Россия отдаёт больше, чем берёт. Суть русской колонизации

42
Начало Крымской войны европейских держав против России, как ни удивительно, было воспринято британской общественностью довольно прохладно. Многие английские политические и общественные деятели и просто активные граждане спешили выразить свое возмущение военными приготовлениями и считали, что Британская империя не должна вмешиваться в военный конфликт Османской Турции и России.

Сэр Родерик Импи Мурчинсон (1792-1871) к моменту начала Крымской войны был уже немолодым, умудренным опытом шестидесятилетним человеком. Почти за полвека до того, как Великобритания решила принять участие в войне против России, Родерик Импи Мурчинсон поступил на военную службу и восемь лет своей жизни отдал британской армии, успев поучаствовать в войне против Наполеона. Демобилизовался он только в 1815 году, а «на гражданке» занялся геологией и вскоре получил известность в качестве одного из наиболее профессиональных геологов своего времени. Три раза Мурчинсон посещал Россию, причем приезжал он в геологические экспедиции, побывав в самой настоящей русской глубинке. Видимо из этих поездок Мурчинсон и сохранил очень лояльное и уважительное отношение к российскому государству. Когда стало ясно, что Британия вот-вот нападет на Россию вместе с Францией и Османской империей, Мурчинсон пришел в лондонский Гайд-парк, где собрался многотысячный митинг. Активные британцы протестовали против начала войны. Сказал свое веское слово и пожилой геолог, не понаслышке знакомый с Россией.



«Даже если Россия расширяет свои владения за счёт сопредельных колоний, в отличие от остальных колониальных держав она отдаёт этим своим ново-приобретениям больше, чем берёт от них», — начал свою речь именно с этих слов знаменитый ученый и путешественник. Родерик Мурчинсон имел все основания давать свои оценки российской политике и российской экспансии. Ведь он лично бывал в разных регионах Российской империи и видел, насколько развились они после вхождения в состав российского государства. Российская империя действительно колонизировала земли по-своему, и эта политика колонизации имела мало общего с тем, как вели себя португальцы и испанцы, датчане и голландцы, французы и англичане в Африке, Азии и Америке.

Для европейских держав заокеанские территории рассматривались лишь как источник ценных сырьевых ресурсов, будь то золото, лес, пряности или, до определенного времени, живые люди. В лучшем случае колониальные владения ценили за удобство географического положения, дававшего военно-политические и экономические преимущества. С российской колонизацией все обстояло совершенно иначе. Россия, покоряя территории Сибири и Дальнего Востока, Прибалтики и Крыма, Кавказа и Средней Азии, стремилась интегрировать эти земли в орбиту не только российской экономики, но и российской цивилизации. Конечно, и здесь колонизация также сопровождалась войнами, насилием, человеческими жертвами. Но все же отличия ее от колонизации европейского типа очень существенны. И это прекрасно понимали сами передовые европейцы, тот же Мурчинсон.



Говоря об особом характере российской колонизации, Мурчинсон, в частности, обратил внимание на сохранение побежденными и включенными в состав российского государства народами своей духовной и социальной культуры. Здесь, конечно, можно возразить, что народы Сибири и Дальнего Востока, а также некоторые народы Поволжья подверглись насильственной или полунасильственной христианизации, были русифицированы. Однако нельзя не согласиться с тем, что и Средняя Азия, и Закавказье, и Прибалтика во время вхождения в состав российского государства сохраняли свое культурное своеобразие. Даже при жесткой национальной политике русских царей народам этих регионов жилось несравнимо лучше, чем народам Индии под властью британских колонизаторов, индонезийцам — под властью Нидерландов, а алжирским и тунисским арабам — под властью Франции.

В отличие от европейцев, жизнь которых улучшалась пропорционально росту числа колоний и возможностям их ограбления, основная часть населения Российской империи вряд ли выиграла в экономическом или социальном плане от вхождения в ее состав Закавказья, Средней Азии, Прибалтики. Но зато в перечисленных регионах началось строительство объектов индустриальной инфраструктуры, транспортных коммуникаций, происходило проникновение русской образовательной и научной традиции. Начнем с того, что письменность большинства малых народов России была или еще в дореволюционное, или уже в советское время разработана непосредственно российскими учеными, во многих случаях — при прямой поддержке государственной власти (особенно это касается советского периода отечественной истории, во время которого создание письменности, развитие языков малых народов имело очень большое значение для советской национальной политики). Целые регионы, сотрясавшиеся на протяжении столетий междоусобными войнами и бывшие объектами нападений соседних, более крупных или агрессивных государств и даже племенных образований, после вхождения в состав российского государства «умиротворились» и превратились в стабильно развивающиеся территории.

Россия отдаёт больше, чем берёт. Суть русской колонизации


На специфический характер русской колонизации обращали внимание многие отечественные и зарубежные историки и социологи. Василий Осипович Ключевский считал, что история России это «история страны, которая колонизируется». По мере укрепления и роста российского государства происходило и расширение того пространства, которое выступало в качестве объекта российской колонизации. Россия расширялась на запад, восток, юг и север. Ученик Ключевского Матвей Любавский, известный историк, шесть лет, с 1911 по 1917 гг. возглавлявший Московский университет, написал очень интересную работу — «Обзор истории русской колонизации». Надо обратить внимание на различия внешней и внутренней колонизации. Сначала происходила колонизация внешняя, формирующая государственные границы в тех пределах, которые мы сегодня видим, а затем уже наступал черед внутренней колонизации.

Сам понятие «внутренняя колонизация» имеет несколько трактовок. В XIX-ХХ вв. и российские, и зарубежные историки, политики, философы неоднократно использовали это понятие для обозначения разных процессов. В частности, под «внутренней колонизацией» понималось повторное освоение какой-либо территории нацией или государством, осуществляющими экспансию. С другой стороны, под «внутренней колонизацией» понималось отношение к собственной территории и ее ресурсам как к колонии. В какой-то степени оно было присуще \многим государствам. Например, Британия осуществляла фактически колониальную политику в отношении ирландского, шотландского, валлийского населения. Конечно, эта политика была гораздо мягче, чем в Африке или Азии, ирландцы, шотландцы или валлийцы могли служить в британской армии, делать карьеру на государственной службе. Скорее их положение можно было сравнить с положением ряда народов Российской империи, тех же поляков к примеру.

Россия занималась «внутренней колонизацией» собственных обширных пространств, что отражалось и в отношении к человеческим ресурсам. Людей не жалели ни царское, ни временное, ни большевистское правительства. «Бабы еще нарожают» — в этом хрестоматийном утверждении коренится вся суть политики властей в отношении собственного населения на протяжении столетий. Чем эта позиция отлична от колонизаторской политики европейских держав по отношению к народам «мирового Юга» — Африки, Азии, Латинской Америки, Австралии и Океании?



Тем не менее, в целом российская колонизация периферийных земель была значительно мягче европейской. Народы периферийных территорий стремились поскорее интегрировать, включить в орбиту русского цивилизационного влияния, причем часто в ущерб собственно русскому населению. В порядке вещей было премировать татарского мурзу или грузинского князя деревней с русскими крепостными крестьянами. Знать присоединенных территорий, будь то туркменские или азербайджанские ханы, грузинские и армянские аристократы, черкесские князья, польская шляхта, автоматически получали права русского дворянства, возможность служить в российской армии на офицерских должностях. Сложно представить себе в XIX веке ангольца или гвинейца, командующего португальским пехотным полком, или алжирского араба в звании генерала, командующего французской дивизией. В этом и заключалось великое отличие России от европейских колониальных держав — Россия была готова принять все народы, проживавшие на бескрайнем евразийском пространстве, и открывала перед их представителями очень богатые возможности. Интеграционный потенциал еще больше увеличился в советское время. Происходило смешение народов, проживавшие на самой периферии государства этнические группы усваивали русский язык, воспринимали достижения русской культуры. Выходцы из периферийных регионов достигали самых вершин государственной власти.

Националистические и сепаратистские настроения, которые уже не одно столетие западные ненавистники России пытаются разжигать в ее национальных регионах, среди национальных меньшинств и малых народов, потому и сталкиваются с активным противодействием самих представителей этих национальностей, что очевидна их глубокая чуждость самому характеру русского государства и его национальной политики. Ведь многие народы России именно посредством вхождения в состав великого государства смогли не только реализовать себя и получить всемирную известность, но и сохранили свою национальную и культурную идентичность. Разве был бы у Иосифа Джугашвили шанс возглавить крупнейшее и сильнейшее государство мира, родись и вырасти он в независимой Грузии? И это утверждение справедливо по отношению к тысячам, десяткам тысяч политических и государственных деятелей, военачальников, ученых, деятелей культуры и искусства, которые родились в национальных регионах Российской империи или Советского Союза, но благодаря тому, что их родные земли входили в состав великой державы, добились влияния и известности далеко за пределами проживания собственных народов и этносов.

Россия внесла огромный вклад в освоение и «облагораживание» территорий, которые включались в ее состав на протяжении столетий существования сильного русского государства. Школы, больницы, дороги, фабрики и заводы, высшие учебные заведения открывались на самой периферии Российской империи и Советского Союза. Ни одна колониальная держава никогда не уделяла такого внимания развитию своих колониальных территорий. Взять хотя бы историю Туркестана. Уже к началу ХХ века здесь действовали гимназии в Ташкенте и Самарканде, реальное училище и учительская семинария в Ташкенте, другие средние учебные заведения. Поскольку росло количество образованных людей, встал вопрос и об открытии в Ташкенте высшего учебного заведения — университета. Однако реализовать этот проект удалось уже после революции. 9 марта 1918 года Совет Народных Комиссаров Туркестанского края постановил открыть в Ташкенте Народный университет, для учреждения которого были выделены помещения бывшего Ташкентского военного училища и дворец великого князя Николая Константиновича Романова.



В советское время развитию среднего и высшего образования в национальных регионах СССР уделялось огромное внимание. Были созданы специальные квоты для представителей республик, их активно набирали практически во все вузы не только в самих республиках, но и в столице и крупнейших городах Советского Союза. В результате довольно быстро удалось сформировать европейски образованную гуманитарную и техническую интеллигенцию коренных народов даже в тех регионах, где она практически отсутствовала до Октябрьской Революции — в Казахстане, республиках Средней Азии, национальных регионах Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа. Разве можно представить себе аналогичную политику у европейских колонизаторов? Да, британцы и французы готовили кадры туземцев для административной или полицейской службы в колониях, но не более того. Лишь отдельные представители туземной знати имели возможность получения образования в Европе, да и то сталкиваясь с многочисленными трудностями и дорогой оплатой за обучение и проживание. В США до середины ХХ века афроамериканцы не имели возможности получения качественного образования.

Огромный импульс в советское время был дан и развитию науки в национальных регионах, тем более, если учитывать, что до 1930-х — 1950-х гг. наука как таковая во многих из них просто отсутствовала. Даже такие направления как сбор фольклора, его изучение и систематизация, разработка национальной письменности, не говоря уже об археологии и истории, получили свое максимальное развитие именно в советский период отечественной истории. При этом, во всех школах Советского Союза изучались произведения наиболее известных и талантливых писателей и поэтов из национальных регионов, приезжали с выступлениями национальные ансамбли, устраивались выставки и дни национальной культуры. Все это — наглядный пример неправоты тенденциозных политиков и историков, ставящих знак равенства между европейской колонизацией Африки, Азии, Америки и Австралии, и российской колонизацией евразийских пространств.

164 года назад английский геолог Родерик Мурчинсон прекрасно понимал, чем отличается российская колонизация от европейской. Так что же мешает понимать эти отличия западным и некоторым отечественным историкам кроме политической ангажированности и ненависти к России?
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    19 сентября 2017 04:40
    Хорошая статья
    Националистические и сепаратистские настроения, которые уже не одно столетие западные ненавистники России пытаются разжигать в ее национальных регионах, среди национальных меньшинств и малых народов, потому и сталкиваются с активным противодействием самих представителей этих национальностей, что очевидна их глубокая чуждость самому характеру русского государства и его национальной политики.


    Именно так. Что ещё. Сколько живу - ни разу не попадался западный ненавистник, который пытался разжигать у меня националистические и сепаратистские настроения. Был один случай, но это отдельная история, очень смешная. А вот восточные (точнее - русские) ненавистники собственной страны, которые эти самые настроения разжигают, попадаются мне регулярно... Понимаю, что делают они это по скудоумию. Но неприятно...
    1. +3
      19 сентября 2017 05:40
      Россия отдает больше, чем берет.
      но не своему народу...
      Цитата: тасха
      Сколько живу - ни разу не попадался западный ненавистник, который пытался разжигать у меня националистические и сепаратистские настроения
      тут либо мало живёте,либо плохо видите...в Казань съездите,поговорите с народом-много нового узнаете.
      1. +1
        19 сентября 2017 05:58
        тут либо мало живёте,либо плохо видите

        Что бы про Вас такого написать-то? Гадкое? А?

        Ещё раз - мне не попадался западный ненавистник России. Специально искать таких и ехать для этого в.. Казань у меня нет желания. Вопросы есть?
      2. +4
        19 сентября 2017 08:56
        Цитата: Дедкастарый
        но не своему народу...

        laughing В 90-м ваши друзья принимая закон о независимости России ( lol независимость от самой себя), тоже кричали ...хватит всех кормить, даёшь хлеба русскому народу!! Дали????
    2. +1
      19 сентября 2017 08:04
      приведите примеры где
      восточные (точнее - русские) ненавистники собственной страны, которые эти самые настроения разжигают

      и в итоге разожгли
      1. 0
        19 сентября 2017 08:39
        Простите, это к чему вопрос? Вы хотели какое-то своё мнение написать?
        1. +3
          20 сентября 2017 05:18
          этот вопрос к тому, как вы пишите, что русские разжигают национальную рознь, хотел узнать где русские разожгли национальный конфликт? Азербайджан, Карабах, Чечня, Таджикистан, Киргизия?
          1. +1
            20 сентября 2017 05:20
            Странно. Вы могли ошибиться и прочитать предложение не до конца. Повторю ещё раз: "А вот восточные (точнее - русские) ненавистники собственной страны, которые эти самые настроения разжигают, попадаются мне регулярно... ".
      2. +3
        19 сентября 2017 08:57
        Цитата: Военный Строитель
        приведите примеры где
        восточные (точнее - русские) ненавистники собственной страны, которые эти самые настроения разжигают

        и в итоге разожгли

        laughing Да не надо далеко ходить!!!
        Вот вам пример
        Цитата: Дедкастарый
        но не своему народу..
  2. +3
    19 сентября 2017 07:34
    Возможно поэтому у них Британское содружество под властью королев пик нас сборище феодальных территорий тянущих с России деньги или поливающих грязью.
    1. +4
      19 сентября 2017 09:00
      Цитата: Ken71
      Возможно поэтому у них Британское содружество под властью королев

      Может, друг мой, у них потому содружество что, страну свою помоями не поливали, историю свою не изгаживали и не велись на печенюшки??
      1. +2
        19 сентября 2017 12:09
        Скорее потому что у англичан разумная и адекватная политика с учётом своих интересов. А страну свою помоями поливать конечно не следует и историю изгаживать тоже. Историю нужно просто знать а не придумывать.
        1. +3
          19 сентября 2017 12:48
          Цитата: Ken71
          Скорее потому что у англичан разумная и адекватная политика с учётом своих интересов

          Может вы и правы, хватит быть добренькими! Надо вести себя так же как и англичане с учётом своих интересов!
          Цитата: Ken71
          Историю нужно просто знать а не придумывать.

          И здесь с вами очень соглашусь! Именно зная свою историю приходишь к пониманию происходящего вокруг себя.
  3. +4
    19 сентября 2017 07:50
    Людей не жалели ни царское, ни временное, ни большевистское правительства.
    ...А какие правительства в мире жалели народ...?
    1. 0
      19 сентября 2017 12:09
      Те которые зависят от выбора этого народа.
      1. +3
        19 сентября 2017 12:49
        Цитата: Ken71
        Те которые зависят от выбора этого народа.

        Ух ты! А такие правительства точно есть на Земле???
        1. +2
          19 сентября 2017 13:04
          Да . Знаете ли и довольно много. Если благополучие людей во власти прямо зависит от воли избирателя то и поведение властей немного другое чем там где власть несменяема.
          1. +3
            19 сентября 2017 13:06
            Цитата: Ken71
            Да . Знаете ли и довольно много

            Подскажите пожалуйста, где эта земля обетованная????
            1. +3
              19 сентября 2017 13:26
              Практически любая европейская страна. Особенно центральной и Западной Европы.
              1. +5
                19 сентября 2017 14:23
                Цитата: Ken71
                Практически любая европейская страна. Особенно центральной и Западной Европы.

                laughing Вы наверное шутник? О чём запоют народы Европы, кода их правительствам придётся раскошелится на оборону? Когда количество африканских беженцев превысит допустимое? Когда их начнут увольнять с разорившихся заводов, потому что "выбранные ими" правительства подпишут торговое соглашение с США? И это только малая доля вопросов к народам Европы wink . Тепличные условия для Европы заканчиваются, а впереди неизвестность bully Верблюд идёт туда, куда его гонит погонщик, при этом верблюд уверен в свободе выбора дороги laughing
                1. +3
                  19 сентября 2017 17:12
                  Перечисленная вами пурга это всего лишь пропаганда конечно реальных проблем но усиленная в десятки раз. Вы съездите посмотрите так ли все там плохо.
                  1. +1
                    20 сентября 2017 05:46
                    А ваше европпреклонение, мне напомнило разговор 7-8 летней давности с однокурсником который работает на ВАЗе, он мне сказал: "Хорошо было при Березовском, мы получали стабильно и вовремя зарплату."
                    Что такое Европа сейчас - это откормленная жирная свинья, которая лежит конечно на чистом коврике, а не в грязной луже, и даже не не догадывается, а скорее всего не хочет думать - для чего откармливают свиней?
                2. +2
                  19 сентября 2017 20:49
                  Serg65! А Вы с проблемами Европы знакомы непосредственно из Европы или из телевизора?
                  1. +4
                    20 сентября 2017 09:40
                    Цитата: Curious
                    А Вы с проблемами Европы знакомы непосредственно из Европы или из телевизора?

                    what К сожалению непосредственно. У меня хороший друг под Ганновером живёт, ну как живёт...я бы это жизнью не назвал, скорее это отсидка а не жизнь! Шашлык во дворе нельзя, выпить с другом на природе нельзя, песни петь нельзя, а после 23.00 так воще не шевелись, воду техническую экономят как перепуганные, с собакой погулять у соседа разрешение спроси, все на всех стучат, даже дети на родителей! Ну на фига мне такая жизнь, я вас спрашиваю???
                    1. +5
                      20 сентября 2017 09:52
                      А Вы не задумывались, что все те "нельзя", которые так тяготят вашего друга, для местных жителей являются совершенно обычной жизненной нормой, сформировавшейся столетиями. Они у себя дома так живут. Вы у себя дома привыкли жить по другому, и для Вас это нормально. Поэтому живите себе дома, где Вам комфортно - и нет проблем. А в чужой монастырь со своим уставом неходят. Как только ходят - будет конфликт.
                      А раз Ваш друг там так "мучается", значит надо возвращаться на Родину. А может он и не мучается?
                      1. +4
                        20 сентября 2017 11:23
                        Цитата: Curious
                        А Вы не задумывались

                        От чего же, задумывался! Я вообще часто задумываюсь laughing
                        Цитата: Curious
                        для местных жителей являются совершенно обычной жизненной нормой, сформировавшейся столетиями

                        Ну на счёт столетий я с вами поспорю! То что они столетиями всё экономили это да! Жили они в проголодь вот и экономили. А остальные блага цивилизации (я не я, хата не моя, толерантность, мужеловство и т.д.) им Великая Страна на блюдечке с голубой коёмочкой в виде демократии преподнесла.
                        Цитата: Curious
                        Поэтому живите себе дома, где Вам комфортно - и нет проблем.

                        Что я с вашего позволения и делаю, живу дома и в ус не дую good
                        Цитата: Curious
                        А раз Ваш друг там так "мучается", значит надо возвращаться на Родину

                        bully А ему и хочется и колется и тёща не велит!!
  4. +16
    19 сентября 2017 08:05
    Согласен что больше отдает чем берет
    У нас всегда (почти всегда) нацмены жили лучше титульной нации. И в советское время республикам отдавали лучшее.
    В царское кочевые киргызцы и пр. рады были под руку белого царя уйти. Когда какого-то из них спросили: а чем это лучше? На что он ответил: у нас за такой-то поступок голову сворачивают, а у вас - просто порют))
    А уж цивилизовали их как - при том что некоторые свои деревеньки стоят в запустении.
    Да и западные колонизаторы честно говоря постарались. Вспоминаю старый анекдот. Вопрос: Почему в Африке так плохо живется - потому что там были колонизаторы? Ответ: Нет, потому что они ушли и все бросили)
  5. +16
    19 сентября 2017 14:37
    Россия - щедрая душа
    1. +1
      19 сентября 2017 18:57
      Цитата: Какой-то Компот
      Россия - щедрая душа

      Истина где то рядом.
  6. +3
    19 сентября 2017 19:31
    Вот в том то и проблема,что отдавая больше чем беря,Россия совершила громадную ошибку и преступление перед собственным народом,а в качестве благодарности получила от нацменов лишь кличку оккупанта.
    1. 0
      19 сентября 2017 19:39
      Поздно пить боржоми.....
      1. +3
        19 сентября 2017 20:01
        Да нет,не поздно еще. Нужно делать выводы и прекращать кормить независимые Белоруси,Абхазии,Южные Осетии,Узбекистаны и Киргизии из бюджета РФ .Да и с нацпеспубликами в РФ пора разобраться,а то дотационная Чечня вместо заводов мечети строит,на деньги из бюджета РФ,а не заводы,а потом кричит,что в Чечне работы нет и им нужны дотации. Независимые от России государства должны жить за свой счет,а не за счет бюджета РФ,а нацреспублики в составе РФ нужно прекращать кормить на халяву и заставлять работать,а не хотят работать,пусть живут как хотят,на те налоги что собираются на их территории. Кроме того в РФ пора ввести смертную казнь за терроризм,для террористов и их пособников и никаких больше амнистий и УДО.
        1. +2
          19 сентября 2017 23:14
          Цитата: Мста
          Нужно делать выводы и прекращать кормить независимые Белоруси,Абхазии,Южные Осетии,Узбекистаны и Киргизии из бюджета РФ .

          И...? Их начнут подкармливать залужные "партнеры". Со всеми вытекающими... Что лучше?
          Цитата: Мста
          Да и с нацпеспубликами в РФ пора разобраться,а то дотационная Чечня вместо заводов мечети строит,на деньги из бюджета РФ,а не заводы,а потом кричит,что в Чечне работы нет и им нужны дотации.

          Угу! 3-я Чеченская война, по зарез, сейчас, России необходима!!! Прям, жить без нее, не возможно!!! Внимательно, несколько раз, перечитайте цитату, из одного, очень не глупого представителя вида homo sapiens:
          "Политика - искусство возможного." (с) Отто фон Бисмарк.
          И попробуйте завести себе еще одну извилину, кроме той, что натерта фуражкой. Помогает в жизни. lol
          1. +1
            20 сентября 2017 12:21
            https://www.opentown.org/news/95557/ Лучше война чем вот это. Вот пусть их лучше НАТО кормит,чем мы,раз не хотят с нами жить нормально
  7. +5
    19 сентября 2017 20:58
    Статья очевидно имеет благородную цель объяснить, наконец-то, народу, что он плохо живет, потому что нацменов кормить продолжает.
    Но определенной части населения, кроме, кормежки нацменов все же еще и империей быть хочется, и грабителем выглядеть не желается. Количество переменных не позволяет решить задачу.
    Для облегчения решения пусть автор статьи проведет историческое исследование по теме "Изменение уровня благосостояния титульной нации России в зависимости от ее площади". Московское княжество вроде еще нацменов не кормило. Начать оттуда. Наверняка что-то прояснится.
  8. +4
    19 сентября 2017 22:59
    Сейчас Россия сама является колонией. Причем, не кого нибудь, а Китая!
    Мы являемся колонией в самом классическом понятии этого слова и для доказательства зайдите в любой магазин и посчитайте количество китайских товаров.
    1. +3
      19 сентября 2017 23:15
      Товары в магазине - весомый, но недостаточный аргумент. Я в Париже сувенир в виде Эйфелевой башни не китайский нашел с превеликим трудом и по дурной цене. Т.е. Франция - тоже колония Китая?
  9. +6
    20 сентября 2017 05:09
    Цитата: Мста
    Да и с нацпеспубликами в РФ пора разобраться,а то дотационная Чечня вместо заводов мечети строит,на деньги из бюджета РФ,а не заводы,а потом кричит,что в Чечне работы нет и им нужны дотации.

    а почему Чечня дотационнная, а Тюмень не дотационная, а ведь там нефть, Дудаев собирался жить отдельно за счет нефти, а Кадыров не может?
  10. +19
    20 сентября 2017 12:30
    Россия не умеет организовывать колонии, создает нацменам заповедные зоны, где их кормят, поят одеваю, учат и т.д. А сами кормильцы в результате становятся голодранцами.
  11. 0
    20 сентября 2017 12:32
    Serg65,
    Это называется хочется и рыбку съесть и на кое что не сесть. Так не бывает. За все надо платить.
  12. +1
    21 сентября 2017 14:59
    В принципе все верно указал автор...........жаль, что разные правители России в разных исторических отрезках мало заботились об жизни и благосостоянии собственного - русского народа....да мы несли цивилизацию в колонизируемые территории, да насаждали свои порядки, но совместно с верхушкой этих же народов, которые присягали на верность князьям, императорам и т.д. Поэтому наверное иностранцы и говорят постоянно о загадочной русской душе, не понимая, как можно действовать в ущерб себе, помогая кому то...
  13. zas
    0
    18 октября 2017 17:49
    Политически ангажирован здесь автор-квасной патриот. Джугашвили, Берия, Троцкий, Микоян, Лацис и тысячи других кавказцев, евреев и прибалтов пришли к власти после революции именно из-за того, что идеи "отнять и поделить" были наиболее сильны у угнетенных национальных меньшинств. Что до Советского Союза, "патриоты" не помнят о гонениях на местные религии, закрытии польских, немецких и латышских школ и о кровавых депортациях народов 1940-х.