5 старинных и легендарных мечей Азии

5 старинных и легендарных мечей Азии


Кровожадные мечи Мурамасы

Мурамаса — знаменитый японский кузнец и мечник. Он жил в Японии в период Муромати, то есть примерно в XVI веке, и отличился тем, что основал оружейную школу имени себя. Мечи Муромасы (а это был не один, но целая серия клинков) отличались качеством и славились необычайной остротой, что сделало их весьма популярными в воинской среде. Предположительно, Мурамаса — это целая династия оружейников, поскольку историки выделяют несколько мастеров с этим именем. Первым из них стал Сэндзи Мурамаса, о работах которого было известно еще в 1460-х годах.


Легенда гласит, что клинок Мурамаса проклят и заражает владельца безумной жаждой крови. Если он долго пылится в ножнах без дела, то меч может даже восстать против своего хозяина и заставить его совершить самоубийство, чтобы после смерти найти себе более подходящего воина. Мурамаса часто противопоставляется другому знаменитому мастеру, Масамунэ, речь о котором пойдет ниже. Реальность, впрочем, скорее всего была не столь ужасна: учитывая отменное качество клинков, владелец дорогого меча ожидаемо одерживал победу в поединке намного чаще, чем и заслужил изделиям семейства оружейников славу магического оружия. Что ж, в феодальной Японии это, пожалуй, был лучший пиар из всех возможных вариантов!

Мечи Масамунэ



Часто говорят, что Мурамаса и Масамунэ были современниками, но это банальная историческая неточность. Один из самых известных оружейников Японии жил как минимум на два века раньше, с 1288 по 1328 год, в конце эпохи Камакура. Он работал в провинции Сагами и прославился тем, что создал революционную для XIII века технологию изготовления мечей — Сосю. Японское холодное оружие того периода отличалось хрупкостью, поскольку источником железа выступал песок, богатый рудой, которую очень сложно очистить от примесей. Слоистая ковка, где полоски стали с различным содержанием углерода сваривали вместе и проковывали несколько раз (отчего получалось 128 слоев стали), сделала мечи намного прочнее.

По легенде, мечи Масамунэ придают владельцу спокойствие и хладнокровность, высоко почитаемые японскими воинами и столь необходимые во время реального поединка. Говорят, что мастер даже не подписывал свои работы — подделать их все равно никто не мог.

Семизубый меч



Причудливый клинок Нанацусая-но-тати (иначе «меч с семью лепестками») был обнаружен в синтоистском святилище Исоноками-дзингу, что в городе Тэнри, в 1945 году. Его форма указывает на то, что меч этот скорее всего был церемониальным оружием и не использовался в настоящем бою: от лезвия отходят шесть изгибающихся ответвлений, а «седьмым зубом», судя по всему, считается верхняя часть клинка. Надпись на лезвии гласит, что этот меч был подарен китайскому императору властелином Кореи. К сожалению, меч хранился в ужасных условиях, а потому его внешний вид оставляет желать лучшего.

По легенде, меч этот был подарен полумифической императрице Дзингу. Как ни странно, но археологи уверены в правдивости этого предания: в нем упоминается и о святилище, и о самом мече, при этом возраст клинка и историческая дата правления Дзингу совпадают.

Меч Гоуцзяня



Вот еще более древний, но куда лучше сохранившийся клинок. Его археологи нашли в 1965 году в одной из гробниц на территории Китая. Меч в высшей степени примечательный: за 2500 лет (а именно так ученые оценивают его возраст) лезвие не только не проржавело, но даже не затупилось: один исследователь порезал палец, проведя по нему пальцем. Нержавеющий сплав в составе клинка и ножны, практические не пропускающие воздух вовнутрь, сделали свою работу на отлично и не позволили времени испортить артефакт.

Согласно наиболее распространенной версии, владельцем меча был Гоуцзянь, один из правителей царства Юэ. По легенде, он считал этот меч единственным стоящим оружием во всей своей коллекции, а его красота была «создана совместными усилиями Земли и Неба». Что ж, у китайских ванов определенно был хороший вкус.

Меч Победы



Этот меч — одна из королевских регалий Тайланда, олицетворяющих военную мощь и власть монарха. Длина клинка составляет 64,5 см, а вес в ножнах — 1,9 кг. Промежуток между клинком и эфесом украшен золотой инкрустацией, изображающей бога Вишну верхом на огромной ездовой птице Гаруде. Легенды гласят, что в 1784 году камбоджийские рыбаки выловили этот меч в озере Тонлесап и преподнесли в дар королю Анг Енгу, который, в свою очередь, решил преподнести меч в дар своему сюзерену королю Таиланда Раме I. Как только меч доставили в Бангкок, с семи разных сторон в город ударило семь ярких молний.

Пхра Сен Хан Чаяси (Phra Saeng Khan Chaiyasi) означает «Мудрость короля» и служит напоминанием о том, что владыка должен мудро править своими подданными. Рама I изготовил для меча великолепные ножны из золота, инкрустированные бриллиантами и другими драгоценными камнями.
Автор: Василий Макаров
Первоисточник: https://www.popmech.ru/weapon/386692-5-starinnyh-i-legendarnyh-mechey-azii/


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 31

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. ProkletyiPirat (Сергей) 17 сентября 2017 07:32
    смотря на эти мечи и сравнивая их с другими сразу всплывает мысль "сразу видно кто реально воевал, а кто фигнёй страдал".
  2. ИмПерц (Игорь) 17 сентября 2017 09:51
    Цитата: ProkletyiPirat
    сразу видно кто реально воевал, а кто фигнёй страдал

    Меч очень дорогое удовольствие, а хороший меч тем более. Проще нашлёпать топоры, алебарды, секиры, чеканы и др.
    А церемониальное оружие будет всегда присутствовать в нашей жизни.
  3. внук героя (Василий) 17 сентября 2017 11:52
    Ни чуть её хочу принизить мастерство японских мастеров древности в изготовлении холодного оружия!!!
    Но, им чрезвычайно повезло! Металл получаемый из болотной руды уже изначально содержал в своём составе набор элементов сделавших это оружие уникальным по показателям прочности, удержания заточки. То, к чему весь мир придёт технологически через несколько веков, они получили в готовом виде!
    1. Ken71 (Константин) 17 сентября 2017 13:38
      Точно ,?. А я наоборот неоднократно слышал что из болотной руды получалось всякое гно в том числе большинство японских мечей а более менее приличные делались из импортного материала. Да и на Руси болотное железо шло в основном на всякие домашние поделки типа сельхозинвентаря.
    2. zxc15682 (Алексей К) 17 сентября 2017 13:58
      Мастерство японских мастеров да на высоте из говна делать мечи..
    3. zxc15682 (Алексей К) 17 сентября 2017 14:03
      И вобще у самураев основное оружие был лук..
      1. Ken71 (Константин) 17 сентября 2017 14:13
        Кстати тоже изрядное г. По сравнению с монгольскими образцами
        1. zxc15682 (Алексей К) 17 сентября 2017 15:11
          Самый современный лук был у чукчей.
          1. Ken71 (Константин) 17 сентября 2017 18:36
            Самый современный у меня с карбоновыми дугами.
    4. Михаил_Зверев (Михаил) 17 сентября 2017 17:50
      Это была не болотная руда, а железосодержащий песок из ручьёв, продукт эрозии магнетита, а вот естественные примеси легирующих элементов там и вправду часто встречались.
      1. brn521 (Иван) 18 сентября 2017 11:17
        Цитата: Михаил_Зверев
        естественные примеси легирующих элементов там и вправду часто встречались

        Т.е. все-таки повезло. При имеющихся примитивных технологиях выплавки, имея посредственный материал и вкладывая много сил в его подготовку, все же удавалось сшаманить клинок приемлемого качества. Благодаря этим самым легирующим элементам. Поэтому и трясутся над своими ковырялками так. В них много ручного труда и шаманства опытных кузнецов. Получается произведение искусства. Как например, элитные двустволки.
    5. iConst (Константин) 17 сентября 2017 22:35
      Цитата: внук героя
      Но, им чрезвычайно повезло! Металл получаемый из болотной руды уже изначально содержал в своём составе набор элементов сделавших это оружие уникальным по показателям прочности, удержания заточки. То, к чему весь мир придёт технологически через несколько веков, они получили в готовом виде!

      К сожалению, вы стали жертвой мифилогизации японских клинков.
      Японские "мечи", хотя это подвид двуручной сабли, даже лучшие образцы по боевым качествам с трудом дотягивают до немного выше среднего образцов сирийских и индийских клинков.

      Пропагандистские фильмы времен ВМВ, где мечом (будем называть так) перерубается ствол пулемёта (браунинга!!!) в счет брать не будем, хотя благодаря им и пошел этот миф.

      Низкое качество сырья и привело к созданию (а вот тут японским мастерам аплодируем!) технологии, скажем так, композитного клинка. Когда полоса твердой хрупкой стали оборачивается на две трети мягкой пластичной и проковывается. Хамон — извилистая линия на клинке вдоль лезвия и является границей перехода этих сталей.
      1. kuznec (Михаил) 18 сентября 2017 05:08
        В японских мечах наоборот мягкая сталь в сердцевине, а твердая - снаружи. Хамон- не граница между сталями, а линия закалки, и зависит от того, где при закалке находится обмазка.
        Рыцарский меч средневековой европы гораздо технологичнее. Как правило в сердцевине проходила пружинистая сталь, на режущие кромки бралась твердая, а на обкладки - мягкая.
        Лучшие же сирийские и индийские клинки делались из булата, который, кстати, выплавляли только в Индии. Но это уже другая история.
        1. iConst (Константин) 18 сентября 2017 11:12
          Цитата: kuznec
          В японских мечах наоборот мягкая сталь в сердцевине, а твердая - снаружи. Хамон- не граница между сталями, а линия закалки, и зависит от того, где при закалке находится обмазка..

          Ну, уважаемый, чушь полную пишете. Ну хотя бы к Вике обратитесь, не говоря уже о других специализированных ресурсах.

          Цитата: kuznec
          Рыцарский меч средневековой европы гораздо технологичнее. Как правило в сердцевине проходила пружинистая сталь, на режущие кромки бралась твердая, а на обкладки - мягкая.

          Впервые слышу, что такая технология применялась в средневековой Европе. Известны лишь два или три древних клинка с "композитной" структурой, да и те найдены на севере Европы — в Скандинавии. Потому исследователи склонны считать, что это случайные "залётные" клинки, поскольку викинги и воевали и торговали чуть не по всему Старому Свету.
          По-видимому вы совершили открытие...

          Цитата: kuznec
          Лучшие же сирийские и индийские клинки делались из булата, который, кстати, выплавляли только в Индии. Но это уже другая история.

          Булат это собирательное название. И производили его от Сирии до Индии. Т.е. в Персии куда входили территории современных Ирана и Ирака, Пакистана. Категоричное "только" тут не подходит. Опять открытие века...
          1. kuznec (Михаил) 18 сентября 2017 20:04
            1. Вы, уважаемый, если пишете словосочетание "специализированный ресурс" то вику не упоминайте. Тем более с большой буквы. Там, похоже, такие как вы статьи кропают. Почитайте про хамон, ниэ, якибу, боши. Только в серьёзных книгах. На любом клинке линию закалки можно получить. И на моностали тоже. Вот только кроме красоты это ничего не даёт. Любой уважающий себя кузнец, делающий нож, предпочтет зонную закалку. А наличие яркой линии - это визуальный нюанс. Без практической ценности.

            2. Аргумент "впервые слышу" вообще говорит о качестве дискуссии. Почитайте диссертации металловедов или хотя бы для начала интернет поройте. Аносова почитайте, Хорева. До Гуляева вам не добраться, похоже, никогда. По упомянутой мной схеме еще в Древнем Риме гладиусы делались.

            3. Про булат: сейчас это слово модное, и называют им что угодно. Даже сплав чугуна с гвоздями, прости господи. Но я конкретно говорю про вутцы (литой булат), а их делали в Индии, а не в Персии или где-то еще. Это археологический факт. Тут уже советую диссертации археологов читать. Только в Индии (в современных границах) найдены отжигальные сооружения, без которых булат тогда сделать было невозможно. Для справки - это ямы или печи размером с деревенский дом. Ковали привезенные из Индии вутцы вообще везде в Азии, и на Руси тоже.
            1. мордвин 3 (Владимир...) 18 сентября 2017 20:28
              Цитата: kuznec
              Любой уважающий себя кузнец, делающий нож, предпочтет зонную закалку.

              А Самсонов тоже зонную закалку делал? Как то инфа не попадалась.
              1. kuznec (Михаил) 18 сентября 2017 20:43
                Про термичку Самсонова вообще много легенд ходит. Но достоверных сведений нет, хотя он до 30-х годов прошлого века работал. Пишут, например, что уже отшлифованные клинки он отжигал соломой в печи в течение недели. А это как раз очень похоже на отжиг индийских вутцев. Кроме того, он в основном делал "медвежьи" ножи, до 30 см длиной, шириной свыше 5 см, с толстенным обухом чуть ли не 1 см. При такой геометрии зонная закалка уже не дает прироста прочности.
                1. мордвин 3 (Владимир...) 18 сентября 2017 20:58
                  Цитата: kuznec
                  Кроме того, он в основном делал "медвежьи" ножи, до 30 см длиной, шириной свыше 5 см, с толстенным обухом чуть ли не 1 см. При такой геометрии зонная закалка уже не дает прироста прочности.

                  Но если, как пишут, что его нож сломался при нагрузке чуть ли не в 14 тонн, то остается только в затылке от зависти чесать.
        2. brn521 (Иван) 18 сентября 2017 11:35
          Цитата: kuznec
          В японских мечах наоборот мягкая сталь в сердцевине, а твердая - снаружи.

          В итоге получалось весьма непрактично. Особенности использования оружия по назначению требовали качественную полировку и в то же время трудозатраты на нее получались слишком большими. Поэтому легендарные японские мечи являются фактически сувенирными. Хозяин сражался рядовым оружием, а сувениры бережно хранились и использовались для демонстрации перед ценителями. Потому как переполировка во-первых обходится дорого и требует специалиста. Во-вторых, ресурс меча даже в таких условиях ограничен. В конечном итоге внешние слои металла оказывались прополированы насквозь.
          Цитата: kuznec
          Хамон- не граница между сталями, а линия закалки

          По факту - побочный продукт чрезмерной полировки. Который в итоге возвели в достоинство и специально выделяли.
          1. kuznec (Михаил) 18 сентября 2017 20:06
            А вот здесь вы путаете хамон и хада. Учите матчасть. И еще: как практик вам предлагаю прополировать насквозь руками хотя бы миллиметр закаленной стали. Вы сильно подниметесь в своих глазах. Лет через 50 непрерывного полирования.
            1. brn521 (Иван) 19 сентября 2017 10:25
              Цитата: kuznec
              И еще: как практик вам предлагаю прополировать насквозь руками хотя бы миллиметр закаленной стали

              Вполне распространенный дефект для старых японских мечей - протертый насквозь верхний слой металла. Выглядит некрасиво. И это для меча, находящегося на хранении. А теперь отправим меч в бой. Несколько ударов отбитых боковой или обратной частью меча. В результате для снятия образовавшихся дефектов и переполировки придется сточить минимум 0,1 мм .
              Цитата: kuznec
              А вот здесь вы путаете хамон и хада. Учите матчасть.

