Битва при Сауле: «братья по оружию» - крестоносцы и псковичи

54
«Если найдётся среди тебя … мужчина или женщина, кто … пойдёт и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному… то побей их камнями до смерти» (Второзаконие 17:2-5).


Земная жизнь была забот полна,
Пускай теперь при первом бранном зове
Себя отдаст за Господа она.
Войдем мы в царство вечных славословий,
Не будет смерти. Для прозревших внове
Блаженные наступят времена,
А славу, честь и счастье уготовит
Вернувшимся родимая страна...
Конон де Бетюн. Перевод Е. Васильевой



Бывало однако и так, что те же самые славяне и, в частности, псковичи, то есть жители города Пскова, сражались заодно с крестоносцами. А те не только пытались постоянно его завоевать, как это можно себе представить, читая школьный учебник по истории, но и посылали на Русь предложения совместно и на равных отправиться в поход, ну, скажем, против тех же литовцев, мотивируя это тем, что последние являются язычниками.


Рыцари Тевтонского ордена в атаке. Рис. Джузеппе Рава.

Дело в том, что прибалтийские племена находились в даннической зависимости от русских княжеств: ливы, латгалы, земгалы, курши должны были платить дань Полоцкому княжеству, а эсты – Новгородской республике. Поэтому всякий раз, когда крестоносцы под предлогом крещения этих народов совершали поход в их земли, славянские княжества шли на них походом в ответ, а нередко нападали первыми, чтобы дать почувствовать западным рыцарям тяжелую руку Великого Новгорода и его союзника города Пскова. Ну, а медленно тлеющий конфликт новгородцами и рыцарями Ордена меченосцев, первым обосновавшимся в Прибалтике, зародился ещё в 1210 году, когда рыцари напали на эстов. В результате новгородцы предприняли против них целых восемь военных походов, ну а готовили-то еще больше!
1. Первый и второй походы (1203, 1206)
2. Третий поход (1212)
3. Несостоявшийся поход (1216)
4. Четвёртый поход (1217)
7. Пятый поход (1219)
8. Шестой поход (1222)
9. Седьмой поход (1223)
10. Несостоявшийся поход (1224)
11. Несостоявшийся поход (1228)
12. Восьмой поход (1234)

Началось же все с того, что в 1184 году католический миссионер Майнхард фон Зегеберг попросил полоцкого князя проповедовать в землях ливов, и, получив от него согласие, основал и возглавил в 1186 году ливонскую епархию. В 1198 году его преемник Бертольд Шульте был убит ливами. Затем немецкие крестоносцы из северных земель Священной Римской империи основали укрепленный город Ригу (1200) и создали Ливонское братство воинов Христа (известное как «Орден меченосцев» в 1202).

Чтобы вернуть себе контроль над ливами, князь Владимир Полоцкий в 1203 году вторгся в Ливонию, где захватил замок Икскюль, и заставил платить ему дань. Но вот уже замок Гольм из-за сопротивления рыцарей ему захватить не удалось. В 1206 году епископ Риги Альбрехт фон Буксгевден попытался заключить с князем мир, но неудачно. Не удалась и попытка Владимира захватить Ригу, которую он осадил, но взять так и не смог.


Современные руины замка Кокнесе. Трудно себе представить, но когда-то он стоял на высоком холме. Это воды водохранилища от местной гидростанции вокруг все затопили.

В 1207 году Орден захватил крепость Кокнесе (в русских летописях как Кукейнос) – центр одного из русских удельных княжеств в Ливонии, находившихся в зависимости от полоцкого князя. А в 1209 году епископ Альбрехт с помощью Ордена захватил Герсик — столицу второго полоцкого удела в Ливонии — и пленил жену князя Всеволода, после чего тому пришлось изъявить покорность и подарить свою землю Рижскому архиепископству, получив назад лишь небольшую её часть в качестве феода.

В 1209 году на новгородском престоле оказался Мстислав Удатный (Удалой) – известный воитель. И уже в 1210 году он вместе с братом Владимиром псковским совершил поход на чудь и взял с них дань в 400 ногат. По мирному договору русские должны были отправить к ним священников, однако сделано это не было.

В январе-феврале 1212 года Мстислав с 15-тысячным войском, братьями Владимиром и Давыдом дошёл походом до Варболы в северной Эстонии и осадил её. После нескольких дней осады, получив откуп в 700 ногат, он вернулся на Русь.

В 1216 году по просьбе эстов Владимир Полоцкий вновь решил совершить поход на Ригу во главе полоцких и смоленских воинов, но неожиданно умер, взойдя на корабль, из-за чего поход и расстроился.

Зимой 1216/17 годов русские сборщики дани сожгли один из замков в Латгалии, после чего немцы взяли их в плен, но потом после переговоров отпустили. Затем они совершили набег на новгородские земли в начале января 1217 года.

В феврале 1217 года Владимир псковский вместе с союзными ему эстами собрал большую армию и 17 дней осаждал город Оденпе. В городе тоже были эсты и они попросили помощи у немцев, которые прислали 3-тысячное войско. Произошла битва, в которой рыцари потеряли двух военачальников и… 700 коней. Поэтому через три дня осаждённые сдали город при условии, что их отпустят в Ливонию.

