объяснял ранее гендиректор Крыловского ГНЦ Олег Тимофеев. По его словам, задача ледокола «Лидер» в том, чтобы проводить по Северному морскому пути крупнотоннажные грузовые суда шириной по 40–45 метров, поскольку канал за ним будет порядка 50 метров. Это существенно расширит транспортные возможности Севморпути».

Таким образом, ледокол «Лидер» сможет круглогодично водить танкеры ледового класса типа Aframax по восточному направлению.

Ожидается, что «Лидер» увеличит скорость прохода по Севморпути в пять раз.


Ледокол должен помочь России в реализации планов по перенаправлению нефтегазовых потоков с европейского на азиатские рынки, а также в ее желании создать серьезного конкурента Суэцкому каналу в виде Северного морского пути.

Однако Буянов считает, что при нынешних объемах перевозок по Севморпути такой большой ледокол не нужен. Поэтому строительство двух судов мощностью 60 МВт типа «Арктика» каждое вместо одного «Лидера» выглядит более рациональным.

«Мы делали расчеты по себестоимости работы ледокола «Лидер». При действующих тарифах на ледокольную проводку по Севморпути «Лидер» работает в ноль, то есть окупает свою работу без прибыли, при постоянной работе и проводке не менее двух–трех судов. Если будет проводить одно судно, то его деятельность будет убыточна», – объясняет собеседник. Повышать же тарифы не имеет смысла, иначе это становится невыгодно для транспортных судов, и им проще идти южным путем, добавляет Буянов.

И все же через 7–10 лет появление данного ледокола уже вполне может оказаться оправданным. «Конечно, средств на строительство такого ледокола может потребоваться немало, но возможность постоянной работы в Арктике, проводки караванов грузовых судов и туристических лайнеров, несомненно, окупят эти затраты. А учитывая его параметры и планы других стран, планирующих работу в Арктике, возможны и перспективы экспорта таких кораблей», – считает Дмитрий Баранов.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    6 сентября 2017 06:28
    Мой зять применяет такую же стратегию: ездит на новой машинке пока она не потребует серьёзного ремонта,продаёт её ,покупает новую и т. д.!
    1. +16
      6 сентября 2017 06:42
      Цитата: andrewkor
      ,продаёт её ,покупает новую и т. д.!

      Это хорошо при наличии средств. А если их нет, то можно остаться без старого и нового !
      1. +2
        6 сентября 2017 16:12
        Цитата: Uncle Lee
        Это хорошо при наличии средств
        Здесь дело даже не в наличии средств, во-первых, машину уже покупают готовую, а не строят сами, во-вторых, производство одной машины несоизмеримо со сроками постройки корабля. Самое же главное, если уж сравнивать, то корабль ближе к дому, чем автомобилю, а дом, как машины не меняют. В нашем случае, если говорить про ледокол "Советский Союз", вряд ли умное решение утилизация такого далеко не старого корабля, тем более, что ледоколы этого проекта могли быстро превращаться в боевые корабли. Прочный и толстый ледокольный корпус соизмерим с усиленной бронёй. На фото ледокол с вооружением, которое в настоящее время могли бы дополнить ракетным.
        1. +1
          10 сентября 2017 04:20
          Цитата: Per se.
          В нашем случае, если говорить про ледокол "Советский Союз", вряд ли умное решение утилизация такого далеко не старого корабля

          С точки зрения русофобов (демократов, "либералов" и прочей... публики), очень даже "умное"... Просто обратите внимание на имя "броневика" - "Советский Союз"! Уверен, что оно сыграло далеко не последнюю роль в принятии решения об утилизации.
    2. +2
      6 сентября 2017 11:28
      Цитата: andrewkor
      Мой зять применяет такую же стратегию: ездит на новой машинке пока она не потребует серьёзного ремонта,продаёт её ,покупает новую и т. д.!

      У нас так 80% страны делают. Гарантия производителя обычно 3 года (редко 5, очень редко 7). Выставляют на продажу машину пока она на гарантии.

      Относительно ледокола. Не верю, что построить новый дешевле чем модернизировать "Советский Союз". С другой стороны, как корабль назовешь, так он и поплывет. Ну а какой модернизации или каком будущем можно говорить о пароходе "Советский Союз"?

      Альтернатива Суэцкому каналу тоже призрачная. Суда ледового класса дороже, да и египтяне расширили канал и могут снизить цены прохода по нему. Посему постройка супер-дупер ледокола может стать созданием белого слона. ИМХО.
      1. jjj
        +3
        6 сентября 2017 13:30
        Почему в СССР начали строить ледоколы типа "Арктика" первого поколения. Дело в том, что потребовалось проводить суда заметно выросшего водоизмещения. В каналы, прокладываемые старыми ледоколами они не входили. Но первая "Арктика" показала и то, что старые суда не совсем хорошо шли в кильватере за новым ледоколом. Пришлось заказывать у финнов новые, прозванные "морковками". Именно этот тандем обеспечил наиболее эффективное использование "Северного завоза". Сейчас, как видится, придется проводить еще более крупнотоннажные суда. А для них требуются новые ледоколы. Что касается работы "по рекам", то такой ледокол как "Советский Союз" практически никуда не войдет. Не зря же еще в советское время был построен специальный речной проект атомных ледоколов "Таймыр". Но, как оказалось, его мощности были излишними
        1. 0
          10 сентября 2017 04:25
          Цитата: jjj
          Дело в том, что потребовалось проводить суда заметно выросшего водоизмещения. В

          Иначе - работы в Арктике для "Советского Союза" нет?
      2. +4
        6 сентября 2017 13:43
        Цитата: профессор
        Альтернатива Суэцкому каналу тоже призрачная. Суда ледового класса дороже, да и египтяне расширили канал и могут снизить цены прохода по нему. Посему постройка супер-дупер ледокола может стать созданием белого слона. ИМХО.

        Расширение канала не сокращает сроки доставки груза, СевМорПуть короче в 2 раза. Почитайте последние новости про газовоз "Кристоф де Маржори"- из Норвегии в Южную Корею за 6,5 суток, а через Суэцкий канал 14 суток. Цена доставки складывается не только и не столько из цены прохода по Суэцкому каналу. Точных цифр не знаю, но думаю, что цена прохода по Суэцкому каналу в общей стоимости доставки составляет незначительную часть.
        1. 0
          6 сентября 2017 15:22
          Цитата: vlad007
          Расширение канала не сокращает сроки доставки груза, СевМорПуть короче в 2 раза. Почитайте последние новости про газовоз "Кристоф де Маржори"- из Норвегии в Южную Корею за 6,5 суток, а через Суэцкий канал 14 суток. Цена доставки складывается не только и не столько из цены прохода по Суэцкому каналу. Точных цифр не знаю, но думаю, что цена прохода по Суэцкому каналу в общей стоимости доставки составляет незначительную часть.

          Время доставки 99% грузов в мире не критичное. Неделя или две не столь важно. Всё решает цена. Доставить 20-и футовый контейнер из Китая в Европу сегодня стоит около $1000. Причем хоть летом хоть зимой. Если севером будет дешевле, то этот путь выживет. Если дороже то ничто ему не поможет.
          https://xn--b1a4ad.xn--p1ai/news/169/
          1. +1
            6 сентября 2017 15:51
            Цитата: профессор
            Доставить 20-и футовый контейнер из Китая в Европу сегодня стоит около $1000. Причем хоть летом хоть зимой. Если севером будет дешевле, то этот путь выживет. Если дороже то ничто ему не поможет.