              На японском учить? Где и зачем? Я этого отношения у практиков и нахватался. Хамон? Будет тебе хамон за отдельную плату, хоть на мече, хоть на ноже, хоть на вилке с ложкой. Полноценный, связанный с зонной закалкой. Только зачем он? Клинок от этого лучше не станет.
              1. psiho117 (Дмитрий) 20 сентября 2017 11:51
                Цитата: brn521
                Несколько ударов отбитых боковой или обратной частью меча

                Японская школа фехтования делала упор не на само фехтование, а на превентивный удар. Кто быстрее ударил - тот и папа.
                Даже иайдзюцу придумали.
                А в реальной войне самураи участвовали как конные лучники, поддерживая асигару-пехотинцев.
                Так что никакого фехтования...
                1. brn521 (Иван) 20 сентября 2017 15:17
                  Цитата: psiho117
                  Японская школа фехтования делала упор не на само фехтование, а на превентивный удар. Кто быстрее ударил - тот и папа.

                  Ну так это логично. Завершить поединок выгоднее до его начала. Особенно если имеешь дело с чайником.
                  Цитата: psiho117
                  Так что никакого фехтования.

                  Посеченный обух - один из признаков прославленной катаны, успевшей поучаствовать в битвах. Эти следы сохраняли ,т.к. на качество рубки соломенных ковриков они не влияли, но при этом сигнализировали, что клинок вполне боевой. Раз удары отбивали, то значит и рубили в ответ.
            2. brn521 (Иван) 20 сентября 2017 14:03
              Цитата: kuznec
              А вот здесь вы путаете хамон и хада.

              Прошелся еще раз по аутентичному техпроцессу. Хамон и хада на откупе у полировщика. Хотя если кузнец с горя доломает неудачную заготовку, то и он сможет на изломе разглядеть пресловутый хамон.
  4. Rostislav (Ростислав) 17 сентября 2017 13:00
    А церемониальное оружие будет всегда присутствовать в нашей жизни

    В музее Дрездена видел образцы наградного оружия. Клинок усыпан бриллиантами, только лезвие едва видно. Но остаётся ощущение, что это боевое оружия. Первая мысль была, что плашмя зацепит - всю шкуру снесет.
    1. Ken71 (Константин) 17 сентября 2017 13:41
      А если в пузо. Полный желудок брильянтов.
      1. garri-lin ( стрелок) 18 сентября 2017 09:40
        Если таким рубанут надо посторатся чтоб клинок остался в ране. И убегать быстро быстро. Тогда на лечение точно хватит.
        1. brn521 (Иван) 19 сентября 2017 10:29
          Ну так владелец тоже не лыком шит . Недаром он полировщику целое состояние отвалил, чтобы оружие шло гладко и не застревало. Можно конечно использовать для этой цели деревянный щит. Но они были запрещены в Японии конвенцией о защите прав самураев.
        2. BerBer (Баширов Евгений Ружанович) 21 сентября 2017 16:51
          Улыбнуло! Есть риск не добежать.
  5. brn521 (Иван) 18 сентября 2017 11:05
    учитывая отменное качество клинков, владелец дорогого меча ожидаемо одерживал победу в поединке намного чаще

    Как раз наоборот. Владелец трясся над своим клинком и был готов скорее подставить под удар руку, чем клинок своего меча. В результате меч менял своего хозяина. И так до тех пор, пока меч все-таки не начинали использовать по назначению, после чего клинку наступал неизбежный конец.
  6. нафанаил (алексей алексеев) 28 февраля 2018 08:44
    Насмотрелись самурайских фильмов и бред всякий лепятДа будь у них такие клинки мы бы говорили по японски.Дата изготовления этих клинков самое позднее 18 век.Именно тогда япония начала понемногу открываться.И в страну сали проникать технологии и более менее приличный металл
Картина дня