Арктический конвой лейтенанта Грэдуэлла

Арктический конвой лейтенанта Грэдуэлла


В июле 1942 года немцами был разгромлен полярный конвой PQ-17. Из 35 транспортов уцелели 11. 3 спаслись лишь потому, что л-нт Грэдуэлл наплевал на приказ и поступил так, как и положено военному моряку.

Полярный конвой PQ-17


27 июня 1942 года из исландского Хваль-фьорда вышли 35 транспортных судов. Они везли 594 танка, 297 самолетов, 4246 грузовиков, авиационный бензин, боеприпасы, обмундирование и пр. военные грузы на общую сумму 700 млн. долларов.

Сопровождала конвой эскортная группа, в которую входили крейсера, эсминцы, противолодочные траулеры, сторожевые корабли и подводные лодки. Казалось, что под такой охраной конвою не страшны ни летчики Геринга, ни подводники Деница. Смертельный удар конвою был нанесен из Лондона.

4 июля в Адмиралтействе состоялось заседание. Первый морской лорд Дадли Паунд огласил разведданные, согласно которым боевая группа кригсмарине, возглавляемая линкором «Тирпиц», вышла на разгром PQ-17. Предстояло решить: вернуть конвой или принять тяжелый бой? Первый лорд Адмиралтейства Дадли Паунд нашел свое решение.

Каждый сам за себя, один Бог за всех!

4 июля в 21:00 корабли охранения получили приказ оставить конвой и на полных парах идти назад, а торговым судам рассредоточиться и добираться до советских портов самостоятельно, уповая при этом на милосердного Бога. Выполняя приказ, боевые корабли один за другим начали разворачиваться.

Моряки безоружных грузовых судов не понимали, что происходит: почему эсминцы и крейсера бросают их посреди моряна растерзание немецким самолетам и субмаринам? Вслед уходящим крейсерам и эсминцам грозили кулаками, неслись проклятия. Кто-то плакал, заранее прощаясь с жизнью: шансов уцелеть не было практически никаких.

На суда эскорта ниже эсминца приказ о возвращении не распространялся, но боевые траулеры и сторожевые корабли также разбегались в разные стороны, стараясь держаться подальше от тихоходных транспортников. Теперь каждый был сам за себя. Поэтому капитаны «Айронклэда» и «Трубадура» не поверили своим глазам, когда боевой траулер «Айршир» просигналил «Предлагаю следовать за мной». Конечно, они последовали за ним.



«Айршир» и его капитан Лео Грэдуэлл

«Айршир» был обычным рыболовецким траулером, это война сделала из него «боевое судно». На носу установили пушку, на корме сложили глубинные бомбы – вот и готов «ужас кригсмарине». Какую защиту могло дать это суденышко, экипаж которого еще вчера ловил треску?

И все же это было больше, чем ничего, а главное – капитан судна был готов защищать транспорты и вступить ради этого в бой. Утром 5 июля к группе присоединился американский «Сильвер Сод».

Капитан «Айршира» Лео Грэдуэлл был… профессиональный юрист. В Первую мировую войну он служил гардемарином, и этого адвокату было вполне достаточно, чтобы считать себя моряком. С началом войны лейтенант запаса Грэдуэлл предложил свои услуги Королевскому флоту, предъявив квалификационный аттестат на управление яхтой в прибрежных водах. И все же это был настоящий моряк и настоящий военный.



Решение капитана Грэдуэлла

Грэдуэлл повел свой конвой на север. Он дошел кромки арктических льдов, но продолжал идти вперед, туда, где пусть и велика возможность оказаться зажатыми льдами, но где их точно не будут искать немецкие субмарины. Наконец суда уперлись в арктический шельф и остановились.

Грэдуэлл намеревался простоять здесь несколько дней, пока гитлеровцы не закроют «сезон охоты» на транспорты каравана. На судах погасили топки, чтобы дым из труб не выдал местоположение кораблей. Четыре судна замерли посреди ледяной пустыни. Найдут их асы Геринга и волки Деница или не найдут?

Белая краска и танки на палубах

Лейтенант не стал полагаться на случай. В трюмах «Трубадура» нашлись бочки с белилами и через четыре часа корабли приобрели ослепительно белый цвет. Маскировка оказалась эффективной - пролетавшие в 20 милях немецкие самолеты не обнаружили суда.

Чтобы усилить боевую мощь, Грэдулл приказал привести в боевую готовность стоящие на палубах танки. Моряки сбивали пломбы с грузовых контейнеров, доставали снаряды и загружали их в «Шерманы». Боевые машины разворачивали свои орудия в сторону моря: в случае боя моряки собирались дорого продать свою жизнь.

Все это время капитан слушал эфир. А эфир разрывался от криков о помощи - это гитлеровцы уничтожали корабли брошенного на произвол судьбы конвоя PQ-17.

Крест, но не орден

Все реже и реже разрывался эфир судорожными «SOS!» Через три дня на море опустился туман и Грэдуэлл дал команду «Полный вперед!» 9 июля полярный конвой Грэдуэлла вошел в пролив Маточкин Шар, где собирались уцелевшие от разгрома корабли конвоя, а 25 июля три белых транспорта и боевой траулер «Айршир» вошли в порт Архангельска.