Поскольку новгородцы опоздали с помощью эстов, когда крестоносцы захватили их крепость Вильянди в сентябре 1217 года, два года спустя князь Всеволод Мстиславович с 16-тысячным новгородским войском пришел в земли эстов для выступления против Ливонии. В свою очередь рыцари с ливами и латгалами выступили против них. Генрих Латвийский рассказывает о разгроме русского сторожевого отряда, его отступлении и преследовании до реки, за которой было сосредоточено основное русское войско. При виде множества русских воинов ливы и латгалы бежали, а вот немцам удалось помешать попытке переправы со стороны русских, которые потеряли 50 человек. Однако разбить русское войско им так и не удалось. Земли латгалов и ливов были разорены, после чего русские две недели держали в осаде Венден, пока немцы собирали по всей Ливонии свежие войска.

Битва при Сауле: «братья по оружию» - крестоносцы и псковичи

Крестоносцы. Фреска из замка Крессак.

В 1222 году был совершен очередной поход против немцев. Из Владимира пришло войско во главе со Святославом Всеволодовичем, которое вместе с литовцами осадило Венден и разорило прилегающие к нему земли.

15 августа 1223 года пал Вильянди, где стоял русский гарнизон. Генрих Латвийский пишет: «Что касается русских, бывших в замке, пришедших на помощь вероотступникам, то их после взятия замка всех повесили перед замком на страх другим русским...»

Спустя год эсты восстали, вновь пригласили на помощь новгородцев и разместили их в Вильянди и в Юрьеве, разделив с ними захваченное у крестоносцев имущество. Но после победы над эстами при Имере крестоносцы собрали 8-тысячное войско и отбили Вильянди.


Рыцарь первой половины XIII в. Современная реконструкция.

Тем временем 20-тысячное русское войско во главе с новгородским князем Ярославом Всеволодовичем двигалось в Ливонию. Получив известие о падении Вильянди, оно поменяло маршрут и четыре недели безуспешно осаждало город Ревель, но так и не смогло его взять. К 1224 году относится летописное известие о походе новгородцев на помощь Юрьеву.

Зато, когда в 1228 году князь Ярослав Всеволодович отправился в очередной поход против ордена, распространились слухи, что на самом деле он собирается идти на Псков. Тогда новгородцы отказались от участия в походе, а псковичи заключили союз с крестоносцами, в результате чего поход организовать не удалось.


Обратимся к эффигиям наиболее близкого к 1236 году времени. Перед нами фигура рыцаря с Уэльского кафедрального собора, датируемая 1240 годом. Уэльс, конечно, далеко от литовских болот, но вооружение европейских рыцарей всегда было в достаточной степени интернациональным. На этой фигуре шлема нет, но зато показано, что под ним носили на голове, а кроме того, на нем мы видим нашейник для защиты шеи. Щит большой, в форме утюга, гладкий без эмблем. Сюрко с фестонами по подолу.

В булле от 24 ноября 1232 года папа римский Григорий IX попросил Орден меченосцев направить войска, чтобы защитить наполовину языческую Финляндию, крещение которой проводили шведские епископы, от колонизации её новгородцами. В 1233 году новгородские беглецы вместе с князем Ярославом Владимировичем (сыном Владимира Мстиславича, жившим в Риге после смерти отца) овладели Изборском, но вскоре были выбиты оттуда псковичами. Решение о походе во владения Ордена было принято Ярославом после того, как крестоносцы совершили аналогичный набег на Тёсов в том же году.


Другая фигура с этого же собора. На щите мы видим умбон, что нетипично для того времени. На шлеме одна смотровая щель без перемычки и вертикальные отверстия для дыхания. Крестообразного отверстия для «пуговицы» на цепи нет, значит в моду цепи еще не вошли и снятые шлемы носились как-то иначе.

Зимой 1234 года Ярослав вышел из Переяславля с низовскими полками и вместе с новгородцами вторгся во владения Ордена. Затем он встал лагерем неподалеку от Юрьева, но город не осаждал. Тогда рыцари предприняли вылазку из Юрьева, но потерпели жестокое поражение. Кому-то, правда, удалось вернуться за крепостные стены, но часть рыцарей, преследуемая русскими, вышла на лёд реки Эмайыги, где провалилась и утонула. Среди погибших летопись упоминает «лучьших Нѣмцовъ нѣколико и низовець (то есть воинов Владимиро-Суздальского княжества) нѣколико» – то есть провались и утонули не одни только немцы. По сведениям новгородской летописи, «поклонишася Нѣмци князю, Ярославъ же взя с ними миръ на всеи правдѣ своеи».


Последняя фигура похожа на первую, но у нее «гладкие ноги». Возможно, что это уже латы из кожи, либо… просто недоработка скульпторов.

После этого крестоносцы вплоть до ослабления Северо-Восточной Руси монгольским нашествием в 1237–1239 годах совершали лишь набеги на Изборск и Тёсов. Однако воевать русским приходилось в этих землях не только с крестоносцами. Так, в 1225 году 7000 литовцев опустошили села около Торжка, не дойдя до города всего трех верст, перебили там многих купцов и захватили всю Торопецкую волость. Уходившие назад литовцы были разбиты, потеряли 2000 человек и потеряли всю добычу. В 1227 году Ярослав вместе с новгородцами ходил походом на ямь, а в следующем году отразил их ответное нападение. В том же 1227 году он осуществил крещение племени корела.


Просто замечательная эффигия Готфрида фон Каппенберга (1250), Тасселшейбен, Германия. Шлема, правда, нет. Но зато показана каждая складка сюрко и плаща, включая две его фибулы.

Между тем, покорив практически все балтийские племена, Орден меченосцев в 1236 году двинулся в крестовый поход против языческой Литвы. Считается, что магистр Ордена меченосцев Фолкин тянул с началом похода, так как опасался неизвестных земель, но все равно вынужден был выступить, ведь к этому походу его призвал сам Папа. И вот этот-то осенний поход и стал для него и его людей роковым. Хотя, казалось бы, волноваться у него оснований не было. Послано было за помощью в Европу и на Русь, в результате к нему прибыло 2000 саксонских рыцарей и ещё 200 дружинников из Пскова. По мнению литовского историка Э. Гудавичюса, первыми преградили путь войску крестоносцев дружины жемайтийских князей Саульской земли. Именно их увидели крестоносцы первыми «у одного ручья», как сообщается в «Ливонской рифмованной хронике». Они подошли к месту битвы вечером 21 сентября, а основное войско подтянулось лишь к утру перед началом сражения. Хотя, скорее всего, литовская рать уже стояла за спиной сторожевого отряда в полной готовности и лишь ждала от него сигнала. Но так или иначе, а утром 22 сентября 1236 года, в литовский языческий праздник осеннего равноденствия, посвящённой богине Жямине – Матери-Земле (у католиков день святого Мориса и его сомучеников), началась жестокая битва, получившая название «битва при Сауле».


Современная реконструкция рыцаря Тевтонского ордена.

В этой битве крестоносцы были разгромлены, при этом погибли магистр Ордена меченосцев Фолквин Шенке фон Винтерстерн, граф Генрих фон Даненберг, господин Теодорих фон Хасельдорф, 48 рыцарей Ордена меченосцев, а также много светских рыцарей и множество простых воинов из чуди.


Место битвы (предполагаемое) при Сауле.

«Новгородская первая летопись старшего извода» сообщает об этом так: «В лѣто 6745 [1237]. …Того же лѣта приидоша Нѣмцѣ в силѣ велицѣ изь заморья в Ригу, и ту совокупившеся вси, и рижанѣ и вся Чюдская просто земля, и плесковици от себе послаша помоць мужь 200, идоша на безбожьную Литву; и тако, грѣх ради наших, безъбожными погаными побѣждени быша, приидоша коиждо десятыи в домы своя».

Что же касается «Ливонской рифмованной хроники», то она об этой битве повествует так: «Фолквин с братьями узнал, что вдалеке существовал один духовный честный орден, весь справедливости исполнен, Немецким домом называем, опорой слабых почитаем, где добрых рыцарей немало.

Тогда всем сердцем возжелал он свой орден с тем соединить. Велел гонцов он снарядить, и Папу попросил о том, чтоб принял их Немецкий дом. К несчастью, он уже почил, Господь Всевышний так судил, в том не было вины его, с ним пилигримов полегло, тогда прибывших в Ригу, много. Они отправились в дорогу, наслышавшись о жизни в крае. От нетерпения сгорая, они просили лишь об этом, чтоб он поход возглавил летом. Из Хазельдорфа рыцарь славный стараний приложил немало, и граф фон Данненберг был с ними: И все герои так просили их на Литву вести. “Лишений вам перенести, - тогда сказал магистр Фолквин, - поверьте мне, придется много”. Заслышав эту речь, они: “За этим мы сюда пришли!”- все разом так проговорили, богаты или бедны были. Противиться не стал магистр боле. Сказал: “Мы здесь по Божьей воле, Господь нас сможет защитить. Охотно с вами мы пойти готовы, раз уж вы решили в бой. Лишь дайте срок нам небольшой, в поход вас поведу, и там добычи будет вдоволь вам”.

Гонцов на Русь тогда послал, их помощь вскоре прибыла. Проворно ополчились эсты, не медля, прибыли на место; латгалы, ливы в бой собрались, в селеньях дома не остались. И рады были пилигримы. Они рвались нетерпеливо в поход с большой прекрасной ратью: и до Литвы пришлось скакать им полями, много рек переходя. Лишений множество снеся, они в литовский край пришли. Здесь грабили они и жгли, всей силой край опустошая, и за собою оставляя повсюду ужас разоренья. На Сауле путь возвращенья их шел, среди кустов, болот.

Увы, к несчастью в тот поход задумали идти они! Лишь до реки они дошли, как неприятель показался. И мало в ком тот пыл остался, что в Риге их сердца сжигал. Магистр к лучшим подскакал, сказал: “Ну, пробил битвы час! Всей чести дело то для нас: как только первых мы положим, тогда уж без опаски сможем домой в веселье возвращаться”. “Но здесь мы не хотим сражаться, - ему герои отвечали, - нельзя, чтоб мы коней теряли, иначе станем мы пешцами”. Магистр сказал: “Вы что же, сами сложить c конями головы хотите все?” Так в гневе молвил.

Поганых множество пришло. На утро, только рассвело, поднялись воины Христовы, принять нежданный бой готовы, с врагами битву завязали. Но в топях кони увязали, как женщин, воинов перебили. Мне жаль героев, что почили там, без защиты оказавшись. Иные, сквозь ряды прорвавшись, бежали, жизнь свою спасая: земгалы, жалости не зная, без разбору их рубили, бедны те иль богаты были. Магистр с братьями сражались, героями в бою держались, пока их кони не упали. Они же биться продолжали: врагов немало положили, и лишь тогда их победили.

Магистр с ними пребывал, в бою он братьев утешал. Их сорок восемь оставалось, и эта горстка защищалась. Литовцы братьев оттеснили, на них деревья повалили. Господь, их души сохрани: погибли с честию они, и не один пал пилигрим; Господь, яви же милость к ним, за то, что приняли мученье. Их душам ты даруй спасенье! Таков конец магистра самого, а с ним и братьев ордена его».


Как видите, место красивое, но… болотистое и разъезжать здесь на тяжелых конях, да еще в полном вооружении было для рыцарей совершенно гиблым делом. Но хотя они и не хотели сражаться несмотря на все увещевания своего магистра, отступить почему-то они не могли и были вынуждены дать бой.

Очевидно, что причиной поражения крестоносного воинства стало неудачно выбранное место битвы. У реки местность была болотистой и топкой. Рыцарские кони вязли в мокрой земле, быстро выдыхались, а уж о том, чтобы быстро скакать, не могло быть и речи. Поэтому рыцари сделались легкой добычей для многочисленного литовского войска. Лошадей перестреляли из луков, а спешенных воинов постепенно всех перебили, окружив где-то в лесу среди деревьев, которые литовцы подрубили и уронили на окруженных рыцарей. Последних, как всегда, в битве участвовало не так уж и много. О чем свидетельствует продолжение хроники, повествующей, как Орден меченосцев вследствие тяжелых потерь решил перейти под юрисдикцию Тевтонского ордена, который отправил меченосцам в помощь… всего 54 рыцаря, посчитав, однако, что этого вполне достаточно!


Вот это происходит сейчас, но вполне могло происходить именно так и в 1236 году.

«Магистром в край Ливонский дальний: его брат Герман Бальке звали. Из лучших собран был отряд, где каждый был той чести рад: героя пятьдесят четыре. Их в изобилии снабдили едой, конями, добрым платьем. Пора настала выступать им в Ливонию тогда. Пришли в край гордо, без стыда. И были приняты по чести всеми рыцарями вместе; утешился край ими в горе. Христовы рыцари же вскоре свой знак отличия сменили, на платье черный крест нашили, как то велит Немецкий орден. Магистр был радости исполнен, и братья все возликовали, что с ним в краю том пребывали». (Перевод со средневерхненемецкого М. Бредиса)


Печать и герб Ордена меченосцев.

А теперь вывод. В то время люди на территории Руси не осознавали себя одной большой нацией («суперэтносом русов», как обычно здесь пишет Самсонов). При встрече они заявляли: «Мы псковские (прямо как солдат из фильма «Мы из Кронштадта»), мы владимирские, мы суздальские…» И интересы у них у всех были свои. Скажем так – «сугубо отчинные, ибо тебе милее свой стол отич и дедич, а мне – свой». Поэтому-то одно княжество и воевало с другим, а псковичи вполне могли отправлять своих воинов на помощь тем же самым ворогам-крестоносцам, чтобы заодно с ними пограбить иных ворогов – «безбожную Литву», потому как ведь «мы и они – христиане, а те, язычники, веруют во многих богов и бесов! Тьфу!
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    20 сентября 2017 07:38
    Интересно. Тяжко рыцарям на болоте. Впрочем и татаро-монголы болот по возможности избегали. А был ли один суперэтнос, не было - вопрос теоретический. На него каждый со своей колокольни смотрит.
  2. +6
    20 сентября 2017 07:39
    А как итог данной битвы, вспыхнули восстания куршей, жемгал, сель. Орден лишился всех земель на левом берегу Даугавы, завоёванных в 1208 - 1236.
  3. +4
    20 сентября 2017 08:30
    Отличная статья! Остается открытым вопрос (ну, для меня лично), почему за полтора - два века плотного взаимодействия христианство к прибалтам не пришло со стороны Руси? В 1193 году папа Целестин Третий объявляет крестовый поход в Прибалтику. Не могу себе представить, что на Руси это осталось тайной, как и то каким образом проводятся эти походы. За девять лет до этого некий "пасажир" просит разрешения проповедовать среди данников полоцкого князя, и он его получает!!!! Как?! Ведь не могли полоцкие князья быть в неведении относительно истории полабских славян.
    1. +6
      20 сентября 2017 09:04
      так они же данники а не свои.дань платят и ладно- а во что веруют князю пофиг.да и видать пассажир не пустой заходил.занес в клювике мзду малую..
      1. +2
        20 сентября 2017 17:32
        Тогда никто без подарков даже в избу не заходил, тем более к князю.
    2. +8
      20 сентября 2017 09:45
      Вы задали очень интересный вопрос, но на него очень нелегко дать ответ. Может Вы и удивитесь, но это этно-конфессиальное и военно-политическое противостояние крестоносцев-католиков, православных-русичей и местных язычников-прибалтов, в которое были втянуты римские папы, германские императоры, датские короли, русские князья, правящие круги Новгорода и Пскова столетие за столетием насколько оброс историческими и национально-националистическими мифами и закручен Гордиями от истории, что узел этот не разрублен до сих пор.
      Что же касается крещения прибалтов. то, на мой взгляд, тут несколько причин. Мы должны вспомнить, что автокефальной Русская православная церковь стала формально в 1448 году.
      Т.е. на момент рассматриваемых событий не было ни централизованного государства, ни единой политики ни централизованной церковной организации для проведения соответствующей политики. Период феодальной раздробленности. Кроме того, точно источник не помню. но где-то я встречал, что еще со времен Владимира - святого было установлено правило о том. что переход в православие осуществляется только добровольно.
      1. +2
        20 сентября 2017 17:46
        Так тем паче! Представьте ситуацию: приезжаю я днями в Киев и начинаю раздавать конфетки произведенные на фабрике имени Крупской, со словами : "Россия вас любит!". Долго я продержусь? 5-10 минут от силы. "Вот они подъехали, Показали аспиду, Супротив милиции, Он ничего не смог, Вывели болезного, Руки ему за спину, И с размаху кинули, В черный "воронок"" (В.Высоцкий).
        1. +2
          20 сентября 2017 18:00
          Аналогия, как по мне, не очень удачная. Но если хотите на конфетах, то встречный вопрос, а где ж Вы раньше были? Опоздали Вы с конфетами.
          1. +2
            20 сентября 2017 18:17
            Да я-то не опоздал, я мирное небо Краины охранял полгода, до сих пор икается. "Может, мне даже орден дадут...., посмертно."
            1. +1
              20 сентября 2017 18:38
              Так на нас вроде последние 76 лет никто открыто не нападал, тем более по небу.
              1. +2
                21 сентября 2017 03:44
                Заметьте, я сказал "охранял", а не "защищал". Может потому никто и не нападал, что существовали войска ПВО СССР.
      2. +3
        20 сентября 2017 18:07
        Виктор Николаевич, это офигеть какой интересный и сложный вопрос! Три года назад писал реферат за падчерицу (хорошая, умная девушка, но в истории не рубит) и так углубился в тему - месяц вылезти не мог. Реферат, правда, написал (простенько и со вкусом), но открытые вопросы остались.
    3. +8
      20 сентября 2017 09:51
      Насильственной христианизации Русь не проводила. В отличии от запада. К примеру - народность сету. При окатоличивании Эстонии эта народность сбежала от немцев, поближе к русским. Долго были язычниками. Потом постепенно стали православными, хотя сохранили свой язык, практически не отличный от эстонского. Эстонцы не признают народности -сету, считая их православными эстонцами.
    4. +6
      20 сентября 2017 13:36
      Цитата: 3x3zsave
      Остается открытым вопрос (ну, для меня лично), почему за полтора - два века плотного взаимодействия христианство к прибалтам не пришло со стороны Руси?

      Почему "не пришло"?
      Корелу (Карельский перешеек), водь (запад Ижорской возвышенности), ижору (восток ижорской возвышенности), весь (Вепсовская возвышенность), вполне себе удалось христианизировать по православному обряду. Во всяком случае, настолько, чтобы на рубежах их расселения католическая экспансия остановилась. Были православные и среди эстов (район Юрьева, совр. Тарту) и среди тавастов (южная Финляндия), но эти земли, впоследствии были потеряны.
      Дело просто в том, что православие распространялось медленнее чем католичество - у православных не было рыцарских орденов, подобных Тевтонскому, не была распространена практика крещения "огнем и мечом", не было (в те времена) специально подготовленных миссионеров... Греческая церковь вообще не была озабочена такими мелочами как привлечение в свое лоно неофитов, и русская церковь, как подразделение греческой, также особого внимания этому не уделяла. С народами современной Прибалтики отношения строились просто - вы нам дань, мы вам "крышу". Христианство распространялось само по себе, без приложения каких-либо усилий со стороны церкви, собственная администрация не насаждалась, опорные пункты не создавались. Люди жили себе как всегда, в определенное время приезжали даньщики, собирали что положено и сваливали. Ну, там, если конфликты какие, присылали вооруженный отряд,конечно, для разборок.
      У европейцев был другой подход. Сначала появлялись миссионеры в большом количестве. потом, когда кого-нибудь из этих миссионеров начинали обижать, появлялись крестоносцы для охраны. Когда последних набиралось достаточное количество, начиналась война. Победив, ни, первым делом, на интересующей их территории строили укрепленные пункты, насаждали свою администрацию, то есть, местных вождей, старост либо уничтожали, либо подчиняли своему рыцарю, поставленному во главе области. Крещение же производилось в принудительном порядке - надо. За отказ - сами понимаете. Поэтому католическое христианство в языческих землях распространялось значительно быстрее, хотя и носило чисто формальный характер - местному населению до Христа было и оставалось фиолетово, при каждом удобном случае они от него отказывались. Это в отличие от православных, которые, если принимали крещение, то по собственному желанию и убеждению, и многие из новообращенных становились впоследствии, с приходом тех же немцев, мучениками.
    5. 0
      21 сентября 2017 16:50
      Цитата: 3x3zsave
      почему за полтора - два века плотного взаимодействия христианство к прибалтам не пришло со стороны Руси?

      Элементарно: православным миссионерам хватало дел... на самой Руси, где вдали от городов язычество цвело пышным цветом! Покончили с ним лишь к концу 14го века - и именно тогда первые русские миссионеры стали отправляться к соседям-язычникам (Стефан Пермский - каноничный пример)
    6. 0
      24 сентября 2017 15:24
      А как христианство могло придти с нашей стороны, когда мы сами были ещё язычниками? Почитай "Игорево слово о полку". Чистое язычество. Написано в это же время. Христианством на Руси мы обязаны татаро-монголам. Это они вывели под корень воинское сословие - носителя национального духа, язычества, и усиленно насаждали христианство. Церковь не платила татаро-монголам НИЧЕГО!
      Вообще, две основные причины победы христианства в мире: 1. Крайняя примитивность; 2. Освобождение от совести ( а совесть - для большинства - тяжкий груз), ведь человек ни за что не отвечает, ибо всё либо от бога, либо от дьявола, От человека ничего не зависит. А, случилось согрешить, пошёл, покаялся, купил индульгенцию, можешь грешить дальше. С чистой совестью.
      У нас этих причин оказалось мало. У нас ещё две. И они оказались сильнее для нас общих двух. Это 1. большая постепенность. Языческое "Слово Игорево о полку" написано через ДВЕСТИ лет после крещения. 2. Монголо-татары.
  4. +7
    20 сентября 2017 09:17
    Место данной битвы является предметом "территориального спора" между Литвой и Латвией. Все же такой эпизод в собственной истории всегда приятно иметь. И хотя литовцы с Шауляем вроде за явным преимуществом побеждают, и эта версия у историков считается основной, латыши не сдаются. Формально повод у них есть, так как по одной из "альтернативных"версий - Сауле - это теперишняя деревенька Вецсауле в Бауском крае Латвии.
  5. +7
    20 сентября 2017 10:31
    При встрече они заявляли: «Мы псковские (прямо как солдат из фильма «Мы из Кронштадта»), мы владимирские, мы суздальские…» И интересы у них у всех были свои. Скажем так – «сугубо отчинные, ибо тебе милее свой стол отич и дедич, а мне – свой».

    соглашусь полностью. Как подтверждение, можно привести Гумилева, который отводит возникновению понятия "русские" 1380 год, поворотный момент - Куликовская битва. Как он пишет, ЕМНИП, туда собрались суздальцы, владимирцы и т.д., а оттуда уже вернулись русские.
    То же самое и во взаимоотношениях с половцами и голозадо-монголами. Один князь мог "дружить с ними" против другого князя. Как говорит дорогой Виктор Николаевич - "местнособственнические инстинкты" hi drinks
    оказался Мстислав Удатный (Удалой) – известный воитель

    и, похоже, привыкший воевать с известным ему противником. Новый, неизвестный противник ввел его в панику. belay
    1. +5
      20 сентября 2017 11:49
      Прозападные партии в Пскове и Новгороде, не были чем-то необычным. Вспомните Твердилу. Он был не один, у него было много сообщников, кто считал, что торговля с немцами выгодней, чем считать себя русским.
    2. +4
      20 сентября 2017 14:18
      Цитата: Микадо
      оказался Мстислав Удатный (Удалой) – известный воитель
      и, похоже, привыкший воевать с известным ему противником. Новый, неизвестный противник ввел его в панику.

      Мстислав Удалой, в бытность свою в Новгороде, пожалуй, мог бы повернуть ход истории в Прибалтике в иное русло. Он-то, как раз действовал по европейски - приходил в ливонские земли, всех крестил, отступников веры, если такие были - карал. Он даже православных миссионеров пытался выписать из Руси, не дали...
      Проблема была в том, что ни Новгород, ни Псков не были заинтересованы в продвижении своего влияния на запад. Им не нужны были укрепленные пункты, в которых нужно было держать дорогостоящие гарнизоны, они даже Копорье сами (сами!) неоднократно разрушали. И Юрьев новгородцы сдали немцам, так как русского суздальского князя они боялись больше чем немецкого ордена. Ведь именно Юрьев, основанный Ярославом Мудрым, был главным оплотом власти "низовских" князей в Прибалтике и князь Вячко, погибший там при падении Юрьева, и немцами и новгородцами воспринимался как человек великого князя.

      И небольшое замечание по тексту:
      "После этого крестоносцы вплоть до ослабления Северо-Восточной Руси монгольским нашествием в 1237–1239 годах совершали лишь набеги на Изборск и Тёсов."
      Я не только не ничего слышал о набегах на Тёсов в это время, но и не представляю как это могло происходить. Набег на Изборск - понятно, он находится на самой границе. А Тёсов - современный поселок Ям-Тёсово в Лужском районе ( smile ), причем в его восточной части, набеги на такую глубину - более 200 км, имея в тылу враждебный Псков и необходимость переправляться через полноводные Великую или Нарву при возвращении... Просто не реально.
      Да, кроме того и летописные сведения о набегах в эти места относятся не к 1237-39 гг., а к 1240-41, когда Псков находился уже в руках у немцев. Тогда немцы разорили даже Саблю, (совр. дер. Сабле на р. Луга) и всё Полужье, в одном дневном переходе от Новгорода стояли...
  6. +8
    20 сентября 2017 10:47
    автора узнал по тексту. увы не совсем читаемому. без обид,но ... информация не полная.про осаду Юрьева 1224 года крестоносцами и гибель князя Вячко с русской дружиной. кстати,на помощью осажденным вышла русская рать,но не успела. а вот советского периода скульптура и сейчас стоит в Тарту (Юрьеве)- Князь Вячко и Меэлис на защите города
    1. +4
      20 сентября 2017 13:49
      Цитата: Andy
      информация не полная.

      Согласен. Про падение Юрьева и гибель Вячко с Меэлисом упомянуть надо было обязательно. Впрочем, у меня создалось впечатление, что первые две трети статьи - просто затянутое вступление. Далее - пространная стихотворная цитата и собственно, вывод. При всем уважении к автору материал он сегодня выдал не совсем качественный, ниже своего уровня. Хотя с итоговым выводом я согласен категорически, но из материала статьи он с очевидностью не следует.
      1. +3
        20 сентября 2017 18:32
        Автора материала очень достал предыдущий автор, со своим апломбом, непререкаемостью суждений и волосатыми руками. К слову сказать, предыдущий автор, очень неплохо зарекомендовал себя в фоторепортажах. Как есть, Александр, продолжайте!
        1. +2
          20 сентября 2017 19:09
          Не надо продолжать. Мы все ценим "талант" Александра ,но продолжать не надо. Проще спросить у Curious ссылку на первоисточник . Александр ,если Вы меня слышите (прости господи ,видите ) не надо продолжать.
      2. +4
        20 сентября 2017 18:36
        Любите Вы родную Лугу. Честь Вам и хвала! Я её тоже люблю, но меньше.
  7. +20
    20 сентября 2017 10:48
    Интересная статья. Спасибо, не знал.
  8. +1
    20 сентября 2017 18:17
    Вызывает сомнение число войск, 15 000, 20 000 тысяч , откуда?
    1. +3
      20 сентября 2017 18:46
      Это Вячеслав Олегович пошутил так. Сокращают численность войска ( естественно "правильного") теперь. Хотя ,что их "басурман" жалеть? Можно и больше писать,не жалко. Русское воинство на Куликовом поле подсократили ,а про "голозадых" Мамая забыли ,тем более ценна победа.
    2. +3
      20 сентября 2017 19:04
      Согласен: цифры для той поры сомнительняе
      1. +1
        21 сентября 2017 08:49
        Безусловно! Но взяты они из первоисточников. А критики не подвергались, поскольку тема статьи другая. Здесь уже неоднократно писалось о том, что многие цифры минувшего преувеличены. Или не преувеличены, но нельзя считать, что 20000 это одни сплошные рыцари. Рыцарей могло быть 200, а все остальные "иже с ними" "лапотные мужики". А считали ... по едокам!
  9. +2
    20 сентября 2017 18:34
    Наконец то Вячеславу Олеговичу надоели статьи про "матрицу " ,и он решил ответить. Спасибо. Да простит меня Curious ,но на самом деле украинцы появились относительно недавно.
    1. +3
      20 сентября 2017 19:13
      Да ВикНик-то простит, простят ли упоротые?
      1. +2
        20 сентября 2017 19:20
        Это их проблемы.
    2. +2
      20 сентября 2017 19:14
      Но, согласитесь, что писать только про битвы и замки сложно. Интеллектуально сложно. Поэтому дальше будет так: из пяти - одна про замок, одна-две на острые исторические темы, одна про оружие и одна про рыцарей.Примерно так. А уж как выйдет - не знаю.Тут и вопрос настроения, и материала, и иллюстраций. Я вот сейчас привез массы интересных фото из Чехии и Германии. Но их не не выложишь кучей - вот я и эффигия 16 века в оригинальных доспехах рейтара... Или я и куст возле замка. Правда я таких снимков и не делаю,
      1. +3
        20 сентября 2017 19:27
        Интеллектуальные сложно? А Вы попробуйте, Ваш электорат подкован....
        1. +1
          21 сентября 2017 08:42
          Сложно не для электората... Для меня! Думать это работа от которой не отдыхаешь. Раньше, когда надо было писать, а думать не хотелось, я писал про танки. Но... теперь вроде бы все. Кувшин моих мыслей показывает дно. В конце сентября выходит книга "Великая танковая идея" - и больше писать уже не о чем.
      2. +2
        20 сентября 2017 21:31
        а что фото где вы солнышко на руке вот так держите не будет? laughing
        1. +1
          21 сентября 2017 08:44
          Последний раз такое фото делала моя дочь, когда мы отдыхали в Тамани, 10 лет назад. С тех пор таких фото в архиве нет.
    3. +2
      20 сентября 2017 19:17
      С другой стороны, ну, победил Шпаковский на сайте, ну и против кого мы все здесь будем дружить?!
      1. +5
        20 сентября 2017 19:32
        Против котов тогда дружить будем , (да простит меня Микадо).
        1. +3
          20 сентября 2017 19:52
          За котов Микадо не простит! За котов он пару АУГ порвет на лоскутья. Чем-то он мне Хайнлайна напоминает.
          1. +3
            20 сентября 2017 20:06
            Купим ему "кошкодёр" в кошачьих ножнах (он ландскнехтов уважает) ,собаку ,достойную "сына неба " (такие ,как не странно есть ), и он всё простит ". " Котейку" сразу пустит на ножны ,для следующего "кошкодёра".
            1. +3
              20 сентября 2017 20:25
              Вы сейчас упали в глазах Микадо ниже плинтуса, это я, приземленная, могу подбить лыжи шкурой своей собаки (думаю, и я сейчас рухнул), а он, нет! Он за своего кота полПитера на уши поставит!
              1. 0
                21 сентября 2017 10:46
                Господь с Вами, друзья мои! drinksКланяюсь за слова прельстивые в свой адрес! hi (в смысле - не "льстивые" stop , а "прелестные" на старорусском наречии good ). А котейку я люблю. Да и несподручно мне собаку заводить - график не тот. request мне и кота хватает, личность он самодостаточная, с ним договариваться надо.
                Против котов тогда дружить будем

                против Котище дружить не советую laughing да и есть на сайте "кошатники", посерьезнее меня. what
  10. +2
    20 сентября 2017 19:03
    Цитата: Curious
    Аналогия, как по мне, не очень удачная. Но если хотите на конфетах, то встречный вопрос, а где ж Вы раньше были? Опоздали Вы с конфетами.

    Хорошо сказали,что называется в масть
    1. +3
      20 сентября 2017 20:04
      А и Вам скажу: я, таки, был там и тогда, и считаю, что имею право спросить у страны которой я отдал полгода юности, "Какого демона вы считаете меня оккупантом?"
      1. +5
        20 сентября 2017 21:20
        До 8 декабря 1991 года все мы долг и годы юности отдавали Союзу Советских Социалистических Республик в рядах Советской Армии. А уж в какой части страны отдавать долг - это кому как повезло. Я 500 км от дома, под Одессой имел на всю дивизию двух земляков. А в командировеке в Шурабаде (курортный такой мегаполис) встретил пятерых.
  11. 0
    22 сентября 2017 19:10
    спасибо автору.
  12. +1
    24 сентября 2017 15:42
    "В то время люди на территории Руси не осознавали себя одной большой нацией («суперэтносом русов»,"
    - Ерунда. Ещё как осознавали. Когда дело касалось внешнего врага. Или каких-то межнациональных отношений, национальной гордости. Просто шкурный интерес иногда брал верх. Спасибо хазарину Вовочке и его потомкам. Привили склочность, свойственную их племени.
    1. +2
      28 сентября 2017 17:55
      Вспомните битву на Калке. Как на общего врага русские рати шли порознь. А это 1223 год. А что было еще раньше? Люди были дикие, только вчера слезли с дубов. Дальше своего села и княжеского града не видели вообще. Не было Интернета!
      1. 0
        9 февраля 2018 08:34
        Нда ,единая информационная "поляна" - это великая сила. И папы Римские этим пользовались довольно успешно.
  13. 0
    9 ноября 2017 12:41
    Судя по тому как идет описание в статье, скорее всего события происходили при разных правителях и преследовали разные политические мотивы: Здесь и времена Дмитрия Донского после Куликовской битвы - Перекрестили в новую веру Всю Европу, а не согласных и повесить можно. Имеются следы Ледового побоища (Переход Моисея через пустыню) Инквизиционный поход. И просто походы по взиманию налогов.
    А крестоносцы (Орден Меченосцев, Орден Тевтонский и т.д.) профессиональные войны государства.
  14. 0
    6 декабря 2017 09:49
    54 рыцаря, предположим что у каждого в копье по 10 человек черни, и того почти 600 воинов, не слабая сила
  15. 0
    9 февраля 2018 08:32
    Вот к таким чуднЫм вывертам (крестоносцы в строю с псковичами) и приводят всякие лукавые "христианизации". Ладно сами бы псковичи на "литву" пошли. Но вкупе со злейшими врагами - конкурентами, - это что-то такое "бесовское", что не сравнится ни с какими шельмуемыми "язычниками".

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»