Новый российский локомотив усилит значение БАМа

40
Новый российский локомотив усилит значение БАМа


Начались испытания нового отечественного локомотива, самого мощного в стране. Трехсекционный тепловоз предназначен в первую очередь для БАМа – и ключевая российская магистраль за счет нового локомотива сможет существенно увеличить пропускную способность. Правда, производителям останется решить важную проблему – зависимость от американских двигателей.



В октябре на Байкало-Амурской магистрали (БАМ) начнутся испытания самого мощного в России магистрального тепловоза 3ТЭ25КМ2М. Планируется, что на БАМе он совершит испытательный пробег протяженностью 50 тыс. км. Сейчас два новых локомотива проходят опытный пробег в Курской области.

Тепловоз разработан «Брянским машиностроительным заводом» (входит в Трансмашхолдинг) в рамках заказа от РЖД. В декабре 2015 года был подписан протокол о намерении. Год потребовался на разработку конструкторской документации, еще год – на изготовление опытных образцов.

Новый тепловоз позволит увеличить пропускную способность на самых сложных участках БАМа. Работающие сегодня тепловозы могут перевозить грузовые составы лишь до 4,4 тыс. или 5,1 тыс. тонн, новый же локомотив – до 7,1 тыс. тонн. Это позволит нарастить годовые перевозки по БАМу с 30 млн до 45 млн тонн, отмечают в пресс-службе Трансмашхолдинга. Прокладки дополнительных железнодорожных путей не потребуется. В первую очередь такие локомотивы предназначены для участка Таксимо – Советская Гавань протяженностью свыше 2,8 тыс. км, где как раз нет электрификации.

«Ввод в эксплуатацию на БАМе данного тепловоза позволит как повысить вес водимых составов, так и заменить выработавшие свой ресурс локомотивы 3ТЭ10МК», – отмечают в российском холдинге. Старые локомотивы серии ТЭ уже выводят из эксплуатации.

В конструкции тепловоза установлены оборудование и узлы, которые позволяют повысить технико-экономическую эффективность новых локомотивов. Так, вместо обычного тормозного крана локомотив оснащен краном с дистанционным управлением и модулем тормозного оборудования. Имеется черный ящик, подобный тому, который устанавливается на самолетах. Стали более совершенными системы управления, безопасности и видеорегистрации. Предполагается, что применение нового трехсекционного тепловоза вместо двухсекционных в условиях БАМа приведет к снижению затрат жизненного цикла примерно на 40%.

При необходимости тепловоз можно использовать не только на Дальнем Востоке, но и в европейской части России – на загруженных участках со сложным профилем пути.

Однако

потребность только БАМа в новых локомотивах для вождения составов 7,1 тыс. тонн до 2020 года составляет 260 штук, а до 2025 года – 406 штук. Поэтому проблем с заказами на новый тепловоз точно не возникнет.


«Работа по реконструкции и развитию Восточного полигона отечественных железных дорог идет уже несколько лет. Активизируется торговля со странами Азиатско-Тихокеанского региона, поставлена задача по увеличению транзитных перевозок на маршруте Европа – Азия, начинают реализовываться планы по освоению зоны БАМа. Все это создает спрос на более мощные локомотивы», – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Производственные мощности БМЗ рассчитаны на выпуск 300 секций тепловозов в год. Учитывая, что новый тепловоз трехсекционный, завод может выпускать по 100 таких локомотивов в год.

Что касается двигателя, то на тепловоз устанавливается дизельный двигатель GECO12, разработанный американским General Electric.

«В области инжиниринга это стопроцентно российский продукт. Однако на первых двух тепловозах применен ряд узлов иностранного производителя, которые на последующих локомотивах будут заменены на российские аналоги (тяговые двигатели, тяговый агрегат) либо их производство будет локализировано на территории России (дизельный двигатель GEVO12)», – отмечают в Трансмашхолдинге.

В прошлом году Трансмашхолдинг и General Electric подписали соглашение о создании СП «Пензенские дизельные двигатели» по производству локомотивных дизелей семейства GEVO, разработанных в GE. Мощность завода – 250 дизелей мощностью от 1600 до 4700 кВт в год.

Конечно, в рамках импортозамещения и геополитического противостояния с США лучше быть независимыми от американских двигателей.

«В ближайшие годы придется прибегать к помощи американских специалистов, – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Но со временем, когда модель обкатается, наши инженеры смогут разработать нужные узлы. Скорее всего, такая задача уже поставлена, то есть это все решаемо и является только вопросом времени. Не стоит думать, что Россия – отсталая страна, а наши инженеры не способны создавать технологические шедевры. История говорит об обратном. Необходима только грамотная поддержка инженеров на государственном уровне, тогда будем создавать двигатели не хуже американских».

Для роста грузоперевозок с Дальнего Востока в другие регионы России предпринимаются разные шаги. Для автомобильных перевозок недавно правительством были предоставлены субсидии, ранее введены льготы для железнодорожных перевозок.

«Новый локомотив позволит перевозить такие грузы быстрее, что стимулирует все процессы производства и сбыта. Возможно, даже удастся сэкономить на перевозках за счет большей загрузки», – не исключает Андриевский.

В последние годы развитию Дальнего Востока уделяется много внимания. «Развитие этой части России невозможно представить без развития железнодорожной инфраструктуры. В этом смысле роль новых локомотивов достаточно серьезна», – резюмирует Андриевский.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 сентября 2017 04:33
    Дополню, что работы по увеличению пропускной способности БАМа ведутся с 2014 за счёт средств Фонда национального благосостояния.

    До 2018 года поэтапно планируется выделить 560 млрд рублей, из них 300 млрд в рамках инвестпрограммы РЖД, 110 млрд – в виде прямых бюджетных инвестиций, и еще 150 млрд – на возвратной основе из фонда... Планируется построить около 430 км дополнительных главных путей и двухпутных вставок, 27 разъездов, развивать станции Тайшет, Вихоревка (Иркутская область) и Новая Чара (Забайкальский край).
    1. 0
      19 сентября 2017 07:27
      разве на участке Тайшет-Иркутск не двухпутка?Вроде (следовал поездом Москва -Пекин в 1985 году) была двухпутка,элекрофицированная,разве этого мало? Нужно только централизованое распределение вагонов(как в СССР),и не будет проблем,т.е. арендатор вагонов платит за вагоны,которые ему предоставили СЕЙЧАС,а не за свои вагоны,которые тянут изза тридевять земель и реально тролят РЖДЗабивают пути балластом,как бы эти деньги вернуться от других потребителей)
      . Как бы так и это мое личное мнение.
      1. 0
        19 сентября 2017 08:35
        Что разве? О необходимости работ по улучшению БАМа Вам лучше расскажут железнодорожники. Мощнее локомотив, длинее состав, нужно больше места. Ну и так далее...
        Занятная история: Правда или неправда, но рассказывали, что в Новосибирске построили специальную веточку около жд вокзала с усиленным полотном. На этой веточке стоял броневагон Ким Чен Ира в 2001 году.
      2. 0
        21 сентября 2017 09:22
        разве на участке Тайшет-Иркутск не двухпутка?Вроде (следовал поездом Москва -Пекин в 1985 году) была двухпутка,элекрофицированная,разве этого мало?


        Мало, все забито, увеличивают веса поезда пришли новые локомотивы (пока эксперементальные) "Гранит" и "Скиф", сдвоенные поезда гоняют очень геморно правда, но деваться некуда.
        Я вообще в перспективе за электрификацию оставшегося участка БАМа а пока тепловозы.
    2. +1
      19 сентября 2017 08:45
      Протяженность БАМа 3819 км. Почему же так мало планируется построить новых дополнительных путей? И сколько же времени упущено с 1991 года. Как подумаешь жуткая ярость закипает в крови. Будущее 26 лет уже размениваем на гнилой корыстный интерес.
  2. +2
    19 сентября 2017 05:12
    Серьёзное новшество для РЖД, да и сам локомотив напичкан новейшей электроникой. Конечно дизеля нужны свои. Затраты на это всё огромны, но если подсчитать в целом (перевозки, доставка, износ и др.), они окупятся.
    1. +2
      19 сентября 2017 07:44
      Странно всё это ,начинаем изобретать велосипед, причём из американских деталей! В своё время у нас был прекрасный тепловоз 2ТЭ 121 не имевший ограничений по весу состава, свои дизеля есть и затрат никаких не надо ,в Коломне выпускаются.Непонятно только -а как-же американские санкции ?
      1. +1
        19 сентября 2017 09:09
        тепловозы 2ТЭ 121 вроде в Луганске выпускались ?
        1. +1
          19 сентября 2017 10:44
          Все магистральные тепловозы выпускались в Луганске ,пассажирские в Коломне, маневровые в Брянске и это ничего не меняет!
      2. 0
        19 сентября 2017 17:21
        Цитата: 73bor
        Непонятно только -а как-же американские санкции ?

        1. Фирма Миля.
        2. Завод Металлург.
        Против них почему-то американские законодатели санкции "забыли" ввести.
      3. 0
        19 сентября 2017 17:32
        Где играют большие деньги, падающие в карман высокопоставленным заокеанцам - санкции нераспростроняются, плюс контракт на годы вперёд.
        1. +1
          19 сентября 2017 17:36
          Цитата: лысова
          Где играют большие деньги, падающие в карман высокопоставленным заокеанцам - санкции нераспростроняются, плюс контракт на годы вперёд.

          Так я про это и говорю.
          1. +1
            19 сентября 2017 17:39
            Я просто ответил на вопрос 73bor, а тебя понял и поддерживаю.
  3. 0
    19 сентября 2017 07:31
    Когда образумится "недоторканая" наверное придётся угольные составы туда гонять. (если колею не успеют поменять)
  4. 0
    19 сентября 2017 08:32
    А толку от БАМа, если морем дешевле и надежнее.
    Да и РЖД классные тарифы заряжает.
    1. 0
      19 сентября 2017 09:05
      Морем откуда ? И куда ?
      1. +5
        19 сентября 2017 09:16
        Цитата: ArikKhab
        Морем откуда ? И куда ?

        laughing Из Владивостока в Брянск! В Брянске отличный морской порт wink !
        1. 0
          19 сентября 2017 10:53
          А мультимодальные перевозки не слышали??
        2. +1
          19 сентября 2017 19:48
          Цитата: Serg65
          Цитата: ArikKhab
          Морем откуда ? И куда ?

          laughing Из Владивостока в Брянск! В Брянске отличный морской порт wink !

          Брянский порт не трогайте, он на берегу Белорусского моря сразу за Ростовскими горами! wassat
    2. 0
      19 сентября 2017 09:52
      Цитата: win9090
      А толку от БАМа, если морем дешевле и надежнее.

      Осталось только море посреди Евразии выкопать, как древним украм.
  5. +3
    19 сентября 2017 08:53
    Ну вот умеют сми написать, так чтобы опозорить даже в похвалительной статье - считайте сами: старый 2 секционный везет 5 тыщ т., новый 3 секционный 7 тыщ, а значит старый спаренный, т.е. 4 секционный может везти 10 000 тыщ,- получается у нового какие-то проблемы, 0,13 тыщ на секцию недобирает до старенького? Кстати, если следовать логике журналиста, то лишь использование спарок позволило бы нарастить г. перевозки по БАМу 30-45-60 - в два раза, но раз это не происходит, значит проблема не в тяге тепловоза. А в чём? А вот об этом ни слова. Как и о том,что объем перевозок ЖД по сравнению с РФСР времён СССР снизился почти в 3 раза, при сокращении количества железнодорожников примерно раза в полтора, т.е. производительность труда значительно снизилась (и это не учитывая ЖД компании не относящиеся к РЖД - типа ростеха и других).
    1. +2
      19 сентября 2017 09:27
      Цитата: srha
      считайте сами: старый 2 секционный везет 5 тыщ т., новый 3 секционный 7 тыщ, а значит старый спаренный, т.е. 4 секционный может везти 10 000 тыщ,- получается у нового какие-то проблемы, 0,13 тыщ на секцию недобирает до старенького?

      А вы читайте внимательнее.«Ввод в эксплуатацию на БАМе данного тепловоза позволит как повысить вес водимых составов, так и заменить выработавшие свой ресурс локомотивы 3ТЭ10МК», – отмечают в российском холдинге. Старые локомотивы серии ТЭ уже выводят из эксплуатации. Тем более что 2-х тактные дизели Д-100 и 4-х тактные Д-50 американская древность 30-х годов прошлого века. Д-100 ведёт свои корни от дизель-генератора "Фербенкс-Морзе" и ставился американцами на ледоколы и подводные лодки. Д-50 применялся на американских тепловозах ДА и ДБ
      Тепловоз ДБ
      1. +2
        19 сентября 2017 09:48
        Цитата: амурец
        Д-50 применялся на американских тепловозах ДА и ДБ

        Не помню точно, какой серии был тепловоз, на котором в 1945 году Сталин ездил на Потсдамскую конференцию. ДА или ДБ.
        Если вам это ничего не напоминает: так выглядели и советские электровозы ТЭ-1(ДА) и ТЭ-2(ДБ). Последний раз я видел ТЭ-2 в депо Чита-1 в 1985 году. Это были два тепловоза из МНР, пришедшие на ремонт в СССР.
        Серия ТЭ-121 действительно строилась в Луганске(Ворошиловграде) на Украине и был сборной солянкой: ДГУ Коломенского завода,ТЭД из Харькова, ну и остальное оборудование из разных республик бывшего СССР.
      2. +2
        19 сентября 2017 10:51
        Д-100 и Д50 уже давно не выпускаются, как и Д45 ,на последних модификациях 2М62У меняют на Д49!
        1. 0
          19 сентября 2017 13:14
          Цитата: 73bor
          Д-100 и Д50 уже давно не выпускаются, как и Д45 ,на последних модификациях 2М62У меняют на Д49!

          Однако до сих пор стоят на тепловозах. И не знаю, есть ли смысл их менять, если срок эксплуатации подходит к концу. А дизели Д-50, ПД-1 и их модификации до сих пор ставятся на тепловозы. По крайней у нас в городе, на маневровой и вывозной работе применяются ТЭМ-18ДМ. А дизель 1-ПД4Д тот же Д-50, с модернизациями.
          "Применение на тепловозе ТЭМ18ДМ дизеля 1-ПД4Д, унифицированной системы управления электропередачей, системы гребнесмазывания, новой кабины с современными пультами управления и системой обеспечения микроклимата обеспечивает экономию дизельного топлива, снижение затрат на ремонты и техническое обслуживание, улучшение условий труда локомотивной бригады, улучшение экологических показателей тепловоза.
          Тепловоз ТЭМ18ДМ является односекционным локомотивом с электрической передачей постоянного тока, с несущей главной рамой и кузовом капотного типа."http://www.ukbmz.ru/production/manevrovye-
          teplovozy/
      3. 0
        19 сентября 2017 17:10
        На дб восьмерка рядная от балдвина стояла иной конструкции чем предшественник д50
        1. 0
          19 сентября 2017 22:45
          Цитата: Pashhenko Nikolay
          На дб восьмерка рядная от балдвина стояла иной конструкции чем предшественник д50

