Разработка экранопланов в РФ
Экранопланы занимают нишу между кораблями и самолетами. "Экранный эффект" состоит в создании "воздушной подушки" между корпусом/крыльями машины и поверхностью воды за счет набегающего потока. Приподнимаясь над морем, ледяным полем, снегом или степью аппарат приобретает устойчивость и способность двигаться с минимальным расходом топлива.
Экономичность и грузоподъемность дает экранопланам преимущество перед самолетами и вертолетами, а скорость выгодно отличает их от судов на подводных крыльях. Скольжение над поверхностью делает машины незаметными для радаров и недоступными для воздействия мин.
В качестве основного разработчика экранопланов выступает нижегородское Центральное конструкторское бюро имени Алексеева. В линейку создаваемых им машин входит тяжелый океанский аппарат А-050-742d "Чайка-2". Его предельная скорость составляет 450 км в час, дистанция полета – до 5000 км, взлетная масса 54 т, грузоподъемность — 9 тонн или 100 пассажиров. В роли стартовых двигателей, по всей видимости, будут использоваться Р-195 (как на штурмовике Су-25), а маршевых — ТВ-7-117 (как на Ил-114). Предполагается, что первый полет "Чайка-2" совершит к 2022 году. В настоящее время эскизный проект успешно завершен и ведется работа над техническим обликом.
Планируется оснащение машины отечественной авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом. Допускается самостоятельный выход на необорудованное побережье с уклоном в 5 градусов, возможность базирования на воде и аэродромах. В составе ВМФ машина будет востребована при патрулировании ближней прибрежной зоны.
Указанное КБ осуществляет также разработку еще более тяжелой машины — многоцелевого транспортного экраноплана А-080 "Чайка-3" со взлетной массой в 100 т.
Интерес военных к экранопланам подтверждают слова начальника управления кораблестроения ВМФ России Владимира Тряпичникова о планируемом включении развития экранопланов в программу кораблестроения до 2050 года.
Информация