Немного о революциях: современные теории социальных революций

93

Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем…
(«Интернационал», А.Я. Коц)


Мы продолжаем публикацию материалов к.и.н., доцента О.В. Милаевой, посвященных теме приближающегося юбилея Октябрьской революции. Принцип такой: она пишет, я ее материалы редактирую. Соответственно она публикуется «у меня», я – у нее, и таким образом мы в целом охватываем значительное информационное пространство.
В.О. Шпаковский




На рубеже XX - XXI веков в научной социологической и политической мысли вновь возник интерес к разработке теории революции и революционного процесса. На протяжении XX века теория революции развивалась как экономическая и политическая теория, ее изучали с точки зрения психологии вождей и психологии масс, с точки зрения рационального или иррационального выбора, изучали структуралисты и теоретики депривации, в рамках неомарксизма и элитаристских теорий, в теории революций и государственных распадов…


Рис. 1. «Мы разрушаем границы между странами». СССР, 1920-е гг.

Следует констатировать, что теоретизация в настоящий момент в этом отношении отсутствует. Основы современной теории осмысления революций уже были сформулированы на протяжении трех поколений теоретиков изучения революционных процессов. Сегодня же ожидается появление четвертого поколения теории революции, как сформулировал это американский социолог и политолог Д. Голдстоун. Под его руководством проводились масштабные коллективные исследования внутрисоциальных конфликтов и стабильности в рамках глобальных исследований на базе ситуационного и количественного анализа в 1980-90-х годах. В той же связи стоит упомянуть и исследования революционных процессов и социальных угроз в странах третьего мира (Латинская Америка) Д. Форана, Т.П. Уикхэма-Краули, Д. Гудвина и др.

Вопросы, которые ставили перед собой исследователи, можно сформулировать так: закончилась ли эпоха революций? Если да, то почему? И главное: что же все-таки служит причиной революций?

Действительно ли в эпоху глобализации в социальной сфере характерна консервативная тенденция и неолиберальная экономика не имеет альтернативы, как утверждала Маргарет Тэтчер?

Выводы же ученых не столь однозначны. Так, в конце 1990-х этот вопрос обсуждался применительно к странам, наиболее уязвимым для революционных взрывов и научное сообщество пришло к прямо противоположным выводам. Так, Джефф Гудвин, известный профессор социологии университета Нью-Йорка, утверждал, что на примере стран Латинской Америки можно говорить об уменьшении почвы для резких революционных конфликтов. А не смену им должны будут прийти другие прогрессивные общественные движения, роль которых будет возрастать постепенно (феминизм, этнические движения, религиозные, меньшинств и пр.)

Его оппонент - Эрик Сэлбин - известный своей информационно-пропагандистской деятельностью, высказывал другую точку зрения: глобальный разрыв между имущими и неимущими не уменьшится, развитие неолиберализма не в состоянии этот разрыв выровнять, поэтому революции неизбежны и весьма вероятны в будущем. Тем более, если брать и культурологический контекст, то революция, особенно для стран третьего мира, с ее акцентом на сопротивление и обновленческой доминантой, всегда означает новое начало, вдохновляет людей, омолаживает культуру. Она сама по себе для нации является неким магическим действием по возрождению и самоочищению.

С таким утверждением соглашался частично и Джон Форан, профессор социологии университета Санта Барбары, который на рубеже XX – XXI веков занимался компаративными исследованиями революций. Именно ему принадлежит обоснование концепции постмодерновых революций, и прежде всего он отказывается от тезиса о конце революций. Он утверждает, что закончилась эпоха модерновых революций, основанных на классовом подходе. Теперь революционные процессы связаны с идентификацией общественных групп, исходя из других критериев – гендерных, культурных, этнических, религиозных и пр. Понимание класса и идентификации с ним заменяется поиском идентичности «связанной с тем способом, каким люди причисляют или ассоциируют себя с прочими, формируя социальные группы или коллективы». Основное отличие здесь заключено в том, что класс – это объективная социальная структура, а идентичность – искусственный конструкт, имеет отношение к дискурсивным практикам и культурно конструируется.

Немного о революциях: современные теории социальных революций

Рис.2. «Разрушим старый мир и построим новый». Китай, 1960-е гг.

Возражает он и сторонникам глобализма, утверждавшим, что революция, как борьба за власть в государстве, тоже теряет смысл, поскольку в глобализующемся мире сами государства теряют власть, мировые денежные потоки, потоки власти и информации обходят и минуют национальные государства, растворяя власть последних. Он считает, что в новом мире эта борьба будет также актуальна, но станет борьбой за идентичность и против инструментальной рациональности и «авторитарных характеристик модерна».

Относительно важности идентичности и идентификации с группой и ее роли в протестных движениях уместно вспомнить уже давно разработанную теорию моделей рационального выбора. Исследователи указывали на то, что индивидуумы, участвующие в восстаниях и протестных движениях, приобретают мотивацию, «рекрутируются и получают санкцию через уже существующие общины, к которым они принадлежат, но пробуждение специфически оппозиционной групповой идентичности зависит от действий революционных активистов и государства».

Упрочение оппозиционных убеждений в сознании индивидуумов, позволяющее сформировать оппозиционную идентичность взамен социальной, национальной, государственной и т.п. достигается за счёт ряда факторов. Среди них исследователи выделяют веру в эффективность протеста, которая подкрепляется частными победами и приобретениями революционной группы, несправедливость со стороны государства, свидетельства его слабости. Модели рационального выбора дают дальнейшее подтверждение этим выводам: нет противоречия с фактом коллективных действий; наоборот, анализ рационального выбора вместе с другими подходами используется для выявления процессов, посредством которых коллективные действия решают свои задачи, и общих характеристик таких решений. В основе всех этих решений лежат санкционирование и групповая идентификация.

Модели рационального выбора объясняют и эскалацию революционной мобилизации. К ней приводят уверенность в относительной слабости режима и наличие других групп и индивидов, поддерживающих протестные действия. Информационное воздействие в этом случае имеет значение и является катализатором для тех групп, которые уже имели внутреннюю убеждённость в несправедливости существующего социально-государственного устройства, а солидарность с аналогичными по взглядам группами позволяет получить уверенность в своей силе и способности переломить неудовлетворительную ситуацию. Таким образом создаётся «эффект прицепа»: всё новые и новые группы принимают участие в действиях, момент для которых кажется все более благоприятным.


Рис. 3. Вьетнам - Хо Ши Мин (агитационный плакат). Вьетнам, 1960-е гг.

В целом, ученые приходят к выводу, что революционный процесс неизбежен. Поскольку его основа – социальное и экономическое неравенство между классами и группами в государстве, шире и в глобальном контексте социальное неравенство между странами Севера (наиболее благополучные и богатые страны) и Юга (бедные и социально нестабильные страны) никуда не исчезло, а продолжает только углубляться.

Отметим, что революционный процесс в конце XX века пытались изучать и методами точных наук. Особенно с конца 1980-90-х годов в связи с развитием информационных технологий и программирования оживились количественные исследования революций с применением методов математического моделирования, но уже не на базе исторического материала, а на базе текущих политических событий. С этой целью применялся статистический анализ больших чисел, впоследствии – алгебра логики. Эти методы позволяют дать формальное описание логической стороны процессов. Алгебра логики имеет дело с логическими переменными, которые могут принимать только два значения: «да» или «нет»/«истина» или «ложь». Как бы ни была сложна логическая связь между логической функцией и её аргументами, эту связь всегда можно представить в виде совокупности трёх простейших логических операций: НЕ, И, ИЛИ. Этот набор называют булевским базисом. При моделировании учитывается специфика каждой из анализируемых ситуаций и допускаются разнообразные конфигурации независимых переменных. После этого с помощью тех или иных алгоритмов вычисляется минимальный набор или наборы переменных, которые характеризуют конкретные результаты (в нашем случае – революционных процессов). При этом интерес к классическим революциям, причинно-следственным связям и следствиям снижается.

В 1990-е годы методом регрессивного анализа изучались социальные конфликты (гражданские войны и повстанческие движения) периода 1960-1990-х годов на территории Африканского региона. В качестве примера можно привести исследования оксфордских и аналогичные исследования стэнфордских учёных. Обратим внимание на то, что основными элементами гипотезы, проверяемой независимо друг от друга всеми исследователями, являлись следующие:
1. наличие связи между нарастанием количества гражданских войн и периодом окончания «холодной войны» и порождёнными ею изменениями в международной системе;
2. наличие связи между нарастанием количества гражданских войн и этническим и религиозным составом населения;
3. наличие связи между нарастанием количества гражданских войн и существованием в государстве жёсткого политического режима, проводящего политику дискриминации в отношении отдельных этнических и религиозных групп.

Подтверждения в этих аспектах гипотеза не нашла. Исследователи приходят к выводу, что такие факторы, как религиозные и этнические различия, не являются глубинной причиной перманентных социальных конфликтов (косвенное подтверждение это находит и в работах С. Олзак, которая изучала влияние расовых и этнических различий на эскалацию социальных конфликтов на американском материале).

Не является ею, по результатам проводимых исследований, и дестабилизация политических режимов со стороны международных акторов. Политические действия государственных институтов, их режимные особенности и действия также не есть первопричина радикализации социальных отношений. Время протекания, набор участников и их эпизодические действия не влияют на причины зарождения социальных конфликтов. Все эти параметры имеют значение как условия протекания конфликта, определяют его особенности, но не более.

Но что тогда?

Вернемся почти на 150 лет назад. Стоит вспомнить взаимодействие в процессе общественного развития базиса и надстройки в рамках марксистской концепции. Надстройка: государственные институты, идеология, религия, право и пр. Базис: экономическое развитие и возникающие при этом отношения и их следствия. Диалектика, как известно, такова, что базисные отношения определяют конфигурацию надстройки, но не наоборот.

Можно также назвать и пять взаимосвязанных причинных факторов, выработанные Д. Фораном, которые должны совпасть, чтобы произвести революционный взрыв: 1) зависимость развития государства от внешней конъюнктуры развития; 2) изоляционистская политика государства; 3) наличие мощных структур сопротивления, выработанных в рамках культуры общества; 4) экономический спад или стагнация в течение длительного времени, и 5) мир - системного открытия (пусть до внешнего управления). Объединение в одном времени и пространстве всех пяти факторов приводит к образованию широких революционных коалиций, которые, как правило, добиваются успеха в обретении власти. Примером тому может служить Мексика, Китай, Куба, Иран, Никарагуа, Алжир, Вьетнам, Зимбабве, Ангола и Мозамбик. При неполном совпадении достижения революции сходят на нет или предвосхищают контрреволюцию. Примером того может служить Гватемала, Боливия, Чили и Гренада.


Рис. 4. «Да здравствует Куба!». Куба, 1959.

К чему же в итоге привел ученых независимый математический анализ? А вывод все тот же: основными факторами влияния на формирование и эскалацию социальных конфликтов являются слабое развитие экономики или застой в экономике, порождающий негативные социальные последствия; низкий доход на душу населения, высокий уровень социального неравенства. Выявлена также следующая закономерность: возрастание агрессивности политической борьбы, социальной дестабилизации и радикализации по мере развития свободной экономической конкуренции. Исторически это вполне подтверждаемо: тысячелетия отсутствия экономической конкуренции при разных формациях минимизировали социальные революции и конфликты. Время их нарастания относится как раз к периоду формирования капиталистических отношений, а пик наступает при «развитом капитализме», основа которого, как известно, – свободная конкуренция.

«Ни одной общепризнанной теории четвёртого поколения ещё не создано, но контуры такой теории ясны. Стабильность режима в ней будет рассматриваться как неочевидное состояние и существенное внимание будет уделено условиям существования режимов в течение длительного времени; важное место займут вопросы идентичности и идеологии, гендерных проблем, связей и лидерства; революционные процессы и последствия будут рассматриваться как итог взаимодействия многочисленных сил. Что ещё более важно, не исключено, что в теориях четвёртого поколения будут сочетаться результаты ситуационных исследований, модели рационального выбора и анализ количественных данных, а обобщение этих теорий позволит охватить такие ситуации и события, о которых даже не упоминалось в теориях революции прошлых поколений».
93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    26 сентября 2017 06:11
    Фундаментальные основы революции всегда одинаковы для любой системы, но разные по целям и задачам, и способам достижения! Карл Макс настаивал, что революция есть прогресс,Жан Жорес уточняет - варварский способ прогресса, а Бердяев горько замечает, что "Революции всегда бывают неудачные, удачных революций не бывает и быть не может. Они всегда порождают не то, к чему стремились, всегда переходят в свою противоположность..." Рассуждать можно сколько угодно и под любую человеческую выходку реализации своих глупостей найти умное теоретическое обоснование, но для России, точку в этом вопросе поставил Великий русский Поэт, очень простыми, но глубокими по мудрости словами:
    "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка."

    Тем не менее, лично я буду придерживаться мнения, Великая Французская революция, до жути кровавая, но Великая, Февральская "революция" в России - это буржуазный мятеж, а вот Октябрьский переворот, все же революция, наравне с Французской - Великая, потому что действительно человеческое общество получило импульс к дальнейшему своему развитию в невиданной еще до сели социальной экономически-правовой формации! Впрочем, здесь снова вспоминаем Александра Сергеевича...
    1. +4
      26 сентября 2017 07:16
      Цитата: Зяблицев
      Великая Французская революция, до жути кровавая, но Великая

      Французскую революцию сами французы не называют великой,так её стали называть только советские пропагандисты.Даже неловко как-то говорить о её величии - это было что то из области сатанизма.
      А вот определение нашей,так называемой социалистической революции,Иван Алексеевич Бунин - Всем существом понял,что такое вступление.... и зверя в город.Лица хамов...... потрясающе.....и мерзки.
      Пропуски (многоточие) сделал из этических соображений,Иван Алексеевич грубо высказался.Вот и вся суть любой революции.
      1. +11
        26 сентября 2017 07:46
        а не надо было доводить до белого каления крестьянство - вот "Лица хамов...... потрясающе.....и мерзки" и не увидели бы.
        Ленин был прав про созревшую революционную ситуацию
      2. +12
        26 сентября 2017 07:53
        bober1982 Здесь Вы не совсем правы, и по своему обыкновению продёргиваете-Великая потому что произошла первая и крупнейшая в Европейской истории трансформация общества от феодализма к капитализму, а советские пропагандисты всего лишь довернули, не совсем корректно, национальный праздник Федерации, назвав его Днём взятия Бастилии, потому что он приходится на 14 июля...Что же касается Бунина, не умоляя его литературных заслуг, в нем всего лишь говорит обида и злость, что немножечко, фигурально выражаясь,он не может как прежде слышать хруст французских булок в своём поместье в деревне Озерки... laughing
        1. +2
          26 сентября 2017 08:34
          А я всегда считал, что упомянутая трансформация произошлана полтора века раньше и в другой стране!
          1. +7
            26 сентября 2017 08:40
            Кто же с Вами спорит? Но дело все в том, что Английская революция была исторически ограниченной: отмена феодальных держаний касалась лишь дворян и никаким образом не затронула феодальных обязательств крестьян-копигольдеров, сохранив феодальные повинности. И не имела особого влияния на дела континентальной Европы, хотя конечно же предтечей французской революции ее считать можно и должноhi
            1. ogi
              +2
              26 сентября 2017 23:48
              Цитата: Зяблицев
              Но дело все в том, что Английская революция была исторически ограниченной

              Британская революция была первой. И точка. Оттого англо-саксы примерно с тех пор (чуть позже) и по сей день владеют миром.
              И было это еще в 17в. А некоторые якобы шибко продвинутые страны, стыдно сказать, 21 в на дворе, а все к буржуазному обществу перейти так не могут. Не доросли.
        2. 0
          26 сентября 2017 13:00
          Цитата: Зяблицев
          Великая потому что произошла первая и крупнейшая в Европейской истории трансформация общества от феодализма к капитализму

          Не было никакой трансформации, было демагогическое возбуждение масс,затем использование самых низких низменных страстей этих людей (насилие) - это общепринятая практика любой революции.
        3. 0
          26 сентября 2017 13:06
          Цитата: Зяблицев
          Что же касается Бунина, не умоляя его литературных заслуг

          "Окаянными днями" зачитывались ? если не умаляете его заслуг,так он там доходчиво доказал (как дважды два) всю суть революционной теории,которая совсем не совпадала с классиками марксизма-ленинизма.
          1. +4
            26 сентября 2017 18:37
            Много хотел написать, но ведь действительно "Окаянными днями" зачитывался-при всем таланте изложения, зависть,злость... и самое главное немощность изменить случившееся!Но это пол беды немощность,вот,как у Вас, понят причины и сущность происходящего...Вместо того что бы извлечь из этого урок Вы до сих пор пытаетесь заниматься никчемным оправданием!Даже в целом мудрая Русская Православная Церьковь канонизирует Николая внося дополнительный раскол в общество, хотя как организация милосердная должна была взять паузу, но не взяла же....Вопрос?Почему!И Вы туда же....Зачем?Россию не любите???
      3. +4
        26 сентября 2017 10:50
        Лица хамов...... потрясающе.....и мерзки.

        Споем песню мы, ребята,
        Да про наше про житье,
        Да про горюшко свое:
        Что в неволе все живем,
        Крепостными век слывем…
        Все они были господами,
        Начальниками над нами.
        Они были за судей,
        Нас не чтили за людей,
        Крепостными нас имели,
        Сами смачно пили, ели,
        Роскошничали, гуляли,
        Нас на скотину меняли…
        Я три года у матушки в гостях не была.
        Ах ты птушка, птушка вольная,
        Ты лети в мою сторонушку,
        Ты неси, неси соловушка,
        Ах, батюшке да низкий поклон.
        А матушке челобитьице.
        Что пропали наши головы
        За боярином, за извергом…
        Не было березки,
        С которой бы не ломали розги,
        На нашу-то грешную спину
        Ломали лозу и осину.
        Без вины били, карали,
        Носили на ногах колодки,
        И в железы еще ковали,
        — Так-то сильно горевали!...
        Терпели от боя боли,
        На руках были мозоли,
        Не было из нас человека,
        Чтоб без бою прожил века…
        Хоть и биты были больно,
        Да погуляно довольно…
        Темный лес — то наши вотчины,
        Тракт проезжий — наша пашенка,
        Пашню пашем мы в глухую ночь,
        Собираем хлеб не сеямши,
        Не цепом молотим — слегою
        По дворянским по головушкам… Отрывки из народных песен.
        Сомневаюсь, что прочтете, но чем....не шутит. Тарасов Б.Ю. Россия крепостная. История народного рабства.: Вече, 2011. 320 с. - (Тайны Росийссийской империи).
        1. +3
          26 сентября 2017 11:01
          я прочитал hi
          Лица хамов...... потрясающе.....и мерзки.

          эта песня и слова Бунина - всего лишь две стороны одной медали.request В одной стране существовали как бы два мира.
          1. +3
            26 сентября 2017 11:11
            hi У меня один вопрос остался, Николай, после прочтения книги, "как вообще, хоть кто-то остался из дворянства в живых после Революции, ведь крестьяне все помнили?"
            1. +4
              26 сентября 2017 11:18
              ведь крестьяне все помнили

              Не надо крестьян делать белыми и пушистыми. Просто крестьянский вопрос, и, особенно, повышение культурного и образовательного уровня надо было начинать решать гораздо раньше. А у нас славянофилы только как мантру повторяют - "крестьянская община, соборность" и прочее. Вот и досиделись в своей общине! А руководители слишком любили парады, дворцы и крестные ходы, когда нужно было строить заводы, железные дороги и заниматься боевой подготовкой. am
              1. +6
                26 сентября 2017 11:23
                Короче говоря, до Екатерины 2-й, дворянин, хоть и имел крепостных крестьян, но служил! Человек всю жизнь проводил занимаясь "боевой подготовкой", не было у него время в скота превращаться. А потом, "вольности дворянства". Таким образом, она у нас "матушка-императрица" и "Великая", а Иван Васильевич "упырь кровавый".
                1. +5
                  26 сентября 2017 11:34
                  Иван Васильевич "упырь кровавый"

                  Иван Васильевич был детищем своего времени. hi Надо относиться к нему адекватно, а не лепить икону с изображением бородатого херувима. stop Были плюсы, были минусы. В то время никто из нас жить не захотел бы точно request
                  1. +1
                    26 сентября 2017 11:51
                    Я, лично не леплю, у меня художественного дарования нет. wink Но, если серьезно, то Иван Васильевич был просто справедлив (по возможности) и таким остался в памяти народной. Да, крут, но дворяне являясь эксплуататорами, отдавали государству за это, свои силы, а часто и жизнь. Все трудились, каждый на своем месте. В этом и есть сермяжная идея справедливости. laughing ИМХО, но в этом плане, феодализм более "честное" общество, что ли, чем капитализм. Не зря оно все овеяно романтическими произведениями, та же "Игра престолов" на худой конец laughing Но жить в то время, да, упоси....
                    1. +1
                      26 сентября 2017 13:27
                      он остался также и царем, продувшим войну и устроившим народу опричнину. no
                      1. +2
                        26 сентября 2017 13:36
                        Вы, по "Князю Серебряному", это знаете? Народу ли устроил? Так почему, его так недолюбливали, мягко говоря, власть придержащая империи?
                      2. 0
                        18 ноября 2017 14:43
                        Путаете любезный. Продул одну войну, а остальные выиграл. Опричнину устраивали не для народа,сиречь смердов, а для бояр и дворян которые не поняли ,что наступило время самодержавия. Кстати , в благословенной Европе, в королевстве Французском,Людовик солнце без всяких угрызений совести казнил массово своих дворян за такое же пренебрежение к самодержавию. И что из этого. Французы не только не рыдают,что сколько там баронов или графьев живота и имущества лишились,но и славят Людовика. Так то.
                    2. +1
                      26 сентября 2017 14:18
                      Я, лично не леплю, у меня художественного дарования нет.

                      есть у Вас дарование love я про Вас лично и не говорил. hi Как вспомню события полугодовой давности и ломание копий над Иоанном, так хочется порой повторить drinks
        2. +1
          26 сентября 2017 14:53
          Я тоже прочитал,жалостливые какие-то строки.
          А вот Бакунин,видный революционер,анархист и сатанист в своем "Катехизис революционера" более твёрдо и убеждённо говорил : Наша цель - ужасное,полное,неумолимое и всеобщее разрушение.
          И при этом добавлял ....страсть к разрушению есть страсть творческая
      4. +4
        26 сентября 2017 15:09
        Цитата: bober1982
        А вот определение нашей,так называемой социалистической революции,Иван Алексеевич Бунин - Всем существом понял,что такое вступление.... и зверя в город.Лица хамов...... потрясающе.....и мерзки.

        И что?Обида талантливого писателя,но мелкого в своей безграмотности и склонности к собиранию сплетен человека,есть истина в последней интсанции?тем более что вы как всегда,берете его писанину с дневников раннюю.но не ту ,когда он уже говорил по иному..
        Л. Любимов в своей книге нашел очень точное определение : «Эмигрантский патриотизм — лишь кривое зеркало подлинной национальной гордости. Эмигранты хвалились Шаляпиным и Рахманиновым, Алехиным и конструктором «Нормандии». И это позволяло им еще больше уходить в прошлое, в пустые мечты, еще больше отдаляться от настоящей России... »
        Жизнь даже выдающихся людей в отрыве от Родины оказывалась надломленной. Рахманинов, Шаляпин, Бунин — эта надломленность терзала их до смерти...
        «И вот, оказавшись на чужбине, этот большой русский писатель в творчестве своем все же обращался к родному дому, как к единственно подлинному источнику вдохновения, хоть и не желал принять его новое бытие».http://www.proza.ru/2012/03/28/1429
        1. +1
          26 сентября 2017 16:26
          Если людей выбрасывали со своей Родины,то конечно жизнь станет надломленной.
          У Бунина есть очень любопытный рассказ (эмигрантский), "Богиня Разума" - французская революция,мадемуазель Обри,символ Свободы и проч.И не надо никаких научных социальных теорий,Бунин всё рассказал в небольшом рассказе.А вы говорите про склонность к собиранию сплетен.
          1. +2
            27 сентября 2017 10:51
            Цитата: bober1982
            Если людей выбрасывали со своей Родины,

            Они сами себя выбросили из страны,выбрав себе чужбину.
            А раз так,то и нечего из этих ненавистников.лепить икону.
            1. 0
              27 сентября 2017 11:31
              Что вы разболтались как на партийном собрании.
              1. 0
                28 сентября 2017 08:07
                Цитата: bober1982
                Что вы разболтались

                Действительнро.о чем вы тут болтаете?Привычка ?Ни о чем и хамски?
      5. +2
        26 сентября 2017 20:27
        А еще вы забыли упомянуть,как Бунин в Окаянных днях ждет немцев или кого еще, лишь бы только они усмирили восставший народ. Социальный расизм налицо. И откуда вы знаете, что о своей революции думают французы? А вот в трудах французских историков постоянно пишется Великая.
      6. +3
        27 сентября 2017 08:33
        Цитата: bober1982
        А вот определение нашей,так называемой социалистической революции,Иван Алексеевич Бунин - Всем существом понял,что такое вступление.... и зверя в город.Лица хамов...... потрясающе.....и мерзки.

        Может Бунин подсознательно под этим определением имел ввиду зажравшиеся "элиты" того времени?) По крайней мере к нашей действительности это даже очень подходит,- посмотрите на "депутатов" и представителей "элиты". А бунт это всего лишь следствие того колоссального разрыва между "хамами" и "рылами".
        1. +1
          27 сентября 2017 08:54
          Да,согласен,хамом можно быть и представителем бывшей элиты, и простолюдином.
          1. +3
            27 сентября 2017 09:08
            Цитата: bober1982
            Да,согласен,хамом можно быть и представителем бывшей элиты, и простолюдином.

            Либеральные "реформаторы" так не считают. Видно от туда и тяга к дворянским титулам.
            1. 0
              27 сентября 2017 09:24
              Все либеральные реформаторы в большинстве своём бывшая комсомольско-партийная элита,классический пример хамов.И в годы нашей революции были царские генералы и аристократы,что цепляли красные банты,тоже пример хамства.
              В советское время приходилось слышать-совесть рабочего человека.Хотя совесть,понятно,она либо есть,либо её нет,причем здесь рабочего человека.Так и с хамами,чекист Менжинский например был тонким знатоком поэзии,музицировал,но тоже классический пример хама.
              К дворянским титулам сейчас тяга,на мой взгляд,у проходимцев и прохвостов,слишком нелепо выглядит.
              1. +2
                27 сентября 2017 10:57
                Цитата: bober1982
                Все либеральные реформаторы в большинстве своём бывшая комсомольско-партийная элита,классический пример хамов.

                Да хватит уже педалировать "бывшие комса.комми"-ОНИ никогда и не были теми,кем считались по наличию партбилета.
                А были да,хамами и перевертышами-ВАШИ они по делам своим.чего вы открещиваетесь от своих?Это же они сделалии в 90 то что сделали для вас,так чего вы теперь рядитесь в ослепительно белые одежонки,как тот герой анекдота?
                Цитата: bober1982
                чекист Менжинский например был тонким знатоком поэзии,музицировал,но тоже классический пример хама.

                Да?И чем это доказывается,кроме вашей лжи?
                Вы и Менжинский..Он то в Истории,а вы всего лишь набор буковок и цифирок,не более того и на Историю никакого влияния не оказываете.
                Цитата: bober1982
                К дворянским титулам сейчас тяга,на мой взгляд,у проходимцев и прохвостов,слишком нелепо выглядит.

                А это все ваши,ваши-и только ваши,так что в хамском состоянии вам с ними и жить.
                1. 0
                  27 сентября 2017 11:28
                  Цитата: Pancir026
                  так что в хамском состоянии вам с ними и жить.

                  Нам с вами с ними жить.
                  Цитата: Pancir026
                  Вы и Менжинский..Он то в Истории

                  Здесь главное не влипнуть в Историю,как это получилось у Менжинского.
                  1. +1
                    28 сентября 2017 08:10
                    Цитата: bober1982
                    Нам с вами с ними жить.

                    Мне с вами иметь общее?Боже ,упаси от таких соседей.
                    Цитата: bober1982
                    Здесь главное не влипнуть в Историю

                    Вы уже влипли,когда на гнилых авторитетах,на предателях и прочей не принятой в порядочном обществе публике,пытаетесь выстроить" свое будущее"
                    1. 0
                      28 сентября 2017 08:37
                      Цитата: Pancir026
                      не принятой в порядочном обществе публике

                      А вот это любопытно,но ваша мысль ошибочная.Дело в том,что никакого порядочного общества не существует,и никогда не существовало.Все люди,повторяю- все, жадные,злые,лживые и похотливые.Отличаются друг от друга только - наследственностью,семейным воспитанием,образованием,стремлением бороться со своими дурными наклонностями,или наоборот- их усугублением.
                      Вот иногда говорят,какой ангелочек или какой порядочный человек! А вы в душу заглядывали ? что там творится.А вы что-то бубните про порядочное общество.
                      1. 0
                        28 сентября 2017 08:44
                        Цитата: bober1982
                        А вот это любопытно,но ваша мысль ошибочная.

                        Ошибочна?Нет уж..ваши герои,это всякое отребье- от всяких колчаков.семеновых.красновых и власовых с солженицыными ,буниными и прочими сахаровыми.а это публика.котороая в порядочном обществе считается прокаженной.в полном смысле слова-иуды и убийцы.
    2. +1
      28 сентября 2017 10:31
      "Февральская "революция" в России - это буржуазный мятеж, а
      вот Октябрьский переворот, все же революция"///

      Наоборот.
      Февраль - революция (широкое развитие недовольства и его использование
      различными партиями).
      Октябрь - вооруженный мятеж (организованный захват власти одной партией) в результате которого построили новое общество.
      Неудачное, на мой взгляд, но - о вкусах не спорят.
  2. +6
    26 сентября 2017 08:06
    Зяблицев- Отличные комментарии... good ..Многое с языка сняли.. hi
  3. +18
    26 сентября 2017 08:40
    Интересна и статья, и подход к проблеме - через призму современных западных теорий относительно социальных революций.
    Конечно, классика есть классика, но многое зависит от типологий революционных процессов
    1. +3
      26 сентября 2017 09:35
      Цитата: солдатъ
      Конечно, классика есть классика, но многое зависит от типологий революционных процессов

      Все революции кончаются одни и тем же: "... Поубиваем всех господ да бояр и сами станем господами да боярами..."
  4. +4
    26 сентября 2017 10:01
    А где же "Продолжение следует". Такая обширная, можно сказать философская тема, и так коротко. Ладно классиков обидели, неомарксистов забыли.
    Но совсем не представлены теории, основывающиеся на особой роли информационных технологий, знаний и культуры (А. Турена, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Г. Рейнгольда). А это как раз очень актуально сейчас.
  5. +2
    26 сентября 2017 10:29
    Цитата из статьи: "А вывод все тот же: основными факторами влияния на формирование и эскалацию социальных конфликтов являются слабое развитие экономики или застой в экономике, порождающий негативные социальные последствия; низкий доход на душу населения, высокий уровень социального неравенства."

    Судя по этому выводу нашу страну ждут социальные конфликты? Складывается впечатление, что ради этого вывода и писалась статья! Интересно!
    1. +5
      26 сентября 2017 10:58
      А в чем автор неправ? Просто к этому следует добавить, что страны "развитого" капитализма выработали эффективные специализированные системы выявления и ненасильственного урегулирования внутренних социальных противоречий, диагностирования внешних вызовов и выработки комплексных ответных стратегий. А все те "негативные социальные последствия", о которых говорит автор, они экспортируют в страны третьего мира, предоставляя им возможность испытывать у себя разные теории социальных революций.
      Дальше делайте выводы сами.
      1. +1
        26 сентября 2017 11:24
        Цитата: Curious
        А все те "негативные социальные последствия", о которых говорит автор, они экспортируют в страны третьего мира, предоставляя им возможность испытывать у себя разные теории социальных революций.

        Экспорт "негативных последствий" в страны третьего мира оборачивается миграцией населения стран третьего мира в те самые развитые страны из которых к ним пришли негативные последствия. Пример - безвиз для 404.
        1. +4
          26 сентября 2017 12:50
          Я смотрю, безвиз - животрепещущая тема везде, кроме Украины. Вы будете удивлены, но безвиз никак не повлиял на процессы миграции, так как они зависят совсем от других факторов. Так что с Вашим примером - это в раздел "Новости". Там у Вас единомышленников - туча.
    2. +1
      26 сентября 2017 15:15
      Цитата: vlad007
      Судя по этому выводу нашу страну ждут социальные конфликты?

      замечательный текст,как ответ на эту статейку.-"Нет-нет, да и встретится в сети натужный полупьяный всхлип:

      - Погубили Рассею большевички проклятые! Гореть им в аду! Вот мой дед, семёновский офицер....

      Или такое:

      - Я убеждённый монархист! Нет для России лучшего режима, чем монархия.

      Или такое:

      - Мои предки все были священниками (земскими врачами, купцами, крайний случай - зажиточными кулаками), а большевики проклятые их всех...."https://cont.ws/@douglas/724663
      Цитата: vlad007

      Складывается впечатление, что ради этого вывода и писалась статья! Интересно!

      При этом заметьте,те кто контролирует 75% народного достояния,сами ведут к тому,что напряжение в обществе нарастает.
      Уж если либералы,вопят то,что в принципе им вопеть противопоказано,а власти хочется,то понятным становится,что они чуют.
  6. +5
    26 сентября 2017 10:38
    Я не слышал какой-либо внятной современной теории о революциях,
    как не слышал какой-либо внятной современной теории о развитии
    человечества-общества вообще. Динамика увеличилась, изменений в повседневной
    жизни все больше (у нас во всяком случе). Информационная революция налицо.
    Внутренние напряжения меньше в открытых обществах. Но именно в открытые
    общества стремится иммигрировать люди из стран-аутсайдеров. И они меняют эти
    открытые общества не в лучшую сторону (в краткосрочной перспективе , по крайней мере).
    1. +1
      26 сентября 2017 10:50
      иммигрировать люди из стран-аутсайдеров

      как правило, они исповедуют чуждую культуру, и лучше плодятся..
      1. +2
        26 сентября 2017 11:11
        У меня над головой на пятом этаже поселились два товарища в характерных головных уборах и внешности соответствующей. Очень вежливые! Потом к ним прибыл еще один и сразу три ихние бабы в штанах. Одна сразу родила (!) им 9 месяцев не надо, а ТРИ, ТРИ девчонки разных возрастов появились и вовсе непонятно откуда. Теперь там их целое общежитие! А три эти девчонки в штанах и длинных рубахах гоняют по двору на самокатах. Полностью самодостаточны. Такой вот интернационализьм в действии.
  7. +1
    26 сентября 2017 11:12
    Цитата: Curious
    Но совсем не представлены теории, основывающиеся на особой роли информационных технологий, знаний и культуры (А. Турена, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Г. Рейнгольда). А это как раз очень актуально сейчас

    Это отдельная и очень сложная тема.
    1. +1
      26 сентября 2017 14:05
      у Вас в статье приведено фото китайского плаката, видимо, времен, "культурной революции". Эта тема, мне кажется, тоже стоит отдельных статей.
  8. +1
    26 сентября 2017 13:48
    avva2012,
    Народу ли устроил?

    Ахаха, держитесь, Доктор! drinks почему недолюбливали власть придержащие? потому что он занимался "прореживанием" их рядов, правда, "прореживали" вместе с холопами, но кто их считает? Холопы - разве не народ?
    я не люблю копаться в первоисточниках, процитирую Википедию:
    Общий результат опричнины историк XIX столетия В. О. Ключевский формулирует так: «Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовляла действительную». В результате этого:
    На западе войска Речи Посполитой успешно оттеснили русских. Ливонская война была окончена с незначительными достижениями русских;
    Шведские войска захватили Нарву, Копорье и др. уезды и отказывались их возвращать;
    В 1571 г. из-за низкой боеспособности опричного войска крымские татары сожгли Москву;
    Произошло дальнейшее закрепощение крестьянства, причём в самых жёстких формах (барщина).

    Уж не с бородатого ли воцерквленного херувима Иоанна пошли развеселые песенки, приведенные Вами и прочитанные мною? wink drinks
    Разве не правление Иоанна подготовило почву для последующей смуты? fellow
    1. +1
      26 сентября 2017 15:19
      Херувима из него не получится. Вы, конечно, Николай, сразу из тяжёлых орудий в виде Ключевского начали. crying Вылезая из под обломков, скажу так, что в местах не самого лучшего земледелия, для крестьянина лучше барщина, чем оброк. Народится ещё, что нет, а так, вспахал, посеял и никому ничего не должен. Был Юрьев день, который, как известно, Борис отменил (не везёт нам с этим именем) no А шляться туда сюда, это тоже не выгодно никому. Мысль об освобождении, тогда, даже в горячечном сне не пришла бы. Проигрыш в одной войне, это как пятно кофе на белых штанах в конце вечеринки. Все отлично, но.... Астраханский, Ногайский и Казанский царства/улусы, это не о чем, я так понимаю. Сибирь? Не, не слышал. Что ещё в плюс? Военные реформы, финансовые, административные. До конца опричненной не смог, но очень сильно пошатнул местничество. А то бы, как в Польше, гуляй, не хочу! Каждая личность, может посольство собирать куда угодно и правом вето иметь. fool Довыпендривались ляхи вскоросте. Так надо было сделать и у нас?
      1. +2
        26 сентября 2017 15:38
        Вот, ещё Ключевский пишет, что мол, "современники поняли". Хочется спросить, кто? На кого именно, уважаемый историк ссылается? Вы, не знаете? Я, лично, каюсь, нет. А так бы интересно было знать, что за современники.
        1. +1
          26 сентября 2017 15:59
          "современники поняли"

          летописи и переписку надо смотреть. Из российских только Курбский вспоминается, но нам он не авторитет. Генрих Штаден, вроде, тоже что-то написал, но, говорят, это больше напоминает Мюнхгаузена; в общем, если кто-то и будет о нем писать, то Самсонов laughing
          тяжёлых орудий в виде Ключевского начали

          Господь с Вами, цитату взял из Википедии. Може, там эти фразы вообще из контекста вырваны. drinks но общее мнение.. what
      2. +1
        26 сентября 2017 16:05
        Астраханский, Ногайский и Казанский царства/улусы, это не о чем, я так понимаю

        нет, все правильно. Жаль, Оператора нет, можно было бы продолжить тему под названием: "Иван Грозный - бородатый раздаватель по голозадым местам". fellow Но "европейцы" исправно отвешивали люлей нам, пока Петр Великий не реформировал войско. hi
        1. +2
          26 сентября 2017 16:29
          Речь Посполита, как раз в это время образовалась? Т.е., по одиночке, Литва и Польша противостоять уже не могли. Побеждать всегда и везде невозможно. Вломить крымским татарам за спиной которой стояла Оттоманская империя от которой мелко дрожали те же европейцы, мало? Присоеденить такие обширные территории, мало? Не знаю. Любого другого царя, да за меньшее, в ранг какой нибудь вознесли. Да и , вообще-то, первый царь, и признали его, другие современники, по серьёзней пацаны, чем все эти штадены-шмадены.
          1. +2
            26 сентября 2017 16:32
            Любого другого царя, да за меньшее, в ранг какой нибудь вознесли.

            видимо, неоднозначна была все-таки роль царя, что не вознесли. stop Возносить-то начали только при съемках фильма! hi (по политическому заказу). Причем по заказу такого же неоднозначного политического деятеля.
            Так в чем же разница между неоднозначным Грозным и неоднозначным Сталиным? what Грозный сдал все позиции под конец жизни. negative А Сталин вывел страну на одно из первых мест в мире. soldier История любит победителей! yes Тот же Петр положил множество душ, но.. он выиграл! hi
            1. +2
              26 сентября 2017 16:49
              Так личность стояла в тени какая?! Подстать! Эгрегор справедливости и сейчас). А возносят то, да... Ладно, это другая история. Матильду и Распутина при дворе Ивана, все равно, невозможно представить.
              1. +2
                26 сентября 2017 16:54
                Матильду и Распутина при дворе Ивана, все равно, невозможно представить.

                зато можно представить Басманова-мл., пляшущего перед Иоанном в женском платье. wink или зиц-председателя Симеона Бекбулатовича - так сказать, и.о. царя И.В. Бунша. laughing
                1. +1
                  26 сентября 2017 17:12
                  С Бекбулатовичем, там история темная. Как бы не меньше прав, чем Иван, на престол имел. А на счёт Басманова, на мой личный взгляд, лажа полная. Не то время, не те нравы. Ладно, Николай, я спекся. Блин. Абидно, но завтра на работу hi
                  1. +1
                    26 сентября 2017 17:15
                    Ладно, Николай, я спекся.

                    как это он спекся??? what (щас, треуголку только поправлю) soldier то есть, Прейсиш-Эйлау... выиграно мной только потому, что русские отступили? belay drinks шучу! Даже не думал спорить stop но дискуссия сегодня была крайне интересной, спасибо Вам! good drinks
                    Абидно, но завтра на работу

                    хорошего дня завтра, Дорогой Доктор! Поменьше больных love
                  2. +3
                    26 сентября 2017 18:02
                    Доктор,могу Вас подменить!
                    1. +3
                      26 сентября 2017 18:07
                      Доктор,могу Вас подменить!

                      "я, грит, не гинеколог, но посмотреть могу" feel drinks
                      Виктор Николаевич, кулаки размяли, хотите меня интеллектом размазать по полу? laughing че-то я уже подпустил, аж по штанам полилось. belay Как бы не пришлось Преподобного на помощь звать, он единственный, кто может противостоять Вам laughing шучу! love я готов! soldier "Оставьте лицо, цельтесь в сердце!" (И. Мюрат, последние слова) wink
              2. +1
                26 сентября 2017 17:12
                Эгрегор справедливости и сейчас

                Александр, не ломайте мне мозг умными фразами. belay У меня всего лишь два высших, чтобы понимать Ваши термины drinks
                1. +1
                  26 сентября 2017 17:29
                  Это из паравысших feel Спасибо и Вам по меньше работы!hi drinks
                  1. +2
                    26 сентября 2017 17:32
                    буду ждать Вас после смены! drinks hi
                    1. +3
                      26 сентября 2017 18:04
                      Я там написал доктору, что могу его подменить, чтоб Вы не скучали.
                      1. +2
                        26 сентября 2017 18:09
                        я уже Вам ответил drinks
  9. +1
    26 сентября 2017 18:00
    Владимир (bober 1982),
    Всё верно, но можно и короче обозначить:"утром деньги - вечером кресла"... кресла власти, естественно, а не с какими-то брюликами.
    Сейчас и другое прокатит:"вечером пряники - утром кресла"
  10. +4
    26 сентября 2017 18:50
    Микадо, Просто Вы с доктором в своей дискуссии оставили за бортом собственно тему статьи. В такой позиции привнести в оценку периода правления Ивана Грозного что то новое крайне сложно. В распоряжении у каждой из тяждущихся сторон есть тяжелая артиллерия в виде целых научных школ и, так как самый действенный метод убеждения - руками, применить нельзя, дискуссия стремится к бесконечности.
    Как по мне, интнресно было бы оценить время царствования Ивана Грозного именно с точки зрения теории социальных революций, допустим, теории политического конфликта Обершилла и Тилли, "отшлифованной" Скочполом. Тогда опричнина - политическое движение и столкновение группировок, идеалогизирующих социальные группы и решающих свои задачи, а Иван Грозный - руководитель одной из группировок.
    Возможны и диугие варианты, предположим агрегатно - психологическая теория Гешвендера. В любом случае будет интересно рассмотреть вопрос именно под этим углом.
    1. +3
      26 сентября 2017 19:08
      а Иван Грозный - руководитель одной из группировок.

      а почему мы "пляшем" не от оригинала-царя, а от группировок?
      теории политического конфликта Обершилла и Тилли, "отшлифованной" Скочполом.

      ВН, с Вашим умом.. короче, действенный метод убеждения - руками - можно не использовать good моя психика надорвана, а самооценка убита drinks затейник Вы, однако! laughing wink
      1. +3
        26 сентября 2017 20:34
        "а почему мы "пляшем" не от оригинала-царя, а от группировок"..
        Цари, как и любые другие правители, никогда не бывают "сами по себе". Они являются выразителем интересов определенной группы (не будем сейчас вдаваться в подробности).
        Иван Грозный стал царем в три года. Предвидя скорую смерть, его отец, Василий III сформировал для управления государством «седьмочисленную» боярскую комиссию (именно к опекунскому совету при малолетнем великом князе впервые стало применяться название «Семибоярщина». А ведь на трон были и другие претенденты, тот же димитровский князь Юрий.
        Так что было Ивну Грозному не до оригинальности.
        1. +4
          26 сентября 2017 20:41
          Они являются выразителем интересов определенной группы (не будем сейчас вдаваться в подробности).

          возьмем Опричнину. То есть, от мнения одного бесноватого, умеющего "заводить народ", ничего не зависит? а Наполеон? а Гитлер? понятно, есть единомышленники. Что первее - воля бесноватого "лидера", или интересы его окружения? what
          1. +2
            26 сентября 2017 21:35
            Если бы не существовали определенные условия - социальные, политические, экономические, Гитлер остался бы никому не известным художником.
            Коротко вспомним этапы стремительного взлета Гитлера.
            После Первой мировой Германия была, выражаясь фигурально, в глубокой заднице.
            В 1929 году Инфляция в стране была такая, что работающим гражданам зарплату выплачивали практически ежедневно. Деньги почти ежечасно обесценивались. Сумму, отложенную на обеденный перекус, нужно было успеть потратить еще с утра, потому что после обеда на продукты ее уже не хватало.
            Курс валют выглядел приблизительно так: 1 доллар = 3 млн дойчмарок (до войны это соотношение было таким: 1 доллар = 4 марки). В дополнение ко всему Германия согласно Версальскому договору выплачивала грабительские репарации странам-победительницам в Первой мировой.
            Сам Гитлер живет в Германии «на птичьих правах». Он является подданным Австрии и немецкого гражданства не имеет. В любой момент его могли просто выслать из страны.
            В бюджете Германии, которая до прихода Гитлера к власти называлась Веймарской республикой пусто в самом прямом смысле.
            Далее начинаются стремительные метаморфозы.
            Буквально за полгода до выборов глава национал-социалистов получает немецкое гражданство и принимает участие в этих самых выборах. Его партия приходит к власти при том, что даже не набрала во время голосования положенный 51%.
            Небольшая деталь - незадолго до выборов правительство изменило некоторые пункты закона, благодаря чему стало возможным провозглашение Адольфа Гитлера рейхсканцером Германии без победы его партии на выборах.
            И вот Гитлер, служивший во время Первой мировой простым ефрейтором и окончивший школу с двойками-тройками, начинает осуществлять грандиозную экономическую реформу.
            Одновременно в Германии начинают строиться дороги, санатории, заводы, производившие вооружение и технику, товары народного потребления (что очень важно!!!), растет стремительно уровень жизни голодавших недавно немцев.
            За пять с небольшим лет армия увеличилась лет более чем в 40 раз: со ста тысяч в 1933 году – до 4,2 млн человек накануне Второй мировой войны.
            Как Вы думаете, все эти чудеса - результат проявления "воли бесноватого Алоизыча", или результат деятельности "группы поддержки"?
            По Ивану Грозному навскидку так все не разложу, посидеть надо, да и условия другие, но то, что царь не сидел на троне сам по себе, маясь от скуки и размышляя, кого бы на кол посадить - глупость, могу сказать сразу.
            1. ogi
              +1
              27 сентября 2017 00:00
              Цитата: Curious
              И вот Гитлер, служивший во время Первой мировой простым ефрейтором

              А некто Джугашвили и в армии не служил. И был просто грабителем-налетчиком.
              Цитата: Curious
              окончивший школу с двойками-тройками

              А некто Джугашвили даже и школу не закончил. И ничего, 26 лет на хребте у народа просидел. Поимев его как только хотел и когда только хотел.
              1. +4
                27 сентября 2017 00:15
                Умный не говорит и половины из того, что знает, глупый не знает и половины из того, что говорит. Вам очень хотелось, чтобы на Вас обратили внимание. Но для этого не обязательно генерировать глупости.
            2. +2
              27 сентября 2017 06:54
              Как Вы думаете, все эти чудеса - результат проявления "воли бесноватого Алоизыча", или результат деятельности "группы поддержки"?

              hi Хочу высказать парадоксальную мысль, Виктор Николаевич. На мой взгляд, не смотря на двухтысячелетнюю историю монотеизма, большинство населения так и остаются язычниками. Иоанн Грозный, Петр Первый, Мао Дзедун, Иосиф Виссарионович, это так называемый, сонм "злых богов", а Николай второй, Екатерина великая (кто еще? request) "добрых". В голове, как бы, они становятся уже и не людьми со своими плюсами и минусами.
              Что касается Иоанна. Не смотря на величайшие достижения во время его правления, он запомнился в основном опричниной. Слово стало нарицательным и вокруг него водятся хороводы из сплетен, чьих-то буйных фантазий, различных домыслов. И причину всего этого шабаша, вроде бы, называли, но Иоанн, все равно, злыдень. А причина одна, на поверхности, просто очень серьезно царь затронул интересы местной элиты того времени с одной стороны (возможно ставшие во главе государства потом) и интересы "партнеров" на Западе. Тот поднявшийся вой, достиг просто таких немыслимых высот, что со здравым смыслом уже стал не совместим. Например, "по воспоминаниям современников", царь приказал повесить жену боярина в доме, а того под трупом трапезничать ежедневно. Можно не касаться чисто физиологических моментов связанных с покойниками, но задать себе вопрос, "потолки какой высоты были?", можно? Чисто физически под висельником, возможно поставить еще стол (упоминаемый в рассказе "очевидца"), тарелку, чашку, посадить за него наказанного таким образом? И таких "рассказов очевидцев", пруд пруди. И, ведь, умные люди верят sad
              Абсолютно верно Виктор Николаевич, вы пишите про то, что "Они являются выразителем интересов определенной группы". Для того чтобы начать реформы, царь должен был на кого-то опираться и этих кого-то, еще нужно было организовать, сплотить, задать им цель. Явно, ведь, основным ядром опричнины были мелкопоместные дворяне, которых бросили против бояр и князей стоящих за старые порядки, за "местничество". Но, кроме их, царь еще должен был опираться на часть тех, кто входил в высший эшелон власти или нет? Кто мог организовать предварительные договоренности, проплачивать работу тех, кто мониторил настроения будущих опричников их лояльность к будущим изменениям? Не сам же царь вызывал к себе каждого и вел с ним длительные беседы, "мол, я тут решил бояр пощипать слегка, согласен, нет?". А вдруг бы ошибся и тот стуканул куда надо? И, что, царь после этого, зажился на белом свете, нет? Поэтому, не могло не быть группировки, которая, сложно сказать, понимала дальнейшие последствия для страны "местничества" или нет, но, явно, боролась за власть. Конечно, потом, когда царь возглавил и со временем у него появились свои, лично ему преданные новые люди, он мог тех, кто стоял в начале, убрать. Но, мотором радикальных изменений, Иоанн, был навряд ли.
              1. +3
                27 сентября 2017 09:53
                Я тоже хочу высказать по нынешним временам парадоксальную мысль, пересекающуюся с Вашей. Образ "запада" - уж слишком демонизирован. Вместо того, чтобы объяснять процесс взаимоддействия с "западом" с точки зрения естесственного хода истории, все время выдвигаются "демонические" версии мировой закулисы. Деструктивный, на мой взгляд. путь.
                1. +2
                  27 сентября 2017 10:04
                  Та же проблема, что общности людей, что и отдельно человека, не желание признать, что зло отражается в собственном зеркале.
  11. +6
    26 сентября 2017 19:40
    Мне плакат с Хо Ши Мином понравился - такой благообразный дедушка! bully
    1. +3
      26 сентября 2017 20:46
      Дедушка многое сделал для независимости своей страны. И достоин всемирного уважения. hi кстати, его соратник, генерал Во Нгуен Зиап, главный военный Вьетнама периода освобождения от французов, умер в 102 года в 2013-м году. soldier
  12. +3
    26 сентября 2017 20:34
    Цитата: «…с развитием информационных технологий и программирования оживились количественные исследования революций с применением методов математического моделирования, но уже не на базе исторического материала, а на базе текущих политических событий. С этой целью применялся статистический анализ больших чисел, впоследствии – алгебра логики. Эти методы позволяют дать формальное описание логической стороны процессов...»

    Единственный метод, пригодный для исследования процессов это диалектический материализм и его применение к обществу - исторический материализм. Все остальное –словоблудие, с помощью которого буржуазия пытается обосновать, что время революций прошло.

    Цитата: «…При этом интерес к классическим революциям, причинно-следственным связям и следствиям снижается…»

    Как бы интерес у буржуазии к этому не снижался, еще ни одного события, у которого не было бы предшествующих причин, не произошло. Все в мире взаимосвязано, и для понимания происходящего необходимо исследование причинно-следственных связей между событиями.
  13. ogi
    0
    26 сентября 2017 23:45
    Цитата: Шпаковский В.О.
    приближающегося юбилея Октябрьской революции

    Порой Шпаковского читать интересно. Но не тогда, когда он пишет про химеры. Типа "Октябрьской революции". Сейчас хотя бы уже без неуместного упоминания "социалистической". Уже хорошо, уже прогресс. Осталось только убрать неуместное слово "революция". А потом, "октябрьская" (в октябре 1917г. ничего особенно существенного в России не произошло). А дальше уже можно приступать к конструктивной дискуссии.
    1. +3
      27 сентября 2017 09:08
      Цитата: ogi
      Сейчас хотя бы уже без неуместного упоминания "социалистической". Уже хорошо, уже прогресс. Осталось только убрать неуместное слово "революция". А потом, "октябрьская" (в октябре 1917г. ничего особенно существенного в России не произошло

      Не проще ли убрать ваше появление на свет, ну нет вас и все, и верно, ничего особенного не произойдет.
      1. ogi
        0
        27 сентября 2017 18:13
        Цитата: Александр Грин
        Не проще ли убрать ваше появление на свет

        Мое появление на свет. это исторический факт.
        В ВОСР, это бред сивой кобылы. Брехня, другими словами. Агитпродукт для лохастого пипла.
        1. 0
          27 сентября 2017 22:13
          Цитата: ogi
          Мое появление на свет. это исторический факт.
          В ВОСР, это бред сивой кобылы. Брехня, другими словами. Агитпродукт для лохастого пипла.

          Какой же это исторический факт? Вы помрете и от вас останется только кучка удобрения и о вас никто не вспомнит, а о Великой Октябрьской социалистической революции будут вспоминать и говорить до тех пор, пока человечество будет живо.
          1. ogi
            0
            27 сентября 2017 22:25
            Цитата: Александр Грин
            Какой же это исторический факт?

            Вы уже и с фактами спорите?
            Цитата: Александр Грин
            а о Великой Октябрьской социалистической революции будут вспоминать и говорить до тех пор, пока человечество будет живо.

            Как только лохастый пипл вымрет, а по физиологическим причинам случится это уже скоро, о такой химере, как ВОСР никто и не вспомнит. Потому что помнить о чьих-то неуместных выдумках глупо.
    2. 0
      22 февраля 2018 12:03
      Цитата: ogi
      Цитата: Шпаковский В.О.
      приближающегося юбилея Октябрьской революции

      Порой Шпаковского читать интересно. Но не тогда, когда он пишет про химеры. Типа "Октябрьской революции". Сейчас хотя бы уже без неуместного упоминания "социалистической". Уже хорошо, уже прогресс. Осталось только убрать неуместное слово "революция". А потом, "октябрьская" (в октябре 1917г. ничего особенно существенного в России не произошло). А дальше уже можно приступать к конструктивной дискуссии.

      Что значит слово революция?почитали ?а теперь скажите чем вам не нравится революция да еще к тому же и социалистическая?
  14. +4
    27 сентября 2017 09:04
    Весь мир насилья мы разрушим
    До основанья, а затем…
    («Интернационал», А.Я. Коц)

    Судя по выдержке из «Интернационала» и тому, какой смысл в него хотел "вложить" автор, "реформаторы" 90-х в РФ больше подходят под определение автора. Список уничтоженных советских заводов и фабрик не считая потерю территорий бывших республик не привожу, на этом оскомину набили.
    А вот список построенных после революции не считая ГОЭЛРО в период с 1938-го по 1941-й, с удовольствием перечислю:.( к сожалению модераторов испугал слишком длинный список построенных предприятий и его не пропустили. По тому, ограничусь ссылкой:http://istmat.info/node/9384
    Могут нынешние "строители" капитализма похвастаться хотя бы частью таких достижений?
  15. +1
    18 ноября 2017 16:38
    Итак автор со всей определенностью сообщает нам,неразумным конечно, что Ни одной общепризнанной теории революции четвёртого поколения ещё не создано, но контуры такой теории ясны. Пардонте. А кому ясны. Нужно уточнение. Мне так и не ясны. Ясны буржуазным как бы теоретикам пытающиеся создать хотя бы видимость каких то теорий. Я понимаю их мучения. Как можно создать научно обоснованную теорию революций ,когда она уже давно создана, напечатана и опробована на практике. Вот и приходится выеживаться по заданию работодателей. Главное их задание от их работодателей,а работодатели понятно кто -это крупная интернациональная буржуазия, выхолостить классовый характер революций , заменить его иным содержанием, что они и делают.Но , бумажные писания никогда не заменят практики. В современном обществе,в том числе и нашем Российском, классовые противоречия существуют в реальности. Противоречия между частным присвоением результатов общего труда наемных работников,выступающих в роли продающих свой труд и буржуазии этот труд покупающей. Естественно, что покупатель труда всегда будет заинтересован заплатить наименьшую плату из всех возможных вариантов. Может кто то расскажет ,что я что то путаю. А сколько в России работников получает зарплату в конверте и стало быть будут проблемы с пенсией в дальнейшем. Не надо мне только сказок рассказывать. Сам был капиталистом. Знаю ,проходил школу эксплуатации своих работников. Таким образом мое мнение по данному вопросу сводиться к следующему . Капитализм ,как формация, не решает наиболее существенных проблем современного общества. 26 лет капиталистического развития и России , и все стран бывшего СССР показало не способность капитализма решить проблем развития общества. Вывод . Классы и противоречия между ними существуют в реальности. Сущность капитализма не изменилась. Капитализм как формация не способна решить проблем возникающих перед обществом и тем более проблем в глобальном масштабе. Стало быть формация капитализма должна уступить свое место в истории другой формации основанной на общественной собственности. Захочет ли капитализм добровольно уступить свое место. В истории так никогда не бывало. Стало быть насильственное устранение мешающего развитию общества строя является исторической необходимостью. Это было и будет в будущем. Социалистическая революция неизбежна в масштабах всего мира. Не завтра,но неизбежна.
    1. 0
      22 февраля 2018 12:05
      Цитата: тезей
      Итак автор со всей определенностью сообщает нам,неразумным конечно, что Ни одной общепризнанной теории революции четвёртого поколения ещё не создано, но контуры такой теории ясны. Пардонте. А кому ясны. Нужно уточнение. Мне так и не ясны. Ясны буржуазным как бы теоретикам пытающиеся создать хотя бы видимость каких то теорий. Я понимаю их мучения. Как можно создать научно обоснованную теорию революций ,когда она уже давно создана, напечатана и опробована на практике. Вот и приходится выеживаться по заданию работодателей. Главное их задание от их работодателей,а работодатели понятно кто -это крупная интернациональная буржуазия, выхолостить классовый характер революций , заменить его иным содержанием, что они и делают.Но , бумажные писания никогда не заменят практики. В современном обществе,в том числе и нашем Российском, классовые противоречия существуют в реальности. Противоречия между частным присвоением результатов общего труда наемных работников,выступающих в роли продающих свой труд и буржуазии этот труд покупающей. Естественно, что покупатель труда всегда будет заинтересован заплатить наименьшую плату из всех возможных вариантов. Может кто то расскажет ,что я что то путаю. А сколько в России работников получает зарплату в конверте и стало быть будут проблемы с пенсией в дальнейшем. Не надо мне только сказок рассказывать. Сам был капиталистом. Знаю ,проходил школу эксплуатации своих работников. Таким образом мое мнение по данному вопросу сводиться к следующему . Капитализм ,как формация, не решает наиболее существенных проблем современного общества. 26 лет капиталистического развития и России , и все стран бывшего СССР показало не способность капитализма решить проблем развития общества. Вывод . Классы и противоречия между ними существуют в реальности. Сущность капитализма не изменилась. Капитализм как формация не способна решить проблем возникающих перед обществом и тем более проблем в глобальном масштабе. Стало быть формация капитализма должна уступить свое место в истории другой формации основанной на общественной собственности. Захочет ли капитализм добровольно уступить свое место. В истории так никогда не бывало. Стало быть насильственное устранение мешающего развитию общества строя является исторической необходимостью. Это было и будет в будущем. Социалистическая революция неизбежна в масштабах всего мира. Не завтра,но неизбежна.

      Коммунизм не только возможен,он неизбежен!