          Спасибо за уточнение.
  6. +1
    19 сентября 2017 09:04
    Техника мощнеет, а скорости еще те.
  7. +2
    19 сентября 2017 09:17
    хороший тепловоз, хоть для БАМа, хоть для "Баргузина"
  8. +3
    19 сентября 2017 12:20
    Необходима только грамотная поддержка инженеров на государственном уровне, тогда будем создавать двигатели не хуже американских

    А в 90-е нам говорили что рынок сам всё отрегулирует, в очередной раз убеждаюсь что государство не должно быть пассивным в экономике.
  9. +1
    19 сентября 2017 15:04
    Замечательно. Будет чем новые ракетные комплексы перемещать. fellow
    1. +1
      19 сентября 2017 16:29
      Цитата: Клон
      «В ближайшие годы придется прибегать к помощи американских специалистов, – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Но со временем, когда модель обкатается, наши инженеры смогут разработать нужные узлы. Скорее всего, такая задача уже поставлена, то есть это все решаемо и является только вопросом времени. Не стоит думать, что Россия – отсталая страна, а наши инженеры не способны создавать технологические шедевры. История говорит об обратном. Необходима только грамотная поддержка инженеров на государственном уровне, тогда будем создавать двигатели не хуже американских».

      Вы внимательно статью читали? Я думаю что если для БАМа может прокатить, для БЖРК, навряд ли прокатит. Уже есть опыт с "Мистралями", Корабельными газовыми турбинами "Зоря-Машпроект,"
      дизелями MTU. Да и скандал с Симменсс турбинами для Крыма говорит сам за себя.
      ИМХО. Может США расчищает российский рынок для себя? Не знаю.
  10. 0
    19 сентября 2017 16:01
    в своё время был проект для БАМа газотурбовоза. около 4 МВт двигло планировался. Даже опытный образец в Коломне катался. Заглох проект, похоже. Жалко. Красивая была идея
    1. 0
      19 сентября 2017 22:46
      На Свердловскую железную дорогу для постоянной эксплуатации прибыл инновационный локомотив, работающий на сжиженном природном газе (СПГ), – магистральный газотурбовоз ГТ1h-002


      http://мояколея1520.рф/new/2153/ррр
  11. +1
    19 сентября 2017 21:06
    Производственные мощности БМЗ рассчитаны на выпуск 300 секций тепловозов в год.
    Луганский (Ворошиловградский) тепловозостроительный завод в советское время выпускал 3 секции в смену (!) при трёхсменной работе.Предприятие практически угробили. Потом появилась надежда когда завод приобрёл всё тот же Трансмашхолдинг, понемногу стали наращивать выпуск. Кстати, в 2014 завод работал до последнего, под артобстрелом, между взрывами слышен был гул из цеха реостатных испытаний. Производство остановилось только тогда, когда город был полностью обесточен.
    1. +5
      19 сентября 2017 21:28
      Кстати, в 2013 году в Луганске для РЖД уже был построен трёхсекционный тепловоз 3ТЭ116У, способный водить составы массой больше 9 тыс. тонн против Брянских 7,1. Но все планы спутала война.
      1. 0
        19 сентября 2017 21:47
        У нас то же есть рекордсмены, газотурбовоз ГТ02 15000 тонн
        1. +1
          19 сентября 2017 21:52
          Давайте паровозы сравнивать с паровозами, а тепловозы с тепловозами. Кстати, самый первый газотурбовоз ТГ101 был построен тоже в Луганске ещё в 1960 году.
      2. 0
        19 сентября 2017 22:49
        Цитата: УВБ
        Но все планы спутала война.

        Ещё наверстаете. Только гадов от города нужно подальше отбросить.
  12. 0
    21 сентября 2017 10:43
    Конечно хорошая машина !!! " МОЛОДЦА " же нужно кому то таскать !!!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»