Да будет свет... лидара

24

Как концепция, лидар уже насчитывает несколько десятилетий. Впрочем, интерес к этой технологии в последние годы резко вырос, поскольку сенсоры становятся меньше, усложняются, а сфера применения продуктов с технологией лидара всё больше расширяется.

Слово лидар представляет собой транслитерацию LIDAR (Light Detection and Ranging - световая система обнаружения и измерения дальности). Это технология получения и обработки информации об удаленных объектах с помощью активных оптических систем, использующих явления отражения света и его рассеяния в прозрачных и полупрозрачных средах. Лидар как прибор подобен радару, поэтому его применение - это наблюдение и обнаружение, но вместо радиоволн как в радаре в нем используется свет, генерируемый в подавляющем большинстве случаев лазером. Термин лидар зачастую используется равноправно с термином ладар, который означает laser detection and ranging (лазерное обнаружение и измерение дальности), хотя, по мнению Джо Бака, руководителя исследовательских работ в Coherent Technologies, входящего в дивизион космических систем компании Lockheed Martin, эти две концепции с технической точки зрения различны. «Когда вы смотрите на что-то, что может рассматриваться как мягкий объект, например твердые частицы или аэрозоль в воздухе, специалисты стремятся использовать лидар, когда говорят об обнаружении этих объектов. Когда вы смотрите на плотные, твердые объекты, например автомобиль или дерево, тогда вы склоняетесь к термину ладар». Чуть подробнее о лидаре с научной точки зрения смотрите раздел «Лидар: как это работает».



«Лидар был предметом исследований в течение многих десятилетий с момента своего появления в начале 60-х годов», - продолжил Бак. Впрочем, интерес к нему заметно вырос с начала этого столетия благодаря, прежде всего, техническому прогрессу. Он привел в качестве примера визуализацию с помощью синтезированной апертуры. Чем больше телескоп, тем более высокое разрешение объекта может быть получено. Если вам необходимо чрезвычайно высокое разрешение, тогда может понадобиться гораздо более крупная оптическая система, что может быть не очень удобным с практической точки зрения. Визуализация при помощи синтезированной апертуры решает эту проблему за счет использования движущейся платформы и обработки сигналов с целью получения действительной апертуры, которая может гораздо больше физической апертуры. Радиолокаторы с синтезированной апертурой (РСА) используются уже много десятилетий. Однако, только в начале 2000-х начались практические демонстрации формирования оптических изображений с синтезированием апертуры, несмотря на то, что лазеры уже широко использовались в то время. «Реально понадобилось больше времени для разработки оптических источников, которые имели бы достаточную стабильность в широком диапазоне регулировки... Совершенствование материалов, источников света и детекторов (используемых в лидарах) продолжается. Вы не просто обладаете способностью проводить теперь эти измерения, вы способны выполнять их в небольших блоках, что делает системы практичными касательно размеров, веса и энергопотребления».


По данным компании Lockheed Martin, интерес к лидару возрос в начале этого столетия благодаря, конечно же, достижениям в области технологий. На фото система WindTracer компании Lockheed Martin на страже аэропорта Мюнхена

Также становится проще и практичнее собирать данные от лидара (или информацию, собранную лидаром). Традиционно она собиралась с сенсоров летательных аппаратов, говорит Ник Розенгартен, руководитель Geospatial Exploitation Products Group в компании ВАЕ Systems. Впрочем, сегодня сенсоры могут быть установлены на наземных транспортных средствах или даже в заплечных рюкзаках, что подразумевает сбор данных человеком. «Это открывает целый ряд возможностей, данные теперь могут собираться как в помещениях, так и на открытом воздухе», - пояснил Розенгартен. Руководитель дивизиона геопространственных решений в компании Textron Systems Мэт Моррис утверждает, что «лидар представляет собой реально удивительный массив данных, поскольку он предоставляет обширнейшую детализацию поверхности Земли. Он дает гораздо более детализированную и, если можно так выразиться, более оттеночную картинку, чем технология цифровых данных топографических высот DTED (Digital Terrain Elevation Data), которая предоставляет информацию касательно высоты земной поверхности в определенных точках. Возможно, одним из самых мощных сценариев использования, о котором я слышал от наших военных заказчиков, является сценарий развертывания в незнакомой местности, ведь им необходимо знать, куда им предстоит идти... подняться на крышу или перелезть изгородь. Данные DTED не позволяют вам видеть это. Вы не увидите даже зданий».

Моррис отметил, что даже некоторые традиционные данные о высотах точек рельефа местности с высоким разрешением не позволят вам увидеть эти элементы. А вот лидар позволяет это сделать из-за своего «шага позиций» - термин, описывающий дистанцию между позициями, которые могут быть точно показаны в массиве данных. В случае с лидаром «шаг позиций» может быть уменьшен до сантиметров, «поэтому вы можете точно узнать высоту крыши здания или высоту стены или высоту дерева. Это реально повышает уровень трехмерной (3D) ситуационной осведомленности». Кроме того, стоимость сенсоров лидар снижается, как и их размеры, что делает их более доступными. «Десять лет назад сенсорные системы лидаров были очень большими и очень дорогими. Они действительно имели высокое энергопотребление. Но по мере своего развития, совершенствования технологий, платформы становились значительно меньше, снижалось энергопотребление, а качество генерируемых ими данных повысилось».


Городской ландшафт, сгенерированный программным инструментом Lidar Analyst компании Textron. Он позволяет изучать местность, извлекать 3D ландшафты и показывать информацию в программах 3D визуализации


Серия снимков лидара, сделанная с помощью приложения SOCET GXP от ВАЕ Systems. Монтирование мозаики (сбор последовательных снимков) может быть выполнено с данными лидара вне зависимости от того, как они были получены

Моррис сказал, что основное применение лидара в военной области - это 3D планирование и отработка боевых задач. Например, продукт Lidar Analyst его компании для моделирования условий полетов позволяет пользователям принимать большие объемы данных и «быстро генерировать эти 3D модели, затем они могут очень точно планировать свои задачи». То же самое верно и для наземных операций. Моррис пояснил: «Наш продукт используется для планирования путей входа и выхода в район цели, а так как исходные данные имеют высокое разрешение, то можно проводить очень точный анализ обстановки в пределах прямой видимости».

Наряду с Lidar Analyst компания Textron разработала RemoteView - программный продукт анализа изображений, заказчиками которого являются американские военные и разведывательные структуры. Программное обеспечение RemoteView может использовать различные источники данных, в том числе данные с лидара. Компания BAE Systems также предоставляет программное обеспечение (ПО) для геопространственного анализа, ее флагманским продуктом здесь является SOCET GXP, который обеспечивает множество возможностей, включая использование данных лидара. Кроме того, как пояснил Розенгартен, компания разработала технологию GXP Xplorer, которая представляет собой приложение управления данными. Эти технологии вполне подходят для военного применения. Розенгартен, например, упомянул об инструменте для расчета посадочной зоны вертолета, который входит в состав ПО SOCET GXP. «Он может брать данные лидара и предоставляет пользователям информацию о зонах на земле, которых может быть достаточно для посадки вертолета». Например, он может подсказать им, есть ли вертикальные препятствия на пути, например, деревья: «Люди могут использовать этот инструмент для определения зон, которые могут быть лучше всего подходить в качестве эвакуационного пункта во время гуманитарных кризисов». Розенгартен также подчеркнул потенциал метода «монтирование мозаикой», когда множественные массивы данных лидара собираются с конкретной зоны и «сшиваются» друг с другом. Это стало возможным в связи с «повышенной точностью метаданных лидарных сенсоров в комбинации с таким ПО, как например, приложение SOCET GXP от BAE Systems, которое может превратить метаданные в точные зоны на земле, рассчитанные с помощью геопространственных данных. Процесс основывается на данных лидара и не зависит от того, как эти данные собраны».


Компания Lockheed Martin видит возможное военное применение для своей технологии WindTracer. Это коммерческий продукт, в котором используется лидар для измерения ветрового сдвига в аэропортах. Подобная технология может быть использована в военной сфере для повышения точности выброски с воздуха. На фото система WindTracer в аэропорту Дубая

Как это работает: лидар

Лидар работает, подсвечивая цель светом. В лидаре может использоваться свет видимого, ультрафиолетового или ближнего инфракрасного диапазонов. Принцип действия лидара прост. Объект (поверхность) освещается коротким световым импульсом, измеряется время, через которое сигнал вернется к источнику. Лидар запускает быстрые короткие импульсы лазерного излучения на объект (поверхность) с частотой до 150000 импульсов в секунду. Датчик на приборе измеряет промежуток времени между передачей светового импульса и его отражением, исходя из постоянной скорости света равной 299792 км/с. Измеряя этот промежуток времени можно вычислить дистанцию между лидаром и отдельной частью объекта и, следовательно, построить изображение объекта на основе его положения относительно лидара.

Сдвиг ветра

Тем временем господин Бак указал на возможное военное применение технологии WindTracer от Lockheed Martin. Коммерческая технология WindTracer использует лидар для измерения ветрового сдвига в аэропортах. Такой же процесс может использоваться в военной сфере, например, для точной выброски с воздуха. «Вам необходимо сбросить запасы с достаточно большой высоты, для этого вы складываете их на поддоны и сбрасываете с парашюта. А теперь посмотрим, где они приземлятся? Вы можете попробовать и предсказать, куда они улетят, но проблема состоит в том, что пока вы снижаетесь, ветровой сдвиг на разных высотах меняет свое направление, - пояснил он. - И как вы после этого предскажите, где поддон приземлится? Если вы можете измерить ветер и оптимизировать траекторию, то вы можете доставить запасы с очень высокой точностью».

Лидар также используется в наземных безэкипажных транспортных средствах. Например, производитель автоматических наземных аппаратов (AHA), компания Roboteam, создал инструмент, названный Top Layer. Это 3D технология картографирования и автономной навигации, которая использует лидар. Top Layer задействует лидар двумя способами, рассказывает руководитель компании Roboteam Шахар Абухазира. Первый позволяет картографирование закрытых пространств в реальном времени. «Иногда видео недостаточно в подземных условиях, например, может быть слишком темно или видимость ухудшилась из-за пыли или дыма, - добавил Абухазира. - Возможности лидара позволяют вам уйти от ситуации с нулевыми ориентацией и пониманием окружающей обстановки... теперь он составляет карту комнаты, он составляет карту тоннеля. Незамедлительно вы можете понять обстановку, даже если вы ничего не видите и даже, если вы не знаете, где вы находитесь».

Второе применение лидара заключается в его автономности, помощи оператору в контролировании более одной системы в любой данный момент. «Один оператор может контролировать один AHA, но есть два других AHA, которые просто отслеживают управляемый человеком аппарат и следуют за ним автоматически», - пояснил он. Подобным же образом солдат может войти в помещение, а АНА просто следует за ним, то есть нет необходимости откладывать в сторону оружие для того, чтобы управлять аппаратом. «Это делает работу простой и интуитивной». Более крупный AHA Probot компании Roboteam также имеет на борту лидар, который помогает проходить ему большие дистанции. «Вы не можете требовать от оператора, чтобы он жал кнопку три дня подряд... вы используете лидарный сенсор для того, чтобы просто следовать за солдатами, или следовать за машиной или даже в автоматическом режиме перемещаться от одного пункта к другому, лидар в этих ситуациях поможет избежать препятствий». Абухазира ожидает в будущем крупных прорывов в этой области. Например, пользователи хотели иметь ситуацию, в которой человек и АНА взаимодействуют подобно двум солдатам. «Вы не контролируете друг друга. Вы смотрите друг на друга, вы зовете друг друга и действуете точно так, как должны действовать. Я полагаю, что в известном смысле мы получим этот уровень общения между людьми и системами. Это будет более эффективно. Я считаю, что лидары ведут нас в этом направлении».


Программный продукт TopLayer компании Roboteam позволяет AHA картографировать закрытые пространства в реальном времени. Порой видеосъемки бывает недостаточно в этих условиях: может быть либо темно, либо видимость недостаточна из-за пыли и дыма

Идем под землю

Абухазира также надеется, что лидарные сенсоры улучшат проведение операций в опасных подземных условиях. Лидарные сенсоры дают дополнительную информацию, выполняя картографирование тоннелей. Кроме того, он заметил, что порой в небольшом и темном тоннеле оператор может даже не понять, что ведет AHA не в том направлении. «Лидарные сенсоры работают как GPS в реальном времени и делают процесс похожим на видеоигру. Вы можете видеть вашу систему в тоннеле, вы знаете, куда движетесь в реальном времени».

Стоить отметить, что лидарные сенсоры это еще один источник данных и не должны рассматриваться как прямая замена радара. Бак заметил, что имеются большая разница в длине волн этих двух технологий, которые имеют свои преимущества и недостатки. Зачастую лучшим решением является использование обеих технологий, например, проведение измерения параметров ветра при помощи аэрозольного облака. Более короткие длины волн оптических сенсоров обеспечивают лучшее определение направления по сравнению с более длинными волнами радиочастотного сенсора (радара). Впрочем, свойства пропускания атмосферы очень разнятся для двух типов сенсоров. «Радар способен проходить сквозь облака определенных типов, с которыми лидару было бы сложно справиться. Но в тумане, например, лидар может показать себя чуть лучше радара».

Розенгартен сказал, что сочетание лидара с другими источниками света, например, панхроматическими данными (когда изображение строится с использованием широкого диапазона световых волн) даст полную картинку исследуемой зоны. Хорошим примером здесь является определение посадочной площадки для вертолета. Лидар может просканировать зону и сказать, что она имеет нулевой уклон, не принимая во внимание, что фактически он смотрит на озеро. Этот тип информации может быть получен за счет использования других источников света. Розенгартен считает, что промышленность, в конечном счете, займется слиянием технологий, сведением вместе различных источников визуальных и иных световых данных. «Она найдет способы свести все данные под одним зонтиком... Получение точной и исчерпывающей информации - это не просто использование данных лидара, а комплексная задача с привлечением всех доступных технологий».

По материалам сайтов:
www.nationaldefensemagazine.org
www.lockheedmartin.com
www.baesystems.com
www.textron.com
www.robo-team.com
www.robotshop.com
www.Geo-Plus.com
www.nplus1.ru
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 сентября 2017 07:34
    Неважно каким способом информация об окружении будет получена. Все дело в совершенстве алгоритмов обработки данных.
    Ведь как говорил Дерсу Узала - Глаза есть, посмотри нету...
    И вот ещё - Смотрит в книгу, а видит - фигу wink
  2. 0
    26 сентября 2017 08:27
    Очень перспективная технология. Активно, кстати, развиваемая и у нас. Можно, к примеру, вспомнить "АСДМ-Лидар" от НПК "Системы прецизионного приборостроения", разработанную для МЧС

    Вообще, применений множество. Начиная с 3D картографирования местности и заканчивая ловлей пьяных водителей за рулём
    1. +1
      26 сентября 2017 09:22
      Цитата: Лопатов
      Активно, кстати, развиваемая и у нас.

      В машинном зрении эта технология в ходу.
      1. +1
        28 сентября 2017 14:26
        Если с машинным зрением у данного робота может и норм, то вот с внимательностью сборщиков однозначно проблема. Ну либо отстреливаться с "рпг" данный агрегат собирается неприцельно назад )))
        1. 0
          28 сентября 2017 14:34
          Цитата: SKS_PRO
          данный агрегат собирается неприцельно назад

          На какую сторону заглушки были - той вниз и присобачили, чтобы тубусами пустыми не светить
          И это "Шмель" помоему, а не РПГ.
          1. 0
            28 сентября 2017 14:51
            Пусть "Шмель", не суть - прикручивали видимо в торопях, отсюда явный ляп.
            В результате засветили наклейками со стрелочкой "куда стрелять".
            Вот так лучше видно:
    2. +1
      26 сентября 2017 09:39
      Мне понравилось про сдвиги ветра.
      Артиллерия и бомбометание (ну и десантирование,о чем в статье указано).
      1. +4
        26 сентября 2017 10:38
        Цитата: капрал
        Мне понравилось про сдвиги ветра.

        В артиллерии предпочли РЛС определения параметров ветра. На модернизированной "Улыбке" ставят и на новом ДМК. Но лидары по идее намного более скрытно действуют. Кстати, не только артиллерия. К примеру, систему можно поставить на танки. А после миниатюризации и для оснащения снайперских пар .

        В артиллерии на самом деле область возможного применения намного ширше.
        -- 3D картографирование. Особенно важно в горах и населённых пунктах. И чтобы снаряд "по дороге" до цели не воткнулся в высотку, и для выбора закрытых ОП, чтобы противник даже факелов не наблюдал чем-нибудь вроде нашего "Пеницилина". На данный момент учёт всех этих моментов штука весьма трудоёмкая.
        -- Определение отклонения начальной скорости снаряда. Более скрытное, чем доплеровская баллистическая РЛС. Судя по всему, именно эту технологию взяли на вооружение китайцы
        -- Замена радиовзрывателей на системы с лазерным высотомером. Читал, что наши исследовали этот момент и доказали эффективность в том числе в условиях задымления и пылевых помех. На такой взрыватель нельзя будет воздействовать комплексами РЭП вроде "Ртути"
        -- Идентификация целей для систем самонаведения. Французы разрабатывали такой сенсор для оснащения самоприцеливающегося боевого элемента кассетного снаряда "Смарт"
        -- Применение в системах оптической разведки. Ещё при СССР на ПРП появился "пращур"- активный лазерный ночной 1ПН61 Правда, там вместо компутера был оператор, крутивший маховичок "дальность". На современном уровне техники лидар может очень эффективно дополнить тепловизор, определяя дальности сразу для множества целей. Оператору надо только пометить их.
        1. +1
          1 октября 2017 18:24
          Цитата: Лопатов
          А после миниатюризации и для оснащения снайперских пар .

          День добрый!
          ЛПР-3 уже во всю работает в снайперских парах. Но я его критикую: обнаруживается в тепловизор и пара, соответственно, демаскирована.
          А вообще то автор статьи в начале правильно разделил лидар (мягкое измеряем - ветер) и ладар (до твёрдого измеряем, лазерный дальномер) а по ходу статьи дальномеры тоже стал называть лидарами.
          1. 0
            1 октября 2017 19:06
            Цитата: Svateev
            ЛПР-3 уже во всю работает в снайперских парах.

            Приветствую.
            Я не про дальномер, я про лидарные системы определения параметров ветра. После миниатюризации снайпер сможет перед выстрелом определить состояние атмосферы. Баллистические скорость и направление, что намного точнее приземных, определённых в точке размещения снайперской пары.
            Ну и, прицепом, наличие микропорывов, баллистическую температуру, баллистическое давление . Что сделает стрельбу намного точнее.



            Цитата: Svateev
            Но я его критикую: обнаруживается в тепловизор и пара, соответственно, демаскирована.

