Арктика: вызовы и перспективы

С 12 по 23 марта 2012 года в Норвегии проводятся международные зимние учения «Cold Response 2012» («Холодный ответ-2012»), в которых участвует 16 300 солдат из 14 стран. В частности, в учениях принимают участие военнослужащие из Великобритании, Швеции, Голландии, Канады, Франции, и США. Главная цель учений заключается в отработке проведения «операций высокой интенсивности против множественных угроз в зимних условиях». Район проведения мероприятия – северные районы Норвегии, находящиеся если не в непосредственной близости, то сравнительно недалеко от рубежей Российской Федерации. Стоит ли сомневаться, что проведение учений именно в этом районе помимо сугубо военных целей преследуют ещё и цели политические – эти два аспекта военных манёвров всегда идут бок о бок. НАТО всё активнее заявляет свои претензии на арктический регион, в последние годы приобретающий всё большее стратегическое значение.

Арктика: вызовы и перспективы


Очевидно, что северное направление становится горячее не только с точки потепления климата и таяния арктических льдов, но и с точки зрения военно-политической. Каковы шансы России на то, чтобы сохранить свое исключительное влияние в Арктике, при этом не допустив нарастания в регионе военной напряжённости, не неся больших экономических издержек и не будучи втянутой в локальную гонку вооружений? Как нам не отстать от процесса нового освоения Арктики?


На данный момент наиболее заметным шагом России, призванным утвердить её лидерство в регионе стало водружение российского флага на дне океана в точке Северного полюса. Это символическое событие состоялось в 2010 году в ходе знаменитой экспедиции наших исследователей «Шельф-2010», возглавляемой А.Чилингаровым. Как известно, её результатом стало получение неопровержимых доказательств того, что хребет Ломоносова на дне Северного Ледовитого океана является продолжением российского континентального шельфа, и, следовательно, принадлежит России.

При всей грандиозности экспедиции, убедительности полученных геологических доказательств и символичности жеста с флагом, исключительное право России на собственное арктическое дно должно подкрепляться ещё и военными методами, в противном случае наука останется наукой, а геополитическая расстановка изменится в соответствие с реализацией права сильного – основного закона мировой политики.

Итак, что же предпринимает руководство российских вооружённых сил на арктическом направлении?

Главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Александра Постников обещает, что к 2015 году в состав подчиненных ему войск войдут так называемые арктические бригады. Но, как известно, Арктика – регион морской , и лидерство здесь всегда принадлежало флоту. Бывший генеральный инспектор МО РФ адмирал флота Иван Капитанец говорил о планируемом наращивании морской группировки на Северном морском пути. Он, в частности пояснял: «В перспективе Арктика станет новым театром военных действий. Решение руководства страны о наращивании боевую морскую группировку в Арктике – очень правильное». Капитанец считает, что наращивание морского боевого потенциала на севере страны вполне по силам российскому ОПК. Адмирал предположил, в Северный флот следует насытить подводными стратегическими ракетоносцами четвёртого поколения проекта 955 типа «Борей».

Большинство экспертов сходится во мнении, что будущее русского Севера за военно-гражданской конверсией. Северная промышленность должны сочетать в себе добывающие производства, предприятия энергетического комплекса и, безусловно, военные производства, что обеспечивало бы всестороннее развитие всех трёх сфер. Развитие промышленности привлекло бы в регион новых специалистов, в том числе из стран будущего Евразийского союза, что положительно сказалось бы не только на качестве евразийской интеграции, но и могло бы оказать положительное влияние на демографическую ситуацию в регионе Крайнего Севера.

Серьёзным созидательным потенциалом обладает и новейшее направление производства – строительство плавучих атомных электростанций и других объектов морского базирования с ядерными энергетическими установками, представляющих собой автономные источники энергоснабжения приполярных регионов. Строительство таких объектов помимо прочего позволило бы решить вопрос организации удалённых баз обслуживания и обеспечения флота, способных существенно продлить ресурс боевых кораблей и зримо укрепить наше присутствие на море.

Таким образом, российская Арктика неизбежно должна выйти на путь конверсионного военно-гражданского строительства. Местные производства и объекты инфраструктуры должны иметь двойное назначение и соответствующее социальное сопровождение – здесь должны жить люди, строиться новые города и посёлки, где станут жить семьи, которые на многие поколения свяжут свою судьбу с Севером.
Автор: Павел Помыткин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 90
  1. in4ser 21 марта 2012 07:51
    Напомню что Россия, Канада, США, Дания, Норвегия и Исландия никак не могут поделить Арктику, перспектива разработки ресурсов которой становится все более актуальной.

    Октябрь 1985 г.:авианосец ВМС США "Америка" класса "Китти-Хок" у берегов Норвегии.
    in4ser
    1. esaul 21 марта 2012 08:19
      Цитата: in4ser
      Напомню что Россия, Канада, США, Дания, Норвегия и Исландия никак не могут поделить Арктику, перспектива разработки ресурсов которой становится все более актуальной.

      По серьёзному ещё никто и не делил, пока всё обходится на уровне взаимоисключающих заявлений и разбрасывания флажков. Делёж начнётся не по детски, когда кто-то начнёт широкомасштабные разработки добычи. А для этого нужно приготовить хороший военный зонтик, чтобы на голову не накапало. Обнадёживающая статья, показывающая, что око государево не выпускает из поля зрения эту часть земного шарика.
      1. in4ser 21 марта 2012 08:25
        При этом еще и Китайские ледоколы бороздят ее просторы!
        in4ser
        1. esaul 21 марта 2012 09:03
          Цитата: in4ser
          При этом еще и Китайские ледоколы бороздят ее просторы!

          НУ, китайские ледоколы, пока(!) нам не конкуренты, но держать их на прицеле - необходимо. Шустрые и способные ребята. am
        2. Норд 21 марта 2012 09:06
          Голландия с Францией - великие Арктические державы. А Турции с Саудовской Аравией в тех учениях случаем не было?
          Тревожный симтом. Слишком много охочих развелось.
          1. Lector 21 марта 2012 09:09
            Цитата: Норд
            Голландия с Францией - великие Арктические державы. А Турции с Саудовской Аравией в тех учениях случаем не было?
            Тревожный симтом. Слишком много охочих развелось.

            Точно!
            До чего же гады до чужого добра жадные.
            Lector
            1. TULSKIY CAMOBAP 22 марта 2012 09:34
              По моему такими темпами скоро и ЮАР с Бразилией свои права заявят!
              TULSKIY CAMOBAP
        3. leon-iv 21 марта 2012 10:40
          да да поинтресуйтесь что такое китайский судопром.
          Строят много но такого.....(дальше нецензурщина пошла)
      2. Dimitr77 21 марта 2012 09:39
        Делить не надо, надо ставить пограничные столбики и объявить ее своей территорией, естественно подкрепив историческими фактами. smile
        Dimitr77
        1. Айболит 21 марта 2012 09:47
          Цитата: Dimitr77
          Делить не надо, надо ставить пограничные столбики и объявить ее своей территорией, естественно подкрепив историческими фактами

          Одними столбиками сейчас уже не кого не напугаешь ещё нужно быть сильными.
          Айболит
        2. Skiff 21 марта 2012 17:05
          И таблички закапывать на побережьях, мол является собственностью России и все такое бла бла бла laughing
          Skiff
        3. Диман 21 марта 2012 23:42
          Можно Тополя перекрасить например пограничных столбиков!
      3. Виктор 21 марта 2012 20:08
        Считаю, что каждая арктическая российская буровая платформа должна помимо базового оборудования иметь в своём составе оборонительные ракетные системы (как ПВО-ПРО так и противокорабельные и противолодочные, а заодно и станции слежения обязательно). Вот тогда и осваивать арктику будет намного проще angry
    2. vaf 21 марта 2012 09:05
      Цитата: in4ser
      перспектива разработки ресурсов которой становится все более актуальной.
      ъ

      Актуальна более чем...!

      Но пока вот всё, что мы имеем на сегодня в боевом составе СФ или как сейчас "модно" в лексиконе ГК родов войск " в списочном" составе:

      Подводные лодки: 43
      9 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 3 атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, 14 многоцелевых атомных подводных лодок, 9 атомных подводных лодок спецназначения, 1 дизельная подводная лодка спецназначения, 7 дизельных подводных лодок

      Надводные корабли: 41
      1 тяжелый авианесущий крейсер, 2 тяжелых атомных ракетных крейсера, 1 ракетный крейсер, 5 больших противолодочных кораблей, 2 эсминца, 3 малых ракетных корабля, 2 артиллерийских катера, 6 малых противолодочных кораблей, 4 морских тральщика, 6 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера

      И если с подводным флотом пока более-менее, то с надводными силами-ну совсем не очень!
      Ну а про "реформирование" ударной авиации ВМФ я уже неоднократно всё освещал!
      Так что Флаг на шельфе это здорово, но не мешела бы уже начать этот флаг "защищать" и по активнее хотя бы "обозначать своё присутствие"!
      vaf
      1. esaul 21 марта 2012 10:18
        veteran.air force,
        Спасибо за справочку, приятель. Очень хочется надеяться, что ситуация с надводным флотом выправится. Вон Северная верфь загружена заказами по самое не могу. И, вообще, появляется ощущение, что оборона начинает выползать из ямы с нарастающим темпом.
        1. vaf 21 марта 2012 14:14
          Цитата: esaul
          Спасибо за справочку, приятель.


          Да не за что, всегда пожалуйста!

          То же на выправление ситуации очень надеюсь, так как вся жизнь прошла в Вооружённых Силах и все удачи и неудачи переживаю очень болезненно!!! drinks
          vaf
      2. leon-iv 21 марта 2012 10:41
        А 38 кораблей на стапелях это так детский лепет.
      3. НикНик 21 марта 2012 10:44
        Не густо.
        Вот где атомные Орланы вписались бы красиво!
        НикНик
        1. leon-iv 21 марта 2012 10:56
          Кэп как бы говорит
          Будут свободные стапеля их модернизируют. С этим уже определились.
      4. Игарр 21 марта 2012 11:11
        Когда поднималась тема про экранопланы......постоянно говорил..
        Север - самое место для экранопланов.
        Там их место.
        Даже много не надо.. 2-3 на Восток, столько же Запад, плюс резерв.
        Задача - отбить вообще охоту в нашу зону лезть.

        "Застолбить" участки - пусть ничего не добывают. Пусть просто стоят - уже будет присутствие. Уже на флаг РФ не полезут.
        Иначе - нам лезть придется. На чужие флаги.

        Как говорится -"раньше сядешь - раньше выйдешь"

        Раньше встанем на Севере - меньше воевать придется. Дипломаты будут - воевать.
        1. leon-iv 21 марта 2012 11:26
          МММ а вы были на севере ?
          А теперь представим но на ледниках или в карелии и тд.
          1. Игарр 21 марта 2012 11:32
            Я там служил...
            Достаточно?
            1. leon-iv 21 марта 2012 11:38
              где именно
              Тк сравнивать например Карелию и норильск это некорректно.
              + Что делать с торосами?
              1. Игарр 21 марта 2012 11:44
                А причем тут Карелия и Север?
                В статье речь об освоении шельфа, освоении дна океана.
                Вы, что не знаете, что такое шельф? Думаете - это Карелия, что-ли?

                А служил я Мурманск-130. Кто был, знает.

                Экранопланы ходят на высотах от 0 до 15 метров. Вы хоть один торос видели?
                1. leon-iv 21 марта 2012 11:54
                  емае гаджиево да был.
                  Какова по вашему оптимальная высота экрана?
                  1. Игарр 21 марта 2012 12:00
                    Экрана чего? Высота хода экраноплана?
                    До 15 метров...
                    Да и, честно говоря. экранопланам незачем и нечего шариться по ледяным просторам..Арктики. По местам подвижки..
                    Их задачей, могло бы стать - нагнать шороху. На это они еще как способны.
                    Пострелять, картинно - для корреспондентов. Показать результат стрельбы (можно даже и не их, экранопланной).
                    А потом сказать - пока вам тут "экранчики" наши ....руки-то скрутят...а потом и досмотровые команды... подтянутся, на ТАКРах с сопровождением.
                    1. leon-iv 21 марта 2012 12:15
                      тогда чем хуже Авиация? Имхо Ту-22М3 который допилят к тому времени до Ту-22М3М
                      И чем в период навигации хуже НК
                      1. Игарр 21 марта 2012 12:54
                        Не так эффектно, не так эффективно (хотя тут...можно и гидры-самолеты заставить фонтаны попускать)
                        Ничем не хуже...оперативнее даже..
                        только вот долго держать присутствие - посложнее, чем экранам.
                        Высота, тут же.. издалека видать.
                        Скорость явно самолетная - а не чудо-юдная..(у экранов) и не самолет и не корабль.

                        Кто-то, посмеялся тут....О, говорит, почти про "Аватар" беседуем - икраны всякие страхолюдные.
                        Точно.....страхнагоняющие.
                      2. leon-iv 21 марта 2012 13:56
                        вот с этим я бы поспорил нафига делать новую инфраструктуру новый клас техники когда.
                        У самолета есть скорость и оперативность у НК есть комплексы ПВО и ударные средства и живучесть и тд.
                      3. Strategia 21 марта 2012 14:11
                        О-о, Вы и тут спец?!))))))))))))))))))))))))
                      4. leon-iv 21 марта 2012 14:57
                        присоединяйтесь к дисскуссии, а не бухтите в пустую.
                        Что вот вы думаете о возможностях экраноплана в условиях высоких широт. И в сравнении со связкой НК и авиация?
        2. Чёрный Полковник 21 марта 2012 11:41
          Всё правильно, кто раньше встал - того и тапки! А пока проводить морские манёвры и учения с боевыми стрельбами, а для особо наглых и любознательных может "произойти сбой в системе наведения ракеты (бомбы, торпеды и т.п.)" с нехорошими последствиями am
      5. Strategia 21 марта 2012 14:08
        "Петра Великого" знаю, а второй какой таркр?
        1. vaf 21 марта 2012 14:30
          Северный флот

          Класс Наименование Проект Вступление в строй
          ПЛАРБ ТК-17 «Архангельск» пр.941 1987
          ПЛАРБ ТК-20 «Северсталь» пр.941 1989
          ПЛАРБ ТК-208 «Дмитрий Донской» пр.941УМ 1981
          ПЛАРБ К-51 «Верхотурье» пр.667БДРМ 1984
          ПЛАРБ К-84 «Екатеринбург» пр.667БДРМ 1985
          ПЛАРБ К-114 «Тула» пр.667БДРМ 1987
          ПЛАРБ К-117 «Брянск» пр.667БДРМ 1988
          ПЛАРБ К-18 «Карелия» пр.667БДРМ 1989
          ПЛАРБ К-407 «Новомосковск» пр.667БДРМ 1990
          ПЛАРК К-119 «Воронеж» пр.949А 1989
          ПЛАРК К-410 «Смоленск» пр.949А 1990
          ПЛАРК К-266 «Орёл» пр.949А 1992
          ПЛА К-317 «Пантера» пр.971 1990
          ПЛА К-461 «Волк» пр.971 1991
          ПЛА К-328 «Леопард» пр.971 1992
          ПЛА К-154 «Тигр» пр.971 1993
          ПЛА К-157 «Вепрь» пр.971 1995
          ПЛА К-335 «Гепард» пр.971 2001
          ПЛА Б-239 «Карп» пр.945 1984
          ПЛА Б-276 «Кострома» пр.945 1987
          ПЛА Б-534 «Нижний Новгород» пр.945А 1990
          ПЛА Б-336 «Псков» пр.945А 1993
          ПЛА Б-388 «Петрозаводск» пр.671РТМК 1988
          ПЛА Б-138 «Обнинск» пр.671РТМК 1990
          ПЛА Б-414 «Даниил Московский» пр.671РТМК 1990
          ПЛА Б-448 «Тамбов» пр.671РТМК 1992
          ПЛАСН БС-64 «Подмосковье» пр.667БДРМ 1986
          ПЛАСН БС-136 «Оренбург» пр.09786 1981
          ПЛАСН АС-23 пр.1851 1986
          ПЛАСН АС-21 пр.18511 1991
          ПЛАСН АС-35 пр.18511 1995
          ПЛАСН АС-13 пр.1910 1986
          ПЛАСН АС-15 пр.1910 1991
          ПЛАСН АС-33 пр.1910 1994
          ПЛАСН АС-12 пр.10831 2010 (?)
          ПЛСН Б-90 «Саров» пр.20120 2008
          ДПЛ Б-401 «Новосибирск» пр.877 1984
          ДПЛ Б-402 «Вологда» пр.877 1984
          ДПЛ Б-808 «Ярославль» пр.877 1988
          ДПЛ Б-459 «Владикавказ» пр.877 1990
          ДПЛ Б-471 «Магнитогорск» пр.877 1990
          ДПЛ Б-177 «Липецк» пр.877 1991
          ДПЛ Б-800 «Калуга» пр.877ЛПМБ 1989

          ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» пр.11435 1990
          ТАРКР «Адмирал Нахимов» пр.11442 1988
          ТАРКР «Пётр Великий» пр.11442 1998
          РКР «Маршал Устинов» пр.1164 1986
          БПК «Вице-адмирал Кулаков» пр.1155 1981
          БПК «Североморск» пр.1155 1987
          БПК «Адмирал Левченко» пр.1155 1988
          БПК «Адмирал Харламов» пр.1155 1989
          БПК «Адмирал Чабаненко» пр.11551 1999
          ЭМ «Гремящий» пр.956 1991
          ЭМ «Адмирал Ушаков» пр.956 1993
          МРК «Айсберг» пр.12341 1979
          МРК «Рассвет» пр.12341 1988
          МРК «Накат» пр.12347 1987
          АКА АК-388 пр.1400М 1980
          АКА АК-543 пр.1400М 1987
          МПК «Брест» пр.1124М 1988
          МПК «Юнга» пр.1124М 1989
          МПК «Нарьян-Мар» пр.1124М 1990
          МПК «Онега» пр.1124М 1990
          МПК «Мончегорск» пр.1124М 1993
          МПК «Снежногорск» пр.1124М 1994
          МТЩ «Гуманенко» пр.12660 2000
          МТЩ «Комендор» пр.266М 1974
          МТЩ «Машинист» пр.266М 1975
          МТЩ МТ-434 пр.1332 1973
          БТЩ «Полярный» пр.1265 1984
          БТЩ «Ельня» пр.1265 1986
          БТЩ «Котельнич» пр.1265 1987
          БТЩ БТ-111 пр.1265 1988
          БТЩ «Коломна» пр.1265 1990
          БТЩ «Ядрин» пр.1265 1991
          РТЩ РТ-236 пр.1258Э 1985
          БДК «Оленегорский горняк» пр.775 1976
          БДК «Кондопога» пр.775 1976
          БДК «Александр Отраковский» пр.775 1978
          БДК «Георгий Победоносец» пр.775/II 1985
          ДКА Д-464 пр.1176 1985
          ДКА Д-148 пр.1176 1993
          ДКА Д-182 пр.1176 1996
          ДКА «Николай Рубцов» пр.1176 2005
          vaf
          1. Strategia 21 марта 2012 14:36
            "Адмирал Нахимов" в каком состоянии?
            1. vaf 21 марта 2012 21:05
              Цитата: Strategia
              "Адмирал Нахимов" в каком состоянии?


              А почитай выступления ГК ВВС Зелина, где он рассказывает о том "как у нас всё хорошо" и когда я пытался народу доказать, что не всё обстоит так гладко и остаётся старинная практика "... впаривания мозгов" (ещё со съездов КПСС) и что готовое к БД это не ".... состав и список", а гораздо меньше и ".... составом и списком воевать не будем" - так "заклевали как антипатриота!

              А по факту пока ни в каком, стоит у стенки и судьба колеблеться быть или не быть ремонту, а по другую сторону стоит Ушаков, но с тем вопрос уже решили,т.е. "реформировали"!

              Вот такое истинное положение дел на начало марта 2012 года!
              vaf
              1. Strategia 22 марта 2012 12:44
                Да, пропутинские ура-патриоты головы поднять не дают - хорошо, что не 1937 год! Хотят идти вперёд, но только под предводительством одного "самого мудрого", никаких оппонентов не признают. А к чему ведёт этот путь - уже прошли в 91-м. Видел "Фрунзе-Лазарева" на ТОФе... sad
    3. Владыка Ситх 21 марта 2012 13:50
      А если так? Учения учения.... lol
      1. f0rest3r 23 марта 2012 08:09
        Вот это армия!!! Увидят это амеры и штаны испачкают))
        f0rest3r
  2. TRex 21 марта 2012 08:06
    Сомневаюсь, что наличие подводных ракетоносцев кардинально охладит пыл конкурентов России в высоких широтах.
    Необходимо реанимировать ПВО на северном направлении, создать сеть военных баз с приличными оперативными возможностями, взять под полный контроль ВС маршрут севморпути... Может быть построить и ввести в строй новый класс кораблей, типа "ледокольный крейсер" и т.п.
    1. leon-iv 21 марта 2012 10:43
      Для начала нужно странам научится строить северные корабли а это совсем другой тип судов.
      Например американские АПЛ не так эффективны и очень быстро вырабатывают ресурс на северах. А наши наоборот в экваториальной зоне.
    2. Чёрный Полковник 21 марта 2012 11:45
      ...тем более, что островов для баз немеряно. А маршруты прохода судов определить по примеру коридоров для пассажирских самолётов am
  3. Sergeev 21 марта 2012 08:17
    Как бы не просрать нам Арктику...
    Sergeev
    1. Zynaps 21 марта 2012 17:36
      это тяжело, но вполне возможно. с нынешней-то властью.

      если не делать страшные глаза, а просто подумать, России оборонять Арктику сильно легче, чем агрессору наладить снабжение войск вторжения на спорные арктические территории. ибо Севморпуть целиком и полностью обеспечивается РФ, а без него логистика в тундре или в зоне шельфа - неимоверный геморрой. самая главная проблема России - строительство и модернизация ледокольного флота собственными силами и отказ от приватизации атомного флота (а то Медведев разрешил, да!)
      Zynaps
  4. барон врангель 21 марта 2012 08:19
    тема очень интересная! главная очень актуальная, понятно что необходимо защищать свои земли, шельфы, но вопрос чем?
  5. Demokrat1986 21 марта 2012 08:40
    А нечем совсем защищать не то что север - страну нечем защищать. Спасает пока ядерная "дубинка", но и она стареет с каждым днем
    Demokrat1986
    1. Zynaps 21 марта 2012 17:37
      правда-правда? в России уже перестали добывать и обогащать уран и разучились выжигать оружейный плутоний? да и ракеты, вроде, пока ещё летают.
      Zynaps
  6. zhidikhanov 21 марта 2012 08:43
    Решение руководства страны о наращивании боевую морскую группировку в Арктике – очень правильное»
    Если так посчитали правильным, то руки в ноги и "алга". Время быстро бежит и реально можем опоздать. А тема вообще верная.
    zhidikhanov
  7. Терский 21 марта 2012 08:46
    Пока всё то что предпринимается Россией в части высоких широт-полумеры, необходимо наращивать СФ а также ТФ, дабы закрыть проходы в воды СЛО. Причем делать это в срочном порядке.
  8. sergo0000 21 марта 2012 08:50
    барон врангель,
    Статья правильная и своевременная конечно!Но насколько я в курсе,арктическая бригада существует,атомные плавучие эл.станции строяться.Да и север России у нас сейчас очень активно развиваеться!Сужу по тому где живу..Ведеться разработка ,разведка,и солидная добыча газа на Ямале,ЯНАО.Строиться ж/д дальше по Северу,прямо по вечной мерзлоте! (с применением современных решений и технологий).За десяток лет наши места изменились кардинально.Так что я думаю всё у правительства под контролем(за исключением саботажников конечно в Москве)
  9. Hyppopotut 21 марта 2012 09:00
    А вот север наш развиваеться там, где добывают нефть и газ. Остальные регионы в полнейшем упадке. Я много лет прожил на Чукотке, и знаю во что она превратилась за годы, после развала союза. А воинских частей там остался такой мизер, что роты спецназа хватит, что-бы отторгнуть её от России.
    Население же Чукотки (а её площадь больше Украины), сократилось за постсоветские годы более чем в пять раз. Нафиг наши земли никому не нужны! А сие зело печально!
  10. VadimSt 21 марта 2012 09:18
    Как всегда – все в пожарном варианте!

    С 12 века, русские, осваивают Север - 800 лет! А, он как был, в понятии народа "СЕВЕР", так и остался: глухим, забытым краем. Разве можно сравнить условия жизни, дорожную и прочую инфаструктуру, созданную американцами, за 145 лет нахождения Аляски в составе США, и Русский Север?

    А сейчас угрозы, как тараканы, повылезали - со всех сторон. И на юг нужно смотреть, и на запад, и от китайцев взгляд нельзя отводить, а тут еще и север подпер.

    В этих условиях, Россия как на передовой, следовательно, некогда раскачиваться, перестраиваться, возится с отщепенцами, дерьмократами и казнокрадами - времени нет.
    1. SIT 21 марта 2012 12:11
      Цитата: VadimSt
      С 12 века, русские, осваивают Север - 800 лет! А, он как был, в понятии народа "СЕВЕР", так и остался: глухим, забытым краем. Разве можно сравнить условия жизни, дорожную и прочую инфаструктуру, созданную американцами, за 145 лет нахождения Аляски в составе США, и Русский Север?

      Начнем с того, что Аляску освоили тоже русские. Они и сейчас там живут. Американцами же освоено в основном южное побережье это незамерзающие порты Анкоридж, Валдиз, Сьюарт. Только там зимой -10 -15, редко когда ниже. По нашим понятиям это и не север вовсе. Северное побережье это в основном вахтовые поселки, а в центре полуострова Фаэрбэнкс совсем небольшой городишко, хотя и со своим университетом. Из инфраструктуры там самое уникальное это нефтепровод Трансаляска на сваях. Это был один из первых опытов строительства магистральных трубопроводов в таких условиях. Сейчас у нас строят также. Так как порты работают круглый год, снабжение и вывоз нефти проблем не составляют. У нас же зимой добраться на Ямал можно только по зимникам, сейчас еще железка есть от Паюты. К востоку от Тазовской губы и к западу от Байдарацкой только зимники, а летом вертолет. Открытые всем ветрам причалы есть на Дресвянке и Варандее. Работают они 2,5 месяца в году. Кто ездил по зимникам знает, что это такое, когда метёт. Строить нормальные дороги в условиях озерной тундры нереально. Восточная Сибирь вобще абздец полный. В навигацию летом завозится всё по Лене, зимой те же зимники, только не плоские как на Ямале, а по горам по долам. Сплошной экстрим. Ну и расстояния не сравнить с Аляской. Так что не совсем коректное сравнение.
      SIT
      1. VadimSt 21 марта 2012 18:49
        Я, истории освоения Аляски нашими, знаю! А, вот с природными и социальными условиями на Аляске знакомлюсь, практически ежегодно - правда со слов и видео друга. Сестра вышла замуж, где-то в Сибири, за амера, и выехала на Аляску, уж более 20 лет. Вот, под пивко и наслаждаюсь видео и его рассказами, о ежегодном посещении Аляски. Друг, сам, почти 12 лет, работал в Норильске, так что провести сравнение, может достаточно объективно! И склонен думать, что это сравнение не в нашу пользу.
        1. Мимопроходящий 21 марта 2012 19:20
          Норильск? Не был, но судя по тому что читал - медленно загнивающая дыра. Что не удивительно, фактические владельцы этого города - Прохоров, Потанин, Дерипаска. Пока они живут между Москвой и Куршавелем, город будет и дальше разваливаться.
          Мимопроходящий
    2. Мимопроходящий 21 марта 2012 13:50
      Цитата: VadimSt
      Разве можно сравнить условия жизни, дорожную и прочую инфаструктуру, созданную американцами, за 145 лет нахождения Аляски в составе США, и Русский Север?

      Почему же нельзя, берем и сравниваем:
      Американский город Фредбенкс

      Российский город Якутск

      Американская деревня Шишмареф

      Русское село Новорыбное

      Вся разница, что у нас климат гораздо суровее, даже стены домов в наледи.
      Мимопроходящий
      1. esaul 21 марта 2012 15:43
        Мимопроходящий,
        А если тебя остановить, приятель, то сколько же ты можешь информации и фото выложить?! drinks laughingЗа фото - спасибо. good
      2. Zynaps 21 марта 2012 18:48
        что меня всегда поражало в наших городах - жутчайший соплестрой из провешенных в воздухе проводов. подобную, если не хуже, картину увидел в Сеуле, в эпоху интернета, но ещё до появления беспроводных сетей. южнокорейский солестрой был глобальнее и плотнее нашего из-за бОльшего числа пользователей интернета и локальными сетями.
        Zynaps
      3. VadimSt 21 марта 2012 19:00
        Спасибо! Особенно понравилось, типично американское название деревни - Шишмареф! Значит русские корни, еще остались.
  11. Landwarrior 21 марта 2012 09:35
    Какая нафиг Арктика? У нас Дальний Восток с Сибирью толком не освоена, а еще Арктику подавай.
    Ну, увязнем в Арктике- тем временем китайцы тихой сапой отпилят Дальний Восток по ту самую Арктику.Зря что-ли они ледоколы строить начали.
    Короче-чужого не надо, своё бы удержать...
    1. leon-iv 21 марта 2012 10:44
      В арктике города никто строить не собиается максимум работа вахтовым методом.
      1. Landwarrior 21 марта 2012 11:51
        Ну-будут или нет -не в этом дело. А дело в том, что это всё не бесплатно. И в определенный момент просто не хватит мат. средств- и всё заглохнет намертво.И это будет такая "финансовая пирамида" по сравнению с которой МММ- просто, извиняюсь, деревенский сортир...
        1. Мимопроходящий 21 марта 2012 12:59
          Не хватит средств? belay Вообще-то мы с вами там собираемся не груды камней и льда защищать, мы там собираемся конкретные бабки рубить, на полезных ископаемых.
          Мимопроходящий
          1. Landwarrior 21 марта 2012 14:08
            Уважаемый! Полезные ископаемые сами из земли не выпрыгнут wink
            Чтобы начать "рубить бабки" их нужно сначала вложить в создание инфраструктуры для добычи, и вложить придётся ОЧЕНЬ много, потому что регион там суровый, и изначально на каждый рубль прибыли может быть по 10 рублей затрат. Никакой "частник" этого не терпит, значит отдуваться придётся государству, за счёт бюджета, который тоже не резиновый...
            1. Мимопроходящий 21 марта 2012 14:47
              Вам напомнить из чего формируется российский бюджет? И что разведанные и освоенные месторождения уже прошли пик добычи? Так что освоение ресурсов севера, для нас вопрос жизни и смерти, причем как-бы и не в буквальном смысле.
              Надо будет вложить "десять" рублей, вложим, надо будет "сто" рублей, тоже без проблем, только цена нефти будет не сто баксов, а тысяча. wink
              Ну не сразу конечно, придется подождать пока арабы свою нефть вычерпают до дна...
              Мимопроходящий
              1. Landwarrior 21 марта 2012 19:26
                Эх, мне бы ваш оптимизм lol
                Просто не верю я что что-то положительное из этого выйдет. Власти просто хватаются сразу за много дел, а как известно,"за двумя зайцами..." ну и далее по тексту. wink
                В Советском Союзе могли при желании хоть новый ДнепроГЭС поперек Гибралтара соорудить, однако они на Арктику внимания особого не обращали,кроме научного, даже с учётом того, что в то время понятия "экономически не выгодно" не существовало практически.
                То что счас развивается-заложено еще при Союзе, а тут придётся с нуля работать и на перспективу. Сумеют ли отечественные бизнесмены наступить на горло своим принципам и вложить деньги в будущее? request Не знаю...
  12. PabloMsk 21 марта 2012 09:45
    Люди, не парьтесь....

    Достаточно мощные военные группировки и так есть и на Арктическом направлении и на Дальнем Востоке.
    Времени на их спокойное и вдумчивое наращивание тоже предостаточно.

    У нас в запасе ещё лет 20 точно есть :)
    Пока качают большую нефть ближе к комфортному экватору, в Арктические широты никто по большому счету вкладываться не будет.

    Ну и ещё аргумент о невоенном будущем этого региона.
    Россия не в состоянии самостоятельно осваивать Арктический шельф, нет у нас ни геологоразведки серьезной, ни технологий.

    Так что осваивать эти месторождения смогут только международные консорциумы.
    И тут будут нужны мозги, а не кулаки :)

    Есть хороший сайт: www.pronedra.ru
    Просто почитайте мнения профессионалов нефтегазовой отрасли.
    PabloMsk
    1. Игарр 21 марта 2012 11:23
      Почитал...не запарился..
      а про.."мнения профессионалов нефтегазовой отрасли." - мне втирать не надо..сам в Газпроме.
      нет у нас времени...
      поэтому и Штокмановское..торопимся.
      Так что, консорциумы - в общую очередь. Согласно купленым билетам.
  13. ЯРЫЙ 21 марта 2012 10:45
    Помню как в детстве в школе учили географию, показывали границы СССР , северная граница упиралась чуть ли не в северный полюс! И никто блин не претендовал на наши просторы.
    Вроде на севере никто не искал самостийности-так че к нам теперь смеют лезть? Мобуть по тому что мы стали слабы? И некусаемся?
    Надо бы изменить!
    ЯРЫЙ
    1. Zynaps 21 марта 2012 18:00
      да эта возня вокруг Арктики сильно напоминает историю с СОИ. сколько крика было, миллиарды денег выкинули, а закончилось всё пшиком. да на карту достаточно взглянуть. Канада. население сгрудилось возле границы с США. в арктической зоне нет крупных городов, максимум - временные вахтовые посёлки лесорубов, нефтяников и газодобытчиков. США свою Аляску вообще не разрабатывают - она у них типа заповедника. смотрим дальше. громадный остров Гренландия. кроме научного копошения - ноль телодвижений. ихде, спрашивается, хозяйственно-боевая активность? у буржуев нет ни одного крупного города на широте Норильска. дорогое это удовольствие - осваивать Север. сколько там лет СССР БАМ строил? перед войной начали, а закончили аккурат в 80-х. потому что очень тяжело и затратно. а тут - отнять шельф и промышленный грабёж ништяков из недр. а если подумать? задача для инопланетян с летающими тарелками. у китайцев же вообще отсутствует опыт освоения Арктики. 80% территории России находится в зоне вечной мерзлоты - вот это факт. а её освоение - не фунт изюма.

      уж сколько раз говорил: высадить пару экспедиционных дивизий в арктической зоне - субарктике возможно. но вот как их обеспечить необходимым? да они там помёрзнут без тёплых сортиров нафиг, а оставшихся в живых чукчи забьют прикладами, чтобы не мучились. и совсем уже фантастикой выглядит появление в море Лаптевых авианосца "Нимитц" со всей тряхомудией. интересно, кто его туда проведёт, кроме как российский атомный ледокол за большие деньги?

      ну вот хотят Россию в очередной раз втянуть в гонку на истощение. тут думать сначала надо, а не сцать кипятком преждевременно. хорошо, ежели из этого всего люди снова на Русский Север вернутся и начнут его с головой осваивать...
      Zynaps
  14. leon-iv 21 марта 2012 11:55
    Ах да забыл написать у шведов там С-130 грохнулся до сих пор не нашли.
  15. tupoy medved 21 марта 2012 12:18
    На данный момент наиболее заметным шагом России, призванным утвердить её лидерство в регионе стало водружение российского флага на дне океана в точке Северного полюса
    tupoy medved
  16. Дмитрий.В 21 марта 2012 12:45
    Будут пингвинам нести демократию.Вопрос один сколько флажков успела поставить Россия,точнее не получит ли 33 квадратных метра?
    Дмитрий.В
    1. Игарр 21 марта 2012 12:58
      Тогда им придется и пингвинов туда нести.
      В Арктике пингвины - не водятся.
      1. Дмитрий.В 21 марта 2012 13:10
        Конечно повод то нужен и чем он безумнее и дороже тем лучше.
        Дмитрий.В
  17. Мимопроходящий 21 марта 2012 13:04
    Вместо четырех понтовых Мистралей, нам нужна пара авианосцев-ледоколов.
    Мимопроходящий
    1. НикНик 21 марта 2012 17:14
      Ну кто бы сомневался. Строить только их некому. Сварщики, слесари да вообще рабочии на вес золота. Все и вся в офисный планктон влилось.
      НикНик
  18. Че 21 марта 2012 14:19
    Х-е-р амерам а не Российскую арктику. Когда же у амеров несварение начнётся.
    Че
  19. 101 21 марта 2012 15:12
    За Россией её ещё закрепить надо суметь потом им говорить будешь Работать в этом направлении надо много а то самим скажут вам желающих много
    101
  20. viruskvartirus 21 марта 2012 16:03
    ) в Арктике сказать "это мое" мало...не тот случай, чтобы там просто находиться много чего нужно....техника, опыт....Сравниваем: Ледокольный флот (Почитать http://russiancouncil.ru/?id_4=114#top) например у России все 6 атомных ледоколов которые есть в мире, в том числе и самый мощный «50 лет Победы», в 2014 году ожидается первый в мире ледокол бокового хода...и 20 дизельных.
    Современный ледокольный флот зарубежных стран: Канада имеет 12 морских ледоколов, США-—9, а прибалтийские страны (Финляндия, Швеция и Дания) — 20. По одному морскому ледоколу имеют Япония, Аргентина, ФРГ и Польша.
    И еще большой плюс России, то что есть такая техника, как машины семейства "Витязь".
  21. 755962 21 марта 2012 16:30
    много разговоров об Арктике. Говорят не о науке, а о переговорах между заинтересованными сторонами, совещаниях высокого уровня, геостратегической политике и природных ресурсах, нефтегазовых месторождениях. Один сплошной протокол, изысканные манеры и холодные улыбки.

    Великолепная пятерка, которую также называют The Arctic 5, вот уже несколько лет ведет территориальный спор за «новое золото»: Россия, США, Канада, Норвегия и Дания – каждая из этих стран стремится отхватить свой кусок пирога. На смену гонке вооружений, холодной войне и соперничеству в области освоения космического пришла борьба за освоение арктических недр. Новое золото нельзя назвать белым, белый покров лишь его покрывает. Но этому льду осталось жить недолго. Борьба за ресурсы Арктики фактически уже началась.

    В этой новой борьбе были свои исторические моменты. Россия заявила о своих правах на Арктику уже несколько лет тому назад, установив свой государственный флаг на дне в 4000 метров недалеко от Северного полюса, как в доброе старое время, когда куском материи обозначали границы территории, идею или способ. Сегодня это не особенно эффективно, борьба обещает быть долгой. Но и пирог достаточно жирный, хватит на всех, кто захочет приложить усилия.
    755962
    1. НикНик 21 марта 2012 17:28
      А что у России загогулины такие? Вот США , Канада все четко. А у нас что там - Норвежцы что ли все путают?
      НикНик
      1. dzvero 22 марта 2012 10:01
        загогулины из-за того, что 200-мильную зону считают с островов а не с материка; поетому и были спорные територии с норвегией. в прошлом или позапрошлом году россия и норвегия договорились о разделении спорного района. хотя раздел был воспринят как предательство и разбазаривание територии, он позволит россии заявить свои права на хребет менделеева и хребет ломоносова с прилегающими районами глубоководного шельфа.
    2. Serjant 22 марта 2012 22:06
      Во времена СССР нашей арктической зоной считался весь сектор от побережья до Северного Полюса.
      Было постановление Президиума ЦИК СССР 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Там говорилось, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего Постановления признанной Правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 32°4'35'' в.д., проходящим по восточной стороне Вайда-Губы (граница с Финляндией)*, и меридианом 168°49'30'' з.д., проходящим по середине Берингова пролива».
      И принадлежность СССР этих территорий официально не оспаривалась ни одной из арктических стран!
  22. Рожденный в СССР 21 марта 2012 17:05
    Говорить можно много и по-разному, но Арктика - Наша!!!
    Рожденный в СССР
  23. savelij 21 марта 2012 17:21
    В 2007 году президент В. Путин подписал закон N 99-ФЗ, разрешающий войскам НАТО без боя оккупировать Россию. Трудно сказать, какова была необходимость принятия и подписания этого закона. Но сейчас власть пытается скрыть его.Пусть вас также не смущают слова«сотрудничество» и«партнерство ради мира». Они, как вы увидите, подразумевают военные действия. Сама НАТО– это военная организация, причем наиболее мощная и агрессивная в мире из ныне существующих. Югославия, Ирак и Ливия убедительно прочувствовали это на себе. А подписал Путин закон N 99-ФЗ уже после Ирака.

    Более того, проект закона о НАТО N 99-ФЗ был внесен Путиным в Думу всего через месяц(!) после его нашумевшей Мюнхенской речи 27.10.2007, которую многие расценили как начало новой холодной войны между Россией и НАТО. В ней Путин обвинял НАТО и США в агрессии по отношению к другим странам мира и желании управлять миром.
    Ну что продал нас Путин!Без Путина России не будет кричали .Это без нас ее не будет простых людей.
    savelij
    1. Мимопроходящий 21 марта 2012 17:54
      Набрал в яндексе "закон N 99-ФЗ", там что-то о лицензировании ("О лицензировании отдельных видов деятельности"). Вы видимо что-то перепутали.
      Мимопроходящий
  24. Nickolay3145 21 марта 2012 18:01
    Кто-то спорит с нашими правами - топить!!!...
    Nickolay3145
  25. Sandov 21 марта 2012 19:07
    Сами без амеров освоим Арктику, ещё с советских времён там наши станции были. Не боятся подавиться нашей Арктикой. Болт им в одно место.
  26. Kamaz 21 марта 2012 19:19
    Вот самое весёлое будет, когда уже в Антарктиде нефть найдут! Может она и НЕЙТРАЛЬНАЯ территория. Но аСаШаевцАм на это уже давно наплевать... Да и на все законы тоже...
    Kamaz
  27. gispanec 21 марта 2012 22:24
    Арктика это энергоресурсы на сотни лет. Да они должны по праву быть поделены между пятёркой. Наша доля огромна и это неоспоримый факт, но ведь с продажи газа и нефти у нас(на континенте) ...я как гражданин ничего не имею.....вот и в арктике иметь не буду....хотя пару -тройку баксов на книжку или счет получать ежемесечно обязан...согласно конституции недра(все что больше 60см плодородного слоя) принадлежат народу!!!......
  28. vylvyn 22 марта 2012 01:50
    Цитата - С 12 по 23 марта 2012 года в Норвегии проводятся международные зимние учения «Cold Response 2012» («Холодный ответ-2012»).

    А чего в Норвегии? А поближе к Гольфстриму! Чтоб потеплее было. (лопата)
    vylvyn
  29. puskarinkis 22 марта 2012 04:09
    ...Арктика, это, конечно, актуально, но под прикрытием освоения и пр. бла, бла, бла, можно провести учения в экстримально зимних условиях. А если подумать, то где такие условия существуют? Где суровые зимы? Учения на Аляске нужно было бы как-то объяснять, а так - всё честно! Вот, если бы кроме транзита, НАТО разрешили бы ещё и учения у нас проводить, да полномассштабные...вот было бы здорово! Вот бы получилась настоящая "перезагрузка"! Вот бы нам ы спасибо сказали!
  30. Landwarrior 22 марта 2012 21:26
    Да и еще маленькое лирическое ОФФТОПление smile ....По поводу Норвегии... У меня подруга оттуда недавно вернулась... училась,понимашь,вроде как поближе ничего нет am , но не суть...Так вот, если ей верить, то в том доме где они с подругой снимали квартиру(шесть этажей, а-ля Аммерика) белых больше и не было laughing ...Зато арабов с неграми- хоть в развес продавай lol
  31. Nechai 22 марта 2012 21:29
    Цитата: in4ser
    Октябрь 1985 г.:авианосец ВМС США "Америка" класса "Китти-Хок" у берегов Норвегии.

    Интерсно посмотреть на работу паровой катапульпы при больших минусовых тепературах. Да и с тормомными троссами могут быть интересности. Их же техника создавалась для иных температурных интервалов.
    Цитата: НикНик
    Вот где атомные Орланы вписались бы красиво!

    Хорошо бы идеи Бартини вытащить из загашничков.
    Цитата: Zynaps
    перестали добывать и обогащать уран

    Весь наработанный в СССР уран-235, в рамках соглашения Гор-Черномырдин вывезен в США. По условиям договора окончательная оплата за него производиться после того как американские АЭС выработают эл.энергию и получат оплату от потребителя. В общем когда рак на горе свиснет. И объявленная цена смешная - укупорка и транспортировка обошлись много дороже. Примерно по той же схеме были реализованы в последствии целый ряд стратегических запасов редкоземельных матерьялов. В часности было отправлено за океан 50% из 90 тонного запаса Ga. Сосредоточенного в Карачаево-Черкесссии в нейтринной лабаратории. Она естественно перестала существовать. Астро - физики перебрались на Байкал. Разработали новую методику фиксации треков нейтрино. На основе эффекта Вавилова — Черенкова.
    Nechai
    1. Landwarrior 22 марта 2012 21:49
      Цитата: Nechai
      Хорошо бы идеи Бартини вытащить из загашничков.

      Да и не только Бартини. Суда на ВП-конечно хорошо, но топлива едять много.
      России от Союза достался громадный запас наработок, которым просто применения не нашли.
      Экранопланы практически готовы уже на поток ставить. Тему реактивных гидропланов поднять недолго. Можно даже и более пыльные папки вытащить-тот же самый "Проект 621"(подводный десантный транспорт)- когда создавали-двигательных установок под него не было, а сейчас на реакторе- влёгкую, только переделать чутка - в более мирных или более военных целях...
      и АПЛ, отходившие можно в качестве чего угодно использовать- хоть танкеры, хоть электростанции...да много чего есть...Было бы желание и деньги...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня