Самоходная артиллерийская установка ShKH vz. 77 DANA (Чехословакия)

Стратегическая и тактическая мобильность имеет особое значение для самоходной артиллерии. Боевая машина должна за минимальное время подготовиться к стрельбе, выполнить огневую задачу и убыть в безопасное место. В противном случае она подвергается риску ответного удара. Требуемые возможности могут обеспечиваться разными способами. Весьма оригинальные решения были предложены в чехословацком проекте САУ ShKH vz. 77 DANA.

История проекта DANA восходит к началу семидесятых годов прошлого века. Тогда командование вооруженных сил Чехословакии выразило желание получить перспективную артиллерийскую самоходку, соответствующую актуальным требованиям. Появление такой машины позволило бы перевооружить артиллерийские части, не прибегая к закупке зарубежной техники. Сложившаяся ситуация позволила конструкторам отказаться от ряда традиционных решений и использовать некоторые новые идеи.


САУ ShKH vz. 77 DANA чешской армии на учениях Combined Resolve, ноябрь 2013 г. Фото The Joint Multinational Training Command Public Affairs Office



Проект перспективной САУ разрабатывался специалистами организации Konštrukta Trenčín. На правах субподрядчиков, отвечающих за те или иные компоненты, к работам привлекались прочие предприятия. В середине десятилетия разработка проекта завершилась. Позже были построены опытные образцы самоходок. По результатам испытаний последних САУ DANA была рекомендована к серийному производству и принятию на вооружение.

Полное официальное обозначение самоходки выглядит как Samohybná Kanónová Húfnica vzor 77 («Самоходная пушка-гаубица, тип 77») или ShKH vz. 77. Также используется дополнительное название DANA (Dělo Automobilní Nabíjené Automaticky – «Орудие с автоматической перезарядкой на автомобильном шасси»). В дальнейшем новые модификации САУ получали те или иные собственные обозначения.

Технический облик

К перспективному чехословацкому образцу предъявлялись те же требования, что и к другим САУ семидесятых годов. Однако для получения желаемых результатов было предложено использовать ряд новых или недостаточно распространенных решений. Как следствие, боевая машина ShKH vz. 77 имела самые заметные отличия от большинства других самоходок. В первую очередь, ее отличало колесное шасси. Кроме того, использовалась орудийная башня с оригинальным внутренним оснащением.

В качестве основы для боевой машины было взято специальное колесное шасси Tatra 815. Такое шасси имело крупную переднюю двухместную кабину, позади которой помещался моторный отсек. За корпусом последнего предусматривалась крупная и длинная платформа для монтажа полезной нагрузки – в данном случае орудийной башни. Часть агрегатов помещалась в небольшом заднем кожухе. Все основные агрегаты и кабина экипажа, а также орудийная башня получили легкое противопульное бронирование.


Чешские артиллеристы на учениях, октябрь 2012 г. Фото Dimoc.mil


Шасси в базовой конфигурации комплектовалось дизельным двигателем Tatra T2-930.34 мощностью 340 л.с. Крутящий момент двигателя распределялся на все восемь колес, являвшихся ведущими. В связи с высокими нагрузками, возникающими при стрельбе, самоходка не имеет возможности стрельбы с колес. При развертывании на огневой позиции машина должна вывешиваться на четырех гидравлических домкратах.

На центральной грузовой платформе шасси САУ ShKH vz. 77 устанавливается крупная броневая башня, вмещающая основные агрегаты автоматизированного обитаемого боевого отделения. Башня отличается характерным внешним видом: ее лоб имеет клиновидную форму, а борта образованы парой броневых листов, образующих похожую структуру. Лоб и крыша башни имеют крупную амбразуру, позволяющую вести огонь в широком диапазоне углов возвышения. Позади амбразуры, в корме, имеется крупная центральная ниша, разделяющая два бортовых отсека. Горизонтальное наведение осуществляется поворотом всей башни в пределах сектора шириной 225°. Вертикальная наводка – от -4° до +70°. Управление наводкой осуществляется дистанционно, при помощи электрических и гидравлических приводов. Также имеются ручные приводы.

Основным оружием САУ DANA стала 152-мм нарезная пушка-гаубица нового типа. Это орудие получило ствол длиной 36 калибров и полуавтоматический затвор с вертикальным клином. Системы монтажа ствола включают развитые противооткатные устройства. В составе последних имеются один гидравлический тормоз отката и пара пневматических цилиндров накатника. Также был предусмотрен однокамерный дульный тормоз.

Важнейшей особенностью чехословацкого проекта стало внедрение автоматики заряжания. Подача снарядов и гильз с метательным зарядом осуществляется раздельно, при помощи разных механизмов. Средства хранения разных составляющих выстрела располагаются в корме башни. В левом отсеке расположены устройства для работы с гильзами, в правом – для снарядов. Боеприпасы подаются на линию досылания и затем отправляются в камору при помощи автоматики. Автомат заряжания построен таким образом, что при досылании ствол может сохранять имеющееся положение; возвращение ствола на заданный угол возвышения не требуется. Задачей членов экипажа при этом является контроль за системами и работа со взрывателями. При необходимости заряжание можно выполнять полностью вручную.

Самоходная артиллерийская установка ShKH vz. 77 DANA (Чехословакия)
Самоходки на параде в Праге, 9 мая 1985 г. Фото Wikimedia Commons


Используя автомат заряжания, самоходка ShKH vz. 77 способна делать до 7-9 выстрелов в минуту. Ручная перезарядка сокращает темп стрельбы до 2 выстрелов в минуту. Возимый боекомплект – 60 выстрелов раздельного заряжания.

Самоходка получила весьма простые средства управления огнем. Для стрельбы с закрытых позиций предназначались прицелы ZZ-73 и PG1-M-D. Также проектом предусматривалось использование телескопического прицела OP5-38-D для стрельбы прямой наводкой. Получать целеуказание и данные для стрельбы предлагалось при помощи штатной радиостанции. Использование гироскопических приборов, автоматизированных систем расчета и управления не предусматривалось.

Орудие САУ DANA разрабатывалось с учетом совместимости с другими современными образцами. Так, оно могло использовать все существующие боеприпасы для советских орудий Д-20 и Д-22. Кроме того, с определенного времени чехословацкие оружейники работали и над собственными снарядами для своей самоходки. В итоге боевая машина получила возможность применения широкого круга боеприпасов разного назначения с отличающимися характеристиками. Основу боекомплекта составляют осколочно-фугасные снаряды. Также были разработаны кумулятивные, дымовые и т.д.

При использовании осколочно-фугасного снаряда 152-EOF, имеющего начальную скорость на уровне 690-695 м/с, пушка-гаубица самоходки способна атаковать цели на дальностях до 18 км. Модернизированный 152-EOFd с газогенератором летит на 2 км дальше. Дальность применения кумулятивных снарядов всех типов на практике ограничивалась только дистанцией прямой видимости. Современные активно-реактивные снаряды, предлагаемые с использованием последних модификаций САУ, имеют дальность стрельбы до 25-30 км.

Дополнительное вооружение чехословацкой самоходки состоит из одного крупнокалиберного пулемета ДШКМ. Пулемет монтируется на турели одного из люков башни. Боекомплект включает 2000 патронов в лентах и хранится на стеллажах боевого отделения.


Заряжающий также является стрелком-пулеметчиком. Фото Dimoc.mil


Экипаж боевой машины ShKH vz. 77 DANA состоял из пяти человек. Командир и механик-водитель располагались в передней кабине шасси. Доступ на их места обеспечивается парой люков в крыше. В лобовом листе корпуса имеются крупные ветровые стекла, прикрываемые подвижными щитками. В скулах находятся дополнительные смотровые приборы.

Трое других членов экипажа должны работать в боевом отделении. Для них предназначены крупные люки в бортах и крыше башни. В левой части башни находятся рабочие места наводчика и заряжающего, отвечающего за работу с гильзами. Второй заряжающий, контролирующий подачу снарядов, работает в правой части башни.