Узнав о поступке Грэдуэлла, британское начальство впало в ступор: нет слов, герой, но с другой стороны лейтенант откровенно наплевал на приказ! Но факт, что из 11 дошедших до Архангельска транспортов 3 уцелели исключительно благодаря лейтенанту Грэдуэллу, отрицать не мог никто. Капитан «Айршира» получил Крест за выдающиеся заслуги. Мог бы и получить орден, если бы был более дисциплинированным и выполнял приказы.

Автор:
Klim Podkova
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

53 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Dart2027 Офлайн
    Dart2027 23 сентября 2017 06:50
    +5
    Сталин:
    Приказ Английского Адмиралтейства 17-му конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым. Я, конечно, не считаю, что регулярный подвоз в северные советские порты возможен без риска и потерь. Но в обстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено без риска и потерь. Вам, конечно, известно, что Советский Союз несёт несравненно более серьёзные потери.
  2. parusnik Офлайн
    parusnik 23 сентября 2017 07:23
    +8
    Возможно и ошибаюсь, но статья подобного содержания была уже опубликована на ВО...но прочитал, повторно с удовольствием...
    1. NIKNN Офлайн
      NIKNN 23 сентября 2017 13:54
      +3
      Цитата: parusnik
      Они везли 594 танка, 297 самолетов, 4246 грузовиков, авиационный бензин, боеприпасы, обмундирование и пр. военные грузы

      Читаю 1й раз, однако статья понравилась..., опечалило
      Они везли 594 танка, 297 самолетов, 4246 грузовиков, авиационный бензин, боеприпасы, обмундирование и пр. военные грузы
      И это перед Сталинградской битвой...
    2. Монархист Офлайн
      Монархист 23 сентября 2017 16:14
      +3
      Парусник, Вы правы : у нас уже была статья схожая по содержанию,но я как и Вы охотно прочёл.
      В году 1988 или 1987 , где-то мне попадалась "Загадка каравана PQ17" или "Тайна каравана PQ17" и там говорилось: Паунд хотел использовать PQ17 как наживку для" Тирпица",чтоб его потом уничтожить,но Лунев сорвал планы Паунда и торпедой повредил "Тирпиц"
      1. ogi Офлайн
        ogi 23 сентября 2017 20:57
        +1
        Цитата: Монархист
        но Лунев сорвал планы Паунда и торпедой повредил "Тирпиц"

        Не Лунев, а Лунин.
        И не повредил, а никуда не попал.
        Тирпиц же вернулся назад согласно приказа, который запрещал немцам выход в море, если не известно точное расположение авианосцев. А оно немцам известно не было. Авианосцы должны были располагаться на безопасном удалении.
  3. тлауикол Онлайн
    тлауикол 23 сентября 2017 08:16
    +3
    у Капцова списал ? слово в слово
    1. TIT Офлайн
      TIT 23 сентября 2017 08:36
      +2
      не у Джереми Кларксона wink

      http://eradoks.com/voina/vtoraya-mirovaya/678-pq-
      17-katastrofa-arkticheskogo-konvoya.html
    2. Дирижер Офлайн
      Дирижер 23 сентября 2017 15:44
      0
      Было уже , и фото теже , только в старо статье далее судьба Гридуэлла показана. Не завидная.
  4. Вообще, PQ-17 - несмываемое грязное пятно на репутации Адмиралтейства Мелкобритании!
  5. ogi Офлайн
    ogi 23 сентября 2017 09:41
    +4
    Цитата: Klim Podkova
    л-нт Грэдуэлл наплевал на приказ и поступил так, как и положено военному моряку

    Весьма странная фраза.
    1. Mavrikiy Офлайн
      Mavrikiy 23 сентября 2017 13:59
      0
      Цитата: ogi
      Цитата: Klim Podkova
      л-нт Грэдуэлл наплевал на приказ и поступил так, как и положено военному моряку

      Весьма странная фраза.

      Пожалуй. Автор описался, должно быть "настоящему моряку". Устроит, формальности соблюдены?
      1. ogi Офлайн
        ogi 23 сентября 2017 20:58
        0
        Цитата: Mavrikiy
        Автор описался

        ОписАлся или опИсался?
        Цитата: Mavrikiy
        должно быть "настоящему моряку".

        Т.е. настоящие моряки должны плевать на приказы?
        1. Mavrikiy Офлайн
          Mavrikiy 24 сентября 2017 06:27
          0
          Цитата: ogi
          Цитата: Mavrikiy
          Автор описался

          ОписАлся или опИсался?
          Цитата: Mavrikiy
          должно быть "настоящему моряку".

          Т.е. настоящие моряки должны плевать на приказы?

          Настоящий моряк - должен быть настоящим человеком и это глвное на море.
          В Нюрнберге было много ссылающихся на приказ. И многих оправдали, но простили ли?
          Кстати, поставьте себя на место других капитанов БК. Как чувсвовали себя, как оправдывали себя и ворочались по ночам. Мол, штафирка, ему терять нечего, а тут семья-дети. А сотни семей остались без отцов.
          Так я не понял, Героя на скамью подсудимых? До этого даже Англ.адмиралтейство не дошло.
  6. noviczok Офлайн
    noviczok 23 сентября 2017 10:25
    +4
    Я тоже долгое время думал, что англичане бросили этот конвой на растерзание. Но на самом деле сферы ответственности сторон были поделены и конкретно в этом случае англичане даже перевыполнили свои обязательства.

    Сопровождавшая конвой крейсерская группа под командованием адмирала Гамильтона должна была покинуть конвой на долготе острова Медвежий, однако, прикрывая конвой, зашла дальше.


    https://ru.wikipedia.org/wiki/Конвой_PQ-17

    Вся тяжесть прикрытия транспортов легла на плечи Королевского флота Великобритании и советского Северного флота. Маршрут следования конвоев был разделен на две зоны ответственности: основную часть пути до острова Медвежий транспорты охраняли британцы, при входе в Баренцево море к ним присоединялись советские эсминцы.


    https://topwar.ru/23792-esli-by-konvoy-pq-17-ohra
    nyali-amerikanskie-avianoscy.html


    А статья понравилась, хотя похожая действительно была недавно:

    https://topwar.ru/108412-konvoy-leytenanta-gredve
    lla.html
    1. слава1974 Офлайн
      слава1974 23 сентября 2017 10:43
      0
      Но на самом деле сферы ответственности сторон были поделены и конкретно в этом случае англичане даже перевыполнили свои обязательства.

      То есть вы хотите сказать, что конвой на растерзание бросили советские эсминцы?
      1. noviczok Офлайн
        noviczok 23 сентября 2017 10:53
        0
        Может не сколько конкретно эсминцы, но да, за безопасную проводку в этой части маршрута нес ответственность Советский Союз.

        К сожалению, железобетонные документальные доказательства этого с ходу я не найду, но вот еще одна ссылка к вышеуказанным:

        Поэтому главную тяжесть морских арктических перевозок и их охрану взяли на себя английские моряки. Их зона ответственности пролегала до острова Медвежий в западной части Баренцева моря.
        Восточнее его в дело вступали советские моряки и летчики. На Северный флот под командованием контр-адмирала Арсения Головко возлагалось уничтожение германских подводных лодок и надводных кораблей в своей зоне ответственности, а также встреча и отправка конвоев.


        https://ria.ru/analytics/20160831/1475704901.html
        1. амурец Офлайн
          амурец 23 сентября 2017 12:15
          +4
          Цитата: noviczok
          Может не сколько конкретно эсминцы, но да, за безопасную проводку в этой части маршрута нес ответственность Советский Союз.

          "Обнаружить конвой никому не удавалось, и в воздух с разными по времени интервалами уходили все новые пары Пе-3.
          Экипажи Усенко и Костюка в точности выполнили задание, но и они в море никого и ничего не обнаружили. Уже десять пар «Петляковых» бороздили воздух над океаном от островов Шпицбергена до Новой Земли, и все безрезультатно. А штаб ОМАГ требовал: «Искать!» Летчики снова улетали.
          С семнадцатым конвоем происходило что-то непонятное. По всем расчетным данным, он должен был подходить к нашей операционной зоне, а его не было… Молчал эфир. Молчали союзники. Потом вдруг прорвало: сразу заговорило множество радиостанций, посылающих в эфир отчаянные призывы о помощи. Ожидаемые транспортные суда находились где-то северо-западнее нашей зоны и подвергались ударам фашистских сил.
          В тот район немедленно устремились авиация и боевые корабли нашего Северного флота. Вскоре экипажи Пе-3 вместо конвоя стали обнаруживать отдельные, следовавшие без охраны транспорты. Это было странным: в районе, контролируемом гитлеровцами, одинокие суда были обречены на гибель. По соглашению между странами англичане обязаны были конвоировать транспорты в составе караванов до портов назначения, то есть до Архангельска и Мурманска. Почему же суда следовали поодиночке?"
          Это цитата из книги П.Цупко. *Над просторами северных морей*. Он был одним из лётчиков ОМАГ, состоявшей из 13 и 95 полков дальних истребителей Пе-3, прикрывавших конвои в Северном Ледовитом океане.
          1. noviczok Офлайн
            noviczok 23 сентября 2017 12:22
            +2
            Ни в коем случае не умаляя заслуг летчиков в свете даже тех немногих цитат, которые я привел, фраза

            По соглашению между странами англичане обязаны были конвоировать транспорты в составе караванов до портов назначения, то есть до Архангельска и Мурманска.


            с большой вероятностью не совсем соответствует истине.
            1. noviczok Офлайн
              noviczok 23 сентября 2017 12:26
              0
              Проверил еще одну книгу из списка Curious:

              После этого конвою предстоит долгий переход мимо острова Медвежий в Баренцево море. Крейсерская эскадра, которая состояла из «Лондона» и «Норфолка», а также американских крейсеров «Уичита» и «Тускалуза» и 3 эсминцев, будет охранять конвой от атак надводных кораблей до острова Медвежий. Они могли справиться с любой угрозой, если только не появится «Тирпиц». Но в любом случае крейсера не проследуют далее острова Медвежий или меридиана мыса Нордкап (25° О). С этого момента безопасность конвоя должны обеспечивать корабли сопровождения вместе с британскими и русскими подводными лодками, действующими в этом районе.


              http://militera.lib.ru/memo/usa/lund_ludlam/01.ht
              ml
            2. амурец Офлайн
              амурец 23 сентября 2017 13:07
              +2
              Цитата: noviczok
              Ни в коем случае не умаляя заслуг летчиков в свете даже тех немногих цитат, которые я привел, фраза

              По соглашению между странами англичане обязаны были конвоировать транспорты в составе караванов до портов назначения, то есть до Архангельска и Мурманска.


              с большой вероятностью не совсем соответствует истине.

              Смотрите журнал обозреватель №2 2010. Статья С. Монин "Маршруты ленд-лиза."
              http://observer.materik.ru/observer/N6_2010/050_0
              57.pdf
              При попытке привести цитату из этой статьи, вылазят какие-то крякозябры. А в этой статье есть ответ кто нёс ответсвенность за охрану конвоев в Россию. Английский и канадский флоты. Тоже самое пишет американский автор Э. Стеттиниус в своей книге "Загадки Ленд-лиза."В предлагаемой вниманию читателя книге впервые на русском языке публикуется труд Эдварда Стеттиниуса, отвечавшего за организацию ленд-лиза, а также мнения современных историков по вопросу о роли ленд-лиза в Великой Отечественной войне.
              В оригинале книга была опубликована в 1944 году.
              Достаточно интересен дополнительный материал, приведенный в конце книги.
              1. Монархист Офлайн
                Монархист 23 сентября 2017 16:34
                +3
                Амурец, в свое время мне тоже, где-то пришлось читать: между Советским Союзом и Англией было заключено соглашение о разделе ответственности,но анлийчане преждевременно повернули назад и не поставили в известность наших.
                1. амурец Офлайн
                  амурец 23 сентября 2017 23:39
                  +2
                  Цитата: Монархист
                  Амурец, в свое время мне тоже, где-то пришлось читать: между Советским Союзом и Англией было заключено соглашение о разделе ответственности,но анлийчане преждевременно повернули назад и не поставили в известность наших.

                  Черчилль, крайне заинтересованный в том, чтобы обелить британское правительство, в своих мемуарах так изображает ход событий: ввиду тяжелых льдов конвой прошел севернее острова Медвежий; адмиралтейство дало адмиралу Гамильтону инструкцию, которая запрещала его крейсерам продвигаться к востоку от острова Медвежий, "если только конвою не будут угрожать надводные суда такой мощи, что он не будет в состоянии вести против них борьбу"; адмирал Товей с главными силами находился в 150 милях к северо-западу от острова Медвежий, имея своей главной задачей атаковать "Тирпиц", если он появится; 1 июля немцы нащупали конвой и 4 июля, примерно в 150 милях к востоку от острова Медвежий, потопили четыре судна; адмирал Гамильтон со своими крейсерами еще продолжал держаться поблизости от конвоя; в это время были получены сведения о том, что 3 июля "Тирпиц" вышел из Трондхейма, но куда именно он направился, оставалось неясным; адмиралтейство считало, что "Тирпиц" ставит своей задачей разгромить конвои и что он настигнет его к вечеру 4 июля; так как крейсеры адмирала Гамильтона против "Тирпица" были бессильны, то, по мнению адмиралтейства, единственной мерой для спасения хотя бы части конвоя являлось его спешное рассредоточение; поэтому 4 июля вечером адмиралтейство, под личную ответственность своего главы, начальника военно-морского штаба адмирала Паунда, отдало адмиралу Гамильтону приказ: крейсеры на полной скорости отправить на запад, конвою рассредоточиться и самостоятельно идти в советские порты. Адмирал Гамильтон действовал со стремительной быстротой и даже излишним усердием: он не только сразу же направил крейсеры на запад, но приказал сделать то же самое эсминцам и другим судам, сопровождавшим караван торговых судов; таким образом, этот караван, состоявший из тихоходов в шесть-семь узлов в час, был брошен военными судами на произвол судьбы в самый критический момент; "Тирпиц" в конечном счете на сцене так и не появился, но зато немецкие подводные лодки и самолеты с яростью накинулись на беззащитные транспорты. Результат понятен: 23 судна из 34 погибли, остальные после величайших усилий и страданий добрались в конце концов до советских портов кружным путем (некоторые через Новую Землю). Майский.И.М. "Воспоминания советского посла."
                  Здесь уместно привести письмо И. В. Сталина Черчиллю по поводу конвоя PQ-17. В нем твердо и ясно высказаны наши оценки:

                  "Получил Ваше послание от 18 июля.

                  Из послания видно, что, во-первых, Правительство Великобритании отказывается продолжать снабжение Советского Союза военными материалами по северному пути и, во-вторых, несмотря на известное согласованное Англо-Советское коммюнике о принятии неотложных мер по организации второго фронта в 1942 году, Правительство Великобритании откладывает это дело на 1943 год.

                  Наши военно-морские специалисты считают доводы английских морских специалистов о необходимости прекращения подвоза военных материалов в северные порты СССР несостоятельными. Они убеждены, что при доброй воле и готовности выполнить взятые на себя обязательства подвоз мог бы осуществляться регулярно с большими потерями для немцев. Приказ Английского Адмиралтейства 17-му конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта паши специалисты считают непонятным и необъяснимым. Я, конечно, не считаю, что регулярный подвоз в северные советские порты возможен без риска и потерь. Но в обстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено без риска и потерь. Вам, конечно, известно, что Советский Союз несет несравненно более серьезные потери. Во всяком случае, я никак не мог предположить, что Правительство Великобритании откажет нам в подвозе военных материалов именно теперь, когда Советский Союз особенно нуждается в подвозе военных материалов в момент серьезного напряжения на советско-германском фронте. Понятно, что подвоз через персидские порты пи в какой мере не окупит той потери, которая будет иметь место при отказе от подвоза северным путем.

                  Что касается второго вопроса, а именно вопроса об организации второго фронта в Европе, то я боюсь, что этот вопрос начинает принимать несерьезный характер. Исходя из создавшегося положения на советско-германском фронте, я должен заявить самым категорическим образом, что Советское Правительство не может примириться с откладыванием организации второго фронта в Европе на 1943 год.

                  Надеюсь, что Вы не будете в обиде за то, что я счел нужным откровенно и честно высказать свое мнение и мнение моих коллег по вопросам, затронутым в Вашем послании"*. Бадигин.К.С. "На морских дорогах." Автор этой книги Герой Советского Союза К. С. Бадигин - капитан дальнего плавания, один из известных советских исследователей Арктики
        2. слава1974 Офлайн
          слава1974 23 сентября 2017 12:53
          +2
          за безопасную проводку в этой части маршрута нес ответственность Советский Союз.

          По-моему, все- таки конвой 17 англичане не довели до точки рандеву. Читал про это у Пикуля( Полярный конвой), и у Алистера Маклина ( крейсер "Улисс").
          Редкий случай, когда и русский и английский авторы в унисон оценивают событие однозначно, обвиняя в непродуманном решении английское адмиралтейство.
          1. Дирижер Офлайн
            Дирижер 23 сентября 2017 15:48
            +3
            Уллис, сборная солянка о конвоях , но никак не 17 конвой . Но написано талантливо.
          2. verner1967 Офлайн
            verner1967 23 сентября 2017 17:53
            +1
            Цитата: слава1974
            Читал про это у Пикуля( Полярный конвой), и у Алистера Маклина ( крейсер "Улисс").

            не знаю как Алистер Маклин (пишет конечно интересно), но Пикуль тот ещё сказочник. Тем более, всё это художественная литература, в этом полностью согласен с Дирижер
            1. alstr Офлайн
              alstr 24 сентября 2017 15:04
              +1
              Пикуль может быть и сказочник, но служил он именно там, хотя и после.
              Что же касается решения по оставлению конвоя, то есть мнение, что не только Тирпиц был причиной, но и желание показать, что без них у американцев ничего не получится (в то время американцы как раз рассматривали вопрос о сомосттоятельной проводке конвоев).
              Так что политика и только политика.
          3. zenion Офлайн
            zenion 23 сентября 2017 18:47
            +4
            Алистер Маклин потом написал почти документальную книгу "Конвой PQ-17". По некоторой случайности ему удалось попасть в секретную часть архива Королевского флота и он там нашёл разные сведения об этом конвое. Вот он выдал всё, что смог там наскрести. Так в морском ведомстве его назвали предателем. Но потом в СМИ потребовали документы о том, как так случилось? Так действительно, конвой бросили, что бы выманить Тирпиц на его разгром. Потом Черчилль извинялся перед Сталином. Сталин сказал на заседании ГКО, что англичанам никогда нельзя доверят даже на четверть.
      2. noviczok Офлайн
        noviczok 23 сентября 2017 11:20
        +1
        Из Скофилд Б. Русские конвои / Пер. с англ. А. Г. Больных. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003, указанной Curious:

        Русский флот не оказал никакой помощи в защите конвоев, хотя протоколы, подписанные в Москве лордом Бивербруком и Гарриманом, предусматривали, что Великобритания и Соединенные Штаты лишь «окажут помощь в перевозке грузов в Советский Союз». Русские имели около 20 подводных лодок, 12 эсминцев, несколько миноносцев и торпедных катеров, тральщики и патрульные корабли, базирующиеся в Архангельске и Мурманске. Часть из них можно было использовать для усиления слабого эскорта конвоев, который мы смогли наскрести. Но с самого начала русские оказывали помощь только на последнем отрезке пути, оставив нам защиту конвоев на долгом переходе от Исландии до острова Медвежий.


        http://militera.lib.ru/h/schofield/02.html
        1. LeonidL Офлайн
          LeonidL 23 сентября 2017 21:50
          +3
          Бумага все стерпит ... стерпит и клевету. По договору с военно-морской миссией союзников зона ответственности ВМФ СССР начиналась от острова Медвежий. да и смешно сравнивать боевые возможности флотов западных союзников и Северного флота Головко. Если от страха разбежались боевые корабли Его британского величества от траулеров до линкоров, о что мог сделать СФ по боевому составу во много раз слабее охранения конвоя PQ-17?
        2. Околоточный Офлайн
          Околоточный 24 сентября 2017 05:18
          +5
          Кастрюлю сними с башки и почитай выше — с ссылками, пруфами и т.д. Достал уже.
    2. TIT Офлайн
      TIT 23 сентября 2017 13:50
      +3
      так для справки:

      за 20 меридианом восточной долготы начиналась зона ответственности Северного флота ,но это только по факту т.к обычно эскадры оперативного прик рытия ( которая вслучаи с PQ-17состояла из двух ликоров,авианосца и 9 эсминцев)сопровождали конвои до где то до середины между 20и 40 меридианом , а корабли охранения (в данном случаи 21флаг+отряд крейсеров 4 флага)сопровождали конвои до портов Мурмаск, Архангельск


      и проблема в том , что конвоя то не стало ,а дальше была суровая работа без особых сбоев

      это эпизод , на этом примере обе стороны умылись кровью , задумались и наладили конструктивную работу (до конца войны проблем не было включая бой отряда прикрытия с эскадрой во главе с крейсером адмирал Хиппер)
      (12 год hi )
  7. Curious Онлайн
    Curious 23 сентября 2017 10:51
    +7
    "3 спаслись лишь потому, что л-нт Грэдуэлл наплевал на приказ и поступил так, как и положено военному моряку".
    Фраза, написанная исключительно гражданским человеком. Военному, будь то моряк, летчик, пехотинец или любой другой положено выполнять приказ. На этом основана любая армия. Другое дело, что выполнять его надо не тупо, а с учетом изменения обстановки и других факторов.
    Поэтому я бы не трактовал поступок лейтенанта Грэдуэлла как грубое нарушение приказа.
    Командующим соединением эсминцев, капитан 2-го ранга Брум лично отдал приказ остающимся кораблям и судам:
    "Конвою рассеяться и следовать в русские порты. Эскортным кораблям, кроме эсминцев, самостоятельно следовать в Архангельск". Вот он и следовал, но следуя, грамотно оценил обстановку и принял решение конвоировать суда, взял на себя ответственность. Это то, о чем еще Петр I говорил, призывая "не держаться устава, яко слепой стены".
    А траулер ПЛО «Айршир» дослужил до конца войны, был возвращён владельцам и, сменив имя на «Макбет», ловил рыбу до 1967 года, когда был пущен на слом.
    Кстати, чтобы взглянуть на событие "с той стороны", рекомендую книги
    Lund P., Ludlam H. PQ 17-Convoy to Hell The Survivor's Story. -- London: W Foulsham & Co, 1968.
    PQ-17 — конвой в ад. Пол Лунд служил на корабле охранения конвоя PQ-17.
    Schofield, B.B. The Russian Convoys. — London: B.T. Batsford Ltd., 1964.
    Скофилд Б. Русские конвои / Пер. с англ. А. Г. Больных. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

    1. mar4047083 Офлайн
      mar4047083 23 сентября 2017 20:23
      +1
      А если совсем честно ,то у конвоируемых судов скорость была больше , чем у несчастной "лохани". Так ,что даже при большом желании ,ему было практически невозможно покинуть " конвоируемых ".
  8. ranger Офлайн
    ranger 23 сентября 2017 11:21
    +4
    Автор пишет что Грэдуэлл мог бы получить орден, но получил "Крест за выдающиеся заслуги"(DSO) - этот Крест и есть орден, которым награждались за боевые отличия те, кто не дотягивал до награждения высшей военной наградой Крестом Виктории. Крест занимал почетное место в наградной системе Великобритании.
    Георгиевский Крест, которым награждали в Российской Императорской Армии - тоже орден несмотря на название...
  9. Авиатор_ Офлайн
    Авиатор_ 23 сентября 2017 11:28
    +3
    [/quote]Наконец суда уперлись в арктический шельф и остановились.[quote]

    Ше́льф (англ. shelf) — выровненная область подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением. Клим, ты бы хоть сначала узнал, что этот термин означает, а потом бы писал. Не путай шельф с паковым льдом.
    1. Curious Онлайн
      Curious 23 сентября 2017 11:37
      +2
      Не будте суровы к автору, ему слово понравилось, он в него и уперся. С помощью пакового льда.
  10. Klim Podkova Офлайн
    Klim Podkova 23 сентября 2017 14:49
    +6
    1. Всем спасибо за комментарии.
    2. Перед публикацией забивал в поиск на сайте "Военного обозрения" "лейтенант Грэдуэлл", получил "ничего не найдено" и только после этого выложил текст. "Поиск" Гэдуэлла и Гредвелла идентифицирует как двух разных людей, по этой причине и получился такой досадный прокол.
    3. Шельф - да, это я дал маху. Посыпаю голову пеплом. :-(
    1. Curious Онлайн
      Curious 23 сентября 2017 16:02
      0
      "Посыпаю голову пеплом". Что за рецепт, от кого, помогает? Из чего пепел?
    2. TIT Офлайн
      TIT 23 сентября 2017 16:53
      0
      Цитата: Klim Podkova
      Шельф - да, это я дал маху.

      это наука , нечего за буржуями конспектировать hi
    3. mar4047083 Офлайн
      mar4047083 23 сентября 2017 20:10
      +1
      Да и нет такого класса кораблей ,как "боевой или противолодочный траулер". После того ,как "лохань" вооружали и команду составляли из военных моряков - это был тральщик , сторожевой корабль или корвет. Банановоз , так целый крейсер ПВО. Команда траулера несёт обязательства согласно контракта ,а команда тральщика согласно устава и присяги.
  11. Монархист Офлайн
    Монархист 23 сентября 2017 16:54
    +4
    ка
    Цитата: noviczok
    Из Скофилд Б. Русские конвои / Пер. с англ. А. Г. Больных. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003, указанной Curious:

    Русский флот не оказал никакой помощи в защите конвоев, хотя протоколы, подписанные в Москве лордом Бивербруком и Гарриманом, предусматривали, что Великобритания и Соединенные Штаты лишь «окажут помощь в перевозке грузов в Советский Союз». Русские имели около 20 подводных лодок, 12 эсминцев, несколько миноносцев и торпедных катеров, тральщики и патрульные корабли, базирующиеся в Архангельске и Мурманске. Часть из них можно было использовать для усиления слабого эскорта конвоев, который мы смогли наскрести. Но с самого начала русские оказывали помощь только на последнем отрезке пути, оставив нам защиту конвоев на долгом переходе от Исландии до острова Медвежий.


    http://militera.lib.ru/h/schofield/02.html

    Получается какая-то мешанина : Вы ссылаетесь на серьезные источники и камрад Амурец также ссылается на авторитетные источники,а истина как говорится"между ног".
    Как бы то ни было,но факт остается фактом: из 35 судов дошли лишь 11.
    ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ МОРЯКАМ Северных конвоев!!
    Тогда и англичане с каналами и русские и поляки,где попадалась информация,что в полярных конвоях участвовали и поляки,они все тогда были единны в борьбе с фашизмом.
    1. noviczok Офлайн
      noviczok 23 сентября 2017 18:34
      +1
      Абсолютно согласен!
  12. сайгон Офлайн
    сайгон 23 сентября 2017 17:45
    0
    Вот ведь только ну не за какие заслуги не мог Гредуэлл орден получить ,хоть лично Гитлера в тазике утопи !
    В Британии ордена не дают , там становятся кавалерами ордена , что несколько отлично по смыслу .
    Ну а боевой траулер это сильно .
  13. LeonidL Офлайн
    LeonidL 23 сентября 2017 21:45
    +1
    Настоящий Герой!
  14. геолог Офлайн
    геолог 24 сентября 2017 11:36
    +1
    Сэр Уинстон,Ч ответил Сталину по этому поводу -" англичане звери морские, а русские -сухопутные" Вы считаете, что я ничего не понимаю в морских делах" обиделся Сталин. " Поверьте мне, что я имею больший опыт в морских операциях. Уверен, что наши моряки сделали все , что возможно в человеческих силах" ответил Черчилль.
    Конвой №17 пал жертвой трагических случайностей и недоразумений. Командир дивизиона эсминцев воспринял маневр крейсеров как начало атаки германских сил с Тирпицем во главе, а потом просто физически уже не мог догнать конвой и был вынужден присоединится к крейсерам по разрешению командования. А если бы атака немцев действительно состоялась - он был бы не лишним. Хотя командование не дало оценки его действиям, но он длительное время больше не привлекался к боевым операциям и только в конце войны получил крейсер.
  15. borys Онлайн
    borys 24 сентября 2017 14:32
    0
    К вопросу о неисполнении приказа. Это был идиотский, а поэтому преступный приказ. Поэтому
    лейтенант Грэдуэлл поступил как настоящий военный и настоящий моряк. Ибо настоящий
    военный не должен уподобляться бессловесному барану, ведомому на бойню. Его задача на
    войне - дать бой противнику и нанести ему ущерб. Если этого никак нельзя сделать, он должен,
    по крайней мере, сделать все возможное для спасения жизней ввереных ему подчиненных и
    гражданских лиц. Грэдуэлл спасал не только людей и ценный груз, он также спасал честь своей
    страны и ее флага. В отличии от адмирала Паунда.
    1. ogi Офлайн
      ogi 24 сентября 2017 19:57
      +2
      Цитата: borys
      Это был идиотский, а поэтому преступный приказ.

      Преступный приказ, это, например, приказ расстрелять мирное население. Или пленных.
      А тактические маневры на море, это уже другое дело. И задача военного моряка выполнять приказы. А не рассуждать, правильные они или нет. Мало ли что там задумало высшее военное руководство.

      Айршир был брошен британцами точно так же, как и транспорты конвоя. И точно так же, как и остальные корабли непосредственного охранения конвоя. Фактически они все получили разрешение на оставление конвоя. Т.к. никакой технической возможности выполнить приказ у них не было.
      И вот здесь начинается самое интересное. Если остальные корабли непосредственного охранения (корвет ПВО Паломарес, тральщики Бритомарт, Хэлсион и Саламандер) сбились в кучу и начали сваливать от транспортов, рассчитывая на то, что их скромные особы интереса у немцев не вызовут, то Айшир поступил иначе.
      Официальная версия гласит, что он был таким рыцарем без страха и упрека. Кто знает, может быть, я с этим не спорю.
      Но не исключен вариант, что Айронклайд и Трубадур, а позже и Силвер Сод, были взяты им с собой в качестве громоотвода. Потому как из этих кораблей его траулер имел наименьшую ценность. И до него руки у немцев дошли бы в последнюю очередь. Случись что. Но этому отряду повезло и ничего не случилось. Поэтому уцелели все. Однако это только предположение.
      Цитата: borys
      Грэдуэлл спасал не только людей и ценный груз, он также спасал честь своей
      страны и ее флага.

      Вы раньше методички для инструкторов райкомов не писали?
  16. геолог Офлайн
    геолог 24 сентября 2017 22:13
    0
    Непонятно на какой приказ наплевал Гредуэл? Наоборот он выполнил приказ "конвою рассредоточится" и следовать дальше самостоятельно. Это был очень сложный маневр т.к. 35 довольно больших транспортов шли в нескольких колоннах и одновременный поворот куда попало привел бы к многочисленным столкновениям. Корабли экскорта естественно тоже в нем участвовали, а куда деваться, иначе бы их просто затоптали. Это солдаты в строю легко выполняют команду разойтись, а кораблям в громадном тесном конвое нужно выполнять свой маневр четко, согласно своему номеру в строю. Возможно моряки какой -то внешней колонны видели маневр эсминцев, но крейсера и линкор были, вероятно вне пределов видимости. Непонятно кто там сотрясал кулаками по поводу действий боевых кораблей? Этож не на футбольном стадионе происходило, а на огромном пространстве.
  17. Protos Офлайн
    Protos 25 сентября 2017 00:47
    0
    Цитата: noviczok
    Может не сколько конкретно эсминцы, но да, за безопасную проводку в этой части маршрута нес ответственность Советский Союз.

    К сожалению, железобетонные документальные доказательства этого с ходу я не найду, но вот еще одна ссылка к вышеуказанным:

    Поэтому главную тяжесть морских арктических перевозок и их охрану взяли на себя английские моряки. Их зона ответственности пролегала до острова Медвежий в западной части Баренцева моря.
    Восточнее его в дело вступали советские моряки и летчики. На Северный флот под командованием контр-адмирала Арсения Головко возлагалось уничтожение германских подводных лодок и надводных кораблей в своей зоне ответственности, а также встреча и отправка конвоев.


    https://ria.ru/analytics/20160831/1475704901.html

    Да-да, а ещё американцы Вторую Мировую Войну выиграли уничтожив 29 немецко-фашистских дивизий из 170 laughing
  18. voyaka uh Офлайн
    voyaka uh 25 сентября 2017 18:02
    +2
    После этого состоялся знаменитый "Новогодний" бой в Баренцовом море (31 декабря 1942 ).
    Англичане более слабыми силами (эсминцы) разбили немецкий флот (крейсеры),
    и с этого времени конвои с военной помощью приходили в СССР без приключений.
    (Но про него не любят вспоминать - как же: англичане победили... не в моде)
    1. TIT Офлайн
      TIT 25 сентября 2017 19:43
      0
      Цитата: voyaka uh
      (Но про него не любят вспоминать - как же: англичане победили... не в моде)

      ну так расскажи, препости статью ( если годная ,) добавь пару фото ( если в статье мало ),
      с удовольствием почитаем ( так чет слышал .ю именно про бой эсминцев, но не "новогодний ")

      и мода здесь не причём
    2. TIT Офлайн
      TIT 27 сентября 2017 18:17
      0
      Цитата: voyaka uh
      Но про него не любят вспоминать - как же: англичане победили... не в моде)

      мы

      в свободной стране bully lol
      https://topwar.ru/88827-novogodniy-boy-konec-germ
      anskogo-bolshogo-flota.html
  19. геолог Офлайн
    геолог 9 октября 2017 10:30
    0
    В следующем бою в Баренцевом море(Новогодний бой) англичане действовали с отчаянной храбростью и победили немцев, которые имели небольшое преимущество в классе кораблей, но попались в свои же сети. Британцы имели 2 легких крейсера и 6 эсминцев, против 2 тяжелых крейсеров и 6 эсминцев противника. Здесь сказалось более высокое мастерство английских моряков, да и мужества им было не занимать. Плохая погода тоже была на их стороне - снежные заряды постоянно снижали видимость.