            Стоимость доставки в том числе зависит и от КОЛИЧЕСТВА доставляемых на одном судне контейнеров. Большие контейнеровозы могут перевозить до 5000 (10 000 ?) контейнеров, но для них нужен широкий проход во льдах - 60м. Наши современные ледоколы делают проход 45-50 м, т.е. большие (экономичные) контейнеровозы сейчас через СМП не ходят или требуют сопровождения 2-мя ледоколами, а это дорого. Новые, "супер-пупер", как Вы выражаетесь, ледоколы будут способны делать широкие проходы и это позволит идти через СМП большим контейнеровозам.
            1. 0
              6 сентября 2017 16:30
              Цитата: vlad007
              Цитата: профессор
              Доставить 20-и футовый контейнер из Китая в Европу сегодня стоит около $1000. Причем хоть летом хоть зимой. Если севером будет дешевле, то этот путь выживет. Если дороже то ничто ему не поможет.


              Стоимость доставки в том числе зависит и от КОЛИЧЕСТВА доставляемых на одном судне контейнеров. Большие контейнеровозы могут перевозить до 5000 (10 000 ?) контейнеров, но для них нужен широкий проход во льдах - 60м. Наши современные ледоколы делают проход 45-50 м, т.е. большие (экономичные) контейнеровозы сейчас через СМП не ходят или требуют сопровождения 2-мя ледоколами, а это дорого. Новые, "супер-пупер", как Вы выражаетесь, ледоколы будут способны делать широкие проходы и это позволит идти через СМП большим контейнеровозам.

              Вы абсолютно правы в том, что с увеличением тоннажа удельная стоимость перевозки уменьшается. Пока нет, да и в будущем не предвидится супер контейнеровозов, супер танкеров и других "супер" судов ледового класса. Дорого это. Попробуйте построить подобное судно для СМП.

            2. +1
              8 сентября 2017 22:12
              Напомню, что ни один корабль не выйдет без страховки (своей и груза) из порта.
              Пока логистика через Суэц работает, то и страховка груза будет намного дешевле. Логистики через Северные моря нет  (нет портов, куда может зайти огромный корабль для ремонта/заправки, нет буксиров, нет огромного кол-ва навигационных устройств и т.д.). Да, ледокол прошёл, но чего стоила сумма страховки - вот вопрос. И действительно - срок не играет большой роли, роль играет безопастноть (логистик) и отсюда дешевизна страховки.
      3. 0
        6 сентября 2017 14:37
        Не верю, что построить новый дешевле чем модернизировать[/i]
        Не передергивайте, все зависит от степени ремонта и модернизации.
        Альтернатива Суэцкому каналу тоже призрачная. [i]

        Никто особо и питает иллюзий насчет сильной конкуренции в ближайшее время, но без дела стоять не будет, там и платформы наши, Ямал-СПГ, какие-никакие проводки и т.п. вот и будет чем заняться. А там посмотрим.
  2. +2
    6 сентября 2017 08:28
    меня больше интересует что по этому поваду думает экипаж ледокола, т.к. в последнее время умников в кабинетах хоть отбавляй.
    1. 0
      6 сентября 2017 09:56
      это значит что екологи достали РФ и приходиться учитывать "екологические" риски.
      хоть как то отбрыкаться от западных критиков
    2. 0
      6 сентября 2017 15:55
      Цитата: ланс
      меня больше интересует что по этому поваду думает экипаж ледокола


      Вы читать умеете? У ледокола не было работы, так что стоял бы он у пирса или будет списан, один черт экипажу пришлось бы искать новую работу.
  3. +3
    6 сентября 2017 11:03
    Казалось бы мы живём в РФ (России Финансовой). Всех призывают быть грамотными потребителями. Но зачем отказываться от хорошего старого, когда есть вероятность, что нового не построят?
    1. 0
      12 сентября 2017 16:13
      Насчет "хорошего старого" это вы погорячились. Видел я этот "Советский союз" у причальной стенки. Он тупо стерся весь по ватер-линии. Вы просто не отдаете себе отчета в том, что ледокол, двигаясь через льды, просто стирает как наждаком свой корпус. Т.е. этой старой посудине надо переваривать примерно 1/3 ее корпуса. Т.е. надо вырезать стертые листы корпуса и вваривать новые, более толстые. А эта манипуляция сравнима с постройкой нового по объему работ. Плюс все агрегаты и механизмы судна, которые также работали все эти 30 лет. Плюс ядренный реактор, который тоже изнашивается в процессе работы. Те, кто принимал такое решение, тоже не дураки . Атомфлот, думаю, с удовольствием занялся бы этой неблагодарной работой за бюджетные деньги, но все это время судно, стоящее в ремонте, ничего кроме убытков не приносит. Это же бизнес-средство! И оно не должно стоять в доке, а должно бороздить моря, зарабатывая деньги! Представьте, что у вас старая, насквозь сгнившая Газель. Дыры по кузову, крошащаяся рама, заклинивший задний мост, изношенная КПП и мотор под капиталку. Будете чинить/восстанавливать или сдадите в металлолом? Дешевле будет разобрать ее, чем привести в божеский вид! То же самое и с ледоколом этим.
  4. +3
    6 сентября 2017 11:19
    При чем здесь западные санкции? Ледокол "Советский Союз" выработал свой ресурс. Кроме того, до недавнего времени у нас строились речные (с небольшой осадкой, работающие в устьях рек) и морские ледоколы (для открытого моря), занимающиеся проводкой судов. Такой подход был очень затратным, т.к. надо было строить 2 типа судов - для реки и для моря. Новые ледоколы проекта 22220 (строится 3 ледокола - "Арктика", "Сибирь" и "Урал") могут работать как на глубокой воде в открытом море, так и в устьях рек. Это достигается за счет того, что при подходе к мелководью откачивается водяной балласт, и у ледокола уменьшается осадка, т.е. новые ледоколы - ДВУХОСАДОЧНЫЕ. В такой ситуации тратить деньги на реконструкцию СТАРОГО ледокола нецелесообразно, лучше построить новые.
    1. 0
      6 сентября 2017 13:27
      Может и пригодился бы, когда-нибудь потом. Но насколько помню, простаивание атомного судна обходится гораздо дороже, чем простаивание обычного, т.к требует большего пригляда и обслуживания. Отсюда закономерный вывод - разберут.
    2. jjj
      +1
      6 сентября 2017 13:32
      Цитата: vlad007
      Ледокол "Советский Союз" выработал свой ресурс

      Отработал два ресурса. Фактически, это плановый вывод
  5. +6
    6 сентября 2017 13:15
    А учитывая его параметры и планы других стран, планирующих работу в Арктике, возможны и перспективы экспорта таких кораблей», – считает Дмитрий Баранов.
    А вот другим странам, я бы ни за что не давал таких ледоколов. Хотя жадность наших дельцов обуяет...однозначно! Тогда придется запрещать им вход в наши терводы: пусть себе шляются по паковым льдам! вне границ тервод России. Конкуренты нам на Северах не нужны -- однозначно! А то опять приголубят хунфузов...этих кукушат. А потом будут мучаться вопросом: и как это так получилось, что бизнес перетек к "китаиса"? Про янки я вообще молчу! Даже думать противопоказано, не то что общие дела в Арктике вести!
    ИМХО.
    1. jjj
      +1
      6 сентября 2017 13:36
      Думаю, что скоро опять начнут крепчать морозы. Количество желающих поработать само собой сократиться. А с нашей стороны в Арктике сейчас реально работа кипит. Кого там только в командировках нет. Благовещенское ДВОКУ специализируется на выпуске офицеров-полярников
  6. 0
    6 сентября 2017 23:42
    А если его как АЭС использовать?Случись беда,замерзнет городок на побережье,подогнал оперативно ледокол и нет проблем!Жалко в утиль-то...
  7. +1
    7 сентября 2017 11:07
    Цитата: RUSЛАН
    А если его как АЭС использовать?Случись беда,замерзнет городок на побережье,подогнал оперативно ледокол и нет проблем!Жалко в утиль-то...
    Сперва чубайсов в Магадан свезти надо...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»