Применение колесного шасси привело к некоторому росту габаритов в сравнении с другой современной бронетехникой, но одновременно позволило сократить боевую массу. Длина САУ DANA достигла 10,5 м, ширина – 2,8 м, высота – 2,6 м. Боевая масса – 23 т. На шоссе самоходка может развивать скорость до 80 км/ч. Дальность хода – 600 км. Имеется возможность преодоления различных препятствий. Водные преграды пересекаются по бродам глубиной не более 1,4 м.

Производство и поставки

В середине семидесятых годов чехословацкая промышленность построила опытные образцы новейшей самоходки, и вскоре были проведены все необходимые испытания. По их результатам в 1977 году САУ ShKH vz. 77 приняли на вооружение. По ряду причин, старт серийного производства задержался, и первые боевые машины отправились в войска только в начале восьмидесятых годов. Для перевооружения чехословацкой армии в общей сложности было заказано и приобретено 408 самоходных артиллерийских установок.


САУ DANA-M1 CZ. Фото Excalibur Army / excaliburarmy.com


Вскоре после завершения испытаний перспективная самоходка была предложена третьим странам. Первым зарубежным заказчиком стала Польская Народная Республика. На вооружение ее армии поступило более 110 боевых машин. Еще 120 единиц позже было заказано Ливией. В случае с польским и ливийским контрактами речь шла о поставках машин DANA базовой модификации.

В определенный момент САУ ShKH vz. 77 была предложена СССР. Советские специалисты изучили этот образец, и сделали необходимые выводы. Чехословацкая бронемашина не имела решающих преимуществ перед существующими самоходками советского производства. Закупку импортной техники посчитали нецелесообразной. Тем не менее, в 1983 году для опытной эксплуатации было приобретено 10 машин.

В конце восьмидесятых годов, несмотря на споры в советском военном ведомстве, появился еще один заказ на сотню (по другим данным, более 110-120) самоходок DANA. Эту технику должны были использовать части 211-й артиллерийской бригады Центральной группы войск, развернутые на территории Чехословакии. Эксплуатация самоходок 211-й бригадной продлилась не более двух лет. В 1990 году советские войска вернулись в СССР, и имевшаяся самоходная артиллерия была передана чехословацкой армии.

После распада Чехословакии большая часть имевшихся в наличии самоходок (свыше 270 машин) досталась независимой Чехии, тогда как Словакия получила только 135 единиц техники. Впоследствии чешские военные сократили парк своей бронетехники, продав значительное число самоходок третьим странам. В частности, менее полусотни машин ShKH vz. 77 в середине двухтысячных годов отправились в Грузию.


Модернизированная машина на выставке. Фото Deagel.com


Имеются сведения об использовании САУ семейства DANA в боях. Так, вооруженные силы Грузии использовали некоторое количество своих ShKH vz. 77 во время конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. По имеющимся данным, сейчас грузинская армия располагает только 36 машинами таких типов, что позволяет оценить возможные потери. При этом несколько бронемашин стали трофеями российских войск.

В том же 2008 году пять самоходок польской армии были отправлены в Афганистан для участия в совместной операции стран НАТО. Подробности их применения неизвестны.

К началу известных событий 2011 года на вооружении Ливии оставалось не более 80-90 самоходок чехословацкого производства. Их судьба после начала гражданской войны неизвестна. Можно предположить, что эта техника вместе с другими образцами боевых бронированных машин активно использовалась в различных боях и несла потери. Нельзя исключать, что к настоящему времени все имевшиеся у Ливии ShKH vz. 77 были уничтожены или списаны по выработке ресурса.

Модификации

С середины восьмидесятых годов чехословацкая промышленность вела работы по улучшению имеющейся самоходки. Первый вариант модернизации был предложен в проекте под названием Ondava. Он предусматривал использование нового орудия со стволом длиной 47 калибров и двухкамерным дульным тормозом, дополненного улучшенным автоматом заряжания. Главным результатом такой модернизации стал рост дальности стрельбы. Максимальное значение этого параметра достигло 30 км.


Колонна новых DANA-M1 CZ следует в Азербайджан. Фото Bmpd.livejournal.com


Проект Ondava разрабатывался в неудачное время. Т.н. бархатная революция и распад Чехословакии помешали работе оборонной промышленности. В начале девяностых годов проект был закрыт ввиду невозможности его полноценной реализации. Тем не менее, наработки по теме не пропали. Позже их использовали при создании новых модификаций САУ DANA.

В конце девяностых годов словацкие специалисты разработали проект модернизации ShKH vz. 77 под названием MODAN vz.77/99. Это обновление не затрагивало конструкцию шасси или вооружения, однако предлагало новые средства управления огнем. Цифровая система управления повысила точность огня. Кроме того, некоторые новые приборы позволили отказаться от второго заряжающего.

Самым новыми вариантом базовой машины ShKH vz. 77 является самоходка ShKH DANA-M1 CZ. Несколько лет назад пражская компания Excalibur Army предложила проект модернизации, подразумевавший обновление шасси и силовой установки, а также монтаж новых средств навигации и системы управления огнем. Подобные меры привели к улучшению подвижности и повышению основных боевых характеристик.

В середине девяностых годов словацкие конструкторы доработали исходный проект ShKH vz. 77 с применением нового вооружения. Проектом M2000 Zuzana предлагалось использование 155-мм нарезного орудия, совместимого с боеприпасами стандартов НАТО. Позже были предложены новые варианты такой самоходки. Проект A40 Himalaya предусматривал монтаж существующей башни на танковом шасси, а САУ Zuzana 2, сохраняя основные черты предшественников, отличается улучшенным вооружением и новой электроникой.


САУ ZUZANA 2 с орудием калибром 155 мм. Фото Army-technology.com


Большая часть проектов модернизации САУ семейства DANA, по тем или иным причинам, не заинтересовала заказчиков. Первый заказ на поставку обновленной техники появился только в 1998 году, когда армия Словакии пожелала получить 16 бронемашин M2000 Zuzana. Впоследствии 12 машин в доработанной версии M2000G купил Кипр. В сентябре 2017 года стало известно о появлении контракта на поставку самоходок DANA-M1 Азербайджану. Количество и стоимость этой техники пока не уточняется.

***

Наличие собственной оборонной промышленности и большого опыта в соответствующих областях позволило Чехословакии обойтись без закупок экспортных самоходных артиллерийских установок и создать собственный проект. Как показали испытания и дальнейшая эксплуатация серийных машин ShKH vz. 77 DANA, проект оказался весьма успешным. Кроме того, он имел хороший потенциал с точки зрения модернизации.

Следует отметить, что по количеству выпущенных боевых машин семейство DANA вряд ли может конкурировать с некоторыми лидерами в самоходно-артиллерийской области. Впрочем, эта техника создавалась, в первую очередь, для нужд страны-разработчика и лишь потом пошла на экспорт. Однако и это не помешало нескольким образцам семейства пойти в серию и поступить на вооружение нескольких армий. Кроме того, развитие исходных идей первого проекта продолжается до сих пор.


По материалам сайтов:
https://globalsecurity.org/
http://armytechnika.cz/
http://excaliburarmy.com/
https://kotadef.sk/
http://deagel.com/
http://russianarms.ru/
http://forum.valka.cz/
https://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 42

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Вождь краснокожих 20 сентября 2017 15:42
    Спасибо за статью. Это моя самая любимая (теоретически) самоходка!))) При всех ее недостатках. Еще раз спасибо)
    1. профессор 21 сентября 2017 07:50
      Цитата: Вождь краснокожих
      Спасибо за статью. Это моя самая любимая (теоретически) самоходка!))) При всех ее недостатках. Еще раз спасибо)

      Вот еще статья с ТТХ.
      https://topwar.ru/9236-samohodnaya-pushka-gaubica
      -vz77-dana.html
  2. 32363 20 сентября 2017 17:56
    в 94-ом резали на Целиноградском вторчермете новенькие ДАНЫ на металл, помню что шильды и другие надписи были не на русском, непонимал, зачем такую красоту "под нож" надо было пускать. belay
    1. Qazaq 1974 21 сентября 2017 13:17
      Мне рассказывали что они стояли в Астане, все было интересно куда дели их...... точно порезали???
      1. 32363 21 сентября 2017 19:57
        Цитата: Qazaq 1974
        Мне рассказывали что они стояли в Астане, все было интересно куда дели их...... точно порезали???

        клянусь аллой пугачёвой yes , сами лазили по ним перед резкой и били бронеокна laughing , я ещё башенку скрутить хотел, там наверху у них есть по форме как у БТРов, с бронестеклом размером с кирпич и бронешторкой.
        1. Qazaq 1974 29 сентября 2017 17:15
          да уж.... ломать не строить...
  3. andrewkor 20 сентября 2017 18:03
    Чешские оружейники особо отличились во время ВМВ,даже благодарность от фюрера заслужили!
    1. R.L. 20 сентября 2017 19:12
      Документ в студию!
      А то слышат звон, да не знают где он.
      1. злой партизан 20 сентября 2017 21:32
        Цитата: R.L.
        Документ в студию!

        Их столько, что даже лень время терять. Достаточно припомнить САУ "Хетцер" и авиазавод по сборке Ме-262 в Братиславе:
        "Иначе сложилась судьба чехословацких «Мессершмиттов». Дело в том, что в годы войны чехословацкие заводы выпускали для люфтваффе практически полную номенклатуру комплектующих изделий к Me-262, включая турбореактивные двигатели BMW и Jumo. Поэтому вскоре после окончания войны производство самолетов было продолжено уже для нужд ВВС Чехословакии."
        В Братиславе-со слов И. Кожемяко.
        Кстати. В 1944 г. полковник И.Г. Старинов со своей группой (в которой, кстати, была и его дочь) был заброшен в Чехию. В задачу их группы входило и налаживание контактов с местными партизанами. Так вот. В Чехии они следов партизан не нашли и ушли в Словакию, где партизан обнаружили очень легко. Это описано в его мемуарах. Их всего 2 варианта. Этот эпизод найдёшь легко.
        1. Альф 20 сентября 2017 21:38
          Цитата: злой партизан
          Их столько, что даже лень время терять.

          Пусто также скажет, если вспомнит, конечно, сколько было актов саботажа и диверсий за годы 2МВ в Чехословакии.
          1. злой партизан 20 сентября 2017 21:51
            Цитата: Альф
            Пусто также скажет, если вспомнит, конечно, сколько было актов саботажа и диверсий за годы 2МВ в Чехословакии.

            На заводах Шкода был только один вид саботажа: всю войну рабочие хадили на работу в чёрном. Типа показывали траур. Что не мешало им вЪ..на немецких хозяев .не хуже Стаханова.
        2. тезей 20 сентября 2017 22:24
          Стоит вспомнит и танк 38(t) Aust который вермахт активно использовал против Красной армии. Серийно его выпускал завод ЧКД с22 мая 1939 года и до 1942года было выпущено 1480 единиц.
          По данным Центра военной экономики Германии, только на 31 марта 1944 года в распоряжение фюрера из цехов 857 заводов ранее присоединённой Чехии поступило почти на 13 миллиардов 866 миллионов марок оружия и снаряжения. Согласно немецким источникам в 1944 году Чехия ежемесячно поставляла в Германию около 11 тысяч пистолетов, 30 тысяч винтовок, более 3 тысяч пулеметов, 15 миллионов патронов, около 100 самоходных артиллерийских орудий, 144 пехотных орудия, 180 зенитных орудий, более 620 тысяч артиллерийских снарядов, почти миллион снарядов для зенитных орудий, от 600 до 900 вагонов авиационных бомб, 0,5 миллиона сигнальных боеприпасов, 1000 тонн пороха и 600 тысяч взрывчатых веществ. Что касается производительности труда чехов, то она не уступала показателям немецких рабочих.
          Интересно, что основные цехи военных заводов Праги встали лишь 5 мая 1945 года . В общем чехи действительно ударным трудом вносили свой вклад в общее дело с нацистами.
        3. jonhr 20 сентября 2017 23:16
          вы забыли ещё рассказать сколько в армии Власова воевали
          1. mat-vey 21 сентября 2017 09:33
            Цитата: jonhr
            вы забыли ещё рассказать сколько в армии Власова воевали


            Ну так просветите ,только и процент укажите к численности РККА ,ну и там всяких эмигрантов не забудьте ...
            1. jonhr 21 сентября 2017 14:27
              Власов если мне не изменяет память был из красных командиров попавших в плен под Ржевском. причём здесь эмигранты?
              1. mat-vey 21 сентября 2017 14:31
                А-а-а,ну так сколько тысяч миллионов Андрей Андреевичей Власовых было в армии А.А.Власова?Или даже смысл собственных писаний не разбираете?
                1. jonhr 21 сентября 2017 14:33
                  более миллиона по источникам. и это были не чехи
                  1. mat-vey 21 сентября 2017 14:47
                    Источники сией фанпастики - плиз ..
                    1. jonhr 21 сентября 2017 14:52
                      ну да скажите что армия Власова тоже фейк. кстати , а как там насчёт дивизий СС состоящих из кубанских казаков?
                      1. mat-vey 21 сентября 2017 14:56
                        О как ...Афазия прогрессирует?Ну хорошо,ещё раз - источники Ваших фантастических данных численности армии власовцев ...И к стати что там не было эмигрантов ..
                  2. давно в запасе. 22 сентября 2017 12:29
                    серьезно???ну у вас и источники...вы уверенны что этот источник не ближайшая лужа?
              2. юра яковлев 14 ноября 2017 10:18
                Власов командовал второй ударной армией, у которой была задача прорвать блокаду Ленинграда. Тысяч сто пятьдесят, а может и двести от этой армии погибло в болоте у деревни Мясной Бор Новгородского района Новгородской области. Самому Власову удалось сбежать, а вот политруку Зуеву не повезло, его полицаи сдали немцам. В честь Зуева переименована деревня на границе Новгородской и Ленингадской областей
      2. serg.shishkov2015 21 сентября 2017 10:24
        немного смягчу предыдущий коммент-великолепная трёхоска Татра-111- подпольщики на заводе так потихому курочили, что вермахт отказывался их использовать
      3. faiver 21 сентября 2017 19:42
        ну не для кого не секрет что треть всей бронетехники вермахта чешского производства..., хотя я не поминаю претензии по этому поводу - страна была захвачена, вполне естественно что промышленность работала на захватчиков, французская промышленность так же после лета 40года пахала на вермахт и германию...
        1. serg.shishkov2015 24 сентября 2017 06:07
          про французов хорошо написано в книге Великий танковый грабёж, так сказать- все имена,пароли,явки!
  4. Альф 20 сентября 2017 18:42
    Самоходная артиллерия должна идти с танками в одном строю и с одной скоростью. Поэтому я считаю, что колесность Даны идет во вред. Колесные САУ хороши там, где есть разветвленная сеть хороших дорог, и в тех местах, где планируют "опереточные" войны против слабого противника. В европах колесные САУ воевать способны, в России-нет.
    1. R.L. 20 сентября 2017 20:21
      Вы думаете, что у нас армейцы только по асфальтах ездят? В открытой печати Вы найдёте и карты и фотографии наших полигонов. Посмотрите, а, потом подумайте как вам изменить Вашу точку зрения на способности колёсной техники.
      1. Альф 20 сентября 2017 21:37
        Цитата: R.L.
        Вы думаете, что у нас армейцы только по асфальтах ездят? В открытой печати Вы найдёте и карты и фотографии наших полигонов. Посмотрите, а, потом подумайте как вам изменить Вашу точку зрения на способности колёсной техники.

        А Вы посмотрите на фото России. Именно об этом и говорил Гудериан насчет направлений.
        1. CTABEP 21 сентября 2017 13:41
          Как бы то ни было, по сравнению 1940-ми ситуация с дорогами поменялась. Все же там где раньше ездила лошадка с тележкой - сейчас ездит автомобиль, и даже по убитой грунтовке где проедет "Нива" - проедет и батарея 8х8 САУ. Да и проходимость колесной недооценивать не стоит, тот же МАЗ-543 например, вполне бодро на моей памяти ездил по грязи, где солдаты разве что не зачерпывали голенищами сапог грязь.
      2. Michael Newage 20 сентября 2017 23:07
        Колесная техника, как бы то ни было, уступает гусеничной в плане проходимости. Но выигрывает в езде по асфальте. Вот и думаете, где в основном ездят ваши военные на своих колесных САУ. Плюс...как бы вам сказать чтобы не расстроить... но на ваших полигонах, дороги лучше, чем на некоторых наших дорогах общего пользования. Так что я исключительно за колесные шасси для американских и европейских САУ.
        1. ydjin 21 сентября 2017 08:24
          Цитата: Michael Newage
          Колесная техника, как бы то ни было, уступает гусеничной в плане проходимости. Но выигрывает в езде по асфальте. Вот и думаете, где в основном ездят ваши военные на своих колесных САУ. Плюс...как бы вам сказать чтобы не расстроить... но на ваших полигонах, дороги лучше, чем на некоторых наших дорогах общего пользования. Так что я исключительно за колесные шасси для американских и европейских САУ.

          Мы к вам в америки-европы приходить не собираемся, за то представить дану и ей подобные колёсные самокаты на раскисшей чернозёмной пашне или в расквашенной глине под дождём, то я думаю сии образцы самоходной техники превратятся в недвижимое имущество!
          1. Michael Newage 21 сентября 2017 16:55
            Мой вам совет, не особенно смотрите на флажок, а если и смотрите, то хотя бы читайте что именно человек пишет под этим флажком. Ну а потом можно уже и самому написать. Для справки, я из России и вы написали тоже самое что и на 2 поста выше вашего включая мой. Выключите свои ура патриотизм и включите мозги... laughing
      3. xetai9977 21 сентября 2017 09:22
        "В европах колесные САУ воевать способны, в России-нет."
        Страны покупают технику исходя исключительно для своего театра военных действий, а не где-то ТАМ..
        1. Michael Newage 21 сентября 2017 16:58
          У кого то театр военных действий, весь мир. А у кого то в стране есть и пальмы и северное сияние. Угадайте о каких двух странах я говорю laughing . И какую им интересно покупать технику? laughing
        2. Альф 21 сентября 2017 20:52
          Цитата: xetai9977
          "В европах колесные САУ воевать способны, в России-нет."
          Страны покупают технику исходя исключительно для своего театра военных действий, а не где-то ТАМ..

          Вот поэтому наши военные и заявили, что
          Чехословацкая бронемашина не имела решающих преимуществ перед существующими самоходками советского производства.
    2. mat-vey 21 сентября 2017 09:35
      Так не зря же СССР их в Европе держал ...как бронепоезда в гражданскую - вдоль дорог и использовать ..
  5. LPD17 21 сентября 2017 01:58
    да уж,пример ВМВ ...дражайшие наши "посетители" каких токо самоходок не делали. и много именно браты-чехи им подгоняли.... но ВСЕ на гусеничном шасси для России.хотя имели прекрасные шасси многотонных тяжелых рамных Мерсов,МАНов,Шкод....
    только гусеничные шасси для сау!!!
    1. serg.shishkov2015 21 сентября 2017 10:27
      а как тогда НОНА-СВК?
    2. R.L. 21 сентября 2017 10:59
      Тогда и армейские КАМАЗы ставте на гусеницы! А то, враги народа, их на колёсах в армию поставляют, заразы. Тайфуны, там разные, Волки и т.д.
  6. jonhr 21 сентября 2017 17:27
    mat-vey,
    сами и ищите вы ведь всё равно скажете что вы всё врети. но разные источники называют цифру в одну пятую войск вермахта на восточном фронте. это миллион двести или триста тысяч человек.
  7. panzerfaust 23 сентября 2017 14:10
    Интересно, а что стало с "Данами" и прочей техникой, попавшими в руки Российской армии в 2008 году? Уже перепродали?
  8. Грац 11 декабря 2017 14:44
    как по мне выглядит габаритной больно уж и не разворотливой, не для лесистой местности европы скажем так больше для саванн и подобных просторов подходит
Картина дня