Прибалтийский парк «Патриот» вместо суверенной страны

Иногда я задумываюсь: как же мы раньше жили? Без всех этих средств коммуникации... Без компьютеров, без смартфонов и прочих гаджетов... Как же просто сегодня организовать международную пьян... конференцию. Сел на диван, поставил перед собой рюмку... чаю и вызвал знакомого из какого-нибудь Гондураса. Всё. А если добавить ещё и из других стран? Чем не форум?

Хотя, с другой стороны, есть и минусы. Вроде все вместе, а каждый пьет и закусывает своим. Нет душевности. И споров нет. О политике там. Или экономике. Вот раньше. Берешь пол-литра, и во двор. А там уже весь цвет микрорайона. Обсуждают внутриполитическую жизнь Зимбабве. Никто даже не знает, где эта самая Зимбабве находится, но какие споры... Красота! Даже вороты у рубашек трещат... Вот так всегда. Что-то находим, а что-то теряем.


Вот и в эти выходные я нашел. Дело было так. Собрались мы на симпозиум. Международный. У каждого "доклад". Ну, в зависимости от состояния здоровья и кошелька. Только первый вопрос "обсудили", появляется не приглашенный гость. Знакомый мой. Очень хороший. Когда-то, в советские времена, рядом жили. Потом он домой, в Литву, укатил. А оттуда уже в Германию. Ну, делать нечего. Пришлось подключать к важному международному саммиту.

А он мне про прошлую статью сразу вопрос. Ну, про дачные страдания деда Федота. "Я, — говорит, — сейчас тоже на даче". Какая дача в Германии? А он так: "Я в Литве. У меня теперь целая страна стала дачей. Тишина. Покой. Старички и старушки бродят. Никаких тебе заводов. Чистый воздух. Вот и приезжаю на выходные отдохнуть от немецкой суеты".

А у меня воспоминания нахлынули. У нас в прошлом дачи были рядом. Так уже в те времена у моего соседа жилка бизнесмена была. Вот что вы видите на заборах своих дач? Что-нибудь типа "Осторожно, злая собака"? В лучшем случае с продолжением: "А кот совсем придурок"? А у него ещё в прошлом веке было объявление о бизнес-проекте: "Сторож с ружьем, заряженным солью, поможет всем желающим улучшить уровень мастерства паркура!"

Сознаюсь, о желающих улучшить мастерство в паркуре не знаю, а вот то, что председатель товарищества ему несколько раз предлагал работу сторожа, знаю. Он, кстати, нас и от фитнеса отучил всех. Зашел как-то в спортзал. Посмотрел. "Ну да. Бицепсы качаете. Пресс. Молодцы! В вашем возрасте нормальные мужики уже нефть качают из собственных скважин..." Всё. Ни фитнеса, ни нефти.

А как он нам товарищество на самоокупаемость перевел. Сказка. Простите, но не могу удержаться. Расскажу.

Мы в советское время были на самой границе заповедника. Дальше только звери жили. Понятно, что дорогу нормальную сделали. Обустроились более или менее. А тут бац, перестройка. Заповедник "усох". И уже после нас для "новых русских" землю давать начали. А те давай дворцы строить. А главное, по нашей дороге ездят. Разбивают общественную дорогу своими "мерседесами".

А литовец наш предложил им "рога обломать". Шлагбаум поставить и деньги за проезд брать. С легковой машины сотня. Ну а с грузовика вообще пять сотен. Там альтернатива. Либо по нашей хорошей дороге 3 км ехать с оплатой. Либо по дороге местного значения 12 км. Сами понимаете... Ну и жизнь у нас тогда была! Кто-то "на шлагбауме" сел. Кто-то стал на новых дачах работать. Кто-то наоборот, стал у хозяев тех дач в фирмах... Все при деле. Всем хорошо... Кто на дачах какое-либо собственное дело имел — бросил. Деньги-то сами в руки прут.

Хорошо было ровно до того момента, пока мы не переизбрали председателя товарищества. Он наших пенсионеров убедил, что их грабят. Надо больше денег брать. Ну и увеличили плату в три раза. Потом ещё в два. А потом нас послали... Не на словах. Просто эти самые "новые русские" построили собственную дорогу. Чтобы нам не платить..."Зарвались" мы с тарифами на проезд. М-да...

Я это к чему все вспомнил-то: мы ведь достаточно долго беседовали потом с моим литовским другом. Многое он мне рассказал. Кое-что я ему. Так что, как при звонке по телефону от вашей жены. "Алло, говорить можешь?" — Могу". — "Тогда слушай!"

История в целом ничем не отличается от нашей дачной. Точно так же все и было. Только "новыми русскими" выступала уже новая Россия. Нам же надо было товары ввозить-вывозить на Запад. А "дорога" была построена. Мы точно так же согласились платить. Пока точно так же "новый председатель" не начал "зарываться"...

Есть у нас регион, который в силу изменения политической карты Европы стал анклавом. Кусок России, который сам по себе. Калининград. Вот к этой территории и нужна нам "дорога". Кроме всех этих экспортно-импортных "заморочек". Россия большая и разная. Но это Россия.

Ездили мы туда-сюда без особого труда через Литву. Первый "звонок" прозвучал в 2003 году. Именно тогда МИД Литвы ввел новые правила транзитного проезда россиян в Калининград. Помните, наверное, военнослужащим запретили ездить по удостоверениям личности, стали требовать паспорта. Кроме этого, всех обязали оформлять специальную транзитную визу. А с 2005 года прекратили пускать по общегражданским паспортам. Стало необходимо оформлять медицинскую страховку и заполнять таможенные декларации.

Нет, я конечно понимаю, что Вильнюс заботился о россиянах. Согласитесь, может и правда жизнь удалась, когда, выходя из дома, чтобы поужинать в кафе, берешь с собой на всякий случай загранпаспорт. Вдруг захочется поужинать где-нибудь на Мальдивах?.. Только напрягает это иногда.

Ну ладно, простых граждан. Мы привыкли к тому, что о простых не особо заботятся. Но литовцы на святое посягнули. На бизнес! Они же тарифы подняли. И угрожали, угрожали, угрожали... Прямо как мы в своем садовом товариществе.

А дальше? Дальше мы и сегодня можем слышать или читать ежедневные нападки на нас, агрессоров. А сколько учений всяких за последние годы на территории Прибалтики проведено? Да ещё и разместили четыре батальона натовских... На учениях, между прочим, НАТО отрабатывает блокаду анклава. В 2016 году литовские силовые службы отрепетировали задержание сбежавших пассажиров транзитного российского поезда. По сценарию учений, россияне, покинув вагоны, попытались поднять мятеж в Литовской Республике.

Забыли литовцы, точно так же, как когда-то мы, что просить можно сколько хочешь. И за всё. Только вот тому, у кого просишь, в определенный момент становится все равно сколько не давать, мало или много. Вот точно как России сегодня...

Построили мы свои порты. Совсем немного осталось до того момента, когда мы просто перестанем пользоваться "дорогой" через Литву. У кого с памятью плохо, напомню, что в 90-е годы наши, российские порты (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк) могли покрыть только четверть экспортных потребностей России. Мы платили до миллиарда долларов странам Балтии за транзит в год. Нормальный заработок...

Не знаю исторический ли это факт, но старики рассказывают, что когда-то мудрый Диоген пошел на базар за пропитанием. Вернулся, а бочки нет. Так вот, говорят, именно после этого случая он стал великим мудрецом. А ведь ничего не стоило чуть-чуть подумать. Тара, она и в древности была тарой. Нужная вещь. А транзит только тогда будет сохраняться, когда будет выгодным обеим сторонам.

Литовцы поступили точно так же. Когда мы за 5 лет построили порт в Усть-Луге (2007-12 гг.), когда мы за 6 лет построили Приморский нефтеналивной порт (2000-06 гг.), можно было начинать "мудреть"! А мы что увидели? В марте 2014 года премьер-министр Альгирдас Буткявичюс нас обвинил... в "намеренной блокаде грузопотока через торговый порт Клайпеды"!

Я как-то стал свидетелем такого разговора. "Вася, не ставь бутылку с бензином возле огня". — "Нет, ну ты и дикарь. Не будь таким суеверным..." Палатка потом у этих двоих сгорела. Это я к чему? Да к тому, что ещё в прошлом году глава "Транснефти" заявил о полном прекращении транзита через Прибалтику... Мы больше не будем "ставить свои бутылки с бензином" на территории Литвы. Не сгорит порт...

Как там, кошка скребет... Так вот, Прибалтика наскребла и ещё кое-что. Газпром с января 2017 года строит в Калининградской области терминал по приему сжиженного газа мощностью около 2 млрд. кубометров газа в год. Первая очередь скоро будет построена. Ещё в этом году. А что это означает? А это означает перевод транзитного газопровода Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград в разряд металлолома. Если, конечно, нам не сделают предложения, от которого мы не сможем отказаться...

И что там остается? Прибалтийский паровоз? А мы его за пару лет пустим по новому маршруту. Усть-Луга — Балтийск. Железнодорожный маршрут с элементами морского круиза! Современно и креативно. Прямо на поезде на морской паром и вперед. Красота!

Правда, пока это мечты. Там всего два стареньких парома, "Балтийск" и "Амбал". Они не могут перевести даже 15% грузов. В год оба судна могут принять на борт не более миллиона тонн. А нужно 7 миллионов! Значит, будем строить паромы. Ещё как минимум шесть штук. Премьер-министр Дмитрий Медведев уже дал такое указание в августе этого года.

Я тут мнение одного умного человека прочитал по этому вопросу. Не поленился, скопировал. Итак, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин:

«Для России предпочтительнее отгружать свои товары через собственные порты, а не через страны Прибалтики, которые являются членами НАТО и Евросоюза и ведут по отношению к нам достаточно враждебную политику. Нет смысла делиться с ними прибылью, поэтому проведена большая работа для формирования собственной перевалочной базы на Балтийском море. Тем более что есть риск введения дополнительных санкций. Потеря российского транзита будет для прибалтийских государств большим минусом. Но даже если они пойдут на какие-то уступки, для России уже нет смысла возвращаться в их порты, затратив большие средства и силы на строительство собственных терминалов на Балтике. Поезд ушёл навсегда».

Не хочу приписывать себе чужих мыслей. Это мысли литовца о Латвии. "Сегодня, наверное, по примеру России, мы строим парк "Патриот". Но учитывая отсутствие территории под такой проект, строим по всей стране. Ну а отсутствие собственной армии и собственной военной техники компенсируем натовской. И будет у меня теперь Родина не "дача", парк "Патриот НАТО"... Грустно, но это уже произошло".

Иногда у меня возникает странное чувство "зашоренности". Как у коня в "тройке". Глаза видят только вперед. А того, что вокруг, вроде и нет. Все знают о граблях, на которые постоянно наступают глупцы. А вот у меня появилась другая мысль. Если наступают на грабли глупцы, то как назвать тех, кто на эти грабли прыгает? А наши прибалтийские партнеры именно прыгают. Даже скачут!

Или это продолжение знаменитой украинской игры "Кто не скачет, тот москаль"? А может, мода какая новая появилась? Шишковатая голова?.. Я тут вспомнил старую детскую загадку. Наверное, многие знают. "Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз, и помним вас". Кто это? Сейчас многие сразу вспомнили оптимистическую отгадку. Это фотограф! А если подумать? Особенно для читателей нашего ресурса. Есть ведь и пессимистический вариант разгадки. М-да... Снайпер...

Прибалтика с потерей нашего транзита справится. Не исчезнут эти государства. Наш дачный поселок до сих пор стоит. Только разруха там сегодня полная. Половина домов просто брошена. А в оставшихся старики-пенсионеры век доживают. Они бы, если бы кто-то предложил, согласились тоже разместить у себя в товариществе какое-нибудь подразделение армии. Кушать-то хочется не только фрукты-овощи.

А для того, чтобы вы смогли понять, отчего и почему так происходит, предлагаю посмотреть один хороший мультфильм. История глазами прибалтийского режиссера Яниса Цимерманиса. Это подарок для читателей «ВО»! Из Прибалтики. От немецкого литовца. Интересные там мысли о государственности прибалтов. Если вдуматься...

Автор:
Александр Ставер
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

4 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти