Экспортный вариант для турецких ВС - МБВ Ка-50-2 Эрдоган
- американский AH-64D Apache Longbow;
- американский AH-1Z King Cobra;
- европейский Tiger HCP;
- итальянский А129 MI;
- российский Ка-50-2.
Российская компания «Камов» представила на турецком тендере в 1997 году образец многоцелевого 2-х местного боевого вертолета Ка-50-2, конструктивно повторяющий ударно-разведывательный вертолет Ка-52. Конструктивная особенность представленного отечественного вертолета – отделение Lahav Division от израильской компании IAI. Отделение включило в себя современное радиоэлектронное оборудование. Выбор аппаратуры и оборудования, созданных израильскими специалистами понятен – компания IAI приобрела большой опыт по модернизации отечественных и зарубежных образцов авиатехники. Кроме того, израильская компания уже модернизировала турецкие самолеты F-4E, а это значит хорошо знакома с авиарынком в Турции и наконец, согласилась взять на себя часть финансирования российского проекта. На первом этапе проводимого тендера в 1999 году российско-израильские конструкторы продемонстрировали летные возможности боевой единицы К-50-2 и работу электронного бортового комплекса. На этом этапе вертолет подтвердил свои заявленные характеристики и отлично показал себя в турецких условиях, которые отличаются высокими температурами и неровным рельефом. Вертолеты Ка-50-2 испытывали 5 экипажей турецких военных летчиков, которые после полетов дали им очень хорошую оценку.
2-й этап проводимого тендера – оценка участвовавших вертолетов в темное время суток и стрельба из бортового вооружения. Чтобы продемонстрировать данные возможности, на испытания отправляют вертолет Ка-52. За несколько месяцев вертолеты завершили второй круг тендера. Турецкие летчики-испытатели дали и здесь хорошую оценку и летным характеристикам и бортовому оборудованию отечественному боевому вертолету. Огромное впечатление на всех произвели боевые возможности К-52 – все установленные мишени были успешно поражены ПТУРом «Вихрь», бортовым орудием и ракетами неуправляемого типа.

Но, там где принимают участие американские фирмы, мало что проходит, как положено. Вот и турецкие представители не без пожеланий американцев, выдвигают к отечественной машине дополнительные требования:
- перекомпоновка кабины для тандемной посадки оператора и летчика;
- замена российской 30 мм пушки на французкую 20 мм турельную пушку под НАТОвский патрон;
- замена российских НАР 80 мм калибра на 70 мм натовского образца;
- ряд других требований, незначительных на фоне вышеперечисленных.
Требования заказчика были учтены в рекордные сроки и в этом же году в Анкару на выставку IDEF '99 доставляют макет 1:1 модифицированного КА-50-2, которому дают собственное название «Эрдоган», что в турецком переводе означает «воин».
Модифицировать вертолет в рекордно короткие сроки позволила конструкция базового вертолета модульного типа. У вертолета К-50 отсоединяют переднюю фюзеляжную часть и заменяют ее тандемной кабиной. Пилот размещен впереди кабины, оператор размещен за ним и немного выше. Кабина имеет большую площадь остекления. Остальные части фюзеляжа не потребовали никаких дополнительных изменений и остались такими, какие были предъявлены на тендере.
Примерно посередине фюзеляжа с правой стороны, на опускаемую турель установили 20 мм автоматическое орудие GIAF. Кроме того, ПТУР «Вихрь» заменили на 16 ПТУР западного образца, НАР – до 76 в 19-ти ствольных 70 мм блоках. Для противодействия воздушным целям – 4-е ракеты класса «Стингер». Все пожелания турецких представителей были полностью учтены и доработаны.
Бортаппаратура Ка-50-2
Все оборудование вертолета построено на принципах архитектуры открытого типа. Имеет два центральных вычислителя MDP, которые обеспечены двумя системными шинами, имеющих стандарт Mil-Std-1553B. Первая из них отвечает за управление системой вооружения, вторая – за навигационно-пилотажный комплекс. Комплекс обзорных и прицельных систем:
- ОЭПС HMOPS на гиростабилизации, в нее входят: тепло-телевизионный каналы, дальномер лазерного типа, система управления ПТУР;
- тепловизионная система навигации Nav-FLIR;
- системы нашлемного целеуказания с индикацией IHS;
- четыре многофункциональных ЖК индикатора MFCD.
Вертолет обеспечен аппаратурой спутниковой и инерциальной навигации - INS/GPS соответственно, системой радионавигации Тасап, 3 станции УКВ и 1 КВ. Комплекс РЭП – станция РТР, оборудование для обнаружения лазерных облучений, теплопеленгатор и спецустройство отстрела помех пассивного типа.

Итоги тендера
2000 год. Турция официально объявила, что в тендер выиграл американский AH-1Z "Кинг-Кобра". И прозвучало также заявление о возможности приобретения российско-израильского проекта вертолета, если вдруг американские военные не уступят по ряду предъявленных им условий. Тогда Турция пересмотрит результаты проведенного тендера и у Ка-50-2 может появиться шанс его приобретения. Заявление турецких властей касалось, прежде всего, передачи по лицензии документов на собственное производство компьютерных комплектующих, в частности бортового вычислителя. 2001 год. Пентагон, предупредил турецкое правительство, что не даст осуществиться турецкому требованию, так как эти технологии имеют гриф «секретно» и пригрозил отозвать экспортную лицензию на AH-1Z "Кинг-Кобра".
Турецкое правительство на данное предупреждение ответило не менее резким заявлением, что такая позиция Соединенных штатов приведет к негативным последствиям во всех сферах американо-турецкого сотрудничества. Теоретически, после этого у Ка-50-2 появился шанс на экспортную поставку. Но, развивающиеся события показали, что этот шанс был призрачным. Анкара не могла в принципе осуществит свою программу АТАК сразу по нескольким причинам и основная из них – финансовая. Речь о строительстве 145 единиц боевых вертолетов для своих вооруженных сил, уже даже не шла – на 2005 год, Анкаре не удается даже решить рад вопросов по лицензионному выпуску 50 вертолетов AH-1Z "Кинг-Кобра". В общем, среди военных экспертов бытует мнение, что в итоге Турция просто закупит готовые 50 машин AH-1Z у Соединенных штатов и на этом все закончится.
Судьба Ка-50-2
2001 год. Появилась информация о том, что отечественная компания «Камов» ведет работы по созданию подобного вертолета в двухместном исполнении. Также как «Эндрагон», он будет иметь тандемное размещение экипажа в кабине. «Рекламное» название нового вертолета – Ка-54. Озвученные особенности перспективного вертолета:
- значительное усиление бронезащиты вертолета, в частости кабины с экипажем;
- вооружение – новейшие отечественные разработки;
- бортовое оборудование возможно израильского производства.
Возможно, эту перспективную разработку мы скоро увидим на российских и зарубежных тендерах на поставку боевых вертолетов в вооруженные силы.
Основные характеристики:
- диаметр винта 14.5 метра;
- длина 16 метров;
- ширина 7.3 метра;
- высота 5 метров;
- вес пустой/стандарт/ максимально – 7.6/9.7/11.3 тонны;
- ДУ – два ГТД ТВ3-117 ВМА;
- мощность ДУ 4.4 тысячи л.с.;
- скорости: крейсерская -275 км/ч, максимальная – 300 км/ч, боковая – 100 км/ч, задняя -100 км/ч;
- дальность действия 1150 километров;
- боевое применение 450 километров;
- потолок прак/стат – 6/4 километра;
- полезная нагрузка 2.5 тонны на шести подвесках;
- возможно использование бомб общим весом до 4.5 тонны.
Информация