Опытный штурмовик Ил-16

Ил-16 представлял собой опытный штурмовик, работы над которым начались в 1944 году, но из-за крупных дефектов в конструкции винтомоторной установки и завершения Второй мировой войны были остановлены, уже в 1946 году проект был окончательно закрыт. Данный самолет, который являлся дальнейшим развитием штурмовика Ил-10, никогда не производился серийно. Поэтому вплоть до 1960-х годов вся штурмовая авиация СССР, вплоть до ее упразднения, состояла из штурмовиков Ил-10 и Ил-10М.

Ил-16 представлял собой дальнейшее развитие штурмовика Ил-10, при этом новый самолет должен был стать короче и легче (за счет некоторого уменьшения толщины брони). Огневая мощь наступательного и оборонительного вооружения самолета оставалась сопоставимой с Ил-10, но при этом новый штурмовик существенно превосходил предшественника по скоростным и маневренным характеристикам.

Высокие летно-технические характеристики штурмовика Ил-10, а также его способность в момент принятия на вооружение и боевой работы на фронтах Великой Отечественной войны вступать в активный воздушный бой с немецкими истребителями предопределили начало проектных работ по еще более маневренному и скоростному штурмовику. Работы по проектированию штурмовика Ил-16 облегченного типа развернулись уже в 1944 году, почти сразу же после успешного завершения программы государственных испытаний штурмовика Ил-10.




Очередной советский штурмовик изначально проектировался под новый двигатель жидкостного охлаждения М-43НВ с взлетной мощностью 2300 л.с. (1691 кВт). Именно мощный двигатель и был сердцем нового проекта. Его разработкой занималось ОКБ Александра Александровича Микулина. По своей конструктивной и аэродинамической схеме, а также компоновке новый штурмовик Ил-16 был почти неотличим от Ил-10, имея при этом несколько меньшую массу и геометрические размеры. Такой подход в сочетании с использованием более мощного двигателя должен был гарантировать новому самолету лучшие летные характеристики. В частности, конструкторы рассчитывали, что максимальная скорость нового штурмовика на высоте составит 625 км/ч, а у земли машина способна будет разогнаться до 560 км/ч. Время подъема на высоту 5000 метров должно было составить 6,5 минут, а дальность полета при крейсерской скорости 375 км/ч должна была достичь 800 км. Одновременно с этим была повышена прочность конструкции самолета, которая должна была позволить штурмовику Ил-16 выполнять все фигуры высшего пилотажа, что было особенно важно, если бы пилоту штурмовика пришлось вступать в маневренный воздушный бой с истребителями противника.

Схема бронирования нового штурмовика была сохранена почти той же, что и на Ил-10, однако толщина бронелистов боковых стенок кабины пилота и стрелка, а также боковых стенок капота двигателя была снижена. Помимо этого выросла площадь незабронированной верхней поверхности передней части бронекорпуса. Все это привело к снижению массы самолета, что также должно было положительным образом сказаться на скоростных качествах машины.

Наступательное стрелково-артиллерийское вооружение штурмовика состояло из двух 23-мм автоматических авиационных пушек НС-23 с общим боезапасом 280 снарядов, а также двух 7,62-мм пулеметов ШКАС, к которым имелось 1400 патронов. Как и на всех предыдущих моделях штурмовиков конструкции Ильюшина, данное вооружение было размещено в отъемных частях крыла самолета. Предполагалось, что штурмовик Ил-16 будет иметь максимальную бомбовую нагрузку 400 кг с размещением авиационных бомб как во внутренних отсеках самолета, оборудованных в центроплане крыла справа и слева от бронекорпуса, так и снаружи на бомбовых держателях наружной подвески. При этом в процессе проектных работ нормальная бомбовая нагрузка была доведена до 400 кг, а максимальная — до 500 кг. Для защиты задней полусферы на Ил-16 планировалось установить подвижную 20-мм авиационную пушку УБ-20 с боезапасом 150 выстрелов, а также 10 специальных авиационных гранат АГ-2.



Пушка УБ-20 была создана конструктором-оружейником Березиным в годы Великой Отечественной войны путем переделки крупнокалиберного 12,7-мм пулеметам собственной конструкции УБ под патрон 20-мм авиационной пушки ШВАК. Данные пушки в частности устанавливались на бомбардировщике Пе-2М. Авиационные гранаты (АГ) были более интересным вооружением, используемым советскими ВВС. Конструктивно подобные гранаты состояли из шарообразного корпуса, который снаряжался взрывчатым веществом, и цилиндрической коробки с парашютом. Боекомплект складывался в специальный контейнер-держатель. Существовало две его разновидности ДАГ-5 и ДАГ-10 на 5 и 10 гранат соответственно. В нижней части данного контейнера была расположена открывающаяся створка, через которую в воздушный поток под действием собственного веса выбрасывалось необходимое количество авиационных гранат. В момент их отделения сдергивалась крышка парашютной коробки, после чего взводился взрыватель. Спустя 3-4 секунды граната взрывалась в воздухе, образую область сплошного поражения радиусом примерно 30-35 метров. В результате подрыва гранаты образовывалось приблизительно 130 осколков массой от 3 до 80 грамм. Сама граната взрывалась в 100 метров позади и примерно на 20-25 метров ниже самолета, с которого сбрасывалась. С появлением серийных держателей ДАГ-10 их начали устанавливать почти на все советские двухмоторные бомбардировщики.

По своим проектным характеристикам новый штурмовик Ил-16 должен был получить почти идентичную с Ил-10 мощь наступательного и оборонительного вооружения, существенно превосходя предшественника по маневренности и скоростным характеристикам. Соответственно конструкторы рассчитывали на то, что и боевая эффективность новой машины будет существенно более высокой. Подобный самолет был нужен фронту, поэтому еще до завершения всех летных испытаний опытного образца началась подготовка штурмовика Ил-16 к серийному производству.

Опытный штурмовик Ил-16


Еще во время прохождения самолетом испытаний на авиационном заводе №30 приступили к выпуску малой серии штурмовиков Ил-16, состоящей из 25 экземпляров. Срок окончания работ не был установлен. Известно, что к 1 октября 1945 года один серийный штурмовик уже был построен и находился на летно-испытательной станции завода, еще два самолета находились в цехе окончательной сборки, а в цехе предварительной сборки велась стыковка еще трех штурмовиков. Помимо этого на заводе успели изготовить комплектующие и агрегаты еще на 8 самолетов, еще на 9 штурмовиков они находились в стадии завершения.

Опытный Ил-16, который поднялся в небо в 1945 году, в первом полете пилотировал заслуженный летчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. Во время летных испытаний самолет развил максимальную скорость 576 км/ч (при запланированной скорости 625 км/ч). В ходе полетов выяснилось, что при столь мощном двигателе реактивный момент воздушного винта и короткий хвост самолета серьезно сказываются на продольной устойчивости машины в воздухе. Для улучшения продольной устойчивости конструкторы на 500 мм удлинили отъемную хвостовую часть фюзеляжа, а также увеличили площадь вертикального оперения, на руле направления штурмовика был установлен триммер. Доработанный таким образом штурмовик Ил-16 стал более устойчивым и лучше управлялся в небе. Несмотря на это летные испытания нового самолета затянулись. Это было связано с недостатками двигателя М-43НВ, которые так и не удалось преодолеть. Его так и не довели до требуемого состояния, что в совокупности с завершением войны стало причиной того, что в 1946 году все работы по штурмовику Ил-16 были прекращены.

Летно-технические характеристики штурмовика Ил-16:
Габаритные размеры: длина — 10,69 м, высота — 3,6 м, размах крыла — 12,5 м, площадь крыла — 24 м2.
Масса пустого самолета — 4315 кг.
Масса нормальная взлетная — 5780 кг.
Силовая установка — 1 ПД АМ-43НВ максимальной мощностью 2300 л.с (взлетная).
Максимальная скорость полета — 529 км/ч (у земли), 576 км/ч (на высоте).
Практическая дальность полета — 800 км.
Скороподъемность — 658 м/мин.
Практический потолок — 7600 м.
Вооружение — 2х23-мм пушки НС-23 и 2х7,62-мм пулемета ШКАС (в крыле), 20-мм пушка УБ-20 (оборонительное вооружение), до 8 РС-82 или РС-132.
Бомбовая нагрузка — до 400 кг (нормальная), максимальная — 500 кг.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/aww2/il16.html
http://pro-samolet.ru/samolety-sssr-ww2/sturmoviki/543-attack-plane-il-10?start=3
https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/il-16
http://avia.pro/blog/il-16
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

20 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. tchoni Офлайн
    tchoni 25 сентября 2017 16:01
    +5
    Если верить книге А. Драпкина "Я дрался на Ил-2" , то Ил-10 был воспринят штурмовиками весьма неоднозначно. Более скоростно, чем Ил-2 он обладал, по словам летчиков, худшей управляемостью на малых скоростях. Это затрудняло работу на малых высотах.
    Ил-16, как дальнейшее развитие Ил-10 мог сохранить этот недостаток.
    Кроме того, сомнительным выглядит ухудшение защиты машины.
    1. svp67 Офлайн
      svp67 25 сентября 2017 17:08
      +5
      Цитата: tchoni
      Кроме того, сомнительным выглядит ухудшение защиты машины.

      Ухудшение? Надо конкретно разобраться где и как снизили толщину бронелистов и какова была истинная их бронестойкость. Может так статься, что она была и выше. А вот появление пушки у стрелка это конечно серьезная заявка на то, что бы не каждый рискнул его атаковать, но вся авиация была уже на пороге реактивной эры и такой самолет уже конечно мало соответствовал новым реалиям боя и по скорости и по мощи вооружения. Да и наличие у противника пушек делала его броню уже эфемерной...
      1. tchoni Офлайн
        tchoni 25 сентября 2017 19:26
        +1
        Цитата: svp67
        А вот появление пушки у стрелка это конечно серьезная заявка на то, что бы не каждый рискнул его атаковать, но вся авиация была уже на пороге реактивной эры и такой самолет уже конечно мало соответствовал новым реалиям боя и по скорости и по мощи вооружения.

        Вы знаете, такие самолоеты летают и по сей день (супертукано, штурмовик от эйртрактор и многое другое), а матрасники очень неплохо применяли поршневые штурмовики и ганшипы во время войны в Корее и во Въетнаме. Самое смешное, что у американских штурмовиков и пушек то оборонительных небыло. Парадокс - недумаю))) скорее грамотная тактика применения (как у кукурузника в ВОВ)
        1. svp67 Офлайн
          svp67 25 сентября 2017 19:43
          +3
          Цитата: tchoni
          Самое смешное, что у американских штурмовиков и пушек то оборонительных небыло.

          А у них было много противников в небе? С годов 60-х 20 века такие самолеты могут уничтожаться вертолетами... И те же Ил-10 ВВС КНДР были уничтожены "Мустангами" в первый месяц конфликта.
          Цитата: tchoni
          Парадокс - недумаю))) скорее грамотная тактика применения (как у кукурузника в ВОВ)

          Скорей отсутствие у противника нормальной системы ПВО...
          1. tchoni Офлайн
            tchoni 25 сентября 2017 22:01
            +1
            Цитата: svp67
            Скорей отсутствие у противника нормальной системы ПВО...

            Вы почитайте про потери американских ВВС в этих конфликтах и у вас появится представление о системе ПВО этих стран...
            Цитата: svp67
            А у них было много противников в небе? С годов 60-х 20 века такие самолеты могут уничтожаться вертолетами... И те же Ил-10 ВВС КНДР были уничтожены "Мустангами" в первый месяц конфликта.

            Я бы сказал, что много. Была и "аллея МиГов" в Корее, и наши летчики... И зинитчики...
            Все там было. Мы в обоих чеченских без всякой системы ПВО у нохчей риактивные сушки теряли. Дело не в движке, что стоит на ЛА , а в системах РЭБ и тактике применения.
            1. Bad_gr Офлайн
              Bad_gr 29 ноября 2017 18:54
              +1
              Цитата: tchoni
              Мы в обоих чеченских без всякой системы ПВО у нохчей риактивные сушки теряли.

              И сколько потеряли ?
      2. killganoff Офлайн
        killganoff 28 сентября 2017 09:24
        +1
        ...но вся авиация была уже на пороге реактивной эры и такой самолет уже конечно мало соответствовал новым реалиям боя и по скорости и по мощи вооружения.

        Для банановых республик, это динозавр весьма интересен, да и против бородачей вполне серьезный аргумент, если оснастить средствами РЭБ.
    2. Hammer Офлайн
      Hammer 25 сентября 2017 17:54
      +5
      Цитата: tchoni
      Кроме того, сомнительным выглядит ухудшение защиты машины.

      Вот именно, не дело штурмовику драться с истребителями. Его задача работать по земле, где не так важна скорость, как управляемость, живучесть и боевая нагрузка. А с истребителями противника должны разбираться свои истребители прикрытия.
      Это вечное желание получить универсальный самолет на все случаи жизни, как всегда приводит к одному результату - получается хуже, чем было.
      1. михаил3 Офлайн
        михаил3 25 сентября 2017 21:33
        +2
        Вот уж точно. Идея тем более странна, что аэродинамику считать наши конструкторы умели очень слабо. Надо же, какая неожиданность, устойчивость "короткого" самолета оказалось недостаточной!
        Бесит страстное желание тогдашних авиаконструкторов поставить какой нибуть рекорд. Прямо болезнь. Вместо улучшения характеристик, нужных ШТУРМОВИКУ, давайте мутируем его в поуистребитель. Неужели так хотелось самоутвердиться, что побоку реальные боевые задачи?
        Чего то я о тогдашней жизни не понимаю...
        1. Hammer Офлайн
          Hammer 27 сентября 2017 13:22
          0
          Я думаю проблема в том, что в то время, сами ВВС толком не понимали что им нужно. Авиация находилась на переломном этапе развития - появлялась реактивная авиация. И конструктора, не имея четкой цели пытались создать вундерваффе. В общем хотели как лучше, получилось как всегда...
  2. Вождь краснокожих 25 сентября 2017 17:47
    +6
    Рад, что на ВО продолжают появляться статьи о малоизвестных (неизвестных) образцах техники. Большое за это спасибо!
  3. Curious Онлайн
    Curious 25 сентября 2017 18:01
    +7
    Может кому то покажется удивительным, но концепция ослабления защиты была ошибочной. Очень сложно в одну телегу впрячь коня и трепетную лань.
    Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать потери истребителей-бомбардиррвщиков союзников, которые вынуждены были действовать по наземным целям. Да и наступательное вооружение для тех лет выглядит неубедительно.
    Американцы не случайно в рамках конкурса на самолет непосредственной поддержки создали А-41. Они все 3650 л.с. Pratt and Whitney R-4360 "Wasp Major использовали для брони и вооружения.
    А-41 был хорошо бронирован. Общая масса брони превышала 1.6 тонны - и имел исключительно мощное вооружение, состоявшее из четырех длинноствольных 37-мм пушек М9, гораздо более мощных, чем предусмотренные в проекте М4, с 50 снарядами на ствол, и такого же количества 12.7-мм Браунингов (по 600 патронов на ствол), к которым добавлялось еще около 3 тонн различного бомбового и ракетного вооружения. Самолет успешно прошел испытания в августе 1944 года, превосходя практически все ударные самолеты США того времени. Кстати, двигатель позволял самолету вести и воздушный бой. Учебные воздушные бои с истребителями Р-47 и Р-51 на высотах до 4500 м показали, что по скорости и скороподъемности 10-тонный штурмовик ничуть им не уступает, а в горизонтальной маневренности даже превосходит, уверенно "садясь им на хвост" за 3/4 виража. Несколько хуже была только скорость пикирования.
    Согласитесь, что на этом фоне Ил-16 выглядит слабовато.
    1. verner1967 Офлайн
      verner1967 25 сентября 2017 20:25
      0
      Цитата: Curious
      Несколько хуже была только скорость пикирования.

      странно, такой тяжёлый самолёт
      1. Curious Онлайн
        Curious 25 сентября 2017 21:22
        +2
        P-47B Thunderbolt имел максимальный вес более 6000 кг при мощности двигателя 2000 л.с.,
        удельная мощность 0,330 л.с./кг.
        А-41 вес максимальный 10971 кг, мощность двигателя 3650 л.с., удельная мощность 0,332 л.с./кг
        Но Вы ведь понимаете, что воздушный бой он вел не с полной боевой нагрузкой, соответственно по энерговооруженности превосходил истребитель.
        1. Curious Онлайн
          Curious 25 сентября 2017 23:36
          0
          Да, а о скорости пикирования ничего не сказал. Скорость пикирования ведь зависит не только от массы.
          1. verner1967 Офлайн
            verner1967 26 сентября 2017 18:38
            0
            Цитата: Curious
            Скорость пикирования ведь зависит не только от массы.

            ну да и от тяговооружённости, масса только помогает, ладно Тандеру проигрывал, но Мустангу то...
            1. Curious Онлайн
              Curious 26 сентября 2017 19:09
              0
              Мустанг тоже "утюг" приличный, максимальный вес взлетный до 5300 кг.
              Тут еще дело может быть в следующем. Возможно фразу "хуже была только скорость пикирования" следует понимать так, что ему просто нельзя было пикировать быстрее чисто из-за ограничений по перегрузке.
  4. Strashila Офлайн
    Strashila 25 сентября 2017 20:55
    +2
    коммент от tchoni "Вы знаете, такие самолеты летают и по сей день (супертукано, штурмовик от эйртрактор и многое другое)"... скажу проще,требуется машина которая заполнит пробел между СУ-25 и вертолетом МИ-24... условно, и возможно рассмотреть что из прошлого опираясь на новые достижения. За основу взять концепцию винтовых штурмовиков прошлого и сделать их на современном уровне.
  5. garik77 Офлайн
    garik77 26 сентября 2017 12:55
    0
    Кстати, если такой штурмовик довести до ума и запустить в серию, то он на ура пойдёт во всякие африки/азии где идёт антипартизанская война.
  6. kvs207 Офлайн
    kvs207 1 октября 2017 08:37
    0
    Цитата: михаил3
    Чего то я о тогдашней жизни не понимаю...

    Так это главное. Любим мы судить о тогдашних реалиях с позиций сегодняшнего дня. Впрочем, это касается не только времён Великой Отечественной.