Полигоны Флориды (часть 9)

15

В юго-западной части Флориды расположена база морской авиации Naval Air Station Key West. Военно-морская база создана в этом районе для противодействия пиратству в 1823 году. Она была существенно расширена в 1846 году во время Американо-мексиканской войны. Во время Американо-испанской войны 1898 года здесь базировался весь американский атлантический флот. В годы Первой мировой в «Ки-Уэст» базировались гидросамолёты и дирижабли. Они должны были противодействовать немецким подводным лодкам у побережья Флориды. До капитуляции Германии на базе прошли подготовку более 500 морских пилотов и авиационных специалистов.

Первым самолётом береговой охраны, размещённом на базе «Ки-Уэст», стал поплавковый биплан Curtiss N-9, прибывший 22 сентября 1917 года. Двухместный самолёт с двигателем водяного охлаждения мощностью 150 л.с. развивал максимальную скорость 126 км/ч.




Curtiss N-9 на береговой стоянке в «Ки-Уэст»


Патрульные «Кертиссы» привлекались для поиска германских подводных лодок, всплывших для зарядки аккумуляторных батарей. На первый взгляд может показаться, что утлый биплан, вооруженный одним пулемётом, не представлял особой угрозы для вражеских субмарин, но в распоряжении летчика-наблюдателя имелось несколько лёгких авиабомб. Ввиду невысокой скорости самолёта на испытаниях сбрасываемые вручную бомбы удавалось положить в круг диаметром 5 метров. В случае атаки находящейся в надводном положении субмарины даже эти малокалиберные авиабомбы представляли для неё реальную опасность.

В межвоенный период станция морской авиации «Ки-Уэст» продолжала оставаться учебным центром подготовки пилотов, лётчиков-наблюдателей и техников. 15 декабря 1940 года база стала одним из основных пунктов подготовки кадров авиации ВМС и здесь началась масштабное строительство взлётных полос и технических ангаров.


Снимок базы «Ки-Уэст», сделанный в 40-е годы


К 1943 году основные капитальные сооружения авиабазы приняли нынешний вид. В «Ки-Уэст» были сооружены капитальные ангары и три бетонных полосы: одна длиной 3048 м и две по 2134 м.


Спутниковый снимок Google Earth: современный вид авиабазы «Ки-Уэст»


На базе обучался лётный и технический персонал для гидроавиации, самолётов берегового и палубного базирования. В 1943 году береговые противолодочные Douglas B-18 Bolo и гидропланы Consolidated PBY-5 Catalina выслеживали немецкие подводные лодки у берегов Флориды.

Полигоны Флориды (часть 9)

Гидросамолёт PBY-5A на патрулировании


После окончания войны база по-прежнему продолжала использоваться для подготовки кадров морской авиации. В 1946 году здесь сформировали 1-ю испытательную эскадрилью «Центра эксплуатационных и боевых испытаний авиации ВМС». Это подразделение занималось оценкой эффективности противолодочного вооружения: акустических буёв, вертолётных опускаемых в воду гидрофонов и противолодочных торпед.

В середине 1962 года в «Ки-Уэст» была развёрнута 671-я радиолокационная эскадрилья обслуживающая РЛС AN / FPS-37 и радиовысотомер AN / FPS-6. После начала «Карибского кризиса» авиабаза стала передним краем «холодной войны». Здесь базировались патрульные самолёты P-2 Neptune и гидропланы P-5 Marlin участвовавшие в блокаде Кубы.


P-2 Neptune пролетает над советским сухогрузом, идущим на Кубу


Расчёты развёрнутых здесь радиолокаторов несли дежурство в состоянии повышенной боевой готовности. На них была возложена задача обнаружения ракетных пусков и взлёта бомбардировщиков Ил-28 с «Острова свободы». Для защиты от фронтовых крылатых ракет ФКР-1 и бомбардировщиков в окрестностях авиабазы развернули батареи ЗРК «Найк-Геркулес» и «Хок».

Как известно, в 70-е годы практически все позиции ЗРК в континентальной части территории США были демонтированы. Но во Флориде они сохранялись до последнего момента, несмотря на то, что советские ракеты были выведены с Кубы. Более того, в «Ки-Уэст» во второй половине 60-х были модернизированы существующие и добавлены новые радиолокаторы кругового обзора AN / FPS-67 и высотомеры AN / FPS-90. Американцы всерьёз опасались советских дальних бомбардировщиков Ту-95, которые могли использовать кубинские взлётно-посадочные полосы в качестве аэродромов подскока. Эксплуатация радаров AN / FPS-67 и AN / FPS-90 завершилась в 1988 году.


РЛС ARSR-4


Сейчас воздушное пространство в этом районе контролирует автоматизированная стационарная трехкоординатная РЛС ARSR-4 с дальностью обнаружения высотных целей 450 км.

В 1973 году на авиабазе «Ки-Уэст» обосновался штаб 1-го ударно-разведывательного авиакрыла. На вооружении авиакрыла состояли самолёты-разведчики: RA-5C Vigilante, TA-3B Skywarrior и TA-4F / J Skyhawk.


RA-5C Vigilante в мемориальном комплексе авиабазы «Ки-Уэст»


Отдельно хочется остановиться на самолёте RA-5C. Для начала 60-х годов «Виджилент» был уникальной машиной. Этот большой, тяжёлый и очень высокотехнологичный для своего времени двухместным двухдвигательный самолёт палубного базирования обладал выдающимися лётными данными. При его создании было применено много технических решений, не использованных ранее в других самолётах. Для управления А-5 использовались электродистанционные системы. Впервые в американской авиации были применены ковшеобразные регулируемые воздухозаборники. «Виджилент» стал первым палубным самолётом, на котором имелся внутренний бомбоотсек, крыло без элеронов (вместо них использовались интерцепторы и дифференциально отклоняемый стабилизатор) и цельноповоротное вертикальное оперение.

Для своих размеров и массы А-5 имел неожиданно хорошую манёвренность и мог совершать сверхзвуковые броски при прорыве ПВО. Самолёт с максимальной взлётной массой 28 550 кг имел боевой радиус действия без ПТБ 1580 км. При прорыве ПВО на сверхзвуковом режиме полёта, радиус составлял 1260 км. На высоте 12000 метров самолёт развивал скорость 2124 км/ч, у земли — 1296 км/ч. «Виджелент» летящий на сверхзвуковой скорости в 60-е годы был не уязвим для истребителей-перехватчиков.


RA-5C в полёте над побережьем Флориды


Но, как это часто бывает, платой за высокие характеристики являлось очень сложное и дорогостоящее обслуживание. А-5 изначально создавался для доставки ядерного оружия, но адмиралам ВМС США в условиях войны в Индокитае требовался универсальный, простой и по возможности недорогой палубный бомбардировщик. К тому же достаточно крупный «Виджелент» занимал на авианосце слишком много места. На той же площади можно было разместить два «Скайхока».

В итоге командование ВМС США в качестве палубного бомбардировщика предпочло Grumman A-6 Intruder, а имеющиеся «Виджиленты» переделали в разведчики. В этой роли самолёт оказался неплох. К тому же флоту требовалось гораздо меньше разведчиков, чем ударных машин, и высокие эксплуатационные расходы не играли определяющей роли. Малая уязвимость «Виджилент» от средств ПВО в районе цели во многом гарантировалась высокой сверхзвуковой скоростью полёта. Восемь из десяти разведывательных эскадрилий RA-5C участвовали в 32 боевых походах авианосцев. Согласно американским данным от воздействия зениток и ЗРК во Вьетнаме потеряно 17 самолётов, ещё один «Виджилент» был сбит перехватчиком МиГ-21.

После окончания боевых действий в Индокитае начался вывод RA-5C из эксплуатации. В мирное время обслуживание дорогостоящего и сложного самолёта стало слишком обременительным. В конце 70-х «Виджиленты» с палуб авианосцев по большей части перекочевали на береговые аэродромы, а в 1980 году последний разведчик RA-5C окончательно вывели из боевого состава.

В середине 70-х с военно-морской базы «Норфолк» в «Ки-Уэст» переехала 33-я тренировочная эскадрилья радиоэлектронной борьбы. Во Флориде техника и личный состав эскадрильи РЭБ испытывали новую аппаратуру постановки помех и имитировали на учениях флота и морской авиации различные радиоэлектронные угрозы. Некоторые машины наряду с опознавательными знаками ВМС США несли красные звёзды.