            Вообще, странная ситуация. Думаю, современное развитие электронной оптики давно позволяет создать достаточно точные электронные короткобазные стереодальномеры. Да, это будет довольно дорого, особенно если кроме видимого света ввести и ИК канал. Но обучить хорошего снайпера ещё дороже.
            А из пассивного у нас вроде как только древние сапёрные ДСП-30 и ДСП-30М есть
            1. 0
              1 октября 2017 20:21
              Цитата: Лопатов
              Думаю, современное развитие электронной оптики давно позволяет создать достаточно точные электронные короткобазные стереодальномеры.
              А из пассивного у нас вроде как только древние сапёрные ДСП-30 и ДСП-30М есть

              Приятно общаться с грамотным человеком!
              Есть ещё зенитный наплечный, ну и стереотруба...
              Не думают о демаскировке. Недавно на одном совещании когда представитель рязанского училища подтвердил мои предупреждения, что луч ЛПР-3 виден в тепловизор, это вызвало удивление у начальства. А уже лет пять как на сайтах иностранных производителей тепловизоров выложены ролики, как тепловизоры видят лазер (своей длинны волны, конечно).
              1. 0
                1 октября 2017 21:08
                Цитата: Svateev
                ну и стереотруба...

                Стереотруба не измеряет дальность. Взаимное положение двух предметов по дальности с ней различить проще за счёт бОльшей стереоскопичности, чем у глаз человека.
                Но для измерения нужен стереодальномер. Похожий на стереотрубу, но не он. Наземные ДС-09 и его варианты; ДС-1 и его варианты и ДС-2 и его варианты. С базой 0.9 метров, 1 метр и 2 метра соответственно. Короче, здоровые штуки не для снайперской пары.
  3. +2
    26 сентября 2017 09:55
    позволяет пользователям принимать большие объемы данных и «быстро генерировать эти 3D модели, затем они могут очень точно планировать свои задачи». То же самое верно и для наземных операций


    похоже пора на технику переходить.... в ручную ландшафты при таком хайтеке не успеть....
  4. +5
    26 сентября 2017 10:05
    Эта технология уже сегодня установлена на каждом новом автомобиле ввозимом в Израиль. Более того, государство субсидирует установку системы и на старые автомобили. Система (почти авто пилот) сигнализирует водителю если тот не держит дистанцию или если пешеход появляется на проезжей части или если водитель перестраивается не включив поворотник (например заснул за рулем и пересек разделительную линию слева или справа). По утверждениям министерства транспорта система снижает риск аварий на 26%, а риск травм и смерти на 11%. Разумеется система основана на лидаре. Более того, компанию которая разработала и производит системы описанные мной выше купила Интель за $16 миллиардов.
    1. +1
      26 сентября 2017 10:41
      Цитата: профессор
      Разумеется система основана на лидаре

      Точно на нём? Вроде как писали об акустике. ультразвуке.
      1. +1
        26 сентября 2017 11:38
        Цитата: Лопатов
        Цитата: профессор
        Разумеется система основана на лидаре

        Точно на нём? Вроде как писали об акустике. ультразвуке.

        На нем, на нем. И у меня в машине такая и у супруги.
        https://www.mobileye.com/our-technology/
        Mobileye’s system-on-chip (SoC) – the EyeQ® family – provides the processing power to support a comprehensive suite of ADAS functions based on a single camera sensor. In its fourth and fifth generations, EyeQ® will further support semi and fully autonomous driving, having the bandwidth/throughput to stream and process the full set of surround cameras, radars and LiDARs.
    2. 0
      27 сентября 2017 20:28
      Система навигации с датчиком Lidar только сигнализирует об опасной ситуации или активно вмешивается в управление автомобилем например: экстренное торможение, управление акселератором газа, коробкой передач? В рекламе увидел переключение дальний-ближний свет, это автоматически? Отображение навигации и управления проецируется на лобовое стекло или это просто демонстрация расчетов навигационного компьютера без отображения информации? Спасибо!
      1. 0
        27 сентября 2017 21:12
        На моей машине активно вмешивается, например экстренное торможение. На машине супруги система только сигнализирует звуком и выдавая данные на табло.
        1. +1
          28 сентября 2017 20:34
          Следующий шаг, машина в режиме автопилота. Израиль молодец по части внедрения полезных инноваций, вам повезло, вы живете на острие технического прогресса. Технология позволяет минимизировать человеческие потери на дорогах и уменьшить количество пробок, экономический эффект для страны может исчисляться миллиардами сэкономленных денег. Про ЭРэФИю просто помолчу.
          1. 0
            1 октября 2017 18:18
            Цитата: Борода31
            вам повезло, вы живете на острие технического прогресса.

            Мне тоже повезло! В нашем городе-спутнике Волжский компания "Волгабус" разработала и продвигает автобус без водителя, "Матрёшкой" назвали. Часто мелькает в новостях, уже и Путину показывали... Как Вы понимаете, без лидара там тоже на обошлось. tongue
            И жителям Набережных Челнов тоже повезло, там КамАЗ без водителя испытывается, тоже, естественно. с лидаром.
            А Вам советую не завидовать израильтянам, а дойти до ближайшего автомагазина и заказать авто с таким же лидаром, как описал профессор. И Вам его доставят и будет Вам счастя... lol
            А то нюни тут распустил! Это просто кто-то из израильских чиновников взятку взял за принятие такого ограничения: ввоз авто только с такими системами. yes
            1. 0
              1 октября 2017 19:47
              Цитата: Svateev
              А то нюни тут распустил! Это просто кто-то из израильских чиновников взятку взял за принятие такого ограничения: ввоз авто только с такими системами.

              Ну конечно взятку. А как иначе? Мобилай дал взятку Форду и БМВ за то что те ставят системы Мобилай на свои СЕРИЙНЫЕ авто, при этом сам Мобилай зарабатывает чистыми $250 000 000 в год. Ну и Мобилай давал Тесле взятки для установки Моблай на СЕРИЙНЫХ Теслах, а Интель купил Мобилай за $16 миллиардов конечно за откат. По другому быть не может. wassat
              1. +1
                1 октября 2017 20:30
                Цитата: профессор
                при этом сам Мобилай зарабатывает чистыми $250 000 000 в год.

                Кто о чем, а еврей - о деньгах lol
                Как будто большая выручка - гарантия от дачи взяток. Как раз наоборот! Как там говорил один знаменитый еврей: "Легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому попасть в рай"? Он то знал, как большие деньги зарабатываются...
                Да, и не напомните мне.сколько дали взяток по всему миру приведённые Вами в пример богатые БМВ и другие немецкие автогиганты за сбыт своей продукции? И сколько им пришлось уплатить штрафов за эти взятки американскому суду?
                Цитата: профессор
                а Интель купил Мобилай за $16 миллиардов конечно за откат. По другому быть не может.

                А Вы так наивны, что думаете в таких сделках обходится без отката laughing
                1. 0
                  2 октября 2017 12:46
                  Цитата: Svateev
                  Кто о чем, а еврей - о деньгах

                  А у вас видать успех компаний измеряется в бананах. laughing

                  Цитата: Svateev
                  А Вы так наивны, что думаете в таких сделках обходится без отката

                  Я же написал вам, что там всё за взятки и откаты. Разве я с вами спорю. И БМВ вообще отстой, а Интель вообще сарай. Будем ждать на дорогах беспилотных Камазов и Матрешек. А пока желаю вам не хворать и переходить дорогу исключительно в положенном месте и то 100 раз перестраховавшись. hi
                  1. +1
                    2 октября 2017 12:55
                    Цитата: профессор
                    А пока желаю вам не хворать

                    Приятно иметь дело с интеллигентом! Когда ему возразить нечем он хотя бы хамит интеллигентно... good

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»