Большая «противолодочная игра» в Северной Атлантике! Type 26 «GCS» готовят к встрече с «Ясенями» и «Щуками»

28


Крайне приятное и интригующее для нас, а также из ряда вон выходящее для командования объединённых ВМС НАТО событие произошло в начале августа 2017 года в водах Северной Атлантики, где совместная авианосная ударная группировка в составе британского авианосца R08 HMS «Queen Elizabeth», американского атомного авианосца CVN-77 USS «George H.W. Bush», 2-х британских фрегатов класса «Дюк» (Тип 23), штатовских крейсеров класса «Ticonderoga» и «Arleigh Burke», а также норвежского фрегата F313 «Helge Ingstad» проводила военно-морские манёвры «Saxon Warrior-2017», направленные на повышение уровня оперативности и слаженности действий во время кризисных ситуаций, возникших на фоне появления новых угроз. Фактически учения были с треском провалены благодаря внезапному появлению в районе оперирования американской и британской АУГ «неизвестной» подводной лодки, едва «слышимые» гидроакустические признаки и иные физические поля которой красноречиво указывали, что это был малошумный многоцелевой атомный подводный крейсер пр. 885 «Ясень».



Неопровержимым поводом к данному выводу стала информация, предоставленная норвежским ресурсом Aldrimer.no со ссылкой на источники в Североатлантическом альянсе. В нём сообщалось, что в поиске предполагаемой К-561 «Казань» была задействована едва ли не полноценная смешанная противолодочная эскадрилья морской авиации НАТО, действовавшая с АвБ Будё, Кефлавик, Андойя, Лоссимаус, а также неназванных французских авиабаз. Найти и взять на сопровождение подлодку не удалось ни посредством датчиков магнитных аномалий на патрульной авиации, ни с помощью комплексирования гидроакустической информации с РГБ и современных корабельных ГАК AN/SQQ-89(V)3/6, установленных на РКр УРО CG-58 USS «Philippine Sea» и ЭМ УРО CG-75 USS «Donald Cook». Этот инцидент полностью подтвердил ранее сделанные предположения, что даже стандартная модификация МАПЛ пр.885 «Ясень» (без водомётного движителя) обладает в разы большей скрытностью, чем пр. 971 «Щука-Б» и лишь немного «недотягивает» до класса «Вирджиния».

Позднее, по вполне понятным причинам, в командовании ОВМС НАТО стали всячески отрицать неудачную «охоту» на «Казань», что нашло огромную поддержку и ликование среди псевдолиберальных российских СМИ, регулярно стремящихся очернить и дискредитировать любые военно-технические достижения России. Именно в этом случае включение ноток здравого ура-патриотизма в новостные публикации, с их дальнейшим репостом, становится более актуальным, ведь далеко не все читатели хорошо разбираются в тактико-технических параметрах военно-морской техники и не могут самостоятельно докопаться до истины, отличив дезинформацию от реальной ситуации. Впрочем, августовский «противолодочный переполох» в водах Норвежского моря не является единственным инцидентом, в котором натовские АУГ и противолодочная авиация теряли контроль над российскими многоцелевыми подводными атомоходами. Наиболее запомнившимся моментом можно считать появление российского подводного крейсера стратегического назначения пр. 955 «Борей» в проливе Лонг-Айленд в 2012 году. Так, согласно заявлению представителя российского оборонного ведомства, заход малошумного подводного атомного ракетоносца с БРПЛ на борту в территориальные воды США с дальнейшим всплытием близ Нью-Йорка был необходим для корректировки судовых навигационных приборов, вышедших из строя во время традиционного несения боевого дежурства.


Ракетный подводный крейсер стратегического назначения пр. 955 К-551 «Владимир Мономах»


На фоне этого стоит отметить, что «критическим» навигационным элементом данного класса ПЛАРБ является инерциально-навигационный комплекс «Симфония-У», оснащённый гирокорректором «Скандий». Точность определения подводных координат составляет для него порядка ± 1500-2000 м, что является очень неплохим показателем. Достигаются такие цифры даже в ходе недельного нахождения в подводном режиме, что было подтверждено во время боевого дежурства МАПЛ К-295 «Самара» (пр. 971 «Щука-Б») в 2002 году (субмарина оснащена аналогичным навигационным комплексом «Симфония-071»).

Выход из строя «Симфонии», предназначенной для точного определения координат «Борея» в условиях господства патрульной авиации противника или конфликта с использованием ядерного вооружения, крайне маловероятен, а поэтому появление подлодки в нескольких километрах от побережья США можно интерпретировать как первое немногозначное предупреждение о недопустимости попыток геостратегического давления на интересы Москвы на Европейском и Ближневосточном театрах военных действий. Даже если рассматривать «полуфантастический» вариант с выходом из строя ПНК «Симфония-У», можно отметить, что субмарина могла оставаться в подводном положении, не демаскируя своего местоположения. Таким методом подлодка могла бы легко избежать сближения с американским побережьем посредством использования бортовых конформных акустических антенных решёток большой протяжённости и носового ГАК МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б» в пассивном режиме работы (за счёт пеленгования шумоизлучающих целей в литоральной зоне). Более того, присутствие РПКСН «Борей» осталось бы нераскрытым. Но «сыграть мускулами», показав недостаточную эффективность противолодочных средств ВМС США «у их же ворот» было просто необходимо, и наши подводники справились с задачей на отлично.

После вышеуказанных событий в штаб-квартирах военно-морских сил и оборонных ведомствах стран-участниц блока НАТО стали всё чаще задумываться о шатких позициях своей противолодочной компоненты, которая практически не способна перекрыть 1300-километровые подводные рубежи в Норвежском море и Датском проливе от проникновения наших атомных подводных лодок, входящих в состав Северного флота ВМФ России. Как и следовало ожидать, далеко не последняя роль в стремлении укрепить ПЛО в Северной Атлантике принадлежит сегодня Великобритании. Как известно, руководство Туманного Альбиона на регулярной основе стращает население «плохими русскими», «их мощными подлодками и атомными крейсерами пр. 1144.2, готовыми нанести точечный удар по Лондону «Гранитами»» и т.д.

Так, 14 сентября 2017 года, Лондон в лице компании «BAE Systems», предоставил командованию Военно-морских сил США исчерпывающую информацию по проекту перспективного многоцелевого фрегата Type 26 «Global Combat Ship». Событие весьма неординарное: самодостаточные американские ВМС, которые на протяжении десятков лет полагались на боевые корабли, спущенные со стапелей штатовских судостроительных верфей «Ingalls Shipbuilding» и «Bath Iron Works», резко стали проявлять интерес к зарубежному проекту фрегата из Старого Света, строящегося на судостроительной верфи в Скотстауне. Данный выбор американцев имеет многостороннюю подоплёку.

Во-первых, это полное выведение из эксплуатации морально и технически устаревших фрегатов класса «Oliver Hazard Perry» (последний корабль FFG-56 «Sampson» был списан 29 сентября 2015 года). Несмотря на продолжение службы в XXI веке, в американском флоте фрегаты данного типа так и не прошли программу модернизации: на их борту был установлен устаревший одноканальный корабельный зенитно-ракетный комплекс SM-1, построенный вокруг «древнего» радиолокатора подсвета и наведения AN/SPG-60 STIR (более простой вариант иджисовского AN/SPG-62) и устаревшей системы управления огнём Mk 86. Командование ВМС США приняло решение не анонсировать дорогостоящую программу обновления данных фрегатов в пользу разработки и серийного производства более новых и многофункциональных литоральных боевых кораблей прибрежной зоны типов LCS-1 «Freedom» и LCS-2 «Independece».

Во-вторых, это несоответствие технических параметров литоральных боевых кораблей классов LCS-2/3 требованиям, которые предъявляются кораблям класса «фрегат». Так, дальность плавания тримарана LCS-2 на скорости в 30 — 35 узлов едва достигает 2500 — 2700 миль, в то время как фрегаты типа «Oliver Perry» могут пройти 4500 миль при скорости 20 узлов. В дальних походах, а также противолодочном патрулировании громадных океанских просторов дальность хода играет решающую роль в автономности от кораблей-заправщиков, которые, во время эскалации крупного регионального конфликта зачастую востребованы в зонах оперирования основных авианосных ударных ордеров. LCS же предназначены для контроля ближней морской зоны с удалением от 300 до 700 км от побережья. При этом, в список приоритетных задач входят: борьба с «москитными флотами» противника с помощью тактических ракет AGM-114L-8 (размещаются в перспективных ПУ SSMM), поиск/уничтожение донных и якорных мин с задействованием беспилотных аппаратов гидроакустической разведки AN/VLD-1(V)1 в составе комплекса RMV и AN/AQS-20A, а также нанесение точечных массированных ударов по береговым объектам противника на удалении в 200 км. Для этого применяются тактические крылатые ракеты (барражирующие боеприпасы) LAM комплекса XM-501LS, размещённые в вертикальной модульной пусковой установке CLU. Из этого вывод: «Litoral Combat Ship» в нынешнем исполнении практически не подходят для осуществления долговременной противолодочной обороны.

В-третьих, интерес ВМС США к британскому проекту Type 26 «GCS» связан с невозможностью отправки в Северную Атлантику большого количества ЭМ класса «Арлей Бёрк», поскольку данные «Иджис»-корабли предназначены для радикального увеличения ударных и оборонительных возможностей ВМС США в Переднеазиатском и Азиатско-Тихоокеанском регионах, где американцы всеми силами пытаются нивелировать активный рост боевых возможностей Ирана и Китайской Народной Республики. Британские «Глобальные боевые корабли» Типа 26 способны разрешить некоторые из вышеуказанных проблем, а поэтому запрос, сделанный «BAE Systems» со стороны ВМС США, можно считать огромным успехом Лондона как оперативно-стратегическом плане, так и в экономическом.

Первое, что необходимо отметить, это востребованность внушительного количества Type 26 «Global Combat Ship» для американского флота на фоне полного отсутствия кораблей класса «фрегат». Для выполнения противолодочных операций в Северной Атлантике, а также северной части Тихого океана Вашингтону необходимо не менее 30 — 40 подобных фрегатов. Это позволит неплохо загрузить мощности судостроительной верфи в Скотстауне ещё на 9 — 12 лет, в то время как планирующийся контракт может пополнить британскую казну ещё на несколько десятков миллиардов фунтов стерлингов. Наибольший же интерес вызывают боевые качества «Global Combat Ship» применительно к установлению противолодочных рубежей в Северной Атлантике, откуда ВМС США и ВМФ Великобритании ожидают «массового прорыва» многоцелевых АПЛ пр. 971 «Щука-Б», а также пр. 885/М «Ясень/М».

Наиболее продвинутым вариантом фрегата «Global Combat Ship» с расширенными противолодочными возможностями является Type 26 ASW («Anti-Submarine Warfare»), который будет оснащён в основном противолодочным и противокорабельным вооружением, размещённым в универсальных встроенных ПУ Mk 41 VLS. Противолодочное исполнение Mk 41 предусматривает использование специализированных удлинённых транспортно-пусковых контейнеров Mk 15, в которых будут находиться ПЛУР типа RUM-139VLA. Сразу после выхода из транспортно-пускового контейнера, ПЛУР разгоняется до сверхзвуковой скорости за счёт стартовой ступени с мощным твердотопливным двигателем. Система отклонения вектора тяги выводит RUM-139B на баллистическую траекторию полёта для дальнейшего попадания боевого «снаряжения» в участок оперирования подлодки противника. В качестве «снаряжения» используется компактная противолодочная торпеда Mk 46 Mod5A (длина составляет 2700 мм, масса — 258 кг), способная преодолеть ещё около 10 км после входа в подводный режим, что обеспечивает радиус действия не менее 30 — 35 км. В то же время, унификация данной противолодочной ракеты с системой управления вооружением Type 26 ASW потребует от американских и британских специалистов введения элементной базы, характерной для американских «Иджис»-кораблей. Она представлена подсистемой подводного целеуказания и управления Mk 16 Mod 6/7, предназначенной для синхронизации инерциально-навигационной системы ПЛУР RUM-139B с интерфейсами интегрированных корпусных гидроакустических комплексов AN/SQS-53B и ГАС с гибкой протяжённой буксируемой антенной AN/SQR-19. Между тем, данных об аппаратно-програмной адаптации комплекса «Asroc-VL» к новым британским фрегатам пока нет. Но даже если «Асрок» и поступит на вооружение закупленных американцами фрегатов Типа 26 ASW, на их противолодочном потенциале (без поддержки со стороны патрульной авиации) это серьёзно не отразится.

В частности, по западным данным, опубликованным адмиралом ВМС США Джереми Майклом Бурдой (Jeremy Michael Boorda) в 1995 году, дальность обнаружения российских подводных лодок пр. 971 «Щука-Б» с помощью основного интегрированного гидроакустического AN/BQQ-5 (МАПЛ класса «Los-Angeles») составляла всего 10 км в нормальных гидрологических условиях. Спустя 19 лет, в своей короткой статье «Борьба людей, а не идей», контр-адмирал ВМФ СССР в отставке Владимир Ямков привёл небольшую таблицу расчётов дальности обнаружения ПЛАРБ класса «Борей» с помощью новейшего ГАК AN/BQQ-10 сверхмалошумной подлодки класса «Вирджиния»: составила она 50 км (265 каб). Следовательно, МАПЛ пр. 885/М или «Щука-Б» могут быть обнаружены на удалении 60 и 70 км соответственно из-за отсутствия водомётного движителя, уменьшающего акустическую заметность.

Тем не менее, данные показатели можно считать справедливыми лишь для нормальных гидрологических условий. А теперь представьте себе воды Северной Атлантики и Норвежского моря, где каждая зима сопровождается прохождением мощных циклонов, вызванных Исландским минимумом. Они вызывают мощнейшие штормы, которые могут продолжаться на протяжении нескольких суток и многократно ухудшать гидрологическую обстановку. Дальность пеленгования в таких условиях может уменьшаться в несколько раз и не превышать 20 — 25 км, особенно если та же «Казань» или К-154 «Тигр» (усовершенствованный пр. 971 с увеличенной акустической скрытностью) будут осуществлять переход из Баренцева в Норвежское море на скорости до 7 узлов.


Буксируемая ГАС «Sonar 2087»


Выше мы говорили о наиболее продвинутом штатовском гидроакустическом комплексе AN/BQQ-10, установленном на подлодках классов «Sea Wolf» и «Virginia», в то время как на фрегатах Type 26 «Global Combat Ship» будет установлен интегрированный носовой «бульбовый» ГАК типа AN/SQS-53B/C. Несмотря на то, что им оснащаются крейсера класса «Ticonderoga» и эсминцы класса «Arleigh Burke», дальность действия во 2-й зоне конвергенции (в пассивном режиме) достигает лишь 120 км в нормальных гидрологических условиях, что заметно меньше, чем у AN/BQQ-10. Основываясь на этом, можно легко определить, что даже в условиях небольшого шторма дальность обнаружения подлодок класса «Ясень» может едва доходить до 12 км. Не «сглаживает» ситуацию и наличие ГАС с гибкой протяжённой буксируемой антенной (ГПБА) Sonar 2087 (Type 2087). Она является низкочастотным гидроакустическим инструментом — аналогом отечественной станции «Виньетка-ЭМ» и представлена гибкой звукопрозрачной композитной трубкой с сотнями пьезоэлектрических элементов-приёмников давления, генерируемого гидроакустическими волнами от подводных и надводных средств. Помимо нескольких сотен высокочувствительных гидрофонов (работающих в частотном диапазоне от 1 до 3 кГц), конструкция оснащена звукоизлучающим буксируемым устройством для работы в активном режиме. Дальность её действия может составлять 140-150 км против цели типа «надводный корабль», в то время как современные МАПЛ или РПКСН могут обнаруживаться на дистанции 50-75 км в благоприятствующих гидрологических условиях и аналогичные 12-15 км — в штормовых.

Из всего вышеуказанного делаем вывод, что даже 20 или 25 «глобальных боевых кораблей» Типа 26 «GCS» не смогут проконтролировать весь 1300-километровый участок Северной Атлантики на предмет оперирования наших субмарин. Дополнительное же привлечение противолодочных самолётов P-8A «Poseidon» и P-3C «Orion» лишь поверхностно «скрасит ситуацию» за счёт формирования более плотной сети из радиогидроакустических буёв.

Источники информации:
http://bastion-karpenko.ru/tip_26/
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/asroc_vla/asroc_vla.shtml
http://militaryrussia.ru/blog/military.tomsk.ru/category/topic/224/index-372.html
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 сентября 2017 06:37
    Выход из строя «Симфонии», предназначенной для точного определения координат «Борея» в условиях господства патрульной авиации противника или конфликта с использованием ядерного вооружения, крайне маловероятен, а поэтому появление подлодки в нескольких километрах от побережья США можно интерпретировать как первое немногозначное предупреждение о недопустимости попыток геостратегического давления на интересы Москвы на Европейском и Ближневосточном театрах военных действий.


    Логика у автора конечно странная. Лодка всплыла на территории вероятного противника. Какое это "предупреждение"???. Это ошибка. Будь это холодная война - утопили бы к чертовой матери или бы реквизировали.
    1. +12
      21 сентября 2017 09:18
      Цитата: Orel
      Лодка всплыла на территории вероятного противника. Какое это "предупреждение"???. Это ошибка. Будь это холодная война - утопили бы к чертовой матери или бы реквизировали.

      =======
      Логика "Orel" - еще БОЛЕЕ СТРАННАЯ..... КТО-НИБУДЬ, когда-нибудь слышал, чтобы в годы ХВ - "утопили к чертовой матери" (цитата) или ТЕМ БОЛЕЕ ЗАХВАТИЛИ советскую или амерскую АПЛ???? (случаи столкновений в расчет не беру, по вполне понятным причинам). А ведь и те и другие, в ТЕ времена РЕГУЛЯРНО залезали "чужую песочницу"!!!!!!
      1. +2
        21 сентября 2017 16:42
        Цитата: venik
        Лодка всплыла на территории вероятного противника.


        Но ведь здОрово получилось!
    2. +4
      21 сентября 2017 23:57
      Цитата: Orel
      Лодка всплыла на территории вероятного противника. Какое это "предупреждение"???

      Не следует воспринимать заявления г-на Даманцева серьезно.

      Хочется верить, что если когда-нибудь Борей действительно зайдет в пролив Лонг-Айленд с его глубинами в 30-50 метров, то партнеры смогут обеспечить офицерам лодки оперативную и качественную психиатрическую помощь с минимально необходимой изоляцией.
      Жаль, что никто не сможет обеспечить ее г-ну Даманцеву.
      А идти сдаваться лучше в Норфолк или Гротон.
    3. 0
      25 сентября 2017 22:37
      Да нет, логика как раз в порядке. Будь это война, лодка бы отстрелялась бы сначала своим боекомплектом по целям.
      1. 0
        21 декабря 2022 00:59
        Перед тем, как отстреляться, лодке надо ввести СВОИ точные координаты в расчёт программы полёта ракет и выйти в коридор пуска, если что. Иначе куда стрелять?
  2. +3
    21 сентября 2017 10:02
    Не было никакого всплытия... Та же клюква как и с Куком...
    1. 0
      21 сентября 2017 16:44
      Цитата: ЗВО
      Не было никакого всплытия...


      Всё равно здОрово !
  3. Комментарий был удален.
    1. +5
      21 сентября 2017 11:16
      hi Приветствуем старина!!!!
      Цитата: rudolff
      Господи, ну и бред!

      laughing За то как красиво! Картинки, циферки, буковки англицкие.....и водомётный движитель УФФФФ!!!
      1. Комментарий был удален.
    2. +4
      21 сентября 2017 11:30
      Цитата: rudolff
      Господи, ну и бред! Во истину, сон разума рождает чудовищ

      Этот инцидент полностью подтвердил ранее сделанные предположения, что даже стандартная модификация МАПЛ пр.885 «Ясень» (без водомётного движителя) обладает в разы большей скрытностью, чем пр. 971 «Щука-Б» и лишь немного «недотягивает» до класса «Вирджиния».
      Не пойму в чем радость? В данном раскладе , мы воможно и не подозреваем (в отличии от них), о присутствии "вирджиний" в наших портах.... recourse
      1. +2
        21 сентября 2017 12:16
        Цитата: NIKNN
        о присутствии "вирджиний" в наших портах....

        wassat good Уважаемый, честно скажу, давно так не смеялся yes
        Прежде чем писать, пожалуйста подумайте сперва! Не в обиду будет сказано.
        1. 0
          21 сентября 2017 12:45
          Смейтесь дальше, Serg65! В то время как "Вирджиний" на вооружении уже более 12, у нас только 2 подлодки пр. 885/М "Ясень" спущены на воду. ГАК "Иртыш-Амфора" может обнаружить её на удалении не более 25 - 30 км в хорогшую погоду, представьте же штормовую ситуацию!
          1. +4
            21 сентября 2017 12:52
            Цитата: Fulcrum29
            Смейтесь дальше

            laughing Т.е. вы тоже считаете что, "Вирджиния" может спокойно лежать на грунте допустим в акватории Мурманского торгового порта?
            Цитата: Fulcrum29
            ГАК "Иртыш-Амфора" может обнаружить её на удалении не более 25 - 30 км в хорогшую погоду, представьте же штормовую ситуацию!

            А вот об этом вы поинтересуйтесь у Рудольфа, что на 4 комента выше wink ! Да, что вы подразумеваете под штормовой ситуацией, друг мой?
            1. mvg
              0
              21 сентября 2017 23:25
              Т.е. вы тоже считаете что, "Вирджиния" может спокойно лежать на грунте допустим в акватории Мурманского торгового порта?

              Вроде АПЛ на грунт не ложатся... request
            2. 0
              23 сентября 2017 11:52
              Цитата: Serg65
              Т.е. вы тоже считаете что, "Вирджиния" может спокойно лежать на грунте допустим в акватории Мурманского торгового порта?

              Нет, что Вы. Там Огайо лежит. И не в Мурманске, а в Таганроге.
              1. +3
                24 сентября 2017 07:55
                Цитата: Вишневая девятка
                Нет, что Вы. Там Огайо лежит. И не в Мурманске, а в Таганроге

                stop Зачем вы палите свой флот? К стати в ковше Таганрогского порта лежат две Огайо, одна синяя, другая жёлтая wink
                1. +1
                  24 сентября 2017 13:18
                  Цитата: Serg65
                  в ковше Таганрогского порта лежат две Огайо, одна синяя, другая жёлтая

                  С украинскими экипажами.
      2. +1
        21 сентября 2017 17:14
        [quote=NIKNN][quote=rudolff] В данном раскладе , мы воможно и не подозреваем (в отличии от них), о присутствии "вирджиний" в наших портах.... recourse[/quote]

        Ну в самих портах то врядли, но ситуация с 3-мя (ранее , до начала БП остававшимися необнаруженными) лодками в зоне учений (погубивших Курск) - стандартная для всех времен.
        Читал как то год назад мемуары наших командиров тихоокеанского подплава.
        Про то, как они считали повреждения на своих лодках от столкновений с американцами.
        Столкновений было много, повреждений было мало - кто-то сверлил себе дырочку в пиджачке и кителе.
        Пока не нашлись люди, проанализировавшие характер нанесения повреждений.
        И выяснилось. что практически все повреждения были по ходу движения врага "с кормовых углов".
        Т.е. всегда на хвосте наших лодок сидели "американцы" и наши о них не знали...
    3. +2
      21 сентября 2017 11:56
      Мне интересно, как натовские корабли могли охотиться на Казань, которая еще достраивается . ЕЕ только по весне на воду спустили. На Севмаше то знают , что их недостроенная подлодка оказывается в самоволку ушла? belay
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        23 сентября 2017 02:08
        Вот-вот, я тоже слегка удивился, когда узнал. Но решил, мало ли, можете чего не понимаю? Может это такие "своеобразные" государственные испытания.
        дальность действия во 2-й зоне конвергенции (в пассивном режиме) достигает лишь 120 км

        Знающие люди, подскажите, какой тип ВРСЗ преобладает в районе Баренцева моря?
        1. +4
          24 сентября 2017 01:26
          Баренцево море является характерным представителем «мелкого моря», сложным в отношении г/а условий. Преобладание небольших глубин обуславливает значительную изменчивость скорости звука во времени и пространстве на всей территории моря. Выделяются два района - северная и южная части, граница между которыми проходит по 74 широте (между Шпицбергеном и Новой Землёй). Зимой везде наблюдается положительная рефракция, в летнее время преобладают типы 2 и 5. ПЗК существует только в северной части свободной ото льда и только с июня по сентябрь с осью залегания порядка 50 м. В октябре ось ПЗК выходит на поверхность моря.
          Учёт только ВРСЗ по глубине, тем не менее, не обеспечивает достоверного прогнозирования дальности действия ГАС. Должны быть учтены такие факторы, как влияния дна, состояние раздела сред, физическое и химическое состояние среды, влияние которых особо велико в условиях мелководных районов.
  4. 0
    21 сентября 2017 14:08
    "направленные на повышение уровня оперативности и слаженности действий во время кризисных ситуаций манёвры" превратились в "учения по противолодочной борьбе". Тоже неплохо.
  5. 0
    24 сентября 2017 15:50
    вот только Борев пока маловато....
  6. +1
    24 сентября 2017 17:32
    Все смешалось - люди, кони, навигация, гидроакустика... Подводную лодку найдёт только подводная лодка, а акустика на надводном корабле это баловство для дуэли на пистолетах Макарова.
  7. kig
    0
    16 января 2018 10:06
    Рассказы о том, как наша лодка всплыла в проливе Лонг Айленд, давно гуляют по российскому интернету. Некоторые идут дальше, и у них (чего уж мелочиться!) лодка всплывает прямо напротив статуи Свободы. Причем ни моряки, ни МО, ни наш МИД по этому поводу ничего не заявляет. Лишь некий "представитель оборонного ведомства", ни ФИО ни должности которого не известно, что-то такое глубокомысленно сказал. А почему, действительно, молчат "представители оборонного ведомства"? Конечно, неприятно, что на лодке настолько вышла из строя навигационная система, что ей, бедолаге, пришлось преодолеть не только пролив, но затем и реку Ист-Ривер, чтобы попасть к острову Свободы. И это все в подводном положении. Это же подвиг, которым можно гордиться! Но наши молчат. Не хотят, чтобы ими гордились. Наверное, им стыдно за отказ ну всех сразу навигационных систем. Вот американцы этим гордиться не должны, они должны вопить на весь мир о коварных русских, все газеты должны публиковать снимки ужасной русской АПЛ, а ихний МИД, по идее, должен слюной изойти. Даже, наверное, в ООН пожаловаться. Но что-то не слышно жалоб, и слюни, насколько помнится, никуда не летели. Что-то тут не так, какая-то тут игра, злые янки что-то скрывают. Они даже сумели заткнуть рот газетам и своей собственной свободной прессе, ибо ни в одной газете такого фото не появлялось. Они даже интернет смогли проконтролировать! Вот такие злодеи. Им, наверное, очень стыдно, что не засекли лодку, и они не хотят чтобы над ними смеялись и тыкали пальцами. Они этот случай не использовали даже для того, чтобы вытребовать у конгресса новые миллиарды на защиту статуи Свободы. Хотя всем заткнуть рот не удалось, есть еще американские суровые мужики. Единственная ссылка, которая откликнулась на запрос "Russian attack submarine off Long Island cost", это некая Mail Online от 15/08/2012, которая не побоялась признаться: Russian attack submarine slipped past US Navy and patrolled Gulf of Mexico for weeks undetected. И все. Остальные забоялись. Ни одной ссылки ни на статую, ни на пришедший в ужас город Нью Йорк. Вот такие дела.