Манесский кодекс – как иллюстративный источник по истории рыцарского снаряжения начала XIV века

64
О рыцари, вставайте, настал деяний час!
Щиты, стальные шлемы и латы есть у вас.
Готов за веру биться ваш посвященный меч.
Дай сил и мне, о боже, для новых славных сеч.
Богатую добычу я, нищий, там возьму.
Мне золото не нужно и земли ни к чему,
Но, может быть, я буду, певец, наставник, воин,
Небесного блаженства навеки удостоен.
В град божий через море, через валы и рвы!
Я снова пел бы радость и не вздыхал: увы!
Нет, никогда: увы!

(Вальтер фон дер Фогельвейде. Перевод В. Левика)




Для начала начнем с того, что отметим, что так называемый «Манесский кодекс» представляет собой одну из наиболее известных иллюстрированных рукописей эпохи Средневековья и ценнейший исторический источник наших сведений относительно рыцарского снаряжения первых десятилетий XIV века. Называется он «Манесским», поскольку составлен был по заказу знатного рыцаря из семьи Манесс, Рюдигера фон Манесс Старшего, члена городского совета швейцарского города Цюриха.


«Манесский кодекс» в экспозиции замка Чешский Крумлов.

В Цюрихе его и начали создавать где-то около 1300 - 1315 гг. Текст был написан на средневерхненемецком языке, ну, а по своему содержанию это не что иное, как сборник тогдашней светской поэзии. Рукопись исполнена красивым готическим шрифтом, причем знаков препинания в ней практически нет. Зато есть красивые заглавные буквы в начале каждого абзаца.

В Кодексе были собраны стихи сразу 110 средневековых поэтов, ранжированных по их социальному положению. Затем в него были внесены стихи еще 30 авторов. Однако закончен сборник так и не был, и не все материалы в нем были упорядочены. В частности, в тексте осталось еще несколько пустых страниц.

Манесский кодекс – как иллюстративный источник по истории рыцарского снаряжения начала XIV века

Страница «Манесского кодекса» со стихами Вальтера фон дер Фогельвейде.

Всего же в этом манускрипте 426 пергаментных листов, имеющих размеры 35,5 на 25 см и 138 миниатюр, которые изображают упоминаемых в нем средневековых поэтов. И вот эти-то миниатюры и являются главной ценностью этого Кодекса. Вряд ли будет преувеличением назвать их шедеврами средневековой книжной миниатюры. На них изображена феодальная знать в одежде геральдических цветов, битвы, различные куртуазные и охотничьи сцены, то есть вся жизнь того времени.

Правда, манускрипт этот был закончен спустя сто лет после смерти некоторых из поэтов-миннезингеров (немецкий аналог французских труверов или трубадуров), стихи которых были в него помещены. То есть достоверность ряда геральдических сведений этой рукописи не может быть установлена с абсолютной достоверностью, из-за того, что гербы часто изменялись, причем в течение жизни даже одного поколения, а сто лет – это жизнь трех поколений, а в ту эпоху так даже и четырех.


Здание библиотеки Гейдельбергского университета.

Хранится «Манесский кодекс» в библиотеке Гейдельбергского университета в городе Гейдельберге в Германии. Однако есть несколько его копий, выполненных позднее. Одна из них находится в замке Чешски Крумлов, вот только лежит она там под стеклом и посмотреть ее, даже в научных целях, увы, невозможно.

Ну, а сейчас мы просто внимательно рассмотрим некоторые из его иллюстраций и посмотрим, какую информацию мы сможем из них получить.


На этой миниатюре мы видим Вольфрама фон Эшенбаха в полном рыцарском снаряжении. И вот тут сразу возникает вопрос: а что это у него на шлеме? Рога? Не похоже. Секиры? Тоже вроде бы нет. Одно ясно - это геральдические фигуры, раз изображение их есть и на щите, и на вымпеле.


Миниатюра с изображением Вальтера фон дер Фогельвейде интересна тем, что на его гербе изображен соловей в золоченой клетке и… эта же фигура красовалась и у него на шлеме. Оригинально, не правда ли?


Изображение Вальтера фон Метца показывает нам типичного рыцаря этой эпохи. Геральдическая одежда, включая сюрко и попону, так сказать, с ног до головы, но зато на шлеме украшение, с гербом не связанное!


Практически в той же позе изображен и миннезингер Гартман фон Ауэ. Но он подошел более последовательно к вопросу опознавания своей личности, так что и шлем его тоже украшает изображение головы хищной птицы.


Ну, а это известный всем Ульрих фон Лихтенштейн – самый одиозный рыцарь своего времени. Тот самый, о котором на ВО уже был мой материал и который и губу себе обрезал, и с прокаженными жил, и привязанный за кисть руки под окном башни висел и все это… ради милости своей дамы сердца, которая была совсем не молода и совсем не прекрасна. Кстати, при наличии куда более молодой жены, которая против такого служения ничего, однако, не имела. Щеголял в женских платьях, но церковь на это смотрела сквозь пальцы. Вот и на этой миниатюре он изображен в гербовом сюрко, но… с фигурой языческой богини Венеры на шлеме!


Шенк фон Лимбург был поистине модник и оригинал. На шлеме оперенные рога, сюрко одного цвета, попона – другого, герб на щите – три булавы. Ну, вот так ему захотелось…


На этой миниатюре изображен любопытный прием тогдашней вооруженной борьбы. Всадники стремятся обхватить друг друга за шею и уж после этого разить мечом. Оригинально, ничего не скажешь! Хотя это и не настоящий бой, а турнир!


Шлем победителя турнирного поединка Вальтера фон Клингена украшают оперенные секиры, хотя на его щите красуется лев-рампан. Интересно, что он ударил своего противника копьем в шлем с такой силой, что пробил его до крови!


Еще одна рыцарская схватка, с брызгами крови из разрубленного мечом локтя. Ну, а еще тут интересен круглый щит у рыцаря справа. Значит они все еще использовались, несмотря на то, что в моде были именно щиты-утюги.


На этой миниатюре с рыцарем-поэтом Генрихом фон Фрауэнбергом поединок обошелся без крови, но интересно, как манускрипт показывает положение всадников относительно друг друга. Они скачут, имея противника справа от себя, то есть сила удара копья при столкновении максимальна. Это уже потом их разделили барьером и поставили так, чтобы движение относительно друг друга было левосторонним. При этом копье попадало в щит под углом 25 градусов, и сила удара в значительной степени бывала ослаблена. Создателям фильма «История рыцаря» все это следовало бы помнить!


Кристан фон Луппин сражается с каким-то азиатом. Почему-то на нем надет всего лишь подшлемник бацинет, и нет никакой попоны на лошади.


Данная миниатюра демонстрирует нам эффективность тогдашнего рыцарского меча. При удачном ударе им можно было вполне разрубить полностью закрытой шлем топхельм!


И удавалось такое как конному, так и пешему! Правда, известно, что шлемы тогда делались из железа и никакой особой закалке не подвергались. Так что ничего удивительно в том, что здесь нарисовано, нет. Да и вряд ли бы художник для столь состоятельного заказчика стал бы рисовать нечто реально несуществующее. Такого бы просто никто не допустил. Такое уж тогда было время, хотя… да, встречались на страницах средневековых рукописей и выдуманные персонажи, и совершенно фантастические звери, изображать которых никто не запрещал. Вот только эта была фантазия, всегда отделенная от правды.


А вот миниатюра на странице манускрипта явно со сценой божьего суда, поскольку никаких доспехов на поединщиках не надето. И они используют щиты-баклеры, то есть в то время они уже существовали и использовались.


На этой миниатюре мы видим сцену охоты. Собрались знатные господа поохотиться, да вот коровы преградили им путь. Правда, рыцари, отправившиеся на нее, по-прежнему одеты в кольчужные доспехи и шлемы бацинеты полусферической формы. В руках у двух рогатины с широкими наконечниками и поперечиной сразу же за ними, то есть охота предполагается явно серьезная. Очень хорошо изображены арбалеты, особенно тот, что у воина слева. Видно и крепление лука, и длинный спусковой рычаг.


Здесь арбалетчики в длинных кольчужных рубахах, надетых поверх вертикально простеганных гамбизонов, обстреливают осажденный замок. Защитники тоже отстреливаются из арбалетов и сбрасывают им на голову камни, причем не только мужчины, но и женщины. В спину воина, разбивающего топором ворота, вонзилась стрела, но он, видимо, ее не замечает. На страже ворот стоят уже не простые воины, а знатный рыцарь. На щите у него золотая рыба и… рога на шлеме из двух золотых рыб, вдобавок еще и украшенных перьями.


Ну, а эта сценка дышит миролюбием и заботой о ближнем: на сломанную ногу накладывается шина.

Не правда ли, рассматривая миниатюры из этого манускрипта, мы словно окунаемся в средневековую жизнь, и переносимся в то далекое и уже мало непонятное для нас время…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    5 октября 2017 07:08
    Правда, манускрипт этот был закончен спустя сто лет после смерти некоторых из поэтов-миннезингеров (немецкий аналог французских труверов или трубадуров), стихи которых были в него помещены. То есть достоверность ряда геральдических сведений этой рукописи не может быть установлена с абсолютной достоверностью, из-за того, что гербы часто изменялись,

    А почему нет? Сравнивая эти сведения, с другими более поздними сведениями, можно проследить изменения, которые происходили.
    1. +5
      5 октября 2017 11:14
      Согласен.
      Спасибо автору за великолепный иллюстративный материал!
      1. +2
        5 октября 2017 11:40
        я просто вспоминаю картины классической живописи 16-17 века, особенно изображение различных героев. Все сплошь в нижнем белье (или туниках), а доспехи представлены вычурными шлемами; вплоть до того, что герой - библейский, а шлем на картине - похож на европейский морион, ну, или что-то вроде того. request Т.е., несмотря на манеру изображения средневековых миниатюр, материал исторического значения они дают огромный и достоверный! hi drinks
  2. +7
    5 октября 2017 08:04
    Глядя на иллюстрации, вспоминается фильм Эйзенштейна "Александр Невский", видимо художники по костюмам, черпали свое вдохновение из Манесского кодекса или иного документа...
    1. +4
      5 октября 2017 09:57
      я вспомнил, Вячеслав Олегович в статьях по этому фильму публиковал рисунки Эйзенштейна. На одном из них, справа в центре, отчетливо различим Рептилоид. laughing

      так, ладно, я себе не изменил, пошутил, и буде drinks статья красочная! Действительно, многие мелочи мы подчас можем не замечать, если не всматриваться в детали! hi
      1. +6
        5 октября 2017 13:19
        Действительно, многие мелочи мы подчас можем не замечать, если не всматриваться в детали!

        Вы правы, многое не замечаем. Я не касаюсь головных уборов « милых дам». А причёски! Учитывая влияние церкви в средние века и её отношение к женской внешности….Длина и цвет волос, всё имеет значение, ведь не случайно они обладательницы светлых локонов. Судя по представленным здесь миниатюрам, изображены лишь девушки, а не замужние дамы.
        У того же Вальтера Фон Фогельвейде длинные светлые волосы, у остальных до плеч, ведь это тоже не случайно. wink
  3. +8
    5 октября 2017 09:31
    Справедливости ради стояло, наверное, немного больше внимания уделить и миннезангу, так как Манесский кодекс, по сути, средневековый песенник и является для литературоведов источником сведений об искусстве миннезанга.
    Тем более, что большинство миннезингеров было рыцарского сословия.Так что рыцари с миниатюр - они же еще и поэты.

    Это миннезингер Дитмар фон Айст.
    Ниже его стих из Манесского кодекса.
    Зима была бы хороша
    И не страшны любые вьюги.
    Когда бы тело и душа
    Не рвались к ласковой подруге.
    К чему от холода дрожать
    Под завывание метели,
    Когда бы мог с тобой лежать,
    Моя любовь, в одной постели.
    И в ожидании любви
    Грустила дама одиноко:
    "Меня к себе ты позови!
    В твоей гордыне мало прока!
    Быть в этот холод одному,
    Что есть еще на свете хуже?
    Тебя я крепко обниму.
    Мы вместе не заметим стужи".
    Вобщем то и сегодня актуально.
    Что же касается прорубания шлема мечом, то это вполне возможно. Химанализ бацинетов примерно того времени показал наличие углерода 0,06%. По современной классификации - это сталь 1, одна из самых низкокачественных. Из-за низкого содержания углерода она не закаливается.
    1. +5
      5 октября 2017 10:10
      По современной классификации - это сталь 1, одна из самых низкокачественных. Из-за низкого содержания углерода она не закаливается.

      ну, на этом Вы точно "собаку съели". hi а может, Вы или Вячеслав Олегович и про миннезингеров напишете? wink
      1. +2
        5 октября 2017 11:29
        Как то не логично будет, если о любовной лирике средневековья будет писать инженер-механик, а не литературовед.
        А тема действительно интересная.
        Тот же Вальтер фон Фогельвейде, который упоминается в статье - человек для своего времени выдающийся и заслуживает отдельной статьи.
        Храбрый воин, великий поэт, придворный и философ, он прославился еще при жизни, что случается не столь уж часто.
        Именно в стихах Вальтера появилось понятие Die deutsche Nation ("немецкая нация"). Это за шестьсот с лишним лет до объединения Германии.
        Хотя и о любви писать не забывал.

        Молча брела я
        Средь бездорожья,
        Пока не встретила дружка.
        Он обнял, пылая,
        Матерь Божья!
        Обнял - и стала душа легка.
        Сколько раз?
        Да кто же сочтет?!
        1. +5
          5 октября 2017 11:36
          Как то не логично будет, если о любовной лирике средневековья будет писать инженер-механик, а не литературовед.

          с Вашими, Виктор Николаевич, образовательным уровнем и умением пользоваться информацией, думаю, проблем не возникнет. hi Вы даже про диких обезьян писали интересно wink поэтому собрались, пропитались интересом и желанием написать, создали хороший эмоциональный фон - и вперед! drinks
          1. +3
            5 октября 2017 12:32
            Понимаете, практика показывает, что даже высочайший образовательный уровень не гарантирует от "заносов" при вторжении в сопредельные области знаний.
            Примеров тому много. Фоменко, математик, специалист в области многомерного вариационного исчисления, дифференциальной геометрии и топологии, теории групп и алгебр Ли, симплектической и компьютерной геометрии, теории гамильтоновых динамических систем. Сами понимаете, что такими вещами человек со слабым интеллектом не занимается. И вот он "пошел в историю". И получилась "новая хронология".
            Пример второй - Клесов (не дай бог, Вениа появится). Доктор химических наук, профессор. Ну дальше Вы знаете. Не поминай лихо. Примеры можно продолжать. Я, конечно, в один ряд себя с вышеупомянутыми фигурами не" мню" поставить, однако технарь все же, чуждый лирике.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
          2. +4
            5 октября 2017 12:34
            Я только поддержу Николая. Ведь там не только "любовная лирика средневековья" там встречается у Вальтер фон Фогельвейде и это:
            ***
            Богатством с толку сбит богач,
            Что хуже всяких неудач;
            Большой достаток человеку вреден;
            Ещё несчастней тот , кто слишком беден.
            Давным- давно так повелось в миру:
            Людей богатство ослепляет,
            Тогда как бедность отупляет;
            То и другое не к добру….
            Перевод В. Микушевича.
            А учитывая количество стихов на сайте, было бы уместно увидеть и статью про это .
            1. +4
              5 октября 2017 12:56
              я Вас, Елена, тоже поддержу. love пусть ВН не стесняется. Некоторые не стесняются показывать всем свой уровень, помноженный на наглость, а он.. hi
              1. +6
                5 октября 2017 13:03
                Некоторые не стесняются показывать всем свой уровень, помноженный на наглость, а он.. hi

                Это точно подмечено. yes
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                    2. +2
                      5 октября 2017 17:52
                      Елена love, я мысленно с Вами! Там, на картинках, вообще, черти что laughing Рыцари, видимо, судя по рогам, дома редко бывали. Нога у болезного, не сломана, где дощечка для шины? Пациента держат обеими руками, возможно, это вправление вывиха? Одежда у "доктора" не соответствует времени, да и физио, тоже, уж больно благородная. Напомню, что хирургией в те времена занимались цирюльники, а эта профессия была презираема благородными. Так что, скорее всего, это такой же, брат рыцарь, родственник, который оказывает первую помощь. Как-то так , что в глаза бросилось. love
                      1. Комментарий был удален.
                      2. +1
                        5 октября 2017 18:03
                        Почему-то никто не обратил внимание на герб: верхняя треть - золото, две нижние треть - червень. По ней андреевский крест крытый синим опрокинутым беличьим мехом. Просто удивительно! И нашлемное украшение - косой крест беличьего меха, украшенный павлиньими перьями! Даже затрудняюсь его объяснить.
                      3. +3
                        5 октября 2017 23:11
                        Александр love, спасибо, за разъяснения. К сожалению what заданный вопрос удалили.
                  2. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
                  3. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. Комментарий был удален.
  4. +18
    5 октября 2017 09:31
    Интересно, наглядно и познавательно
    История в цвете
    Спасибо
  5. +3
    5 октября 2017 11:05
    На этой миниатюре изображен любопытный прием тогдашней вооруженной борьбы. Всадники стремятся обхватить друг друга за шею и уж после этого разить мечом.

    Выпадение из седла обычно означало поражение, и стаскивание всадника часто бывало более чем эффективным способом достичь победы
  6. Комментарий был удален.
  7. +18
    5 октября 2017 14:16
    Статья - машина времени
    рассматривая миниатюры из этого манускрипта, мы словно окунаемся в средневековую жизнь, и переносимся в то далекое и уже мало непонятное для нас время

    И автору - спасибо
  8. Комментарий был удален.
  9. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
  10. +1
    5 октября 2017 18:27
    kalibr,
    Почему-то никто не обратил внимание на герб: верхняя треть - золото, две нижние треть - червень.

    я не силен в геральдике, но мне казалось, что золото в гербах.. использовали люди, имеющие отношение к королевской крови? what
  11. +4
    5 октября 2017 18:36
    kalibr,
    Я на фона Луппина внимание обратил. Дама-европейка номер один явно в него булыжником целится, а дама номер два вроде как и не понимает, в азиата швыряет? Не понял сюжет, короче. recourse
    1. +1
      5 октября 2017 18:45
      Дама-европейка

      что тогда дама-европейка делает в замке, куда убегает злобный восточный воин? what
      1. +2
        5 октября 2017 18:52
        Вообще, на гравюрах того времени, очень много условностей. Возможно, все эти рога, клетки, птицы на шлемах именно в такой пропорции, обозначали что-то, а не были срисованы с натуры. Вот и дамы, это какие-то стилизованные пороки, может быть?
        1. +2
          5 октября 2017 19:24
          А вот для этого существуют эффигии и... дошедшие до нас (очень мало, но дошли!) нашлемные украшения. У меня будет статья об этом и будет в ней мое же фото...И очевидно, что все так, что рисовали, то и было. Были же еще и описания рыцарей, то есть что видели, то и живописали. Так что тут дело не в условностях.
          1. +2
            5 октября 2017 19:42
            Все ничего, но с такими конструкциями на голове воевать не возможно. Может, где для парада и цепляли все эти клетки, но даже для турнира, это перебор.
      2. +4
        5 октября 2017 18:52
        Цитата: Микадо
        что тогда дама-европейка делает в замке, куда убегает злобный восточный воин?

        Вот и я не пойму. Добрая дама №1 вроде как пальцем другой показывает, что надо фона булыжником отоварить... request
        1. +3
          5 октября 2017 18:59
          Вот и я не пойму. Добрая дама №1 вроде как пальцем другой показывает, что надо фона булыжником отоварить... request

          я думал, добрыми бывают только Доктора, и то некоторые wink drinks
          Меня подкупает, как изобразили пересекающиеся взгляды Добрых Дам good да, советуются, и явно по поводу "фона". yes И ведь кинет же! fellow
    2. +2
      5 октября 2017 19:21
      Художник мог не знать, как одеты азиатки.
      1. +2
        5 октября 2017 19:43
        да, но ощущение, что на головах у них изобразил шлемы. Серый цвет, такой же у "фона". На даме слева - явная капеллина. what
        1. +2
          5 октября 2017 23:06
          А вы уверены, что это дамы? lol Обратите внимание на короткие причёски. Дамы в то время такие не носили. Скорее всего это особи wink мужского пола.
      2. +4
        5 октября 2017 19:58
        В интернете про эту картинку нашел только то, что, возможно, это пропаганда ...
        1. +2
          5 октября 2017 21:08
          пропаганда против чего? Востока? what
  12. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. +2
          5 октября 2017 19:45
          Гнем, что не гнуть, коли гнется laughing А, вы, как считаете, на кой ляд, все эти конструкции на головах у бедных рыцарей?
          1. +2
            5 октября 2017 19:50
            а Бог его знает. Для украшения и опознавания, видимо. Судя по количеству средневековых миниатюр, изображающих подобное, ощущение, что вряд ли это фантазия художника. no Скорее, наоборот, художник, пусть даже в такой манере изображения (Возрождение еще не наступило), но максимально подробно пытается перенести информацию! hi Кстати, это еще и к слову о психологии искусства! yes Почему в позднее Средневековье живопись уже идет по другим канонам? Значит, в эпоху Возрождения у людей заработала фантазия. Почему заработала? what Видимо, ослаб моральный гнет церкви, запрещающей рисовать некоторые вещи! request
            1. +2
              5 октября 2017 20:01
              Так на одной из гравюр, рыцарь, явно непропорционален. Может, это как в современных комиксах, где из-за рта вылетают буковки, там такое нашлемие, тоже о чем-то говорило? Рыцарь же гигантского роста, да ещё и с колоссальным украшением на голове, сообщал, что там была целая дружина такого то графа или герцога, да к тому же, современники понимали, сколько именно их было?
              1. +2
                5 октября 2017 20:10
                рыцарь, явно непропорционален.

                думаю, нет. Думаю, страсть к аллегориям тоже проснулась в Возрождение. В тот момент (14-й век) изображали, как умели. Изобразишь не то - на костер пойдешь, и вся недолга! request
                1. +2
                  5 октября 2017 20:17
                  Т.е., на башке таскать "Венеру", можно, не сожгут belay , а аллегорию нельзя, налетят черны вороны? laughing
                  1. +2
                    5 октября 2017 20:30
                    Щеголял в женских платьях, но церковь на это смотрела сквозь пальцы. Вот и на этой миниатюре он изображен в гербовом сюрко, но… с фигурой языческой богини Венеры на шлеме!

                    главный канон изображения, похоже, тогда был - правдивость описания. Рыцарь же этот был бооольшой оригинал! Странно, что церковь на него не обращала внимания, похоже, вот у него точно "руки волосатые" были hi
                2. +2
                  5 октября 2017 20:36
                  В 14ом веке чтобы на костер взойти, это постараться надо было.
                  1. +2
                    5 октября 2017 20:38
                    В 14ом веке чтобы на костер взойти, это постараться надо было.

                    насколько я понимаю, достаточно было быть гомосеком. wink
                    1. +2
                      5 октября 2017 20:45
                      Если, не ошибаюсь, их там по-другому "лечили". Все же, аутодафе, это для еретиков, сатанистов и других неформалов того времени. К тому же основные костры запылали несколько позже в Германии и Швеции, и к инквизиции не имели отношения.
                      1. +2
                        5 октября 2017 20:57
                        К тому же основные костры запылали несколько позже в Германии и Швеции, и к инквизиции не имели отношения.

                        но начались костры в 13-м веке, если не ошибаюсь. Более того, это был еще и способ расправы с неугодными - вспомните тамплиеров и катаров, которые начали слишком многого хотеть, "края потеряли".
                    2. +2
                      5 октября 2017 21:01
                      Нет недостаточно, нужно было быть упертым в своих "заблуждениях", будь то гомосексуализм или гелиоцентризм, неоднократно уличенным и нераскаявшимся. Вот тогда - костер.
                      1. +2
                        5 октября 2017 21:03
                        ЕМНИП, аутодафе - это всего лишь церемония. what После нее нераскаявшихся отдавали светским властям, которые и совершали сожжение, а церковь говорила, дескать, "мы руки умываем, бились-бились, воспитывали-перевоспитывали, ничего поделать с твердолобым не можем" request
                      2. +2
                        5 октября 2017 21:14
                        Гелиоцентризм, известен был, ещё с античности и за это на костёр не тащили. Интересно, но из "советского проекта", самая живучая осталась атеистическая пропаганда. Д. Бруно, был как раз и гомосексуалистом, и упорствующем сатанистом, и шпионом. А Коперника, не сожгли, хотя, он то и продвигал античные идеи о том, кто вокруг кого крутится.
                    3. +1
                      6 октября 2017 15:06
                      Я же специально картинку давал, где жгут рыцаря впавшего в грех с оруженосцем. Жгли только так! А Хъюга Диспенсира "склонившего короля к позору" оскопили, разрезали, извлекли кишки и сожгли у него на глазах, потом четвертовали!!!
                      1. +2
                        6 октября 2017 18:39
                        То, что их сожгли, это факт, но не факт, что за Это. Сексуальные преступления в компетенцию инквизиции не входили. Их осуждали, накладывали епитимью, но костёр был для еретиков, колдунов и колдуний, а также лиц уличенных в сношениях с дьяволом. Т.к., садомия, является противоестественным актом, то ею занимались, допустим, на черных мессах. Обычай дошел до наших дней, вот только, в отличии от тех времён, некрещенных младенцев и девственниц в жертву не приносят.
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
  13. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
  14. +1
    5 октября 2017 20:17
    kalibr,
    Может мы не настолько сильны в геральдике. Что именно удивительно, объясните, пожалуйста?
    1. 0
      6 октября 2017 15:02
      Все удивительно! Почему золото вверху и червень внизу, когда главной добродетелью рыцаря считалась храбрость, почему крест "мохнатый", с чего бы это?
  15. Комментарий был удален.
  16. +2
    5 октября 2017 21:09
    Микадо,
    Катары, это те ещё робята были. Верхушка их, вполне заслужила. Почитайте, в интернете есть сведения. Очень опасная секта. Европа бы залилась кровью, если б, не решительные действия церкви. Создание Инквизиции было разумным шагом. Правда потом пошли перегибы, но это потом.
    1. +3
      5 октября 2017 21:11
      Очень опасная секта.

      с претензией на власть! по крайней мере, региональную. hi
      1. +2
        5 октября 2017 21:19
        Если бы. У них бооольшие были планы. В основе манихейские идеи наложенные на христианство, которые все, что было черным, делали белым. Предавай, разрушай себя и других, потому что Мир, это порождение дьявола. Вот, если бы, победили они? hi
        1. +2
          5 октября 2017 21:21
          ох, давно читал.. what Даже книжку купил, "Святой Грааль и Третий Рейх". Дескать, катары про Грааль знали. И прочитал бы эту псевдоисторическую книгу, если бы она не была настолько занудно написана! no дескать, нацистский ученый Отто Ран обследовал Монсегюр, и что-то знал о Граале!
      2. +2
        5 октября 2017 21:31
        Фигассе, региональную! Франция была меньше области пораженной катарской ересью!
        1. +2
          5 октября 2017 22:21
          вот об этом не в курсе. Насколько я понял, основным центром во Франции был Лангедок. Опять же, если брать Альбигойские войны - тема для статьи. Сейчас наткнулся на цифру в миллион погибших. Интересно также, это был, фактически, внутриевропейский Крестовый поход.
          1. +1
            6 октября 2017 15:00
            Был же материал "Крестоносцы против катаров".
  17. +2
    5 октября 2017 21:23
    avva2012,
    Так Коперник покаялся, а Бруно упорствовал.
    1. 0
      6 октября 2017 05:25
      Возможно, вы и правы, но точно Коперник, не Галилей?
  18. +5
    5 октября 2017 22:23
    Очень хорошая статья. Огромное спасибо автору ,за то что он нашёл тему , где в комментариях перестали писать друг другу гадости .(возможно из за отсутствия особо "одарённых" комментаторов ).
    1. +5
      5 октября 2017 22:52
      Согласна полностью с вами.
      (возможно из за отсутствия особо "одарённых" комментаторов ).

      Очень точное замечание.
      Жаль не успела прочитать удалённые комментарии.
      1. +4
        5 октября 2017 23:53
        Не переживайте. Комментарии Curious к статьям этого автора не удаляют. В основном берегут Самсонова и подобных. Хотя ,что греха таить ,увлекается В.Н. гомофобией именно здесь (в этот раз обошлось).
        1. +2
          6 октября 2017 09:33
          это моя вина.. recourse слишком много на отвлеченные темы писал. Поздновато Вы пришли! hi
  19. +1
    23 июля 2018 14:12
    Да, прекрасный материал ! Этот Кодекс действительно одна из "Библий военно-исторчиеских реконструкторов" ! wink

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»