Сухопутная торпеда Véhicule Kégresse (Франция)

1
В конце тридцатых годов прошлого века капитан французской армии Жан Поммелле вывел на испытания первый прототип сухопутной торпеды собственной разработки. При всех своих недостатках, этот образец инженерной техники неплохо показал себя, и в дальнейшем был рекомендован к принятию на вооружение и серийному производству. Вероятно, именно такое решение военных привело к старту альтернативного проекта. Эта сухопутная торпеда получила известность под рабочим названием Véhicule Kégresse.

Проект Ж. Поммелле предлагал строительство малогабаритной самоходной машины с радиоуправлением, несущей подрывной заряд. Такой самоходный боеприпас мог с определенной скрытностью подходить к заграждениям или укреплениям противника и уничтожать их мощным взрывом. Первые испытания, проведенные уже в 1939 году, показали недостаточное совершенство предложенного образца. Тем не менее, после некоторых доработок такую торпеду поставили в серию и рекомендовали к использованию инженерными войсками.



В конце того же года был запущен второй проект сухопутной торпеды. Можно предположить, что его авторы узнали об успехах изделия Véhicule Pommellet и решили предложить военному ведомству свой вариант подобной техники в расчете на получение нового заказа. Забегая вперед, следует отметить, что новый проект так и не был доведен до серийного производства в связи с определенными объективными причинами. Тем не менее, ему удалось оказать некоторое влияние на дальнейшее развитие военной техники и стать основой для целого семейства новых разработок своего класса.

Сухопутная торпеда Véhicule Kégresse (Франция)
Испытания первого прототипа. Фото Modelarchives.free.fr


Автором второго предвоенного проекта сухопутной торпеды являлся известный конструктор Адольф Кегресс, в то время работавший на одном из автомобилестроительных предприятий. В межвоенный период он занимался различными проектами в области автомобильной техники различного назначения и предложил несколько интереснейших решений. В самом конце тридцатых годов французский специалист решил помочь прогрессу в сфере дистанционно управляемых боевых машин, а именно самоходных подрывных зарядов.

Проект А. Кегресса, предложенный на пару лет позже аналогичной разработки Ж. Поммелле, получил схожее название. Эта сухопутная торпеда осталась в истории под обозначением Véhicule Kégresse («Машина Кегресса») или Véhicule K. Кроме того, известно название Engine K, так же сохранявшее завесу тайны.

Существующий проект предлагал строительство торпеды, внешне и по своей конструкции напоминающей шасси существующих боевых машин. А. Кегресс разработал иной облик, позволивший получить минимальные габариты при наиболее эффективном использовании доступных объемов. При этом по своей конструкции новая торпеда должна была в определенной мере напоминать танки устаревших моделей. Кроме того, конструктор предложил использовать электрическую силовую установку вместо двигателя внутреннего сгорания. Подача электроэнергии и управление машиной должны были осуществляться при помощи соответствующих кабелей.

Основным элементом новой сухопутной торпеды стал корпус требуемой формы. Он представлял собой прямоугольный в плане агрегат со скругленными лобовой и кормовой деталями. Кроме того, корпус получил коробчатые бортовые устройства, увеличивавшие доступный объем и служившие основанием для установки деталей ходовой части. Корпус следовало изготавливать из листового металла; бронирование не предусматривалось. Узнаваемой чертой Véhicule K стали крупные гусеницы, полностью охватывавшие бортовые агрегаты корпуса.

Внутри корпуса, в его кормовой части, предлагалось монтировать пару электрических двигателей достаточной мощности. Они соединялись с ведущими колесами при помощи трансмиссии максимально простой конструкции. Среди прочего, это упрощало управление машиной. Так, для маневрирования следовало изменять тягу двигателей, регулируя параметры поступающего тока. Вход в поворот осуществлялся по-танковому, за счет разницы оборотов.

А. Кергесс предложил крайне простую конструкцию ходовой части. В передней части корпуса, непосредственно перед бортовым агрегатом, следовало устанавливать пару направляющих колес большого диаметра. Они были немного подняты над грунтом, изгибая гусеничную ленту для более удобного подъема на препятствия. В корме расположили ведущие колеса того же размера, поднятые над грунтом. В связи с необходимостью монтажа трансмиссии ведущие колеса устанавливались с использованием внешних треугольных опор.

Под бортовыми устройствами корпуса на жесткой подвеске крепилось по шесть опорных катков малого диаметра. Катки были сблокированы при помощи нескольких небольших продольных балок. Передняя пара катков немного выступала перед лобовой стенкой бортового агрегата. Задние катки имели схожую конструкцию и тоже защищали угол корпуса. Отдельные поддерживающие ролики отсутствовали. Верхняя ветвь мелкозвенчатой гусеницы должна была лежать прямо на крыше корпуса.


Более поздний прототип на испытаниях. Фото Aviarmor.net


В корпусе планировалось устанавливать катушку для транспортировки и выдачи кабелей, отвечавших за питание двигателей и управление машиной. По имеющимся данным, А. Кегресс далеко не сразу смог найти оптимальную компоновку, обеспечивающую наиболее удобное размещение кабеля и снижающее риск его обрыва. Из-за этого некоторые опытные образцы отличались внешним расположением катушки.

Для решения поставленных задач предлагалось использовать три провода, выполняющие разные функции. При этом ранние прототипы могли иметь отдельные провода на собственных катушках, тогда как в серию предполагалось поставить сухопутные торпеды с единым кабелем, имеющим требуемое количество жил. На поздних стадиях проекта удалось разработать и вписать в корпус катушку, вмещающую 1500 м провода.

Управление должно было осуществляться при помощи отдельного операторского пульта, связанного с источником тока. По мере развития проекта Véhicule Kégresse эти изделия неоднократно дорабатывались. В частности, пульт управления прошел достаточно длинный путь от простого прибора с несколькими основными компонентами до более совершенного изделия, соответствующего особенностям армейской эксплуатации.

В передней части корпуса сухопутной торпеды должен был помещаться фугасный заряд. В имеющемся объеме удавалось разместить до 60 кг взрывчатого вещества. Управление боезарядом планировалось выполнять при помощи электрического взрывателя, инициируемого оператором с пульта. Имеющаяся боевая часть позволяла разрушать невзрывные заграждения разной конфигурации, а также наносить самые серьезные повреждения сооружениям, не отличающимся высоким уровнем защиты.

Одной из задач проекта Véhicule K являлось сокращение габаритов и боевой массы при обеспечении высоких технических и боевых характеристик. В целом, она была успешно решена. Сухопутная торпеда в полной боевой конфигурации имела длину 1,5 м при ширине 850 мм и высоте всего 560 мм. Боевая масса составляла 200 кг, из которых 60 кг приходилось на заряд взрывчатого вещества. Максимальная скорость машины на хорошей дороге должна была достигать 8-10 км/ч. Запас хода ограничивался только возможностями генератора, однако длина кабеля сокращала боевой радиус до 1,5 км.

В самом начале 1940 года Адольф Кегресс при содействии своих коллег построил первый опытный образец будущей сухопутной торпеды. По ряду причин, это изделие самым серьезным образом отличалось от последующих машин. К примеру, его пришлось оснастить иными средствами установки направляющих и ведущих колес, выполненными в виде вертикальных опор. Кроме того, на корпусе сокращенной ширины, выше верхней ветви гусениц, появилась крупная прямоугольная платформа.

В связи с необходимостью проверки новых идей и отработки некоторых технических решений часть средств управления была вынесена за пределы корпуса. По этой причине на кормовой части верхней платформы появилась опора для трех отдельных катушек, каждая из которых должна была нести свой собственный провод. Отдельные кабели соединялись с пультом управления, выполненным в виде компактного переносного устройства. В таком виде опытный образец мог показывать свои преимущества и недостатки, но при этом не был пригоден к эксплуатации в войсках.


Торпеды Кегресса, соединенные поперечной балкой. Фото Aviarmor.net


Полигоном для первого прототипа Véhicule Kégresse стал собственный двор конструктора. На этой площадке удалось проверить работу основных агрегатов и изучить поведение проводной системы управления. После получения положительных результатов появилась возможность построить полноценный опытный образец, соответствующий предложенной боевой конфигурации. От первой машины он отличался более широким корпусом, а также отсутствием верхней платформы. Все необходимые устройства теперь помещались внутри закрытого корпуса. Также определенным доработкам подверглись некоторые другие детали.

Весной 1940 года новые прототипы сухопутной торпеды Véhicule K были представлены на армейские испытания, по результатам которых предполагалось принять решение о дальнейшей судьбе проекта. Было установлено, что имеющаяся силовая установка обеспечивает достаточно высокие характеристики подвижности, позволяя машине двигаться по разным поверхностям и преодолевать препятствия. Несмотря на малые габариты и связанные с ними ограничения, аппарат показывал неплохую проходимость. 60-кг боевая часть могла успешно бороться с различными целями.

В первую очередь, в ходе испытаний проверялась подвижность самоходного подрывного заряда. При этом с определенного времени А. Кегресс и военные стали изучать новые варианты применения такого оружия в той или иной конфигурации и роли. Так, известно о проведении опытов по совместному использованию двух торпед, соединенных друг с другом поперечной балкой. Подобный комплекс, по-видимому, предназначался для одновременной доставки к цели двух боезарядов или иной полезной нагрузки.

В ходе полигонных испытаний торпеда Véhicule Kégresse достаточно быстро показала высокие характеристики и подтвердила возможность успешного решения поставленных боевых задач. Все это привело к появлению соответствующего решения командования. Не позднее начала лета 1940 года, до завершения полного цикла испытаний, военачальники решили принять торпеду на вооружение. По некоторым данным, вскоре появился заказ на серийное производство таких изделий. Подробности подписанного соглашения неизвестны, но в некоторых источниках утверждается, что французская армия захотела приобрести 12 тыс. самоходных подрывных зарядов.

Можно предположить, что серийное производство перспективного оружия должно было начаться на одном из предприятий Франции сразу после завершения испытаний. Вероятно, изделия Véhicule Kégresse должны были производиться и эксплуатироваться совместно с более крупными и тяжелыми сухопутными торпедами Véhicule Pommellet, которые уже были заказаны в количестве 2 тыс. штук.

Первые серийные торпеды конструкции А. Кегресса могли появиться в самое ближайшее время, но армия не дождалась такого оружия. 10 мая гитлеровская Германия напала на Францию. Испытания сухопутной торпеды все еще продолжались, и возможность запустить серийное производство отсутствовала. В итоге к моменту капитуляции требуемые работы так и не были завершены. Промышленность не собрала ни одной серийной машины Véhicule K.

Не желая отдавать свои наработки врагу, французские специалисты избавились от имевшихся опытных образцов тем или иным способом. Так, одна из торпед была затоплена в Сене. Вероятно, была уничтожена и, как минимум, часть конструкторской документации. Тем не менее, это не помогло. Уже в июле 1940 года немецкие войска нашли затопленную сухопутную торпеду и вскоре восстановили ее.

Необычный образец военной техники был тщательно изучен на месте. Оккупанты заинтересовались французской торпедой и определили ее дальнейшую судьбу. Найденный прототип был отправлен на предприятие Borgward, в то время прорабатывавшее вопрос создания техники с дистанционным управлением. Немецкие инженеры изучили и испытали трофей и сделали необходимые выводы. Кроме того, они определили, какие идеи и решения А. Кегресса стоит перенять и использовать в собственных проектах.


Немецкая мина Sd.Kfz.302 Goliath, созданная с учетом французских наработок. Фото Wikimedia Commons


Очевидно, что изучение французской сухопутной торпеды положительным образом сказалось на развитии немецких проектов аналогичной техники. Уже весной 1942 года компания «Боргвард» наладила производство самоходных мин Sd.Kfz. 302 Goliath, предназначенных для атаки вражеских танков или стационарных наземных объектов. Новейшее немецкое оружие по своему виду, архитектуре и конструкции напоминало французскую торпеду, что прямо говорило о заимствовании тех или иных идей. Впоследствии немецкие инженеры усовершенствовали самоходную мину «Голиаф», в результате чего она получила двигатель внутреннего сгорания, улучшенную ходовую часть и т.д.

Проект Véhicule Kégresse французской разработки остановился на стадии полигонных испытаний и был фактически закрыт из-за угрозы попадания перспективного оружия в руки врага. Тем не менее, один из прототипов не удалось спрятать даже на дне реки, и он все же стал трофеем. Впрочем, такое развитие событий привело к тому, что технические решения А. Кегресса – пусть даже и в серьезно переработанном виде – были доведены до серийного производства и эксплуатации.

До начала оккупации Франция не успела построить ни одной серийной сухопутной торпеды конструкции Адольфа Кегресса, из-за чего остается только гадать, какими были бы реальные результаты эксплуатации такого оружия. Однако солидно переработанный вариант такого изделия позже был принят на вооружение Вермахта и весьма активно использовался в боях. Изучив особенности эксплуатации немецкого изделия Goliath, можно примерно представить перспективы французского проекта.

Хорошо известно, что немецкие мины семейства «Голиаф» производились в достаточно больших количествах: до конца войны Германия успела выпустить более 7,5 тыс. таких изделий. Однако серийные мины отличались высокой стоимостью и большой сложностью эксплуатации. Кроме того, подобное оружие считали не самым удачным из-за наличия ряда характерных проблем. Тонкая противопульная броня не всегда обеспечивала желаемую защиту, гусеничная ходовая часть не позволяла получить высокую проходимость на пересеченной местности, а кабель управления не отличался высокой живучестью. Как следствие, общая эффективность применения самоходных мин оставляла желать лучшего, хотя при правильном применении они могли стать оказать заметное влияние на ход боя.

Ряд общих черт французской сухопутной торпеды и немецкой самоходной мины, обусловленный самой прямой связью проектов, позволяет предположить, что изделие Véhicule Kégresse с точки зрения эксплуатации было бы похоже на более позднее Sd.Kfz. 302 Goliath. Это значит, что торпеда оказалась бы весьма дорогой в производстве и лишь ограничено годной для решения поставленных боевых задач. При этом существовала бы определенная вероятность потери торпеды от огня противника или случайных осколков.

Однако проверить реальные возможности изделия Véhicule K на практике так и не удалось. В связи с окончанием боев и началом оккупации все работы по этому проекту остановились. Дальнейшее развитие оригинальных идей велось силами немецких конструкторов, и даже привело к определенным результатам. Тем не менее, исходный проект А. Кегресса был закрыт за отсутствием реальных перспектив. Очередная попытка Франции создать собственную сухопутную торпеду не привела к ожидаемым результатам.


По материалам:
http://modelarchives.free.fr/
https://aviarmor.net/
http://warspot.ru/
http://ww2f.com/
Everett H.R. Toscano M. Unmanned Systems of World Wars I and II. MIT Press. 2015.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    26 сентября 2017 21:11
    Обращает на себя внимание, что в статье не сказано о том, что Адольф Кегресс был шефом и личным водителем Николая II, изобретателем полугусеничного шасси автомобиля, названного его именем. К тому же ему было присвоено офицерское звание в русской армии. После Февральской революции А.Кегресс вернулся домой в Бельгию.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»