Полигоны Флориды (часть 10)

13
Американский штат Флорида в силу своего географического расположения и климата является очень удобным местом для размещения военных баз, испытательных центров и полигонов. В первую очередь это касается аэродромов и полигонов авиации ВМС и Морской пехоты. Из 10 действующих на территории США аэродромов морской авиации четыре находятся во Флориде.

Именно во Флориде в январе 1914 года в западной части штата, неподалёку от городка Уоррингтон, была основана первая станция морской авиации Naval Station Air Pensacola. Здесь ВМС США проводили опыты с привязными аэростатами, дирижаблями и гидросамолётами. Параллельно с экспериментами по применению летательных аппаратов в интересах флота, в «Пентсаколе» обучались военно-морские авиаторы. Если в первой половине 1914 года самолётный парк авиабазы состоял из семи самолётов, то через 4 года количество самолётов достигло 54 единиц.



Вполне закономерно, что первая станция морской авиации стала местом подготовки технического и лётного персонала. До ноября 1918 года в «Пентсаколе» обучилось более 1000 пилотов и лётчиков-наблюдателей авиации ВМС. После окончания Первой мировой число курсантов многократно сократилось, но лётно-техническая школа продолжала работать. Это пришлось очень кстати, когда в 1941 году потребовалось резко увеличить количество морских авиаторов. База морской авиации во Флориде стала основной «кузницей кадров» авиации ВМС США в годы Второй мировой. Здесь проходили эксплуатационные испытания многие типы самолётов морской авиации, и отрабатывалась тактика боевых действий. В мирное время летно-техническая школа в «Пенсаколе» не прекратила свою деятельность, в ней обучались пилоты как палубных самолётов и вертолётов, так и базирующихся на береговых аэродромах. На сегодняшний день это крупнейший авиационный учебный центр ВМС США, Корпуса морской пехоты, Береговой охраны и морской авиации стран НАТО.

В середине 50-х в связи с увеличением длины разбега и пробега реактивных самолётов, на авиабазе были построены три новых асфальто-бетонных полосы длиной 2175-2439 м. Этот аэродром, известный как Forrest Sherman Field, назван в честь Форреста Шермана – американского адмирала, отличившегося во время Второй мировой войны и занимавшего в послевоенное время ряд руководящих должностей.

Полигоны Флориды (часть 10)

TF-9J Cougar


В данный момент на авиабазе размещаются 4-я, 10-я и 86-я учебные эскадрильи морской авиации. В прошлом на вооружении этих эскадрилий имелись учебно-тренировочные самолёты: T-1A Sea Star, TF-9J Cougar, Т-2 Buckeye, T-34С Turbo Mentor, TA-4J Skyhawk II, T-39D SabreLiner, T-47A Citation, TS-2A Tracker, EC-121K Warning Star.


Т-45C Goshawk


В настоящее время подготовка курсантов осуществляется на УТС Т-45C Goshawk и Т-6 Техаn II. Т-45C Goshawk – это доработанный под требования ВМС США и приспособленный для палубного базирования британский реактивный учебно-боевой самолёт BAE Hawk.

Кроме флотских авиаэскадрилий в «Пентсаколе» размещаются самолёты 479-й тренировочной группы из состава 12-го авиакрыла летной подготовки. Курсанты 479-й группы поднимаются в воздух на турбовинтовых Т-6 Техаn II и T-1А Jayhawk.


Т-6 Техаn II


Самолёт первоначальной лётной подготовки Т-6 Техаn II создан компанией Beechcraft на базе швейцарского Pilatus PC-9. В настоящее время эта машина также активно предлагается иностранным заказчикам в варианте лёгкого штурмовика. T-1А Jayhawk – представляет собой адаптированный для обучения курсантов турбореактивный бизнесджет Hawker 400A.


T-1A Jayhawk


На борту T-1A Jayhawk оборудованы рабочие места для двух инструкторов и двух курсантов. Эта машина предназначена для тренировки пилотов и штурманов самолётов-заправщиков, противолодочных, разведывательных и специальных машин. По сравнению с коммерческим вариантом Hawker 400A, на T-1A Jayhawk повышена устойчивость при столкновении с птицами, а в салоне установлен дополнительный топливный бак.

Помимо американцев в лётной школе в прошлом обучались пилоты, штурманы и технический персонал стран-союзников США. В настоящее время здесь проходят подготовку пилоты из ФРГ, Италии и Сингапура.


Самолёты авиагруппы Blue Angels на авиабазе «Пентсакола»


Авиабаза «Пентсакола» является домом пилотажной группы ВМС СЩА Blue Angels. «Голубые Ангелы» в настоящее время летают на специально модифицированных истребителях F / A-18С / D Hornet.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты пилотажной группы Blue Angels на авиабазе «Пентсакола»


Согласно американским данным сейчас в составе группы имеется семь «Шершней», находящихся в лётном состоянии. Во время турне истребители сопровождает самолёт технической поддержки C-130T Hercules.



Во время показательных выступлений этот самолёт иногда совершает укороченный взлёт с использованием твердотопливных ускорителей. Военно-транспортный «Геркулес», имеющий собственное имя "Fat Albert" – «Толстый Альберт», стал своего рода визитной карточкой «Голубых Ангелов».

В восточной части авиабазы находится Национальный музей морской авиации, перед его входом на постаменте установлен прототип тяжелого палубного перехватчика YF-1А Tomcat.



Это крупнейший выставочный центр такого профиля в мире. В музее имеется огромная коллекция летательных аппаратов, отображающая историю развития морской авиации с момента появления первых гидросамолётов до наших дней. Около 150 самолётов и вертолётов собрано внутри закрытых помещений и представлено на открытом воздухе.



Посещение музея бесплатно, но так как он находится на территории военной базы, все экскурсанты старше 16 лет должны подать предварительную заявку. Подробней с режимом работы музея, его экспозицией и планом проходящих в нём мероприятий можно ознакомиться здесь: Национальный музей морской авиации.



После посещения сайта музея становится ясно, что такое воспитание патриотизма не на словах, и как надо сохранять материальные свидетельства истории своей страны. Две трети расходов на содержание Национального музея морской авиации финансируется государством, остальное покрывается спонсорами и доходами от продажи сувениров.



В северо-восточной части штата, в 15 км южнее деловой части города Джексонвилль, расположена авиабаза ВМС США Naval Air Station Jacksonville. Первоначально на этом месте в годы Первой мировой находился флотский мобилизационно-тренировочный лагерь. 15 октября 1940 года в Джексонвилль основали военный аэродром, являвшийся местом повышенной профессиональной подготовки лётного состава морской авиации.


Швартовка гидросамолёта JRM-2 Mars в «Джексонвилль»


До августа 1945 года через тренировочный центр прошли более 10000 пилотов, штурманов и стрелков-радистов. В этой части Флориды готовили экипажи «летающих лодок», палубных и самолётов, базирующихся на берегу. В 50-е годы аэродром расширили, и его очертания приняли нынешний вид. На авиабазе имеется две асфальтовых взлётно-посадочных полосы протяженностью 2439 и 1823 м.


Вид авиабазы «Джексонвилль» с высоты птичьего полёта


В 1957 году на авиабазе была развёрнута 679-я радиолокационная эскадрилья раннего предупреждения и управления воздушным движением, где эксплуатировались радиолокаторы кругового обзора AN / FPS-3 и AN / FPS-8, а также радиовысотомеры AN / MPS-14. В 1962 году после начала строительства системы автоматизированного наведения перехватчиков SAGE на восточном побережье Флориды дополнительно развернули РЛС AN / FPS-66 и два высотомера AN / FPS-6. В 70-х в окрестностях авиабазы построили стационарную радиолокационную станцию, которую в 90-е модернизировали до уровня ARSR-4.


Спутниковый снимок Google Earth: РЛС ARSR-4 в окрестностях «Джексонвилль»


В настоящее время устаревшие радиолокаторы на побережье Флориды заменены стационарными РЛС ARSR-4 с пластиковым радиопрозрачным куполом. Станции, функционирующие в автоматическом режиме, связанны со службой управления воздушным движением и командными центрами NORAD высокоскоростными линиями передачи данных.



Юго-западное направление контролируют несколько радиолокационных аэростатов системы LASS, призванных зафиксировать незаконное пересечение границы плавсредствами и летательными аппаратами на малых высотах. На аэростатах Lockheed Martin 420K установлены РЛС AN / TPS-63 с дальностью обнаружения до 300 км и оптоэлектронные системы слежения за водной поверхностью.

В «Джексонвилль» в течение долгого периода времени базировалась 142-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья Корпуса морской пехоты, пилоты которой до конца 80-х летали на различных модификация штурмовиков A-4 Skyhawk.


«Скайхоки» на авиабазе «Джексонвилль» в 1970 году


В 1987 году 142-я эскадрилья начала переход на «вертикалки» AV-8B Harrier II. Однако служба «Харриеров» в этом подразделении оказалась недолгой, уже в конце 1990 года на авиабазу прибыли первые F / A-18 Hornet.

По мере освоения «Хорнетов» их начали привлекать для несвойственных им задач. Как известно, протяженное побережье Флориды с труднодоступными мангровыми зарослями является одним из основных мест незаконного проникновения кокаина в США. Поэтому американская Таможенная служба и Береговая охрана инициировали совместно с ВМС постоянно действующую программу Double Eagle, целью которой является пресечение контрабанды наркотиков.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёт ДРЛО Е-2 Hawkeye и УТС Т-45C Goshawk на авиабазе «Джексонвилль»

В рамках данной программы для обнаружения легкомоторных самолётов контрабандистов, летящих над поверхностью воды, задействовались палубные самолёты ДРЛО Е-2 Hawkeye. В свою очередь они наводили на обнаруженные цели «Хорнеты» 142-й эскадрильи. После того как несколько самолётов-нарушителей, чьи пилоты отказались следовать сигналам перехватчиков, были сбиты, а полтора десятка «Цессн» с грузом наркотиков удалось задержать, число нарушений американской воздушной границы в этом районе сократилось в разы. В конце 90-х «Хорнеты» были перебазированы на находящуюся неподалёку авиабазу «Цесил Фильд», но они по-прежнему частые гости в «Джексонвилль». Как минимум, одно дежурное звено F/А-18 находится на авиабазе в готовности к взлёту.

В годы «холодной войны» авиабаза «Джексонвилль» являлась основным противолодочным центром на юго-востоке США. В акватории Мексиканского залива проходили испытания новые противолодочные средства и аппаратура обнаружения. К процессу испытаний привлекались самолёты и вертолеты берегового базирования.



В первой половине 90-х здесь размещалось несколько патрульных, противолодочных и спасательных эскадрилий, летавших на самолётах Р-3С Orion, S-3 Viking, C-130T Hercules и вертолётах SH-60F / HH-60H.

Авиабаза «Джексонвилль» является местом приписки самолётов EP-3E ARIES II и EP-3J. Это достаточно редкие машины переделаны из патрульных «Орионов». EP-3E, модифицированный из Р-3С, предназначен для ведения радиоэлектронной разведки. В ряде случаев эти машины выполняли достаточно рискованные миссии. Так, в апреле 2001 года EP-3E, принадлежащий ВМС США, в китайских территориальных водах столкнулся с перехватчиком J-8II, после чего под угрозой применения оружия американский самолёт-разведчик был посажен на острове Хайнань.


EP-3E


Для того чтобы вернуть экипаж самолёта-разведчика и избежать дальнейшей эскалации конфликта, США были вынуждены принести извинения и выплатить вдове погибшего китайского лётчика крупную денежную компенсацию. Секретное бортовое оборудование EP-3E было досконально изучено китайскими специалистами, а сам самолёт через несколько месяцев в разобранном виде вернулся в США на борту российского Ан-124.


EP-3J


Два EP-3J, переделанные из Р-3В, используются на учениях ВМС США для имитации вражеских самолётов радиоэлектронной борьбы. Они заменили используемые ранее: NC-121K, EC-24A, ERA-3B, EA-4F, EA-6A.

Сокращение противолодочных сил произошло в 2008 году после вывода из эксплуатации самолётов S-3. Территория авиабазы стала местом промежуточного хранения выведенной из эксплуатации авиатехники до отправки её на «кладбище костей» «Дэвис Монтан». Наряду с противолодочными «Викингами» в «Джексонвилль» на хранении находились самолёты РЭБ EA-6 Prowler и палубные истребители F/A-18 Hornet ранних модификаций.


Спутниковый снимок Google Earth: авиатехника, находящаяся на хранении на авиабазе «Джексонвилль»

В данный момент авиабаза является домом крупнейшей в ВМС США 30-й патрульной эскадрильи. Эта авиационная часть является головной в освоении новой техники. Именно сюда в 2012 году для войсковых испытаний и тестирования вооружения прибыли первые патрульно-противолодочные самолёты нового поколения P-8А Poseidon.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Р-3С и Р-8А на стоянке авиабазы «Джексонвилль»


В настоящее время «Посейдоны», поступающие в 30-ю эскадрилью, вытеснили большую часть заслуженных турбовинтовых «Орионов». По мере вывода из эксплуатации Р-3С, машины с большим остаточным ресурсом после ремонта и частичного переоборудования передаются союзникам.

Одновременно с освоением новой техники на базе 30-й эскадрильи ведётся подготовка иностранных экипажей противолодочных самолётов. В «Джексонвилль» проходят стажировку специалисты из Великобритании, Австралии, Норвегии и Индии. Также принято решение, что авиабаза должна стать местом постоянного базирования и подготовки специалистов тяжелых БПЛА MQ-4C Triton. Для этого в «Джексонвилль» сформирована 19-я патрульная беспилотная эскадрилья. Ожидается, что ввод в эксплуатацию морской модификации беспилотника «Глобал Хок» существенно расширит зоны патрулирования и позволит снизить расходы на содержание патрульно-противолодочных самолётов.

Помимо рутинного патрулирования океанских просторов, испытаний новых противолодочных систем и подготовки лётных экипажей, авиабаза «Джексонвилль» является местом проведения масштабных авиационных учений сил ПВО и пилотов-истребителей ВМС.


Спутниковый снимок Google Earth: необычно окрашенные F / A-18 на стоянке авиабазы «Джексонвилль»

Во время учений для имитации самолётов-агрессоров используются специально подготовленные палубные истребители «Хорнет», несущие нетипичную для ВМС США окраску.

Также для ведения учебных воздушных боёв и обозначения штурмовой авиации противника и носителей аппаратуры РЭБ применяются самолёты частной авиационной компании Airborne Tactical Advantage Company (AТАС). В парке АTАС имеются: Hunter MK.58, F-21A Kfir, L-39 Albatros и Saab 35 Draken.


Спутниковый снимок Google Earth: Hunter MK.58 и F-21A Kfir на стоянке авиабазы «Джексонвилль»


Основной целью использования на учениях самолётов иностранного производства является отработка ближнего воздушного боя с нетипичным воздушным противником. Пилоты, работающие в компании АТАC - это бывшие военные летчики высокой квалификации, досконально знакомые с характеристиками и возможностями строевых американских истребителей. Несмотря на то, что «Кфиры» и «Дракены» не могут считаться современными машинами, им удаётся побеждать более чем в половине тренировочных воздушных схваток. Подробней про американские частные военные авиационные компании, оказывающие услуги в области боевой подготовки, можно почитать здесь:Американские частные авиационные военные компании.

Продолжение следует...

По материалам:
http://www.navalaviationmuseum.org/
http://www.navymwrpensacola.com/
https://www.globalsecurity.org/military/facility/apafr.htm
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    20 сентября 2017 16:02
    Секретное бортовое оборудование EP-3E было досконально изучено китайскими специалистами, а сам самолёт через несколько месяцев в разобранном виде вернулся в США на борту российского Ан-124.

    Если не русские, то китайцы отплатили американцам то же монетой. Я имею ввиду МиГ-25, который угнал в Японию предатель Беленко. Цена его предательства: "Конечно же, американцы досконально изучили устройство истребителя, в результате чего на всех наших военных самолетах пришлось менять электронную систему опознавания "свой-чужой", что обошлось стране в 2 миллиарда полновесных советских рублей." Вот интересно, в какую сумму американцам обошлась посадка ЕР-3Е на Хайнане?
    По статье. Спасибо, интересно и познавательно.
    1. +6
      21 сентября 2017 00:26
      Цитата: амурец
      Если не русские, то китайцы отплатили американцам то же монетой.

      Доброе утро, Николай! Китайцы не боятся действовать по принципу "око-за око". Во многом это был ответ, за разбомбленное посольство в Белграде. К тому же китайское руководство не хранит наворованные миллиарды на Западе, не имеет недвижимости и в США не живут на ПМЖ их дети.
    2. +3
      21 сентября 2017 05:31
      Цитата: амурец
      Вот интересно, в какую сумму американцам обошлась посадка ЕР-3Е на Хайнане?

      По экспертным оценкам более $ 2 млрд. Самым неприятным моментом для американцев оказалось, то что китайцы получили доступ к новейшей криптографической аппаратуре.
      1. +3
        21 сентября 2017 05:51
        Цитата: Bongo
        Самым неприятным моментом для американцев оказалось, то что китайцы получили доступ к новейшей криптографической аппаратуре.

        Оля-ля! Вот это подарок! Известный полярный штурман и фронтовик В.Аккуратов писал, что на бомбардировщике В-17 в каждый секретный блок был вмонтирован заряд взрывчатки и кнопка красного цвета для уничтожения секретных блоков, а здесь американцы, явно расслабились.
        1. +3
          21 сентября 2017 13:22
          Цитата: амурец
          Оля-ля! Вот это подарок! Известный полярный штурман и фронтовик В.Аккуратов писал, что на бомбардировщике В-17 в каждый секретный блок был вмонтирован заряд взрывчатки и кнопка красного цвета для уничтожения секретных блоков, а здесь американцы, явно расслабились.

          Ну они явно не рас читывали, что самолёт попадёт в "не те руки". Справедливости ради стоит сказать, что экипаж предпринял действия для уничтожения секретной документации и аппаратуры. Но на самолёте было слишком много "интересного" и всё уничтожить не успели. Ведь интерес представляют не только "ключи", но и аппаратная часть. А вот она то как раз и досталась китайцам практически невредимой.
          1. +1
            21 сентября 2017 15:30
            Цитата: Bongo
            Справедливости ради стоит сказать, что экипаж предпринял действия для уничтожения секретной документации и аппаратуры.

            Сергей. Привет. Частенько экипаж просто физически не может уничтожить то , что должны предусмотреть конструкторы. С нашими самолётами такое тоже бывало: на пример 6 апреля 1966 года Як-28, из-за отказа двигателей упал в озеро в английской зоне Берлина. Тогда англичане тоже поживились кое-чем интересным из нашей авиации.
  2. +5
    20 сентября 2017 17:01
    Как всегда - на высоте!
  3. +4
    21 сентября 2017 13:39
    Спасибо!
    Очень интересные дополнения к статье по музею и частным американским авиационным военным компаниям!!!
    1. +4
      21 сентября 2017 13:43
      Цитата: NIKNN
      Спасибо!
      Очень интересные дополнения к статье по музею и частным американским авиационным военным компаниям!!!

      Рад, что понравилось! hi Сегодня должна выйти завершающая часть, этой затянувшейся истории.
      1. +4
        21 сентября 2017 14:48
        Цитата: Bongo
        Рад, что понравилось! Сегодня должна выйти завершающая часть, этой затянувшейся истории.

        С нетерпением ждем... hi
  4. +2
    21 сентября 2017 19:45
    Сергей! Читаю с упоением...
    Как будто вернулся на 30 лет назад в зарубежное Военное Обозрение и хорошая статья на 10-12 страниц -)..
    С продолжением...

    Предвкушение...
    Спасибо!
    1. +3
      22 сентября 2017 05:39
      Цитата: ЗВО
      Сергей! Читаю с упоением...
      Как будто вернулся на 30 лет назад в зарубежное Военное Обозрение и хорошая статья на 10-12 страниц -)..

      Такие статьи для достаточно узкого круга читателей. Большей части молодого поколения это не интересно.
  5. +1
    29 сентября 2017 15:58
    Эх, побывать бы там....

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»