ERA-3B


В 33-й эскадрилье имелось: 4 ERA-3B Skywarrior, 4 EA-4F Skyhawk, по одному экземпляру EF-4B и EF-4J Phantom II и один NC-121K Warning Star. В эскадрилье РЭБ были собраны уникальные для ВМС США самолёты. Так, в вариант ERA-3B Skywarrior было переоборудовано всего 8 самолётов. Все «Скайхоки», модифицированные для постановки радиоэлектронных помех, как и флотские «Фантомы» аналогичного назначения, базировались в «Ки-Уэст». До 1982 года в составе VAQ-33 эксплуатировался последний поршневой гигант «Варнинг Стар».


NC-121K


В 1978 году в 33-й эскадрилье появились четыре EA-6A Electric Intruder, переданные Корпусом морской пехоты. Эти машины, как и ERA-3B, были последними эксплуатируемыми в авиации ВМС США вплоть до ликвидации эскадрильи 1 октября 1993 года.


EA-6A


После списания NC-121K эскадрилья получила два самолёта EP-3J. Эти машины, переоборудованные из противолодочных Р-3А Orion применялись на учениях для постановки помех корабельным радарам и имитации работы радиотехнических систем советских бомбардировщиков. 33-я эскадрилья РЭБ до момента расформирования активно гастролировала по базам авиации ВМС США. Несколько раз в год самолёты радиоэлектронной борьбы участвовали в крупных учениях, проводимых на Восточном и Западном побережьях США, в Европе и Азии.

Авиабаза «Ки-Уэст» благодаря благоприятным климатическим условиям и большому числу солнечных дней в году стала местом постоянного базирования палубных истребителей. В 70-80-е годы здесь размещались «Фантомы» 101-й и 171-й истребительных эскадрилий. В 1984 году F-4 Phantom II в «Ки-Уэст» сменили F-14 Tomcat, которые эксплуатировались во Флориде до 2005 года.


F-14В над побережьем Флориды


В 1999 году в «Ки-Уэст» обосновались первые F/A-18С/D Hornet 106-й ударной истребительной эскадрильи. В 2005 году 106-я эскадрилья получила F / A-18E/F Super Hornet. Основной функцией 106-й эскадрильи в прошлом была тренировка и обучение пилотов, переучивающихся с других типов палубных самолётов. В настоящий момент на «Хорнетах» и «Суперхорнетах», базирующихся в «Ки-Уэст», отрабатываются новые виды авиационного вооружения. Кроме того, истребители 106-й эскадрильи в случае необходимости привлекаются для выполнения задач ПВО и перехвата легкомоторных самолётов, на которых контрабандисты пытаются доставить кокаин в США.

Уникальным даже по меркам США авиационным подразделением является 45-я истребительная эскадрилья. После столкновения во Вьетнаме с истребителями советского производства адмиралы ВМС с удивлением обнаружили, что пилоты палубных истребителей в большинстве своём не подготовлены к ведению ближнего маневренного воздушного боя. На первом этапе основным «спарринг-партнёром» американских самолётов во Вьетнаме был дозвуковой МиГ-17Ф. Этот, казалось бы, безнадёжно устаревший истребитель оказался неожиданно сильным противником. Мощное пушечное вооружение и хорошая горизонтальная манёвренность МиГ-17Ф делали его очень опасным на малых и средних высотах.

Для обучения ближнему воздушному бою в качестве условного противника командование ВМС США выбрало специально модифицированные Douglas А-4E / F Skyhawk. На подготовленных для использования в роли условного противника «Скайхоках» демонтировали встроенное вооружение, бомбодержатели и бронезащиту и установили форсированные двигатели Pratt & Whitney J52-P-408. При этом «Скайхоки» 45-й истребительной эскадрильи для большего реализма несли красные звёзды и тактические номера, принятые в ВВС СССР.


А-4E из состава 45-й эскадрильи в мемориальном комплексе «Ки-Уэст»


На переоборудованных «Скайхоках» летали пилоты высочайшей квалификации, и они за относительно короткий срок подтянули уровень подготовки пилотов палубных истребителей. Это напрямую сказалось на результатах реальных воздушных схваток и потерь во Вьетнаме. Лётчики ВМС, летавшие на «Фантомах», демонстрировали лучшую результативность в воздушных боях, чем пилоты ВВС США.

Хотя большая часть штурмовиков А-4 была списана в конце 80-х, в «Ки-Уэст» эти самолёты летали до середины 90-х. Наряду со «Скайхоками» в 45-й эскадрилье использовались модифицированные истребители F-5E / F Freedom Fighter, и, что нехарактерно для ВМС США, F-16N Fighting Falcon, представлявшие собой облегчённые F-16А.



В 1996 году в связи с окончанием «холодной войны» и в целях экономии бюджетных средств 45-я эскадрилья была расформирована. Однако вскоре выяснилось, что это решение оказалось поспешным. Через 10 лет, в ноябре 2006 года, в «Ки-Уэст» сформировали новую 111-ю резервную истребительную эскадрилью. Как и в случае с 45-й эскадрильей, основным назначением 111-й «резервной» была тренировка пилотов ВМС США в ближнем воздушном бою. Так как большая часть американских «Фридом Файтеров» выработала свой ресурс к концу 90-х, а для тренировки требовался самолёт незнакомый флотским пилотам, было принято решение закупить 32 бывших в употреблении F-5E / F в Швейцарии.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F/A-18 С/D, F / A-18E/F и F-5N/F на стоянке авиабазы «Ки-Уэст»

Старт программы модернизации истребителей F-5N был дан в 2000 году. На предприятии Northrop Grumman из выработавших свой ресурс F-5E и поставленных швейцарских самолетов собиралась модернизированная версия F-5N. Эта модель отличается демонтированным вооружением и системами, необходимыми для его применения, усиленной конструкцией планера и специальной цифровой аппаратурой фиксирующей лётные параметры и процесс ведения учебного воздушного боя. В состав БРЭО F-5N введена спутниковая навигационная система и многофункциональный цветной дисплей, что позволило значительно улучшить возможности по навигации и ситуационную осведомлённость пилота. "Агрессоры" получили красные звезды и окраску, не характерную для американских истребителей.


F-5N из состава 111-й эскадрильи


Переоборудование всей партии заняло около 2 лет. Первый полет модернизированный F-5N совершил в марте 2003 года. После принятия решения о создании эскадрильи на авиабазе «Ки-Уэст» командование ВМС профинансировало дополнительную поставку 12 самолетов.



В сентябре 2005 года руководство ВМС приняло решение дооснастить двухместными машинами новую 111-ю «эскадрилью агрессоров». Для этого был запущен второй этап программы модернизации «спарок» F-5F. В данный момент в составе 111-й эскадрильи на авиабазе «Ки-Уэст» имеется 18 одноместных и двухместных F-5N/F.

Летом 1994 года авиабаза «Ки-Уэст» стала основным плацдармом при подготовке военной операции на Гаити. В направлении Гаити с разведывательными миссиями летали P-3C Orion и E-3A Sentry. Отсюда работали самолёты «психологических операций» EC-130E Commando Solo, с которых велась трансляция агитационных теле и радиопередач. А после высадки американского военного контингента «Ки-Уэст» использовалась военно-транспортными С-130Н Hercules.

Впрочем, авиабаза «Ки-Уэст», находящаяся вплотную к островным государствам Карибского бассейна, с 60-х годов являлась базой для подготовки специальных операций и «идеологических диверсий». Именно отсюда против Кубы действовали первые «летающие теле- и радиостанции» ЕС- 121S Coronet Solo.


Спутниковый снимок Google Earth: бомбардировщики В-1В, заправщик КС-135 и истребители F/A-18 на авиабазе «Ки-Уэст»

На авиабазе размещена школа подготовки морских диверсантов, разведывательный центр «Юг» и региональный штаб береговой охраны. Взлётно-посадочная полоса «Ки-Уэст» регулярно используется самолётами P-3C, P-8A , E-2C и E-2D, осуществляющими патрулирование Мексиканского залива и Карибского бассейна в рамках программы борьбы с контрабандой наркотиков. Кроме того, авиабаза служит промежуточным пунктом при перелётах американских боевых самолётов на Ближний Восток.

Продолжение следует…

По материалам:
http://military.wikia.com/wiki/Naval_Air_Station_Key_West
ttp://lenta.ru/news/2014/02/11/buy/
http://www.arms-expo.ru/049057052048124051052057050054.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    13 сентября 2017 07:19
    Военно-морская база создана в этом районе для противодействия пиратству в 1823 году. Она была существенно расширена в 1846 году во время Американо-мексиканской войны

    Сергей! Спасибо. Удивило сегодня время загрузки. То что ты начал с пиратства, так это была проблема ещё со времён испанского владычества и по моему до пор не решена. Контрабандисты до сих пор используют мангровые леса Флориды для доставки наркотиков.
    В общем, статья мне понравилась. Интересно.
  2. +1
    13 сентября 2017 11:09
    А справа внизу там на этой "Ки-Уест" дестройная HAWK Missle Site. smile
  3. +3
    13 сентября 2017 18:46
    Сергей спасибо, за интереснейшую информацию (всегда читаю с удовольствием), но позвольте немного посомневатся (нет не в Вашей информации),
    1898 года здесь базировался весь американский атлантический флот. В годы Первой мировой в «Ки-Уэст» базировались гидросамолёты и дирижабли. Они должны были противодействовать немецким подводным лодкам у побережья Флориды
    . как можно было опасаться германских подводных лодок в Америке в 1898 году? Или это как сечас "Россия с картонными танками может всех завоевать" (слезы зарубежной прессы).. lol
    1. +2
      14 сентября 2017 00:39
      Цитата: NIKNN
      . как можно было опасаться германских подводных лодок в Америке в 1898 году?

      Скорее всего, неправильно сформулирована мысль, потому как подводные лодки Германии в ПМВ представляли серьёзную угрозу США. Цитаты взяты из книги Херберт Вильсон "Линкоры в бою" https://royallib.com/book/vilson_herbert/linkori_
      v_boyu_19141918_gg.html
      9 июля 1916г германская подводная лодка "Дойчланд" прибыла в Балтимор из Бремена, откуда она вышла 14 июня*; она была объявлена торговым судном и привезла почту и 200 т красителей; взамен она погрузила никель и резину. Ее надводное водоизмещение равнялось 1500 т, подводное - 1870 т, радиус плавания при экономичном ходе - 13 100 миль; наибольшая скорость в надводном положении - 12 узл.
      Она благополучно вернулась в Германию и в октябре - ноябре 1916 г. совершила еще один рейс. Другая такая же лодка, "Бремен", пропала в море, вероятно, натолкнувшись на британскую мину. Рейс "Дойчланда" имеет историческое значение, так как это был первый рейс, совершенный невооруженной подводной лодкой. Возможно, что он был предпринят как напоминание Вильсону о том, что у Германии "длинные руки". Немного позднее, 7 октября, прибыла в Ньюпорт (США) подводная лодка "U 53" (Розе). Это была лодка обычного германского типа с надводным ходом 17 узл. Она покрыла расстояние в 7 750 миль, не возобновляя запаса топлива и смазочного материала, хотя номинальная дальность плавания этого типа составляла только 5 200 миль."
      "Германское решение - топить с 1 февраля 1917 г. все встреченные суда - не внесло значительных перемен в приемы действий германских подводных лодок; они еще за несколько недель до объявления этого решения уничтожали всякое судно, к которому могли приблизиться без всякого риска для себя*. Значение его заключалось, главным образом, в том, что оно явилось открытым вызовом и запугиванием по отношению к нейтральным и прежде всего к США. Германское правительство было глубоко убеждено, что, благодаря беспощадной подводной войне, оно быстро выиграет войну**. Германский морской генеральный штаб в своей записке от 12 февраля 1916 г. заявил, что "неограниченная подводная война заставит противника заключить с Германией мир не позже, чем через 6 месяцев". В конце 1916 г. германский штаб высказал мнение, что осуществление беспощадной подводной войны с начала 1917 г. обеспечит мир в мае и никак не позже июля 1917 г. Взвесив шансы за и против вмешательства в войну США, германский морской генеральный штаб счел возможным не считаться с опасностью этого вмешательства, так как был уверен, что у союзников не хватит тоннажа для переброски через океан значительных сил, даже если США создадут большую армию, и что война кончится раньше, чем ее удастся создать."
      1. +4
        14 сентября 2017 01:01
        Цитата: амурец
        Скорее всего, неправильно сформулирована мысль,

        Наверное.., просто зацепило..., не стоит внимания, натура такая, спасибо за пояснения... hi
        1. +2
          14 сентября 2017 01:49
          Цитата: NIKNN
          Наверное.., просто зацепило..., не стоит внимания, натура такая,

          Хорошая натура, докопаться до истины. Потому как начинаешь вроде с очевидного, а оказываешься чёрт знает где. Тем более, Сергей уже отмечал в статье, что самым эффективным средством по борьбе с подводными лодками стала авиация. Особенно после 1943 года, когда в состав конвоев стали включать конвойные авианосцы, заточенные на борьбу с подводными лодками. А вот один из эпизодов на СФ из книги П.Цупко. "Над просторами северных морей"
          "Но Усенко не развернул Пе-3 курсом на берег, а продолжал лететь на северо-запад, угрюмо пояснил:
          — Посмотрим в последний раз. Может, хоть калоша какая попадется. Обидно возвращаться без ничего…
          «Калошами» летчики прозвали вражеские подлодки. С воздуха, если пристально просматривать толщу воды, можно рассмотреть их в подводном положении. Летчикам 95-го удавалось даже атаковать их. Поэтому теперь все экипажи Пе-3 брали с собой по две противолодочные бомбы ПЛАБ.
          Истребители обогнули передние корабли эскорта, пролетели положенное расстояние вперед, потом удлинили его. Тщетно! Как же не хотелось Константину подчиняться необходимости! Медленно, очень медленно заваливал он машину в разворот, рыская глазами вокруг. И вдруг Лопатин закричал:
          — Есть! Есть, Костя! Она, лодка! Слева от курса бурун от перископа, видишь?"
          1. +4
            14 сентября 2017 10:17
            Спасибо. Не знал, что Пе -3 использовались как противолодочные..., удивляет, что в серии "пешек" не было торпедоносцев... request
            1. +1
              14 сентября 2017 11:41
              Цитата: NIKNN
              удивляет, что в серии "пешек" не было торпедоносцев...

              В принципе первоначально Пешка Пе-2 это истребитель ВИ-100, а поэтому у него была малая полезная нагрузка. Сказывалисьистребительные корни. Всё-таки торпеда 45-36АН весила более 900кг.
              1. +3
                14 сентября 2017 11:46
                Цитата: амурец
                Пешка Пе-2 это истребитель ВИ-100

                Да я в курсе, и скорее всего вопрос не в "..весила более 900кг...) , а в сложности переделки (в условиях военного времени) бомболюков или других подвесок, да и война на море у нас не так эффективно или необходимо велась, что бы на нее ориентировать отрасль..., достаточно было Ил-4 и Ил-2Т с торпедами...
                1. Комментарий был удален.
    2. +3
      14 сентября 2017 05:26
      Цитата: NIKNN
      898 года здесь базировался весь американский атлантический флот. В годы Первой мировой в «Ки-Уэст» базировались гидросамолёты и дирижабли. Они должны были противодействовать немецким подводным лодкам у побережья Флориды

      Ну не знаю, мне всё понятно. requestСказано же "в годы Первой мировой". Когда когда она началась и окончилась все знают.
      1. +3
        14 сентября 2017 10:19
        Цитата: zyablik.olga
        Ну не знаю, мне всё понятно.

        love Дело в том, что в те годы дальность хода подводной лодки, ну совсем не позволяла (даже в надводном положении) достичь берегов Америки... , просто продуктов бы не хватило экипажу... wink
        1. +1
          14 сентября 2017 12:32
          Цитата: NIKNN
          Дело в том, что в те годы дальность хода подводной лодки, ну совсем не позволяла (даже в надводном положении) достичь берегов Америки... , просто продуктов бы не хватило экипажу...

          Спасибо за цветочек. Наверное Вы правы. Но насколько я помню гибель "Лузитании" произвела на американцев большое впечатление и они готовились к отражению подводной угрозы всеми способами.
          1. +4
            14 сентября 2017 12:47
            Цитата: zyablik.olga
            Спасибо за цветочек

            Для Вас С такой поддержкой как Сергей сколько угодно love , однако 7 мая 1915 года в Кельтском море, в 19 км от берегов Ирландии была потоплена Лузитания и все таки это Европа и до америки ПЛ было не доплыть не используя транспорты ПЛ, коих тогда и в мечтах не существовало... ,ну и еще раз в знак уважения.. love
          2. +4
            14 сентября 2017 13:32
            Тут обяснение простое. Полигон штатов использовались по специфическому назначению полигонов. По этому и объясняется там наличие противолодочных средств, + ко всему они и обеспечивали союзников методами и средствами противодействия подлодкам... не удержался еще раз love простите если что... feel
  4. +1
    14 сентября 2017 23:28
    Замечательный цикл статей!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»