Плавающие танки 1970-х годов

Рассказ о танке ПТ-76 был бы неполным без упоминания двух плавающих боевых машин, хотя формально и не связанных с ним конструктивно, но, тем не менее, продолживших это направление в отечественном танкостроении.

В середине 1970-х годов свою заинтересованность в хорошо вооруженной и достаточно защищенной плавающей боевой машине высказали морская пехота и воздушно-десантные войска. Так, к требованию плавучести добавилось и требование аэротранспортабельности. Судя по всему, воздушно-десантные войска, динамично развивавшиеся в те годы как количественно, так и качественно, и стали основным разработчиком тактико-технических требований.




В соответствии с ними в 1975 году на ВгТЗ под руководством главного конструктора А.В. Шабалина был разработан и изготовлен опытный образец легкого авиадесантного плавающего танка под индексом «объект 934». Его сварные корпус и башня выполнены из алюминиевого сплава, обеспечивающего защиту от бронебойных снарядов калибра 23 мм на дальности 500 м. В лобовой части башни установлены стальные накладки. Боевая масса составляет 17,5 т, экипаж - три человека.

В башне размещается стабилизированная в двух плоскостях наведения облегченная 100-мм нарезная пушка 2А48, оснащенная двухкамерным дульным тормозом, эжекционным устройством для продувки канала ствола и механизмом заряжания. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Боекомплект состоит из 40 артвыстрелов (19 из них - в механизме заряжания) и 2000 патронов. Внутри танка укладывается переносной ЗРК «Стрела-3» и четыре ракеты к нему. Пушка оснащена электрогидравлическим двухппоскостным стабилизатором 2Э43. Для ведения стрельбы из пушки и пулемета используются лазерный прицел - дальномер ТПД-К1 и баллистический вычислитель. Машина имеет весь комплекс приборов ночного видения, автоматическую систему ППО и систему ПАЗ.




Плавающий танк «объект 934». Вверху: s самоокапыватель скреперного типа опущен в рабочее положение, внизу: самоокапыватель в положении по-походному



Объект 934


В моторно-трансмиссионном отделении, располагающемся в кормовой части корпуса, установлен четырехтактный многотопливный дизель 2В-06 с турбонаддувом и охлаждением воздуха в теплообменнике. Мощность двигателя - 400 л.с. Трансмиссия - механическая, с двухпоточным механизмом передач и поворотов. Подвеска - пневмогидравлическая, обеспечивает переменный клиренс в пределах от 120 до 530 мм. Для движения по воде используется водометный движитель.

Установка мощного двигателя (удельная мощность - 22,8 л.с./т) и современной трансмиссии обеспечивает максимальную скорость движения по суше 70 км/ч, а по воде 10 км/ч. Запас хода при движении по суше достигает 600 км. «Объект 934» оснащен встроенным оборудованием для самоокапывания с гидравлическим приводом. Конструкция танка приспособлена к авиадесантированию парашютным способом.

В 1976 году на базе «объекта 934» на ВгТЗ был изготовлен опытный образец КШМ «объект 940». В бронированной рубке, располагающейся в носовой части корпуса, размещены три изолированных отсека - управления, командно-штабной и связи. На крыше рубки, на вертлюге установлен 7,62-мм пулемет ПКБ, а на ее кормовой стенке - дымовые гранатометы системы 902В «Туча». В целом по компоновке «объект 940» сильно напоминает БТР-50ПУ.

Параллельно с «объектом 934» по тому же техзаданию в 1975 году на Курганмашзаводе под руководством главного конструктора А.А. Благонравова разработали и изготовили опытный образец легкого плавающего авиадесантного танка - «объект 685».

Танк массой 16,5 т имеет стальной сварной корпус и башню, сваренную из титанового сплава. Броня обеспечивает защиту от 23-мм снарядов. Вооружение: 100-мм пушка 2А-48 (2А-48-1), стабилизированная в двух плоскостях, пулемет ПКТ и ЗРК «Стрела-3». Боекомплект состоит из 40 выстрелов, 2000 патронов и четырех ЗУР. Танк оснащен механизмом заряжания, лазерным дальномером, ночным прицепом, кондиционером, системами ПАЗ и ППО, радиостанцией Р-123М.




Объект 934. Вид сзади. Заслонки водометов открыты. На корме башни хорошо видны два блока дымовых гранатометов



«Объект 934» на плаву. Из-за большого вылета ствола орудия танк держался на «ровном киле» только в положении с пушкой вперед. При повороте башни машина приобретала заметный крен на борт и дифферент на корму


Многотопливный 6-цилиндровый дизель 2В-06-2 с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха и механическая трансмиссия размещаются в кормовой части корпуса. Подвеска индивидуальная торсионная. В качестве водоходного движителя используются водометы. Максимальная скорость при движении по шоссе составляет 70 км/ч, на плаву - 10 км/ч. Запас хода по шоссе - 600 км.

Танки - «объекты 934» и «685» - прошли испытания, но на вооружение не принимались и в серийное производство не запускались. Являясь, по сути, представителями группы боевых машин для так называемых сил быстрого реагирования, они предвосхитили появление на Западе таких танков, как американские М8 и «Стингрей». При этом последние при одинаковой с советскими машинами боевой массе и аналогичном вооружении плавать «не умеют».

Конструкция корпуса и ходовая часть танка - «объект 685» были впоследствии использованы при создании боевой машины пехоты БМП-3 («объект 688»).

В настоящее время оба опытных образца последних советских плавающих танков находятся в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники 8 Кубинке. Там же можно увидеть и КШМ - «объект 940».



Опытный образец плавающего танка «объект 685» находится ныне в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Там же можно увидеть и «объект 934» (на заднем плане)



Объект 685
Первоисточник:
http://army.lv
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти