Павел Гойнкис - создатель торпедных катеров

Началом специализированной академической подготовки кораблестроителей в России считается 7 августа 1862 года. Тогда был выпущен специальный приказ Морского министерства, чем было положено начало отечественному высшему судостроительному образованию.

Особый вклад в процесс академической подготовки кораблестроителей принесла Николаевская морская академия, которая просуществовала с 1877 по 1917 год. На ее базе были образованы три специализированных отделения: механическое, кораблестроительное и гидравлическое. Наибольший вклад в развитие строительства российского флота внес один из первых выпускников Николаевской морской академии Алексей Николаевич Крылов, который после окончания стал преподавателем, а потом и возглавил кораблестроительный отдел Академии. Именно Крылов предложил ввести новые требования по подготовке судостроительных инженеров. Теперь инженеры-конструкторы должны были уметь решать сложные технические вопросы, связанные с проектирование российского флота нового поколения, быть способными выявлять типы и основные элементы кораблей, подлежащих постройке, заниматься разработками их проектов. Поэтому было решено комплектовать кадры инженеров-кораблестроителей из специалистов-выпускников Военно-морских инженерных училищ, желательно имеющих практический опыт работы. Курсы математики и теории корабля вел сам академик Крылов, помогал ему в этом корабельный инженер Павел Густавович Гойнкис.

В историю отечественного судостроения яркую страницу вписали многие известные российские инженеры-кораблестроители. Но особенно хочется рассказать именно о Гойнкисе, который известен всему миру как создатель первого скоростного торпедного катера в советском флоте. Кроме того, также он является родоначальником серии легких газотурбинных кораблей.


Павел Гойнкис - создатель торпедных катеров
Ракетный катер проекта 183Р «Комар» – прародитель всех ударных кораблей этого класса


Павел Гойнкис - немец российского происхождения. Родился он 1 ноября 1889 года в семье немецких купцов. Сначала обучался в Варшаве в реальном училище, в 1911 году закончил кронштадтское морское инженерное училище. Первое время работал младшим помощником судостроителя в аварийных доках Кронштадтского порта. Через год он продолжает свою карьеру уже в должности инженера на заводе «Руссуд» в Николаеве, здесь он помогает в постройке линейных кораблей. В 1913 году решает поступать в Николаевскую морскую академию. Однако ему приходится прервать там свою учебу в 1914 году из-за начала Первой мировой войны. Сначала Гойнкиса отправляют в Свеаборг, а потом в Архангельск, где он занимается вооружением гражданских судов артиллерией. Известно, что в 1916 году он сумел осуществить уникальную судоремонтную операцию на ледорезе «Канада», используя специальный кессон.

В тот же год Гойнкис продолжает свою учебу в Академии, которую заканчивает в 1918 году. После окончания учебы, он остается преподавать курсы теории корабля на отделении кораблестроения. Одновременно с этим, инженер руководит отделом судостроения на Балтийском заводе. С 1920 года Павел Гойнкис является главным инженером данного завода и с этого времени его вклад в развитие отечественно кораблестроения очень сложно переоценить. При его содействии возрождается строительство барж, лихтеров, производится ремонт кораблей. С 1925 года под руководством инженера на воду спускаются первые советские лесовозы и пассажирские теплоходы.

Позже он принимает активное участие в постройке судостроительной верфи в Тюмени, считается основателем Тюменского судостроительного завода. За период с 1920 по 1930 годы он руководит судостроительными заводами во Владивостоке, Космомольске-на-Амуре, возглавляет главное управление Морской судостроительной промышленности, занимается разработками технической сборки военных кораблей на Дальнем Востоке. Павел Густавович Гойнкис был дважды награжден орденом Трудового Красного Знамени, является лауреатом Сталинской премии. В 1937 году получил степень кандидата технических наук.

В 1938 году Гойнкис был арестован по фальшивому обвинению и осужден. В заключении инженер находился вплоть до 1948 года, но и там не оставил своего любимого дела и продолжал трудиться - работал главным конструктором в ОКБ НКВД. Именно в эти годы он сумел разработать несколько проектов боевых кораблей. После своего освобождения работал над новым проектом, разработал и наладил серийный выпуск ракетных катеров. Реабилитирован Гойнкис был лишь в 1956 году.

Павел Гойнкис - создатель торпедных катеров
Ракетный катер проекта 206-МР


После окончания Великой Отечественной войны в 1950-е годы советские инженеры-конструкторы получили задание на разработку новых типов торпедных катеров. В основном этим занималось Особое конструкторское бюро по проектированию катеров дальнего следования. Это бюро было организовано в 1949 году по специальному приказу Наркомата судостроительной промышленности СССР. Таким образом, коллективом советских инженеров-конструкторов под руководством Павла Гойнкиса был создан первый в советском флоте большой торпедный катер проекта 183. Это было скоростное судно, работающее при помощи газотурбинной силовой установки. Данный катер стал основным типом торпедных катеров СССР на многие годы. Производство данных катеров осуществлялось с 1949 по 1965 годы. Выпускались подобные катера во множестве модификаций. На его основе был выпущен первый в мире ракетный катер проекта 183-Р. Общее число катеров, построенных на основе проекта 183 составляло более четырехсот штук, многие из них были изготовлены специально на экспорт в другие страны: Алжир, Китай, Кубу, Ливию, Индонезию и ряд других стран. В основу создания этих торпедных катеров были положены наиболее удачные конструкторские решения по постройке катеров «Воспер», «Хиггинс» американских инженеров.

Знаменитый конструктор Павел Гойнкис умер в Ленинграде 21 марта в 1959 году.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. вард 21 марта 2012 09:51
    В своё время участвовал в создании системы стабилизации крыла... При включении в 4 бальный... вода в стакане дрожит... можем когда захотим...
  2. 755962 21 марта 2012 14:24
    Для небольших государств с морскими границами идеальный вариант.Бюджетненько.
    755962

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня