«Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу»



Первого октября 1937 года при испытаниях торпедного катера на воздушной подушке Л-5 в Копорской губе Финского залива была достигнута рекордная по тем временам скорость для надводного корабля – 73 узла (135 км/час).

Идею создания такого судна конструктор Владимир Израильевич Левков заимствовал у Константина Эдуардовича Циолковского. В 1927 году великий мечтатель выпустил книгу «Сопротивление воздуха и скоростной поезд». Труд Циолковского очень внимательно прочитали в Новочеркасске, где сложилась группа энтузиастов. После семилетних опытов в Политехническом институте города появилась модель, а потом и боевой торпедный катер Л-5 (ТКЛ-1).


Испытания прошли успешно. Катер Л-5 водоизмещением около 8,5 тонны развивал высокие скорости и явил отличные мореходные качества. Его испытания и более мощных Л-11 и Л-13 в 1939 году у не посвященных в тайну их создания моряков вызывали недоумение, о чем свидетельствовали записи в вахтенных журналах постов НИС: «Торпедный катер вышел на берег и скрылся в лесу…»

В 1938–1940 годах сумели построить четыре катера Л-13 до 11,5 тонны, которые под номерами ТКЛ-1–4 были зачислены в состав КБФ, но участия в боевых действиях не принимали. Все дальнейшие работы прервала война.

После нее испытания чудом уцелевшего катера Л-5 возобновились. Но для него тогда не удалось найти двигателя нужной мощности, и в 1952-м работы свернули. А через два года скончался конструктор и дело заглохло.

И только в 80-х годах прошлого века к левковской идее пришел генеральный конструктор и руководитель центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» Валерьян Иванович Корольков. Ему пришлось преодолеть много трудностей, пока его поддержали. В конце 1989-го флот принял первый корабль проекта 1239 – «Бора» из серии «Сивучей». Планировали построить в городе Зеленодольске для ВМФ 16 единиц, но наступили смутные времена и сумели построить только два – «Бора» и «Самум».

Как определял суть и предназначение этих кораблей, «убийц авианосцев», сам Корольков: «Их задача – не ввязываться в боевые действия, а нести боевое дежурство на рубеже атаки вне досягаемости огневых и радиолокационных средств противника. Потом внезапно подлететь на скорости «Самума» или «Бора» к ударной группировке на расстояние пуска ракет, навести их в сторону чужих кораблей, нанести результативный, нокаутирующий удар – то есть дать залп «Москитами» из всех восьми контейнеров и тут же уйти…»

Сегодня есть более дальнобойные ракетные комплексы, например «Калибр», но почему-то боевых кораблей на воздушной подушке нет. А ведь направление кораблестроения весьма перспективно.
Автор: Вадим Кулинченко
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/39114


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 18

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Vard 30 сентября 2017 08:18
    Представляется, что это очень перспективный асимметричный ответ на морскую экспансию США... кстати что то такое мелькало про ВМФ КНДР.
    1. свой1970 (Сергей) 30 сентября 2017 22:43
      вот только странно--что такое востребованное судно 30 лет было НИКОМУ НЕ НУЖНО!Терзают меня смутные сомнения-что как и в истории с Каспийским монстром есть там какая-то пакость резко усложняющее все...
      1. тлауикол (Иван) 1 октября 2017 07:28
        такие проекты немцы/австрийцы еще в ПМВ поюзали и закрыли. А наши все о чудо-оружии мечтают. Сто лет прошло, пора бы и протрезветь
    2. сибиралт (Олег) 1 октября 2017 05:11
      Не у всех врагов лес растет, скрыться негде. laughing
    3. tchoni (Евгений) 1 октября 2017 08:56
      Дело в том, что попасть в шторм на подобном судне - это еще та забава. Спроектированное как самолет, оно не обладает запасами прочности и устойчивости , необходимыми для борьбы с волной. Этой бедой больны и глиссирующие катера. В свежую погоду их использование фактически не возможно. Кроме того, встреча с плавающим мусором на скорости более 100 км/ч приводит, зачастую, к серьезным повреждениям корпуса. Ну и общая сложность и нерациональность конструкции как у любого "кентавра". Поэтому " Бора" и "Самум" так и остались без братьев и сестер, а более продуманный класс мрк "молния" строился большой серией.
      1. свой1970 (Сергей) 1 октября 2017 19:13
        ну, в общем, как я и подозревал - очередная "вундервафля", блистательная-но бестолковая...
    4. Венд (Анатолий) 2 октября 2017 09:06
      Не иссякнет земля Русская на изобретателей.
  2. амурец (николай) 30 сентября 2017 09:23
    Первого октября 1937 года при испытаниях торпедного катера на воздушной подушке Л-5 в Копорской губе Финского залива была достигнута рекордная по тем временам скорость для надводного корабля – 73 узла (135 км/час).

    Автор, а что так мало? Работы В.И, Левкова заслуживают более полной статьи. Не все читали, на пример такие издания как журнал "Катера и яхты" за 1974 год, а в нём очень интересная статья о Левкове и его работах.
    http://www.barque.ru/shipbuilding/1974/first_hove
    rcraft
    1. Авиатор_ (Сергей) 30 сентября 2017 17:08
      Очень поверхностная статья. Тем более, что применение воздушной подушки в ВМФ СССР произошло гораздо раньше начала 80-х годов
      [/quote]Еще в середине 60-х годов в ленинградском КБ «Алмаз» занялись созданием десантного корабля на воздушной подушке проекта 1232 «Джейран». Полное водоизмещение «Джейранов» составляло 350 тонн. Этот воздушный корабль стал самым большим в мире, обогнав ближайшего конкурента почти в два раза. Кроме «Джейранов», в СССР были запущены в серийное производство целый ряд катеров на воздушной подушке: «Омар», «Скат», «Кальмар». Советская промышленность построила для ВМФ 18 серийных кораблей класса «Джейран».[quote]
      militaryarms.ru
  3. армеец (Солтан Алексей) 30 сентября 2017 12:13
    Да, какой потенциал у наших спецов - самых головастых в мире
    Один экраноплан (Каспийский монстр) чего стоит.
    Для нашего государства главное - чтобы не похерили.
    Автору спасибо, интересно
    1. Reptiloid (Дмитрий) 1 октября 2017 14:00
      Цитата: армеец
      чтобы не похерили

      Тоже об этом подумал. Надеюсь, что это изобретение пригодится для дальнейших разработок. Когда-нибудь...............
  4. Дирижер 30 сентября 2017 18:49
    Заголовок статьи классный! Так и чудиться впавший в КД морпех при виде выползающего из леса торпедного катера.
  5. Dedall (Alexy) 1 октября 2017 01:51
    Первая модель будущего СВП Левков, тогда ещё преподаватель Новочеркасского политехнического института, сделал у себя на кафедре. Зато нынешний ректор института даже не знает фамилии знаменитого земляка. Это, так сказать, наглядное представление нашей системы обучения будущих инженеров. Так что не надейтесь на что-то толковое от поколения "эффективных менеджеров". Вымрет поколение тех, кто учился при СССР и всё - конец России, как промышленной страны. Уже сейчас всё у нас китайское.
  6. tchoni (Евгений) 1 октября 2017 07:23
    По отзывам эксплуатантов: встреча с плавучим мусором на полном ходу - полная попа. Заканчивается недельным ремонтом .
  7. Старый26 (Владимир) 1 октября 2017 12:44
    Цитата: Dedall
    Первая модель будущего СВП Левков, тогда ещё преподаватель Новочеркасского политехнического института, сделал у себя на кафедре. Зато нынешний ректор института даже не знает фамилии знаменитого земляка. Это, так сказать, наглядное представление нашей системы обучения будущих инженеров. Так что не надейтесь на что-то толковое от поколения "эффективных менеджеров". Вымрет поколение тех, кто учился при СССР и всё - конец России, как промышленной страны. Уже сейчас всё у нас китайское.

