"Дело революции не должно быть запятнано грязными руками"

92
"Дело революции не должно быть запятнано грязными руками"Яркая личность Израиля (Александра) Лазаревича Гельфанда (Парвуса) – русского революционера и германского империалиста, ученого-марксиста и крупного предпринимателя, космополита и германского патриота, закулисного политика и международного финансиста, социал-демократического публициста и политического авантюриста – давно привлекает к себе внимание историков. Этот интерес понятен: без Парвуса, как и без «немецких денег», вероятно, не было бы большевистской революции в том виде, в котором она произошла в России в 1917 году.

ДОКТОР СЛОН



Александр Парвус, он же Израиль Лазаревич Гельфанд, родился 8 сентября 1867 года в местечке Березино Минской губернии в семье еврейского ремесленника. После погрома семья Гельфандов осталась без дома и имущества и перебралась в Одессу, где Лазарь работал грузчиком в порту, а Израиль учился в гимназии. Видимо, именно одесской гимназии Израиль Гельфанд был обязан своим прекрасным литературным русским языком и знанием языков европейских: лингвистические барьеры для него не существовали. В Одессе юный гимназист Гельфанд примкнул к народовольческим кружкам. В 19 лет он уехал в Швейцарию, в Цюрих, где познакомился с членами «Группы освобождения труда». Под их влиянием Гельфанд стал марксистом. В 1887 году он поступил в Базельский университет, который окончил в 1891-м, получив ученую степень доктора философии. Его диссертация называлась так: «Техническая организация труда («кооперация» и «разделение труда»)». Израиль Гельфанд часто выступал в социалистической печати под псевдонимом Александр Парвус («малый» – лат.), который стал его новым именем.

Доктор Парвус не стал возвращаться в Россию, а перебрался в Германию, где вступил в Социал-демократическую партию. Лидер немецкой социал-демократии Карл Каутский отнесся к Парвусу с симпатией, дав ему шутливое прозвище Доктор Слон. Действительно, во внешнем облике Парвуса было что-то слоновье.

Публицист Парвус пишет много и задиристо. Его статьями зачитываются молодые русские марксисты. Владимир Ульянов в письме из сибирской ссылки просит мать присылать ему копии всех статей Парвуса. Из дружбы с русскими марксистами родилась газета «Искра», которая со второго номера начала печататься в типографии, устроенной на квартире Парвуса в Мюнхене. Квартира Парвуса стала местом встреч русских революционеров, особенно Парвус сблизился с Троцким. По существу, именно Парвус выдвинул тезис перманентной революции, который в дальнейшем взял на вооружение Троцкий. Парвус предсказал неизбежность мировой войны и русскую революцию.

В 1905 году с началом первой русской революции Парвус направляется в Россию. Вместе с Троцким он возглавляет петербургский Совет рабочих депутатов. После поражения революции Парвус оказывается за решеткой в «Крестах», его приговаривают к трем годам ссылки в Туруханск. Но уже все готово для побега: фальшивый паспорт, явки, деньги. В Енисейске, напоив конвойных, Парвус бежит, объявляется в Италии, затем оказывается в Германии и больше никогда не возвращается на родину.

С именем Парвуса связан ряд громких скандалов: он бросает без средств к существованию двух жен с сыновьями, растрачивает на любовницу доходы от авторских прав Максима Горького за границей, которые были ему доверены. Большевики и Горький требуют возврата денег, Германия начинает выдавать России сбежавших революционеров, и Парвус на несколько лет исчезает из поля зрения немецких и русских властей.

В 1910 году он выныривает в Турции как преуспевающий коммерсант, становится крупнейшим поставщиком продовольствия для турецкой армии, представителем торговца оружием Базиля Захарова и концерна Круппа.

СОВПАДЕНИЕ ЦЕЛЕЙ

Звездный час Парвуса наступает с началом Первой мировой войны. Он ратует за победу Германии, так как это должно привести сначала к революции в России, а затем и мировой революции. «Победа Германии над Россией – в интересах европейского социализма, поэтому социалисты должны заключить союз с германским правительством для свержения царского режима, в том числе революционным путем», – считал он.

В 1915 году цели Германии, добивавшейся победы на Восточном фронте и выхода России из войны, и Парвуса, разжигавшего в России революционный пожар, совпали. Германия наносила удары по России с фронта, а революционеры – с тыла.

По ходу своих политических и торговых занятий Парвус познакомился с доктором Максом Циммером, уполномоченным германского и австрийского посольств по делам антироссийских националистических движений, которые финансировались Германией и Австро-Венгрией. В начале января 1915-го Парвус попросил доктора Циммера устроить ему встречу с германским послом в Турции фон Вангенхаймом. На приеме 7 января 1915 года купец-социалист заявил германскому послу: «Интересы германского правительства полностью совпадают с интересами русских революционеров. Российские демократы могут добиться своих целей только при условии полного разрушения самодержавия и разделения России на отдельные государства. С другой стороны, Германии не удастся добиться полного успеха, если в России не произойдет революция. Кроме того, даже в случае победы Германии Россия будет представлять для нее немалую опасность, если Российская империя не распадется на отдельные независимые государства».

На следующий день, 8 января 1915 года, фон Вангенхайм направил в Берлин в МИД Германии телеграмму с подробной информацией о беседе с Парвусом, выразил благожелательное отношение к его идеям и передал его просьбу лично представить в МИД выработанный план выведения России из войны посредством революции.

10 января 1915-го государственный секретарь МИД Германии Готлиб фон Ягов телеграфировал в Большой кайзеровский генеральный штаб: «Пожалуйста, примите д-ра Парвуса в Берлине».

В конце февраля 1915 года Парвус был принят в МИД Германии Яговым, в беседе участвовали представитель военного ведомства доктор Рицлер (доверенное лицо рейхсканцлера) и вернувшийся из Турции доктор Циммер. Протокол беседы не велся, но по ее итогам 9 марта 1915 года Парвус подал в МИД меморандум на 20 страницах, который являлся подробным планом свержения самодержавия в России и ее расчленения на несколько государств.

«План Парвуса, – пишут биографы Гельфанда З. Земан и У. Шарлау, – содержал три важнейших пункта. Во-первых, Гельфанд предлагал оказать поддержку партиям, борющимся за социалистическую революцию в России, прежде всего большевикам, а также националистическим сепаратистским движениям. Во-вторых, он считал момент подходящим для ведения в России антиправительственной пропаганды. В-третьих, ему представлялось важным организовать в прессе международную антироссийскую кампанию».

ПЛАН БОРЬБЫ

Вот фрагмент плана Парвуса, написанный им на листках блокнота берлинского отеля Kronprinzenhof в конце декабря 1914 года: «Сибирь. Нужно уделить особое внимание Сибири еще и потому, что огромные поставки артиллерии и другого вида вооружения из США в Россию будут, вероятно, проходить через Сибирь. Поэтому сибирский проект следует рассматривать отдельно от остальных. Необходимо послать несколько энергичных, осторожных и хорошо экипированных агентов в Сибирь со специальным заданием по взрыву железнодорожных мостов. Они найдут достаточно помощников среди ссыльных. Взрывчатые вещества можно доставить с уральских горных заводов, а их небольшие количества – из Финляндии. Технические указания можно было бы разработать здесь.

Кампания в прессе. Предположения о Румынии и Болгарии подтвердились после окончания работы над этим меморандумом и в ходе развития революционного движения. Болгарская пресса сейчас настроена исключительно прогермански, а в отношении румынской прессы наметился заметный поворот. Предпринятые нами меры вскоре дадут еще более ощутимые результаты. Сейчас особенно важно взяться за работу.

1. Финансовая поддержка социал-демократической фракции большевиков, которая всеми имеющимися средствами продолжает вести борьбу против царского правительства. Следует наладить контакты с ее лидерами в Швейцарии.

2. Установление прямых контактов с революционными организациями Одессы и Николаева через Бухарест и Яссы.

3. Установление контактов с организациями русских моряков. Такой контакт уже есть через одного джентльмена в Софии. Другие связи возможны через Амстердам.

4. Поддержка деятельности еврейской социалистической организации «Бунд» – не сионисты.

5. Установление контактов с авторитетными деятелями русской социал-демократии и с русскими социал-революционерами в Швейцарии, Италии, Копенгагене, Стокгольме. Поддержка их усилий, направленных на немедленные и жесткие меры против царизма.

6. Поддержка тех русских революционных писателей, которые принимают участие в борьбе против царизма даже в условиях войны.

7. Связь с финской социал-демократией.

8. Организация конгрессов русских революционеров.

9. Влияние на общественное мнение в нейтральных странах, особенно на позицию социалистической прессы и социалистических организаций в борьбе против царизма и за присоединение к центральным державам. В Болгарии и Румынии это уже успешно осуществляется; продолжать эту работу в Голландии, Дании, Швеции, Норвегии, Швейцарии и Италии.

10. Снаряжение экспедиции в Сибирь со специальной целью: взорвать важнейшие железнодорожные мосты и тем самым воспрепятствовать транспортировкам оружия из Америки в Россию. При этом экспедиция должна быть снабжена богатыми денежными средствами для организации переброски определенного числа политических ссыльных в центр страны.

11. Техническая подготовка к восстанию в России:

а) обеспечение точными картами российских железных дорог с указанием наиболее важных мостов, которые должны быть уничтожены, чтобы парализовать транспортное сообщение, а также с указанием основных административных зданий. Арсеналы, мастерские, которым следовало бы уделить максимальное внимание;

б) точное указание количества взрывчатых веществ, необходимых для достижения цели в каждом отдельном случае. При этом нужно учитывать нехватку материалов и сложные обстоятельства, в которых будут осуществляться акции;

в) четкая и популярная инструкция по обращению со взрывчатыми веществами при взрыве мостов и больших зданий;

г) простые рецепты изготовления взрывчатых веществ;

д) разработка плана сопротивления восставшего населения в Петербурге против вооруженной власти с особым учетом рабочих кварталов. Защита домов и улиц. Защита от кавалерии и пехоты. Еврейский социалистический «Бунд» в России – это революционная организация, которая опирается на рабочие массы и которая сыграла определенную роль еще в 1904 году. Он находится в противоборствующих отношениях с «сионистами», от которых нечего ожидать по следующим причинам:

1) так как их членство в партии непрочное;

2) так как русская патриотическая идея стала популярна в их рядах с начала войны;

3) так как после Балканской войны ядро их руководства активно искало сочувствия англичан и русских дипломатических кругов, хотя это не помешало им также сотрудничать с германским правительством. Потому что он вообще не способен ни на какие политические акции».

Парвус составил перечень неотложных финансово-технических мероприятий. Среди них: обеспечение взрывчаткой, картами с указанием мостов, подлежащих взрывам, подготовка курьеров, контакты с большевистской фракцией, находящейся в изгнании в Швейцарии, финансирование леворадикальных газет. Парвус просил правительство Германии (в середине марта 1915 года он стал главным правительственным консультантом по вопросам русской революции) профинансировать свой план.

МИЛЛИОНЫ В ТОПКУ РЕВОЛЮЦИИ

17 марта 1915-го фон Ягов телеграфирует в государственное казначейство Германии: «Для поддержки революционной пропаганды в России требуются 2 миллиона марок». Положительный ответ приходит через два дня. Это был аванс. Из 2 млн миллион Парвус получает сразу и переводит их на свои счета в Копенгагене. Там он основал коммерческую империю, которая занимается торговыми операциями. В том числе незаконными сделками по продаже угля, металлов, оружия в Германию, Россию, Данию и другие страны. Парвус получал огромные доходы, которые оставлял в России или переводил на счета в других странах. Большую часть средств Парвус вкладывает в создание средств массовой информации по всему миру. Они должны были настроить мир и население России против царского режима.

Ленинский лозунг превращения войны империалистической в войну гражданскую – суть плод программы Парвуса. Только Парвус говорил о 5–10 млн марок на русскую революцию, а вышла в конечном счете цифра намного большая. Помимо Гельфанда, бывшего главным связующим звеном между большевиками и германским имперским правительством, летом 1917 года большевики имели и другие каналы связи с Берлином. Немецкий социал-демократ и ярый критик Ленина Эдуард Бернштейн оценил общую сумму «немецкой помощи» примерно в 50 млн золотых марок. Цифру в 50 млн марок, полученных большевиками от Германии, называет и английский историк Рональд Кларк.

Личные средства Парвуса служили прикрытием для «немецких денег», что до сих пор сбивает с толку исследователей. Какие бы крупные суммы ни тратили «спонсоры русской революции», они рассчитывали не только приобрести за свои деньги политический капитал, но и с избытком возместить финансовые затраты. Реформы, перестройки, революции и гражданские войны, приводившие российское общество в состояние деструкции и разлада, всегда сопровождались утечкой огромных богатств на Запад.

Особо щекотливая тема – отношения Парвуса и Ленина. «Ленин нужен в России, чтобы Россия пала», – писал Парвус. В этом – вся суть отношения Парвуса к вождю большевиков. Они были знакомы еще до революции 1905 года: вместе создавали газету «Искра». После того как Парвус получил от германских властей аванс в 2 млн марок, его первым намерением было поехать в Швейцарию к Ленину, чтобы включить его в свой план.

В середине мая 1915-го Парвус прибыл в Цюрих, чтобы побеседовать с Лениным. Александр Солженицын более или менее точно описал обстоятельства, при которых Парвус навязал Ленину свое общество, но содержание их беседы Солженицын знать не мог. Ленин, естественно, предпочитал не упоминать об этом эпизоде. Парвус же был краток: «Я изложил Ленину мои взгляды на социал-революционные последствия войны и обратил внимание на тот факт, что, пока продолжается война, в Германии не сможет произойти революция; что сейчас революция возможна только в России, где она может разразиться в результате побед Германии. Он мечтал, однако, о публикации социалистического журнала, с помощью которого, как он считал, он сможет немедленно бросить европейский пролетариат из окопов в революцию». Ирония Парвуса понятна даже задним числом: на прямой контакт с Парвусом Ленин не пошел, но канал связи с ним постоянно держал свободным.

Австрийская исследовательница Элизабет Хереш, опубликовавшая план Парвуса, приводит слова, якобы сказанные председателем большевистской ВЧК Феликсом Дзержинским в 1922 году: «Кузьмич (одна из партийных кличек Ленина. – Б.Х.) был действительно завербован в 1915 году представителем германского генерального штаба Гельфандом Александром Лазаревичем (он же Парвус, он же Александр Москвич)».

Ленин в 1915-м продолжал бредить идеей мировой революции, причем все равно где – в Швейцарии, Америке или России. Парвус же предлагал для организации революции в России колоссальные деньги. Чьи это деньги – для Ленина не имело значения. Хотя Ленин официально не сказал Парвусу: «Да, я буду с вами сотрудничать», – тихая договоренность действовать с соблюдением конспиративных правил, через посредников, была достигнута.

Можно ли предложение Парвуса Ленину считать вербовкой? В узком «шпионском» смысле этого слова – вероятно, нет. Но в военно-политическом плане антироссийские цели кайзеровской Германии, «бизнесмена от революции» Парвуса и «революционного мечтателя» Ленина на этом этапе совпадали. Для Ленина как революционера-интернационалиста было вполне допустимо сотрудничать с Германской империей против империи Российской, непримиримым врагом которой он был. Проще говоря, большевикам было все равно, на чьи деньги делать революцию.

В то же время немецкие власти, дав деньги Парвусу, открыли ящик Пандоры. Немцы не имели никакого понятия о большевизме. Вальтер Николаи, руководитель германской военной разведки, писал: «Я не знал в то время, как и всякий другой, ничего о большевизме, а о Ленине мне было только известно, что живет в Швейцарии как политический эмигрант Ульянов, который доставлял ценные сведения моей службе о положении в царской России, против которой он боролся». Военная разведка кайзера вместе с германским МИДом обеспечила выполнение плана Парвуса в той части, в которой он соответствовал целям Германии по выводу России из войны.

СОБСТВЕННАЯ ИГРА

Впрочем, Парвус не был бы финансовым гением и политическим авантюристом мирового масштаба, если бы не играл свою собственную игру: революция в России была лишь первой частью его плана. За ней должна была последовать революция в Германии. При этом финансовые потоки мировой революции сосредотачивались бы в руках Парвуса. Разумеется, немцы о второй части плана Парвуса не знали.

Парвус взялся за создание собственной организации, чтобы влиять на события в России. Штаб-квартиру организации Парвус решил расположить в Копенгагене и Стокгольме, через которые осуществлялись нелегальные связи русской эмиграции с Россией, Германии – с Западом и Россией. Прежде всего Парвус создал в Копенгагене Институт научного и статистического анализа (Институт изучения последствий войны) как легальную «крышу» для конспиративной деятельности и сбора информации. Он вывез из Швейцарии в Копенгаген пять российских эмигрантов-социалистов, обеспечив им беспрепятственный проезд через Германию, предвосхитив тем самым знаменитую историю с «пломбированным вагоном». Парвус чуть было не заполучил в сотрудники своего института Николая Бухарина, который отказался от этого предложения только под давлением Ленина. Зато Ленин предоставил Парвусу в качестве контактного лица своего друга и помощника Якова Фюрстенберга-Ганецкого, бывшего члена ЦК объединенной РСДРП.

Политико-аналитическую и разведывательную работу Парвус сочетал с коммерческой деятельностью. Он создал экспортно-импортную компанию, которая специализировалась на тайной торговле между Германией и Россией и из своих доходов финансировала революционные организации в России. Для этой компании Парвус получил от германских властей специальные лицензии на импорт и экспорт. Фирма Парвуса кроме бизнеса занималась и политикой, имела свою сеть агентов, которые, курсируя между Скандинавией и Россией, поддерживали связь с различными подпольными организациями и забастовочными комитетами, координировали их действия. Скоро в сферу деятельности Парвуса вошли Нидерланды, Великобритания и США, однако основные его коммерческие интересы были сосредоточены на торговле с Россией. Парвус закупал в России остро необходимые для германской военной экономики медь, каучук, олово и зерно, а туда поставлял химикаты и машинное оборудование. Одни товары перевозились через границу легально, другие – контрабандой.

Доктор Циммер познакомился со структурами Парвуса и составил о них самое благоприятное впечатление. Он передал свое положительное мнение послу Германии в Копенгагене графу Брокдорфу-Ранцау, который открыл перед Парвусом двери германского посольства. Первая встреча графа Брокдорфа-Ранцау с Парвусом состоялась в конце 1915 года. «Теперь я узнал Гельфанда лучше и думаю, не может быть никаких сомнений в том, что он является экстраординарной личностью, чью необычную энергию мы просто обязаны использовать как сейчас, когда идет война, так и впоследствии – независимо от того, согласны ли мы лично с его убеждениями или нет», – писал граф Брокдорф-Ранцау. Он принял близко к сердцу идеи Парвуса относительно России и стал постоянным ходатаем по его делам в германском МИДе.

