Бессмертная «мотолыга»

57


«Многоцелевой тягач легко бронированный», армейский вездеход-труженик принят на вооружение Советской армии в 1966 году. Конструкция получилась настолько удачной, что МТЛБ остается в строю до сих пор и, по всей видимости, еще долго будет служить в Вооруженных Силах Российской Федерации и других государств.



Простая, надежная, универсальная машина в войсках зовется «мотолыгой».

Довольно часто приходится читать и слышать, что МТЛБ давно устарела и ей требуется замена, что в корне неверно. Заменить ее невозможно, это «машина всех времен и народов».

Некоторые эксперты преемником МТЛБ называют БТР-3Ф. С моей точки зрения, абсолютно бездарное предложение. МТЛБ выпущено около 100 тысяч единиц, между тем БТР-3Ф создан на базе БМП-3, которой с 1979 года изготовлено всего-то около двух тысяч. Если сравнивать цену машин, разница будет в разы. Достаточно напомнить о тираже «мотолыги», количестве модификаций и всевозможных моделей. Тягач – рекордсмен в своем классе, и это бесспорно. Однако признаем: у МТЛБ слабоваты бронирование и вооружение – машина не предназначалась для поля боя. В принципе это устранимо, поскольку конструкторы тягача заложили массу возможностей для модернизации. К примеру, вполне осуществимо разнесенное легкосъемное бронирование, которое можно разместить на машине или хранить отдельно. При переброске к месту боевого применения МТЛБ в зависимости от условий будет комплектоваться различной защитой, включая динамическую. Все зависит от того, на каком ТВД, в каких рельефе и климате предстоит действовать, что за противник и чем вооружены его подразделения.

Проведем анализ характеристик МТЛБ по основным показателям: огневая мощь, защищенность, подвижность, командная управляемость. Рассмотрим как имеющиеся на вооружении образцы, проходящие через стадии испытаний, так и варианты машин, которые реально разработать на основе старой доброй «мотолыги».

Показательный «Штурм»

Поскольку тягач создавался для транспортировки артиллерийских орудий, расчетов и боезапаса, то у МТЛБ огневой мощи, собственно говоря, нет – штатный пулемет предназначен для самообороны. Однако возможна установка любого вооружения, начиная с крупнокалиберных пулеметов, ПТРК, ЗРК и заканчивая артиллерийскими комплексами калибра 120 миллиметров. Стоит отметить, что для этого существует четыре основных варианта: в башне, вынесенное в необитаемом модуле либо легкосъемное, буксируемое.


Станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10 «Леопард»

Рассмотрим данные возможности применительно к организационно-штатной структуре мотострелкового батальона. В пехоте широкий выбор оружия – начиная с калибра 12,7 миллиметра и заканчивая 40 миллиметрами. Кроме того, вполне возможна установка башни с вооружением от БМП-1. Хотя на современном этапе она считается устаревшей, их очень много в арсеналах ВС РФ и армий других стран. Целесообразен и вариант с оснащением МТЛБ башней БМД-2 с 30-мм автоматической пушкой. Как вынесенное вооружение приемлемы 23- и 30-мм пушки. «Мотолыги» с таким «обвесом» давно прошли испытания и состоят на вооружении многих иностранных армий.

Кроме того, необходимо оценить установку на МТЛБ и МТЛБУ башни с вооружением от БМП-2, тем более что массогабаритные показатели позволяют провести такое переоснащение. Например, в Болгарии на шасси МТЛБУ «посадили» двухместную башню с 23- и 30-мм пушками. Не стоит забывать и о БМП-3. В Российской армии этих машин сравнительно мало, но в зарубежных ВС их насчитывается более 700. Если для стандартной «мотолыги» башня БМП чрезмерно тяжела, то для установки на МТЛБУ вполне подойдет. В итоге реновированный тягач становится действительно многоцелевым.


Станция засечки ядерных взрывов

Широк выбор оружия для противотанковых подразделений: по большому счету на МТЛБ возможно установить любой ПТРК как отечественного производства, так и иностранного, например комплекс 9П148 на базе БРДМ-2. Довольно долго на вооружении ВС РФ находится ПТРК «Штурм-С» в модульном исполнении и оснащенный ПТУР со сверхзвуковой скоростью полета. Машина хорошо себя зарекомендовала. Это яркий пример размещения ПТРК на шасси МТЛБ.

Для экспорта в страны с ограниченным бюджетом можно укомплектовать тягач с 107-мм безоткатным орудием Б-11 в качестве легкосъемного, при этом повысится его мобильность. А чтобы установка получила высокие огневые возможности, имеет смысл приспособить 100-мм противотанковые ракеты «Басня» и аналогичные для запуска из БЗО Б-11. В этом случае в боекомплекте могут появиться не только кумулятивные и осколочные выстрелы, но и управляемые ракеты. Огневые возможности машины приблизятся к потенциалу БМП-3.
Думается, есть необходимость проработать вариант установки на шасси «мотолыги» башни САУ 2С25 «Спрут» с целью получения разновидности легкого плавающего танка.

«Цветы» в ассортименте

На вооружении ВС РФ да и многих иностранных армий долгое время находится САУ 2С1 «Гвоздика». Она прекрасно себе зарекомендовала и еще будет востребована, но сегодня – время ее частичной модернизации. Назрела установка современного радиоэлектронного оборудования. Данная машина – яркий пример размещения тяжелого вооружения на базе МТЛБУ.


Пожарная машина на базе шасси МТЛБ

Не так давно на вооружение принята САУ 2С24 «Хоста», которая входит в состав минометных батарей мотострелковых бригад. В Российской армии имеются 100-мм противотанковая пушка МТ-12 и гаубица Д-30, они буксируются тягачом, но есть возможность данные орудия сделать самоходными, установив их на корпус «мотолыги» в кормовой части, по типу советской 2С5 «Гиацинт». Как известно, иностранные конструкторы прорабатывали варианты установки артиллерийского вооружения на МТЛБУ.

Стоит вспомнить и реактивные системы залпового огня, в ВС РФ они установлены исключительно на колесные шасси. Однако колесный ход ограничивает проходимость. Соответственно имеет смысл установить РСЗО и на гусеничные шасси, например БМ-14-16 на МТЛБ, а платформой для «Градов» отлично послужит МТЛБУ.

На вооружении артиллерийских подразделений и частей состоит довольно большое количество буксируемых орудий. Испытанный временем тягач вполне способен транспортировать любое из них, вплоть до современных 120-мм пушек «Нона-Б».

В артиллерийских подразделениях, на вооружении которых имеются САУ 2С9 «Нона», есть машина управления 1В119 «Реостат» на шасси БТР-Д. В принципе этот комплекс можно посадить и на другую гусеничную машину, в частности на МТЛБ. Да и подвижный разведывательный пункт ПРП-4 логичнее размещать на «мотолыге».


Машина разминирования, ВС Польши. Фото из архива автора

Из радиолокационных средств в артиллерийских частях имеется на вооружении станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10. Это воистину ярчайший пример размещения вооружения на базе МТЛБ. СНАР-10 по своей массе и габаритам приблизительно равна башне БМП-2, это лишний раз показывает: на тягаче можно разместить любое оружие мотострелковых, танковых, артиллерийских частей Сухопутных войск.

Самым сложным и до конца не решенным остается вопрос обеспечения ракетами и боеприпасами частей и подразделений в бою. В основном боезапас подвозят автомобилями, у которых, как известно, есть ограничения по проходимости, и они крайне уязвимы. Соответственно целесообразно в артиллерийских подразделениях иметь некоторое количество бронированных транспортно-заряжающих машин на базе МТЛБ или МТЛБУ.

Вместо ГАЗа и «Урала»

В армии Казахстана стоит на вооружении 120-мм миномет «Айбат», размещенный на МТЛБ. Однако это не самое удачное решение, поскольку есть ограничение в количестве возимого боеприпаса. Такой миномет логичнее было установить на базе МТЛБУ.

Идем дальше: размещение 82-мм миномета 2Б9 «Василек» на шасси ГАЗ-66 – неудачный проект. Вес и габариты установки довольно большие, погрузка и выгрузка занимают время. Быстрая буксировка невозможна, так как миномет склонен к опрокидыванию. Более целесообразно разместить «Васильки» на базе МТЛБ, такую установку впервые опробовали и активно применяли в Афганистане, где она себя полностью оправдала.

В Сухопутных войсках широко и повсеместно используется 120-мм миномет 2Б11 «Сани», базовым носителем избран все тот же ГАЗ-66. Машина явно перегружена. Только с переходом в некоторых воинских частях на шасси «Урал» положение улучшилось, появилась возможность возить увеличенный боекомплект. Но проблемы с проходимостью и защищенностью остались. Да и на развертывание требуется гораздо больше времени по сравнению с самоходными установками. Так что «Сани» гораздо эффективнее возить на «мотолыге», по типу 240-мм миномета «Тюльпан», так как есть возможность быстрого развертывания при помощи гидравлических приводов.

И «Зоопарк» в придачу

Уникальным средством противовоздушной обороны стала ЗСУ «Шилка» – 20 лет ей не было равных в классе. Сегодня это оружие считается устаревшим, но «Шилок» в войсках еще много да и на вооружении армий других стран хватает. Компактную установку, отлично зарекомендовавшую на полях боев, вполне возможно поставлять на экспорт, размещая на базе МТБУ.

На смену ЗСУ-23-4 «Шилка» пришел комплекс «Тунгуска» на шасси Мытищинского завода, но в мотострелковых частях целесообразнее поставлять этот ЗПРК в комплекте с МТЛБУ.

Сегодня обрел широкую популярность боевой модуль «Байкал» с 57-мм пушкой, уже создана действующая установка на базе БМП-3. Такой же вариант возможен и на МТЛБУ.

На этом же шасси хорошо устанавливается различное обеспечивающее оборудование, в том числе и РЛС: автоматизированный радиолокационный комплекс АРК-1 «Зоопарк» 1Л219, ППРУ «Овод», командный пункт 9С737 «Ранжир», малогабаритная РЛС 1Л 122-2Е, РЛС комплекса «Барнаул-Т» 9С935.

На «мотолыгах» приживутся и средства РЭБ, инженерное вооружение и техника, РХБЗ. Гусеничные «лошадки» пригодны для нужд медицинских подразделений и инженерных войск.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    16 сентября 2017 07:16
    Мотолыга это ТЯГАЧ! А не БТР и тем более не БМП!
    В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней, как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП/БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.
    Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина закреплена как тягач.

    Попытки использовать МТ-ЛБ в качестве БМП показывает полную некомпетентность командира. Во время войны например, так потеряли много СУ-76 и СУ-85, когда неопытные горе-командиры отправляли их в атаку в качестве танков. Понадобилось даже специальное указание штаба артиллерии 3-го Украинского фронта 9 августа 1944 г:
    Основное боевое назначение самоходных артиллерийских полков, входящих в истребительно-противотанковые бригады, – уничтожение танков и самоходных орудий противника.
    Использовать эти самоходные орудия в качестве орудия непосредственного сопровождения пехоты и танков категорически запретить.
    ...
    В наступлении самоходный артиллерийский полк использовать: для противотанковой обороны на главных танкоопасных направлениях; на прикрытии фланга, находящегося под угрозой контратаки противника; на закреплении захваченных рубежей и для сопровождения подвижной группы войск при развитии прорыва. В последнем случае не превращать самоходные орудия как бы в безбашенные танки, а использовать их как подвижные артиллерийские батареи, следующие при головных частях и ведущие огонь с открытых и полузакрытых позиций, главным образом на уничтожение контратакующих танков врага
    1. +5
      16 сентября 2017 07:39
      Цитата: Лганхи
      Мотолыга это ТЯГАЧ! А не БТР и тем более не БМП!



      Это с какой стороны посмотреть. В 291 МСП в котором я имел честь служить мотострелковые роты были на металлах. БТРы пользовали только сапёры и полковая разведка. Мало того, 242МСП в котором я продолжил службу после перевода из ЧР так же был на мотолыгах.
      1. +6
        16 сентября 2017 07:47
        По штатам мотострелкам положены БТР или БМП. Значит, у вас был непорядок.
        1. +13
          16 сентября 2017 08:36
          Скорее наоборот, порядок.
          МТ-ЛБ в качестве БТР применяют ещё со времён СССР там, где необходима более высокая проходимость. Горы, болота, тундра. К примеру, можно вспомнить 136 бригаду или моздокский 429 МСП
          Потому как, к примеру, в горах, МТ-ЛБ превосходит по своей проходимости танк.
          1. +10
            16 сентября 2017 09:09
            Цитата: Лопатов
            Потому как, к примеру, в горах, МТ-ЛБ превосходит по своей проходимости танк.


            Да, по гористым говнам Шатойского района Чеченской республики в осенне-зимний период нормально перемещаться не смогли бы ни БТР ни БМП. Мотолыге, особенно на широкой гусянке эта грязюка была побоку. Так что применение МТЛБ в чеченских горах вполне обосновано.
            А вот почему 242-й полк с ппд в г. Камышин, что в Волгоградской области был на металлах для меня загадка.
            1. +7
              16 сентября 2017 09:31
              Цитата: Грубиян
              А вот почему 242-й полк с ппд в г. Камышин, что в Волгоградской области был на металлах для меня загадка.

              Скорее всего, "наследие" первой чеченской. Посмотрел, на момент вывода из Германии полк был на БМП-2 и БМП-1

              Цитата: Грубиян
              Да, по гористым говнам Шатойского района Чеченской республики в осенне-зимний период нормально перемещаться не смогли бы ни БТР ни БМП.

              Да и летом после дождичков аналогично. Когда вода по грязюке стекает, потому что почва её уже не впитывает.
              Гряду, которая над Пионерским "нависает" брала пехота 693 полка. С запада, прямо по хребту шли. Полк на БМП, но для подвоза для подразделений, действовавших "наверху" вначале применяли "Штурмы", потом пригнали обычные МТ-ЛБшки из моздокского полка. Иначе пеший маршрут удлинился бы чуть ли не в два раза. У мотолыги ко всему прочему очень низко центр тяжести, что в горах очень хорошо.
        2. 0
          11 декабря 2017 18:38
          200 Отдельная мотострелковая бригада (в Печенге, Мурманская область ) полностью на металлах 138 гв. ОМСБр в Каменке (Ленинградская область) насколько я слышал тоже. Раньше объясняли все договором об ограничении обычных наступательных вооружений в Европе (тягач, не БТР или БМП - его к наступательным вооружениям не причислишь), а так же особыми климатическими условиями, в которых должны действовать бригады (глубокий снежный покров), соответственно широкие гусиныцы моталыги способствуют движению. Хотя 61 отдельная бригада морской пехоты (п. Спутник, Мурманская область) вполне себе использует стандартную технику и вооружение)
        3. +1
          1 февраля 2018 10:34
          Это норма для горных войсковых частей.
    2. +8
      16 сентября 2017 09:23
      По уму надо мотолыгу просто пересчитать в современном варианте, воткнуть новый двигатель(ЯМЗ- 536 в армейской версии 451л\с прекрасно подойдет), переработать трансмиссию и ходовую, перепроектировать корпус в сторону увеличения объемов, и само собой разработать комплекты съемной защиты..Вот вам и новый бестселлер в гусеничной технике.. Корпус придется оставить стальной, как не перспективна алюминевая броня с точки зрения легкости и стойкости, но увы цена и ремонтопригодность убьет машину.. Если с ценой еще вопрос решить можно то вот с ремонтом категорически нет! Недавно показанная разработка с дизель -электрической силовой установкой очень перспективна НО слишком революционна , вполне можно на первом этапе выполнить работы что описаны выше , а в последующих модернизациях осуществить гибридную силовую установку..
    3. +16
      16 сентября 2017 14:52
      так автор и не говорит о использовании МТЛБ в первозданном виде для придания свойств БМП. Машина имеет огромный потенциал для модернизации, как в плане бронирования и вооружения, так и в плане улучшения подвижности, сохранив при этом очень низкую стоимость. Основная проблема того, что мотолыгу обошли стороной при внедрении новых систем вооружения, на мой взгляд связанно с тем, что производство осталось вна 404, а заводы в первую очередь продвигают свои детища. Если МО сделает оценку целесообразности модернизации имеющихся МТЛБ для использования как многоцелевой платформы и даст соответствующее задание производственникам, то процесс сдвинется с мертвой точки. В инициативном порядке заводы не будут заниматься проектированием под "чуждую" платформу.
      Для меня МТЛБ это первые "права", которые я получил в ДОСАФ. В армии не пригодилось, так как основная специальность оказалась более востребованной, но помню свой восторг от управления этой машиной. Нас учили 6 месяцев, по 4 часа, 6 раз в неделю и 4.5 месяца, было практическим вождением. Машины эксплуатировали в парах, включая техобслуживание и позже в войсках я видел какие "олени" приходили с учебок. Вообще я не представляю чем можно заменить МТЛБ даже в его не модернизированном варианте. Проходимость, надежность, универсальность, низкая стоимость эксплуатации, ремонтопригодность и это далеко не все. Есть конечно более современные платформы, но есть же принцип достаточности. Зачем в качестве арт-тягача или подвозчика боеприпасов использовать что то более дорогое и капризное? Минимальная модернизация поставит эту машину вровень с современными разработками. Турбирование ЯМЗ-238, даст дополнительные 60-80, а то и 100 лошадей, гидрообъемная передача - улучшит управляемость, изменение геометрии кузова - даст дополнительный объем и комфорт, параметры бронирования можно регулировать с помощью модульной брони, при необходимости, даже в ущерб плавучести ( для машины огневой поддержки). Согласен с автором, что глупо раскидываться удачными решениями. Израиль даже Т-55 до сих пор эксплуатирует в виде Ахзарит. Мы в другой ситуации чем Израиль? Так же окружены со всех сторон врагами и неиспользование (недоиспользование) ресурсов мягко говоря неправильно.
      1. 0
        16 сентября 2017 21:29
        Цитата: avdkrd
        на мой взгляд связанно с тем, что производство осталось вна 404,

        Разработали эту машину на Украине, но выпускалась она как на Украине , так и в России. Недавно попадалась эта информация. Увы, забыл город, где производилась данная машина у нас sad (название не на слуху).
        1. +3
          16 сентября 2017 21:34
          Цитата: Bad_gr
          но выпускалась она как на Украине , так и в России.

          В Вике написано:
          "....В настоящее время в Российской Федерации ряд модификаций МТ-ЛБ производится на ОАО Муромтепловоз и на Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского....."
        2. 0
          1 февраля 2018 10:43
          Три завода!
        3. 0
          10 мая 2022 22:04
          Славный город Муром ,владимирской области
      2. 0
        1 февраля 2018 10:41
        У нас в полку один особо одарённый старший лейтенант уронил МТЛБ в речку. Утром приехали братья-армяне, выдернули краном из реки тягач, поставили на гусеницы. Мы зацепили другим тягачом, дернули. Метров через двадцать МТЛБ рыкнула и завелась. Трос отцепили и своим ходом поехали дальше.
        Скиньте в воду БМП и потом достаньте. Капиталка движка гарантирована.
    4. +3
      17 сентября 2017 03:04
      Цитата: Лганхи
      Мотолыга это ТЯГАЧ! А не БТР и тем более не БМП!

      бронетранспортер, едрёна вошь

      Тягач это
      МТ-ЛБВ-Н
      МТ-ЛБВ-НС «Алтай»
  2. +1
    16 сентября 2017 07:29
    Да зачем Армата если есть МТЛБ!!! Вот как то так.
  3. +5
    16 сентября 2017 07:35
    Действительно мтлбэшка, как и Т72, Газ 66, и многое другое легенды и шедевры Советской Армии, созданные на десятилетия вперед !!!
    1. +10
      16 сентября 2017 07:49
      Цитата: Геркулесыч
      Действительно мтлбэшка, как и Т72, Газ 66, и многое другое легенды и шедевры

      Вот в статейке -то и не прописано почему мотолыга есть шедевр what
      То на МТЛБ, се на МТЛБ, и ещё многое на МТЛБУ, а в чем же достоинства конструкции, позволяющие этоой машине оставаться нв вооружении 5 десятков лет молчок.
      Надо зрить в корень, товарищ автор народу будет интереснее гораздо и полезнее.
      1. +6
        16 сентября 2017 08:47
        Цитата: алексеев
        Надо зрить в корень

        Всё предельно просто.
        Изначально это артиллерийский тягач, призванный тягать весьма тяжёлые орудия и их возимый БК. Посему обладает избыточной для её веса мощностью и широкими гусянками даже в базовом варианте, не говоря уж о "болотной" версии с гусянками с уширителями


        Но автор забыл маленький нюансик: как только МТ-ЛБ начинают "нагружать", навешивая дополнительные бронирование и вооружение, машина начинает терять эти свойства. И становится "одной из"
        1. 0
          16 сентября 2017 21:26
          Цитата: Лопатов
          Изначально это артиллерийский тягач,

          Зачем нужен этот тягач+орудие когда можно сделать полноценную САУ? С сегодняшними средствами обнаружения буксируемая артиллерия просто бесполезна ибо будет очень быстро обнаружена и уничтожена. Разумеется против всяких "бородочей" её ещё можно применять но по факту с развитием технологий их будет становиться всё меньше и меньше.
          1. +1
            18 сентября 2017 00:14
            Стратегическая мобильность буксируемой артиллерии вне конкуренции. САУ безусловно превосходит ее в тактической мобильности, но это не всегда "решает". США вообще забили на САУ Crusader (сидят со старым Paladin-ом), но усиленно "пилят" буксируемую 777.
            1. 0
              18 сентября 2017 03:12
              Цитата: bk0010
              Стратегическая мобильность буксируемой артиллерии вне конкуренции

              Каким образом у неё выше мобильность? не, не так, в каком месте вы увидели мобильность? Тягач & прицеп & мотолыга & буксируемое орудие VS САУ выбор думаю очевиден...
              1. +1
                18 сентября 2017 11:55
                Сколько САУ можно увезти одним составом? А сколько буксируемых орудий? Сколько САУ можно перевести тяжелым транспортным самолетом? 0 - не лезет она в самолет. Сколько САУ можно перевести средним транспортником? 0 - не поднимет он Мсту. И т. д. Буксируемые орудия будут там, где надо и когда надо. Буксировать их будут местные средства, мобилизованные из народного хозяйства.
                1. 0
                  18 сентября 2017 17:49
                  Цитата: bk0010
                  Буксировать их будут местные средства, мобилизованные из народного хозяйства.

                  Это возможно только в зоне действия колёсное техники, или у нас в народном хозяйстве есть десятки тысяч мотолыг? И да кстати по поводу мобилизационного резерва в глобальной войне(то о чём вы говорите) ваши буксируемые орудия будут всё так же уничтожены за счёт современных средств обнаружения. С другой стороны буксируемые орудия можно интегрировать в ISO-TEU контейнер и возить их на грузовиках таким образом будет сохранена тактическая мобильность, при этом эти контейнеры легко перевозятся техникой. Потому надобности в буксируемой артиллерии больше нет... hi
                  1. 0
                    18 сентября 2017 21:37
                    Военные всего мира с вами не согласны
                    1. 0
                      18 сентября 2017 22:14
                      Цитата: bk0010
                      Военные всего мира с вами не согласны

                      То есть они несогласны и закупают десятки тысяч мотолыг? Хде они эти мотолыги? Чего их на парадах и учениях невидно? lol
                      1. +1
                        19 сентября 2017 20:46
                        Они закупают буксируемую артиллерию. Вместо мотолыг вполне могут трактора (как гусеничные, так и колесные) или тяжелые грузовики.
          2. +1
            12 октября 2017 17:23
            Ой ли! А цена вопроса "САУ+экипаж" или "тягач+экипаж+орудие+расчет" не считали? Мне так думается, что второй вариант в разы (!!!) дешевле. В части мобильности - аналогично "никс проблем" - выстрелил-свалил. САУ тоже не мгновенно переходит из боевого в походное и обратно. В общем херню мелете, не разобравшись... Уж извините, ничего личного.
            А еще посмотрите сколько весит САУ, а сколько мотолыга + орудие. Где САУ будут усираясь и рвя тросса, вытягивать из грязи, мотолыга с прицепленной сзади пушкой проедет и не заметит. А вес - это еще и расход топлива. А это тоже деньги. Ремонт и обслуживание - тоже в разы! Или простая мотолыга и простая буксируемая пушка - и то и другое, просты как табурет, или САУ с ее гидравликой...
            1. +1
              12 октября 2017 18:37
              Цитата: alexxxz
              В общем херню мелете, не разобравшись...

              ну давайте посмотрим кто из нас двоих не разобрался.
              1)покидание позиций - у САУ нет необходимости тратить время
              -)на загрузку боеприпасов с земли - так как САУ их перевозит с собой
              -)на запуск и подъезд тягача к орудию - так как САУ это и есть тягач+орудие
              -)на сборку и присоединение орудия к тягачу - так как САУ это и есть тягач+орудие
              остальное и у буксируемой и у самоходной одинаково.
              2)стоимость производства - Да буксируемая дешевле, но это достигается ухудшением ТТХ за счёт ухудшения или урезания комплектации. Например отсутствие механизма заряжания, отсутствие режима стрельбы "MRSI", отсутствие защиты экипажа и т.д. В тоже самое время можно сделать TEU-контейнер с пушкой, и аутригерами, и при установке на грузовики мы получим сумарную стоимость ту же что и у буксируемой артиллерии.
              3)проходимость - Если делать САУ в той же весовой категории что и тягач+орудие и на одинаковом с тягачом шасси, то получим ту же проходимость.
              4)ремонт и обслуживание - и так с чего это ремонт и обслуживание САУ дороже чем у тягач+оружие? и там и там двигатель, движитель, трансмиссия, пушка и etc одинаковы. А что касается гидравлики, то опять таки уберите её и поставьте механику, выше я говорил про TEU-САУ там гидравлика нафиг не сдалась, а следовательно у TEU-САУ можно получить ту же стоимость ремонта и обслуживания что и буксируемой.

              И так уважаемый alexxxz, в чём ещё я по вашему мнению не разобрался?
          3. 0
            16 декабря 2018 20:45
            Да ведь2с1 Гвоздика на ней и сделана
        2. 0
          10 марта 2023 11:32
          На счет "потери свойств" можно поспорить. ЗРК "Стрела-10", масса которого по сравнению c "чистым" МТЛБ выросла на треть, по проходимости не уступает "Шилке". Просто боевую машину нужно сравнивать с боевой, а не с тягачами.
      2. +1
        16 сентября 2017 16:16
        Цитата: алексеев
        Вот в статейке -то и не прописано почему мотолыга есть шедевр

        Статейка, на мой взгляд, получилась как уговаривающая общество, что есть такой хороший тягач и надо его дальше использовать во всех ипостасях. Ну это и так понятно. Проще некуда, можно создать только сложнее, дороже и не всегда удачно.Но стремиться к этому, естественно, надо. А вообще это не легко бронированный, как пишет автор, а легкий, бронированный.
  4. +2
    16 сентября 2017 08:00
    Идея использования МТЛБ в мотострелковых частях в 21-м веке, мягко говоря, бредовенькая. Кому они будут оппонировать? "Боксерам"? "Бредли"?
    Машина актуальная, но не надо считать её панацеей. Её место не в линейных частях, как основного вооружения, а в частях охранных, вспомогательных и т.п.
    1. +13
      16 сентября 2017 08:50
      Цитата: Мур
      Кому они будут оппонировать? "Боксерам"? "Бредли"?

      В горах, в болотах, в тундре- однозначно смогут оппонировать. Ибо где "Боксеры" и "Брэдли" будут стоять, МТ-ЛБ будут ездить.
      1. +3
        16 сентября 2017 12:36
        В Швецкой армии долго мотолыги служили, тк нет более проходимой машины, да это шасси можно использовать в болотах и горах в качестве БМП соответственно после определенной модернизации, но надо определенно что то в замен начинать производить, а то можно в пример Т34 приводить, какое у него шасси и двигатель но машина давно устарела и надо Ее менять.
  5. +2
    16 сентября 2017 08:54
    Владимир Неминович плюс то я Вам поставил, не может быть не отблагодаренным исследование и работа мысли...., только у меня например в печать чего то рука не поднимается выпустить шедевр под названием "..Танки Т-26 в современных реалиях боевых действий...", Ну а на счет мотолыги, да знатная машина, для своего времени..., как говорил писатель и поэт..."...были люди в наше время..." hi
    1. +5
      16 сентября 2017 09:04
      Цитата: NIKNN
      Ну а на счет мотолыги, да знатная машина, для своего времени.

      На данный момент полноценной замены для МТ-ЛБ не существует. Тема специализированных "арктических БМП" не зря постоянно всплывает.
      1. +2
        16 сентября 2017 11:16
        Цитата: Лопатов
        "арктических БМП" не зря постоянно всплывает.

        Не зря и споров в данном направлении нет, я сказал лишь то что на старое ориентироваться нужно, но на новом технологическом уровне... МТ-ЛБ по сути умерла.., ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВАЯ МТ-ЛБ... soldier hi
        1. +6
          16 сентября 2017 12:09
          Цитата: NIKNN
          МТ-ЛБ по сути умерла

          К сожалению, нет. Из-за отсутствия замены используется активнейше.
          Хотя отнюдь не является венцом технической мысли. Впрочем, от насколько дешёвой машины это и не требовалось.
          Очень проблемная ходовая. Вылезающие пальцы, самоснимающиеся гусянки, слетающие резиновые бандажи колёс. Тормоза вообще неизвестно зачем сделаны. Приходилось обучать механов ими не пользоваться. Проблемы с ТНВД, и вообще с топливной, очень уж требовательна к качеству ГСМ. Проблемы со стартером... ну и так далее
          1. +2
            16 сентября 2017 13:16
            Цитата: Лопатов
            Из-за отсутствия замены используется активнейше

            И я не против, однако все таки надо использовать более продвинутые технологии, ну прорвались же с "терминатором" хотя многие не соглашались, но технологии выиграли.., и деевле и эффективнее..
            1. +6
              16 сентября 2017 14:48
              Цитата: NIKNN
              ну прорвались же с "терминатором"

              Ох, не стоит вспоминать это недоразумение. Коммерция явно взяла верх над потребностями войск.

              В отношении же МТ-ЛБ опять таки надо думать. Нужны ли нам лёгкие гусеничные шасси с противоосколочным бронированием? Я не буду вспоминать локальные войны, в которых тыла по сути нет, а значит такая защита однозначно недостаточна. Методы ведения "больших войн" с момента создания МТ-ЛБ значительно изменились, одна американская концепция "Борьбы со вторыми эшелонами" чего стоит...

              А если довести защиту аналога "метлы" до ума, то она весить станет, как "Курганец", а после того, как в соответствии с возросшим весом будут переделаны или заменены силовая, трансмиссия и ходовая, то эта машина и стоить будет, как "Курганец", и неизбежно возникнет вопрос "А зачем"
              1. +2
                16 сентября 2017 19:18
                Цитата: Лопатов
                В отношении же МТ-ЛБ опять таки надо думать. Нужны ли нам лёгкие гусеничные шасси с противоосколочным бронированием?



                Что то же должно таскать буксируемую артиллерию. Мотолыга прекрасно для этого подходит, вот и пусть себе таскает до тех пор, пока не придумают что либо более современное и продвинутое.
                1. 0
                  16 сентября 2017 19:57
                  Цитата: Грубиян
                  Что то же должно таскать буксируемую артиллерию.

                  Нет никакого смысла. Только колёса, чтобы это можно было делать по дорогам общего пользования. МТ-ЛБ гусеничная, потому может передвигаться только по колонным путям.
                  Ко всему прочему она слишком лёгкая для современных буксируемых. МТ-12, которым давно пора на переплавку, да Д-30, которые только у ВДВ остались.
            2. +1
              16 сентября 2017 14:57
              Цитата: NIKNN
              ну прорвались же с "терминатором"


              Куда прорвались?
          2. 0
            1 апреля 2018 12:39
            Цитата: Лопатов
            Проблемы с ТНВД, и вообще с топливной, очень уж требовательна к качеству ГСМ. Проблемы со стартером...

            На мотолыге же обычный МАЗ-овский дрыгатель стоит, или я не прав? А МАЗ работает на всём, что течёт и иногда горит. Без проблем. Или у Вас их вообще водой заправляли?
  6. 0
    16 сентября 2017 08:56
    Более целесообразно разместить «Васильки» на базе МТЛБ, такую установку впервые опробовали и активно применяли в Афганистане, где она себя полностью оправдала.

    На этих кустарных "самоходных Васильках" столько народу покалечилось... Опасна эта штука для собственного расчёта. Особенно ночью и при осадках.
  7. 0
    16 сентября 2017 10:33
    предполагаю, что существуют неулучшаемые конструкции. Однако бюрократическая система во многом развивается за счёт разного рода "проектов". В том числе, за счёт улучшения неулучшаемого. Из этого следует, что ""Мотолыга" смертна.
  8. +8
    16 сентября 2017 13:55
    Чудо машина и как тягач и как вездеход.
    Меня больше всего поразил один случай. Мы формировали часть и пришел с завода состав с мтлбешками. Все машины сухие, прямо с заводскими пломбами и с установленным вооружением . Нужно было организовать охрану,состав разгрузить и перегнать в часть. Я уж подумал, все сейчас что-то не заведется, для остальных придется подгонять генераторы. А вот хрен по 2 солдатика, аккумулятор и канистра, с полпинка все завелись и ушли в часть.
    А ведь она еще и плавает.... В этом году на Кольском большая вода по весне была, там где обычно шишиги ездили ничего колесного не проходило, а мтлб вообще без проблем.
  9. +1
    16 сентября 2017 14:27
    В армии Казахстана стоит на вооружении 120-мм миномет «Айбат», размещенный на МТЛБ. Однако это не самое удачное решение, поскольку есть ограничение в количестве возимого боеприпаса. Такой миномет логичнее было установить на базе МТЛБУ.

    Судя по фотографии в начале статье,Айбат жив,уж больно мотолыга прокаченной выглядит,да расчет в белых касках.Свежее фото.
    К стати автор не упомянул что там СУО от израильтян стоит,что есть таранспортно заряжающие машины и КШ Мна той же МТЛБ.
    К стати МТЛБУ таскает у нас арту начиная с 122-... ,а так ремонт и восстановление у нас проводятся,данных машин.
    А 82 Василек ,не кустарным способом ,устанавливается на шасси БМП-1.
    1. +1
      16 сентября 2017 15:24
      Чуть не забыл у Айбата не только 120мм миномет есть но и борту прикреплена 82ка.Фиг его знает за чем.
    2. +1
      17 сентября 2017 01:43
      Цитата: болот
      В армии Казахстана стоит на вооружении 120-мм миномет «Айбат», размещенный на МТЛБ. Однако это не самое удачное решение, поскольку есть ограничение в количестве возимого боеприпаса. Такой миномет логичнее было установить на базе МТЛБУ.

      Судя по фотографии в начале статье,Айбат жив,уж больно мотолыга прокаченной выглядит,да расчет в белых касках.Свежее фото.
      К стати автор не упомянул что там СУО от израильтян стоит,что есть таранспортно заряжающие машины и КШ Мна той же МТЛБ.
      К стати МТЛБУ таскает у нас арту начиная с 122-... ,а так ремонт и восстановление у нас проводятся,данных машин.
      А 82 Василек ,не кустарным способом ,устанавливается на шасси БМП-1.

      Оч. дельно про минометы предложили. И еще подновить (турбировать) движок и улучшить качество коробки. В процессе плановых агрегатных ремонтов. Или перепрофилирования любого вида.
  10. +8
    16 сентября 2017 17:11
    да никто и не говорит что мотолыга плоха, но не надо превращать тягач в оружие переднего края - мотолыга хороша на своем месте, а пытаться из нее сделать очередное супервооружение ничем хорошим не кончится, а то аж в глазах зарябило - башню от того, башню от сего, безоткатку поставить, че мелочитесь то? калибры ставьте раз уж на то дело пошло.... hi
  11. +1
    18 сентября 2017 13:54

    БМП - 23 на вооружении в Болгарской армии с 1985 г.
    23 мм автоматическая пушка и ПТУР "Малютка", шасси подобное как у Гвоздики, но шире и клиренс более высокий.]
  12. +1
    21 сентября 2017 10:42
    МТ-ЛБ, мотолага, мотолыга, мотобэлла, метла, металл, металлюга - за срочку каких только названий не слышал. у нас в бате были 5 МТ-ЛБВ, с башенкой под ПКТ. я сам часть службы был КТ на Т-55К, затем поставили КО на метлу - машина огоньковая, не капризная, проходимая везде и всюду. по 5-7-метровым сугробам прокладывала дорогу по целине, по песку и воде летала, на камнях подвеска была очень плавной, правда, раз на огромных камнях выломало левый ленивец - сношались с ним неделю (успели раза 2-3 сходить в караул), то отсутствие инструмента, то износ пальцев и траков и новые запчасти не давали соединить гуску, то заржавевшие элементы натяжения гуски не давали затянуть ее...
    1. 0
      21 сентября 2017 20:11
      Весьма бредовая статья. Это ж додуматься надо, безоткатные орудия предлагать к установке...
      Брррр...
  13. 025
    +1
    1 декабря 2017 22:30
    Автор совсем забыл упомянуть самый большой недостаток "мотолыг" : их больше не производят. Был завод в Болгарии (прикончен) и в Харькове (тоже не в состоянии выпускать МТЛБ).
    "Муромтепловоз" заявляет что освоил их производство, но на деле лишь изготавливает бронекорпуса и катки. Коробка передач и редукторы никто не освоил. Все современные комплексы на базе "мотолыг" это откапиталенный на ремзаводах металолом с баз хранения.