Полигоны Флориды (часть 11)

После окончания «холодной войны» оборонные расходы США в 90-е годы подверглись существенному сокращению. Это отразилось не только на масштабах закупок вооружения и новых разработках, но и привело к ликвидации ряда военных баз в континентальной части и за пределами США. Функции тех баз, что удалось сохранить, как правило, были расширены. Ярким примером подобного подхода является авиабаза морской авиации Naval Air Station Cecil Field, расположенная в 19 км западней Naval Air Station Jacksonville.

«Цесил Фильд», основанная в 1941 году как филиал авиабазы «Джексонвилль», названа в честь коммандера Генри Бартона Сесила, погибшего в 1933 году при крушении дирижабля USS Akron. Во время войны аэродром «Цесил Фильд» являлся местом подготовки пилотов палубной авиации. В 1952 году база была выбрана местом постоянного базирования самолётов авианосных крыльев 2-го флота ВМС США. При этом территория базы увеличилась до 79,6 км². На аэродроме имеется четыре асфальтобетонных взлётно-посадочные полосы длиной 2449-3811 м. В период с начала 50-х до конца 90-х здесь размещались палубные самолёты: F3H Demon, T-28 Trojan, S-2 Tracker, A3D Skywarrior, F8U Crusader, F-4 Phantom II, A-4 Skyhawk, А-7 Corsair II, S-3 Viking, ES-3A Shadow, С-12 Huron, F/A-18 Hornet.



Пара истребителей F8U в полёте над авиабазой «Цесил Фильд» в 1962 году


Авиабаза «Цесил Фильд» сыграла заметную роль во время «Карибского кризиса». Именно здесь базировались тактические разведчики RF-8A 62-й и 63-й разведывательных эскадрилий ВМС, обнаружившие советские ракеты на Кубе. Для ремонта и обслуживания палубных самолётов в «Цесил Фильд» построены капитальные крупногабаритные ангары. Сокращение военных расходов сказалось на статусе авиабазы. В данный момент это резервный аэродром морской авиации, здесь на постоянной основе больше не размещаются самолёты палубных авиакрыльев, а только совершают промежуточные посадки, проходят ремонт и модернизацию.


Спутниковый снимок Google Earth: F-16 и F / A-18 разных модификаций, один самолёт принадлежит пилотажной группе Blue Angels

Рядом с ангарами, арендуемыми компаниями Boeing и Northrop Grumman, можно наблюдать не только флотские F / A-18, но и F-16, принадлежащие ВВС и Национальной гвардии. В «Цесил Фильд» происходит конвертация выработавших свой ресурс истребителей F-16 в радиоуправляемые мишени QF-16. Эти машины внешне отличаются от строевых истребителей законцовками крыла и килем, окрашенным в красный цвет.


Спутниковый снимок Google Earth: QF-16 на стоянке авиабазы «Цесил Фильд»


В 70-80-е годы авиабаза «Цесил Фильд» являлась местом, где тестировались новые модификации самолётов ДРЛО и РЭБ. Как уже говорилось в предыдущей части обзора, Береговая охрана, Таможенная служба и ВМС США запустили в середине 80-х совместную программу по пресечению нелегальной транспортировки наркотиков. Для контроля воздушного пространства в приграничной зоне использовались корабли береговой охраны и ВМС, стационарные радиолокационные посты, загоризонтные радиолокаторы, радары и оптоэлектронные системы, установленные на привязные аэростаты. Важным звеном антинаркотической операции стали палубные самолёты ДРЛО E-2С Hawkeye. Самолеты ДРЛО используются для обнаружения, сопровождения и координации действий при перехвате самолётов, незаконно перевозящих наркотики.

К патрулированию над Мексиканским заливом, как правило, привлекались самолёты резервных береговых эскадрилий ВМС. В ряде случаев экипажи резервных эскадрилий демонстрировали очень высокие результаты. Так, экипажи 77-й эскадрильи раннего предупреждения «Night Wolves» с начала октября 2003 года по апрель 2004 года зафиксировали более 120 случаев нарушения воздушного пространства США. Патрулирование в интересах Береговой охраны и Таможенной совместно с истребителями F / A-18 продолжается до сих пор. Но так как это не является приоритетной задачей морской авиации, адмиралы, руководствуясь собственными интересами, не всегда выделяли «Хокаи» для пресечения незаконного проникновения в страну. К тому же в 2006 году в целях снижения расходов было принято решение о сокращении значительной части резервных эскадрилий ВМС. В основном в береговых эскадрильях служили Е-2С ранних серий, замененные на авианосцах машинами с более совершенным БРЭО. Однако американцы не спешили расставаться пусть и с не новыми, но ещё вполне работоспособными самолётами. Решением проблемы стала передача самолётов ДРЛО ликвидируемых резервных эскадрилий Береговой охране США. Всего в составе Береговой охраны было сформировано пять эскадрилий ДРЛО, помимо борьбы с наркотрафиком они рассматриваются как дееспособный оперативный резерв ВМС.

Однако в 70-80-е годы о передаче самолётов ДРЛО из состава палубной авиации ВМС не могло быть и речи. К тому же достаточно малогабаритный «Хокай» с его ограниченными внутренними объёмами не вполне удовлетворял потребностям Береговой охраны в части длительности патрулирования и удобства размещения экипажа. Пограничникам требовался самолёт с хорошими условиями обитаемости, способный не только вести длительное патрулирование, но и имеющий на борту сбрасываемые спасательные лодки и маркеры для оказания помощи терпящим бедствие на море.

Первоначально такую машину планировалось создать на базе военно-транспортного «Геркулеса», скрестив его с радиолокатором палубного «Хокая». В первой половине 80-х компания Lockheed создала в единственном экземпляре самолёт EC-130 ARE (англ. Airborne Radar Extension - воздушное радиолокационное наблюдение), установив на борту С-130 РЛС AN/APS-125 и аппаратуру связи и отображения радиолокационной информации морского Е-2С. Свободные объемы на борту «Геркулеса» были использованы для размещения сбрасываемых средств спасения и дополнительных топливных баков, в результате чего продолжительность нахождения в воздухе превысила 11 часов.

После передачи «радиолокационного» С-130 американской Погранично-таможенной службе, работающей совместно с Береговой охраной и Управлением по борьбе с наркотиками, самолёт получил обозначение EC-130V. Его «фронтовые испытания» во Флориде проходили на аэродроме «Цесил Фильд».


Полигоны Флориды (часть 11)

EC-130V


Хотя окрашенный в цвета Береговой охраны самолёт очень неплохо зарекомендовал себя во время миссий по выявлению контрабанды наркотиков, дальнейших заказов на эту машину не последовало. Военное ведомство не желало делиться очень востребованными военно-транспортными С-130, эксплуатируя их до полного износа. В то же время бюджетные ограничения не позволяли Погранично-таможенной службе и Береговой охране США осуществлять заказ новых «Геркулесов». Поэтому недорогой альтернативой самолёту ДРЛО берегового базирования EC-130V стали переоборудованные «Орионы», в избытке имеющиеся на базе хранения в «Дэвис-Монтан», хотя эти машины и уступали вместительному «Геркулесу».

В начале 80-х флот поспешил вывести в резерв базовые патрульные Р-3А и Р-3В, заменив их Р-3С с более совершенной противолодочной аппаратурой. Первым вариантом самолёта ДРЛО на базе «Ориона» стал P-3A (CS) с импульсно-доплеровской БРЛС AN / APG-63, взятой с истребителя F-15А. Радиолокаторы, как и самолёты, тоже были бывшими в употреблении. Во время модернизации и капитального ремонта истребителей старые радары заменяли новыми более совершенными AN / APG-70. Таким образом, самолёт радиолокационного дозора P-3CS являлся исключительно бюджетным эрзац-вариантом, собранным из того, что имелось в наличие. Радиолокационная станция AN / APG-63, установленная в носовой части «Ориона», могла видеть маловысотные воздушные цели на дальности более 100 км. Но при этом БРЛС была способна обнаружить цели в ограниченном секторе, и самолёту приходилось летать на маршруте патрулирования «восьмёрками» или по кругу. По этой причине Таможенная служба США заказала четыре P-3В AEW с радиолокационной станцией кругового обзора.


P-3В AEW


Данный самолёт ДРЛО создан компанией Lockheed на базе противолодочного самолета Р-3В Orion. На P-3 AEW смонтирована РЛС AN/APS-138 кругового обзора с антенной во вращающемся тарелкообразном обтекателе с самолёта E-2С. Эта станция могла обнаружить на фоне моря «Цессну» контрабандистов на дальности более 250 км.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты P-3В AEW и P-3CS на стоянке авиабазы «Цесил Фильд»

Ещё на нескольких «Орионах» установлены радары AN/APG-66 со списанных истребителей F-16А Fighting Falcon Block 15 и оптоэлектронная система AN / AVX-1, обеспечивающая визуальное обнаружение цели в условиях плохой видимости и ночью. Кроме того, самолёты ДРЛО, созданные на базе «Ориона», получили аппаратуру радиосвязи, работающую на частотах Таможенной службы и Береговой охраны США. В настоящее время для патрульных самолётов Пограничной службы принята светлая окраска с синей клиновидной полосой в верхней части фюзеляжа.

Город Джексонвилль, являющийся самым густонаселённым в американском штате Флорида, буквально окружен со всех сторон военными базами. Помимо аэродромов морской авиации в нескольких километрах восточней деловой части города расположены военно-морская база «Мейпорт» и база Морской пехоты «Блаунт».

Особенностью военно-морской базы «Мейпорт» является наличие в непосредственной близости от стоянки боевых кораблей аэродрома «Макдональд Фильд» с асфальтовой ВВП длиной 2439 м. В связи с этим база «Мейпорт» являлась в прошлом местом постоянной дислокации авианосцев: USS Shangri-La (CV-38), ВМС США Франклин Д. Рузвельт (CV-42), USS Forrestal (CV-59) и USS John F. Kennedy (CV-67).


Спутниковый снимок Google Earth: авианосец USS John F. Kennedy (CV-67) на стоянке военно-морской базы «Мейпорт»

После вывода авианосца «Джон Фицджеральд Кеннеди» из боевого состава флота в августе 2007 года, самыми крупными кораблями, приписанными к данной базе, являются десантные корабли «Иводзима» (LHD-7) водоизмещением 40500 т, «Форт Макгенри» (LSD-43) водоизмещением 11500 т и универсальный транспорт «Нью-Йорк» (LPD-21) водоизмещением 24900 т. Во время стоянки десантных кораблей и транспорта у пирсов, базирующиеся на их борту вертолёты и СВВП AV - 8B Harrier II размещаются на аэродроме.


Спутниковый снимок Google Earth: десантные корабли на стоянке ВМБ «Мейпорт»


Для отработки боевого применения самолёты палубной авиации с находящейся неподалёку авиабазы «Джексонвилль» используют участок морской акватории приблизительно в 120 км к северо-востоку от аэродрома «Макдональд Фильд». В этом районе осуществляются пуски противокорабельных ракет AGM-84 Harpoon и бомбометание по установленным на якорь или дрейфующим кораблям-мишеням.


Современный вид ВМБ «Мейпорт»


База Морской пехоты «Блаунт» расположена на восточной части одноименного острова, находящемся неподалёку от впадения реки Сент – Джонс в Атлантический океан. Размер острова Блаунт составляет 8,1 км², более половины его территории находится в распоряжении военных.


Спутниковый снимок Google Earth: техника и вооружение на острове Блаунт


Остров является крупнейшим местом хранения и погрузки техники и вооружения Корпуса морской пехоты на восточном побережье США. Именно отсюда осуществляется погрузка на морские транспорты и десантные корабли для переброски в Европу, Афганистан и на Ближний Восток.

