Экспериментальный реактивный бомбардировщик SNCASO SO.4000 Vautour I

7
Во второй половине 1940-х годов ВВС большинства европейских стран начали переходить на реактивные самолеты. Однако далеко не все из них могли при этом опираться на свои собственные разработки. К примеру, достаточно развитая в 1930-е годы французская авиационная промышленность очень сильно пострадала в годы Второй мировой войны. Поэтому первыми серийными реактивными самолетами, которые были приняты на вооружение ВВС Франции, оказались «Вампиры» британского производства (французское обозначение «Мистраль»).

Естественно, такое положение вещей не устраивало военно-политическое руководство Франции. К счастью, ведущие авиастроительные компании страны сумели в годы войны сохранить свои конструкторские коллективы, поэтому недостатка в новых идеях и проектах у них не было. При активной помощи со стороны французского правительства национальное самолетостроение приступило к широкомасштабным работам по разработке реактивных самолетов самого разного назначения. При этом крупные государственные авиационные предприятия Франции SNCASO и SNCASE отличались громоздкостью и неповоротливостью своих бюрократических структур, что являлось причиной большой инертности их работы. Чтобы ее преодолеть, необходимо было время.



Авиационная компания Societe Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Ouest (аббревиатура SNCASO) была создана левым коалиционным правительством Народного фронта, пришедшим к власти в результате выборов 1936 года. После победы на выборах левого Народного фронта во Франции началась массовая национализация промышленности, в том числе крупнейших в стране авиастроительных компаний. В соответствии с географическими условиями расположения были созданы компании на севере, западе и востоке страны. Так, Sud-Ouest была юго-западной национальной авиастроительной компанией. Национализированное предприятие SNCASO поглотило такие известные в авиационном мире и значительные по размерам компании, как LeO, Blériot-SPAD, SASO и некоторые предприятия Марселя Блока.

Экспериментальный реактивный бомбардировщик SNCASO SO.4000 Vautour I
SO.4000 Vautour I


В таком виде национализированные предприятия пережили войну, снова приступив после ее завершения к разработке новых самолетов, которые отвечали современным вызовам времени. В послевоенные годы компания SNCASO прославилась благодаря созданию ряда интересных машин, среди которых был и экспериментальный реактивный бомбардировщик SNCASO SO.4000 Vautour I. В те годы конструкторское бюро компании SNCASO находилось на заводе в пригороде Парижа в Курбевуа, оно делилось на две части. Первая из них во главе с Люсьеном Сервонти занималось проектированием истребителей и самолетов аналогичных типов, а вторая, которую возглавлял Шарль Паро, занималась проектированием крупных летательных аппаратов, главным образом бомбардировщиков.

Одним из главных направлений работы компании SNCASO в конце 1940-х годов стало создание нового реактивного двухмоторного бомбардировщика, который должен был прийти на смену морально устаревшим к тому моменту времени поршневым «Инвейдерам». Проект нового самолета получил обозначение SO.4000 и общее название Vautour («Гриф»). Работы над созданием нового реактивного бомбардировщика начались со строительства аэродинамических аналогов будущего боевого самолета — летающих моделей, выполненных в масштабе 1 к 2, — планера SO-M1 и реактивного самолета SO-M2.

Причиной, которая побудила построить сначала две летающие модели меньших размеров (наряду с самым обыденным желанием избежать высокого технического риска при создании полномасштабного прототипа), было отсутствие во Франции подходящих реактивных двигателей собственного производства. Единственный на тот момент времени выпускаемый в стране ТРД Hispano-Suiza «Вердон» был слишком слабым, а перспективный французский двигатель «Атар» находился еще в стадии разработки.

SO.4000 Vautour I


Оба прототипа были построены. Скорее всего, планер SO-M1 прошел серию испытаний в аэродинамической трубе. Возможно, что в сентябре 1949 года он прошел и летные испытания (сбрасывался со специально переоборудованного для этих целей пассажирского самолета), но мнения историков на этот счет расходятся. Одномоторный реактивный SO-M2 впервые поднялся в небо 13 апреля 1949 года. Известно, что эта модель использовалась в экспериментальных целях на протяжении двух лет.

Обе летающие модели помогли конструкторам компании SNCASO создать первый «полноразмерный» самолет из целого семейства французских «Грифов». Двухмоторный реактивный бомбардировщик SO.4000 Vautour I впервые поднялся в небо 13 марта 1951 года. Самолет представлял собой двухместный цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом со стреловидностью 31 градус. В фюзеляже самолета были установлены два турбореактивных двигателя Rolls-Royce Nene 102 turbojet, развивавшие тягу в 2270 кгс каждый. Боковые воздухозаборники двигателей располагались между кабиной пилотов и корневой частью крыла. Характерной чертой бомбардировщика было шасси оригинальной конструкции, состоявшее из пяти одноколесных опор — одной носовой и четырех основных, расположенных попарно под средней частью фюзеляжа.

По своему целевому назначению SO.4000 Vautour I представлял собой фронтовой бомбардировщик. Согласно проекту его вооружение должно было состоять из двух 20-мм автоматических пушек, которые размещались в подвесных контейнерах. Бомбовая нагрузка составляла до 3600 кг, четыре 450 кг бомбы размещались во внутреннем бомбоотсеке, столько же размещалось на наружных узлах подвески — подкрыльевых пилонах.

SO.4000 Vautour I


SO.4000 можно было считать полноценным боевым самолетом, однако его карьера закончилась после первого же полета в марте 1951 года. Самолет опоздал не несколько лет. Оснащенный сравнительно маломощными турбореактивными двигателями он почти не имел шансов для того, чтобы оказаться запущенным в серийное производство. Машина получилась громоздкой и во многом устаревшей, конструкторы и представители французских ВВС поняли это еще до первого полета. Поэтому ими было принято решение остановить программу в самом начале летных испытаний, использовав все полученные наработки для реализации нового проекта.

Потребность ВВС Франции в современном реактивном бомбардировщике никуда не делась, наоборот она лишь все более обострялась. Старые поршневые «Инвейдеры» еще годились для ведения колониальных войн с индокитайскими или алжирскими повстанцами, однако в случае новой крупной войны в Европе у них не было бы ни единого шанса. Новый бомбардировщик, создаваемый с учетом полученного задела по проекту SO.4000 Vautour I, стал в итоге первым двухмоторным самолетом с полностью разработанными и собранными во Франции ТРД «Atar».

Уже в июле 1951 года командованием французских ВВС были подготовлены требования к новому реактивному боевому самолету, который в различных модификациях смог бы выполнять функции бомбардировщика, штурмовика и дальнего всепогодного истребителя. Руководство компании SNCASO сочло вполне возможным разработать новый реактивный самолет на базе бомбардировщика SO.4000, оснастив его новыми двигателями «Атар». Работы над новым проектом, получившим обозначение SO.4050 Vautour II, возглавили конструкторы Жан Вейль и Жан Парро.

SO.4050 Vautour II


Основные изменения коснулись расположения турбореактивных двигателей и конструкции шасси. ТРД было решено перенести в мотогондолы, которые расположили примерно на уровне 1/3 размаха крыла, а новое шасси «велосипедной» конструкции состояло теперь из двух основных опор с двухколесными тележками (убирались внутрь фюзеляжа) и двух вспомогательных опор с колесами небольшого диаметра, которые убирались в мотогондолы. Также они изменили конструкцию оперения — стабилизатор подняли над фюзеляжем самолета приблизительно на половину высоты киля. Этот французский реактивный многоцелевой боевой самолет оказался удачливее своего предшественника, он был запущен в серийное производство и находился на вооружении ВВС Франции с 1958 по 1979 год. Всего было построено 149 самолетов SO.4050 Vautour II, включая прототипы и предсерийные машины.

Летно-технические характеристики бомбардировщика SNCASO SO.4000:
Габаритные размеры: длина — 20,11 м, высота — 5,78 м, размах крыла — 17,86 м, площадь крыла — 75 м2.
Масса пустого — 13 920 кг.
Масса максимальная взлетная — 25 360 кг.
Силовая установка — 2хТРД Hispano-Suiza (Rolls-Royce) Nene Mk.102, тяга 2х2270 кгс.
Максимальная скорость полета — 860 км/ч.
Крейсерская скорость — 678 км/ч.
Практическая дальность — 1900 км.
Практический потолок — 10 000 м.
Скороподъемность (максимальная) — 660 м/мин.
Вооружение: 2х20-мм автоматических пушки.
Бомбовая нагрузка — до 3600 кг, внутренняя — 4х450 кг бомб, внешняя — 4х450 кг.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/xplane/so4000.html
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/6189-mnogocelevoi-samolet.html
http://alternathistory.com/eksperimentalnye-samolety-sud-ouest-sncaso-so9000-so9050-trident-i-i-ii-chast-1
Материалы из открытых источников
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 сентября 2017 17:47
    неплохая птичка была
  2. +1
    26 сентября 2017 17:54
    Как тоне обращал внимание на раннюю историю реактивной бомбардировочной авиацию Франции, а интересно... recourse
    1. +5
      26 сентября 2017 20:29
      Надо было внимательней соответствующие справочники по натовскому вооружению изучать, там было от первых до состоящих, так сказать.
  3. +2
    26 сентября 2017 18:56
    Так они и в Израиле были на вооружении. Воевали.
  4. 0
    27 сентября 2017 06:05
    Чем-то SO.4050 на Ил-46 смахивает
    1. 0
      27 сентября 2017 17:07
      Да, схема с велосипедным шасси и движками под крылом достаточно распространена. Вспомните машины А.С. Яковлева- Як-25, Як-27, Як-28. Машины серийные, в отличие от Ил-46. И, кстати, Вы наверное имели ввиду Ил-54? Он по той же схеме, что и француз,та же "велосипедка", а Ил-46- по сути, увеличенный Ил-28.
      1. 0
        1 октября 2017 18:16
        В советское время футбольная команда "Динамо Тбилиси" выезжает за рубеж.Сотрудники КГБ беседуют с каждым футболистом. Первым на беседу вошел Давид Кипиани. За дверью подслушивает и подглядывает в замочную скважину нападающий Муртаз Хурцилава. Он видит.что Кипиани показывают портрет Л.И.Брежнева и спрашивают: "Кто это?"
        Это отец родной - отвечает Кипиани.
        Наступает очередь Хурцилавы. Ему показывают фото Брежнева и спрашивают: "Кто это?"
        Это отец нашего Кипиани - отвечает Хурцилава.

        Вот так и У вас: Ил-46 - это увеличенный Ил-28.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»