Крылатые братья Коккинаки. Часть 1. Родом из детства

8
Фамилия Коккинаки навсегда вписана в мировую историю авиации. Однако, как это часто бывает сияние ярких звёзд не только освещает путь, но и слепит. Так, слава Владимира Коккинаки и его брата Константина невольно затмили других авиаторов крылатой семьи, но и даже историю собственного необычайно тяжёлого детства и юности и самого происхождения этих великих русских авиаторов с греческой фамилией. Я намеренно пишу русских, так как не берусь спорить с легендарным Владимиром Коккинаки, который во всех анкетах в графе национальность писал «русский». Странность? Отнюдь. В рамках нашей державы национальность – это производная самосознания и принадлежность к культуре, а не анализ крови.

Крылатые братья Коккинаки. Часть 1. Родом из детства




Многочисленная семья Коккинаки с родственниками. Сверху в заднем ряду (слева направо) - Павел, Георгий, Владимир и Константин. Внизу младшие братья - Александр и Валентин

Семья Коккинаки была многодетной. У главы семейства Константина Павловича и Натальи Петровны появилось на свет девять детей. Но времена были тяжёлые, да и банального фельдшера не всегда сыщешь, поэтому выжили семеро. Шестеро братьев – старший Георгий (родился в 1900 году), Владимир (1904 г.), Павел (1906 г.), Константин (1910 г.), Александр (1914 г.) и Валентин (1916 г.). И единственная дочь – Татьяна, родившаяся в 1902 году. Все они родились в Новороссийске. Однако сам глава семьи Константин Павлович родился в Одессе, окончил начальные классы греческой школы и знал не только русский и греческий, но даже один из еврейских языков, так как вырос в «одесском» дворике. Для того времени Константин был весьма образован, в армии его даже назначили писарем. В Одессе родилась и будущая мама легендарных авиаторов Наталья Петровна Гук, смешанных русско-малороссийских корней.

Принято считать, что Коккинаки – понтийские греки, называющие себя иногда также ромеями. Однако происхождение семьи Коккинаки куда более туманно. Сначала приведу нюансы общепринятой версии появления «греков» Коккинаки в Российской империи.

Как вспоминала дочь Владимира Константиновича Коккинаки Ирина, когда отец приехал 1960-х в Грецию на очередную конференцию Международной авиационной федерации (Federation Aeronautique Internationale, FAI), греческие спецслужбы и местные газетчики начали рыть землю, чтобы найти корни советского лётчика. Так выяснилось, что до приезда в Россию семья Коккинаки жила на острове Родос. И вот тут начинается настоящий детектив, некоторые исследователи не остановились на этом.

Вскоре, стало известно, что и Родос, возможно, не был прародиной Коккинаки. И когда-то этот род жил в Италии и покинул её после участия в одном из восстаний против местной власти, и фамилия их была иная, итальянская – Коккини.

И вот тут-то и берёт начало, так скажем, «гарибальдийская» версия. Если ей верить, то род Коккинаки в самом деле жили в Италии и бежали оттуда, потому что часть семьи примкнула к Джузеппе Гарибальди, последнего же подвела фортуна. Однако, учитывая характер расселения греческого народа по всему Средиземноморью, были ли они итальянцами, или же греками – определить невозможно. Единственное, что можно утверждать наверняка это их средиземноморские корни и не такой уж длинный в контексте истории путь с Запада на Восток, пока судьба не прибила их к берегам Цемесской бухты в Новороссийске.



Владикавказская железная дорога и элеватор

В 1888 году была закончена ветка Тихорецкая – Новороссийск Владикавказской железной дороги. Именно на ней и проработал Константин Павлович Коккинаки всю жизнь. Город активно строился и развивался, бойкий торговый порт, мощные цементные заводы – всё это манило безработных даже из заграницы. Поэтому, верно, новороссийский «котёл» не смущали ни национальность горожан, ни их фамилии. В Новороссийске жили русские и армяне, персы и греки, евреи и турки и т.д. и т.п. Даже чехи обосновались здесь, основав два посёлка, что потом вольются в город как районы, Кирилловка и Мефодиевка по имени любимых в Чехии святых Кирилла и Мефодия.



Однако, жизнь рабочих, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Бараки, низкая зарплата, регулярное недоедание – всё это непременные спутники рабочего класса начала прошлого века. Даже газеты того времени не скрывали факта грубой эксплуатации рабочих. Так «Кубанские областные ведомости» обвиняли АО «ВлЖД» (Владикавказские железные дороги) в скупости и пренебрежении к собственным рабочим, которые были вынуждены «нанимать комнатку в Мефодьевском поселке в одну кубическую сажень, где отдыхали до 10—15 человек».

Семья Коккинаки жила ничем не лучше других. Скромный домишко семейства располагался посредине сплетения железнодорожных путей. Иногда мальчишкам Коккинаки даже приходилось носить одни единственные приличные штаны на всех по очереди, когда надо было идти в школу. Всё жалованье отца уходило на еду, а едоков как мы видим было предостаточно. Порой отец с сыновьями ночевали на полу, а «привилегированные» спальные места доставались женской половине семьи. К примеру, дочка Татьяна спала на шикарном одноместном… сундуке. Благо Наталья Петровна была мастерицей и превосходной домохозяйкой из тех, кто из ничего способен сделать кое-что. Впрочем, в те времена это не было редкостью. Моя прабабушка знала все грибные и ягодные места в округе – сейчас же радуешься, если девушка тебя поганками не накормила.

Так или иначе, работала вся семья. Например, будущий генерал-майор авиации СССР Владимир Коккинаки в возрасте одиннадцати лет устроился работать на плантации виноградников Абрау-Дюрсо. При этом слово плантации я использую не ради красного словца, а в качестве наиболее точного термина описывающего тамошние порядки. Детский труд, летнее палящее солнце, заставляющее кожу пузыриться, площадная брань и нередкое рукоприкладство – вот реальность начала века.

Сначала Володя круглый день собирал мелких вредителей – работа простая, но в летнюю жару утомительная и изматывающая. Потом его «повысили», взгромоздили увесистый металлический баллон с порошком серы, шлангом и рычагом для накачивания. Пошатываясь под тяжестью груза, будущая легенда авиации пошёл в химическую атаку против грибков и прочей сельскохозяйственной гадости. И всё это без какой-либо защиты, руки Владимира Коккинаки огрубели, ноги изъела сера, но главное приходилось серой дышать. Так он работал долгих два месяца. Как-то это не вяжется с открыточной картинкой хруста пресловутой французской булки и брызг шампанского, ради которого мальчишка Коккинаки гробил своё здоровье?



Митинги "Новороссийской республики"

Но более чем скромный быт, низкая заработная плата и тяжёлые условия труда, верно, не сыграли такой роли как само время, время великих и страшных событий и сотрясений. В 1905 году в Новороссийске начались забастовки железнодорожных рабочих, подавленные жёстко и быстро, включая расстрелы и репрессии. Позже было создание Новороссийской республики, просуществовавшей считанные дни и утопленной военной экспедицией в крови. И это было только начало. Забастовки и ответные репрессии, острая политическая борьба стала повседневной реальностью.

Самыми страшными, разумеется, на фоне других лет, стали 1914-1920-е годы. Хронологически расписывать эти события – это открыть тему для нового объёмного материала. Посему приведу лишь примерный список тех, кто успел «погулять» в Новороссийске с начала Первой Мировой вплоть до Новороссийской катастрофы, коих вспомнил Владимир Коккинаки – «белые, красные, бело-зелёные, донцы, казаки, немцы, англичане, шкуровцы, в полосочку, кого только не было».

Город был постоянно переполнен оружием, достать порох было в сотни раз легче, чем достать хлеб. А мальчишки оставались мальчишками, они хотели играть. Игры заканчивались оторванными руками и ногами, слепотой и контузией.

Опять же приведу воспоминания Владимира, коих осталось больше, нежели воспоминаний его братьев (не менее заслуженных): «Идут с винтовками двое каких-то «борцов за идею». Навстречу хорошо одетый человек в сапогах. Один из тех, что с винтовками, толкает приятеля в бок и показывает на встречного мужика – «О, Грицко, глянь, це ж той, кого мы шукаем». Поставили его к стенке, на моих глазах расстреляли, забрали сапоги и ушли».

В самой семье Коккинаки, как в семье рабочих, витали, разумеется, если не большевистские, то сочувствующие им настроения. А это было само по себе опасно. В 1918 году белый террор достиг масштабов сравнимых с Новороссийской катастрофой – тысячи раненых «красных», людей, заподозренных в сочувствии большевикам, рабочих были нещадно истреблены. Матросов, считавшихся рассадниками бунтарства, казнили на месте только за «наколку».



Бегство из Новороссийска

Всё это привело к тому, что даже местное население, не принадлежащее к классу рабочих и даже не разделяющее социалистические взгляды, в итоге стало абсолютно лояльным к «красной власти», пришедшей в город в 1920 году. Для семьи Коккинаки же приход Красной армии – конец страху и новые надежды.

Пройдёт ещё немного времени, и Владимир Коккинаки взмоет в небо, а уже вслед за ним возвысятся над землёй и Павел, и Константин, и Александр, и Валентин. Не всем из них будет суждено прославиться, не все из них останутся в живых после Великой Отечественной. Но это уже другая история.

Продолжение следует…
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    3 октября 2017 07:27
    Фамилия Коккинаки навсегда вписана в мировую историю авиации. Однако, как это часто бывает сияние ярких звёзд не только освещает путь, но и слепит.

    Семья действительно легендарная. "И вот ранним утром 19 августа 1959 года обычный серийный «ИЛ-18» начал рекордный скоростной перелет. В экипаже корабля, который возглавлял В. К. Коккинаки, бортинженером летел его брат — Павел Константинович Коккинаки.

    Новороссийский паренек, став летчиком, втянул в авиацию и своих четырех братьев. Он «заразил» их неистребимой тягой в просторы пятого океана, страстной любовью к небу. Семья портового весовщика стала авиационной семьей. Военный летчик Александр Коккинаки погиб в воздушном бою на фронте Великой Отечественной войны. В 1955 году летно-испытательную работу младшего из братьев Коккинаки — Валентина прервала катастрофа. Константин испытывает новые самолеты. Павел работает авиационным инженером." Источник цитаты. "Григорьев Г. К. Следы в небе. — М.: ДОСААФ, 1960. — 56 с. Тираж 30000 экз. Автор: огромный +
  2. +4
    3 октября 2017 07:31
    Благодарю,Восточный ветер..отличная статья, о земляке, ждем продолжения....
  3. +18
    3 октября 2017 12:15
    А потом наш Кокинаки
    Долетит до Нагасаки
    И покажет Анкараки
    Где и как зимуют раки
    good
  4. +2
    3 октября 2017 12:15
    Ну тем и сильна всегда была Россия, что принимала всех.
    Но. Недавно по жвачнику нарвался на какую-то передачу. Ведёт Пельш(руками не машет). Аккуратно полили грязью советское руководство а Коккинаки вообще выставили упырём.
    Суть такая. Когда начали бомбить Берлин, то естественно захотелось нанести побольше ущерба и решили увеличить бомбовую нагрузку ДБ-3. Увеличили, не смогли взлететь. Прилетел Коккинаки, попробовал сам, тоже ничего хорошего. Настоял, угробили самолёт с экипажем. Коккинаки молча улетел. Разговор шёл о 1 т. Не поленился, глянул - для ДБ-3 это нормальная нагрузка, а перегруз за 2 т.
    1. 0
      4 октября 2017 14:03
      Это произошло в полку Преображенского. Самолет взлетал с однотонной бомбой на внешней подвеске, но из-за изношенных двигателей самолет потерпел аварию. Увеличить калибр бомб, было приказам Сталина.
  5. +1
    3 октября 2017 16:26
    Владимир Коккинаки первым в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолете. Сделал он это 20 апреля 1936 года. А годом раньше установил рекорд: на самолете И-15 достиг высоты 14.575 метров. Через три года, в 1938 году Коккинаки совершил беспосадочный перелет Москва-Дальний Восток, за что ему присвоили звание Героя Советского Союза. В общей сложности он поставил 22 мировых рекорда.

    Однажды, узнав о славе летчика, Сталин сам решил посмотреть, как Коккинаки летает. И вот, в день труда на столичный Центральный аэродром прибыл сам Сталин убедиться, что Коккинаки - лучший испытатель и летчик. И Владимир Коккинаки не подвел, он исполнил самые сложные фигуры высшего пилотажа, чем приятно обрадовал Сталина.Мало кто знает, что летчиком Коккинаки стал не сразу. Сначала в годы революции и гражданской войны он работал на виноградниках, потом служил матросом, еще позже - портовым грузчиком. В 1925 году его призвали в армию, и он начал служить в пехоте. Только после этого сбылась его мечта: он поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а после ее окончания в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.Отец-портовой весовщик.
    Многодетная семья-но почти все вошли в мир знаменитостей, включая даже дочь. Коккинаки, Ирину Владимировну .
    28—29 апреля 1939 года Владимир Коккинаки на самолёте ЦКБ-30 «Москва» с штурманом М. Х. Гордиенко совершил беспосадочный перелёт Москва — Северная Америка (по маршруту Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — Исландия — мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) — остров Мискоу) протяжённостью 8000 километров. 14 января 1965 года Коккинаки В. К. по решению Международной авиатранспортной ассоциации награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров», как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.
  6. +3
    3 октября 2017 23:20
    Хорошее начало, жду продолжения. Есть смысл ввести рубрику на ВО -"Жизнь замечательных людей"
  7. 0
    4 декабря 2018 20:41
    Владимир и Константин Коккинаки дружили с моим дедом Блиновым Константином Тимофеевичем 1904 г.р. Они же вместе занимались борьбой и тяжестями в спортклубе "Спартак" в г. Новороссийске. Ещё мальчишками они помогали красным партизанам, добывая информацию о белых и интервентах в п. Новороссийска. Потом мой дед, как и прадед Блинов Тимофей Иванович, поработал докером в п. Новороссийска, был призван на службу на Балтфлот, служил на крейсерах "Парижская коммуна", "Аврора", окончил школу красных командиров, стал командиром носового плутонга на крейсере. В 1941 пошёл защищать Ленинград в Народное ополчение, сразу же был ранен, потерял руку, потом блокада Ленинграда и ещё ранения при обстреле города, вывезли с семьёй на Большую землю, председатель колхоза в Мариэл, после войны зам.директора на заводе им. Шаумяна в Ленинграде.