За исключением Корейской войны основные потери боевой авиации США в прошедших конфликтах наносили не истребители, а наземные силы ПВО. В начале 60-х годов в ПВО СССР и стран-союзников появились зенитно-ракетные комплексы, которые оказали существенное влияние на ход боевых действий в Индокитае и на Ближнем Востоке. После этого в программу подготовки пилотов американских боевых самолётов был введён курс по противодействию ЗРК советского производства. На многочисленных полигонах по всей территории США были построены макеты советских ЗРК, на которых отрабатывали методику подавления. Одновременно с этим американские разведывательные службы прилагали существенные усилия для получения натурных образцов советских зенитных комплексов и радиолокационных станций. После ликвидации «Варшавского договора» и развала СССР у американцев появился доступ практически ко всей интересующей их советской технике ПВО.



Протестировав на полигонах натурные образцы, американские эксперты пришли к выводу, что зенитные системы советского производства по-прежнему представляют смертельную опасность. В связи с чем сохраняется необходимость регулярных тренировок и обучения пилотов ВВС и ВМС борьбе с ЗРК, ЗРС и зенитными автоматами с радиолокационным наведением. Для этого использовались не только макеты и натурные образцы ЗРК и РЛС, но и специально созданные мультичастотные имитаторы станций наведения зенитных ракет, воспроизводящие режимы, поиска сопровождения и наведения ЗУР на воздушную цель.



Согласно американским данным первая аппаратура такого рода появилась на полигонах в Неваде и Нью-Мексико, но и Флорида с её многочисленными авиабазами и полигонами не стала исключением. Начиная с середины 90-х аппаратуру такого рода по заказу американского военного ведомства создаёт компания AHNTECH.


Имитатор СНР, совмещённый с РЛС кругового обзора


Заказ на создание специальных радиотехнических станций, работающих на частотах и режимах советских РЛС и СНР, был выдан после того, как американские военные столкнулись с трудностями в ходе эксплуатации изделий советского производства. Те, кто служил в войсках ПВО СССР и эксплуатировал радиолокационные станции и зенитно-ракетные комплексы первого поколения, наверняка прекрасно помнят, каких трудов стоило поддерживать технику в рабочем состоянии. Аппаратура, построенная на электровакуумных приборах, требовала тщательного ухода, прогрева, настройки и регулировки. Кроме того, для каждой станции наведения, радиолокатора подсвета цели или обзорной РЛС шел весьма впечатляющий ЗИП, поскольку электронные лампы являются расходным материалом.

Испытав на полигонах технику ПВО советского производства и сняв характеристики излучения на разных режимах работы, американские военные попытались задействовать её в ходе регулярных учений. Тут то и начались проблемы, в США не оказалось необходимого числа высококлассных специалистов, способных поддерживать сложную аппаратуру в рабочем состоянии. А закупка и доставка широкой номенклатуры запчастей за границей оказалось слишком хлопотным и обременительным. Конечно, для эксплуатации советской электроники можно было нанять за рубежом людей, имеющих необходимый опыт и квалификацию, а также обучить своих. И, скорее всего, в ряде случаев так и поступили. Но учитывая масштабы и то, как часто ВВС и палубной авиацией проводились тренировки по преодолению ПВО советского образца, это было бы труднореализуемым и могло привести к утечке конфиденциальных сведений.



Поэтому на первом этапе американцы «скрестили» используемую на полигонах советскую электронную технику с современной радиоэлементной базой, заменив, где это было возможно, лампы твердотельной электроникой. При этом возникли достаточно странно выглядящие футуристичные образцы. Дело облегчалось тем, что модифицированным станциям наведения и подсвета не требовалось производить реальные пуски, а лишь имитировать захват цели и наведение зенитных ракет. Удалив часть блоков и заменив в оставшихся лампы полупроводниками, разработчики не только снизили массу, энергопотребление и эксплуатационные расходы, но и повысили надёжность аппаратуры.



В США весьма развит рынок оказания частными компаниями услуг по организации военных учений и боевой подготовке войск. Деятельность такого рода оказывается для военного бюджета гораздо менее затратной, чем, если бы этим занимались военные. По контракту с Министерством обороны США частная компания AHNTECH создаёт и эксплуатирует аппаратуру имитирующей работу советских и российских систем ПВО.

В прошлом в основном создавалась аппаратура, воспроизводящая работу станций наведения ЗРК первого поколения: С-75, С-125 и С-200. В последнее десятилетие на полигонах появились действующие имитаторы радиочастотного излучения ЗРС С-300П и С-300В. Комплект аппаратуры специального назначения совместно с антенным комплексом монтируется на буксируемых прицепах.


Облеченный буксируемый вариант имитатора СНР


В свою очередь, компания Tobyhanna специализируется на создании, эксплуатации и обслуживании радиолокационной аппаратуры, повторяющей характеристики мобильных войсковых комплексов: «Тунгуска», «Оса», «Тор», «Куб», «Бук». Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, станции имеют три передатчика, работающие на разных частотах, которые управляются дистанционно с помощью современных вычислительных средств. Кроме буксируемого варианта, существуют радиотехнические комплексы, установленные на мобильные шасси повышенной проходимости.

Различные имитаторы и техника советского производства имеются на межведомственном полигоне Range Air Force Avon Park. На спутниковом снимке хорошо различимы: мобильный ЗРК малой дальности «Оса», ОТРК «Эльбус», ЗРК «Куб», БТР-60/70 и ЗСУ-23-4 «Шилка».


Спутниковый снимок Google Earth: техника советского производства и имитаторы СНР на полигоне «Эйвон Парк»


Граница полигона начинается в 20 км к юго-востоку от города Эйвон Парк. Площадь полигона составляет 886 км², это пространство закрыто для полётов гражданских воздушных судов.



Полигон и военный аэродром «Оксилиари Филд», основанные в 1941 году, использовались для тренировочного бомбометания и обучения экипажей бомбардировщиков В-17 и В-25. На полигоне были построены мишенные поля, аэродром с макетами боевых самолётов, макеты населённых пунктов и укреплённые позиции, кусок железнодорожного полотна с вагонами.


Спутниковый снимок Google Earth: мишенное поле полигона «Эйвон Парк»


На примыкающем к полигону озеру Арбаклс появились бутафорские пирсы и макет подводной лодки, находящейся в надводном положении. В конце 1943 года здесь испытывали зажигательные бомбы, которые планировалось использовать против японских городов.



Интенсивность боевой подготовки на полигоне «Эйвон Парк» была очень высокой. До момента окончания Второй мировой в этом районе было сброшено более 200 000 авиабомб и расстреляны миллионы патронов. Максимальный вес боевых авиабомб не превышал 908 кг, но в основном это были инертные бомбы, заполненные бетоном, содержащие небольшой заряд чёрного пороха и пакет с синькой. В месте падения такой авиабомбы образовывалось хорошо видимое синее облако. На полигоне до сих пор продолжается сбор учебных и неразорвавшихся боевых боеприпасов. Если обнаруженные учебные бомбы просто вывозят для утилизации, то боевые уничтожают на месте.



В первые послевоенные годы будущее авиабазы и полигона было под вопросом. В 1947 году аэродром «Оксилиари Филд» законсервировали, а земли, занятые полигоном, предполагали продать. Но начавшаяся «холодная война» внесла свои коррективы. В 1949 году «Эйвон Парк» передали в распоряжение стратегического авиационного командования. На полигоне до сих пор сохранились кольцевые мишени диаметром более километра, по которым осуществлялось тренировочное высотное бомбометание массогабаритными аналогами ядерных свободнопадающих бомб.

В 60-е годы объект передали Тактическому командованию ВВС и здесь стали тренироваться пилоты истребителей-бомбардировщиков. В 90-е годы рассекретили документы, из которых следует, что в 50-60-е годы на полигоне велись испытания химического и биологического оружия. Во Флориде в частности выводились культуры грибка, которым предполагалось заразить посевные площади в СССР.



В данный момент полигон используется для тренировки пилотов 23-го авиакрыла ВВС летающих на истребителях F-16C/D и штурмовиках А-10С, а также палубных самолётов F/А-18 и AV - 8B и штурмовых вертолётов AH-1W. Пилоты не только производят тренировочные пуски ракет «воздух-земля», но и упражняются в стрельбе из бортовых пушек. Но для штурмовиков А-10С стрельба из пушек бронебойными урановыми снарядами в этой части Флориды по экологическим соображениям запрещена.



А-10С главным образом осуществляется бомбометание специальными практическими 25-фунтовыми бомбами BDU-33. Данный авиационный тренировочный боеприпас имеет баллистику аналогичную 500-фунтовой авиабомбе Mk82.


Подвеска практических бомб BDU-33 на штурмовик А-10С


При падении бомбы BDU-33 на землю взрыватель инициирует небольшой вышибной заряд, который выбрасывает и поджигает белый фосфор, дающий хорошо заметную на большом расстоянии вспышку и облако белого дыма. Также существует «холодная» модификация тренировочной бомбы, снаряжаемая тетрахлоридом титана, который при испарении образует густой дым.



Исходя из доступных спутниковых снимков, можно получить представление о масштабах проводимых здесь учений и тренировок. На территории полигона имеется множество мишеней, разного рода сооружений и стрельбищ.


Спутниковый снимок Google Earth: «Фантомы», установленные на полигоне в роли мишеней


Помимо площадок с устаревшей бронетехникой в ходе боевых упражнений используются макеты населённых пунктов, со зданиями, возведёнными из крупногабаритных транспортных контейнеров.


Спутниковый снимок Google Earth: макеты истребителей МиГ-21 и МиГ-29 на полигоне «Эйвон Парк»

На двух мишенных комплексах, воспроизводящих советские аэродромы, расположены списанные американские «Супер Сейбры», «Скайхоки» и «Фантомы», а также макеты истребителей МиГ-21 и МиГ-29. В 2005 году на полигоне расстреляли два вертолёта огневой поддержки Ми-25, захваченные в Ираке.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК С-75


На краю «вражеского аэродрома» построена позиция ЗРК С-75, представляющая собой правильную шестиугольную звезду. Такой вариант стационарной позиции был принят в 60-70-е годы и сейчас уже не используется. Также имеется несколько тренировочных позиций ЗРК С-125, войсковых мобильных комплексов и артиллерийских зенитных батарей.


Спутниковый снимок Google Earth: расстрелянная бронетехника


В данный момент на аэродроме «Оксилиари Филд» на постоянной основе не базируются авиационные подразделения. Как правило, отдельные эскадрильи прибывают сюда на срок от одной до трёх недель для участия в практических стрельбах и бомбометании. В последнее десятилетие в тренировках по боевому применению участвуют разведывательно-ударные беспилотники.



В ходе учений на полигоне ежегодно превращается в металлолом большое количество списанных самолётов, вертолётов, транспортных средств, бронетехники, 20 и 40-футовых морских контейнеров. На окраине аэродрома имеется площадка, где хранятся подготовленные к использованию и превращённые в металлолом мишени.


Спутниковый снимок Google Earth: площадка для хранения мишеней на окраине аэродрома «Оксилиари Филд»

Кроме боевых самолётов и вертолётов на полигоне регулярно тренируются артиллеристы Морской пехоты, проводящие стрельбы из 105 и 155-мм гаубиц. За год здесь реализуется более сотни различных учебно-тренировочных мероприятий в интересах ВВС, ВМС, КМП, Командования специальных операций, Сухопутных войск, Департамента полиции и ФБР. Как сказал один из американских экспертов-взрывотехников: «Если вам нужно что-то взорвать, то вы не найдёте места во Флориде лучше чем «Эйвон Парк»».

По материалам:
https://www.enterpriseflorida.com/wp-content/uploads/FDSTF-Presentations-2015.pdf
http://www.flregionalcouncils.org/2017/03/31/avon-park-air-force-range-joint-land-use-study/
http://www.floridatrend.com/article/17516/home-on-the-bombing-range
https://fas.org/man/dod-101/sys/ac/p-3.htm
http://ahntechdev.snuee61.com/
http://airportjournals.com/snyder-supports-usaf-bomber-training/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти