Military Review

Defense decline

0
Defense decline
Russian defense industry is losing ground despite growing demand


Russian weapon and military technology is perhaps the only domestic high-tech product in demand abroad. The trends of recent years are such that, despite the increasing demand for this type of product, its offer is slowly but surely falling.

The fact that the capacity of the enterprises of the military-industrial complex is not enough to meet the needs of all potential buyers, said on the eve of Russian Prime Minister Vladimir Putin. According to the head of government, the Russian military is most in demand abroad. aviation, air defense systems and products of military shipbuilding. Our country has the ability to produce weapons in demand on foreign markets thanks to the backlog created in the Soviet period, the prime minister admitted. At the same time, despite the increasing demand, Russia cannot increase supply due to the lack of resources, both material and human.

According to the Stockholm World Research Institute (SIPRI), from 2005 to the present, Russia ranks second in the world in terms of the volume of armament exported - our country's share is 23%, and is second only to the US - 30%. From 2001 to 2005, our country was the leader in the supply of arms abroad - 31% against all the same 30% from the United States.

Russia can no longer fully meet its own weapons needs


According to the head of Rosoboronexport, Anatoly Isaikin, for 2009 a year, Russia supplied 7,4 billion dollars worth of weapons abroad, which is 10% more than in the previous year. He claims that our country continues to increase arms exports - over the past nine years, it has increased more than 2,4 times, but the fact that Russia's overall market share has declined indicates that we are not keeping pace with its growth. Another fact is alarming. According to military experts, despite the fact that Russia supplies weapons to more than 50 countries, the main buyers are China and India, which account for about 80% of exports. However, the level of the economies of these countries and their defense industry allows them to increasingly provide themselves with their own weapons (this is especially characteristic of China), developed according to Russian models. According to Isaikin, China has been one of the largest buyers for the last decade and a half, acquiring up to half of all our military exports. However, last year, China’s share fell to 18%. The thing is that China, as well as India, is increasingly interested not in the weapons themselves, but in technology, issues of licensed production, joint research and development with Russia, and interaction in high-tech areas.

Russia, interacting with India and China in this vein, gives these countries, figuratively speaking, not a fish, but a fishing rod, which leads to a decrease in the amounts and volumes of contracts for the supply of ready-made military equipment. Perhaps the most striking example of recent times is the beginning of practical tests of a joint Russian-Indian development - the fifth-generation fighter PAK-FA. The technology and intellectual property on this ultra-modern fighter, which Russia could sell abroad (mainly from India and China) for at least twenty years, now belong not only to our country.

In fact, it turns out that Russia ranks second in arms exports due to the fact that it sells technologies together with weapons. However, sooner or later, the technology will end and then the demand for Russian military equipment among the main buyers may drop significantly. It can be a fatal mistake that the money spent on R & D in the field of weapons development is scanty. The country spends on research and development four times less than Japan, three times less than Germany and half the size of the Czech Republic. Rosoboronexport keeps only 3% of the profits for the sale of weapons (the rest of the money goes to the state and the manufacturers). If we consider that the profit from the sale of weapons in the past year amounted to 7,4 billion dollars, the share of Rosoboronexport in it is about 220 million dollars. These funds are spent on salary, participation in exhibitions, as well as marketing. These funds are used to finance the development of export samples. What is the share of each of these items of expenditure, Isaikin did not specify, but it is clear that in any case, the money allocated for research and development is clearly not enough. The total military budget of Russia over the past year amounted to slightly more than 1,25 trillion. rubles. Practice shows that Russia spends only a little more than a third of this amount on the development and procurement of new military equipment.

It should be noted that after the "five-day war" came the realization that it is necessary to change this proportion. The volume of the state defense order is gradually increasing. However, the control system for the expenditure of funds, which is still very imperfect, is also important.

Money for R & D in the field of weapons development is allocated scanty


In order to preserve its export potential, Russia is reviewing its strategy of working with foreign partners, in particular, trying to increase arms shipments to third countries, not limited to China and India. The most popular destinations for Russia are Latin America and Southeast Asia - Indonesia, Malaysia, and Singapore. In the first two countries, the volume of purchases increased by about two times, in Singapore - more than seven. Russia almost completely covers the armament requirements of Venezuela. The package of Venezuelan orders in less than two years exceeded 3 billion dollars. According to American analysts, Russian exports were also successful in other Latin American countries, including Colombia and Uruguay.

All these countries work with Russia because domestic weapons combine quality and relatively affordable prices. In addition, Russia allows for various forms of payment - from counter deliveries of goods of traditional national export and Russian participation in the implementation of economic projects in these countries to payment in repayment of past debts of our country and the provision of loans. In addition, if Russia had previously sought to sell military equipment as such, now Rosoboronexport provides a range of services, including production, maintenance, repairs, and even recycling.
Despite the existing problems, Russia remains one of the largest players in the global arms export market and will remain so for quite a long time. However, if you do not increase the cost of research and development, training, the development of the production base, the position of our country will fall from year to year. Our main customers will be third world countries with low purchasing power, and there will be nothing to provide for their army. A case in point is the example of the purchase of French Mistral helicopter carriers and technologies for their production. This fact suggests that Russia, which for decades has been the most powerful weapon power, can no longer fully meet its own weapons needs.
Originator:
http://www.novopol.ru"rel =" nofollow ">http://www.novopol.ru
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Оборонный спад

Оборонный спад
Российский ОПК теряет позиции, несмотря на растущий спрос


Российское оружие и военная техника являются, пожалуй, единственным отечественным высокотехнологичным товаром, востребованным за рубежом. Тенденции последних лет таковы, что, несмотря на увеличивающийся спрос на этот вид товара, его предложение медленно, но верно падает.

О том, что мощности предприятий оборонно-промышленного комплекса не хватает для удовлетворения нужд всех потенциальных покупателей, заявил накануне премьер-министр России Владимир Путин. По словам главы правительства, наибольшим спросом за рубежом пользуются российская военная авиация, системы ПВО и продукция военного судостроения. Возможности производить востребованное на зарубежных рынках оружие наша страна имеет благодаря заделу, созданному еще в советский период, признал премьер. При этом, несмотря на увеличивающийся спрос, Россия не может увеличивать предложение из-за отсутствия ресурсов, как материальных, так и человеческих.


По данным Стокгольмского исследовательского института мира (SIPRI), c 2005 года по настоящее время Россия занимает второе место в мире по объему вооружения, поставляемого на экспорт – доля нашей страны составляет 23 %, и уступает лишь США – 30 %. С 2001 по 2005 год наша страна являлась лидером по поставкам вооружения за рубеж – 31 % против все тех же 30 % у США.

Россия уже не может в полной мере обеспечивать собственные потребности в вооружении


По словам главы Рособоронэкспорта Анатолия Исайкина, за 2009 год Россия поставила за рубеж оружия на 7,4 млрд. долларов, что на 10 % больше, чем в предыдущем году. Он утверждает, что наша страна продолжает наращивать экспорт оружия – на протяжении последних девяти лет он увеличился более чем в 2,4 раза, однако то, что общая доля России на рынке снизилась, говорит о том, что мы не поспеваем за его ростом. Настораживает и другой факт. По словам военных экспертов, несмотря на то, что Россия поставляет оружие в более чем 50 стран мира, главными покупателями являются Китай и Индия, на долю которых приходится около 80 % экспорта. Однако уровень экономики этих стран и их оборонной промышленности позволяет им все в большей степени обеспечивать себя собственным оружием (особенно это характерно для Китая), разработанным по российским образцам. Как утверждает Исайкин, Китай последние полтора десятка лет был одним из крупнейших покупателей, приобретая до половины всего нашего военного экспорта. Однако в прошлом году доля Китая снизилась до 18 %. Все дело в том, что Китай, равно как и Индия, все больше интересуется не самим вооружением, а именно технологиями, вопросами лицензионного производства, проведения совместных с Россией НИОКР, взаимодействия в высокотехнологичных сферах.

Россия, взаимодействуя с Индией и Китаем в таком ключе, дарит этим странам, образно выражаясь, не рыбу, а удочку, что ведет к уменьшению сумм и объемов контрактов на поставки уже готовой военной техники. Пожалуй, самым ярким примером последнего времени является начало практических испытаний совместной российско-индийской разработки – истребителя пятого поколения ПАК-ФА. Технология и интеллектуальная собственность на этот сверхсовременный истребитель, который Россия могла бы продавать за рубеж (главным образом той же Индии и Китаю) еще минимум двадцать лет, принадлежат теперь не только нашей стране.

По факту получается, что Россия занимает второе место по экспорту вооружений благодаря тому, что вместе с оружием продает и технологии. Однако рано или поздно технологии закончатся и тогда спрос на российскую военную технику среди основных покупателей может существенно снизится. Роковой ошибкой может оказаться то, что деньги на проведение НИОКР в сфере разработки вооружений выделяются мизерные. Страна тратит на НИОКР в четыре раза меньше Японии, втрое меньше Германии и вдвое меньше Чехии. Рособоронэкспорт оставляет себе лишь 3 % от прибыли за продажу оружия (остальные деньги идут государству и предприятиям производителям). Если учесть, что прибыль от продажи оружия в прошлом году составила 7,4 млрд. долларов, то доля Рособоронэкспорта в ней равна около 220 млн. долларов. Эти средства расходуются на зарплату, участие в выставках, а также на маркетинг. Из этих же средств финансируется проведение НИОКР по созданию образцов на экспорт. Какова доля каждой из этих статей расходов, Исайкин не уточнил, однако понятно, что в любом случае денег, выделяемых на НИОКР, явно недостаточно. Общий военный бюджет России за прошлый год составил чуть более 1,25 трлн. рублей. Практика показывает, что Россия тратит на разработку и закупки новой боевой техники лишь чуть больше трети этой суммы.

Надо отметить, что после "пятидневной войны" пришло осознание того, что необходимо менять эту пропорцию. Объем Гособоронзаказа постепенно увеличивается. Однако важна также система контроля за расходом средств, которая пока еще очень несовершенна.

Деньги на проведение НИОКР в сфере разработки вооружений выделяются мизерные


Чтобы сохранить свой экспортный потенциал, Россия пересматривает стратегию работы с зарубежными партнерами, в частности, старается наращивать поставки вооружения в третьи страны, не ограничиваясь Китаем и Индией. Наиболее популярными направлениями для России являются Латинская Америка и юго-восточная Азия – Индонезия, Малайзия, Сингапур. В первых двух странах объемы закупок увеличились примерно в два раза, в Сингапуре – более чем в семь. Россия практически полностью покрывает потребности в вооружениях Венесуэлы. Пакет венесуэльских заказов менее чем за два года превысил 3 млрд. долларов. По мнению американских аналитиков, российский экспорт также имел успех и в других латиноамериканских странах, включая Колумбию и Уругвай.

Все эти страны работают с Россией потому, что отечественное оружие сочетает в себе качество и относительно доступные цены. Кроме того, Россия допускает разнообразные формы оплаты – от встречных поставок товаров традиционного национального экспорта и российского участия в реализации экономических проектов этих государств до оплаты в счет погашения прошлых долгов нашей страны и предоставления кредитов. Кроме того, если раньше Россия стремилась продавать военную технику как таковую, то теперь Рособоронэкспорт предоставляет комплекс сервисных услуг, включая производство, обслуживание, ремонт и даже утилизацию.
Несмотря на имеющиеся проблемы, Россия остается одним из крупнейших игроков на мировом рынке экспорта вооружений и будет оставаться таковым еще достаточно долго. Однако, если не увеличивать затраты на НИОКР, подготовку кадров, развитие производственной базы, позиции нашей страны будут год от года падать. Основными нашими клиентами станут страны третьего мира с низкой покупательной способностью, да и свою армию обеспечивать будет нечем. Показательным является пример с закупкой французских вертолетоносцев "Мистраль" и технологий по их производству. Этот факт говорит о том, что Россия, являвшаяся на протяжении десятилетий мощнейшей оружейной державой, уже не может в полной мере обеспечивать собственные потребности в вооружении.
Первоисточник: http://www.novopol.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.novopol.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня