Танк, тяжёлый поневоле

81
Единственным тяжёлым танком, который поставлялся во время Великой Отечественной войны в СССР союзниками по антигитлеровской коалиции, стал английский Churchill. У американцев же с тяжёлыми танками дело не задалось. Программа по разработке Heavy Tank M6 зашла в тупик. Тем не менее тяжёлые танки в годы Второй мировой войны у них всё же появились. Речь идет о Heavy Tank T26E3, принятых на вооружение как M26 Pershing. Впрочем, «тяжёлым» T26E3 считался условно: фактически эта машина относилась к средним танкам. К тяжёлым его причислили лишь по массе, да и то временно: после войны M26 снова стал средним. Этот материал посвящён испытаниям T26E3 в СССР, в ходе которых его сравнивали с тяжёлыми танками.

В планах по поставкам



Программа разработки средних танков семейства T20/T23 была запущена в США в середине 1942 года. Эти машины радикально отличались от других американских разработок. Вместо схемы с носовым размещением трансмиссии, которую в свое время Гарри Нокс срисовал с английского Vickers Mk.E, эти танки получили классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Конструкция американских танков постепенно эволюционировала, не в последнюю очередь благодаря изучению зарубежных образцов. Есть здесь и отчасти советский след: изучение Т-34 и КВ-1 как минимум повлияло на дальнейшую разработку танков данного семейства. Прежде всего это справедливо в отношении перехода от подвески VVSS к торсионной. Хотя «прописалась» в проекте торсионная подвеска далеко не сразу, в конце концов она победила.

Предполагалось, что оснащённый торсионной подвеской Medium Tank T23E3 будет стандартизирован как Medium Tank M27, но эту машину погубила электрическая трансмиссия. Тем не менее часть танка всё же пошла в серию. Его башню поставили на шасси Medium Tank M4, что заметно улучшило боевую эффективность машины.


Heavy Tank T26E1, Абердинский полигон, январь 1945 года

Дальнейшее развитие проекта пошло по пути создания средних танков T25/T26, получивших более мощные орудия T7 (позже M3) калибра 90 мм. Medium Tank T26 был выбран как наиболее оптимальный вариант. Вопрос в том, что в процессе проектирования его боевая масса выросла до 41,9 тонны. Именно по этой причине принятую для серийного производства версию T26E3 изначально назвали тяжёлым танком. Для сравнения, американский средний танк T23 весил 34 тонны. В некотором смысле американцы повторили «подвиг» немецких конструкторов фирмы MAN, которые начинали разработку Pz.Kpfw.Panther как машины 30-тонного класса, а закончили средним танком с боевой массой почти 45 тонн.

Советские военные о таких перипетиях в эволюции американского среднего танка знали немного. Впервые о программе Medium Tank T20/T23 они услышали летом 1943 года в ходе визита советской комиссии на полигон General Motors. Знакомство с перспективным танком было случайным и стало результатом болтливости Квентина Берга, одного из создателей GMC M10 и GMC T70 (M18).

Танк, тяжёлый поневоле

Заявка Главного бронетанкового управления Красной армии на получение американской военной техники в 1945 году. Как можно заметить, M26 в ней присутствует, причём в достаточно большом количестве

К середине 1944 года стала поступать гораздо более полная информация. Советские специалисты уже знали о том, что перспективные средние танки существуют в разных вариациях, отличаясь друг от друга подвеской и другими элементами. Было известно и о том, что торсионная подвеска далеко не сразу была признана оптимальной. Согласно поступившей информации, подвеска HVSS показала едва ли не лучшие результаты, так что американские военные долго колебались. Знали наши военные и о том, что 25 июля 1944 года Medium Tank T26 и Medium Tank T26E1 перевели в класс тяжёлых танков. Имелись на руках и данные по объёму выпуска танков. В соответствии с ними получалось, что из новых средних танков наиболее массово производились Medium Tank T23, хотя как раз в это время программа T23 постепенно сворачивалась в пользу T25 или T26.


Приёмный акт грузов с транспорта SS August Belmont, который привёз в том числе и новый американский танк

То, что приоритет американцы отдают программе T26, стало ясно ближе к концу 1944 года. Согласно поступившим 13 января 1945 года сведениям, за первые два месяца 1945 года предполагалось выпустить 192 танка этого типа. Уже в этот период прозвучал индекс M26, правда, применительно к T26E1. В реальности обозначение Heavy Tank M26 получила другая машина — T26E3, но случилось это в марте 1945 года. Всего же за 1 квартал 1945 года предполагалось выпустить 450 машин данного типа, а за весь 1945 год целых 6000. Неудивительно, что к марту 1945 года в списке танков, которые предполагалось получать по программе ленд-лиза, значились тысяча T26 и шесть тысяч M4A2(76)W. Американская сторона в целом не высказывалась против этих планов, но сначала предполагалось насытить M26 американскую армию. Тем не менее от поставки в СССР одного образца M26(T26E3) отказываться никто не собирался.

Условно опытный

Для изучения в СССР был доставлен Heavy Tank T26E3 с регистрационным номером 30119961. Это была серийная машина, но советские специалисты её обозначили как опытную. Связано это было с тем, что под индексом M26, как уже говорилось, поначалу фигурировал T26E1. Танк был погружен на борт транспорта SS August Belmont, который также вёз тягачи и 13 средних танков M4A2E8. Транспорт включили в состав конвоя JW-66, который отправился в Мурманск 16 апреля 1945 года и прибыл на место назначения 25 числа. В отличие от JW-65, этот конвой потерь не имел.


Тяжёлый танк T26E3 на НИБТ Полигоне, лето 1945 года

На НИБТ Полигон в подмосковной Кубинке танк прибыл в 20-х числах мая. Была составлена программа испытаний, которая традиционно включала в себя изучение машины, тестирование её ходовых качеств, а также испытание вооружения. С последним пунктом, впрочем, как это часто бывало с иностранными танками, произошла заминка. Дело в том, что танк прибыл без боекомплекта. Хотя в СССР имелись зенитные орудия M1, снаряды от которых подходили к 90-мм танковой пушке M3, понадобилось время для их получения. Жалоба на отсутствие боеприпасов поступила 24 мая, и, судя по тому, что испытания вооружения удалось завершить до июля 1945 года, проблему удалось оперативно решить.


Вид справа. Хорошо заметно, насколько танк отличается от предшественников

Вполне традиционно для подобных испытаний первым их этапом стало изучение нового танка. Этот процесс заметно облегчался тем, что вместе с танком прибыл большой объём технической литературы, включая инструкцию по эксплуатации танка и его орудия. Было подготовлено два варианта технического описания машины: краткий, который вошел в отчёт, и полный.


Переработанная компоновка позволила сохранить высоту на уровне обычного M4A2

Высокий интерес советских специалистов к T26E3 можно легко объяснить. Во-первых, это был первый серийный тяжёлый танк американской разработки, пусть даже тяжёлым он оказался лишь по боевой массе. Во-вторых, с точки зрения компоновки T26E3, как и другие машины семейства T20, разительно отличался от других американских средних и тяжёлых танков. От компоновки по типу Vickers Mk.E здесь было решено отказаться, вернувшись к классической схеме с размещением трансмиссии в кормовой части. К такой концепции американские конструкторы пришли в 1942 году. Забавно, что через год после американцев Генрих Книпкамп ту же самую концепцию решил использовать на Е-50, E-75 и других машинах E-серии. Использование классической схемы на T26E3 привело к тому, что танк получился на 20 см ниже, чем M4A2(76)W. Толщина его брони при этом получилась больше, удалось поставить и башню с более мощным вооружением.


На виде сзади хорошо видны люки моторно-трансмиссионного отделения

Специалисты НИБТ Полигона в ходе изучения предположили, что T26E3 по конструкции основных агрегатов близок к GMC T70. Это предположение было отчасти верным, особенно в отношении конструкции ходовой части. Дело в том, что именно на GMC T70 американцы обкатали конструкцию торсионной подвески, позже использовавшейся на целом ряде американских танков и САУ на их базе. На T26E3 это сходство было уже не столь очевидным, чего не скажешь о T20E3 и T23E3, на которых использовались такие же, как у GMC T70 траки, катки и ведущие колёса. Сходство объяснялось просто: проектирование всех перечисленных машин велось в Tank-automotive Center, располагавшемся в Детройте. Также перешла с САУ на танк, пусть и в сильно измененном виде, система крепления ленивца, которая позволяла поддерживать постоянный уровень натяжения гусеничных лент.


Общая схема моторно-трансмиссионного отделения

Большой интерес вызвала компоновка агрегатов в моторно-трансмиссионном отделении. Между собой моторное и трансмиссионное отделения разделялись блоком, на котором устанавливалась система охлаждения. Испытатели отмечали наличие удобного доступа к агрегатам для обслуживания. Также стоит отметить, что двигатель и блок трансмиссии были объединены в единый узел. Это упрощало установку агрегатного блока в моторно-трансмиссионном отделении. Имелся у подобного решения и ряд недостатков. Во-первых, масса агрегатного блока составляла больше двух тонн, что в полевых условиях усложняло демонтаж. Во-вторых, по отдельности агрегаты вынуть не представлялось возможным, что также усложняло ремонт в поле.


Двигатель и элементы трансмиссии в сборе

Еще одной вещью, которая роднила T26E3 и GMC T70, была схема трансмиссии. На обеих машинах использовалась коробка переключения передач (КПП) Torqmatic Model 900-T, а также гидротрансформатор. КПП, гидротрансформатор и двойной дифференциал были точно также объединены в один агрегат. Главным отличием от трансмиссии GMC T70 было то, что появился планетарный редуктор, расположенный между двигателем и гидротрансформатором. Установили его неспроста: проблемы, которые испытывала САУ на бездорожье, явно были известны не только советским испытателям. Появление планетарного редуктора позволило устранить проблему проворачивания гидротрансформатора.


Общая схема трансмиссии T26E3

Существенным отличием стала компоновка отделения управления. За счёт переноса трансмиссии назад здесь стало гораздо просторнее. Кроме того, управление стало сдвоенным, благодаря чему помощник механика-водителя стал таковым в полной мере. Дополнительным плюсом было наличие у механика-водителя регулировок сиденья в четырёх положениях.


Схема броневой защиты советских специалистов, мягко говоря, не впечатлила. Для тяжёлого танка брони было явно маловато

В целом обеспечивалось удобное управление и хороший обзор, но с одним нюансом. Уже после того, как были проведены ходовые испытания, в октябре 1945 года прошли сравнительные испытания, целью которых был замер усилий на рычагах управления. При развороте танка с минимальным радиусом на 1-й передаче усилие составило 35 килограмм на правом рычаге. При плавном развороте на левом рычаге необходимо было приложить усилие в 32 килограмма. Большими подобные показатели были только у ИС-3. Впрочем, у M4A2(76)W усилия оказались ненамного меньшими.


Схема обзорности из отделения управления

Конструкция корпуса вызвала у советских инженеров смешанные чувства. Во многом это связано с тем, что танк позиционировался как тяжёлый. Сама конструкция корпуса, в которой совместно использовались крупные катаные и литые элементы, вызвала интерес. К её плюсам относились большие люки моторного отделения, которые обеспечивали лёгкий доступ к агрегатам, а также внутренние перегородки, увеличивавшие жёсткость корпуса. Главным недостатком корпуса назвали толщину брони, составлявшей в лобовой части 101,6 мм. Для тяжёлого танка в 1945 году этого было явно недостаточно, да и защита новых советских средних танков, которые испытывались в этот момент, уже была выше. Минусом также назвали выступающий кожух вентилятора между люками механика-водителя и его помощника. Неудачной была признана конструкция крепления бортовых передач, выступавших за габариты корпуса. Существовал высокий риск повредить их на минах или при преодолении препятствий.


Схема обзорности из боевого отделения

Башня также не могла похвастаться большой толщиной брони, составлявшей всё те же 101,6 мм в лобовой части. Её конструкция стала логичным развитием башни среднего танка T23, которая также устанавливалась и на M4A2(76)W. Развитая кормовая ниша позволила свободно разметить радиооборудование. Также башня традиционно для американских танков выгодно выделялась хорошим обзором. Несмотря на немного увеличившиеся размеры башни, место командира советские специалисты назвали несколько стеснённым. Зато очень удобным получилось место наводчика. Удачно были проработаны механизмы наведения орудия. Испытания показали, что при помощи ручного привода поворота башни полный оборот осуществлялся за 100 секунд, а с гидравлическим приводом — за 17.


Схема укладки боекомплекта на полу боевого отделения

Одно из немногих нареканий по месту наводчика вызвали прицелы. Дело в том, что на них была нанесена шкала только для бронебойных снарядов. Стрелять из пушки осколочно-фугасными снарядами, а также вести огонь из пулемёта с помощью этих прицелов оказалось неудобно. Претензии имелись и к малому оптическому увеличению. Место заряжающего в целом признали неплохо проработанным, но не без недостатков. Укладки снарядов, находящиеся на полу, заставляли заряжающего выполнять дополнительные движения, а это несколько снижало скорострельность орудия.

Мягкость хода и прожорливость

Первоначально предполагалось, что танк пройдёт стандартный цикл ходовых испытаний, включающий в себя езду по асфальтовому шоссе, по просёлку и по целине. Перед самым началом испытаний был получен приказ от начальника Главного бронетанкового управления Красной армии (ГБТУ КА) Федоренко о сокращении программы испытаний. В результате вместо 1000 километров дистанцию сократили до 500. Из программы вычеркнули определение максимальной скорости, а также езду по шоссе и по целине.


Т26Е3 во время ходовых испытаний

Движение осуществлялось по лесным дорогам, которые были изрядно разбиты. Это существенно повлияло на среднюю скорость движения, составившую 18,9 км/ч. Её признали хорошей, поскольку в более щадящих дорожных условиях скорость была бы явно больше. Ориентиром стали средние скорости движения других танков, которые примерно в это же время испытывались на тех же самых лесных дорогах. Речь идет прежде всего о тяжёлом танке ИС-3 и среднем танке Т-44. Для ИС-3 средняя скорость чистого движения в этих условиях составила 14,6 км/ч, а техническая — 11,1 км/ч. У Т-44 те же самые показатели составили 17,5 и 15,5 км/ч соответственно. Также проводилось сравнение с американским средним танком M4A4, для которого аналогичные показатели составили 16,5 и 14,8 км/ч, и с немецким средним танком Pz.Kpfw.Panther, по совокупности характеристик наиболее близким аналогом T26E3. Для немецкого танка аналогичные показатели составили 15,8 и 11,4 км/ч.


Американский тяжёлый танк преодолевает затяжной подъём

Большим плюсом американского танка испытатели назвали наличие гидротрансформатора. Благодаря ему наблюдалась высокая приёмистость машины, которая особенно ощущалась на лесных дорогах. Танк быстро набирал скорость. Также отмечалась высокая плавность хода, которая обеспечивалась торсионной подвеской с телескопическими амортизаторами. Подвеска буквально проглатывала небольшие ухабы, благодаря чему средняя скорость движения увеличивалась. До 30 км/ч машина разгонялась по проселку за 15 секунд, проехав 68 метров.


Спуск крутизной 31 градус не стал для танка проблемой
Платой за использование гидротрансформатора стал рекордный для танков такой весовой категории расход топлива. На 100 километров пути T26E3 потреблял 585 литров бензина. Для сравнения, ИС-3 в тех же условиях потреблял 373 литра, а Т-44 378 литров. Надо, впрочем, учитывать тот факт, что у ИС-3 и Т-44 стояли дизельные двигатели. Оснащённые бензиновыми моторами M4A4 и Pz.Kpfw.Panther на той же дистанции потребляли 503 и 595 литров соответственно. Испытатели объяснили рекордный расход топлива у T26E3 низким КПД гидротрансформатора, а также тем, что двигатель работал на постоянных, соответствующих максимальной мощности, оборотах.

Похожие проблемы испытывала и САУ GMC T70, но там вдобавок возникали принципиальные проблемы с преодолением ряда препятствий. Проведённые испытания T26E3 на трогание с места показали, что установка планетарного редуктора в значительной степени решила эти проблемы.


Преодоление косогора крутизной 35 градусов

Повлияли улучшения в трансмиссии и на результаты преодоления подъёмов и спусков, а также на преодоление косогоров. Выяснилось, что танк успешно преодолевает подъёмы крутизной 31–32 градуса, как и указывалось в его инструкции. Также соответствовали действительности указанные американцами данные по максимальному углу спуска — 31 градус. Преодолел танк и косогор крутизной 35 градусов. Не вызвала проблем буксировка американским танком тяжёлого танка ИС-2, правда, расход топлива при этом вырастал до 160 литров в час.


Самым серьёзным дефектом стало разрушение бандажей опорных катков

В ходе испытаний танк продемонстрировал высокую надёжность. Единственная проблема с мотором случилась на 126-м километре пробега, да и то потому, что была допущена ошибка при монтаже шкива привода ремня вентилятора. На 54-м километре произошла единственная поломка трансмиссии: сломался валик привода масляного насоса. После его починки валик ломался ещё раз, по месту сварки. Тогда его заменили, сделав такую же деталь. Наибольшие проблемы выявились с ходовой частью. Во-первых, наблюдался большой износ зубьев ведущих колес. Во-вторых, ближе к концу ходовых испытаний разрушился бандаж одного из опорных катков. В дальнейшем началось частичное разрушение и бандажей других опорных катков.


Бронебойные снаряды M77 (слева) и M82

Следующим этапом стало испытание вооружения. На Heavy Tank T26E3 была установлена 90-мм пушка M3, имевшая баллистику зенитного орудия M1. К моменту начала испытаний удалось получить оба типа бронебойных снарядов к ней, а также осколочно-фугасные. По итогам испытаний на скорострельность удалось добиться показателя в 6–7 выстрелов в минуту. В ходе стрельбы с коротких остановок удалось добиться скорострельности 1 выстрел в 11 секунд. Столь долгие промежутки между выстрелами стали результатом того, что при остановке танк некоторое время раскачивался. Точность стрельбы с коротких остановок была признана хорошей.


Снаряд M82 показал менее впечатляющие показатели бронепробития

В ходе стрельбы с хода удалось добиться 40–50% попаданий при движении на скорости 12–13 км/ч, и 10–20% при движении на скорости 24–26 км/ч. В отличие от M4A2(76)W, на танке отсутствовал гироскопический стабилизатор орудия, что очень сильно сказалось на результатах стрельбы. Испытания на устойчивость корпуса при стрельбе дали вполне удовлетворительные результаты.

Совсем другая картина вырисовалась в ходе определения загазованности боевого отделения при стрельбе. Выяснилось, что уровень загазованности значительно превышает нормы. При включении вентилятора и двигателя уровень загазованности падал, но всё равно оставался на высоком уровне.


Следы от попадания в бортовую броню «Тигра» снарядами M77 на дистанции 1300 метров

Весьма неоднозначными оказались и результаты испытаний орудия на пробиваемость. При стрельбе использовалось два типа бронебойных снарядов: остроголовый M77 без бронебойного наконечника и остроголовый M82 с бронебойным и баллистическим наконечником. Для отстрела использовались отдельные плиты немецкого тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, установленные под разными углами наклона. По итогам испытаний выяснилось, что снаряд M77 пробивает плиту толщиной 82 мм под углом наклона 50 градусов на дистанции 1300 м. В целом этот результат признали схожим с данными немецкой 88-мм пушки KwK 36. Результаты хорошие, но дело в том, что на немецких танках, особенно тяжёлых, стояли куда более мощные орудия. Также американское орудие оказалось немного лучшим 85-мм советского орудия С-53, но было хуже 100-мм пушки Д-10.

Серьёзная недооценка

Не совсем заслуженный статус тяжёлого танка и крайне неоднозначные в связи с этим результаты испытаний стали причиной достаточно сурового вердикта. Признавая ряд положительных качеств T26E3, испытатели посчитали T26E3 не отвечающим современным требованиям. Но ведь на деле T26E3 был не тяжёлым танком, а средним. Да и заключение советских специалистов о том, что это опытный танк, оказалось большой ошибкой. Heavy Tank T26E3 вполне успешно воевал в последние месяцы Второй мировой войны. Вместе с тем вердикт о слабости его брони по итогам боёв подтвердился.

Спустя 5 лет M26 Pershing, уже в статусе среднего танка, воевал в Корее. Там его противниками оказались Т-34–85, которые он значительно превосходил. Как бы то ни было, обвинять испытателей в недооценке американского танка не стоит. Формально он значился тяжёлым, поэтому советские специалисты и сравнивали его с немецкими тяжёлыми танками, а также с ИС-3. До наших дней испытывавшийся в СССР танк не дожил: по окончании испытаний он отправился в Ленинград, откуда уже не вернулся.
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    10 сентября 2017 06:18
    Достойный прародитель М46, М48, М60.
    1. 0
      13 сентября 2017 06:54
      Думаю вам всем будет интересно: американская конференция по вопросам танкостроения,3 части:




      на этом канале много такого имеется.
  2. +9
    10 сентября 2017 06:19
    Спасибо. Интересно, подробно, доходчиво. Впечатляющий отчёт. soldier hi
    1. AUL
      0
      10 сентября 2017 09:10
      Хорошая статья, автору спасибо!
  3. +1
    10 сентября 2017 07:31
    Насчет средне-тяжелого, то скорее всего отказ произошел из-за наличия Т-44, у которого защита и вооружение были не хуже. В Корею они, как и Т-54 разумеется не попали, хотя по поколениям как раз соответствовали Першингу. А вообще это один из самых удачных американских танков, развивался вплоть до Абрашки, включая М60. Явно сказался боевой опыт и начала нарабатываться конструкторская школа. Но замена вышла откровенно сомнительная.

    В принципе гляжу вот и вижу что у них было всего по сути ТРИ основных или средних танка - М3 Ли и М4 Шерман, семейство от М26 до М60 и сейчас Абрашка. Остальные не в счет.
    1. 0
      10 сентября 2017 21:37
      Цитата: kugelblitz
      В принципе гляжу вот и вижу что у них было всего по сути ТРИ основных или средних танка - М3 Ли и М4 Шерман, семейство от М26 до М60 и сейчас Абрашка. Остальные не в счет.

      Вы уж определитесь, основных или средних. Это две большие разницы.
      Ну и добавлю, что М3 Ли - таки ж "эрзац"-танк. Сугубо временное решение в условиях цейтнота.
  4. +4
    10 сентября 2017 09:00
    До наших дней испытывавшийся в СССР танк не дожил: по окончании испытаний он отправился в Ленинград, откуда уже не вернулся.
    Сейчас один из "Першингов" имеется в музеи города Верхняя Пышма на Урале. Из всех имеющихся танков союзников той поры он ЕДИНСТВЕННЫЙ производит впечатление законченного и полноценного танка. К слову, его с некоторых ракурсов вполне можно попутать с ИС-2

  5. +3
    10 сентября 2017 10:18
    Першинг плавно перешел в Паттон М47.
    На фотке Паттон в израильском танковом музее Латрун.
  6. +1
    10 сентября 2017 10:25
    Вот я удивляюсь,ведь Т26 по сути секретный танк,США его СССР для ипытаний предоставили,а ответки в виде ИС-3 не последовало,ведь он уже был на параде в Берлине и американцы наверняка на него глаз положили?
    1. +2
      10 сентября 2017 12:34
      Какие ответки? Шел широким потоком Ленд-Лиз. Что СССР заказывал, то
      американцы и высылали, без заморочек. Когда война закончилось, поток внезапно прекратился.
      Но кое-что успели проверить на полигонах.
      А англичане, по инерции, даже после войны продолжали снабжать СССР. Движки для МиГ-15
      отдали уже после войны.
      1. +6
        10 сентября 2017 13:37
        Цитата: voyaka uh
        отдали

        Продали...
        1. +2
          10 сентября 2017 13:58
          С движками "Дервент" и "Нин" компании "Роллс-Ройс" для советской авиатехники история очень интересная и, где-то даже таинственная. Но это обсуждение выходит за рамки данной статьи. Хотя я лично с удовольствием бы почитал что-нибудь развёрнутое на эту, черезвычайно, интересную тему!
          1. +1
            11 сентября 2017 12:04
            Я где то читал,не помню уж где,что с бриттами был взаимный обмен: они нам реактивные движки,мы им артиллерию.Хотите верьте,хотите нет.
            1. 0
              11 сентября 2017 20:11
              Цитата: andrewkor
              Я где то читал,не помню уж где,что с бриттами был взаимный обмен: они нам реактивные движки,мы им артиллерию.Хотите верьте,хотите нет.

              Чего-то слабо верится. Какую артиллерию мы поставляли Британии ? Мне на ум приходит только ЗИС-2, но только в единичных экземплярах и только в первой половине войны. А Дервенты и Нины-это уже холодная война.
              1. +1
                12 сентября 2017 05:12
                Уважаемый Альф ,конечно поставили неск.шт.движков,а остальные по лицензии или копирайт,как и было всегда.
                1. 0
                  12 сентября 2017 09:13
                  Из рецензии Макса Хастингса (Max Hastings) "Наша битва с Британией" на книгу американского исследователя Джеффри Энгеля (Jeffrey A. Engel) "Холодная война на высоте 30000 футов. Война между Англией и Америкой за господство в воздухе": "Первый спор имел место в 1946 г., когда Советское правительство запросило лицензии на производство британских реактивных двигателей и вскоре после этого покупку образцов самолётов «Метеор» и «Вампир». «Мы надеемся, «Роллс-Ройс», производитель двигателей обоих типов, писал в правительство, « что политика не помешает нам выполнить этот заказ!» Сначала, правительство было действительно негативно настроено. Во время, когда RAF (королевский воздушные силы) ещё летают на поршневых самолётах, Министр ВВС был шокирован предположением, что может найти свои эскадрильи, ведущими воздушный бой с русскими реактивными самолётами, построенными на передовых британских технологиях.
                  Но левый президент торговой палаты Стаффорд Крипсс, политик, ошибавшийся почти всегда, страстно лоббировал продажу Советам всего, чего они захотят. «Это поле, на котором мы впереди всего мира и на котором мы можем ожидать очень выгодного экспорта», писал он,- «Если мы сдержим его, то разве мы не помешаем фирмам, чьи исследования дают столь замечательные результаты?» Премьер-министр Клемент Эттли решил компромиссно, одобрил продажу двигателей, но не самолётов. Он написал в 26 сентября 1946 г.: «Я не вижу оснований для отказа в поставке (двигетелей) в СССР, так как поскольку отказ будет только причиной беспокойства и подозрений».
                  Примерно 85 двигателей Нин и Дервент Роллс-Ройс были отправлены Советам. Британский военно-воздушный атташе в Вашингтоне телеграфировал в Лондон, о негодовании в военных кругах США. Британия в ответ сослалась на экономическое состояние, «которое плачевное и стало похоже на положение во Франции»…
                  Расплата за эту сделку пришла в ноябре 1950. Посреди Корейской войны, русские ошеломили Запад, развернув истребители МиГ-15, которые превосходили всё, что США и Британия могли поднять в воздух против них, пока Сейбры не были переброшены в Корею. В апреле 1951 Кларенс Браун, конгрессмен от Огайо, заявил, что был обнаруженный сбитый МиГ-15 снабжён двигателем – точной копией тех, что были поставлены британцами русским.
                  Вашингтон категорически отрицал это, заявляя, что в руки американцев не попадали обломки самолета. Разоблачения Брауна казались дискредитированы. Но конгрессмен был недалёк от истины. Правительство США солгало, чтобы сохранить Атлантический союз. Было правдой, что ни одного сбитого самолёта не было найдено. Но союзники знали, что двигатель МиГ-15, действительно, был копией Rolls-Royce Nene. Подтверждение пришло после изучения самолёта, сбитого несколькими днями после заявления Брауна. Лондон был вынужден признать. что решение 1946 года о продаже Советам было ужасной ошибкой».
                2. 0
                  12 сентября 2017 17:30
                  Цитата: andrewkor
                  Уважаемый Альф ,конечно поставили неск.шт.движков,а остальные по лицензии или копирайт,как и было всегда.

                  Так какую артиллерию мы поставляли в Британию ?
      2. 0
        10 сентября 2017 16:26
        Ну, как бы не всё. Б-29 пришлось копировать, например, а просили и их.
        1. +1
          11 сентября 2017 09:08
          просили Москито-дали Албемарл, Просили Галифакс и Ланкастер-подсунули Стирлинг, с 3-й попытки 1 штуку приняли и тот использовали как транспортный
          1. 0
            11 сентября 2017 20:11
            Цитата: serg.shishkov2015
            просили Москито-дали Албемарл, Просили Галифакс и Ланкастер-подсунули Стирлинг, с 3-й попытки 1 штуку приняли и тот использовали как транспортный

            Москито дали, в НИИ ВВС его испытали.
            1. 0
              12 сентября 2017 06:08
              да, 2 В Мк,4, и испытали, понятно, что на Ланкастер англы молились, старались использовать только как бомбёр
              1. 0
                12 сентября 2017 17:31
                Цитата: serg.shishkov2015
                да, 2 В Мк,4, и испытали, понятно, что на Ланкастер англы молились, старались использовать только как бомбёр

                А как еще можно было использовать Ланкастер ?
                1. 0
                  13 сентября 2017 10:24
                  немного-минзаг, ЛЛ и стратегический разведчик, и это так и было
                2. 0
                  14 сентября 2017 08:43
                  англы с ним после войны много чего делали, даже пассажирский с 2 штатными Мерлинами и 2 ТРД Нин-1, а уж ЛЛ после войны было,,,
        2. 0
          11 сентября 2017 11:59
          Согласен с Вами полностью,не стал копать далее т.к. речь идёт о конкретном танке.
        3. 0
          11 сентября 2017 20:12
          Цитата: samoletil18
          Б-29 пришлось копировать, например, а просили и их.

          А Вы не ошиблись, Б-29 и Б-24 не перепутали ?
          1. 0
            12 сентября 2017 06:10
            скопировали В-29, а В-24 штук 20 -30 попало после вынужденных посадок
            1. 0
              12 сентября 2017 17:32
              Цитата: serg.shishkov2015
              скопировали В-29, а В-24 штук 20 -30 попало после вынужденных посадок

              Б-24 еще комиссия Громова запросила, но был дан официальный отказ.
              1. 0
                13 сентября 2017 10:25
                спасибо за уточнение
                1. 0
                  13 сентября 2017 20:02
                  Цитата: serg.shishkov2015
                  спасибо за уточнение

                  Не за что, всегда рад помочь.
          2. 0
            13 сентября 2017 10:42
            И 2 Ланкастера восстановили из 6
      3. 0
        11 сентября 2017 11:57
        Уважаемый Вояка,обратите внимание на дату заявки ГБТУ - март 1945 г. на танк ,принятый на вооружение армией США только в январе того же года и про который в СССР узнали случайно благодаря утечке( см. там же в статье).Позвольте уж мне все таки считать этот танк секретным.Хоть один танк для испытаний янки вынуждены были отдать.Своим согласием вступить в войну с Японией СССР много чего с Америки поимел.Советские танки в Абердине тоже испытывались,но не новейшие же ИС-3 и Т-44.
        1. 0
          11 сентября 2017 14:08
          Список заказов интересный, учитывая дату: МАРТ 1945 года. Со всеми бюрократичскими
          процедурами и временем комплектации и доставки получить рассчитывали не раньше, чем через неколько месяцев.
          В списке: 4 тысячи (!) зенитных установок!
          Неужели Люфтваффе еще доставало? Не было господства в воздухе?
          У Квантунской армии авиации не было вообще, вернее тотально не было керосина и бензина.
          От кого зенитки?
          1. 0
            11 сентября 2017 19:26
            Да,с ленд- лизом вообще много интересного проиходило хотя бы по возврату не использованного вооружения и материалов.В двух словах коммента не расскажешь.
          2. 0
            11 сентября 2017 20:13
            Цитата: voyaka uh
            От кого зенитки?

            А от кого Кингкобры и Спитфайры-9 в войска не пошли ?
      4. 0
        11 сентября 2017 15:25
        это было не в рамках ленд-лиза. Просто фирма захотела срубить бабла.
        1. 0
          12 сентября 2017 06:26
          а 30 О-52 США нам просто подарила из-за устаревшей концепции машины
      5. 0
        7 января 2018 15:36
        Как раз серьёзные проблемы даже с поставкой незначительных партий вооружения, техники и материалов были!
        Почитайте источники.
        А уж про второй фронт и говорить нечего.
        Англичане просто ждали чья возьмёт.
        Впрочем что от них ожидать, даже зная о планах и точной дате атаки Японии на Пёрл-Харбор, они (англичане) не предупредили США, т.к. англии было жизненно необходимо втягивание в войну США.
        Личное послание Сталина г-ну Черчиллю.
        18 июня 1941 года!
        ...Мне кажется, далее, что военное положение Советского Союза, ровно как и Великобритании, было бы значительно улучшено, если бы был создан фронт против Гитлера на Западе (Северная Франция) и на Севере (Арктика).

        том первый . Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер министрами Великобритании 1941-1945 гг.
        Сталин в переписке был вынужден напоминать Черчиллю о тех или иных образцах вооружения, материалов и.т.п. Но Черчилль часто отписывался, что вынужден направить ранее выделяемые для Красной Армии вооружения и материалы в свою армию из-за острой необходимости.
        Причём Сталин вынужденно обсуждал поставки и объём оружия и материалов просто несопоставимый с масштабом боевых действий в СССР.

        И вот Вам ещё для примера цитата из письма:
        У.Черчилля И.В.Сталину Получено 10 июля 1942 года!
        (посмотрите карту где тогда были немцы, может быть они оккупировали все промышленные города Англии к этой дате?)
        "Я только что узнал от Президента Рузвельта о том, что Вы дали согласие на отправку нашим вооружённым силам в Египте 40 бомбардировщиков "Бостон" прибывших в Басру на пути к Вам..."
        Июль 42 года, немцы оккупировали всю западную часть СССР, англичане находятся в несравненно лучшем положении чем СССР.
        И не стесняются брать 40 бомберов обещанных Рузвельтом Сталину.

        За ленд лиз заплачено кровью наших солдат.
        За ленд лиз заплачено золотом нашей Родины.

        История всё расставит по местам.
        1. +2
          7 января 2018 15:44
          "Англичане просто ждали чья возьмёт"///

          Первые танки и другая военная техника из Англии
          прибыли в порт Архангельска в сентябре 1941 года.
          И техника успела попасть под Москву к декабрю 1941 года.
          Что способствовало успеху контрнаступления под Москвой.
          Пехота тогда больше ездила на Валлентайнах, чем на Т-34.
  7. +1
    10 сентября 2017 13:52
    Действительно, скорее "средний" чем "тяжёлый". Автору спасибо за статью, подробно, обстоятельно!
    1. 0
      10 сентября 2017 18:40
      Смотря с каким "средним" сравнивать - с Т-34-85 (32,2 тонны) или "средней ПАНТЕРОЙ" (44,8 тонны)!
      Масса "Першинга" - 43,1 тонны!
      Тяжёлый ИС-2 - 46 тонн...
      Так с каким "середняком" сравнивать будете?
      1. +2
        11 сентября 2017 09:11
        полностью согласен,как и сравнивать Т-70 с Чаффи и Валлентайном
      2. +2
        11 сентября 2017 20:16
        Цитата: hohol95
        Так с каким "середняком" сравнивать будете?

        Судя по времени выпуска, М-26 надо сравнивать с Т-44. Да и Пантера средним танком никогда не была, эдакий мутант-недоросль. По весу, стоимости и пригодности к серии-тяжелый, по вооружению, подвижности и бронированию-средний.
        1. 0
          11 сентября 2017 22:46
          Не подскажите ли танк средней весовой категории (только не Pz.IV ausf.H с лобовой бронёй доведённой до 80 мм) с лобовой бронёй в от 80 до 100 мм?
          На момент начало и конец производства М26-го танк Т-44 не был массовым хотя и было их выпущено примерно на 200 по другим данным 400 штук больше! На 1947 год в армии было приблизительно 17 тысяч Т-34-85!
          Даже к началу Корейской войны основным танком Советской Армии оставался Т-35-84!
          Парк новых средних танков Т-44/Т-54 га 1952 год не превышал 4 тысяч машин!
          К тому же Т-44 был вооружён тем же 85мм орудием ЗИС-С-53!
          1. +2
            12 сентября 2017 17:28
            Цитата: hohol95
            Не подскажите ли танк средней весовой категории (только не Pz.IV ausf.H с лобовой бронёй доведённой до 80 мм) с лобовой бронёй в от 80 до 100 мм?

            А почему танк весом в 41,5 тонны считают средним ? Давайте сравнивать честно. Танки массой более 40 тонн относятся к классу тяжелых. А если равнять с нашими одноклассниками, то его оппонент- ИС-2, который превосходит его практически по всем параметрам, кроме максимальной скорости (но не тактической) и скорострельности.
            Цитата: hohol95
            На момент начало и конец производства М26-го танк Т-44 не был массовым

            Разумеется, Т-44 не был массовым, т.к. он с самого начала считался временным до начала производства Т-54.
            Заказ на полномасштабное производство Т26Е3 выдали в январе 1945 г., арсенал в Грэнд Блэнк с ноября 1944 г. по июнь 1945 г. выпустил 1190 машин, а Детройтский арсенал в марте-июне 1945 г. - 246.

            Темпы производства Першингов ни превышали таковое у Т-44.
            Цитата: hohol95
            На 1947 год в армии было приблизительно 17 тысяч Т-34-85!

            А сколько на 1947-й год в армии США было Шерманов ? Першинг тоже не стал массовым танком США.
            Цитата: hohol95
            Парк новых средних танков Т-44/Т-54 га 1952 год не превышал 4 тысяч машин!

            Першингов было выпущено 1436 штук. Основной рабочей лошадкой в армии США также оставались Шерманы.
            1. 0
              12 сентября 2017 19:38
              Но американцы могли отправить на Корейский полуостров танки "Першинг", "Шерман" и "Паттоны" для поддержки остатков бесполезных против Т-34-85 М24 "Чаффи"! А СССР увы мог делиться только Т-35-85-тыми!
              На границах тучи продолжали ходить хмуро ...Да и Т-44 был с таким же, как у Т-34-85 орудием! А облик Т-54 окончательно оформился только к 1952 году - в 1949 году сборка Т-54 из-за многочисленных жалоб из БелВО была вообще остановлена и заводы №183 и №75 платили людям зарплату, но за весь год было собрано только 54 танка - 13 опытных образцов, 25 учебных, 16 серийных! Не было у СССР "лишних" новых средних и тяжёлых танков !!!
              1. 0
                12 сентября 2017 20:48
                Цитата: hohol95
                А СССР увы мог делиться только Т-35-85-тыми!

                СССР поставил еще ИС-2, но применять их корейцы не стали.
                Чем различались Паттон и Першинг ? Основное отличие-новый двигатель.
                1. 0
                  12 сентября 2017 22:17
                  Есть сведения о 38 ИС-2 у китайских добровольцев - но нет информации о их применении!
                  Корейцам поставили ИС-3 но уже после окончания боёв!
  8. +3
    11 сентября 2017 10:16
    Во-первых, это был первый серийный тяжёлый танк американской разработки, пусть даже тяжёлым он оказался лишь по боевой массе.
    Уважаемый автор поясните - по каким ЕЩЁ критериям (кроме массы) танки классифицировали, как ТЯЖЁЛЫЕ???
    Германцы игрались с калибрами установленных на машинах орудий (по этому и окрестили "Пантеру" средним танком, англичане баловались классификацией по выполняемым танками обязанностям - крейсерский, пехотный), но весь остальной мир отталкивался от МАССЫ самой машины.
    1. 0
      11 сентября 2017 16:06
      а может всё-таки надо идти от бронирования? Но бронирование и масса не одно и то же.
      1. 0
        11 сентября 2017 16:15
        А толщина брони разве не добавляет массы самому "агрегату"?
        К тому-же верхний лобовой лист Т-34-85 был 45мм на 60 градусах наклона, а у Першинга все 102 мм да под наклоном 46 градусов! Как у Тигра первого лоб был из 80; 62 и 100 мм бронеплит сварен!
        У Шермана верхний лобовой - 51мм на 56 градусов...
        Идя от толщины брони Першинг всё равно попадает в разряд тяжёлых танков!
        1. +1
          11 сентября 2017 16:19
          Поэтому наши спецы его и завернули, как тяжелый до ИС он явно не дотягивал.
          1. 0
            11 сентября 2017 16:30
            ИС-у он был приблизительно равен! Просто опять была разница во взглядах на применение тяжёлых машин в армиях союзников и вермахте (борьба с танками противника - орудия 75/88/90 мм с унитарными снарядами) и РККА (пробивная машина для прорыва укреплённых позиций с сильным осколочным снарядом (при минусе в скорострельности из-за раздельного заряжания)! Союзникам хватало тяжёлой артиллерии, а мы её замещали тяжёлыми САУ и танками ИС-2! Попытка установить в ИС-2 пушку Д-10Т усрехом не увенчалась! Размеры башни не позволяли заряжающим работать со 100мм -ми снарядами!
            Вот и всё! По броне, но калибру орудия Першинг на 1944-1945 годы был тяжёлым танком!
            1. 0
              12 сентября 2017 10:41
              вы кое в чем ошибаетесь. во-первых, важно не количество брони, а ее достаточность.
              У першинга ее не хватало и из-за компоновки сложно было что-то добавить.
              а на ИС брони хватало, чтобы на километровой дистанции быть неуязвимым.
              во-вторых, у РККА не тяжелой артиллерии не хватало, а САУ аля немецкий Хуммель.
              Именно их роль частично подменяли ИС-2 и су-152, су-122.
              1. +2
                12 сентября 2017 14:43
                Это 102 (100) мм при угле наклона в 46 градусов было недостаточно?
                Уже после первых столкновений ИС-2 с тяжелыми танками противника выяснилось, что штатный 122-мм остроголовый бронебойный снаряд БР-471 способен пробить лобовую броню «Пантеры» лишь с дистанции 600–700 м.
                Более слабая лобовая броня «Тигра» поражалась с расстояния 1200 м, но попасть с такой дистанции в немецкий танк могли только хорошо подготовленные опытные наводчики. При обстреле немецких танков мощными осколочно-фугасными гранатами ОФ-471 у ИС-2 имело место растрескивание сварных швов и даже отрыв лобового листа по сварке.
                Лобовые детали у "Тигра" стояли практически вертикально! А к "Першинга" с толщиной и наклоном брони было всё в полном порядке!
                Поэтому Т-34-85 (и Т-44 то-же) могли их отстреливать только в борт, но это получалось у северокорейских танкистов получалось крайне редко!
      2. +1
        11 сентября 2017 16:33
        Вы танк Т-35 к какому классу машин относите? По лобовой броне в 30 мм к средним? Или по массе всей машины в 50 тонн к тяжёлым?
    2. 0
      12 сентября 2017 08:53
      да и получается их тяжёлый Pz4f1 где-то между Т-28 и Т-34-76
      1. +1
        12 сентября 2017 09:20
        Германцы сперва классифицировали танки по калибрам установленного вооружения.
        Pz.III средний из-за 37/50мм пушек, а Pz.IV считали тяжёлым из-за 75мм пушки! А затем окрестили Pz.V "Пантера" средним опять таки из-за 75мм орудия laughing ! Так, как тяжёлый "ТИГР" был вооружён 88мм орудием!
        В общем тумана много...
        1. +1
          12 сентября 2017 17:53
          Цитата: hohol95
          В общем тумана много.

          Тумана много, это Вы верно заметили. Если считать по немецкой классификации, то и Т-26, т БТ-5/7 тоже можно считать средними, пушка-то 45 мм, а Т-34-тяжелый с 76-мм. В общем, сам черт не разберет.
          1. 0
            12 сентября 2017 19:18
            Это по германской классификации! По советской - Т-26 - лёгкий танк сопровождения пехоты массой около 10 тонн; БТ-2/5/7 - лёгкие танки массой до 14,2 тонны(англичане окрестили бы их за скоростные характеристики крейсерскими); Т-28 средний танк - 25,4 тонны (немцы могли окрестить тяжёлым за 76мм пушку, англичане танком поддержки пехоты - "Матильда II" весила 27 тонн); Т-35 естественно тяжёлый и по массе в 50 тонн и по количеству вооружения (мог быть обозван англичанами тяжёлым пехотным танком) и соответственно Т-34 (крейсерский для англичан и тяжёлый для немцев до встречи с более тяжёлым КВ-1), КВ-1 для британцев однозначно тяжёлый пехотный!
            Германцы конечно смастерили Pz.KpfW.I Ausf.F массой в 21 тонну и лобовой бронёй в 80/60мм, но вооружён он был спаркой пулемётов MG-34 и всеми относится к лёгким танкам из-за вооружения.
            Pz.KpfW.I Ausf.F был создан в 1938—1939 годах на роль тяжёлого штурмового танка, предназначенного для штурма укреплённых линий. В 1940—1941 годах было выпущено 30 единиц этого танка, однако к 1942 году, когда он был принят на вооружение, необходимость в нём в первоначальной роли отпала. С 1943 года он использовался в противопартизанских операциях на Восточном фронте и в Югославии.

            Проще делить технику по массе машины, а не по толщине брони или калибру установленного орудия!
            1. 0
              12 сентября 2017 20:35
              Цитата: hohol95
              Проще делить технику по массе машины, а не по толщине брони или калибру установленного орудия!

              Скажу "по секрету"-для меня советская система классификации по массе единственная реальная, которая наилучшим образом соединяет все ТТХ боевой машины. Эта классификация оказалась самой жизненной из всех других и прожила без изменения до введения современной классификации "основной танк". Все другие, что немецкая, что британская, были вынуждены изменяться. Поэтому для меня Пантера и Першинг-тяжелый танк, а если они по своим БОЕВЫМ данным до тяжелых не дотягивают, то это проблема только их создателей и эксплуатантов.
          2. 0
            13 сентября 2017 10:29
            а Ричард Огоркевич после войны предложил класс лёгкосредних танков и в него ввёл БТ-7и Т-3,и др,,а БТ-7 счёл лучшим
            1. 0
              13 сентября 2017 20:05
              Цитата: serg.shishkov2015
              Огоркевич

              "Классическая" британская фамилия, очень на Островах "распространенная". laughing
              Цитата: serg.shishkov2015
              предложил класс лёгкосредних танков

              Опять же по кривой британской классификации, не по массе, а по ТТХ.
              1. 0
                14 сентября 2017 08:19
                Т-3 на полкласса опустил, БТ-7 наоборот -повысил
          3. 0
            13 сентября 2017 15:44
            И получается, что Т-18М- средний танк! Брр,действительно шиза!
        2. 0
          13 сентября 2017 11:14
          Я считаю, что наши танки и БА с 45-мм пушкой на 1941 г по вооружению равны зарубежным средним танкам, Поправте, если я не прав
          1. 0
            13 сентября 2017 13:20
            По вооружению они были равны! Пишут о недостаточном бронепробитии бронебойных 45мм снарядов (были бракованные партии). Но проигрывали в толщине лобовой брони (германцы увеличили толщину лобовых деталей на своих средних танках до 50мм - семейство БТ и Т-26, подготовленности к боям из-за нехватки запасных частей тот-же Т-26 и Т-28 (часть была экранирована и в Карелии использовались 3 машины до 1944 года). Уступали по приборам наблюдения, связи, вентиляции внутри машин! БА уступали в подвижности вне дорог и были предназначены для охраны и разведки, а их кидали в атаки для поддержки пехоты! Всё упиралось в наличие горючего, запасных частей, бронебойных снарядов к 76мм орудиям (Т-28, Т-34, КВ-1) и самое главное ВЫУЧКА ЭКИПАЖЕЙ! Плюс поддержка артиллерии, пехоты и авиации...
            1. 0
              13 сентября 2017 13:54
              НАШИ /испытывали Т-26 против R-35 (или 38) Дальность гарантированного пробития из 45-мм около 270 м, такчто тонкая броня наших танков шансы уравнивала, к сожалению
            2. 0
              13 сентября 2017 15:28
              хотя отдельные экипажи добивались на этих танках успехов, о это не изменило общую картину 1941,,, И Астатюк на малютке Т-60 свою Звезду не просто так получил, Это к вопросу о выучке и ГЕРОИЗМЕ
              1. 0
                13 сентября 2017 15:38
                В том то и дело, что ОТДЕЛЬНЫЕ ЭКИПАЖИ или ОТДЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ...
                Асатюк молодец! Героизм,но обдуманный и правильно исполненный!
                И незабываем о том, что основная часть танков потерянных в 1941 году были уничтожены противотанковой артиллерией, авиацией и была брошена по причине отсутствия горючего, запасных частей и боеприпасов!
                «Тов. Яковлев в боях с фашистскими оккупантами проявил себя верным сыном Социалистической Родины, героем Отечественной войны. В течение 6 дней, с 20 по 26 декабря 1941 года (в боях за Красный Бор), командир танка Т-26 Яковлев не выходил из машины, беспощадно уничтожая живую силу и технику врага.
                После взятия нашими частями противотанкового рва немцы пытались возвратить утерянные ими выгодные рубежи. Они трижды контратаковали наши танки.
                Тов. Яковлев, подпуская фашистов на 100 метров, в упор расстреливал их и снова переходил в атаку.
                Только за одну ночь с 22 на 23 декабря им уничтожено свыше 200 солдат и офицеров противника, два дзота, три ПТО, 4 пулеметных гнезда, три миномета с прислугой и склад боеприпасов в дер. Красный Бор.
                Танк Яковлева имел 9 пробоин, но отважный командир сумел его вывести с поля боя».
                Младшему лейтенанту Яковлеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
                Были прецеденты - на Т-70 подбивали "Пантеры" или Pz.IV-е.
                "6 июля 1943 года в боях за д. Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б. В. Павлович, умудрился подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру»!
                Совершенно исключительный случай зафиксирован 21 августа 1943 года в 178-й танковой бригаде. При отражении вражеской контратаки командир танка Т-70 лейтенант А. Л. Дмитриенко заметил отступавший немецкий тяжелый танк (возможно, что и средний, что не так уж важно). Догнав врага, лейтенант приказал своему механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому в «мертвой зоне»). Можно было стрелять в упор, но заметив, что люк в башне немецкого танка открыт (немецкие танкисты почти всегда ходили в бой с открытыми башенными люками. — Прим. автора ), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и вскоре, после небольшого ремонта, использовался в боях."
                1. 0
                  14 сентября 2017 08:22
                  это у Барятинского- Советские танковые асы, до дыр книгу зачитал!
                2. 0
                  14 сентября 2017 09:07
                  Т-70 самый любимый танк, Умом Россию не понять,,,есть данные, что и Тигра убил!
    3. 0
      13 сентября 2017 15:52
      А не М6 1-й серийный тяжёлый амер? он хоть и не воевал, но всё-таки,,,
      1. 0
        13 сентября 2017 15:57
        40 штук Т1/М6......................... hi с 1939 по 1944 годы.
        Изготовленные образцы М6 распределили в учебные танковые части и подготавливали танкистов на многосерийные средние и тяжёлые танки.
  9. +1
    12 сентября 2017 06:16
    у меня ленд-лиз-любимая тема,целая тетрадь исписана, Спасибо ВО-пополняю знания!
    1. 0
      13 сентября 2017 22:23
      Цитата: serg.shishkov2015
      у меня ленд-лиз-любимая тема,целая тетрадь исписана, Спасибо ВО-пополняю знания!

      Для того форум и задуман, мнениями и информацией обмениваться.
      1. 0
        14 сентября 2017 08:24
        я год гостем был,не выдержал, вошёл
        1. 0
          14 сентября 2017 19:15
          Цитата: serg.shishkov2015
          я год гостем был,не выдержал, вошёл

          Долго же Вы держались. Но, наконец-то, бастион пал ! wink
          1. 0
            17 сентября 2017 06:12
            У меня по авиации 2 МВ рукопись-20 тетрадей формата А4, больше 2 тысяч ЛА- от УР до дирижаблей! 26 лет пишу для своего удовольствия!
  10. 0
    17 сентября 2017 09:01
    А за что мне лычка на погон? я же не служил, в 1989 в Арзамаском РВК окулист матом ругалась-какой тебя сюда прислал?
  11. 0
    7 января 2018 01:23
    Прекрасная статья.Спасибо огромное автор