Церковь из русской глубинки

70
«Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»
(Матфей 16, 19).


Прямо скажу, что я человек не религиозный. Да и было бы странно увлекаться религией тому, кто преподаёт много лет культурологию (а до того преподавал целых десять лет историю КПСС!) и имеющего дело со множеством верований, начиная с поклонения яме в земле и заканчивая, скажем, тем же учением пеллагианцев, полупеллагианцев и адвентистов седьмого дня. Но безусловно, что вера вдохновляет людей на потрясающие творческие свершения. Известно, что у некоторых верующих даже стигматы, то есть раны Христовы, возникают на теле, хотя и здесь отнюдь не все так просто. Известно, например, что еще в XIII веке император Священной Римской империи Фридрих II Гогештауфен отвергал божественного происхождение стигматов у св. Франциска Осизского (вещь по тому времени просто неслыханная!) на том основании, что появились они у него… не там, где нужно! То есть на ладонях, а Христос, по мнению Фридриха, не мог быть прибит гвоздями за ладони, так как на крест людей прибивали между костями запястья, поскольку кости ладони легко расчленяются под весом тела казнимого!



Но как бы там ни было, а верой написаны картины и построены соборы, вера создавала скульптуры и музыкальные произведения. Словом, нам есть сегодня на что посмотреть и о чем подумать даже безотносительно к церковным догматам, только потому, что кто-то во что-то и когда-то верил до нас! Но… опять-таки и сама вера, и приемы ее воплощения в окружающий нас мир отнюдь не прибывают в статике. Видимо, так уж устроен наш мир, что все в нем постоянно меняется. В церкви же нам говорят, что меняется всё, кроме Истины, которая, как считается, дана нам самим Богом: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Но… формы выражения этой Истины? И разве даже самые «канонические каноны» не изменяются во времени и… в пространстве и разве все наши церкви похожи одна на другую?! И именно потому, что это именно так, речь сегодня у нас пойдет о совершенно уникальном храме, что находится в Пензенской области, в Кузнецком районе…


Внешний вид храма сегодня. Все просто, как и положено для деревенской церкви. Зато внутри…

Построенная по обету

В необычайно тихом и очень живописном месте, поистине в самой настоящей нашей русской глубинке лежит село Нижнее Аблязово – это в 30-ти километрах от районного центра – города Кузнецка, расположенного в Пензенской области. Если вы захотите добраться туда от Пензы, то вам понадобится доехать сначала до Кузнецка, а там от поворота к городу с магистрального шоссе повернуть направо и потом уже дальше никуда не сворачивать, пока справа от дороги вы не увидите её беленые стены и невысокий, почти плоский купол и островерхий шатер над звонницей из серого оцинкованного железа.

По информации с сайта Министерства культуры Российской Федерации, «... храм и его убранство является памятником архитектуры и декоративно-прикладного искусства первой половины XVIII века и по праву может соперничать со всемирно известными европейскими барочными ансамблями». Однако это и все, хотя эта церковь из русской глубинки, безусловно, достойна гораздо большего.

Церковь из русской глубинки

Это – объект культуры!

Начнем историю церкви Рождества Христова с того, что ее построили в 1724 году по приказу прадеда А.Н. Радищева Григория Афанасьевича Аблязова. В свое время Г.А. Аблязов служил в российской императорской армии в должности полкового квартирмейстера гренадерского кавалерийского полка и носил чин капитана, в котором и вышел в отставку. За долголетнюю беспорочную службу своего отца Афанасия Аблязова он получил от казны землю при деревне Верхнее Аблязово в Кузнецком уезде Саратовской губернии. А вот дальше было так, что в первой половине XVIII века в селе этом заволновались крестьяне. Григорий Афанасьевич (после крещения – схимонах Герман) укрылся от них неподалеку в овраге и, сидя в там, возможно, что в густых зарослях крапивы, дал Богу обет, что ежели он избежит крестьянской расправы, то построит на своей земле храм. И… сумел-таки этой расправы избежать, а потом и обет выполнил, причем построил даже не одну, а… целых пять церквей. И вот одна-то из них и стоит до сих пор в деревне Нижнее Аблязово.

При церкви было записано 35 десятин земли под пахоту. Служить же по штату в ней полагалось одному священнику, а еще дьякону и пономарю, а с 1873 года – служили там священник и псаломщик. На содержание притча полагалось жалованье из уездного казначейства.

Сохраненная верой

В суровое время повсеместной борьбы с православием храм выстоял и сохранился с наименьшими потерями, и все благодаря искренней вере его прихожан. Когда местные большевики «в союзе с беднейшим крестьянством» пришли этот храм взрывать, дабы извести под корень «фабрику опиума для народа» православные жители Аблязова забаррикадировались в его стенах и сказали: «Взрывайте с нами!» И были они настроены так решительно, что подорвать храм с живыми людьми, пусть даже и «погрязшими в пучине невежества», рука у красных комиссаров так и не поднялась. Но чтобы хоть как-то богу насолить, они все же разорили колокольню, с которой вниз сбросили главный колокол. И что же? «Божья кара» (как говорят!) тут же настигла главу всех этих воинствующих богохульников. Местные жители рассказывают, что «ихнего старшого», который руководил отрядом, уже через несколько дней разбил паралич, а две недели спустя он и вовсе помер. Вот даже как! А от колокола сохранился только лишь его язык весом 90 килограммов, что и сегодня лежит на колокольне как немой укор богоборцам.

Когда же советские власти вынесли типичное для себя решение «приспособить здание церкви для колхозных нужд», крестьянка Анисья Волякова в буквальном смысле этого слова «отвоевала» от погрома её алтарную часть, предварительно закрыв в ней часть церковной утвари, и не позволила ссыпать туда зерно. Поступок по тому времени не только очень мужественный, а просто неслыханный. Более того эта же самая Анисья ещё поучала и молодежь, работающую на том зерноскладе: «Не оскверняйте храм Божий недостойными поступками, помыслами и словами, берегите святыню, наступят и её времена». И все так как она говорила в итоге и произошло. Так что опять же все произошло по известной поговорке: «Бог правду видит, да не скоро скажет!»


Барочный алтарь в православной церкви – красиво и... уникально!

После окончания войны жители села опять заговорили о том, что им необходимо… молиться и требуется для этого храм. Бесконечные поездки все той же неугомонной Анисьи и Герасима Терентьева по различным инстанциям помогли сделать практически невозможное – церковь была вновь открыта для прихожан. Иконы, сохранявшиеся в домах местных верующих, возвратились на свое законное место. Особенно торжественно был принесён в храм Крест Спасителя, который все эти годы прятали в доме у одной из жительниц в соседнем селе Анненково. Причем крестьяне, живым коридором вставшие вдоль дороги, по которой несли крест, приветствовали реликвию и искренне радовались.

Хочется подчеркнуть, что все это было при советской власти. Кстати, тогда же многие городские и областные партийные работники приезжали сюда, чтобы совершить таинство венчания, и крестили здесь своих детей, хотя, конечно, этого не афишировали. Ну а с высоких трибун они выглядели вполне истинными борцами за «коммунистические идеалы», то есть как и в известном анекдоте делали одно, думали другое, а говорили третье.


Пол из чугунных плит, как и в соборе Ивана Грозного в Казани. Тогда это было нормой, иметь такие полы даже в сельских церквах.

Поделом вору и мука!

А вот во времена перестройки нравственности и благочестия в народе явно убыло: собор обворовывали четыре раза. Вынесли всю находившуюся в ней церковную утварь, золотые и серебряные кресты для причастия, ценные иконы. Последний такой случай произошёл в октябре 2010 году, когда заезжие «гастролёры» пробрались ночью в Храм и сняли с чудотворной иконы Божьей Матери «Скоропослушница» все золотые и серебряные цепочки, кольца, печатки, оставленные ей прихожанами в знак благодарности за обретенные исцеления и милосердную помощь в мирских делах. И вновь промысел Божий не дал совершиться поруганию храма: воров этих нашли и арестовали, причем при обыске следственные органы обнаружили у них тетрадь с подробными записями, где, когда и кого обворовывали эти «джентльмены удачи». Так что «Скоропослушница» помогла раскрыть целый ряд преступлений, совершённых этой группой в храмах Самарской, Ульяновской и Пензенской областях за целых полгода!

Православное барокко

Следует подчеркнуть, что церковь Рождества Христова сохранилась до нашего времени практически в первозданном виде. Кованая ограда, деревянные перекрытия на колокольне, узорные решётки на окнах, пол, сложенный из чугунных плит, кованные напольные подсвечники и многое другое относится именно к тому времени, когда этот храм был построен. Долгие годы эта церковь была святым молитвенным местом не только для жителей окрестных деревень и города Кузнецка, но и богомольцев из других мест. Церковь – трехпрестольная: главный престол освящен в честь Рождества Христова, правый престол – в честь Покрова Божьей Матери, левый – во имя преподобного Александра Свирского. Храм типа восьмерик на четверике построен на высоком холме, который летом утопает в зелени деревьев, тем более, что рядом с ним расположен прекрасный яблоневый сад, который жители села по старой памяти до сих пор зовут «барским». Когда-то в нем был небольшой пруд с родниковой водой, однако сейчас он зарос. Да и саду требуется очистка от многочисленной молодой поросли.


Вот он какой алтарь целиком... величественный и огромный!

Почти рядом с храмом можно увидеть и две совершенно удивительные сосны с причудливо изогнутыми и словно переплетёнными «мускулистыми» ветвями. Причем посажены они примерно в то самое время, когда и закладывался этот храм. Однако самое удивительное в нем даже не его история, не две эти древние сосны, а его… поистине уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас. Виктор Семенович Спиридонов, сторож и смотритель храма, о нем рассказывает так: «Однажды итальянец и искусный резчик по дереву Лаур Моррель был сослан в российскую глубинку из Санкт-Петербурга за то, что отказался по прихоти царицы написать икону Божьей Матери с ликом императрицы Екатерины. Католик по вероисповеданию, спустя несколько лет, он принял православие и в знак благодарности русскому помещику, не оставившему его в трудных житейских обстоятельствах, «сотворил» вот эту неописуемую красоту». Есть версия, что и сам Лаур Моррель похоронен в алтарной части храма. И уж если мы заговорили о церковном разнообразии – то что бы это ни было, более наглядного примера не найти! Сам иконостас представляет собой пирамидальную композицию и увенчан скульптурной группой «Вознесение Христа». Фигуру Христа окружают декоративные розетки с головками херувимов; а завершающая фигура – это Бог Савваоф с распростёртыми руками в лучах божественной славы. Богатая декоративная резьба иконостаса вся покрыта позолотой, хотя от времени она, конечно, значительно потускнела.


Иконостас упирается в самый купол!


Люстра под стать иконостасу.

Самый яркий элемент иконостаса – Царские Врата с горельефной скульптурной композицией «Сошествие Святого Духа», включающей фигуры апостолов и Богородицы, сидящих полукругом. Стык Царских Врат с иконостасом обрамляют ангелы, поддерживающие резной карниз. Возможно, что мастер, проектировавший этот иконостас, был в свое время связан с дворцовым строительством и потому взял, да и перенёс светские формы внутрь храма. В резные же рамы иконостасы вставлены иконы, написанные по Евангельским сюжетам. Над алтарём за Царскими Вратами возвышается резная золоченая сень, украшенная фигурами ангелов. Оба придельных иконостаса в одном стиле с центральным, воспринимаются как его продолжения и имеют совершенно одинаковую с ним декоративную отделку.


«Оплакивание Христа» – скульптурная композиция, совершенно уникальная для православного храма.

Интересно, что справа от центрального иконостаса находится ещё одна скульптурная композиция – «Оплакивание Христа» – тема для православного храма ну совершенно не характерная и потому – уникальная. Две резные колонны отделяются от стены, образуя красивую полуротонду, которая окружает гроб с телом Христа. Фигуры двух ангелов с крестами в руках придают всей сцене особую торжественность, трогательность и эмоциональность. Прихожане почитают её наравне со старинными храмовыми иконами. В средней части храма, а также в правом приделе располагаются композиции «Голгофа», выполненные из дерева и расписанные красками. Напольные подсвечники, навесные лампады, паникадила, металлические и бархатные хоругви также относятся к времени его постройки и представляют собой по-настоящему уникальные произведения искусства ручной работы. Красиво? Да, очень! Но как все это соотносится с канонами, сказать не так-то уж и легко. Поэтому даже если Истина и вечна, то наше представление о ней пусть даже и медленно, но все же меняется день ото дня, ибо все течет и все, абсолютно, все изменяется!


Сосна – ровесница храма.
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 сентября 2017 07:08
    Свирепость и беспощадность внедрения христианства даёт свои плоды. Дошло до того что определение РУССКОГО человека некоторые деятели от культуры начинают с веры в Христа. И ведь некоторые искренне верят в откровенно бредовые писания, не смотря на поголовное посещение школ с уроками истории, а некоторые посещали ВУЗы..
    1. +3
      22 сентября 2017 13:29
      Цитата: василий50
      Свирепость и беспощадность внедрения христианства даёт свои плоды.

      Единая империя в немалой степени продукт пропаганды единой идеологии. А церковь -масштабная организация, существовавшая тысячелетиями. Географически сильно распространенная и постоянно взаимодействующая с местными жителями. Так что неудивительно, что несмотря на многочисленные реформы, церковь оказала очень серьезное влияние на народы. И русским от Православия уже никуда не деться, это огромный пласт нашей истории и культуры. И тут уже нам самим выбирать. строить наше будущее на прочном фундаменте, или сносить все под корень. В надежде, что некий добрый дядя чисто из альтруистических побуждений приподнесет нам нечто получше, позволяющее нам критически судить наших предков и поплевывать на них свысока. Как это например было проделано коммунистами, а потом с коммунистами. С закономерным результатом.
      Цитата: василий50
      И ведь некоторые искренне верят в откровенно бредовые писания, не смотря на поголовное посещение школ с уроками истории, а некоторые посещали ВУЗы..

      Ничего не поделаешь, т.к. в школах и вузах аналогичная ситуация. Как и ранее с церковным образованием. Человеку приходится и сейчас в добровольно-принудительном порядке приобщаться к источникам той культуры, которую власть считает наиболее приемлемой. История, литература, философия, культурология... Зачем захламлять этими бредовыми писаниями голову какому-нибудь будущему инженеру? Пропаганда и воспитание. Вот и приходится от вполне серьезных людей слышать откровенно религиозную чушь. Например, про магическое зарождение всего из ничего, а именно самопроизвольно произошедшую эволюцию на Земле. И ничего, терпим, даже несмотря на материалистическое воззрение и неверие в чудеса. Разумеется, человек достаточно образованный быстро заподозрит, что если и была где-то эволюция, то в гораздо более подходящих условиях. Но ничего не поделаешь, ведь основу мировоззрения формируют еще в школах, где голословная пропаганда гораздо лучше ложится на неокрепшие умы.
      1. +3
        22 сентября 2017 14:22
        Недавно в одной известной мне школе сразу два учителя истории и литературы вещали про утопление рыцарей в Чудском озере. А дети, оказывается читали ВО, потом проверяли (!) написанное по текстам летописей, но...перед училками сидели и молчали, улыбались. А потом заявили дома, что они либо дуры, либо троечницы. А родители мне рассказали... Такие вот теперь стали появляться дети!
        1. +2
          22 сентября 2017 18:27
          Цитата: kalibr
          А потом заявили дома, что они либо дуры, либо троечницы.

          Однако и такой подход тоже не является верным. Правильнее осознавать ту роль, которую в нашей жизни играет мифология и пропаганда. И нынешние люди - такие же верующие, как и их предки. Без этого невозможно никакое общество и никакое развитие. Важно не только то, что было, или могло быть на самом деле. Важно, какое чувство у нас этот миф вызывает, и к каким действиям побуждает. Потому как преимущество у той армии, чьи солдаты действительно готовы лечь на амбразуру ради славы, коммунистической партии, родины , возможности попасть в Вальгаллу и т.д. И у того общества, где люди чураются воровства и убийств не из страха перед наказанием, а потому, что это противоречит их культуре и воспитанию, т.е. вере. А рационалисты, которые верят только в себя, начинают жить так, чтобы было хорошо только им. В результате у них ни потомков, ни страны. Это тоже религия, но не ведущая никуда. Очень многое было построено лишь благодаря "обману". В том числе и цивилизация. Но сейчас особенно сильно распространено либерально-материалистическое заблуждение, что все блага существовали изначально и принадлежат нам по некоему естественному праву. Что у нас были глупые суеверные предки, который ничего не могли построить, лишь ломали, а мы типа великие, всезнающие, и вообще Д'артаньяны. Нехорошо это.
        2. +1
          22 сентября 2017 18:32
          Остается только радоваться этим детям. Мое-то поколение свято верит в немощь чудского льда (ну, большинство)!
          1. +2
            22 сентября 2017 19:56
            Ключевое слово "сидели и молчали"!
            Беда не в том, что эть истина, а что есть вера в истину. Главное разделить желаемое на действительное. Более того необходимо помнить, что история как наука развивается по своим законам. Со временем память о событиях истирается, источники уничтожаются и теряются, артефакты теряют значение, но методы способы познания прошлого совершенствуются и развиваются! Так что в науке присутсвует некий "статус кво"! Так что степень научных открытий о событиях битвы на Чудском озере еще далеко не исчерпан. Ставить точку рано!
  2. +12
    22 сентября 2017 07:16
    Спасибо автору. hi
    Это частичка нашей Истории и всегда очень интересно открыть для себя, что то новое.
    К слову:
    Пол из чугунных плит, как и в соборе Ивана Грозного в Казани. Тогда это было нормой, иметь такие полы даже в сельских церквах.
    В некоторых старинных церквях на Урале такие полы существуют до сих пор, да и что им будет, они ведь изготовлены из уральского чугуна.
    1. +3
      22 сентября 2017 18:55
      Вы не поверите!! 17 лет назад мои люди ставили перегородку в цеховом помещении, ныне принадлежащем госкорпорации "Алмаз-Антей", собственно, оно и тогда ей принадлежало, но на тот момент все было "фо сейл"). Начинают долбить плитки перфоратором, перфоратор отскакивает до зубов, а дырочки нет. Даю команду бить в шов и .... овном оно все зарасти. Бьют, монтируют, чёт делают, а я иду искать старожилов, на тему какого х. демона. Нахожу дворника, он говорит, а чего ты хочешь, му ...жик, 30мм чугуна, сделано в 56ом!"
    2. +3
      22 сентября 2017 21:01
      В некоторых старинных церквях на Урале такие полы существуют до сих пор, да и что им будет, они ведь изготовлены из уральского чугуна.

      В Кронштадте площадь перед Морским собором была вымощена плиткой чугунной. Когда реставрировали, ее вынимали , я когда увидел был поражен: За десятилетия чугунная плитка была ногами истерта на глубину до 10 см.
  3. +3
    22 сентября 2017 07:50
    Как-то вот сравниваю храмы и церкви построенные до и после...В построенных до душа есть ..В современных,большинство каких видел..души нет, типовой проект..
    1. +7
      22 сентября 2017 08:23
      Наверное это субъективная точка зрения. Когда был на Кипре, то видел много новых церквей. Красивых настолько, что... дыхание спирало. И старых Х! века - сарай сараем. Вообще Вы сейчас подсказали мне тему интересной статьи по культурологии о восприятии человеком церковной архитектуры... Надо ее будет написать...
      1. +3
        22 сентября 2017 10:08
        Я же не с Кипром сравниваю....
        1. +1
          22 сентября 2017 11:54
          Кипр тут совсем не причем, однако. Важно что мы чувствуем, созерцая те или иные объекты религиозной архитектуры. Мне, например, было глубоко противно смотреть на церковные купола в киевском стиле обр. 1910 года на одном из храмов в Свияжске, но долго смотрел в восхищении на фрески на его стенах 1556 года...
      2. +2
        22 сентября 2017 13:04
        Цитата: kalibr
        И старых Х! века - сарай сараем.

        Позвольте не согласиться. Вот с этой церкви и первого деревянного здания начиналось освоение Приамурья. В 80-е годы её снесли, потом ...
        1. +1
          22 сентября 2017 13:16
          Цитата: амурец
          В 80-е годы её снесли, потом ...

          Уже в XXI-веке восстановили или по новой построили, какая разница? Просто бездушно прошлись по народной памяти.
          Никольская церковь — первое здание Благовещенска, построена в 1857-м году как часовня. Сложена из бревен мертвокладной, в которой зимой 56-57 годов лежали тела умерших казаков Усть-Зейского поста. Та, в свою очередь, была сделана из бревен плотов, на которых спускались сюда из Забайкалья первопроходцы. Ее разрушили в 1980 году.
          Новодел, на заднем плане этого фото.
          1. +4
            22 сентября 2017 14:13
            Посмотрела на вашу Никольскую церковь. А это в Бресте Свято -Николаевская братская церковь
            1. +4
              22 сентября 2017 14:15
              «На улице Советской находится Свято-Николаевская братская церковь. Во второй половине XIX в. Брестское Николаевское православное братство построило в городе деревянный храм. Однако пожар 4 мая 1895 г. его уничтожил, и было принято решение восстановить церковь. Узнав, что на западных рубежах Отечества возводится святыня в честь небесного покровителя русского военно-морского флота Николая, моряки Тихоокеанского флота — выходцы с Брестчины, участники русско-японской войны 1904—1905 гг. — передали деньги на ее строительство. Когда императору Николаю II сообщили о благородном поступке, он лично распорядился, чтобы казна выделила недостающую сумму братству Святителя Николая. В 1906 г. церковь открыли. Пятикупольный храм символизирует корабль, присутствует объемно-пространственная композиция, кокошники и шатровая крыша. Перед оградой церкви 28 мая 2005 г. установлен памятник морякам — участникам русско-японской войны начала XX столетия. В притворе храма размещены две мемориальные доски морякам — уроженцам Брестчины, погибшим в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г.»
              Читать подробнее: http://brestcity.com/blog/pamyatnik-moryakam-ucha
              stnikam-russko-yaponskoj-vojny
              1. +1
                22 сентября 2017 14:46
                Цитата: ruskih

                1
                ruskih Сегодня, 14:13 ↑
                Посмотрела на вашу Никольскую церковь. А это в Бресте Свято -Николаевская братская церковь

                Да. Есть что-то схожее. Возможно в основе лежит один и тот же проект.
                1. +1
                  22 сентября 2017 16:00
                  Да. Есть что-то схожее.

                  Да. Поэтому и вставила фото. У нас её тоже обычно называют Никольская.
                  1. +1
                    23 сентября 2017 00:07
                    Цитата: ruskih
                    Да. Поэтому и вставила фото. У нас её тоже обычно называют Никольская.

                    А вот так выглядел её предок, к сожалению её снесли в 30-е годы ХХвека.
                    1. +1
                      23 сентября 2017 09:34
                      Нашла рисунок той, что сгорела. По стилю очень похожи. И ниже у Николая - Микадо вставлено фото церкви тоже очень похож стиль.
              2. +3
                22 сентября 2017 15:37
                моряки Тихоокеанского флота — выходцы с Брестчины, участники русско-японской войны 1904—1905 гг. — передали деньги на ее строительство.

                В память о русско-японской войне мало памятников установлено. У нас в Питере есть Николо-Богоявленский Морской собор. В 1908-м году перед ним был установлен памятник героям броненосца «Император Александр III», погибшим в Цусимском сражении - единственного броненосца эскадры, из экипажа которого в 800 с лишним человек не выжил ни один моряк.
    2. +6
      22 сентября 2017 09:07
      Соглашусь с вами, Алексей. Тоже замечала это.
      Возможно, что восприятие основано в основном на уровне ощущений человека. Как он себя чувствует в этом храме, что переживает в данный момент. Можно сказать и так, как он чувствует энергетику данного места, иногда говорят теперь «намоленное место». Церкви, да и ранее языческие храмы, капища всегда строили в определённо выбранных местах.
      Вячеслав Олегович, спасибо за интересное путешествие.
      1. +6
        22 сентября 2017 10:14
        Елена, добрый день! Девушка, а Вы не хотите приходить почаще, и разбавлять наш волосатый-бородатый коллектив? wink love
        я присоединюсь. Подчас про культуру читать интереснее, чем про военное дело. good
        «Оплакивание Христа» – скульптурная композиция, совершенно уникальная для православного храма.

        насколько я понимаю, такие композиции украшают, в основном, католические и униатские храмы? я подобные статуи (правда, без композиций) видел в Софийском соборе в Полоцке. hi
        1. +3
          22 сентября 2017 10:25
          Вы всё правильно подметили,имею ввиду конечно не девушку,а скульптурную композицию.
          1. +6
            22 сентября 2017 10:27
            а скульптурную композицию

            пусть композиции украшают храмы, а девушки - наш форум! drinks
        2. +1
          22 сентября 2017 19:14
          О, да! А то мы тут уже начали делить еду, воду и патроны, хорошо , не детей!
      2. +1
        22 сентября 2017 11:56
        Рад, что помог Вам его совершить. Ведь сюда в нашу пензенскую глубинку не все даже пензяки ездят. Одному рассказал - поехал, не нашел. Свернул не туда, а спросить постеснялся... Так-то.
        1. +2
          22 сентября 2017 16:08
          Ещё раз спасибо, Вячеслав Олегович, что дали возможность увидеть такую неожиданную красоту. Фотографии очень хорошие. love
    3. +5
      22 сентября 2017 10:27
      Цитата: parusnik
      В современных,большинство каких видел..души нет, типовой проект..

      А вот НЕ СОГЛАШУСЬ.
      Современное время, рабочий поселок Биссерть Свердловской области. Вы, что не чувствуете тут одушевленности?
      1. +1
        22 сентября 2017 11:50
        Очень красиво. Да, в этом что-то есть!
        1. +1
          22 сентября 2017 12:59
          вот десяток лет назад построили на месте старой церкви, в прошлом веке не пережившей застройку пригородных сел "спальными" кварталами

          не покидает чувство, что то ли чего-то не хватает, то ли что-то не так ...
          1. +3
            22 сентября 2017 13:05
            Цитата: reservist
            не покидает чувство, что то ли чего-то не хватает, то ли что-то не так ...

            Вау...византийский стиль... Это ж кто так расстарался?
            1. +2
              22 сентября 2017 13:20
              Патриаршее Подворье Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово
              www.mosproject2.ru/projects/kultovye-sooruzheniya
              -khramovye-kompleksy/khramovyy-kompleks-patriarsh
              ego-podvorya-zhivonachalnoy-troitsy/

              P.S. насчет старой церкви ошибся, ее оказывается тоже восстановили, стоит где-то в километре от новой ...
              1. +2
                22 сентября 2017 14:19

                вот церковь из места моего детства - в поселке Володарский (в черте СПб, неподалеку от Стрельны). Церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Часовня была заложена 2 Мая 1902 года в воспоминание двух событий: прославления иконы Богородицы.. и чудесного спасения Николая II при инциденте в Оцу (откуда есть пошла фраза в русском языке: "Японский ты городовой!"). Освятили же ее в 1905-м году. Церковь - деревянная. В советское время стояла закрытой. Как уцелела в войну (поселок был захвачен немцами) - одному Богу известно. Боковых малых глав не было, церковь стояла неокрашенная, заколоченная. В 90-х годах ее вернули церкви и отреставрировали.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. +3
                      24 сентября 2017 00:57
                      Цитата: Weyland
                      И когда вас, недорезаных краснопузых, перевешают всех нафиг!

                      Мыло приготовил? Вот иди, и вешайся. Кстати, а кто у вас предки были?
          2. +1
            22 сентября 2017 14:17
            А потому, что не совсем византийский и это инстинктивно чувствуется!
            1. +2
              22 сентября 2017 14:22
              творение 2-го моспроекта почему-то у меня с недостроенной мечетью ассоциируется ...
              sad
        2. +3
          22 сентября 2017 13:09
          Цитата: kalibr
          Очень красиво. Да, в этом что-то есть!

          Вы не представляете сколько маленьких, камерных, церквушек сейчас отстроено и строится в глубинке... Вот когда понимаешь, что тут люди собираются с Богом общаться и душой отдыхать, а не грехи замаливать, как у нас в "Храме на крови"... Вот где "дух чистогана" аж на ДВУХ этажах...
          1. +3
            24 сентября 2017 01:01
            Цитата: svp67
            Вы не представляете сколько маленьких, камерных, церквушек сейчас отстроено и строится в глубинке...

            Ага. У нас отстроили на месте кафе. Вы не представляете, как там алкогольным духом всё пропиталось. sad
            1. +2
              24 сентября 2017 07:30
              Цитата: мордвин 3
              Ага. У нас отстроили на месте кафе. Вы не представляете, как там алкогольным духом всё пропиталось

              У Вас над чем поработать....
      2. +4
        22 сентября 2017 13:41
        Не был я в рабочем поселке Биссерть Свердловской области smile Но по фото скажу от души.. и для души..И опять же:В современных,большинство каких видел..Написал об увиденном..а не о том ,что не видел и осудил... smile
    4. +4
      22 сентября 2017 17:42
      Исключительно как пример добротного современного храма: Всехсвятская церковь в Минске:



      https://ru.wikipedia.org/wiki/Всехсвятская_церков
      ь_(Минск)
  4. +6
    22 сентября 2017 08:45
    Хорошая статья. Спасибо автору.
    Да и было бы странно увлекаться религией тому, кто преподаёт много лет культурологию (а до того преподавал целых десять лет историю КПСС!) и имеющего дело со множеством верований, начиная с поклонения яме в земле и заканчивая, скажем, тем же учением пеллагианцев, полупеллагианцев и адвентистов седьмого дня.

    На мой взгляд, данные обстоятельства наоборот должны стимулировать активный поиск истины c результирующим приходом к чему то конкретному.
    Надеюсь что так и случится.
    1. +2
      22 сентября 2017 11:48
      Вы знаете, да, действительно. Но... чем не больше я все это изучаю, тем больше склоняюсь к... "яме в земле", откуда по вере одного из туземных племен Австралили до тебя доносятся голоса предков.Был у меня знакомый преподаватель медиевистики из Мельбурна. Полукровка. Считал, что он христианин. Но... раз в год ехал к себе в племя и вспоминал веру отцов. А там так: тебе 13 лет - флагу с водой, нож и в лес! Все ямы членов племени ты знаешь! И должен найти СВОЮ! Откуда к тебя обратятся духи предков. Тогда можешь вернуться. Всем показать "свою" яму и потом заботится о ней. Приехал, прибрался (!), сжарил курицу, съел, кости бросил в яму предкам! Специально сам пошел в лес. Нашел странную яму. Голосов не услышал, но дальше почему-то решил не ходить. Словно нашел, что надо. Развел костер, пожарил курицу, умиротворился по полной. Сижу, греюсь на солнышке, в душе мир, единение с природой. Подумал - вот религия по мне! Как-то даже боязно стало...
      1. 0
        22 сентября 2017 12:25
        Цитата: kalibr
        Подумал - вот религия по мне!

        Суть религии не только в том, чтобы давать адептам какое-то умиротворение - это вовсе не обязательная принадлежность, а в том, чтобы предложить человеку ответы на фундаментальные вопросы мироздания.
        Полагаю, что яма в земле кроме умиротворения других ответов не даёт. И хотя бы поэтому данная вера не истинна.
        1. +2
          22 сентября 2017 14:14
          Согласен с Вами полностью, просто рассказал случай из своей жизни.
  5. +20
    22 сентября 2017 09:46
    Получил удовольствие - читая статью и рассматривая фото hi
    Побольше б таких статей
    Спасибо автору
    1. -1
      31 июля 2018 00:02
      Цитата: BRONEVIK
      Получил удовольствие - читая статью и рассматривая фото
      Побольше б таких статей
      Спасибо автору

      Спасибо автору. Очень неожиданная статья. Но какая интересная!
  6. +5
    22 сентября 2017 10:09
    Здравствуйте, Вячеслав Олегович! Может есть смысл не останавливаться на одной статье, а продолжить в виде цикла "Церковь из русской глубинки". А то про замки Европы есть цикл, а ведь российская глубинка скрывает не меньше загадок и интереснейших исторических достопримечательностей. Глядишь, и обратят внимание на исчезающую часть истории.
    Для примера.

    Заброшенный церковный комплекс 16 века в селе Курба Ярославской области.
    1. +5
      22 сентября 2017 10:16

      А это церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Столбушино. Один из самых уникальных памятников церковной архитектуры, созданный в стиле барокко. Во внутренней части храма до нашего времени сохранился трехъярусный резной иконостас, выполненный в виде сплошной стены, которая в форме пирамиды постепенно сужается к верхней части.
      Продолжать можно долго.
      1. +3
        22 сентября 2017 10:30
        у нас подобная церковь есть неподалеку от Копорья. Правда, начала 20-го века. Все хотел этим летом съездить, отфотографировать.. sad Столбушино - это оттуда вид чайного напитка? Правда, в праве его первооткрытия Копорье "тянет одеяло на себя".
        1. +1
          22 сентября 2017 11:40
          Ну вот и поезжайте и напишите!!! Один материал на ВО, другой - в Хистори иллюстрейтид, третий в Правду.ру. Как это лучше всего сделать и подскажу и помогу конкретно.
          1. +1
            22 сентября 2017 11:49
            Ваши бы слова.. да Вашу бы энергию.. what а вокруг только цифры и заказчики, из которых половина балбесы. request "А мне летать охота!" (голосом Папанова) winked
            1. +2
              22 сентября 2017 11:58
              Те же проблемы, уважаемый Николай!
              1. +1
                22 сентября 2017 13:45
                на Вашей стороне ОПЫТ, Вячеслав Олегович hi
    2. +1
      22 сентября 2017 11:38
      Уважаемый Виктор Николаевич! Я, увы, не вожу машину. Всецело завишу от дочери и друзей. Писать о том, о чем Вы написали можно и нужно. Я и места знаю... Но НАДО ЕЗДИТЬ! Два часа туда, два там, два оттуда. Физическая усталость... И надо время выбрать!!! В итоге... не получается! Этот материал родился случайно: ездил на студенческую конференцию в наш филиал ПГУ и ее участников возили туда на экскурсию. И мне дали время на съемку одному...
      Так что это трудно. Труднее, чем писать о рыцарях, антикоммунистической пропаганде и "цветных революциях". И в книгу это не вставишь, хотя можно в идеале написать книгу о таких вот церквях России. Можно, но проект не окупится! Опять же можно обратиться к Церкви... тем более, что я так уже делал. Но нет гарантии, что... ну Вы сами понимаете, что может быть. Поэтому... пусть все остается так, как есть. Обещаю - будет статья о моих впечатлениях от церквей Кипра. Давно хочу ее написать. А вот о наших, увы - для меня тема неподъемная физически!
      1. +3
        22 сентября 2017 12:02
        По поводу вождения машины - "Этто не серьезно!" Я тоже лет до 10 (точнее не помню), не водил. Ну и что. Научился. Медведей учат на мотоцикле ездить. Да и остальные причины при детальном рассмотрении преодолимы. А кроме презренного металла ведь есть еще "чувство глубокого и полного удовлетворения". Работа тянет на Орден святого благоверного князя Даниила Московского.
        А это повесомей гонораров. Подумайте.
        1. +4
          22 сентября 2017 12:15
          "Этто не серьезно!"

          Триста тридцать! Каждому! drinks
          Орден святого благоверного князя Даниила Московского

          после слова "благоверный" мне почему-то Преподобный вспомнился.. what прости меня, Господи! профессиональная форумная деформация! wassat
        2. +1
          22 сентября 2017 14:07
          Здоровье не позволяет, Виктор! Это еще одна проблема. Мне мой врач так и сказал - или ты ходишь пешком, или ездишь на машине, но тогда я не знаю, что с тобой будет. Научиться можно, но... я плохо вижу с левой стороны. Вперед хорошо, а вот вбок... могу запросто не увидеть приближающееся авто. То и дело ловлю себя на этом, когда еду в машине позади дочери. Конечно, можно купить шелковый шарф и все время крутить головой во все стороны, как пилот-истребитель Первой мировой войны, но... боязно. И опять же... спина. Хватит и того, что дочь меня с женой возит на дачу, но это из-за тяжелого груза.
          1. +2
            22 сентября 2017 14:18
            Ну не знаю, почему то мысль мне понравилась и я ее думаю. Проезжал недапвно мимо своей "альма матер", поймал себя на мысли, что плюнуть негде от автомобилей студентов, приехавших получать знания. Не думаю, что пензенские студенты живут хуже. Злоупотребите служебным положением. Бог простит на такое дело.
            1. +2
              22 сентября 2017 15:52
              Цитата: Curious
              Не думаю, что пензенские студенты живут хуже

              Все тоже самое. Целая улица их авто... Но... это относится к коррупционным формам поведения! Бог простит.Люди - нет!
              1. +3
                22 сентября 2017 16:20
                Бог простит.Люди - нет!

                или наоборот what все Вы правильно делаете. hi
                Жить нужно вообще по совести. Только совесть у каждого разная. request а мерзавцев она вообще никогда не грызет. negative слава Богу, в нашей компании порядочные собрались. drinks
                Всем хороших выходных! drinks спасибо всем за общение на этой неделе! hi good
                1. +2
                  22 сентября 2017 20:04
                  Идеалист, Вы, прости Господи, Николай!
    3. +3
      22 сентября 2017 17:47
      Более того, можно писать не просто про церкви, а про церкви-крепости. Не в курсе, как с этим в России, а в Беларуси сохранилось две такие:



      https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Святого_Мих
      аила_(Сынковичи)



      https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Рождества_Б
      огородицы_(Мурованка)
  7. +3
    22 сентября 2017 11:59
    Статья вызвала интерес, понравилась,хотя есть конечно неточности,но придираться не хочется.
    Заинтересовала личность самого Григория Афанасьевича Аблязова,человек был необыкновенный,много интересного про него узнал ,вычитал на Татищевский край ,Аблязовы,это я источник указываю.
    Узнал и то,чего не ожидал,а именно : в Самаре,каждый местный хорошо знает значение слова курмыши,даже и не надо объяснять,это чисто самарский жаргон.Откуда это пошло,я не знал.
    А что узнал, что оказывается Г.А.Аблязов владел поместьем в Курмышском уезде Симбирской губернии
    1. +2
      22 сентября 2017 12:45
      да нет.это не чисто самарское.был такой город курмыш.старше его только нижний новгород в Поволжье.сгорел как то начисто и из города стал селом.вот и пошло оттуда курмыш.хотя есть еще куча версий.
      1. +2
        22 сентября 2017 13:11
        Спорить не стану,буду всем рассказывать про уезд в Симбирской губернии.
  8. +19
    22 сентября 2017 14:13
    Автору спасибо. Получилась очень добрая статья. Побольше таких.
  9. +3
    22 сентября 2017 18:45
    Читал и вспомнил одну интересную церковь на Рязанщине. Редко у нас такое встретишь (храм православный и действующий сейчас).