Парвус и его структуры энергично готовили день икс в России: им должна была стать очередная годовщина кровавого воскресенья – 22 января 1916 года. На этот день намечалась всеобщая политическая стачка, призванная если не похоронить, то максимально расшатать царский режим. Забастовки в стране действительно произошли, но не такие многочисленные, как рассчитывал Парвус. Так что революции не произошло. Германское руководство зачло это Парвусу в поражение. В течение года из Берлина по деликатным вопросам организации подрывной деятельности в России к Парвусу не обращались.

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ

Ситуацию изменила революция в России, произошедшая в феврале 1917 года. Германии снова понадобился Парвус. В беседе с графом Брокдорфом-Ранцау Парвус высказал убеждение в том, что после революции возможны только два варианта отношений Германии с Россией: или германское правительство решается на широкую оккупацию России, разрушение ее имперской государственной системы и расчленение России на несколько зависимых от Германии государств, или оно заключает быстрый мир с Временным правительством. Для самого Парвуса были равно неприемлемы оба варианта: первый был связан с риском подъема патриотизма русского народа и соответственно боевого духа русской армии; второй – с замедлением выполнения революционной программы Парвуса.

Впрочем, был еще и третий вариант: Ленин. Германская сторона при посредничестве Парвуса переправляет вождя большевиков в Россию, где Ленин сразу же разворачивает антиправительственную деятельность, склоняет Временное правительство к подписанию мира или же сам при оказанной через Парвуса немецкой помощи приходит к власти и подписывает сепаратный мир с Германией.

В деле доставки Ленина в Россию Парвус заручился поддержкой германского Генерального штаба и доверил Фюрстенбергу-Ганецкому сообщить Ленину, что для него и для Зиновьева в Германии устроен железнодорожный коридор, не уточняя, что предложение исходит от Парвуса.

Отъезд русских эмигрантов из Цюриха был назначен на 9 апреля 1917 года. Вместе с Лениным из Цюриха уехали несколько десятков русских революционеров. Было несколько «русских» поездов. Парвус сразу же сообщил в МИД Германии, что собирается встречать русских в Швеции. Главной целью Парвуса был контакт с Лениным. Этот контакт обеспечивал Фюрстенберг-Ганецкий, который ждал Ленина и его спутников в Мальме и провожал их до Стокгольма. Ленин же на личную встречу с Парвусом не пошел: для вождя большевиков нельзя было придумать ничего более компрометирующего, чем демонстрация связи с Парвусом.

Роль главного переговорщика с Парвусом со стороны большевиков взял на себя Радек. 13 апреля 1917 года Парвус и Радек беседовали в обстановке полной секретности целый день. Видимо, именно тогда Парвус напрямую предложил свою поддержку большевикам в борьбе за власть в России, а они в лице Радека ее приняли. Русские эмигранты двинулись дальше в Финляндию, а Парвус – в германское посольство. Он был вызван в германский МИД, где состоялась секретная, без протокола, беседа с государственным секретарем Циммерманном.

Еще 3 апреля 1917 года казначейство Германии по распоряжению МИДа выделило Парвусу 5 млн марок на политические цели в России; видимо, Циммерманн договаривался с Парвусом об использовании этих огромных средств. Из Берлина Парвус отбыл снова в Стокгольм, где находился в постоянном контакте с членами заграничного бюро ЦК большевистской партии Радеком, Воровским и Фюрстенбергом-Ганецким. Через них шла перекачка германских денег в Россию, в большевистскую кассу. Письма Ленина из Петрограда Фюрстенбергу в Стокгольм пестрят фразами: «Мы все еще не получили от вас денег».

Через год, в 1918 году, начальник Большого кайзеровского генштаба Эрих фон Людендорф признался: «Мы взяли на себя большую ответственность, доставив Ленина в Россию, но это нужно было сделать, чтобы Россия пала».

РАСЧЕТЫ НЕ ОПРАВДАЛИСЬ

Октябрьскую революцию в России Парвус принял с восторгом. Но расчеты Парвуса на то, что Ленин даст ему портфель наркома в советском правительстве, не оправдались. Радек сообщил Парвусу, что большевистский лидер не может разрешить ему вернуться в Россию. По выражению Ленина, «дело революции не должно быть запятнано грязными руками». После того как большевики взяли власть, Парвус стал мешать и немцам, и большевикам: он слишком много знал.

Уже в 1918 году Парвус стал яростным критиком Ленина. Особенно после того как ленинский Совнарком объявил программу национализации банков, земли и промышленности. Эта программа, которую Парвус назвал преступной, ударила по его коммерческим интересам. Он решил политически уничтожить Ленина и начал собирать миллионы, чтобы создать империю русскоязычных газет от Китая до границ Афганистана и их доставку в Россию. Но было уже поздно. Ленин и большевики укрепились у власти.

Разочаровавшись в большевизме, Парвус отошел от публичных дел и решил остаток жизни провести в Швейцарии, но его оттуда выслали, потому что постепенно стала всплывать его подлинная роль в разрушении России.

После того как в 1918 году пала и кайзеровская империя, стали спрашивать, кто стоял за всеми этими событиями (всплыла вторая часть плана Парвуса). Швейцарцы нашли повод, чтобы предложить Парвусу покинуть страну. Он перебрался в Германию, где купил большую виллу под Берлином, где и скончался в том же году, что и Ленин – в 1924 году. Смерть «главного финансиста» большевистской революции не вызвала сочувственных комментариев ни в России, ни в Германии. Для правых Парвус был революционером и разрушителем устоев. Для левых – «сутенером империализма» и предателем дела революции. «Парвус – это часть революционного прошлого рабочего класса, втоптанная в грязь», – писал в некрологе в большевистской газете «Правда» Карл Радек.
92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    17 сентября 2017 07:11
    ...семья Гельфандов осталась без дома и имущества и перебралась в Одессу, где Лазарь работал грузчиком в порту, а Израиль учился в гимназии....

    Интересно, а сейчас семья докера, где работает один глава семьи, может позволить себе проплачивать обучение ребёнка в платной, престижной школе???
    1. +1
      17 сентября 2017 10:09
      Тут можно задать массу вопросов)))
      А кто об этом сообщил? Сам Израиль Гельфанд? Или автор статьи? Или дотошный биограф?
      Или...
      А грузчиком ли он работал? Или руководил бригадой? Или в каком ином виде руководил распределением финансовых потоков?
      У ремесленника Гельфанда-старшего не осталось сбережений? Бывший ремесленник Гельфанд был настолько плохим ремесленником, что до конца своей жизни работал в порту?
      И наконец (хотя можно генерировать вопросы и дальше), у семьи Гельфандов в Одессе не было богатых родственников? Или одесская еврейская община не занималась благотворительностью?
    2. 0
      17 сентября 2017 13:12
      И в те времена не могла - но позволяла: евреи в то время к образованию относились просто с фанатизмом, семья могла отказывать себе в самом необходимом - но оплачивать учёбу ребенка в гимназии!
    3. 0
      22 сентября 2017 01:17
      Сейчас не может, а при царском режиме - легко.
  2. +9
    17 сентября 2017 07:18
    Дааа, уж. Свидетельства заинтересованных, без документов и очевидцев. Так, если требуется очернить кого то и мысли озвучивают, и даже эмоции. Плевать на то что это не соответствует действительности. Никто не смог даже у немцев найти документы о финансировании БОЛЬШЕВИКОВ, или о несметных богатствах В И ЛЕНИНА. Но есть заказ на оплёвывание. В прошлом веке было *модно* стряпать свидетельства против СОВЕТСКОГО СОЮЗА и ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА СТАЛИНА. Сегодня на *западе* стряпают свидетельства против В В Путина и против РОССИИ, находят тех кто согласен гадить и врать. Но вот ведь находятся такие же наёмники и в РОССИИ.
    1. +2
      17 сентября 2017 07:31
      Цитата: василий50
      Сегодня на *западе* стряпают свидетельства против В В Путина и против РОССИИ, находят тех кто согласен гадить и врать. Но вот ведь находятся такие же наёмники и в РОССИИ.

      Почитатйте,весьма занимательный разбор деятельности одной комиссии.
      https://cont.ws/@mzarezin1307/716316
    2. +2
      17 сентября 2017 08:14
      Цитата: василий50
      Никто не смог даже у немцев найти документы о финансировании БОЛЬШЕВИКОВ, или о несметных богатствах В И ЛЕНИНА.

      Любая революция требует материального обеспечения. У народа денег просто нет, а одними грабежами банков на такое мероприятие не заработаешь.
      Революция случается не вдруг. Её долго и тщательно готовят. Выпуск "Искры", народники и пр. решали задачу по распространению идеи в массах. Всё это требует денег и не малых.
      1. +9
        17 сентября 2017 09:24
        Цитата: Boris55
        Любая революция требует материального обеспечения

        Поэтому к примеру кн.Львов брал борзыми щенками в размере 10000 баксов?
        Цитата: Boris55
        У народа денег просто нет, а одними грабежами банков на такое мероприятие не заработаешь.

        Не выдавайте желаемое вами за реальность,экспроприация .не есть грабеж.Ваши преслдовутые лозунги"грабь награбленное.." которыми оперируют чубайсы-по нормальному звучит-Вернуть людям то,что украли чубайсы-гайдары и прочие им подобные.
        Цитата: Boris55
        Революция случается не вдруг. Её долго и тщательно готовят.

        Ну ее ,своими неуклюжими действиями и подготовил царский режим,вместе с так прославляемым ныне Столыпиным.
        Цитата: Boris55
        Выпуск "Искры", народники и пр. решали задачу по распространению идеи в массах.

        Эти идеи оказались сильнее идей белых и февралистов.
        Цитата: Boris55
        Всё это требует денег и не малых.

        Белым на оплату АНТАНТЕ поставок оружия.в попытках вернуть былое?
        или чубайсам в 90 годах,на свержение законной власти-коробки из под ксерокса все помнят.
        1. +2
          17 сентября 2017 09:54
          Цитата: Pancir026
          на свержение законной власти-коробки из под ксерокса все помнят.

          Значит и вы понимаете, что революции нужны деньги. Что коробки из под ксерокса с ИНОСТРАННОЙ валютой, что Нуланд с пятью миллиардами зелёных и печенюжками на майдане... Это хорошо, только не понятно почему вы так упорно не хотите признать, что и на революцию 17-го то же нужны были деньги и не малые. Стесняетесь признаться самому себе кто вас вместе со всеми вашими потрохами купил?
          На остальные ваши вопросы - см. мой пост ниже.
          1. +4
            17 сентября 2017 11:14
            Цитата: Boris55
            революцию 17-го то же нужны были деньги и не малые.

            Вы не сознаете,что Февраль 17 именно сделали-БОЛЬШИЕ деньги?А октябрь 17,это уборка хлама продажного в целях создания страны?
            Вот это цельный ответ Стропорез Сегодня, 09:52 ↑
            1. 0
              17 сентября 2017 14:20
              Цитата: Pancir026
              октябрь 17,это уборка хлама продажного в целях создания страны?

              "Пролетарии всех стран объединяйтесь". Этот лозунг был на всех советских газетах. Революция в России делалась ради революции всемирной. Подписание "Брестского мира" сорвало эти планы. Только после этого началось построение социализма в одно взятой стране. Но идеи всемирной не были забыты...
        2. +3
          17 сентября 2017 13:05
          Цитата: Pancir026
          Поэтому к примеру кн.Львов брал борзыми щенками
          То есть сам факт необходимости денег вопросов не вызывает?
          Цитата: Pancir026
          ,экспроприация .не есть грабеж
          А сопутствующие смерти случайных людей не есть трагедии.
          Цитата: Pancir026
          Ну ее ,своими неуклюжими действиями и подготовил царский режим
          Учитывая сколько раз революционеры сбегали из ссылок, можно и так сказать.
          Цитата: Pancir026
          Эти идеи оказались сильнее идей
          СССР разваливали, по сути. предлагая те же идеи.
    3. +6
      17 сентября 2017 09:38
      Вообще то документы о финансировании большевиков Германией частично обнаружены.Так что сотрудничество будущих коммунистов с Германской империей секрет Полишинеля.Большевики были яростным врагами России и готовы были на все ради её уничтожения.
      1. +7
        17 сентября 2017 09:52
        [quote=АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ]Вообще то документы о финансировании большевиков Германией частично обнаружены.[/quote]
        Уважаемый,ваш тезис придумал доктор геббельс.А вы его последователь?
        Особо умиляет [quote]частично обнаружены[/quote]
        Про Катынь ещё заведите заезженную пластинку.[quote=АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ].Большевики были яростным врагами России и готовы были на все ради её уничтожения.[/quote]
        fool
      2. +7
        17 сентября 2017 11:26
        Цитата: АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
        Вообще то документы о финансировании большевиков Германией частично обнаружены.

        Странно как-то - частично обнаружены. Ну дык представь эти документы.
        Ленин еще в 1916 году в открытой печати прямо объявил Парвуса немецким агентом, действующим в интересах германского генерального штаба. И эти документы опубликованы.
        Настоящий революционер деньги хоть у черта. Нравственно все, что идет на пользу революции и приближает ее светлый миг. Этим нехитрым правилом руководствовались не одни большевики, из которых с наивными глазенками делают козлов отпущения, а все до единой партии и движения, не обязательно российские. Вопрос не в том – у кого взять. Вопрос состоит в том – чем отдавать после революции будет?
        И еще к вопросу о «запломбированном вагоне», на котором большевики прибыли в Швецию. Факт, как говорится, имел место. Однако менее известно, что кроме пары десятков большевиков, через Германию из Швейцарии в Швецию в подобных же пломбированных вагонах добрались еще 169 членов других партий – меньшевики, эсеры, анархисты, бундовцы, литовские социал-демократы, финские националисты и т.д. Так, что по аналогии с Лениным, их всех тоже можно назвать «немецкими шпионами». Но об этом нынешние либералы и автор статьи скромно умалчивают.
        И последнее. В качестве информации. Известный английский разведчик Джордж Хилл в автобиографической книге «Моя шпионская жизнь», изданной и в России в 2000 году, рассказывает, кто изготовил поддельные документы о финансировании большевиков немцами.
        Хилл был ярым антикоммунистом и участвовал в нескольких заговорах против советской власти. Так что подозревать Хилла в симпатиях к большевикам нет никаких оснований.
        А инициатором легенды о том, что большевики, в частности Ленин, были агентами Германии, по словам Хилла, стал министр вооружений Франции Альбер Тома, а разработчиком и исполнителем – капитан французской разведки Пьер Лоран. Он-то и пропагандировал летом 1917 года идею об использовании немцами большевиков и лично Ленина как «платных германских агентов». В распространении этой информации ему помогал начальник контрразведки Временно-го правительства Борис Никитин. Ранее большевик, кстати.
        1. +1
          17 сентября 2017 13:59
          Цитата: мрАРК
          Странно как-то - частично обнаружены.

          И что в этом странного? Такие дела тщательно скрывают все заинтересованные стороны.1 апреля 1917 года Министерство иностранных дел в Берлине обратилось в Министерство финансов рейха с просьбой об ассигновании («дальнейших») 5 миллионов марок для расходов «на политические цели» в России. Вообще Германия финансировала многих- от финнов и поляков до грузин и украинцев.Большевики просто самые лживые негодяи,иначе они бы не победили.
    4. +4
      17 сентября 2017 09:44
      До чего дошло. Обильное цитирование и экстраполяция современности на прошлое уже вроде как обязательна. В феврале *рррэволюционеры* сами оплатили переворот, поскольку были не бедны, и к тому же им много чего обещали зарубежные кураторы. Большевики денег не брали ни у одного правительства. В Бресте с немцами БОЛЬШЕВИКИ были вынуждены вести переговоры и уступать, поскольку временные успели разложить армию и вместе с Антантой определили зоны оккупации РОССИИ. В РОССИИ по факту армии не было, и ещё союзники разворовали деньги которыми были оплачены военные поставки.
      То что сегодня перевороты называют рррэволюцией и оплачивают из-за рубежа ещё не означает что так было и в РОССИИ в 1917 году. Не стоит методички из США выдавать за историю.
      1. +3
        17 сентября 2017 11:37
        В Бресте с немцами БОЛЬШЕВИКИ были вынуждены вести переговоры и уступать
        ,
        ...Как то не упоминается о том,что в Бресте в переговорах участвовала делегация Украинской рады, кстати большая ошибка большевиков, что пригласили для участия,и большевики подписали кабальные условия Брестского мира в марте, а в феврале был подписан договор в том же Бресте между Вкариной и Центральными державами, согласно которому, войска Центральных держав были размещены на территории Вкраины..фронт был открыт..
      2. 0
        17 сентября 2017 14:17
        Цитата: василий50
        Большевики денег не брали ни у одного правительства.
        Разумеется.Деньги предоставлял "германский пролетариат" в лице Парвуса и чиновников рейха.
    5. +4
      17 сентября 2017 10:04
      Цитата: василий50
      Сегодня на *западе* стряпают свидетельства против В В Путина и против РОССИИ,

      Коллега,ввп-это не Россия,это всего лишь нанятый народом манагер на высокую должность,причём нанятый отнюдь не подавляющим большинством.Его "косяки" и "косяки" его Ко никакого отношения к России не имеют.
      1. +2
        17 сентября 2017 10:12
        Поэтому и написал что на *западе* стряпают свидетельства против В В Путина И против РОССИИ.

        Кстати популярны описания несметных богатств самого В В Путина, или тех кого назначают на должность *кармана* В В Путина. Метода очень похожа на методички от д-ра Гебельса.
        1. +5
          17 сентября 2017 10:32
          Цитата: василий50
          Кстати популярны описания несметных богатств самого В В Путина, или тех кого назначают на должность *кармана* В В Путина.

          А Вы сомневаетесь?Я лично уверен.Если его секретарь-портфеленосец по фамилии сечин,имеет в день несколько миллионов,а его шеф альтруист? Вам не кажется,что это бред?
          Вспомним тов.Сталина и его френч.
      2. +3
        17 сентября 2017 10:12
        Цитата: Стропорез
        Коллега,ввп-это не Россия,

        Да.
        Цитата: Стропорез
        Его "косяки" и "косяки" его Ко никакого отношения к России не имеют.

        Нет.
        и почему нет,тут
        http://www.stoletie.ru/politika/zagovor_protiv_pu
        tina_116.htm
      3. +1
        17 сентября 2017 11:06
        Стропорез, Вы не фанат В.В.и я тоже не в восторге от его политики,но ЛУЧШЕГО НЕТ. Ведь, не Касьяна же"на царствие",папа Зю упустил свой шанс в 90- х (Коржаков говорит же,что всё висело на ниточке),а потом сам папа Зю по ТВ восторгаться,что "красный нос" его звал чай пить. Кажется на нашем сайте приводили слова Умалатовой,что он не стремился победить
        1. +4
          17 сентября 2017 11:11
          Цитата: Монархист
          Кажется на нашем сайте приводили слова Умалатовой

          Ей бы лучше помолчать.
          Цитата: Монархист
          (Коржаков говорит же,что всё висело на ниточке),

          И если бы не деятельность двух имитаторов за народное счастье-лебедя и жириновского,многое было бы по иному.Кстати ельцин подцмывал в случае проигрыша и войска запада попросить вмешаться..в москве во время событий 93 года на стороне ельцинистов кого только не было,от амеровских и прибалтийских снайперов.до бандитов их радикальной терророрганизации бнай нбрит..
          А то что ни Касьян 2%,ни Ходорковский вор и хапуга,ни такой же воренок навальный с К,даром стране не нужны,вместе со всеми их поддерживающими,это правильно.
        2. +3
          17 сентября 2017 11:17
          Цитата: Монархист
          Вы не фанат В.В.и я тоже не в восторге от его политики,но ЛУЧШЕГО НЕТ

          Отчего такой вывод? Чем этот подполковник лучше некоего другого подполковника?
          Цитата: Монархист
          едь, не Касьяна же"на царствие"

          Конечно нет! Мне Грудинин искренне симпатичен.
          Цитата: Монархист
          ,папа Зю упустил свой шанс в 90- х

          Понятное дело,что Зю-это "свисток" в скороварке для отвода лишнего "пара",но я уверен ,что в партии множество других грамотных и активных людей.Сейчас важно всем здоровым силам левого толка объединиться и выдвинуть единого кандидата.
          1. +1
            18 сентября 2017 17:19
            Не знаю почему,но ни у правых так называемых,ни у либерастов,ни у левых стл,ну не получается единения...сколько было выборов,сколько было возможностей,раздрай,как внутри самих партий,так и в целом...при ЕБНешке,парламент же практически мог объеденить левые и центристкие силы...и к чертовой матери товарища этого,93 год...и 96 показательны...не доработали на мой взгляд с силовыми структурами...а в 96...Зю..конечно тупо продался..но почему никто не подхватил,или я не знаю..перед выборами иного кандидата более яркого,смелого что ли.....даже в истории меньшевики болльшевики,эссеры правые и левые..даже внутри между собой не было единения..прошу извинить конечно за сумбур..а касательно товарища Грудинина...в 18 году точно не потянет...потому как известен достаточно локально...Стародубцев,помните,он еще губернатором ТУльской области одно время был,а до этого председателем колхоза имени Ленина в Новомосквоском районе,по тем временам колхоз реально миллионер,шикарно там у него в советские и немного постсоветские времена люди жили....
    6. +1
      23 сентября 2017 02:20
      а вы думаете революции делаются чистыми руками?посмотрите через забор на украину.
  3. +9
    17 сентября 2017 08:10
    Александр Солженицын более или менее точно описал обстоятельства, при которых Парвус навязал Ленину свое общество, но содержание их беседы Солженицын знать не мог.
    ..Солженицин не знал содержание беседы , но изложил точно...И так вся статья..Автор делает выводы только на из тех источников, которые ему приятны..А почему ,например он умалчивает, что Парвус больше якшался с Троцким, уж больно ему нравилась идея перманентной революции, которую выдвинул Троцкий..Почему автор не ссылается на следующее,когда в июле 1917 года большевиков обвинили в связях с германским генштабом и главным доводом оказалась созданная им экспортно-импортная компания, Парвус в своём берлинском издательстве выпустил брошюру под названием "Мой ответ Керенскому и компании":Я всегда,- писал Парвус, - всеми имеющимися в моём распоряжении средствами поддерживал и буду поддерживать российское социалистическое движение. Скажите вы, безумцы, почему вас беспокоит, давал ли я деньги Ленину? Ни Ленин, ни другие большевики, чьм имена вы называете, никогда не просили и не получали от меня никаких денег ни в виде займа, ни в подарок…Почему автор не пишет и об этом: летом 1917 года ЦК РСДРП(б) разбирал персональное дело польских революционеров Я. Ганецкого и М. Ю. Козловского, обвинённых в спекуляции и контрабанде, Ганецкий в своих показаниях по поводу этой компании сообщал: "Будучи в тяжёлом материальном положении, узнав, что Парвус в Копенгагене делает дела, я обратился к нему и предложил свои услуги. Парвус сначала предложил мне деньги для моего личного оборудования в коммерции. Но, не имея опыта, я не хотел лично вести дела с чужими деньгами. Немного спустя было организовано акционерное общество, и я был управляющим". Почему не ссылается на американского историка С. Ляндерса, который, изучив перехваченную российской контрразведкой переписку Ганецкого с его финансовыми агентами в Петрограде, пришёл к неутешительному выводу: "Товары направлялись в Петроград, а вырученные за них деньги - в Стокгольм, но никогда эти средства не шли в противоположном направлении"...Тщательнее, надо, тщательнее..Сам "Меморандум Гельфанда" с одной стороны тщательно разработанным планом действий, а с другой это заведомый блеф, в котором реальным содержанием были наполнены только три слова: "понадобятся немалые деньги". Именно ради денег, Парвус сам - распространял слухи о готовящемся им восстании в Петрограде. Когда в 1916 году эти слухи достигли российской столицы, начальник Петербургского охранного отделения К. И. Глобачёв , который, в отличие от Парвуса, через своих агентов имел прямую связь с социал-демократическими организациями,докладывал по начальству: "…Денежные средства их организаций незначительны, что едва ли имело бы место в случае получения немецкой помощи".Глобачёв писал конкретно, по поводу планов Парвуса: "Это только мечты, которым никогда не суждено осуществиться, ибо для создания подобного грандиозного движения, помимо денег, нужен авторитет, которого у Парвуса ныне уже нет…"
    1. +5
      17 сентября 2017 08:59
      Какая, жалость,что Ленин и Парвус забыли Солжиницина пригласить,чтоб точно знать о чем договорились или не договорились
      1. +4
        17 сентября 2017 12:31
        Кстати, после смерти Парвуса, исчезло всё его состояние, исчез таинственным образом весь его архив и довольно оперативно.Если архивом завладели большевики и там имелся компромат против них, эта часть архива всплыла бы в сегодняшней России и в 90-е годы было опубликовано..Если завладела германская разведка, компромат против большевиков тоже был бы опубликован либо применялся бы супротив СССР в качестве шантажа, мог бы быть опубликован и сейчас на Западе..Но нет, молчат исчезнувшие архивы, значит там что-то посильнее Фауста Гёте..Судьба сына Парвуса от первого брака Гнедина Е. А. весьма интересна, советский дипломат, в 1939 г репрессирован , не дал показаний на Литвинова в 1956 реабилитирован.После реабилитации активно занимался журналистско-публицистической и правозащитной деятельностью. Был другом А.Д. Сахарова. Активно пропагандировал идею , мирного сосуществования двух систем. На него за это обрушился вал критики и угроз. В знак протеста в 1979 году он вышел из КПСС.Умер где-то в 1984 году или 1983. Судьба другого сына достаточно таинственна,не удалось выяснить даже его имя. Известно только, что он работал в посольстве СССР в Италии, там его следы теряются,таинственно исчез. Кто знает, может быть, у исчезнувшего состояния и архива Парвуса все-таки был "наследник"...Был еще один Гельфанд Лев Борисович , тож интересная биография участник еврейской самообороны в годы гражданской войны, комиссар бронетанковых сил , назначен по предложению Котовского, работал с Троцким, затем заведующий трестом, проворовался исключен из партии, восстановлен, с 1925 г на дипломатической работе, причастен к похищению Кутепова.В 1933 году командирован в Италию на должность 1-го секретаря Полномочного представительства СССР. С декабря 1933 г. советник Полпредства. В 1938‒1940 гг. исполняет обязанности поверенного в делах.В разгар начавшейся Второй мировой войны в июне 1940 года бежит из посольства. Перебирается в США, где становится процветавшим бизнесменом, меняет имя становится Леоном Муром,а его жена основывает театр.Со временем Леон Мур стал советником Аллена Даллеса, когда тот стал работать, а затем назначили директором ЦРУ США.Странное совпадение, именно в этот период в СССР И.В.Сталин начинает антисемитскую компанию..Дело врачей,организации Джойнт, гибель Михоэлса..Вот такая информация к размышлению.Сложно делать какие-то выводы..много мы не знаем.
        1. +1
          17 сентября 2017 13:09
          Цитата: parusnik
          Но нет, молчат исчезнувшие архивы, значит там что-то посильнее Фауста Гёте

          Все революционеры почему-то стремились устроить революции в России и Германии, а вот в Англии как-то не очень. Выводы?
          1. +1
            17 сентября 2017 16:18
            А Вы почитайте историю английской революции она длилась около 100 лет с перерывами.. с года..вот и сделаете выводы...
            1. 0
              17 сентября 2017 16:33
              Цитата: parusnik
              Вы почитайте историю английской революции

              А в ней участвовали Ленин и его коллеги?
              1. +1
                17 сентября 2017 16:37
                А Вы почитайте, поразмышляйте...
                1. 0
                  17 сентября 2017 19:32
                  Цитата: Dart2027
                  А в ней участвовали Ленин и его коллеги?

                  Я так понимаю ответа не будет?
    2. +2
      17 сентября 2017 15:16
      браво.хотел сам отписать но вы опередили.все правильно-сначала озвучивают слухи-потом выдают их за доказательства.приплетают персону с громким именем-в данном случае Солженицына . и все те кому лень думать самому видят ключевые слова и усваивают ерунду. а потом разносят эту ересь уже как истину. Парвус хитро и цинично развел немцев на бабки.немцы повелись-а бабла то нет...заодно перевел стрелки на большевиков..как говорится-ложечки нашлись а осадок остался..
  4. +1
    17 сентября 2017 08:52
    Цитата: moskowit
    ...семья Гельфандов осталась без дома и имущества и перебралась в Одессу, где Лазарь работал грузчиком в порту, а Израиль учился в гимназии....

    Интересно, а сейчас семья докера, где работает один глава семьи, может позволить себе проплачивать обучение ребёнка в платной, престижной школе???

    Такое было возможно лишь при"проклятом царизме", а сейчас царя нет
    1. +4
      17 сентября 2017 08:57
      Цитата: Монархист
      Такое было возможно лишь при"проклятом царизме", а сейчас царя нет

      Вы желаете сказать,что рабочие,все абсолютно,при царе ,получали много,что у всех дети учились в ВУЗ?
      1. +2
        17 сентября 2017 09:11
        Цитата: Pancir026
        ... рабочие,все абсолютно,при царе ,получали много ...

        Рабочие получали достаточно, что бы содержать неработающую жену и семеро детей. Правда и в том, что 85% жителей страны были крестьяне, которые вообще ни чего не получали.
        Но вот пришла Клара Целкин, отобрала детей в сады, а жён отправила работать при этом совокупный доход семьи стал гораздо меньше того, что было до того.
        Возвращаясь ко вчерашнему разговору. Вы так и не поняли почему народ снёс КПСС.



        1. +2
          17 сентября 2017 10:20
          Цитата: Boris55
          Вы так и не поняли почему народ снёс КПСС

          Народ, насмотревшись творений Голливуда, желал такого же. Когда начиналась "Санта-Барбара" я думал, что вижу драму обыкновенной американской семьи... А оказалось, что это страдания богатой семьи из не самого бедного города Америки.
          Хотя проблемы геронтократии и забронзовелости в КПСС это не отменяет.
          Были другие времена:
          "... Десталинизация была инициативой номенклатуры. Собственно, сама номенклатура стала номенклатурой в результате десталинизации. Что такое номенклатура? Аппарат сталинский, элита, которая, с одной стороны, непрерывно обновлялась, непрерывно воспроизводилась, с другой стороны – непрерывно репрессировалась...".
          Хорошая статья Леонтьева на эту тему (цитата из неё):
          https://vz.ru/opinions/2011/5/5/489107.html
          "... Вот эта элита, созданная в сталинские годы, после ухода вождя потребовала для себя привилегий: сначала – гарантий безопасности, а потом – гарантий безответственности и безнаказанности. И их добилась. Вот это и есть суть десталинизации – когда механизм производства элит продолжал действовать, а механизм их абсорбирования был отключён...".
  5. +3
    17 сентября 2017 09:09
    Цитата: Boris55
    Цитата: василий50
    Никто не смог даже у немцев найти документы о финансировании БОЛЬШЕВИКОВ, или о несметных богатствах В И ЛЕНИНА.

    Любая революция требует материального обеспечения. У народа денег просто нет, а одними грабежами банков на такое мероприятие не заработаешь.
    Революция случается не вдруг. Её долго и тщательно готовят. Выпуск "Искры", народники и пр. решали задачу по распространению идеи в массах. Всё это требует денег и не малых.

    Согласен с Вами: без мани мани революции не делают
    1. +3
      17 сентября 2017 09:49
      Мне думается, что толкового и пробивного чувака приметили сионисты... и именно они оплачивали его учёбу за бугром, во имя счастливого еврейского будущего.
      ___
      Насчёт финансирования революций. У меня кореш в годы развала Союза служил режиму, и как-то записал на видео, кто приходит за баблом из Москвы на явочную квартиру либерастов. Всё бы ничего, но он приказал проследить, куда относят эти деньги :)))) а это смертельная информация для владельца информации... с соответствующим концом
  6. +4
    17 сентября 2017 09:38
    Думаю, что Уважаемому Борису (автору прекрасной статьи) стоило добавить как бронштейн с 30 головорезами появился в Петрограде. Куда смотрели в то время наш Николай II и его охранка. Ведь была в России смертная казнь за особые преступления. Царь в Царском селе по утрам ворон стрелял. Честь имею.
  7. +3
    17 сентября 2017 10:18
    Цитата: мичман
    Думаю, что Уважаемому Борису (автору прекрасной статьи) стоило добавить как бронштейн с 30 головорезами появился в Петрограде. Куда смотрели в то время наш Николай II и его охранка. Ведь была в России смертная казнь за особые преступления. Царь в Царском селе по утрам ворон стрелял. Честь имею.

    Уважаемый, если правильно помню, то Шифф отправил 300 головорезов (279). Хотя, могу и ошибаться.
    Самые лучшие слова из советских фильмов - это Савинковские, что-то в адрес охранного отделения, типа "расстрелять вас мало - революцию проморгали" +/-
  8. 0
    17 сентября 2017 10:18
    Одно из основных жи ВОТ ных, участвующих в развале РИ! Наряду с другими...почему то при внимательном рассмотрении, являющимися представителем черношляпочников, пусть горит в аду!!!
  9. +4
    17 сентября 2017 10:20
    Не упомянуто, что Парвус "раскрутил", как сегодня говорят
    пролетарского писателя М.Горького.
    Был его продьюсером. Книги Горького перевел на европейские языки,
    сделал рекламу - и Горький круто разбогател. А вместе в ним и Парвусу перепали
    комиссионные.

    А вкратце: Парвус 1) изобрел "перманентную революцию" и 2) поклялся "похоронить
    империю Романовых" . И ...внес весомый вклад в это нехорошее предприятие sad .
    Когда же Романовы отреклись, потерял к России интерес - "дело сделано".
    1. +2
      17 сентября 2017 11:01
      Прямо "гений". Маркс с Лениным так, погулять вышли... Дьявол его вовремя "прибрал".... А так бы Иосиф Виссарионович его бы как и Лейбу Троцкого достал бы... На всех бы "Меркадеров" хватило.
      1. +4
        17 сентября 2017 11:36
        Ленин тоже помре очень-очень вовремя.
        А то бы сталинисты играючи придумали "ленинский заговор" впридачу
        к "троцкистскому". И выдали б еще один ледоруб кому-нибудь.
        1. +1
          17 сентября 2017 11:49
          29. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
          (Послание к Ефесянам 4:29)
          1. 0
            17 сентября 2017 13:55
            Надеюсь, что доставил немножко благодати.
            Но на всех не угодить, понятное дело... fellow
  10. 0
    17 сентября 2017 10:28
    Цитата: moskowit
    ...семья Гельфандов осталась без дома и имущества и перебралась в Одессу, где Лазарь работал грузчиком в порту, а Израиль учился в гимназии....

    Интересно, а сейчас семья докера, где работает один глава семьи, может позволить себе проплачивать обучение ребёнка в платной, престижной школе???

    Может. Если примкнет к масонам или сионистам... Читайте больше!
    1. +1
      17 сентября 2017 10:55
      Извольте, mon ami, любезный "Ураган70" составить список книг и материалов для необходимого прочтения. Сразу же начну изучение... И думаю, что моё скудоумие, благодаря Вашим наставлениям сразу выправится. recourse what
  11. +1
    17 сентября 2017 10:30
    Цитата: voyaka uh
    Не упомянуто, что Парвус "раскрутил", как сегодня говорят
    пролетарского писателя М.Горького.
    Был его продьюсером. Книги Горького перевел на европейские языки,
    сделал рекламу - и Горький круто разбогател. А вместе в ним и Парвусу перепали
    комиссионные.

    А вкратце: Парвус 1) изобрел "перманентную революцию" и 2) поклялся "похоронить
    империю Романовых" . И ...внес весомый вклад в это нехорошее предприятие sad .
    Когда же Романовы отреклись, потерял к России интерес - "дело сделано".

    Пролетарским писателем кто его назвал? Вам подобные? Горький был масоном, факт установлен, в свободном доступе имеется...
    1. +2
      17 сентября 2017 11:44
      Ладно-ладно... все масоны, а как же? bully
      1. +1
        17 сентября 2017 15:21
        а как известно- все масоны евреи но не все евреи масоны.. bully
  12. +1
    17 сентября 2017 10:33
    Цитата: ИмПерц
    Тут можно задать массу вопросов)))
    А кто об этом сообщил? Сам Израиль Гельфанд? Или автор статьи? Или дотошный биограф?
    Или...
    А грузчиком ли он работал? Или руководил бригадой? Или в каком ином виде руководил распределением финансовых потоков?
    У ремесленника Гельфанда-старшего не осталось сбережений? Бывший ремесленник Гельфанд был настолько плохим ремесленником, что до конца своей жизни работал в порту?
    И наконец (хотя можно генерировать вопросы и дальше), у семьи Гельфандов в Одессе не было богатых родственников? Или одесская еврейская община не занималась благотворительностью?

    Имеет значение какая запись в трудовой книжке? (На современном языке). Чел работал на развал РИ!!! Пусть горит в аду, вместе с другими черношляпочниками! С вашим то ником пускаться в словоблудие...
    1. +4
      17 сентября 2017 10:35
      Цитата: Ураган70
      Имеет значение какая запись в трудовой книжке? (На современном языке). Чел работал на развал РИ!!!

      Николай 2?Милюков?Гучков?Да, эти сработали качественно.
  13. +2
    17 сентября 2017 10:36
    Читаю комментарии и удивляюсь, где настоящие ленинцы? Почему они не кинулись защищать КПСС?
    1. +5
      17 сентября 2017 10:40
      Цитата: ротмистр
      Читаю комментарии и удивляюсь, где настоящие ленинцы?

      Ну вы же.имея членский билет КПСС-не кинулись?
      А теперь делаете удивленное лицо и громко хаете всех,с чего бы такое рвение?
      Как всякий неофит,уверовавший в либерализм,стремитесь быть святее чубайса?
      Вы себе обвинение предъявите,вы же сдали страну.и предали то чему клялись.Некрасиво поступаете,когда свою вину,пытаетесь возложить на других.
  14. 0
    17 сентября 2017 10:44
    Цитата: василий50
    Дааа, уж. Свидетельства заинтересованных, без документов и очевидцев. Так, если требуется очернить кого то и мысли озвучивают, и даже эмоции. Плевать на то что это не соответствует действительности. Никто не смог даже у немцев найти документы о финансировании БОЛЬШЕВИКОВ, или о несметных богатствах В И ЛЕНИНА. Но есть заказ на оплёвывание. В прошлом веке было *модно* стряпать свидетельства против СОВЕТСКОГО СОЮЗА и ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА СТАЛИНА. Сегодня на *западе* стряпают свидетельства против В В Путина и против РОССИИ, находят тех кто согласен гадить и врать. Но вот ведь находятся такие же наёмники и в РОССИИ.

    Вы когда на траву ложитесь и смотрите на звездное небо не видите там надпись - Эх Вася? Видите? А дальше читайте! Прочитали? Путин на... Причем тут? Статья на... Про Парвуса!!! Вася, продолжайте читать звездное небо, вам всех благ, но нельзя же быть таким... как вчера с мамки выпал на... Какие свидетельства,какие документы!? Все в свободном доступе, читай, умней!!! По-вашему чел который выкладывает статью обязательно должен доказательства пркдоставить и ролик с адвокатоюристом? А Хвансон, пролетевший над Японией, сейсмографиками, учеными чертежами и видео подтверждали? Эх, Вася! Всех благ вам, без обид!
  15. +1
    17 сентября 2017 10:50
    Цитата: ротмистр
    Читаю комментарии и удивляюсь, где настоящие ленинцы? Почему они не кинулись защищать КПСС?

    С уважением, но ведь правильнее сказать- сталинцы? Так как Сталин обнулил верных,по локоть кровавых настоящих ленинцев? За что и был поруган, как Грозный, например! Но суть я понял и сам в шоке...
  16. 0
    17 сентября 2017 10:58
    Цитата: Pancir026
    Цитата: ротмистр
    Читаю комментарии и удивляюсь, где настоящие ленинцы?

    Ну вы же.имея членский билет КПСС-не кинулись?
    А теперь делаете удивленное лицо и громко хаете всех,с чего бы такое рвение?
    Как всякий неофит,уверовавший в либерализм,стремитесь быть святее чубайса?
    Вы себе обвинение предъявите,вы же сдали страну.и предали то чему клялись.Некрасиво поступаете,когда свою вину,пытаетесь возложить на других.

    Откуда вам известно, чем был занят человек, к которому вы обращаетесь? А тем более куда он кидался/не кидался? Я замечаю все чаще, что вы занимаетесь словоблудием и для вас лишбыляпнуть...
  17. +7
    17 сентября 2017 11:10
    Последнее время в жанре исторической беллетристики все популярней разрабатывается тема о борьбе различных сил, которых для краткости назовем мировой закулисой, против Российской империи. Даже на сайте ВО практически каждый день имеем статью по этому вопросу.
    Интересно то, что не смотря на глубокую законспирированность деятельности этой мировой закулисы, авторы статей располагают огромным количеством сведений по этой самой деятельности и без труда срывают завесы и маски с исторических процессов и их участников.
    Вызывает некоторое сомнение практически полное отсутствие каких то реальных документов в этом плане, но авторы точно знают, что они есть и обязательно будут найдены в самое ближайшее время.
    В плане вышеизложенного, очень хотелось бы почитать о том, как Российская империя в лице ее руководителей (императоров), противодействовала всей этой работе по ее (империи то есть) развалу. Или авторы считают, что развал был делом решенным и писать о сопротивлении ему нет смысла? Или авторы не располагают информацией о таковых усилиях? Или они были недостаточны и писать о них неинтересно? Одним словом, может кто откликнется из историков-беллетристов, напишет что-то по этой теме.
  18. 0
    17 сентября 2017 11:11
    Цитата: moskowit
    Извольте, mon ami, любезный "Ураган70" составить список книг и материалов для необходимого прочтения. Сразу же начну изучение... И думаю, что моё скудоумие, благодаря Вашим наставлениям сразу выправится. recourse what

    Да я б представил... Сам нашел,сам скачивал... Но в данный момент не имею доступа к компу(по работе)... Из всей связи- смартфон!!! Но я просьбу исполню в ближайшее время, с уважением!
    1. +2
      17 сентября 2017 12:58
      Уж постарайтесь, голубчик, крайне буду обязан. А то, как то в серости и неграмотности прозябать уже не комильфо... Да и наставников и истину постигших "гуру" найти сложно... Будьте любезны направьте, пожалуйста, в истинное "лоно" Знаний. А то я за 65 лет ни как не сподобился прикоснуться к Источнику....
  19. 0
    17 сентября 2017 11:13
    Цитата: Ураган70
    Цитата: voyaka uh
    Не упомянуто, что Парвус "раскрутил", как сегодня говорят
    пролетарского писателя М.Горького.
    Был его продьюсером. Книги Горького перевел на европейские языки,
    сделал рекламу - и Горький круто разбогател. А вместе в ним и Парвусу перепали
    комиссионные.

    А вкратце: Парвус 1) изобрел "перманентную революцию" и 2) поклялся "похоронить
    империю Романовых" . И ...внес весомый вклад в это нехорошее предприятие sad .
    Когда же Романовы отреклись, потерял к России интерес - "дело сделано".

    Пролетарским писателем кто его назвал? Вам подобные? Горький был масоном, факт установлен, в свободном доступе имеется...

    А масоны тесно переплетены с сионистами
  20. 0
    17 сентября 2017 11:17
    Цитата: Pancir026
    Цитата: Ураган70
    Имеет значение какая запись в трудовой книжке? (На современном языке). Чел работал на развал РИ!!!

    Николай 2?Милюков?Гучков?Да, эти сработали качественно.

    Без Николая... Он реально мягок,нерешителен,легковерен поэтому и обманут... Вина его в том, что являясь Помазанником Божиим, он должен был стоять во главе народа, личным примером поднимать дух народа, жертвовать собой во имя Отечества, Православия и Народа... Что сделал он, вы знаете! Как поставили его в один ряд с другими- вам виднее...
    1. +2
      17 сентября 2017 15:27
      если ты мягок легковерен и не решителен-зачем он царем то стал?ну не тянешь работу -отдай тому кто тянет...тем более когда ты отвечаешь за огромную страну...
      1. 0
        17 сентября 2017 15:40
        А Коля, кстати, вначале обязался отдать трон вскорости, но, видимо, понравилось ему быть главным.
    2. +1
      19 сентября 2017 14:50
      Цитата: Ураган70
      . Вина его в том, что являясь Помазанником Божиим,

      Да ладно тут эту пургу мести...." помазаник",этот намазанный клоун в царском венце,сдал Империю как конюх лошадь на бойню,нашли о ком сожалеть..бездарный и бесполезный правитель в России ,наряду с горбачевым и ельциным.
  21. 0
    17 сентября 2017 13:36
    Конечно Ленин не писал обязательств: я клянусь богом быть верным кайзера,он в Бога не верил,а сотрудничать с Германской разведкой можно было и опосредованно через Парвуса или ещё кого-то. Всё таки Вальтер Николаи не с бодуна:"который доставлял ценные сведения моей службе о положении царской России"написал это.
    Ежу понятно,что у Германской разведки были выходы на русскую политэмиграцию, а самые заметные эмигранты: большевики( в советских учебниках истории так утверждалось) и Ленин. Чтоб быть доконца справедливым вспомним и других непримиримых эмигрантов: анархисты,эсеры,но опять таки Ленин ОДИН из Самых УМНЫХ и АВТОРИТЕТНЫХ политиков.
    1. 0
      17 сентября 2017 14:18
      Радэк на суде попытался рассказать про те славные дни его участия в этой эпопее... Естественно, его сразу заткнули :)
    2. +1
      19 сентября 2017 14:48
      Цитата: Монархист
      Конечно Ленин не писал обязательств: я клянусь богом быть верным кайзера,он в Бога не верил,а сотрудничать с Германской разведкой можно было и опосредованно через Парвуса или ещё кого-то. Всё таки Вальтер Николаи не с бодун

      Домыслы не подтвержденные ни одним серьезным историко. К чему вы укпорно цепляетесь за черные мифы?От того что вам жаль ничтожного Николашку,но яро ненавилдите Ленина,собравшего страну?Так вы на свой лад-монархорусофоб,не так ли?
      Цитата: Монархист
      Чтоб быть доконца справедливым вспомним и других непримиримых эмигрантов: анархисты,эсеры

      Вспомним и что?Окажется что роль этих сил в итоге оказалась ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ для страны.в отличии от большевиков.
      Пытаетесь осудить прошлое..напрасный труд.История состоялась так как состоялась.
      1. 0
        19 сентября 2017 16:24
        Цитата: Pancir026
        От того что вам жаль ничтожного Николашку,но яро ненавилдите Ленина,собравшего страну?Так вы на свой лад-монархорусофоб,не так ли?

        Интересно узнать - какое Вы, нерусский человек, имеете моральное право называть кого-то русофобом или оскорблять русского царя?
        1. 0
          19 сентября 2017 21:23
          а я русский человек.и давно пора уяснить что на руси бьют не по паспорту а по морде...а антисоветчик-это всегда русофоб...
          1. 0
            19 сентября 2017 21:48
            Логично думать, что русский человек придерживается взглядов, свойственных тысячелетнему Российскому государству. Собственно, это период, когда и сложился русский народ.Тот кто придерживается воззрений давшему дуба за 70 лет cоветскому гос-ву - человек советский, друг пролетариев всего мира, без традиций, религии и прочих буржуазных атавизмов.
            Цитата: давно в запасе.
            на руси бьют

            Русь вы в 17-м в канализацию спустили, так что причём здесь она.
            1. 0
              20 сентября 2017 08:45
              мы спустили? ну ну...вы хоть бы поинтересовались что было с русью до 17года...и кто ее довел до такого состояния..вперед -за знаниями...
              1. 0
                20 сентября 2017 09:23
                Цитата: давно в запасе.
                что было с русью до 17года.

                Вот про то и говорю - для вас, совдеповцев, всё, что было до 17 года в России - мрак и угар. Светлая жизнь началась только с пришествием полуеврея / полукалмыка Ульянова и грузина Джугашвили.
                А до этого русский человек похоже не жил, а мучался. Не знаю - ума что ли вы в нём не видите? Ну тогда и у Вас то он откуда, ежели Вы себя русским называете?
                Как человек, который не любит истории России (религии, традиций и т.д) до 17 года и не видит там светлых пятен может называться русским? По каким признакам Вы таковым являетесь?
                1. +1
                  20 сентября 2017 12:04
                  боже как же вы все одинаковы...вы то себя как русским записали?череп себе померили?вы историю России знать то не знаете от слова совсем..историю не надо любить-ее знать надо а не верещать лозунгами в эфир..пустобрех..
                  1. 0
                    20 сентября 2017 16:39
                    Цитата: давно в запасе.
                    вы то себя как русским записали?череп себе померили?вы историю России знать

                    И череп померял - это дело хорошее и знаю, что бабка моя дореволюционная говорила (не в эфир лозунгами, а келейно), что до революции в деревне плохо жили только лодыри. Она кстати крестьянкой была, как и все мои предки.
                    А у вас череп то как у Лейбы Давыдовича небось? Тоже русак знатный был и радетель за русский народ laughing
                    1. +1
                      20 сентября 2017 17:31
                      ага .одна бабка сказала..знаем слышали..я ж говорю- пустобрех.
                    2. 0
                      21 сентября 2017 11:32
                      Цитата: Fenrir48
                      А у вас череп то как у Лейбы Давыдовича небось? Тоже русак знатный был и радетель за русский народ

                      Ну вот вы и выдали себя..настоящий РУССКИЙ человек,замерами черепов.носов и уше,а равно разрезом глаз,не интересуется,ему важно-Человек ли перед ним или нацик самого подлого племени-антисоветчик-русофоб.
                      1. 0
                        21 сентября 2017 12:28
                        Цитата: Pancir026
                        .настоящий РУССКИЙ человек,замерами черепов.носов и уше,а равно разрезом глаз,не интересуется,ему важно

                        Вот я и хочу понять, откуда Вы будучи нерусским берёте наглость утверждать такие вещи? Я то свою русскость могу обосновать по всем пунктам. А вы кроме ссылок на полукалмыка-полуеврея Ленина можете что-то предоставить?
        2. 0
          21 сентября 2017 11:29
          Цитата: Fenrir48
          Fenrir48

          Вы это о себе?Впрочем почитав ваше эпистолярное творчество,в виде комментариев,понял,что вам до русского,так же далеко,как некоторым до Луны.
          Цитата: Fenrir48
          Русь вы в 17-м в канализацию спустили, так что причём здесь она.

          Это вы о своих.февралистах разной степени продажности? Ну так и называйте вещи своими именами,что те были продажны,что вы в такой же степени подоьбны им,претензии к себе обращайте.
          Анитсоветчик по определению,всегда русофоб.
  22. +1
    18 сентября 2017 18:19
    Сотрудничество Парвуса с кайзеровской разведкой - это на самом деле 2-й фон. Интереснее связи Парвуса и Троцкого с мировой закулисой. Вот откуда реальные деньги, а немцы- это так мелочевка. Эта тема еще ждет своих историков, но видимо не дождется. Глубокое изучение вопроса говорит о том что именно Троцкий с Парвусом - основные творцы революции, а Ленин им нужен был как "знамя", идеолог. И в самом деле - для любой революции нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги. И они были в руках Парвуса. Но, диалектика, - после революции Паврус стал для Троцкого и Ленина не только не нужным, но и опасным. Кстати в статье нет информации о том, как деньги, полученные от разграбления России, главари большевиков выводили из страны через Парвуса. А он их потом тупо кинул на бабки. В общем законы истории не отменить- после любой революции начинается кровавая грызня за власть и деньги. Остается только спасибо сказать тов. Сталину, за то что остановил всю эту гоп-компанию Троцкого и иже с ним.
    1. +1
      19 сентября 2017 12:38
      "Вот откуда реальные деньги"///

      Тут нет больших загадок. Парвус разбогател в Турции. Он был
      коммерчским посредником между турецкими и немецкими фирмами.
      Крутил промышленный импорт из Германии. Получал большие комиссионные.
      И вкладывал их "в революцию". У Троцкого больших денег никогда не водилось.
      И в Америке, вопреки всем слухам, он ничего не получил кроме гонораров
      за свои статьи. Но выгнать из Штатов его, как революционера и смутьяна, конечно,
      постарались.
    2. +2
      19 сентября 2017 14:45
      Цитата: Zloy
      Но, диалектика, - после революции Паврус стал для Троцкого и Ленина не только не нужным, но и опасным. Кстати в статье нет информации о том, как деньги, полученные от разграбления России, главари большевиков выводили из страны через Парвуса. А он их потом тупо кинул на бабки. В общем законы истории не отменить- после любой революции начинается кровавая грызня за власть и деньги. Остается только спасибо сказать тов. Сталину, за то что остановил всю эту гоп-компанию Троцкого и иже с ним.

      Найдите хотя бы одно упоминание у Сталина,в негативе к Ленину.вы повторяете мифы.запущенные самим Троцким,чтот он якобы есть единственный и реальный наследник Ленина,а это-ложь.
      И не стоит отрывать Сталина от Ленина,повторяя на новый лад яковлевский агитпроп.
      1. +1
        19 сентября 2017 17:47
        И тут, видимо, надо привести пример согласования с немцами действий Ленина.

        Телеграмма Ленина Шаумяну.

        "Иоффе из Берлина передаёт... Немцы согласны остановить турок от наступления на Баку, если мы гарантируем, что туда не войдут англичане."
        1. 0
          19 сентября 2017 18:38
          Да, да...
          Я ещё он заключил Брестский мир, чему сопротивлялся Троцкий! Это ещё более яркий пример!
          А если серьёзно, зачем смешивать одно с другим?
  23. 0
    20 сентября 2017 10:28
    Сам Парвус точь в точь похож на одного актёра ( играет героев второго плана )
    Пол Джаматти

    мог бы сыграть .....
  24. 0
    23 апреля 2022 00:42
    Довольно занимательная статья - с точки зрения тиражирования скандалов, интриг и... логических ошибок. Я не мог не пройти мимо фразы "Для Ленина как революционера-интернационалиста было вполне допустимо сотрудничать с Германской империей..." - её просто в золоте отлить и в музее мемов выставить. Революционер-интернационалист в сказочном мире автора сотрудничает с верхушками монархий. Монархий, Карл! Да это ж каким уровнем погружения в историческую науку по версии газеты "Жизнь" надо обладать, чтобы такое придумать? А про схему финансирования "Ленин-Ганецкий-Парвус-..." у Переверзева прочитали? Ну, тогда инфа 100%, к гадалке не ходи.