    Ну это проблемы конкретного ректора, который насколько помню шел все время по комсомольской линии. Им не до этого было. Да и имя Левкова прогремело, пусть и в узких кругах значительно позднее, когда он уже не работал в ДПИ-СКИИ-НИИ. Хотя на некоторых кафедрах в 70-х велись работы по такой тематике (по линии НИС института)
    1. Dedall (Alexy) 1 октября 2017 20:43
      А я бы сказал, что отсутствие интереса у господина Передерия о ком-то вообще, кроме своих доходов, является тенденцией российской высшей школы. Как показательный пример приведу, что в 30-е годы весь ректорат занимал четыре не очень больших помещения. Остальная часть Глвного Корпуса института бала занята кафедрами. Сейчас там находятся непонятные структуры, типа, Управления по перспективному развитию или Отдела по работе с казачеством и прочих. Но главная беда в том, что для их финансирования сокращено финансирование учебных кафедр. Это в ЮРГТУ (НПИ)) привело к сокращения штатов преподавателей в три раза. Причем, зарплата рядового преподавателя составляет около 9 тыс рублей. И это при декларируемой в отчетах для Москвы средней по университету 35 тыс. рубликов. Честные и более молодые преподаватели давно уже покинули сие учебное заведение, а оставшиеся добирают на жизнь взятками. А всё это сказывается на знаниях будущих инженеров. Я вообще-то врач и, когда ко мне поступают студенты, иногда люблю задавать им вопросы. Типа: "Какой элемент в таблице Менделеева занимает место в верхнем левом углу?" Никто из студентов химфака ответить не смог. Примерно так же и с другими специальностями. Так что страшно становится за наше будущее.
  8. Старый26 (Владимир) 1 октября 2017 22:10
    Цитата: Dedall
    А я бы сказал, что отсутствие интереса у господина Передерия о ком-то вообще, кроме своих доходов, является тенденцией российской высшей школы. Как показательный пример приведу, что в 30-е годы весь ректорат занимал четыре не очень больших помещения. Остальная часть Глвного Корпуса института бала занята кафедрами. Сейчас там находятся непонятные структуры, типа, Управления по перспективному развитию или Отдела по работе с казачеством и прочих. Но главная беда в том, что для их финансирования сокращено финансирование учебных кафедр. Это в ЮРГТУ (НПИ)) привело к сокращения штатов преподавателей в три раза. Причем, зарплата рядового преподавателя составляет около 9 тыс рублей. И это при декларируемой в отчетах для Москвы средней по университету 35 тыс. рубликов. Честные и более молодые преподаватели давно уже покинули сие учебное заведение, а оставшиеся добирают на жизнь взятками. А всё это сказывается на знаниях будущих инженеров. Я вообще-то врач и, когда ко мне поступают студенты, иногда люблю задавать им вопросы. Типа: "Какой элемент в таблице Менделеева занимает место в верхнем левом углу?" Никто из студентов химфака ответить не смог. Примерно так же и с другими специальностями. Так что страшно становится за наше будущее.

    Не могу гарантировать, что с ним сталкивался по работе (это было невозможно, он был уже в комитете комсомола НПИ, а я уже им не был), но внешне вроде бы в коридоре сталкивались.
    А, сорри, люди, шедшие по комсомольско-партийной линии редко когда чем интересовались кроме своей карьеры
    А вот на кафедре подъемно-транспортных машин факультета механизации и автоматизации (не знаю, как сейчас все это называется) в конце70-х работали над платформой для телестудий, основанной на этом принципе. И вроде бы собирались делать и грузовую платформу для складов и пр.
  9. Olrov2010 (Сергей) 28 апреля 2018 17:43
    Господа в России больше рек чем во всем мире взятом ,и если таких москитов наделать,можно спать спокойно и от китайцев и прочих ....Да если еще поставить туда типа терминатора.ну вот вам и новое оружие путина.
Картина дня