Неубиваемая классика

35


Созданные гением конструктора Михаила Балжи танки старели долго – настолько они были совершенны. Их формы копировали разработчики боевых машин во всем мире.



На Комсомольской площади в Челябинске стоит настоящий танк. Уже несколько поколений выросло, зная и видя его. Едва ли не каждый комплект открыток о городе включает снимок грозной машины на постаменте.

Cтереотипы живучи: раз военных времен танк, значит, обязательно «тридцатьчетверка». А ведь правильный ответ – ИС («Иосиф Сталин»). Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2 вели бои на улицах Берлина, именно им по силам было пробиваться в прямом смысле сквозь стены домов, ставших крепостью. ИС-3 же, стоящий на челябинской площади и ставший дальнейшим развитием этих потрясающих машин, успел в Германию буквально накануне Победы.

Именно тяжелыми танками в первую очередь прославился Танкоград. Как выясняется, ныне современные челябинцы зачастую не знают имен тех людей, без кого история Танкограда была бы совсем иной и главное – не такой впечатляющей.

Среди тех, кто создавал и вошел в историю отечественного танкостроения, наряду с Исааком Зальцманом, Жозефом Котиным, Николаем Духовым был и Михаил Балжи. Он появился на Урале за несколько лет до начала войны. Родился будущий танкостроитель в Екатеринославской губернии в семье грека, переселившегося на Украину. Став инженером, по разнарядке наркомата Михаил Федорович был направлен на Челябинский тракторный завод, где разворачивалась работа над новым дизельным трактором С-65 («Сталинец-65»). Осенью 1935 года он был включен в состав опытно-конструкторской группы. Работа конструкторов завода увенчалась успехом – в мае 1937-го на Всемирной промышленной выставке в Париже (Франция) трактор С-65 получил Гран-при. В те же годы было принято решение о привлечении тракторной промышленности к выпуску военной техники. Михаил Балжи руководил совершенствованием конструкции тягача С-2 («Сталинец-2») и внедрением его в серийное производство, за что был награжден знаком «Передовой конструктор советского машиностроения».

Неубиваемая классика


За год до начала войны вышел приказ наркома об организации на ЧТЗ производства тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»), разработанного ленинградским Кировским заводом. В Челябинске создали специализированное конструкторское бюро по танкам и заместителем начальника в нем стал Михаил Балжи. Аккурат под Новый год, 31 декабря 1940 года был собран первый челябинский танк КВ-1. А в конце 1941-го на базе ЧТЗ, объединившего к тому времени восемь эвакуированных предприятий, был создан Танкоград – по сути гигантский промышленный комплекс.

С октября 1941 года Михаил Балжи – старший инженер машины, то есть он вел конкретный танк от проектирования до постановки на производство. С его именем связано появление облегченного варианта тяжелого танка КВ-1С. Позднее на базе КВ-1 были разработаны проекты ряда других машин, при непосредственном участии Михаила Федоровича создавалась, в частности, артиллерийская самоходная установка СУ-152.

Летом 1943 года Балжи становится заместителем главного конструктора Танкограда. Он участвует в разработке проекта и руководит производством нового тяжелого танка – ИС («Иосиф Сталин»). Как легенду вспоминают на заводе такой случай. Как-то внимание Балжи привлекла обычная мыльница. Только посмотрел он на нее глазами конструктора: «Вот таким должен быть профиль башни танка – низкий, слегка приплюснутый, полусферический».

У военных есть поговорка: «Хорошее оружие устаревает медленно». Американский журнал «Милитари ревю» в 1956 году писал: «Советский тяжелый танк ИС-3 – один из самых мощных современных танков. Он имеет исключительно низкий силуэт, а также эффективное бронирование корпуса и башни. Созданный советскими конструкторами ИС-3 представляет собой выдающийся танк». Заметим – это сказано более чем через десять лет после окончания войны, при этом ИС-3 продолжал оставаться эталоном тяжелого танка.

Очертания танка ИС-3, главным конструктором которого стал Михаил Балжи, оказали влияние на послевоенное конструирование форм броневой защиты танков всего мира. В СССР эту форму использовали на среднем танке Т-54А, в дальнейшем – на танках Т-72В и Т-80. Форму корпуса и башни позаимствовали разработчики американского танка М-8, английского «Конкэрор» и немецкого «Леопард I».
После окончания войны Михаил Балжи руководил запуском в производство тяжелого танка ИС-4 и самоходной артиллерийской установки на его базе.



Весной 1947 года Михаила Балжи назначили главным конструктором завода. Под его руководством создаются новые машины: сельскохозяйственный трактор С-64, артиллерийский тягач АТ-С, начались работы по созданию первого в стране трактора мощностью 140 лошадиных сил, предназначенного для выполнения тяжелых земляных работ.

С 1949 года Балжи по совместительству преподавал в ЧПИ, а в 1952-м ушел туда на постоянную работу, заведовал танковой кафедрой, которая в секретных традициях того времени называлась «Колесно-гусеничные машины» – КГМ. В 1965 году создатель тяжелых танков стал доктором технических наук, профессором.

Умер Михаил Федорович Балжи 13 сентября 1970 года. Похоронен он на Успенском кладбище в Челябинске, на могиле установлен барельеф с его изображением.

Музеем ЧТЗ разработан специальный маршрут по дорогам Танкограда. Вместе с сотрудником музея школьники и взрослые проходят мимо привычных домов, останавливаются, чтобы узнать, какие люди и события были связаны с этими местами в годы Великой Отечественной войны. Нередко можно услышать: что толку носиться с этой милитаристской историей, детям сейчас это неинтересно.

Сотрудники музея отвечают: может, это и милитаристская история, но это история, давшая Челябинску его собственную неповторимую судьбу. Об этом нужно знать и этим нужно гордиться.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    30 сентября 2017 08:13
    Сколько он домажет?
    1. +1
      3 октября 2017 10:41
      370-420? в этих пределах
      1. -1
        28 июля 2018 10:11
        в жизни хп нету-броню пробил, значит скорее всего врага уничтожил( на практике снаряд Ис-2 пробив лоб Пантеры проходил вдоль корпуса и застревал в двигателе, что означало пожар и обездвижение машины)
  2. +3
    30 сентября 2017 11:03
    Очертания танка ИС-3, главным конструктором которого стал Михаил Балжи, оказали влияние на послевоенное конструирование форм броневой защиты танков всего мира. В СССР эту форму использовали на среднем танке Т-54А, в дальнейшем – на танках Т-72В и Т-80. Форму корпуса и башни позаимствовали разработчики американского танка М-8, английского «Конкэрор» и немецкого «Леопард I».

    Форма "Леопарда" взята у ИС-3? Ну ничего же похожего.
    Да и сам "щучий нос" подглядели на опытном британском танке А38 Valiant
    1. +13
      30 сентября 2017 22:17
      Интересно, как это советские конструктора из Челябинска смогли подсмотреть экспериментальную разработку, выпущенную то ли в одном, то ли в двух экземплярах, так дальше полигона и не выбравшегося?
      1. +9
        1 октября 2017 07:33
        Тут похоже больше на то что британцы содрали ИС... А сам вид этого танка несуразен, какие там углы рациональные, когда такой кассовый опара в лобовой проекции))) Что то пошло не так когда наши конструкторы копировали сей ахрегат
      2. 0
        1 октября 2017 16:21
        Очень просто. Англичане показали.
        Когда собственная армия отказалась от танка, проект пытались продать СССР.
      3. +4
        4 октября 2017 16:08
        Если американцы говорят о Т 34 , то всегда упомянут подвеску кристи .Но что такое танк Кристи и Т34 небо и земля ,так же как Ис 3 и А38 .Заимствование друг у друга идей это принято во всем мире в любой области .Но создать что то уникальное могут далеко не все Такими уникальными танками для своего времени и являются Т34 и Ис 3 ,а не Кристи и А38. (A38) был попыткой дальнейшего развития «Валентайна». Новый танк отличался от предшественника значительно более мощным бронированием (до 112 мм) и вооружением, состоявшим из 57-мм пушки QF 6 pounder или 75-мм пушки QF 75 mm в трёхместной башне. Всего к 1944 году было построено два прототипа, различавшихся двигательной установкой и ходовой частью. В 1944 году все работы по этому проекту были прекращены, И еще неизвестно кто у кого прищучил нос.
    2. Комментарий был удален.
  3. +6
    30 сентября 2017 11:54
    Очертания танка ИС-3, главным конструктором которого стал Михаил Балжи, оказали влияние на послевоенное конструирование форм броневой защиты танков всего мира. В СССР эту форму использовали на среднем танке Т-54А, в дальнейшем – на танках Т-72В и Т-80.

    Ничего общего. Особенно форма носа Т-72 и Т-80, про вертикальные борта Т-55, Т-72, Т-80 даже говорить не хочется. Щучий нос ИС-3 кроме ИС-4 и Т-10 нигде больше не применялся.
    1. jjj
      +8
      30 сентября 2017 12:15
      Есть кадры парада Победы союзников в Германии. С нашей стороны шли как раз ИС-3. На их фоне все, что демонстрировали союзники, было каким-то игрушечным что ли
    2. +2
      30 сентября 2017 18:14
      Применялся на ИС-7. У Свирина, кажется, был описан "косяк" ИС-3. При попадании снаряда в горбику, если память не изменяет, щучьего носа корпус буквально разваливаться. А придираться к надежности этой машины не стоит. Он концептуально был, хоть, и передовой, но машиной военного времени. Была даже целая программа по приспособлению техники выпущенной в годы войны к службе в мирное время. С учетом того, что ИС-2 было элементарно больше, заниматься ИС-3 в данном ключе большого смысла не было.
      1. 0
        30 сентября 2017 21:10
        Цитата: samoletil18
        Применялся на ИС-7. У

        Я про серийные машины.
        1. 0
          1 октября 2017 22:14
          Цитата: Альф
          Цитата: samoletil18
          Применялся на ИС-7. У

          Я про серийные машины.

          Ну, раз уж Вы придираетесь... На ИС-4 щучьего носа не было! tongue ИС-8(Т-10) тоже фотку найдите hi, он там несколько иной формы.
          1. +1
            1 октября 2017 22:17
            Цитата: samoletil18
            Ну, раз уж Вы придираетесь... На ИС-4 щучьего носа не было! ИС-8(Т-10) тоже фотку найдите

            Да, я ошибся. Тем более, нигде больше щучий нос на серийных машинах не применялся.
            И к чему это я придирался ? К тому, что указал на ошибки автора статьи ?
  4. +3
    30 сентября 2017 12:22
    Очертания танка ИС-3, главным конструктором которого стал Михаил Балжи, оказали влияние на послевоенное конструирование форм броневой защиты танков всего мира. В СССР эту форму использовали на среднем танке Т-54А, в дальнейшем – на танках Т-72В и Т-80.
    Простите но это БРЕД. Эти танки имеют своим прототипом Т-44... Вот, чьи "формы" они использовали и развивали., а так же и внутреннее устройство
  5. ogi
    +1
    30 сентября 2017 12:47
    Цитата: Сергей Белковский
    Их формы копировали разработчики боевых машин во всем мире.

    Нельзя ли на эту тему поподробнее?
    Цитата: Сергей Белковский
    Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2

    Да, кое-какими ТТХ танков они обладали. Причем, ИС-1 в большей степени. Но танками такую БТТ могли называть только в СССР.
    Цитата: Сергей Белковский
    За год до начала войны вышел приказ наркома об организации на ЧТЗ производства тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»)

    Вообще-то КВ-1 тяжелым пехотным танком не был. Это был танк прорыва, представитель позже отмершей ветви БТТ. А первым советским тяжелым пехотным танком этой генерации стал КВ-1С. Позже термин "пехотный" упразднили, потому что кроме "пехотных" других танков не осталось. Так КВ-1С стал просто тяжелым танком. Последним во время ВОВ в СССР. ИС-1 уже тяжелым танком не был. А ИС-2 и вовсе был от машин этой категории очень далеко.
    Цитата: Сергей Белковский
    в частности, артиллерийская самоходная установка СУ-152.

    ИС-2, это советские понты, и не более. Оптимальной платформой для такой пушки была ИСУ-152.
    Цитата: Сергей Белковский
    Американский журнал «Милитари ревю» в 1956 году писал: «Советский тяжелый танк ИС-3 – один из самых мощных современных танков.

    Видимо поэтому выпускали это "чудо" крайне недолго.
    Цитата: Сергей Белковский
    Очертания танка ИС-3, главным конструктором которого стал Михаил Балжи, оказали влияние на послевоенное конструирование форм броневой защиты танков всего мира.

    Да-да. Вся продукция мира, включая землечерпалки, повторяет форму ИС-3.
    Цитата: Сергей Белковский
    за что был награжден знаком «Передовой конструктор советского машиностроения».

    В этом в СССР недостатка не было. "Передовых конструкторов" было хоть пруд пруди. Конструкций нормальных не было. А "передовые конструкторы", были.
    1. +5
      30 сентября 2017 15:12
      Батенька вы тролль. Про КВ 1 и КВ-1С понравилось очень. Буква С хоть что означает знаете?
    2. +6
      30 сентября 2017 16:37
      Цитата: ogi
      Но танками такую БТТ могли называть только в СССР.

      Да уж лучше по советски, чем по чешски... БТТ Чехословакии вообще сплошное НЕДОРАЗУМЕНИЕ.
      1. ogi
        0
        30 сентября 2017 17:50
        Цитата: svp67
        БТТ Чехословакии вообще сплошное НЕДОРАЗУМЕНИЕ.

        Я хочу вам напомнить, что БТТ Чехословакии последний раз выпускалась в 1938г. Так же я могу вам напомнить, что в этом же году выпускалсоь в СССР. Это же вы можете и сами посмотреть в интернете.
        1. +11
          30 сентября 2017 18:07
          Цитата: ogi
          Так же я могу вам напомнить, что в этом же году выпускалсоь в СССР. Это же вы можете и сами посмотреть в интернете.

          То, что выпускалось тогда в СССР была НА ГОЛОВУ лучше, в плане боевых боевых и техническо-эксплуатационных характеристик, а также в технологии производства И если Вы этого НЕ ПОНИМАЕТЕ, то Вы совершенно не разбираетесь в танкостроении.
          1. ogi
            +1
            30 сентября 2017 18:39
            Цитата: svp67
            о, что выпускалось тогда в СССР была НА ГОЛОВУ лучше, в плане боевых боевых и техническо-эксплуатационных характеристик, а также в технологии производства

            Конечно. То, что выпукалось в СССР всегда было лучше. На словах. И в лозунгах.
            Однако ход развития истории свидетельствует об обратном.
            Цитата: svp67
            И если Вы этого НЕ ПОНИМАЕТЕ, то Вы совершенно не разбираетесь в танкостроении.

            Куда уж мне? Я в КПСС не состоял. Значит и в танкостроении разбираться просто не могу в принципе.
            1. +11
              30 сентября 2017 18:49
              Цитата: ogi
              Конечно. То, что выпукалось в СССР всегда было лучше. На словах. И в лозунгах.
              Однако ход развития истории свидетельствует об обратном.

              Какой ход истории. Вы о чем? Вы В КАКОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЖИВЕТЕ? У Вас НЕНАВИСТЬ затмила МОЗГ. Успокойтесь. В данном случае мы разбирали КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР. А Вы все куда в ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ лезете. Успокойтесь, а то еще инфаркт схватите.
              Цитата: ogi
              Значит и в танкостроении разбираться просто не могу в принципе.

              Ну хоть какие то проблески здравомыслия. Уже хорошо. И дело тут не в партийной принадлежности, а в том, что надо критически и здраво оценивать противников. Советские танки той поры не были лишены больших недостатков, но они были лучше того, что выпускалось у "зарубежных партнеров". Ч то они с успехом смогли доказать в сопках Приморья, песках Монголии, горах Испании и снегах Финляндии. Их не надо было ставить на доски или бревнышки с вечера, что бы быть уверенным, что с утра можно будет сдвинутся с места зимой, как это пришлось делать немцам зимой под Москвой с бывшими чешскими танками
              1. Комментарий был удален.
                1. +11
                  30 сентября 2017 19:19
                  Цитата: ogi
                  И особенно летом 1941г. Да и дальше особо "не подкачали".

                  Сами танки - НЕТ. Вы не путайте матчасть с умением её использования. Одно дело техника, её боевые и эксплуатационные свойства, и совсем иное умение тактически и стратегически её использовать.
                  И чего уж 1941, давай те дальше взглянем, в 1945 год и увидим как именно эти самые танки, до Порт-Артура дошли, через Гоби и Хинган. А это не "фунт изюма съесть"
                  1. +9
                    1 октября 2017 08:01
                    Цитата: svp67
                    . Вы не путайте матчасть с умением её использования

                    К сожалению,этот
                    Цитата: svp67
                    ogi
                    ,не "путает".он целенаправленно гнет откровенно антирусскую,антисоветскую линию.не удивлюсь,что оный псевдочех,в скорости запоет песни что и Победа 1945,не победа вовсе.а нечто вообще не имеющее отношения к СССР и России.
                    1. ogi
                      +1
                      2 октября 2017 00:17
                      Цитата: Pancir026
                      откровенно антирусскую,антисоветскую линию

                      Антирусской антисоветской линии не бывает. Бывает ПРОрусская антисоветская линия. Бывает антирусская советкая линия. Но антирусской антисоветской линиии не бывает. Это ваше изобретение.
                      1. +4
                        2 октября 2017 10:41
                        Цитата: ogi
                        Антирусской антисоветской линии не бывает. Бывает ПРОрусская антисоветская линия.

                        Не надо ваша сомнительная"проруссская" линия.точно укладывается в лекала власовщины.А это абсолютно не русская позиция,это позиция прозападная.
                  2. Комментарий был удален.
                    1. +5
                      2 октября 2017 04:16
                      Цитата: ogi
                      Для начала, старой техники там было "кот наплакал".

                      Вы совсем не владеете материалом. В танковых частях ДФ на новую технику были перевооружены только ПЕРВЫЕ БАТАЛЬОНЫ, остальные остались на старой технике.
                      Цитата: ogi
                      И Япония, это не Германия. Азиатчина, т.е. отсталость и дичь.

                      Вот то, что лишний раз показывает, что Вы совершенно не понимаете о чем говорите. Квантунская армия оказывала ожесточеннейшее сопротивление, но даже и это не суть главное. Главное, что рельеф местности был и остается очень труднопреодолимым даже сейчас. Это пустыни и горы, а техника прошла, да еще и быстро.
                2. +5
                  1 октября 2017 08:25
                  Цитата: ogi
                  И особенно летом 1941г. Да и дальше особо "не подкачали".

                  Значит так.русофобстующий антисоветчик...Не я написал это,но ответ в этой форме для вас .более чем уместен.
                  Я не был там, не знаю, как там было,

                  И вряд ли захотел бы побывать,

                  Но, собираясь к деду на могилу,

                  Скажите, что я должен передать?

                  Сказать ему, что миллионы пали,

                  Не ведая всей правды наперёд?

                  И что бандитом был Иосиф Сталин?

                  И варваром обманутый народ?

                  Сказать ему, что было всё напрасно?

                  Что мы теперь умнее во сто крат?

                  Что был бы мир значительно прекрасней

                  Без гибели отчаянной солдат?

                  Сказать, что дед был, потому что

                  Упал на поле брани за меня,

                  Того, кто стал такой не в меру ушлый,

                  Не ведая ни боли, ни огня?

                  Сказать ему, что правнуки бессмертных

                  И памятью отмеченных бойцов

                  Забыли этот подвиг повсеместно

                  И предали все чаянья отцов?..

                  Смогу ли я сказать ему об этом?

                  Умру ли я, испытывая стыд?

                  Безумен ли, пытаясь быть поэтом

                  Для тех, чьё сердце даже не болит?…

                  Я, так интеллигентно аккуратен

                  И грубо так, по-дедовски, раним,

                  Скажу: «Пошли вы на ***, Бога ради,

                  Свободой мирной вскормленные ***

                  Запомните: я – непоколебим!»

                  И подводя черту под прошлым веком,

                  Чтоб в этом жить и возрождаться впредь,

                  И чтобы оставаться человеком,

                  Цените эту праведную смерть.

                  Л. Агутин 9.05.2017.
                3. +10
                  1 октября 2017 09:54
                  Цитата: ogi
                  И особенно летом 1941г. Да и дальше особо "не подкачали".

                  Откуда ты вылез, тролль? Откуда столько ненависти? В танках ты действительно не разбираешься и читаешь невнимательно. В статье сказано, что ИС 3 стал эталоном послевоенного танкостроения, но не предметом тупого копирования. Зачем было делать такой упор на "щучий" нос, если это далеко не главная черта? Форма башни была новаторской и именно эта форма перекочевала на т 54. Леопард1, конечно не копия ИС3, но влияние угадывается, и в корпусе и в башне. Что до "щучьего" носа, то от него отказались не в связи с мифическим "разламыванием", а по вполне приземленным технологическим мотивам. Сложность и стоимость его исполнения не соответствовали приросту бронестойкости, а с внедрением многослойной брони, вообще отпала надобность в такой сложной конфигурации.
                  В 1941 - немцы были в шоке от русских танков. Причем от всех. На момент начала войны основу немецких танковых войск составляли по сути танкетки. Много причин лежит в основе поражений Красной Армии на первом этапе войны, но точно это не плохие танки.
                  1. Комментарий был удален.
                  2. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
            2. +4
              2 октября 2017 15:54
              Цитата: ogi
              Конечно. То, что выпукалось в СССР всегда было лучше. На словах. И в лозунгах.
              Однако ход развития истории свидетельствует об обратном.


              В 1935 г. специалисты Генерального штаба министерства национальной обороны Чехословакии побывали на манёврах в Москве, Ленинградском и Киевском военных округах, и были поражены способностями советского бомбардировщика СБ-2. У него была скорость 424 км в час, в то время, как у самого быстрого самолёта Чехословакии - «Авиа» В-534 не превышала 415 км в час. Именно чешские военные добились заключения контракта, по которому Škoda бесплатно передавала Советскому Союзу ряд лицензий на производство вооружений, получив взамен лицензию на производство СБ-2. И после продолжительных переговоров в начале 1937 года было подписано соглашение, согласно которому Škoda передала Советскому Союзу техническую документацию на изготовление пушек С-5 в обмен на лицензию и техническую помощь в производстве в Чехословакии советского бомбардировщика СБ-2 (Авиа В 71).


              Но производство разворачивалось очень медленно, и чехословацкая армия получила бы первые самолёты только к 1940 г. Тогда военные решили приобрести в СССР 60 самолётов «СБ-2». На них были установлены чехословацкие двигатели, и чешские лётчики в мае 1938 г. на них перелетели из СССР в Чехословакию. Четыре из них из-за плохой погоды попытались приземлиться в Румынии, но разбились. 56 самолётов «СБ-2» были самой новой техникой Чехословакии, которая в случае войны с Германией была бы тем лучшим, что было бы в руках их авиации. Советский Союз получил горные пушки.
              Серийное производство продолжалось до осени 1938 года, когда в страну прекратила поставки алюминия Швеция. На момент оккупации Чехословакии Третьим Рейхом кроме поставленных 61 самолета из СССР чехи построили 111 самолетов (единственным отличием был один пулемет в передней полусфере вместо двух). 45 машин было построено заводом "Аэро" и 66 "Авиа" (152-217).
    3. +1
      2 октября 2017 15:38
      Цитата: ogi
      В этом в СССР недостатка не было. "Передовых конструкторов" было хоть пруд пруди. Конструкций нормальных не было. А "передовые конструкторы", были.


      Наверное они все в Чехии были...

      Танками S-НА заинтересовалось и командование Красной Армии, и 25 июня 1938 г. MHO согласилось показать нам два танка. Шкода предлагала еще свои S- IIC и S-III, но они были еще не доработаны.

      8 сентября 1938 г. две «эшки» прибыли в Москву, и 14 сентября в Кубинке начались их испытания стрельбой, пробегом и т. п. Они прошли 1500 км без каких-либо поломок. Наш генеральный испытатель боевых машин Е.А.Кульчицкий вспоминал. Представители фирмы убеждали, что сход гусеницы с катков невозможен ни при каких обстоятельствах. Кульцицкий заключил пари, что он это сделает. Проигравший наполняет победителю ванну шампанским. На каком-то косогоре Евгений Анатольевич все-таки гусеницу сбросил. Шампанское же распили из бокалов.

      Известный конструктор Н.Ф.Шашмурин, принимавший участие в испытаниях, получил задание любой ценой добыть кусок брони чешского танка для анализа ее состава. Шашмурин нашел выход: по его эскизу была изготовлена броневая заглушка заливного отверстия бака для горючего. Копии придали вид настоящей заглушки, и Шашмурин ее сменил.

      Эстафету заказов на чешские танки приняла Германия. 22 марта 1939 г. генеральный управляющий фирмы ЧКД Климент Ружичка встретился с Г.Герингом и договорился о заказах и ценах на танки для Вермахта.

      Все LTL должны были получить 37-мм пушку, но не сразу. Когда их решили передать Словакии в августе 1940 г., Шкода не успела поставить ЧКД пушки, и танки остались с чисто пулеметным вооружением (один пулемет в башне). Такими они и приняли участие в боях на Восточном фронте. Позже все они получили обещанные пушки. В 1944 году в Словацкой армии еще числилось 15 этих танков под обозначением LT-40.
      1. +1
        4 октября 2017 16:38
        сказки и похвала чешских уродцев для для наивных.танки ЛТ-35 и ЛТ-38 Вермахт использовал ВЫНУЖДЕННО. танкисты всячески избегали эти КЛЁПАНЫЕ каракатицы. даже попадание с большой дальности обычной сорокопяткой вызывало откол ВНУТРЕННЕЙ части заклёпок и они уничтожали экипаж при отсутствии пробития 25 мм брони. В отличии от немецких.советских танков имевших СВАРНУЮ конструкцию. А по поводу ИС-3 -это шедевр и во всём мире признан самым красивым из всех танков. и в своё время был следующим этапом в развитии танкостроения всего мира.все специалисты сравнивают его влияние на остальных с самолётом Б-29. аналогов подобного не было. и по нынешний день ИС-3 остаётся положительным примером для конструкторов и инженеров,создающим танки во всём мире.
  6. +3
    30 сентября 2017 17:29
    опять заметка из пионерской правды?
  7. 0
    2 октября 2017 15:05
    где разворачивалась работа над новым дизельным трактором С-65 («Сталинец-65»). Осенью 1935 года он был включен в состав опытно-конструкторской группы. Работа конструкторов завода увенчалась успехом – в мае 1937-го на Всемирной промышленной выставке в Париже (Франция) трактор С-65 получил Гран-при.


    Как то громко звучит перенос чертежей "Caterpillar Sixty" в метрические размеры и получился С-65.
    Вообще это "заимствование" было оплачено из бюджета СССР.
  8. +2
    3 октября 2017 11:21
    Есть чем и кем гордиться челябинцам и эту память нужно хранить как зеницу ока для потомков. Тем, кто против такой памяти нечего делать в России, это не патриоты, а уже продажная шкура