Экспортный вариант для турецких ВС - МБВ Ка-50-2 Эрдоган

1997 год. Турция объявляет о начале тендера на перспективный вертолет для своих вооруженных сил. Тендер проходил в рамках программы АТАК, согласно которой, военные должны были получить на вооружение 145 единиц боевых вертолетных машин. Тендер предусматривал, что значительная часть вертолетов будет по лицензии построена на собственных авиастроительных заводах компании «Turkish Aerospace Industries». «Конкурсанты» :
- американский AH-64D Apache Longbow;
- американский AH-1Z King Cobra;
- европейский Tiger HCP;
- итальянский А129 MI;
- российский Ка-50-2.


Экспортный вариант для турецких ВС - МБВ Ка-50-2 Эрдоган
Ка-50-2 «Эрдоган», участвовавшего в 1999 году в турецком тендере


Российская компания «Камов» представила на турецком тендере в 1997 году образец многоцелевого 2-х местного боевого вертолета Ка-50-2, конструктивно повторяющий ударно-разведывательный вертолет Ка-52.Констурктивноая особенность представленного отечественного вертолета – отделение Lahav Division от израильской компании IAI. Отделение включило в себя современное радиоэлектронное оборудование. Выбор аппаратуры и оборудования, созданных израильскими специалистами понятен – компания IAI приобрела большой опыт по модернизации отечественных и зарубежных образцов авиатехники. Кроме того, израильская компания уже модернизировала турецкие самолеты F-4E, а это значит хорошо знакома с авиарынком в Турции и наконец, согласилась взять на себя часть финансирования российского проекта. На первом этапе проводимого тендера в 1999 году российско-израильские конструкторы продемонстрировали летные возможности боевой единицы К-50-2 и работу электронного бортового комплекса. На этом этапе вертолет подтвердил свои заявленные характеристики и отлично показал себя в турецких условиях, которые отличаются высокими температурами и неровным рельефом. Вертолеты Ка-50-2 испытывали 5 экипажей турецких военных летчиков, которые после полетов дали им очень хорошую оценку.

2-й этап проводимого тендера – оценка участвовавших вертолетов в темное время суток и стрельба из бортового вооружения. Чтобы продемонстрировать данные возможности, на испытания отправляют вертолет Ка-52. За несколько месяцев вертолеты завершили второй круг тендера. Турецкие летчики-испытатели дали и здесь хорошую оценку и летным характеристикам и бортовому оборудованию отечественному боевому вертолету. Огромное впечатление на всех произвели боевые возможности К-52 – все установленные мишени были успешно поражены ПТУРом «Вихрь», бортовым орудием и ракетами неуправляемого типа.

Экспортный вариант для турецких ВС - МБВ Ка-50-2 Эрдоган


Но, там где принимают участие американские фирмы, мало что проходит, как положено. Вот и турецкие представители не без пожеланий американцев, выдвигают к отечественной машине дополнительные требования:
- перекомпоновка кабины для тандемной посадки оператора и летчика;
- замена российской 30 мм пушки на французкую 20 мм турельную пушку под НАТОвский патрон;
- замена российских НАР 80 мм калибра на 70 мм натовского образца;
- ряд других требований, незначительных на фоне вышеперечисленных.

Требования заказчика были учтены в рекордные сроки и в этом же году в Анкару на выставку IDEF '99 доставляют макет 1:1 модифицированного КА-50-2, которому дают собственное название «Эрдоган», что в турецком переводе означает «воин».
Модифицировать вертолет в рекордно короткие сроки позволила конструкция базового вертолета модульного типа. У вертолета К-50 отсоединяют переднюю фюзеляжную часть и заменяют ее тандемной кабиной. Пилот размещен впереди кабины, оператор размещен за ним и немного выше. Кабина имеет большую площадь остекления. Остальные части фюзеляжа не потребовали никаких дополнительных изменений и остались такими, какие были предъявлены на тендере.

Примерно посередине фюзеляжа с правой стороны, на опускаемую турель установили 20 мм автоматическое орудие GIAF. Кроме того, ПТУР «Вихрь» заменили на 16 ПТУР западного образца, НАР – до 76 в 19-ти ствольных 70 мм блоках. Для противодействия воздушным целям – 4-е ракеты класса «Стингер». Все пожелания турецких представителей были полностью учтены и доработаны.

Бортаппаратура Ка-50-2
Все оборудование вертолета построено на принципах архитектуры открытого типа. Имеет два центральных вычислителя MDP, которые обеспечены двумя системными шинами, имеющих стандарт Mil-Std-1553B. Первая из них отвечает за управление системой вооружения, вторая – за навигационно-пилотажный комплекс. Комплекс обзорных и прицельных систем:
- ОЭПС HMOPS на гиростабилизации, в нее входят: тепло-телевизионный каналы, дальномер лазерного типа, система управления ПТУР;
- тепловизионная система навигации Nav-FLIR;
- системы нашлемного целеуказания с индикацией IHS;
- четыре многофункциональных ЖК индикатора MFCD.
Вертолет обеспечен аппаратурой спутниковой и инерциальной навигации - INS/GPS соответственно, системой радионавигации Тасап, 3 станции УКВ и 1 КВ. Комплекс РЭП – станция РТР, оборудование для обнаружения лазерных облучений, теплопеленгатор и спецустройство отстрела помех пассивного типа.

Экспортный вариант для турецких ВС - МБВ Ка-50-2 Эрдоган


Итоги тендера
2000 год. Турция официально объявила, что в тендер выиграл американский AH-1Z "Кинг-Кобра". И прозвучало также заявление о возможности приобретения российско-израильского проекта вертолета, если вдруг американские военные не уступят по ряду предъявленных им условий. Тогда Турция пересмотрит результаты проведенного тендера и у Ка-50-2 может появиться шанс его приобретения. Заявление турецких властей касалось, прежде всего, передачи по лицензии документов на собственное производство компьютерных комплектующих, в частности бортового вычислителя. 2001 год. Пентагон, предупредил турецкое правительство, что не даст осуществиться турецкому требованию, так как эти технологии имеют гриф «секретно» и пригрозил отозвать экспортную лицензию на AH-1Z "Кинг-Кобра".

Турецкое правительство на данное предупреждение ответило не менее резким заявлением, что такая позиция Соединенных штатов приведет к негативным последствиям во всех сферах американо-турецкого сотрудничества. Теоретически, после этого у Ка-50-2 появился шанс на экспортную поставку. Но, развивающиеся события показали, что этот шанс был призрачным. Анкара не могла в принципе осуществит свою программу АТАК сразу по нескольким причинам и основная из них – финансовая. Речь о строительстве 145 единиц боевых вертолетов для своих вооруженных сил, уже даже не шла – на 2005 год, Анкаре не удается даже решить рад вопросов по лицензионному выпуску 50 вертолетов AH-1Z "Кинг-Кобра". В общем, среди военных экспертов бытует мнение, что в итоге Турция просто закупит готовые 50 машин AH-1Z у Соединенных штатов и на этом все закончится.

Судьба Ка-50-2
2001 год. Появилась информация о том, что отечественная компания «Камов» ведет работы по созданию подобного вертолета в двухместном исполнении. Также как «Эндрагон», он будет иметь тандемное размещение экипажа в кабине. «Рекламное» название нового вертолета – Ка-54. Озвученные особенности перспективного вертолета:
- значительное усиление бронезащиты вертолета, в частости кабины с экипажем;
- вооружение – новейшие отечественные разработки;
- бортовое оборудование возможно израильского производства.
Возможно, эту перспективную разработку мы скоро увидим на российских и зарубежных тендерах на поставку боевых вертолетов в вооруженные силы.

Экспортный вариант для турецких ВС - МБВ Ка-50-2 Эрдоган


Основные характеристики:
- диаметр винта 14.5 метра;
- длина 16 метров;
- ширина 7.3 метра;
- высота 5 метров;
- вес пустой/стандарт/ максимально – 7.6/9.7/11.3 тонны;
- ДУ – два ГТД ТВ3-117 ВМА;
- мощность ДУ 4.4 тысячи л.с.;
- скорости: крейсерская -275 км/ч, максимальная – 300 км/ч, боковая – 100 км/ч, задняя -100 км/ч;
- дальность действия 1150 километров;
- боевое применение 450 километров;
- потолок прак/стат – 6/4 километра;
- полезная нагрузка 2.5 тонны на шести подвесках;
- возможно использование бомб общим весом до 4.5 тонны.
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 24
  1. lars 21 марта 2012 08:08
    "Заявление турецких властей касалось, прежде всего, передачи по лицензии документов на собственное производство компьютерных комплектующих, в частности бортового вычислителя. 2001 год. Пентагон, предупредил турецкое правительство, что не даст осуществиться турецкому требованию, так как эти технологии имеют гриф «секретно»"
    Американцы всегда четко держат под контролем позиции "интеллектуалки". Понимая, что как только контрагент получил доступ и у него есть технологические возможности - всё!
    А наши опят могут наступить на многострадальные грабли (не оговорился - грабли уже все в шишках, а нашим хоть кол на голове теши!). Смотрю, что предлагают камовцы:
    "- вооружение – новейшие отечественные разработки" - если передадут вместе с конструкторской и эксплуатационной документацией без требуемой защиты - опять грабли;
    - бортовое оборудование возможно израильского производства. А возможно опять наши разработки с теми же граблями.
    lars
    1. KGB161rus 21 марта 2012 13:39
      Нельзя продавать " Аллигатора " , вот здесь ниже др . машина , отдаленно напоминающая его , здесь еще можно что нибудь придумать , ну а если действительно речь идет об Ка52 , то видать у нас серьезные проблемы . . .
      KGB161rus
    2. valera130771 21 марта 2012 14:29
      зачем туркам покупать вертолеты которые падают по непонятным причинам?
      valera130771
      1. Александр Петрович 21 марта 2012 19:51
        Зачем западэнской обезьяне писать когда она должна кушать бананы?
    3. Fidain 21 марта 2012 14:35
      Vot kakovo Xu..,prodavat vertalyoti da yesho s dokumentacoi Turkam,malo voin bilo mezhdu Rasii i Turci i kto bi chto ne govoril ,Turca vsegda budet yesli ne vragom to kak minimum ne drugom Rassii
      Fidain
      1. vikingost 19 января 2015 06:03
        pust armyan nevolnuet voyni mejdu rossiey i turciey
    4. Гражданский 21 марта 2012 14:40
      интересная кабина
  2. dred 21 марта 2012 08:30
    Эх блин турки зря не согласились на тендер.
    dred
  3. БМВ 21 марта 2012 08:48
    Может быть и хорошо, что не продали в Турцию. Как не крути, а наш потенциальный противник. Кроме того это наши новейшие разработки, а продавать технологии это преступление государственного масштаба. Продавать надо, но строить только на своих заводах, а то последние научно-производственные кадры разбазарим, да и прибыль в наш бюджет пойдет.
    БМВ
  4. Joker 21 марта 2012 08:52
    Я не пойму куда наши лезут. Давайте еще США КА-50 продадим, чтоб они его разобрали и технологии своровали. Американцы хитрые, свои новые самолеты никому не продают, чтоб новейшие технологии не попали ни кому в руки, наши лезут деньги зарабатывать. Такого вертолета нигде нет кроме как у нас, решили так сказать исправить ситуацию, а там глядишь китайцы через пару лет и себе такой бы сделали. И вообще не понимаю позицию прогиба перед всеми, Турки сказали переделать, наши кинулись сразу, так не надо делать, США никому не уступает, а мы перед всеми готовы раскланяться. Лучше в армию закупайте их, у самих ничего нет.
    1. felix1591 21 марта 2012 10:17
      97 год когда государству было пофиг на ВПК,вот заводы и пытались выжить,ища заграничные контракты.
      felix1591
      1. GurZa 21 марта 2012 12:18
        Я не пойму куда наши лезут. Давайте еще США КА-50 продадим, чтоб они его разобрали и технологии своровали

        После развала Союза, на 1 зарубежную выставку во Франции не пустили весь весь персонал завода "Камов". Конструктор тогда вспоминал, как ему коллеги с ТУ, видели полностью разобранный вертолет КА-50. Потом "Камовцы" попросили "Туполевцев" и они собрали вертолет обратно.
        Так что технологии ушли уже, к сожалению.
        1. Chicot 1 21 марта 2012 14:51
          На Западе до сих пор не смогли освоить разработку и практическую постройку действующей соосной схемы. Простое копирование им ничего не даст...
          1. Sergh 22 марта 2012 17:22
            GurZa, чё ты мелишь, во-первых не во Франции, а в Лондоне в 1992 г. 16-ти человек не дали вовремя визы, а вертолёт ушёл в контейнере в разобранном (естественно) состоянии на выставку. Никто его там не трогал и не ковырял, а когда коллектив с опазданием приехал, то до открытия выставки оставалось 6 часов, им помогли туполевцы.
            Чё, погуглить лень.

            http://rutube.ru/tracks/13351.html
            Sergh
  5. вард 21 марта 2012 09:39
    Вообще по таблице ТТХ замечательная машинка... Может оно и к лучшему.... Ещё плюс бюро Камова приобрело бесценный опыт создания вертолёта именно под заказ, это тоже дорогого стоит... Среди авиаконструкторов есть мнение что аппарат должен быть красивым... тогда и летает хорошо... а машинка красивая...
  6. Роман А 21 марта 2012 10:46
    Вспоминается пословица "что не делается все к лучшему" зато имеем еще одну модификацию Ка-50-2
    Роман А
  7. Касым 21 марта 2012 12:19
    Давно слежу за не простой судьбой боевых вертолетов "Камова".Вот ,что рассказывал один из пилотов. При одноосной схеме удержать вертолет в точке пространства не легко: вес машины постоянно меняется(сгорает топливо),любое дунавение ветра сказывается на вертолете. Одним словом пилот постоянно в напряжении: сидишь, вцепившись в штурвал. А при двухосной схеме плотность воздуха между плоскостями винтов огромна, поэтому ощущение,что держишься за перекладину турника- управлять гораздо легче.Хочу пожелать камовцам всяких успехов. Думаю будущее вертолетостроения за Вами. Соглашусь с оппонентами,что при двухосной схеме вертолет дороже.Но выполнение боевого задания и жизнь пилота важнее. С большим уважением.
  8. 755962 21 марта 2012 12:23
    Ка-50-2 может нести вооружение общим весом до 2,5 тонн. Базовый комплект вооружения включает в себя ПТУРы, ракеты "Воздух-Воздух", пушку и НУРСы.
    В состав вооружения Ка-50-2 могут входить:
    - 12 сверхзвуковых противотанковых управляемых ракет "Вихрь" с лазерным наведением или 16 ПТУР с электронно-оптическим наведением;
    - 4 ракеты "Воздух-Воздух" типа "Стингер";
    - скорострельная 30-мм автоматическая пушка 2А42 с высокой начальной скоростью снаряда, запас снарядов - 240 бронебойных и 230 фугасно-зажигательных, скорострельность регулируется от 350 до 600 в/мин;
    - 80-мм кассеты НУРС.
    755962
  9. Igorboss16 21 марта 2012 13:08
    сначала надо свою бы армию ими обеспечить а потом и другие ведь турция потенциальный противник , и не фак что те технологии которые будут переданы для лицензионного выпуска машин не попадут в другие руки , так что с этим надо быть поосторожней ,да и вообщем выбирать то там даже не стоит наш всёровно круче быстрее и манёвренее , аналогов ему нет и не будет good
    Igorboss16
  10. -=KeepeR=- 21 марта 2012 14:08
    Извиняюсь заранее - может я не в теме и уже обсуждалось на сайте про перспективный вертолет "Камова", но обычно, если готовы продавать какие-то технологии, значит есть более совершенные, может уже летающий прототип "Черного_Призрака" давно готов?
    -=KeepeR=-
    1. Chicot 1 21 марта 2012 15:06
      "Черный призрак", он же Ка-58 вполне оправдывает свое название- все о нем слышали, все о нем говорят, но никто его воочую не видел и ничего о нем доподлинно не знает. Даже то, а есть ли он на самом то деле...
      1. Dr. No 23 марта 2012 18:55
        И не понять, почему у нас все "черное"?? Черный призрак, черная акула, черный орел.... Смешно как-то.... "Черные негры" мать их....
        Dr. No
  11. Chicot 1 21 марта 2012 14:57
    Значит таки решили довести "Эрдоган" до конца. А проектец этот имеет давнишние корни. Эдак лет десять, не меньше наверное. По крайней мере фото полномасштабного макета, изображение которого дается здесь я видел достаточно давно...

    P.S. А на первом фото "Аллигатор" (Ка-52), а не "Эрдоган" (Ка-50-2)...
    1. Sergh 22 марта 2012 17:33
      Chicot 1, я не понял, откуда у тебя чё берётся, кого не видел, что ты ищешь?
      Цитата: Chicot 1
      "Черный призрак", он же Ка-58 вполне оправдывает свое название- все о нем слышали, все о нем говорят, но никто его воочую не видел и ничего о нем доподлинно не знает. Даже то, а есть ли он на самом то деле...

      Это обыкновенный, всё тот-же Ка-50.
      http://video.mail.ru/mail/beln/10/2791.html
      Цитата: Chicot 1
      P.S. А на первом фото "Аллигатор" (Ка-52), а не "Эрдоган" (Ка-50-2)...

      Прочитай статью ещё раза два, если не дошло. А то смешишь занятых людей.
      Sergh
  12. kavz56 21 марта 2012 21:17
    Ну молодец автор статьи даже не заметил ,что на первом снимке Ка-52 ну а дапьше читать не хочется, ну а "Эрдоган" это лишь макет.
    kavz56

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня