Танк на рельсах

53


В 1930 году на Заводе имени С. М. Кирова в Ленинграде родилась идея моторного броневого вагона, который бы не уступал по огневой мощи легким бронепоездам, а по маневренности и защищенности превосходил их. В конструкции использовались узлы среднего танка Т-28. В трех башнях, расположенных в два яруса, были установлены 76,2-мм пушки ПС-3 образца 1927–1932 годов.



Справа от пушки во всех башнях и в кормовых нишах второй и третьей башен в шаровых опорах были установлены пулеметы ДТ, еще один располагался в шаровой опоре в корме мотоброневагона. Кроме того, в бортах корпуса имелись четыре пулемета максим, по два на борт. Корпус броневагона изготавливался из катаных броневых листов, соединенных сваркой. Толщина борта корпуса – 16–20 миллиметров, рубки – 20 миллиметров, крыши – 10 миллиметров, башен – 20 миллиметров. Бортовые листы корпуса располагались под углом 10 градусов к вертикали. Управление броневагоном, масса которого составляла 80 тонн, и вооружением осуществлялось экипажем до 40 человек.

Первый образец мотоброневагона под названием МБВ № АЕ-01 был готов к 7 ноября 1936 года, но из-за выявленных недостатков заводские испытания начались только 12 февраля 1937-го на железнодорожной линии Ленинград – Псков. Параллельно с испытанием МБВ № 01 Кировский завод стал изготавливать второй экземпляр мотоброневагона. На нем в числе прочих улучшений планировалась возможность перехода на западноевропейскую колею. Второй образец мотоброневагона МБВ № АЕ-02 был принят военпредом АБТУ РККА на Кировском заводе 17 апреля 1937 года и направлен на заводские испытания. В начале июля 1941 года для мотоброневагона МБВ № 02 сформировали экипаж, и с 20 июля он придается бронепоезду № 60 для совместных действий. Вплоть до начала августа МБВ № 02 и бронепоезд № 60 поддерживали наши части на участках Кингисепп – Молосковицы и Ястребино – Молосковицы. 13 августа мотоброневагон подвергся интенсивному обстрелу немецкой артиллерией, разрушившей железнодорожные пути, но смог выйти из зоны поражения.

18 августа МБВ и бронепоезд № 60 перебросили в район станции Чудово, где они вошли в состав группы бронепоездов майора Головачева. С 21 по 29 августа 1941 года мотоброневагон в составе группы поддерживал огнем своих орудий части 48-й армии, а 30 августа убыл на ремонт в Ленинград.

Директивой штаба Ленинградского фронта от 24 января 1943 года был сформирован 14-й отдельный дивизион бронепоездов, куда включили бывший бронепоезд № 30 «Стойкий» краснознаменного Балтийского флота и мотоброневагон МБВ № 02, позже получивший имя «Стремительный». Бронепоезда получили следующие номера – № 600 «Стойкий» и № 684 «Стремительный».

14-й отдельный дивизион бронепоездов до августа 1943 года поддерживал артиллерийским огнем части 23-й армии, с августа по декабрь действовал у Синявино в составе 67-й армии. В декабре 1943-го дивизион включили в 53-ю армию и с января 1944 года он участвовал в боях по снятию блокады Ленинграда в районах Колпино, Саблино, Красный Бор. В это время бронепоездом № 684 «Стремительный» командовал капитан Л. Доченко. В ходе ремонта на Заводе имени Сталина летом 1943 года МБВ № 02 перевооружили, заменив пушки Л-11 на 76-мм танковые Ф-34.

В мае-июне 1944 года 14-й дивизион бронепоездов артиллерийским огнем поддерживал наступление 21-й армии на Сестрорецком направлении, затем до августа прикрывал восстановление станций и железной дороги от атак с воздуха.

После войны в 1948–1950 годах вагон проходил очередную модернизацию, но она оказалась неудачной – конструкторам так и не удалось обеспечить нормального охлаждения установленного танкового дизеля В-2. В 1952 году мотоброневагон МБВ-2 направили в музей в Кубинку, где он находится и по сей день.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    30 сентября 2017 08:26
    Нет никакой защиты от авиации. В конце войны много неприятностей нам и союзникам доставляли бронированные немецкие поезда ПВО вооруженные многочисленной артиллерией разного калибра. Причем они успешно использовались и против танков.
    1. +8
      30 сентября 2017 09:05
      У нас тоже были бронепоезда ПВО, но не этот. Меня тоже удивила строка в статье.
      ...затем до августа прикрывал восстановление станций и железной дороги от атак с воздуха.

      По данным, из ПВО на броневогонах была установлена только счетверенная установка "Максим". Но на приведенном фото "Максим" не виден, но видны зенитные установки ДТ на танковых башнях. Пулеметное ПВО слабовато для прикрытия станции от атак с воздуха.
      1. +7
        30 сентября 2017 15:21
        Так там не сам мотоброневагон прикрывал станцию, а дивизион бронепоездов (это 2-3 бронепоезда), в состав которого он входил. А на бронепоездах наверняка были зенитные платформы.
      2. +6
        30 сентября 2017 18:02
        Цитата: igordok
        Но на приведенном фото "Максим" не виден, но видны зенитные установки ДТ на танковых башнях


        Счетверенная установка "Максим" была выдвижная. Если найдёте схему, она печаталась в "Моделист-Конструктор", год точно не помню, там она показана.
        1. +6
          30 сентября 2017 21:10
          Цитата: 27091965i
          Цитата: igordok
          Но на приведенном фото "Максим" не виден, но видны зенитные установки ДТ на танковых башнях


          Счетверенная установка "Максим" была выдвижная. Если найдёте схему, она печаталась в "Моделист-Конструктор", год точно не помню, там она показана.

          Держите. Люк для выдвижной зенитной счетверённой установки "Максим" помечен номером 13.
        2. +7
          30 сентября 2017 21:40

          Несколько из иных источников. Внутреннее устройство МБВ-2.
      3. +6
        30 сентября 2017 21:58
        igordok Сегодня, 09:05 ↑
        У нас тоже были бронепоезда ПВО, но не этот. Меня тоже удивила строка в статье.
        Пулеметное ПВО слабовато для прикрытия станции от атак с воздуха.

        Да уж, в 41-м было не до жиру. Воевали тем что было. А в 44-м на те же платформы, можно было и зенитные пушки поставить.
        МБВ-2 имел своеобразную конструкцию. Эта бронированная машина обтекаемой формы своим силуэтом напоминала подводную лодку. В центре корпуса командирская рубка с перископом и радиостанцией. В передней части бронепоезда две башни от танка Т-28 с 76-миллиметровыми орудиями, еще одно, третье орудие в задней части корпуса. С каждого борта по два станковых пулемета. На платформах установлены спаренные и счетверенные пулеметы, а также пулеметы на турельных установках в орудийных башнях. Авиадвигатель в 500 лошадиных сил придавал мотоброневагону изрядную по тому времени скорость: на ходовых испытаниях — до 100 километров в час. Бесшумный ход, солидная скорость, отсутствие дыма — это все заметно отличало БМВ-2 от других бронепоездов. Экипаж насчитывал 35 человек, из них всего 4 офицера: командир, его помощник, комиссар и помощник командира по технической части.

        Источник: А.В. Ефимьев А.Н. Манжосов П.Ф. Сидоров
        "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
        Москва "ТРАНСПОРТ" 1992 стр.162.
        1. +2
          4 октября 2017 08:59
          насчёт не до жиру-Вы удивительно правы! по самолётам стреляла даже 305-мм батарея на Меккензиевых горах!
      4. +2
        2 октября 2017 09:09
        ЗПУ-4 с максимами -на подъёмной установке, поставить что-то более серьёзное при таких размерах нельзя, на мотоброневагонах Д-2 вообще был ЗПУ-2 , ну а при такой высоте с учётом ВН по самолётам могли стрелять и 76-мм пушки по штурмовикам
    2. +7
      30 сентября 2017 09:06
      Цитата: Улиточник N9
      В конце войны много неприятностей нам и союзникам доставляли бронированные немецкие поезда ПВО вооруженные многочисленной артиллерией разного калибра. Причем они успешно использовались и против танков.

      Ни где не нашёл про бронепоезда вермахта в варианте ПВО, да и сами бронепоезда в вермахте, по большей части были укомплектованы трофейной техникой, польской, французской, трофейной советской. Бронепоезда Великой Отечественной. Немецкие модели Перед операцией «Барбаросса» немецким командованием планировалось ввести несколько бронепоездов, приспособленных к русской железнодорожной колее. Их было немного, Генеральным штабом сухопутных войск Германии им отводилась малозначительная роль в ведении боевых действий. Например, до 1942 года они охраняли в тылу ж/д линии от партизан. И уже намного позднее, изучив успешную тактику применения подобных механизмов советскими войсками, немцы стали использовать бронепоезда в боевых сражениях. Всего германская армия на Восточном фронте имела около 12 бронепоездов и пару десятков бронированных дрезин. Были случаи, когда немцы пользовались трофейными советскими поездами. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/193509/bronepoezda-velikoy-o
      techestvennoy-foto-mashinistyi-bronepoezdov-vo-vr
      emya-velikoy-otechestvennoy-voynyiной
      Как показали боевые действия, немецкие бронепоезда были не только технически отсталыми и примитивными, но и огневая мощь их была очень слаба. Поэтому командование германскими войсками держало их в тылу для борьбы с партизанскими формированиями. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/193509/bronepoezda-velikoy-o
      techestvennoy-foto-mashinistyi-bronepoezdov-vo-vr
      emya-velikoy-otechestvennoy-voynyi
      Ну и конкретное описание бронепоездов Германии смотрите по ссылкам:
      https://armyman.info/books/id-3847.html
      https://armyman.info/books/id-3816.html
      Это две части одной работы.
      1. +5
        30 сентября 2017 09:23
        Мне попадались описания немецких поездов ПВО в литературе на немецком языке. В частности в литературе посвященной знаменитой "ахт-ахт". Были даже ЖД поезда с РЛС. У нас же информация крайне скудная. Вот здесь есть слабое упоминание о немецких поездах ПВО: https://www.snariad.ru/:
        "Поезда ПВО
        Они не всегда были бронированными и применялись в границах Рейха для усиления местной ПВО при некоторых, особенно длительных налетах авиации союзников на крупные немецкие города, такие, как Берлин и Гамбург. Снабжались 88-мм пушками и более легкими орудиями для огневой поддержки в ближнем бою."

        Возможно в инете есть и больше информации но лень копаться...
        1. +4
          30 сентября 2017 09:56
          Цитата: Улиточник N9
          Они не всегда были бронированными и применялись в границах Рейха для усиления местной ПВО при некоторых, особенно длительных налетах авиации союзников на крупные немецкие города, такие, как Берлин и Гамбург. Снабжались 88-мм пушками и более легкими орудиями для огневой поддержки в ближнем бою."

          Эти фото мне попадалиссь как и книги на немецком языке. Но ЕМНИП, они относились к ЖД-артиллерии. https://eknigi.org/voennaja_istorija/61928-bronep
          oezda-i-zheleznodorozhnye-orudiya.html
          1. +8
            1 октября 2017 05:05
            В трусах и каске, классика ;)
            1. +2
              1 октября 2017 21:38
              Так сверху прилетает
        2. +1
          3 октября 2017 07:52
          В книге Широкорада есть рисунок нашего Бепо с 4 ПУ БМ-13-16 но без подробностей
      2. +4
        30 сентября 2017 21:59

        Скорее ПОЕЗДА ПВО -
        Немецкая зенитная батарея на железнодорожных платформах в оккупированном Ржеве. 1942 год.
        На дальних платформах установлены 88-мм орудия (8,8 cm FlaK 18/36), справа на платформе пара 37-мм зениток (3,7 cm FlaK 37). В сугробах рядом с платформой — стреляные гильзы.
  2. +4
    30 сентября 2017 10:47
    Если есть железные дороги, то должны быть и бронепоезда, и пр., а нашпиговать их можно любым современным оружием.
  3. ogi
    +2
    30 сентября 2017 11:57
    В 1930 году на Заводе имени С. М. Кирова в Ленинграде родилась идея моторного броневого вагона

    Бред какой. Видимо про авиацию на заводе им. Кирова ничего известно не было.
    1. Комментарий был удален.
      1. ogi
        0
        30 сентября 2017 17:44
        Цитата: амурец
        Интересно, что тем же постановлением СТО Шпитальному и заводу № 8 было поручено начать разработку новой 37-мм автоматической зенитной пушки с начальной скоростью снаряда свыше 1500 м/с.

        Прелестно!
        Вот за что мне "нравятся" большевики, так это за то, что по ним явно плакал дурдом. То зенитку с н/с снаряда 1500 м/с задумают. То пушку с н/с ББС 990 м/с сделают. Просто даже интересно, они хоть ведали, что творят? Или, "какой с больных людей спрос"?
        Цитата: амурец
        25-мм пушки обр. 1940 г. широко использовались для вооружения бронепоездов

        72-К были единственным адекватным автоматическим зенитным оружием ПВО РККА. Но их было мало. А 61-К и ДШК мало на что годились.
        Если бы англо-саксы не повыбили бы немецкие самолеты и летчиков на Западном фронте, лето 1943г. вполне могло бы закончится для РККА так же, как закончилось лето 1941 и 1942 гг.
        1. +6
          30 сентября 2017 22:46
          Представьте себе, что и у британцев были проблемы с зенитками до прибытия к ним голландского минного заградителя "Ван-дер-Заан" в мае 1940 года со спаренной зенитной установкой 40-мм орудий "Бофорс" фирмы "Хаземайер"!
          Англичане проявили благодарность весьма своеобразно, сняв с "Ван-дер-Заан" оба "Хаземайера" под предлогом трудности снабжения боеприпасами и установив вместо них свой устаревший четырехствольный "пом-пом".
          Зато к середине войны на британских эсминцах появились аналогичные установки уже собственного производства.
          Проблем хватало у всех...
          1. +4
            1 октября 2017 00:41
            Цитата: hohol95
            Представьте себе, что и у британцев были проблемы с зенитками до прибытия к ним голландского минного заградителя "Ван-дер-Заан" в мае 1940 года со спаренной зенитной установкой 40-мм орудий "Бофорс" фирмы "Хаземайер"

            Да, в своё время я читал эти слова в журнале М-К.
            1. +1
              1 октября 2017 00:54
              Отличная память! Именно оттуда .
          2. +2
            2 октября 2017 09:13
            в Моделисте-Конструкторе эту историю хорошо описали и рисунок этого минзага дали!
        2. +3
          1 октября 2017 17:41
          сам наверно в дурдоме бывал? Они , большевики и т34 и Ис сделали.
        3. 0
          2 октября 2017 13:48
          Даже счетверенные установки "Максим" в 1941 были хорошим прикрытием от постановщиков. Об этом слышал от ветеранов.
          "Если бы англо- саксы не повыбили бы немецкие самолеты и летчиков на Западном фронте",а это спорно. Основные по накалу бои были на Восточном фронте и вдруг на второстепенные фронте выбили немецкую авиацию. Фантастика
        4. +1
          3 января 2018 09:50
          это где там саксоанглы ганцев на западном фронте били ?
          Вероятно по Африке от фрицев бегая туды сюды или на островах сидючи ?
          Ох как надо саксоанглов любить ох какой любовью , как немцев в 40 годах оружье для них клепая в три смены .Ну а в 1945 годе благодетелей своих германских оружие по дуре сложивших резать просто смех берет .
    2. +12
      30 сентября 2017 19:23
      Цитата: ogi
      Бред какой.

      У вас?
      Всегда и постоянно,скажите,вы впрямь себя считаете гением по всем вопросам,что в прежнем своем воплощении тут.когда рассказывали про винтажно-карабинерные патрены и оперативно -стратегические танки,что сейчас,выдавая очередной перл про бронепоезда?
      Вы впрямь знаток вопроса?Или так,поговорить ни о чем?
      Прежде чем начнете.почитайте...
      https://coollib.net/b/248517/read
      и потом,псоле прочтения,не высказывайте свое мнение,оно ей ей,любопытно ,как повод посмеяться,но малоинтересно,ибо не несет в себе ничего полезного.
  4. +10
    30 сентября 2017 14:06
    Один раз увидеть куда лучше, чем семь раз услышать. Добавить изображений в статью пятиминутное дело, а эффект был бы совсем другой. А так со слов пытаешься понять,где и какие пулеметы у него были.







    http://picturehistory.livejournal.com/468747.html
    1. +2
      2 октября 2017 09:15
      КЛАССНОЕ ФОТО!!
  5. +2
    30 сентября 2017 16:17
    мелковата заметка...
    1. +2
      30 сентября 2017 18:31
      Автор заметки - дама. Простим ей за это... hi
  6. +8
    30 сентября 2017 16:30
    Ранее считалось что бронепоезда всего лишь эффективное оружие гражданской войны. 1941-45гг показали что это не так. В наше время многие поспешили списать этот вид вооружений. Как говорят скептики: "этот вид вооружений будет привязан к рельсам". До, но в современном конфликте жарко будет не только в точках непосредственного соприкосновения. Настоящее сражение развернётся и за объекты критической инфраструктуры, а ни в большинстве своём ж.д. пути имеют. Как правило более мощные комплексы РЭБ, так и оружие на ранее неиспользуемых физических принципах требуют энергетическую установку совершенно другого уровня. Поставить на грунт такую установку проблематично, а вот на рельсы пожалуйста.
    1. Комментарий был удален.
      1. +2
        30 сентября 2017 17:45
        А "Баргузин", а лучше несколько, лучшее средство защиты на рельсах
        1. +2
          30 сентября 2017 18:21
          Вроде их все, сняли я его в остойнике в невинке видел в 2011
          1. +1
            1 октября 2017 22:31
            А у нас энтузиасты есть. Летную полосу один герой(!) сохранил в рабочем состоянии, ведь. Ту-154 с людьми спас, дай Бог ему всех благ.
            И шпалы кладут бетонные feel
    2. +3
      30 сентября 2017 22:23
      ТОР2 Сегодня, 16:30
      Ранее считалось что бронепоезда всего лишь эффективное оружие гражданской войны. 1941-45гг показали что это не так. В наше время многие поспешили списать этот вид вооружений.

      Никто ничего не списывал. Вполне себе служат на Северном Кавказе.
      1. +3
        1 октября 2017 00:23
        Цитата: Вольнопёр
        Никто ничего не списывал. Вполне себе служат на Северном Кавказе.

        Впервые, после ВОВ, действующие бронепоезда появились на Транссибе, после событий на о. Даманскиий.
        1. +4
          1 октября 2017 00:36
          Цитата: амурец
          Впервые, после ВОВ, действующие бронепоезда появились на Транссибе, после событий на о. Даманскиий

          А вот подробности о тех бронепоездах можно найти на форуме моделистов: Забайкальский клуб стендового моделизма. ЖДhttp://zabmodels.mybb.ru/viewtopic.php?id=262

          и в журнале "Невский бастион." В железнодорожных соединениях Южного военного округа после ремонта и перевооружения на лето 2015 года находятся четыре бронепоезда: «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». Их экипажи готовы в любой момент выполнить задачи командования.

          Источник: http://nevskii-bastion.ru/amur-and-baikal/ ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН» A.V.Karpenko
          1. +2
            1 октября 2017 01:11
            амурец Сегодня, 00:36
            В железнодорожных соединениях Южного военного округа после ремонта и перевооружения на лето 2015 года находятся четыре бронепоезда: «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон».

            16 августа 2016 года в Волгоградской области стартовали учения с использованием спецпоездов Министерства обороны России. Впервые за 15 лет задействованы два бронепоезда железнодорожных войск «Амур» и «Байкал».
            1. +1
              1 октября 2017 01:29
              Бронепоезд "Байкал". Репортаж телеканала "Звезда"
  7. +2
    30 сентября 2017 18:20
    А еще у немцев были разведывательные бронепоезда! как они разведывали я не понимаю.
    1. +4
      30 сентября 2017 19:15
      сумрачный тевтонский гений laughing
    2. 0
      5 октября 2017 15:16
      Да уж! разведка предполагает скрытность,а тут такой монстр, бронедрезина -может быть
  8. +15
    30 сентября 2017 21:21
    Цитата: ogi
    Цитата: амурец

    Прелестно!
    Вот за что мне "нравятся" большевики, так это за то, что по ним явно плакал дурдом. . Просто даже интересно, они хоть ведали, что творят? Или, "какой с больных людей спрос"?
    Цитата: амурец
    25-мм пушки обр. 1940 г. широко использовались для вооружения бронепоездов

    72-К были единственным адекватным автоматическим зенитным оружием ПВО РККА. Но их было мало. А 61-К и ДШК мало на что годились.
    Если бы англо-саксы не повыбили бы немецкие самолеты и летчиков на Западном фронте, лето 1943г. вполне могло бы закончится для РККА так же, как закончилось лето 1941 и 1942 гг.

    Судя по тексту дурдом плакал не по большевикам... lol
    30-тые годы были годами экспериментов во всех армиях мира, именно тогда были заложены и проверенны многие гениальные теории и решения, используемые и по сию пору!
    Верный путь развития той или иной техники выбирали буквально на ощупь, путём "проб и ошибок".
    Платя за это временем, затратами ресурсов и жизнями.
    Уважайте труд людей, который позволил вам сейчас сидя жопой на тёплом диване снисходительно их критиковать! hi
    Больше читайте и меньше несите чушь в массы, хотя "какой с больных людей спрос" laughing
  9. 0
    1 октября 2017 11:10
    Чисто гипотетически, если сегодня дать задание на разработку бронепоезда, что смогли бы инженеры предложить?
    1. +3
      1 октября 2017 16:29
      А Вам какой бронепоезд? Усиливающий группировку ПВО которая защищает жизненно важный центр, или бронепоезд ликвидации прорыва (переднего края)?
      Если нужно усилить группировку то это как правило будет ЖДПУ с конвейерной подачей пусковых контейнеров. Например ЖДПУ для С-400 может выглядеть следующим образом.
      Ничего хитрого пусковые контейнеры по 4 шт. с каждой стороны поднимаются синхронно, после отстрела ракет опускаются, после чего запускается конвейер. Конвейер с готовыми контейнерами может состоять из 7 вагонов. Транспортно-заряжающая группа может отцеплять пустые вагоны из конвейера и перегрузить в них контейнеры из обычных вагонов. Для этого как раз подойдёт созданный недавно "Урал-Некст" который может ездить даже по рельсам.
      http://www.trucksale.ru/news/Грузовик-Урал-Next-н
      аучили-ездить-по-рельсам-4746/
      Помимо ЖДПУ очень хорошо будет смотреться ЖДСВЧ установка. Если грунтовая СВЧ установка обладает поражающими свойствами на расстоянии в 12-14 км, а помеховая дистанция 40 км.
      https://oko-planet.su/politik/politikarm/110924-b
      oevoy-emi-generator-ranec-e-rossiya.html
      То что будет если мощю увеличить в разы. К примеру поражающая способность отодвинется на 80км., а помеховая на 140. Вы как хотите НАТОвское мясо поджарить или сварить?
      Если нужен бронепоезд переднего края, то он пригодится на случай прорыва противником линии обороны. Такой бронепоезд обязательно должен будет уметь привести с собой предположим 10 БМД и поддержать десант огнём.Орудия конечно же от "Каолиции" с полной номенклатурой снарядов включая подкалиберные. Добавим сюда несколько несколько модулей с сдвоенной "Деривацией". Не стоит забывать что рельеф местности часто не позволяет вести огонь прямой наводкой поэтому добавим установку ТОС и несколько "тюльпанов". ЗУ 23 добавляем "по вкусу".
      И конечно же не забудем о защите. К активной и динамической защитам добавим ещё и РЭБ благо есть где разместить и откуда запитать. Так что "Хеллфаер" и прочая хрень к нашему бронепоезду просто не долетит.
      Так что были бы деньги и желание, а всё остальное приложится.
  10. 0
    1 октября 2017 22:34
    Я из статьи не понял: если после войны не смогли приспособить в мотоброневагон дизель В-2, то на чём он всю войну ездил? Автор много пишет о его вооружении, но ничего о силовой установке.
    1. 0
      2 октября 2017 10:40
      Ставили авиадвигатель
      1. 0
        2 октября 2017 20:01
        Оно, конечно, может быть и так, как на торпедных катерах серии Г-5, где стояли авиадвигатели М-17, кажется, но если справлялись с охлаждением авиадвигателей, то как не смогли справиться с охлаждением В-2 (если причина в этом)?
  11. 0
    2 октября 2017 10:31
    Цитата: амурец
    Цитата: амурец
    Впервые, после ВОВ, действующие бронепоезда появились на Транссибе, после событий на о. Даманскиий

    А вот подробности о тех бронепоездах можно найти на форуме моделистов: Забайкальский клуб стендового моделизма. ЖДhttp://zabmodels.mybb.ru/viewtopic.php?id=262

    и в журнале "Невский бастион." В железнодорожных соединениях Южного военного округа после ремонта и перевооружения на лето 2015 года находятся четыре бронепоезда: «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». Их экипажи готовы в любой момент выполнить задачи командования.

    Источник: http://nevskii-bastion.ru/amur-and-baikal/ ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН» A.V.Karpenko
  12. 0
    2 октября 2017 13:58
    Цитата: rumatam
    сам наверно в дурдоме бывал? Они , большевики и т34 и Ис сделали.

    А он забыл,что были такие танки. А вообще-то по рассказам танкиста знаю:Шерман были скоростными и удобными,но в Т34 надёжнее
  13. 0
    4 октября 2017 09:56
    похоже, что самым мощным нашим Бепо был Коломенский рабочий- 4 152-мм гаубицы Виккерса, с ходу мог стрелять только вперёд-назад в узком секторе жд полотна

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»