Заказ южнокорейских танкеров не повредит российским верфям

36


Танкеры для транспортировки сжиженного природного газа с завода на Ямале Россия заказала в Южной Корее. Тогда как в России полным ходом идет возрождение российской судоверфи «Звезда», где также будут производить танкеры. И тем не менее есть логичный ответ на вопрос о том, почему отечественные предприятия разместили заказы у иностранных поставщиков.



Владимир Путин по итогам переговоров с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином оценил сотрудничество с Южной Кореей в энергетической сфере. Компании из этой страны участвуют в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», идет проработка вопроса об увеличении закупок сжиженного природного газа. Стороны также договорились активизировать деятельность совместных инвестиционно-финансовых платформ с объемом капитала в 1 млрд долларов.

Наконец, для транспортировки продукции «Ямал СПГ» на южнокорейских верфях будет построено 15 танкеров-газовозов.

Эти суда соответствуют ледовому классу Arc7, то есть способны преодолевать лед толщиной 2,1 метра при температуре до -52 градусов по Цельсию. Мощность пропульсивной установки – 45 МВт, что сопоставимо с мощностью современного атомного ледокола. Танкер способен перевезти более 170 тыс. кубометров сжиженного газа.

Первый из 15 танкеров, который назвали «Кристоф де Маржери», этой зимой успешно прошел испытания. А недавно совершил рейс из Норвегии в Южную Корею по Северному Морскому пути, потратив всего 19 дней, что примерно на 30% быстрее обычного маршрута через Суэцкий канал. Собственно, сам Севморпуть протяженностью 4 тыс. км, который начинается у мыса Желания на Архипелаге Новая Земля и заканчивается у мыса Дежнева на Чукотке, был пройден за 6,5 дней. Это был рекорд.

Однако в свете импортозамещения и главное – возрождения судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке для строительства танкеров – размещение заказа на иностранной судоверфи вызывает вопросы. Буквально несколько недель назад глава «Роснефти» Игорь Сечин просил Владимира Путина вернуться к вопросу обеспечения заказами строящейся судоверфи «Звезда». Сама «Роснефть» такие заказы сделала, но ждет этого же от Газпрома и «Новатэка».

На судостроительном заводе «Звезда» в Приморском крае планируют делать танкеры Very Large Crude Carrier дедвейтом 320 тыс. тонн и танкеры-газовозы Q-Max водоизмещением до 250 тыс. тонн. В сентябре этого года здесь состоится закладка четырех судов.

И все же в размещении заказов на танкеры в Южной Корее есть своя логика. Во-первых, когда «Новатэк» заказал в Южной Корее эти танкеры-газовозы ледового класса (точнее, забронировал мощности по строительству СПГ-танкеров на южнокорейской судоверфи), в России даже речи не шло о строительстве СПГ-танкеров и возрождении судоверфи «Звезда», говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Собственно, Россия и не производила никогда танкеры по перевозке СПГ, потому что ее вотчина до недавнего времени исключительно поставки трубопроводного газа. И лишь относительно недавно российские компании начали строить СПГ-заводы и экспортировать сжиженный природный газ. Пока в России работает лишь СПГ-завод на Сахалине.

И вот буквально в октябре 2017 года должна заработать первая очередь завода «Ямал СПГ», основным владельцем которого является «Новатэк». Вторую очередь должны запустить в 2018-м, третью – в 2019 году. Для экспорта этого сжиженного газа и нужны танкеры ледового класса, строящиеся на южнокорейской судоверфи. Тогда как судоверфь «Звезда» только в 2020-2021 году сможет начать строить первые танкеры.

У «Ямал СПГ» к этому сроку будет введено уже все три очереди мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год, которые надо экспортировать в Азию танкерами-газовозами. Плюс «Новатэк» планирует уже второй проект «Арктика СПГ» на 18 млн тонн СПГ в год. «То есть надо будет еще примерно столько же танкеров. И я бы не исключал, что «Новатэк» запустит уже два СПГ-проекта, а «Звезды» еще не будет», – говорит Юшков.

«Компетенций у «Звезды» по строительству таких судов нет, и хотя Игорь Сечин уверяет, что южнокорейцы передадут технологии, я сомневаюсь, что южнокорейцы захотят создавать себе конкурентов. Поэтому еще большой вопрос, что мы сможем построить на «Звезде», – говорит собеседник.

«Наконец, «Новатэк» заказал в Южной Корее строительство уникальных танкеров самого высокого ледового класса. Таких танкеров для перевозки СПГ в мире больше нет», – говорит Юшков.

Россия способна делать более сложные суда, которые другие не умеют, – ледоколы и исследовательские суда. А танкеры – это куда более простая вещь.


Другое дело, что танкеры высокого ледового класса хорошо подходят для развития Северного морского пути.

«Новатэк» будет использовать эти газовозы исключительно на трассе Северного морского пути для поставки СПГ покупателям. «Если СПГ идет на Запад, то танкер ледового класса приплывает в Бельгию, где СПГ перегружается на обычный СПГ-танкер, зафрахтованный на свободном рынке. А южнокорейский танкер возвращается на Ямал и грузит новую партию. И то же самое, если танкер идет по Севморпути в восточном направлении. «Новатэк» собирается создать на Камчатке перевалочный пункт, где газ будет перегружаться в береговые хранилища и оттуда на обычные танкеры СПГ для отправки в Японию, Китай, Южную Корею (это основные рынки сбыта). Потому что дальше идут теплые моря», – рассказывает Игорь Юшков. Это делается для большей экономической целесообразности: использовать обычные танкеры намного дешевле.

Наконец, важным обстоятельством является цена. «Дешевле заказать танкеры в Южной Корее, потому что они их штампуют десятками и за счет массовости делают дешево. В Южной Корее строят одновременно 2–3 танкера для «Ямал СПГ», а скорость производства танкеров на «Звезде» будет в разы медленнее», – полагает он.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    8 сентября 2017 06:11
    Может и так, но и свое производство надо развивать. Мне кажется все таки обяжут строить N количество танкеров и на "Звезде", «Новатэк».
    1. +3
      8 сентября 2017 10:16
      Автор сам вопрос поднял,сам разжевал и сам дал на все логичные ответы))) добавить нечего. А Звезда без заказов не останется, и даже переживать по этому поводу не стоит.
    2. +3
      8 сентября 2017 15:03
      "...производство надо развивать...". Согласен с Вами. Производство танкеров - это хорошее дело, это рабочие места, это развитие наших технологий. Но в глубине сознания, я понимаю, что танкеры строятся для дальнейшего развития нашего сырьевого экспорта. А тут ещё встретил информацию, что "... Производство грузовых магистральных вагонов в России в январе-апреле 2017 года выросло в 2 раза до 17,8 тыс. единиц...". Наша экономика так резко не выросла, чтобы использовать эти вагоны для внутренних потребностей российской промышленности. Отсюда вывод: будем больше продавать сырья за рубеж. А тут "убила" свежая новость : "...Росстандарт лишил НИИ хлебопекарной промышленности полномочий по управлению стандартизацией хлебобулочных и макаронных изделий. Институт руководил работой соответствующего технического комитета десятки лет. С августа 2017 года судьбу ГОСТов хлеба определяют представители бизнеса — члены Российской гильдии пекарей и кондитеров. Крупные хлебопекарные заводы возмущены этим фактом и демонстративно выходят из состава комитета...". Значит больше хорошего зерна будем вывозить. Следовательно нужно больше вагонов.
    3. 0
      10 сентября 2017 13:53
      Свои судоверфи и так перегружены а сроки строительства просто астрономические,поэтому правильный ход
  2. +3
    8 сентября 2017 06:20
    Хорошая статья, жаль, что нет информации о строительстве новых ледоколов. Читал, что газовозы типа "Кристоф де Маржори" круглогодично без ледокольного сопровождения смогут ходить только на запад от Ямала, а на восток без ледокольного сопровождения только 6 месяцев в году. Эти газовозы серьезная заявка на конкуренцию с СПГ из США для Европы.
  3. +2
    8 сентября 2017 06:37
    Южная Корея лидер в своей отрасли,по всему миру.Если они окупятся,почему бы не закупать?
    1. +5
      8 сентября 2017 14:30
      Если они окупятся,почему бы не закупать?

      И электроника корейская окупается - зачем свою делать? И автомобили у них хорошие.
      Вобщем, всё как всегда - вы нам готовую продукцию, а мы вам газ/нефть/лес кругляк.
  4. +2
    8 сентября 2017 07:10
    Правильно, надо их привязать покрепче к наше карете, чтоб не было потом желаний всяких плохих (как с Францией получилось).Полная интеграция в русский сектор судостроения и не только судостроения ..... good
    1. +8
      8 сентября 2017 09:41
      Цитата: XXXIII
      Правильно, надо их привязать покрепче к наше карете, чтоб не было потом желаний всяких плохих (как с Францией получилось).Полная интеграция в русский сектор судостроения и не только судостроения .....


      Правильно, но их никак не привяжешь. Это исключительно бизнес. В Корее суда с большим водоизмещением строят дешевле, быстрей и надёжней чем у нас. У них достаточно богатый опыт. Пока у нас будут такие тупоголовые законы и мздоимство. Ничего у нас не будут строить в срок и по той цене которая была изначально, да и качество тоже пострадает из-за "удешевления" и отсутствия квалифицированных кадров. профтех училища же все "оптимизировали"! Это как со стоимостью Зенит-Арены. изначально стоила 7, а сейчас 43 миллиарда. А вообще ключевая ставка, по которой ЦБ кредитует банки сейчас, — 9-10%. Это дохрена! Во всех нормальных странах не более 1-2% А ведь от этого зависит и стоимость продуктов и техники и кредитов для населения и бизнеса. К примеру датчанин, японец или австралиец может купить хорошую сельхоз-технику или вычислительную технику в разы дешевле чем у нас. У нас даже авто стоят процентов на 20-30 дороже практически чем во всем мире и даже отечественные машины стоят дорого, так же как и кредиты на них. В итоге наши банки накручивают на своих кредитах ещё столько же. И вкладчикам за использование их средств они платят 10%, а заёмщикам те же деньги предлагают по ставке 25%. А Минфин не хочет субсидировать слишком дорогие кредиты, а недорогих кредитов у нас нет! И в итоге получается замкнутый круг! Бизнеса, который мог бы позволить себе платить такой процент, работая легально, просто не существует. В таких условиях наша экономика никогда не заработает!!! И самое смешное что отечественные банки, в том числе и ЦБ и Сбербанк предпочитают вкладывать деньги в западные экономики (в первую очередь в экономику США), а российскую не считают вообще местом для инвестиций!
      1. +4
        8 сентября 2017 10:42
        Это исключительно бизнес.
        Здесь все и кроется, между собой мы не можем торговать, куча всяких подводных камней появляется (бюрократия,коррупция,жадность). А вот с зарубежным бизнесом тут все проще, как договорились так и торгуем.
        Это как со стоимостью Зенит-Арены
        Тут я вам кажу что много черного пиара, просто эта арены нафиг не кому ненужна была. Но деньги вкладывали, интерес нужно было привлечь не только наших, но и инвесторов. Так как когда деньги льются рекой всегда будет приманивать добычу (разную).
        Ничего у нас не будут строить в срок и по той цене которая была изначально, да и качество тоже пострадает из-за "удешевления" и отсутствия квалифицированных кадров. профтех училища же все "оптимизировали"!
        Тут вы почти правы, есть одно, нам не потянуть такой объем, приходится отдавать заказы в другие страны. Много рассыпалось после развала союза, восстанавливать восстанавливают, но много кадров потеряно и новые не сильно спешат брать такую ношу. Работать за низкую оплату, когда выше гребут как в обед ложкой.
        А вообще ключевая ставка, по которой ЦБ кредитует банки сейчас, — 9-10%. Это дохрена! Во всех нормальных странах не более 1-2% А ведь от этого зависит и стоимость продуктов и техники и кредитов для населения и бизнеса.
        А тут все просто (жадность), ЦБ не дает дешевых денег из за того что наши на половину коммерческие банки, переводят рубли в иностранную валюту и выводят из страны в виде инвестиций! Так можно весь золотой запас профукать быстро, вот и держит ЦБ жесткую политику по кредитам.
        И в итоге получается замкнутый круг! Бизнеса, который мог бы позволить себе платить такой процент, работая легально, просто не существует. В таких условиях наша экономика никогда не заработает!!!
        Да не заработает (бюрократия), власть имущие не хотят чтоб бизнес стал богатым и начал использовать экономическую палку по отношению к власти, указывать как надо жить.
        У нас проблемы не в экономике , а минимальности власти, бизнес элит, люди наши самые прагматичные и целеустремленные. И по сути люди определяют повестку дня, но власть это корёжит (как это холоп что то указывает), а бизнес (мне нищий не указ).А ведь идеи рождаются с низу, корни дерево питаю, дерево дает плоды... Вообщем такую бочку намутили не пойми с чем...
  5. +2
    8 сентября 2017 07:53
    Ещё бы десантные корабли доки у них заказать
    1. +3
      8 сентября 2017 08:07
      У них они плохие. Вернее тот спектр задач и требований под которые они сделаны, не очень подходит другим. Итог - 0 заказов. Однако проект заказать можно. С перевозом на свою верфь.

      Например, один из самых успешных ДКВД сегодня - Макассар, это корейская разработка, которую они перенесли в Индонезию, с модернизацией верфи и организацией конструкторской группы уже в Индонезии. Причем Тарлак и перуанский ДКВД - Индонезия модернизировала (они отличаются от базового проекта) своими силами, без корейского проектанта.
  6. +4
    8 сентября 2017 08:24
    Очередная глупость прихожан алкашцентра. Мистралей им мало,опять решили выставить себя шутами ! Тем более,что регион на грани войны и такое решение чревато убытками и нанесением вреда экономике РФ !
    1. 0
      9 сентября 2017 04:51
      Тока суда Египту не продашь, кроме России они никому ненужны.
      1. 0
        11 сентября 2017 13:07
        О ,,Мистралях'' тоже так думали,или вы думаете,что Египту,флот которого испытывает нехватку фрегатов и корветов современной постройки нужны вертолетоносцы,для которых нет эскорта?!
  7. 0
    8 сентября 2017 08:29
    У нас в городке есть филиал "Звезды", но что-то возрождения не видно...
    1. +3
      8 сентября 2017 08:42
      Если бы давали деньги всем филиалам - то никакой верфи бы не было...

      Строят только Звезда ДВ. Это будет единственная в России судоверфь с полностью современным станочным парком, крановым и сдаточным комплексом. За краны и сдаточный комплекс ответственны китайцы. Мегадок на 40 000 тонн сухого и 300 и 51м размера строит корпорация BSIC в Циндао. Китайские краны уже смонтировали, включая голиаф последнего поколения на 1200 тонн. Это самый точный и самый грузоподъемный кран во всем российском судостроении.
  8. +2
    8 сентября 2017 09:02
    Ничего дурного в том, что мы заказываем за рубежом суда, которые сами не можем построить, я не вижу. Другое дело, что самим эту отрасль надо развивать. А на это уйдёт далеко не один год. Накапливать опыт, которого нет. Создавать свои технологии или заимствовать чьи-то. Вопросов много. Подходить ко всему надо обдуманно. Не тот вопрос, чтобы "шашкой махать".
  9. +2
    8 сентября 2017 09:08
    Газвозы ,такого масштаба в России дело новое,без заказов и технологий со стороны не обойтись,вспомните хотя бы индустриализацию СССР!
  10. +2
    8 сентября 2017 09:36
    Конечно не повредит, только вот вопрос
    Танкер-газовоза «Christophe de Margerie» («Кристоф де Маржери») IMO: 9737187, флаг Кипр, порт приписки Лимасол, построен 09 ноября 2016 года, строительный номер 2418. Судостроитель: Daewoo Shipbuilding Marine Engineering. Владелец: SCF Management Services (Cyprus) Ltd. Оператор: Sovcomflot (UK)

    Этот танкер ходит под флагом Кипра - какой он наш-то?! wassat
    1. 0
      8 сентября 2017 11:02
      Кипр - наш,))) шутка конечно, но в каждой шутке только доля шутки.((( Там много чего зарегистрировано, включая Аэрофлот, например.
  11. 0
    8 сентября 2017 10:18
    Могли бы и военные корабли заказать
    1. 0
      8 сентября 2017 11:31
      военные корабли раз уже заказали.
      у другого американского вассала, правда.
  12. kig
    +3
    8 сентября 2017 12:29
    Машинное отделение "Кристофа":


    В таких бочках хранят газ при температуре -160С

  13. +1
    8 сентября 2017 14:49
    Что-что,но корейцы умеют строить корабли.Мощнейшие верфи,лучшие в Мире.Тоннаж гонят-мама не горюй.До 350 тыс тонн.Возможно и больше.Если состыкуемся-это будет здорово!
  14. 0
    8 сентября 2017 17:28
    Вопрос загрузки отечественных верфей очень важен, но есть и другой вопрос - зачастую суда закупленные на деньги отечественных компаний (даже контролируемых Государством) поднимают флаги удобных стран, а не России.
    И это большая проблема, да и национальная гордость ущемляется.
  15. +1
    8 сентября 2017 19:19
    "...важным обстоятельством является цена. «Дешевле заказать танкеры в Южной Корее, потому что они их штампуют десятками и за счет массовости делают дешево. В Южной Корее строят одновременно 2–3 танкера для «Ямал СПГ», а скорость производства танкеров на «Звезде» будет в разы медленнее»...- этими словами всё и сказано!
  16. +2
    8 сентября 2017 21:27
    «Компетенций у «Звезды» по строительству таких судов нет, и хотя Игорь Сечин уверяет, что южнокорейцы передадут технологии, я сомневаюсь, что южнокорейцы захотят создавать себе конкурентов. Поэтому еще большой вопрос, что мы сможем построить на «Звезде», – говорит собеседник."
    Офигеть belay А у завода "Залив" компетенции есть! Они строили аналогичные посудины. Почему ж не передать туда? Загрузить завод, обеспечить людей работой и зарплатой. А с работой в Крыму край плохо.
    Видимо санкции мешают.
  17. 0
    8 сентября 2017 21:36
    Ну ничего скоро будем сами такие строить
  18. +1
    8 сентября 2017 23:19
    Да-да, и самолеты проще у Боинга заказать... На любое телодвижение найдется отмазка...
  19. 0
    9 сентября 2017 00:26
    завод Звезда чисто пропагандистский проект . жил я в тех краях . это такая дыра Большой Камень . не Владик и даже не Находка . какие нах 300 тыщ - они никак ледовые буксиры не освоят . ни одного стотысячника не построили . последние большие танкеры в Николаеве выпускали во времена СНГ и качество оборудования было там катастрофически ужасное уже на новых . еще больше у меня был шок когда я был на приемке дважды на корейском шипярде STX (второй после хюндая) . там такие мощностя такой космос...от закладки до спуска 9 мес . электронника двигателя котлы - конфетка - всё на гарантии . кстати шанхайский шипярд очень поднялся щас по качеству и по цене корейцев двигают.
    другое дело что в стране в лихую годину отвернулись от собственного производства похерили заводы спецов ни одного большого завода не восстановили тк да стало дешевле брать за границей....пока жареный не клюнет как с теми турбинами сименс.
    сдается мне это будет как те авианосцы по 20 лет будут строить и продадут недоделанными
  20. 0
    9 сентября 2017 04:51
    Уважаемый автор не полностью цитирует высказывание нашего Президента,а он сказал что заказами "Звезда"уже обеспечена до 2035 года.
    1. kig
      0
      10 сентября 2017 07:15
      Портфель заказов судостроительного завода "Звезда" в Большом Камне состоит из 14 судов. Об этом глава "Роснефти" Игорь Сечин сообщил президенту РФ Владимиру Путину, который посетил предприятие в пятницу. Но для выхода на позитивную экономику работы компании до 2035 года "Звезде" нужно поручить портфель в 188 судов. К сожалению, реальность отличается от наших ожиданий, - сказал Сечин. По его словам, контракт на строительство четырех мелкосидящих ледоколов заключили "Роснефть" и "Роспромторг". И это, безусловно, станет "подспорьем для формирования портфеля заказов "Звезды", цитирует Сечина РИА Новости.

      Ранее Владимир Путин призвал российские нефтяные компании увеличить количество заказов на дальневосточной верфи.

      - Я знаю, что уже утвержден перспективный план загрузки предприятия до 2035 года. Рассчитываю, что он будет выполнен. И не просто рассчитываю, а внимательно буду за этим следить, потому что это одно из ключевых условий успешной работы предприятия, - приводит РИА Новости слова Путина.

      Президент добавил, что нефтяные компании ДОЛЖНЫ увеличить число заказов на верфи, ведь ее потенциал позволяет строить большее количество судов.

      Тут, правда, начитнает вырисовываться еще одна проблема: кто именно будет выполнять эти заказы. Специалистов-то нет ....
  21. +1
    10 сентября 2017 12:03
    "....Эти суда соответствуют ледовому классу Arc7, то есть способны преодолевать лед толщиной 2,1 метра при температуре до -52 градусов по Цельсию. Мощность пропульсивной установки – 45 МВт, что сопоставимо с мощностью современного атомного ледокола. Танкер способен перевезти более 170 тыс. кубометров сжиженного газа...."


    И кому нужны ледоколы в таком случае?...
  22. 0
    10 сентября 2017 20:52
    Отечественных предприятий не будет , они в тяжёлом кризисе. Колхозы ликвидировали , народ вымер , а живые сбежали.Вывод - при нашей жизни роста не будет.
  23. 0
    12 сентября 2017 19:16
    хоть метал пусть наш купят на наши танкеры

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»